2, 34. 43. 44). Василий Великий называет гнев, ργ – стремлением мстить раздражившему (in cap. 5 Esa.). В другом месте он называет ϑυμòν μανíαν λιγοχρóνιον – бешенством кратковременным (Hom. in irascent.). Такое же различие сих понятий предлагает Иероним: ярость (furor) есть начинающийся гнев (ira), а гнев по укрощении ярости жаждет мщения (in Ephes. IV. 31). Ст. 27. Μτε δíδοτε τóπον τ διαβóλω, ниже дадите места диаволу. Διβολος у классиков употреблялось и как имя прилагательное двух окончаний, и как существительное. Оно означало у них: клевещущий, обвиняющий, клеветник. Аристофан (Equit. 45) употребил это слово в превосходной степени: διαβολóτατος. Ксенофонт говорит об Агезилае: τος διαβóλους μλλον, τος κλπτας μíσει – «клеветников больше ненавидел, чем воров, думая, что вреднее лишиться друзей; нежели денег (Ages. 11, 5)». И в Новом Завете, в который перешло слово: διβολος из перевода LXX (с Евр. satan 1Пар. 21:1 . – Иов. 1:6 и дал. Псал. 108:6 ), употребляется оно в качестве прилагательного, в общем значении, напр., 1Тим. 3:11 γυνακας ςατως σεμνς, μ διαβóλους–женам такожде( подобает быти) чистым, не клеветивым; и 2Тим. 3:3 σονται ο νϑρωποι στοργοι, σπονδοι, διβολοι – будут человецы не любовни, не примирительни, клеветницы (сн. Тит. 2:3 ). Как существительное, διβολος у LXX и в Новом Завете означает сатану, начальника бесов, духов злобы, ненавистника добра, виновника зла и врага Божия. Как виновника клеветы и лжи, Спаситель изобразил его в следующих словах: диавол человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи ( Иоан. 8:44 ). Златоуст (tom. 6, Hom. 67), объясняя такое значение слова: διβολος, говорит: «диавол называется так от слова: διαβλλειν, клеветать, потому что он оклеветал (διβαλε) человека пред Богом, оклеветал и Бога пред человеком». В таком смысле διβολος употребляется во многих местах Нового Завета, напр., Мат. 4:1 и след. 25:41 Лук 4:2. 8:12 . Иоан. 13:2 . Деян. 10:38 . Евр. 2:14 etc. В тропическом смысле слово это приписывается человеку действующему по влиянию диавола, исполняющему, его волю. Иоан. 8:44 . 1Иоан. 3:8. 10 . Христос именем диавола назвал Иуду Искариота: един от вас диавол есть. Глаголаше же Иуду Искариота, сей бо хотяше предати его ( Иоан. 6:70 ). В таком же смысле последующие воле диавола называются ιο или τκνα διαβóλου, сынами или чадами диавола; напр., Апостол Павел назвал волхва Елиму: сыне диавол, враже всякия правды ( Деян. 13:10 ); чадам диавола Апостол Иоанн противополагает чад Божиих ( 1Иоан. 3:10 ). В рассматриваемом нами месте некоторые из толкователей (Erasm, Schmidt, Michaëlis, Scholz и др.) принимали слово διβολος в значении клеветника вообще, и из них одни думали, что Апостол здесь внушает христианам не давать у себя, в своих собраниях, места язычникам, клеветавшим на христиан, но Златоуст, Феодорит, Феофилакт и за ними лучшие комментаторы (напр., Мейер) разумеют здесь диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

9) Слова И. Христа: «кому отпустите грехи, тому отпустятся»: Иоан. 20:23 означают не простое прощение друг другу, или извинение одного перед другим, а власть, данную Богом пастырям Церкви. 10) Сектанты: баптисты, штундисты, пашковцы и им под., отвергнув совокупность Евангельского учения о таинстве покаяния, кощунственно говорят: «мы святы... мы не грешим... и если не умрем, то прямо в рай пойдем...» Но не так говорили Апостолы, – эти сосуды благодати Божией, они учили: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас»: 1Иоан. 1:8 . «Все мы много согрешаем»: Иак. 3:2 . Кому верить? 11) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами в вопросе о таинстве Покаяния: Лук. 1:69–72;15:1 ; Деян. 3:19–26;17:30–31 ; Рим. 6:6–8 ; Евр. 6:7;10:26;12:17 ; Лук. 5:21;7:50 ; Иак. 4:8;5:16 ; 2Цар. 12:13 ; 1Иоан. 3:3;6:9 . 12) Объяснение этих мест свящ. Писания дано в книге «Меч Духовный». XXX. О таинстве брака 1) Брак есть таинство, читаем в православном катехизисе. И это слово в полном согласии с учением Евангелия: ибо апостол называет союз мужа и жены тайной великой. ( Ефес. 5:31 ). Союз этот, через видимое благословение священника, благословляется Самим Богом, как сказано: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:6 ). 2) Брак установлен Богом: «Не хорошо человеку одному на земле... И создал Господь Бог... жену, и привел ее к человеку». Быт. 2:18–22 , ср. Быт. 1:28 . «В таинстве брака» члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Что брак есть Божие установление, об этом свидетельствовал Сам Христос Спаситель: «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их...» посему «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию. Так что они уже не двое, но одна плоть»: Мф. 19:3–6 . 3) Союз мужа и жены непременно должен быть только в Господе: 1Кор. 7:39 , т. е. должен быть освящен нарочитою церковною молитвою. Благословенный Церковью брак есть великая тайна: Ефес. 5:31–32 , потому он приравнивается апостолом к союзу Христа с Церковью: Ефес. 5:23–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Объяснения адвентистами знамений солнечного и лунного затмений, а также звездного дождя, считать за исполнение указанных Христом признаков второго Его явления нельзя: это были явленья местные, а в Евангелии указаны явления всемирные, сопровождающие ужасную катастрофу всей земной планеты ( Мф. 24; 29 . Откр. 6; 12–14 ). Затем полезно указать, на основании слова Божия, действительные признаки второго пришествия Христа: 1) великая мировая скорбь ( Мф. 24; 6–8. 21–22 ); 2) проповедь Евангелия всему миру (ст. 14); 3) спасение всего Израиля ( Римл. 11; 25–26 ); 4) уменьшение на земле веры и благочестия ( Мф. 24; 10–12, 23–24 . 1Тим. 4; 1–2 . 2Тим. 3; 1–5 ); 5) явление антихриста ( 2Фес. 2; 1–12 ); Отличие его от лжеучителей ( 1Иоан. 2; 18–19 ): а) он – зверь ( Откр. 13; 2, 6 ), которому дана сила великая; б) он – человек греха ( 2Фес. 2; 3 ), который будет находиться под воздействием сатаны; в) он будет, «обольщать народы и распространять богохульное учение» ( Откр. 13; 5–6 ); г) будет творить чудеса ( 2Фес. 2; 9 ); д) ему будет помогать другой зверь ( Откр. 13; 11–18 ); е) он сядет в храме, выдавая себя за Бога ( 2Фес. 2; 4 ); ж) многие поклонятся ему, прельстившись его учением ( Откр. 13; 8 ); з) владычество его продолжится 3 1/2 года ( Откр. 11; 3. 12; 6 ); и) он будет убить духом уст Божиих ( 2Фес. 2; 8 ); 6) изменение природы ( Мф. 24; 29 . Откр. 6; 12–14 ); 7) явление на небесах знамения Сына Человеческого ( Мф. 24; 30 ); 8) пришествие Сына Божия будет только одно ( Евр. 9; 28 ), поэтому нужно спросить адвентистов, где сказано, что будет еще два пришествия Христа? Под тысячелетним царством нужно разуметь неопределенный период времени от Рождества Христова до страшного суда, ибо Царство Христово уже есть на земле, ( Мф. 3; 2–4; 17 . Лук. 9; 2 ); в то же время сказано, что Царство Христово не от мира сего ( Иоан. 19; 36 . Рим. 14; 17 ). Царство Христово это – Его Церковь , где Он обещал пребывать ( Мф. 28; 28. 18; 20 ). Оно вечное ( Мф. 16; 18 ), а не тысячелетнее. Связать сатану – значить, уничтожить его власть ( 1Иоан. 3; 8 . Иоан. 12; 31 . Мф. 10; 1 . Лук. 10; 17 . Кол. 2; 13–15. 1; 12–13 ), что уже исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

47), с вечерию, в которой принимают участие и недостойные (22:3. 13). В церкви, учил Он, есть рабы добрые и худые (18:23 и сл.; 25:14 и сл.), есть девы мудрые и юродивые (25:1 и сл.), овцы и козлища (33 ст.). Если бы согрешающие переставали принадлежать к церкви, то Спаситель не научил бы учеников Своих молиться: и остави нам долги наша ( Мф. 6:12 ), 504 ) и не установил бы в церкви таинства покаяния для очищения грехов ( Иоан. 20:22–23 ). Так учили и апостолы. В велицем дому, по словам ап. Павла, не только сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни ( 2Тим. 2:20 ). Полная и совершенная святость – состояние не настоящей, а будущей жизни; в настоящей же жизни никто не свободен от греха ( 1Иоан. 1:8 ). Посему апостолы предлагали увещания, ввели многие постановления для немощных членов церкви ( 1Кор. 1:10; 4:18, 21; 6:6 и сл.; 1Иоан. 1:8–10; 2:1 ; Иак. 5:16 ). К церкви апостольской принадлежали Анания и Сапфира ( Деян. 5 гл.), в церкви коринфской был кровосмесник, наказанный отлучением ( 1Кор. 5:1–6. 13 ), и другие грешники, от общения с которыми апостол убеждает удаляться (ст. 11 и 12). Святость всех членов церкви еще есть цель, которой достигать должна церковь данными ей средствами. Но присутствие в церкви слабых и немощных членов не препятствует телу Христову оставаться чуждым скверны или порока, ибо каждый из членов ее в отдельности не составит церкви, равно и церковь не есть только численное множество, составленное из отдельных единиц, но возглавляемое Самим Господомъи состоящее из верующих в Него тело Христово, в котором всегда пребывают глава ее Христос и невидимый правитель – Дух Св. с полнотою освящающих сил и средств. Посему присутствие в церкви несовершенных членов не препятствует ей процветать духовными совершенствами, подобно тому, как неразвившиеся и даже усыхающие ветви на дереве не мешают ему зеленеть, цвести и приносить плоды, пока корень его цел и жизненная сила не перестает разносить по всем частям его питательные соки. Слабые, но не отпадающие от церкви, доколе они связаны с нею исповеданием веры во Христа и общением в таинствах, могут мало-по-малу оживляться, очищаться, укрепляться благодатными средствами и делаться способнее к участию в жизни, разливаемой от корня или главы тела животворящею силою Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Итак, устное исповедание грехов пред священником, имея основание и начало в ясно выраженной воле Божией о кающихся грешниках, существовало и по неложному обещанию Господню («кому простите грехи, тому простятся») должно существовать всегда в Церкви Христовой, как необходимое условие для получения прощения грехов от Самого Господа. Тексты Св. Питания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение: 2  Цар. 12:13; Лук. 5:21 ; 1Иоан. 2:1 ; Иак. 5:16 ; Мф. 6:12 ; Иер. 17:5 ; Мк. 2:5 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов. В таинстве покаяния– христианин получает разрешение от грехов, совершенных после крещения: Иоан. 20:21–23 ; Мф. 18:18 ; Деян. 19:18 ; 1Иоан. 1:8–9 ; Мф. 3:6 ; Сир. 4:30 ; 2Цар. 12:13 . Покаяние или исповедь существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Притч. 28:13 ; Пр. Сол. 11:24; Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездры 10:10–11; Неем. 1:6–6 ; Ионы гл. 3-я. Пропов. о покаянии: Иоан. Креститель: Мф. 3:2–6 ; Мк. 1:5 . Христос обещал апостолам дать власть прощать или разрешать людям их грехи; Мф. 16:19, 18:18 , а по воскресении даровал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . Св. апостолы пользовались этою властью прощать и связывать грехи: 1Тимоф. 1:20 ; 1Кор. 5 гл.; 2Кор. 2: 8–10 . Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тимоф. 5:18–20 ; Ефес. 4:11 ; Иуд. ст. 22 – 23, ибо Христос сказал им: Матф. 20:20 . Без исповеди человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . 6. О ТАИНСТВЕ БРАКА. Сектанты не признают брака за благодатное установление, а только за священный обряд. Православная же Церковь , согласно с словом Божиим признает и учит, что брак есть таинство. И Св. Писание ясно указывает нам, что брак есть таинство. В книге Бытия находим свидетельство, что брак благословил Сам Бог (1, 28). Господь Иисус Христос, бывший на браке в Кане Галилейской, Своим присутствием благословил и освятил брак ( Иоан. 2:1–11 ). Когда к Христу Спасителю обратились фарисеи с вопросом: «позволительно ли разводиться мужу с женою» ( Мк. 10:2 ). Он дал истинное понятие о браке, как таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Церковь обязывает каждого верующего с семилетнего возраста исповедоваться, по крайней мере, один раз в год. Обязанность сия лежит на каждом христианине, какое бы он звание ни носил и какую бы святую жизнь ни вел. Ибо никто не свободен от греха, хотя бы один был день жизни его ( 1Иоан.1:10 ). Самые св. Апостолы говорили о себе: «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Иоан.1:8 ); «много бо согрешаем вси» ( Иак.3:2 ). А прощение во грехах сделанных после крещения можно получить только через Таинство покаяния и в нем через исповедь во грехах своих ( Деян.5:31,11:18 ; Иов.1:9,2:8 ; Матф.18:18 ; Иоан.20:23 ). Необходимо каждому исповедаться во грехах, когда ему угрожает большая опасность смерти. Так каждый находящийся в тяжкой болезни, готовящийся к продолжительному и опасному путешествию, к сражению, к опасной операции, женщины перед разрешением от бремени и среди тяжких родов обязаны исповедоваться. Непременно обязаны исповедоваться в грехах всей жизни своей готовящиеся принять сан священства или вступить в чин иноческий. Полезно исповедоваться перед вступлением в брак. Находящийся же в смертном грехе обязан исповедоваться, когда ему надобно совершить или принять какое-либо Таинство, и всякому, в случае тяжкого грехопадения, церковь внушает не отлагать покаяние, а ускорять оное (о должн. приход. пресвит. о покаян.), чтобы поскорее избавиться от власти и насилия демонов и не умереть во грехе. Можно причаститься Святых Таин только после исповеди и разрешения от грехов ( 1Кор.11:28 ). Велено допускать к исповеди и святым тайнам и преступников, осужденных на смерть (Полн. Собр. Зак. I. 412, гл. 4). Необходимость устной исповеди Исповедь, совершаемая перед священником, должна быть устная, живым голосом. Так всегда исповедь совершалась в церкви. И конечно пастыри церкви не могут пользоваться своею властью вязать и решить, когда сам кающийся не откроет вполне всех своих грехов. Грешник, не стыдившийся оскорблять Бога и даже иногда хвалиться грехом, должен исповедовать его перед служителем Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

– «Если запрещено воздавать злом за зло ( Римл. 12, 17 .), то как объяснить настоящую угрозу Апостола? Отвечаем: заповедь говорит о не воздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и Вере, то совершающего оный должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних ( Деян. 13, 8–11 ).» (Феофилакт). – Понося нас злыми словами: по подлиннику (40), – речь о сплетне и клевете. – И не довольствуясь тем и проч.: мало того, что он унижает и поносит нас, – он и сам не дает пристанища странствующим проповедникам Евангелия и других отклоняет от этого (κωλειν значит, «мешать, препятствовать, удерживать, отклонять»): не пускает даже в дом свой для молитвы во время богослужения (см. в примеч. к 9 ст.) благодетельствующих (41) братьям – странникам (ср. примеч. к 5 ст. ). – (Lange). Возлюбленне, не уподоблйс но блгом. блготворй, Бга есть: а не вид Бга. ( 1Петр. 3, 11. 13. 1 3, 6–10 и дал.). 11. Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога: a делающий зло не видел Бога. 11 . Не подражай (μ μιμυ) злу, но добру: (42). Кто делает добро (43), тот от Бога – (κ το Θεο στν): см. примеч. к 1Иоан. 3, 9. 10. 4, 1 . – А делающий зло не видел Бога (οχ ρακε τν Θεν): см. примеч. к 1Иоан. 3, 6. 8. 12. 20. 2, 3 . свидтельствовас всхъ, и самы истины: и мы же свидтельствемъ, и всте, к свидтельство наше истинно есть. (Дян. 19, 24. 1. Тим. 3, 7. 21, 14 19. 35). 12 . О Димитрие: лучшие из толковников согласны в том, что с Димитрием прислано было настоящее письмо Иоанна Богослова Гайю и что Димитрий быль странствующим проповедником Евангелия, или евангелистом (примеч. к 7 ст.) (44). – По всей вероятности с ним были и другие евангелисты, так как до сего места Апостол говорит не об одном лице, а о братьях-странниках (6–8 ст.); – упоминает Апостол одного Димитрия, очевидно потому, что он известен был Иоанну, как мудрый и опытный проповедник и как человек строгой жизни и особенно ревностный к служению своему; так что другие путешествовавшие с ним евангелисты находились под его руководством и были только сотрудниками его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть“ ( 1Кор. 10: 12 ): «Все мы много согрешаем“ ( Иак. 3: 2 ). «Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения“ ( 2Петр. 3: 17 . Евр. 3: 12, 14 ). «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду“ (2 Иоан. ст. 8-й См. 1Петр. 5: 8 . Иак. 4: 7 . Еф. 6: 11–17 ). Если бы уверовавшие во Христа не могли уже отпасть от Него, то для чего было бы и предостерегать их от этого, для чего было бы им и молиться словами молитвы Господней: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго»? Печальный пример отречения от Христа ап. Петра всегда должно помнить всем верующим и особенно впавшим в духовную гордость и самонадеянность сектантам, утверждающих, вопреки слову Божию, что они уже окончательно и навсегда спасены. А особенно нужно им помнить слова св. Иоанна: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас“ ( 1Иоан. 1: 8–10 . См. 2Тим. 2: 26 . 1Тим. 5: 15 ). II. Вопросы и ответы православного 1) Что нужно для спасения человека-грешника? а) Прежде всего нужна правильная вера в Троичного Бога и в искупительные заслуги Сына Божия: «Кто не будет веровать, осужден будет“ (Map. 16: 15–16): «без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает“ ( Евр. 11: 6 ). Вера должна соединяться с покаянием во грехах своих: «Покайтесь и веруйте в Евантелие“ (Map. 1: 15). б) Нужна надежда на спасение, даруемое Господом, ибо кто не надеется на могущество и милосердие Бога, тот и не верует в Него: «Дом же Его мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца“ ( Евр. 3: 6 ). «Возлюбленные, мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист“ ( 1Иоан. 3: 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

12) Слово «невозможно» относится к человеку, совсем и навсегда погрязшему в грехах, а не к Богу, Которому «все возможно» (Мф. 19:26; Мар. 14:36 ) и Который «не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» ( 2Цар. 14:14 ); «рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Иса. 59:1); и Христос «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9:13), чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Приведенные слова ап. Павла из его послания к Евреям (6:4–6) нужно понимать так: людей, которые просвещены были св. Крещением, вкусили дара небесного, то есть Тела и Крови Христовой, сделались причастниками Духа Святого в таинстве св. Миропомазания, познали истину учения св. Евангелия, – людей, которые уже близки были к Царству Божию, уже предвкушали духовно блаженную вечную жизнь, и которые, несмотря на все это, отпали от Христа и даже ругаются Ему, – невозможно обновлять покаянием: они уже ни за что не раскаются, ибо не захотят; они погибли для Царства Божия; грех так уже их пленил, так овладел ими, что они потеряли способность к покаянию; они, как диавол, сознательно противятся Богу и, даже «если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» ( Лук. 16:31 ). Что касается того утверждения сектантов, что каяться в грехе можно только один раз, то им нужно напомнить слова ап. Иакова: «все мы согрешаем» (гл. 3:2); а если много раз согрешаем, то много раз должны и каяться Тому, Кто и людям велел прощать друг другу даже не до семи, «но до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Милосердие Божие неизмеримо; оно больше всех наших и всего мира грехов, которые, как бы не были часты, вследствие испорченной Адамовым грехом нашей природы, при искреннем нашем покаянии, все простятся: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Исаи 1:18 ). Не простится, по слову Христа и Его св. Апостола, один лишь грех человека, это – «грех к смерти» ( 1Иоан. 5:16 ), или «хула на Духа Святого»; такой грех «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32), ибо это – такое состояние человека, когда он «произвольно грешит» до самой смерти и умирает ожесточенным врагом Божьим, не признавая ни Бога, ни Его законов, попирая полученную им в св. таинствах благодать Святого Духа; о таком человеке, говорит ап. Иоанн, и молиться бесполезно ( 1Иоан. 5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1253 Ибо верно сообщить то, что ему открыто и что он видел – было мыслью писателя; это есть его единственная цель (ср. гл. 1,1. 19; 2, 1. 8. 12. 18; 3, 1. 7. 14; 4, 1., 10, 4; 14, 13.; 19, 9; 22, 20 и т. п.), и преследует ее с такою необыкновенною верностью, что ни однажды не прибавляет от себя чего-либо о применении сообщенного (ср. особенно послания, гл. 2.3) и так далек от возвышения своей личности, что ничем иным не хочет быть, как δολος ησο Χρ. (гл. 1.1) и δελφς μν α συγοινωνς ν τ θλει α βασιλεα α πομον ησο Χρ. (гл. 1:9). (Даже в месте, касающемся хилиазма (гл. 20:1–10) нельзя находить какой-либо цели псевдо-Иоанна при написании книги; ибо как с этим согласить, что именно в этом месте образ речи говорит о том, что главный предмет затронут лишь весьма кратко. Как иначе поступали хилиасты всех времен!). 1254 Если сюда присоединить еще, что Апокалиптик (на временно-историческом основании) истинно созерцал в пророческом духе состояние будущей церкви, то этот аргумент еще более усиливается (Против этого, здесь только затронутого аргумента, нельзя возразить, что апокалиптик посрамился с своим пророчеством, так как он обещал исполнение в скором времени [ν τχει с. 1.1.; γρ αιρς γγος, c. 1, 3 и 22, 10]; потому что исполнение содержащих в Апокалипсисе предсказаний началось уже действительно со времени их проречения и с тех пор постоянно продолжалось [на что даже может указывать 1Иоан. 2,18 . αχτη ρα εστ]; не говорим о том, что главный предмет апокалипсического предсказания, – разрушение Иерусалима действительно, и в полном смысле νιπχα случалось по написании Апокалипсиса). 1255 Таково напр. первое доказательство, приводимое против подлинности Апокалипсиса де-Ветте, «что Апокалиптик несколько раз называет себя, а евангелист ни одного», что, очевидно, стоит в связи со всем различием образа представления в Евангелии в Апокалипсис. Апокалипсис есть книга пророческая. Все ветхозаветные пророки называют себя в своих пророчествах (но не исторических книгах, написанных ими), и весь авторитет и действие какой-нибудь пророческой книги основывался прямо на имени ее писателя. Так называет себя и апокалиптик, поскольку он ясно должен быть от всех признан рабом, которому Господь вверил тайну Своего домостроительства и который во имя Его говорил в αποαλυις ησου Χρ. – Кроме того, никакой писатель не обязан, называя себя в некоторых называть себя во всех своих писаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010