Отметим игру слов в ст. 12а: Я вас обрекаю… С трапезой и чашей ср. 1Кор. 10:21–22 , где вопрос апостола Павла: «Неужели мы решимся раздражать Господа?» (ср.: ст. 3) – указывает на то, что он мог подразумевать эту главу книги Исайи. 13–16 Здесь начальный ритм напоминает погребальную песнь или насмешку (ср.: 14:3–23), а острые противоречия похожи на антитезы из Евангелий (напр., ср.: Мф. 25:31–46 ; Лк. 6:20–26 ; Ин. 3:36 ). Имя Бог истины (16) буквально значит Бог «Аминь», то есть Бог всего, что верно и истинно; ср. выражение нашего Господа «Истинно, истинно» («Аминь, аминь») и Его титул в Отк. 3:14 (см. также: 2Кор. 1:18–20 ). 65:17–25 Новые небеса и новая земля. Все новое живописуется полностью в терминах прошлого, только без былой скорби; не заметно попыток описать какой–то иной тип новизны. Отсюда знакомый фон, Иерусалим, и скромные радости, в основном возможность «пользоваться изделием рук своих». Это подчеркивает самые важные моменты в отрывке: избавление от старых недугов (17б), радость (18–19), жизнь (20; см. ниже), безопасность (21–23а), близкие отношения с Господом (23б–24) и согласие между всеми Его творениями. Смысл упоминания столетнего возраста (20) в том, что этот новый мир будет существовать столь долго, что целый век будет казаться до смешного коротким. Сложно сказать определенно, где следует воспринимать эти обещания буквально, а где метафорически. В первом случае они напоминают буквальное прочтение гл. 20 Книги Откровение, где говорится о том, что перед последним пришествием Христа воскреснут праведники и мученики и будут сосуществовать с людьми того времени. Однако против этого свидетельствует последовательность событий, потому что творение нового мира (17–18) предшествует этим благословениям в пророчестве Исайи, но следует после них в Отк. 21:1 . По этой причине вероятней, что нам следует воспринимать этот отрывок как аналогию, а упоминания о грешнике (20; см.: NIVmg.) и змее (25) как обещания суда и победы. Зло больше не будет процветать, и сильный не станет притеснять слабого, искусителю не избежать приговора (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

О вере и добрых делах О спасении Об оправдании Рим.11:5–8 . Апостол, говоря об оправдании без дел, разумел то оправдание, которое подается в крещении: 1Кор.6:11 , а не то, которое будет подаваться на суде Христовом и будет окончательным: Мф.25:34–35 . Первоначальное примирение с Богом подается по одной вере в заслуги Христа за нас пострадавшего, однако окончательное примирение и оправдание подается тому, кто, по словам апостола, последует стопам Его: Рим.12:1 . Конечно, наша жизнь так греховна, что трудно нам надеяться на оправдание своими делами, поэтому и умоляем Господа, чтобы Он не входил с нами в суд, но это не значит, что мы не обязаны заботиться о добрых делах. Об обетованиях Божиих Рим.11:29 . Упоминавшаяся здесь непреложность даров Божиих относится не к отдельным личностям, особенно к таким, которые говорят: «не хотим знать путей Твоих»: Иов.21:14 , а в отношении ко всему Израильскому народу: ст.26–27. Из этого избранного Богом народа многие ожесточились до того, что распяли Господа: Деян.13:27–28 , и вследствие их ожесточения еще раньше, до распятия, Христос сказал им: «Се, оставляется вам дом ваш пуст»: Мф.23:38 ; но тем не менее непреложность Божия обещает снять грех с Израиля, остаток коего должен спастись: Рим.9:27 . О поклонении Богу Рим.12:1–2 . В противоположность ветхозаветным жертвоприношениям, состоящим из бессловесных животных и приносимых часто без участия духа жертвоприносителя, апостол умоляет христиан приносить в жертву собственные тела, т. е. самих себя, отсюда прямой вывод к тому, что христиане должны прославлять и служить Богу не одним духом, но и телом: 1Кор.6:20 ; этому же учил Своим примером Сам Господь: Лк.22:41 . Здесь же апостол призывает познавать, «что есть воля Божия, благая»... а эта воля, между прочим, выражена и о единстве в вере: Ин.17:21 ; Еф.4:4–5 . О пастырстве О подчинении властям О подчинении властям О податях Рим.13:6 . Мы все получили от Бога и все должны посвящать Ему, как верховному Владыке, но так как Он Сам поставил управлять нами Своих слуг и подает нам некоторые блага чрез них, – безопасность, порядок, то и мы обязаны посвящать Богу чрез них, воздавая им: Рим.13:7 ; ибо и Сам Господь не отрекся уплатить сбор за Себя и за ап. Петра: Мф.17:24, 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

Конечно, Церковь неизменно пребывает народом Божьим, совершающим свое историческое шествие к Царству, но только в Евхаристии она становится тем, чем она желает быть. Что же характеризует эту «новую эру» Церкви, этот «новый» эсхатологический статус народа Божьего, осуществляющийся в Евхаристии? Чтобы ответить на этот вопрос, мы опять вернемся к повествованиям о Тайной Вечери, а затем – к евхаристическому опыту Апостольской Церкви. 1. «Один» и «многие» в трапезе Господней Несмотря на многочисленные различия, все повествования о последней Вечери единодушны в следующем: когда Господь наш объясняет смысл трапезы, Он не просто отождествляет хлеб и вино со Своим телом и Своей кровью, но сопрягает это отождествление с другим понятием – Он сам себя предает «для» или «за», «многия» или «вы» ( Мф.26:28 ; Мк.14:24 ; Лк.22:20 ; 1Кор.11:25 ). Эти слова Господа Нашего связывают Тайную Вечерю с библейской традицией «Слуги Божьего» (Ebed Jahve), и Тайная Вечеря может быть правильно понята лишь в рамках этой традиции 14 . Но главная особенность фигуры «Слуги Божьего» состоит в том, что он Тот, Кто принимает на себя грехи «многих» ( Ис.40–55 ) так, что Он сам полностью отождествляется с «многими», и до такой степени, что некоторые экзегеты усматривают в этой фигуре некую «обобщенную личность» 15 народа Божьего 16 . «Один» представляет «многих» – эта идея столь глубоко укоренена к евхаристической традиции Нового Завета, что апостол Павел ссылается на нее как на точное толкование смысла Господней Трапезы, когда пишет: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение (koinônia) Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:16–17 ). Именно в силу этой традиции первые литургические песнопения, например то, которое находится в Флп.2:6–11 , а также наиболее древние, дошедшие до нас евхаристические молитвы (например, 1 Посл. Климента, гл. 59, ст. 2–4; Дидахе, гл. 9, ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

И тем не менее Святой Евхаристии принадлежит центральное положение – и не только в Таинствах, но и во всём Богослужении Православной Церкви. Все Таинства объединяются Святой Евхаристией – или являются условием, подготовкой (Крещение, Миропомазание, Покаяние) к Святому Причащению, или соединяются с ним (Брак, Елеосвящение, Священство, освящение Мира). Весь Богослужебный круг неотделим от Святой Евхаристии – к ней направляется и от неё исходит. Преподобный Макарий Египетский (4 в.) говорит так: «Если и всё церковное правило будет выполнено, но таинственной Евхаристии иереем не совершено, и приобщения Тела Христова не было, то по церковному уставу священнодействие не довершено и служение Таинства недостаточно» (3:438). Более того, святые отцы Церкви смотрят на Святую Евхаристию как на верный критерий правой – спасительной веры. «Наше же учение, – говорит выразитель Священного Предания Востока и Запада святой Ириней, епископ Лионский († 202), – согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение» (2:365). Святая Евхаристия – единственное Таинство, об установлении которого Господь наш Иисус Христос говорил заранее, к которому готовил Своих Учеников (см.: Ин.6:22–58 ), которое Сам установил, Сам первый совершил на Тайной Вечере ( Мф.26:20–30 ; Мк.14 :17–26; Лк.22:14–20 ; 1Кор.11:23–25 ) и которое до сих пор Сам совершает, будучи Приносящим и Приносимым. «Ты бо еси Приносяй и Приносимый, и Приемлемый и Радаваемый, Христе Боже наш», – свидетельствует священнослужитель в тайной молитве при пеции «Иже Херувимы...» (8:127). Это единственное Таинство, которое священнослужитель совершает не только для других, но одновременно и для себя – он предстоит Святой Трапезе и является первым причастником Святых Даров. И место совершения Святой Евхаристии указывается одно – «храм святый». «Кроме посвящённого храма нигдеже творится, и не подобает под великим грехом» («Известие учительное») (8:474). Уже отсюда можно видеть, что «священство – по-преимуществу евхаристическое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Воскрес из гроба, и узы растерзал еси ада, разрушил еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый: явивый же Себе Апостолом Твоим, послал еси я на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, едине многомилостиве. После пения тропаря, возглашаются две ектении: сугубая и просительная, а затем бывает обыкновенный отпуст. По окончании утрени, читается первый час, оканчивающийся хвалебною песнею в честь Богородицы; Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице: но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто неневестная. Мы рабы Твои, Богородица, приносим Тебе песни победные, как помогающей нам в борьбе военачальнице, и благодарственные, как избавленные Тобою от бед. Ты же, как имеющая непобедимую силу, освободи нас от всяких бед, дабы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста неневестная (в брак не вступавшая) . Литургия или обедня Самое важное Богослужение в христианской Церкви есть то, в котором совершается таинство святого причащения. Богослужение это называется литургиею, что с греческого значит: «общественное служение», так как при нем обязаны присутствовать все верующие. Называется оно еще Евхаристией, так как оно совершается в благодарное воспоминание заслуг Христовых; называется также обеднею, так как полагается совершать его в предобеденное время. Установление Таинства Святого Причащения Таинство святого причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос в великий четверг, на тайной вечери, за день до Своей смерти. Преломив хлеб, Он дал его Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое. Сие творите в Мое воспоминание». Потом Христос взял чашу с красным вином и, воздавши хвалу Богу, подал ученикам, говоря: «Пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов. Сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание». ( Мф.26:26-28 ; Мк.14:22-24 ; Лк.22:17,19-20 ; 1Кор.11:23-25 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Было бы покаяние сердечное, были бы слезы от души, было бы искреннее желание исправить свою жизнь... Как говорил один покойный уже Преосвященный, «ешьте уж, что хотите, только друг друга не ешьте» 16 ( Гал.5:14–15 )., – вот такой вам будет Великий пост ...Ведь и Церковь сама зовет нас в предпостовые дни: «Очистим себе братие от всякия скверны плоти и духа ... не снедающее друг друга оклеветанием» 17 . Но сейчас-то, в наши-то дни, столько же ли у нас Великих постов, сколько Пасох? Когда на Светлой заутрене звучат Златоустовы слова «постившиеся и не постившиеся возвеселитеся днесь» 18 , кто с чистой совестью достоверно отнесет себя к числу первых? Уж не тот ли, например, кто с уверенностью говорит: «Как хорошо, что отец такой-то тяжело болен, – это его Бог наказал за то, что он проповедовал, что не надо-де постом физически сильно усердствовать, а нужно ближнего любить»? (Господи, кощунство-то какое! И дело-то в том, что человек этот свято уверен в своей праведности, уверен в том, что он может судить и осуждать, потому что он «правильно» постится! Откуда берется эта человеконенавистническая «правда»?! Уж не от того ли, что у искусителя всегда наготове люди, готовые это кощунство безропотно, а то и вполне заинтересованно выслушать? 19 ) Сейчас-то, в наши-то дни, когда среди остаточного буйства зимы мы слышим в церкви: «Возсия весна постная, цвет покаяния» 20 , «прииде постная лепота» 21 , «благодать Божественная покаяния явися... поприще отверзеся Богоданнаго воздержания» 22 , – готовы ли мы воспринять покаяние – как истинную весну души, обещающую не только многоцветные краски цветения, но и те плоды, которые рождают цветы, но – только тогда, когда они воистину цветы, а не пустоцветы? «Начало умиления и покаяния», «светлая предпразднства воздержания, светлая предпутия поста днесь» 23 , «светлым лицем приидите» 24 , «темже благомудренно начнем братие» 25 и «мирным постоянием, чистою любовию священнейшее время святаго поста восприимем» 26 , – когда мы слышим в церкви эти умилительные призывы, готовы ли мы понять, что мы – пока еще в предпутии истинного поста, мы – пока лишь расстаемся с тем, что, как сказал апостол, и не приближает нас к Богу 27 ( 1Кор.8:8 )., мы – пока лишь совершаем то, что должны, и награды за это ожидать не следует 28 ( Лк.17:7–10 )., истинная же награда и венцы – тем, кто сумеет отвергнуться себя, взять крест своей и последовать за Тем 29 ( Мф.16:24 ; Мк.8:34 ; Лк.9:23 )., кто грядущим Воскресением Своим открывает в душах наших двери Царства, но – только тогда, когда души сами исполнены внутренней готовности это Царство воспринять? «Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

В начале беседы миссионер должен остановиться на подробном объяснении слов Иисуса Христа о поклонении Богу в духе и истине ( Ин.4:23–21 ), так как на неправильном понимании этих слов и основываются сектанты, отвергая всю внешность и обрядность православной Церкви. Сектанты думают, что только внутренняя молитва духовна. Миссионер должен показать несправедливость этой мысли и примерами из св. Писания выяснить, что не всякая внутренняя молитва духовна, и наоборот, что внешние действия или проявления молитвы не только не лишают ее духовности, а напротив – усовершают духовность. Примеры – мытаря и фарисея, из которых первый выражал свою молитву во внешних действиях ( Лк.18:13 ) и был оправдан (ст. 14), второй же молился внутренно «сам в себе» (ст. 11), и молитва его не была угодна Богу. Пример апостола Павла, который говорит о себе, что он служит Богу духом в благовествовании ( Рим.1:9 ), а кому не известно, какие труды и болезни физические понес апостол в благовестии Христовом ( 2Кор.11:23 и д.). Духовною молитву делают благие мысли и чувствования – плоды духа ( Гал.5:22–23 ). Плоды духа (напр., любовь, вера, милосердие и пр.), выражаясь во внешних действиях, становятся возвышеннее, совершеннее (чит. 1Ин.5:3 ; Иак.2:20, 22 ; Мф.25:34–36 ; Иак.2:15–16 ). Напротив, греховные мысли, даже не выражаясь во внешних действиях; суть дела плоти ( Гал.5:20 ). Отсюда вывод: дела, служащие внешним выражением плодов духа, – духовны; духовны, следовательно, и те внешние действия, в которых выражается духовная молитва; духовно то Богослужение, которое служит внешним выражением святых мыслей и чувствований. Далее нужно обратить внимание слушателей на то, что необходимость богослужебного культа вытекает из самого свойства природы человека, в котором душа и тело так тесно соединены, что всякое движение в первой отражается во втором, от избытка сердца говорят уста; отсюда заповедь апостола – прославлять Бога и в телах, и в душах ( 1Кор.6:20 ; 1Тим.2:8 ). Иисус Христос и апостолы не только выражали свою молитву во внешних действиях (коленопреклонении, падении ниц, возведении очей к небу и пр. – Мф.26:39 ; Ин.17:1 ; Деян.20:36 ; 1Тим.2:8 и др.), но ходили и в храм для молитвы ( Деян.3:1, 22:17 ). В заключение не лишне указать на то, что сектанты, поняв неправильно слова Спасителя о поклонении Богу в духе и истине и отвергнув на этом основании всю внешность и обрядность православной Церкви, измыслили свои обряды, свой богослужебный культ, служащий воплощением лжи, проповедуемой ими. IX. О почитании и молитвенном призывании святых

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Сектант : Бог не создал ничего нечистого (см.: Деян.10:15 ; Рим.14:14, 20 ; 1Тим.4:4–5 ; Тит.1:15 ), а значит, в освящении вещества нет нужды. Почему же вы придаете такое значение подобным «священнодействиям»? Священник : Вместе с великим Павлом мы исповедуем, что всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою ( 1Тим.4:4–5 ). Но у апостола, как видишь, принятие творения Божия с благодарением предполагает освящение его словом Божиим и молитвой, а это должны совершать те, кому вверено быть домостроителями Таин Божиих ( 1Кор.4:1 ) и совершать служение Богу ( Евр.5:1 ). Наиболее же подходящее для освящения вещество есть вода, которая затем, при окроплении ею других веществ и предметов, действует как орудие очищения и освящения (см.: Исх.30:18–20 ; Лев.8:6; 14:8 ; Числ.8:7; 19:9–12 ). Уже Ветхий Завет свидетельствует об особой роли воды в созидании, очищении и спасении мира. Еще до начала миробытия Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). Во времена Ноя Бог через воду положил предел безудержному распространению греха (см.: Быт.6:17–22; 7:1–24; 8:1–18 ). По Моисееву закону, всякий человек освобождался от нечистоты через водное омовение себя и своих одежд (см.: Лев.15:10 ). В Ветхом Завете предречена, сверх того, вода, очищающая не только тело, но и душу (см.: Иез.36:25–26 ). А Господь Иисус Христос прямо возвестил о новом рождении от воды и Духа ( Ин.3:5 ), и Он же уподобил Святой Дух рекам воды живой (ср.: Ин.7:38 ). Другое вещество, особенно часто употребляемое при освящении, есть святой елей, а библейские основания для этого я уже приводил. Итак, посредством воды и елея Церковь освящает землю, пашни, плоды, жилища и многое другое, низводя благословение Божие на все, с чем связана повседневная жизнь христиан. Православный : Где в Священном Писании дано повеление освящать воду, елей и всякое иное вещество? Священник : Уже Ветхий Завет знал очищение при посредстве различных молитв и обрядов например, очищение роженицы в сороковой день (см.: Лев.12:7–8 ; Лк.2:22–24 ). Упоминание же о молитвах, как и сами молитвы на освящение воды и елея, на благословение хлеба, вина, плодов и иных снедей, находим у отцов и учителей ранней Церкви (например, у мученика Иустина Философа 131 , у Тертуллиана 132 , у святителя Василия Великого 133 , в древнейших чинопоследованиях и уставах (например, в «Апостольских постановлениях» 134 , относящихся к концу III началу IV вв.) и в первых богослужебных книгах (например, в «Евхологии» Серапиона Тмуитского , IV век). Ныне они собраны в книге, именуемой «Евхологий», которая соединяет в себе Служебник и Требник. Глава 26. Каждение ладаном. Анафора 135 . Хоругви. Свечи

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Пс.2:1–5 ), о чем и свидетельствует история Церкви, повествуя о том, какой каре небесной нередко подвергались гонители и другие враги христианства. Поражая главные антимессианские силы (нечестивых царей), Господь сил будет побеждать и целые народы, которые окажутся враждебными Царству Сына Его, праведно осуждая их, еще в настоящей жизни, на истребление, подобно тому, как это совершилось уже с целыми царствами, оказавшимися враждебными духу Царства Божия в Ветхом Завете ( Дан.2:6–45 ), и как будет совершаться до времени Страшного суда Христова ( Дан.7:9–27 ) с теми, которые окажутся также враждебными Сыну Божию. Сокрушит Он и главу диавола, главнейшего виновника восстания царей и народов против Него и Сына Его. Начало победы над ним уже положено твердое. Апостолы с радостию заявили своему Учителю: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем». И Спаситель, находясь еще на земле, сказал: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша» ( Лк.10:17–18 ), т.е. потерявшего власть. Окончательная победа над ним не дремлет: «Бог мира», по слову апостола, «сокрушит сатану вскоре» ( Рим.16:20 ). Она совершится над ним и над его клевретами тогда, когда истребится и последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ), в тот, следовательно, день, в который закончится существование Церкви воинствующей и начнется существование Церкви торжествующей – Царства славы. К этому моменту все враги Мессии и Господа сил, и оставшиеся в живых, и восставшие из мертвых для «смерти второй» ( Апок.20:14 ), сознают себя побежденными; земля обширная наполнена будет их трупами (исполнит падения). Сыну Человеческому, Мессии-Иисусу, Который явится тогда «с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ), «в славе Отца Своего» ( Мк.8:38 ), останется воздать возмездие благочестивым и нечестивым ( Мф.25:34,41 ). Пс.109:7 От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу. По-видимому, о маловажном случае в жизни Мессии-Иисуса здесь упоминается, именно, о том, как Он, идя на страдания в Гефсиманский сад, чрез поток Кедрон, от потока на пути пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Православная Церковь , подобно благоустроенному обществу, отличающему и награждающему заслуги своих граждан, почитает и прославляет святых, которые при помощи благодати Божией «сохранили в себе невредимым подобие образа Божия и добровольно соединились с Богом, приняли Его в жилище своего сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, чем Он есть по естеству» 350 . Имя святой заимствовано из Писания, где оно дается Богу, Ангелам, человекам и священным вещам. Святые называются праведниками, потому что они неуклонно поступали по оправданиям, или заповедям Господним, и угодниками Божиими, потому что не себе и страстям своим, a Богу угождали, и своею жизнью, подвигами и страданиями содействовали и содействуют утверждению и распространению в мире спасительной веры и св. жизни. Сам Бог в Своем Божественном Откровении прославляет святых Своих, называя их Своими другами еще во время жития их на земле ( Ин.15:14 ); делая их причастниками великой благодати, напр.: способными прозирать во глубину сердца человеческого ( 4Цар.6:12 ; Деян.5:3 ) и знать события отдаленные ( 4Цар.4:19:25–26 ); иметь дивную власть над собою ( 1Кор.9:26–27 ; Деян.5:40, 7:60 ), ближними ( Деян.3:7–8, 5:5:9–10 ), злыми духами ( Лк.8:26–39 ); а на небеси представляя их участниками в вечной славе Божества ( Откр.7:9–17 ), так что Бог является дивен во святых Своих ( Пс.67:36 ), прославляющих Его прославляет ( 1Цар.2:30 ). Прославляя святых яко Своих возлюбленных, Господь внушает призывать их на помощь, напр.: об Аврааме говорит: пророк есть и помолится о тебе, и жив будеши ( Быт.20:7 ); об Иове: идите к рабу Моему Иову. Иов же раб Мой помолится о вас: понеже точию лице его прииму, аще бо не его ради, погубил бых убо вас ( Иов.42:8 ). Почитая святых, Церковь строго различает почитание Бога яко Господа от почитания святых яко служителей Его; и первое называет Божеским служением и поклонением (λατρεα) ( Втор.6:13 ; Исх.32:8 ; Мф.4:10 ; Откр.7:4 ), а второе, низшее (δουλεα), относит к святым ( Откр.22:8–9 ) 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010