Святой Павел не касается в Послании к Евреям вопроса происхождения Единородного Сына Божия ни по божеству, ни по человечеству. Но подобно тому, как свойства предвечного рождения Сына вытекают из слов апостола об участии Его в творении мира, так и некоторые свойства телесного рождения Спасителя во времени можно вывести, исходя из рассуждений о неотъемлемых качествах Его богочеловеческой сущности. Нет сомнений, что Иисуса Христа нельзя считать Сыном Божиим только по божественной природе, иначе придется отрицать и само Боговоплощение. У человеческой природы Христа нет отдельной ипостаси - она воипостазирована в Ипостась Сына. Таким образом, Спаситель и по человечеству есть истинный Сын Бога Отца, о чем, как о наиважнейшем свойстве Христа, особенно настаивает святой апостол Иоанн Богослов (1Иоан.4: 2-3, 9, 14-15). Апостол Павел нигде в Послании не разделяет Личность Сына, чем указывает, что Христос по человечеству является истинным образом Ипостаси Отца и сиянием Отчей славы. Эту тайну приоткрыл Сам Господь в разговоре с учениками на Тайной вечере: " Я и Отец - одно " и " Я в Отце и Отец во Мне " (Иоан.14:11), говорил Он им, и " видящий Меня видит Пославшего Меня " (Иоан.12:45). А так как известно, что " Бога не видел никто и никогда " (Иоан.1:18), то слова Спасителя " видящий " и " видел " необходимо отнести к человеческой природе Христа, " Который есть образ Бога невидимого " . (2Кор.4:4). Поэтому происхождение Богочеловеческой Личности, на основании учения апостола Павла, представляется следующим образом: Бог Сын непостижимо и неизъяснимо рождается от Бога Отца, по божеству - безвременно и неотлучно от Отца и от Духа, по человечеству - в определенный час действием исходящего от Отца Святаго Духа. Главные же свойства непостижимого рождения и во времени, и вне времени таковы: причина рождения - Отец, действие - Святый Дух, рождаемое - Сын Божий, сияние славы и образ Ипостаси Отца. Такие выводы согласны с Евангельским рассказом о благовещении. Ангел, посланный благовестить Пресвятой Деве Богородице, сказал Ей: " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (Лук.1:35). Ангел не сказал: рождаемый человек или рождаемый Бог, но сказал - рождаемое Святое. И не сказал: будет Сыном Божиим, но: наречется Сыном Божиим. Это сказано по той причине, что имя Сын Божий уже существует и принадлежит Ему прежде рождения Его по плоти. Посему ангел очень точно выражается, говоря, что рождаемое " Святое " - т.е. человеческое естество Сына Божия, наречется (унаследует) имя Сын Божий. Так учит и апостол Павел: " Будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя " (Евр.1:4). Наследовал законно и праведно, сразу в Рождестве, а не по прошествии времени. И как Истинный Сын Божий по естеству абсолютно совершен и свят и не имеет в Себе никакого ущерба или недостатка, ни в божественной Своей природе, ни в человеческой.

http://ruskline.ru/analitika/2008/04/21/...

Вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня, а если иной придет во имя свое, Его примете» ( Иоан.5:40–43 ). Еще прямее говорил Господь о зависимости веры в Него от любви к правде всем Иудеям: «Аз зане истину глаголю не веруете Ми... Сего ради вы не послушаете, яко от Бога несте» ( Иоан.8:46,47 ). А раньше Господь прямо говорил им, что они дети дьявола и потому не понимают Его речей; в другом месте: «вы не верите, потому что вы не из овец Моих» ( Иоан.10:26 ), а своим ученикам Он обещал, что Дух Святый, грядущий после Его отшествия, «обличит мир о грехе, о правде и о суде: о грехе – что не веруют в Меня» ( Иоан.16:8,9 ). Следовательно и здесь Господь признает единственным препятствием к вере злое произволение человека. Так и апостол Иоанн предупреждает верующих что «кто не от Бога, тот не послушает нас» ( 1Иоан.4:6 ), т. е. не может уверовать. Итак прежде, нежели получит веру, человек должен возлюбить добро и возненавидеть зло, т. е. раскаяться. Посему Господь и укоряет фарисеев, что они не раскаялись и потому не могли поверить проповеди Предтечи ( Мф.21:32 ). Посему то самое явление Христа миру было предупреждено от Св. Предтечи проповедью и «крещением покаяния», да и сам Господь призывал прежде к покаянию, а затем уже к вере: «покайтеся и веруйте в Евангелие» ( Марк.1:15 ). Итак, если вера и зародиться в нас не может иначе как через подвиг благого произволения, то весьма понятно, что делами же вера достигает и совершенства, как говорит ап. Иаков ( Иак.2:22 ), а напротив, от беззаконий люди терпят «кораблекрушение» в самой вере ( 1Тим.1:19 ), которая сохраняется лишь в «чистой совести» ( 1Тим.3:9 ) и таким образом представляется делом постоянного «подвига», которым подвизается христианин ( 1Тим.6:12 ), или по посланию к Галатам, она является одним из плодов чистой духовной жизни, наравне с милосердием и воздержанием ( Гал.5:22 ). Не ясно ли из всех этих священных изречений то, что говорил божественный Златоуст: «никто находясь в заблуждении не захочет обратиться к вере, если предварительно не предпишет самому себе доброй жизни и никто не останется в неверии, если предварительно не решит навсегда остаться злым» (Бесед.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Таким образом, их праведность была не то, что праведность так называемых Фарисеев, как увидим из Евангелия, – одна внешняя, без внутренней, каковая не делает человека праведным пред Богом. «Надобно заметить, пишет проф. Богословский, что праведность, усвояемую здесь Захарии и Елисавете, а в некоторых местах нового завета и другим лицам подзаконным, напр., Симеону ( Лук.2:25 ), Лоту ( 2Пет.2:7 ), нельзя смешивать со святостью или оправданием от грехов, которые даруются человеку только кровью Иисуса Христа ( 1Иоан.1:7, 2:2 ). Это была праведность законная, которая никогда не могла быть совершенною и способною примирить Бога с человеком ( Гал.3:10–11 ); эта праведность только усиливала жажду к искуплению и возбуждала в сердцах людей чувства покаяния и веры в Мессию». Лк.1:7 . И не бе има чáда, понéже Елисавéт бе неплóды, и óба заматоревша во днéх своих беста. (У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.) Не бе има чада (у них не было детей) и пр. Обилие детей и потомства у евреев считалось видимым выражением особенного благословения Божия за благочестие и, наоборот, бездетство служило знаком немилости Божией к грешным людям ( Втор.28:18 ); так как в ветхозаветное время благочестие тесно соединялось с обилием благ внешних: да благо mu будет и долголетен будеши на земли (5-ая запов.). И вот у Захарии и Елисаветы, несмотря на их праведность, не было детей. Но это было попущено Богом для испытания их веры, подобно как то было с Авраамом и Саррою, – т. е. для того, чтобы еще более укрепить их веру и возвысить их праведность, через что они могли бы удостоиться чести быть родителями Предтечи Христова. Правда, об испытании веры здесь не говорится, пишет один из толкователей Евангелия (проф. Богосл.), но говорится о физической причине их бездетства – неплодстве Елисаветы и, вообще, старости обоих (оба были уже в летах преклонных – заматеревши во днях своих беста); но это – потому и для того, что евангелист поставил себе целью выставить на вид и как можно яснее чудесность события.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

3) Сектант (штундо-баптисты) : Мы признаем и совершаем над крещенными возложение рук, но отрицаем Миропомазание; ибо о нем ничего не говорится в Св. Писании. Объяснение православного: Правда, первоначально св. Апостолы низводили на крещающихся дары Святого Духа чрез возложение рук, но потом, по указанной выше причине, то есть вследствие многочисленности крещающихся, они заменили его Миропомазанием; на это есть указания не только в книгах отцов и учителей Церкви первых времен христианства, но и в Писании, говорящем о получении верующими Святого Духа чрез Миропомазание. «Вы имеете помазание от Святого, говорит ап. Иоанн, и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте“ ( 1Иоан. 2: 20 и 27). «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Kop. 1: 21–22). Здесь «помазанием“ называется такое действие, которое, как и возложение рук, подает от Святого“ (то есть Духа Божия) знание истин веры («знаете все“) и научает ей («учит вас всему“), чрез которое Сам Бог, помазавший нас, «утверждает нас во Христе“, «запечатлевает нас и дает залог Духа в сердца наши“, то есть «помазанием“ здесь называется такое священное действие, которое подает нам научающие и укрепляющие в вере дары Св. Духа. И как печать кладется на свидетельстве для удостоверения личности человека или известных прав его, так и в Миропомазании кладется на человека печать благословенного мира в удостоверение того, что он принадлежит Богу и, получив дары Святого Духа, имеет право на общение с Богом. «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии“ ( Рим. 8: 15–16 ). Само слово Христос (от греческого слова «хризо» (χρζω) – мажу и «хрисма“ (χρσμα), – помазание – означает «помазанник“ как и имя «христианин“ означает человека, принявшего помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Для того чтобы различать духов, которые воздействуют на человека, нужно иметь дар различения духов, о чем и говорится в Библии. «Иному различение духов» ( 1Кор.12:10 ). В Библии, наряду с даром (способностью) различения духов, дается совет, который может применить каждый человек для распознавания духов, связанный с испытанием духов. «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Иоан.4:1–3 ). Слово «исповедовать» обозначает не просто верить, но и исполнять заповеди Христовы, то есть делать добро. Библия советует человеку не служить духам зла. Потому что «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» ( Пс.36:9 ). Потому что от зла, добра не бывает, так как «убьет грешника зло» ( Пс.33:22 ). По вопросу о том, Кто такой Дух Святой, что Он Собой представляет, написано большое количество богословской литературы в православии, католичестве, протестантизме. Одним из давних расхождений между католиками и православными является вопрос «об исхождении Святого Духа» (спор о так называемой филиокве). Католики заявляют, что Святой Дух исходит, цитирую «от Отца и Сына». Православная церковь учит о том, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Иоан.15:26 ). Святой Дух выполняет волю только Бога-Отца, но может исходить от Бога-Отца и по ходатайству Сына, и во имя Его. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» ( Иоан.14:16–17 ). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Иоан.14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

И на это дает указание св. Иоанн Богослов, предостерегая всех нас: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти, не есть от Бога, но это – дух антихриста, о котором вы слышали что он придет и теперь есть уже в мире»  ( 1Иоан. 4, 1–3 ), конечно, надо помнить, в лице «предтеч» его – тех «антихристов многих», о которых говорит св. Апостол выше во 2-ой главе своего послания (ст. 18). Вот мы и видим весьма яркое – более, чем когда-либо в прошлом! – осуществление всего того, о чем писал св. Апостол еще в 1-ом веке! Сколько появлялось с тех пор «антихристов», которые «не исповедывали Иисуса Христа, пришедшаго во плоти» или исповедывали его ложно, притворно, вводя людей в заблуждение и борясь в действительности с истинной верой Христовой – или вовсе отвергая ее или извращая и искажая ее. Но особенно много появилось таких «антихристов» в наше поистине злокозненное время, когда эти «антихристы», явные или скрытые, захватили фактически полностью или почти полностью всю власть, и гражданскую и церковную, весь капитал и прессу в свои цепкие руки, решительно отстраняя, а иногда даже физически уничтожая всех, кто становился им на пути, кто мешал им в осуществлении их стремлений и вожделений. А чего они еще не достигли, к этому идут они весьма настойчиво и напористо, не останавливаясь ни перед какими мерами жестокости, обмана и насилия, лишь бы достигнуть своей цели. Эти «антихристы» и их пособники, с помощью  власти, капитала и прессы,  подчиняют себе и своему влиянию всех, кто духовно слеп или, порабощенные своими страстями и думая только о беспрепятственном удовлетворении им, закрывают глаза на чистую, беспримесную истину Христову, не желают читать и слышать предостережений и предупреждений Слова Божия и Святых Богоносных мужей и наставников веры – кто уже духовно не свободен, а так или иначе порабощен этими «антихристами», служит и угождает им, пользуясь за это столь вожделенными ему земными благами: властью, почетом, деньгами, роскошной жизнью и низменными плотскими удовольствиями и наслаждениями, в которых не встречает для себя запрета и препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

О, как эти слова, это пророчество близко напоминают нам наших социалистов и всех именующих себя “освободителями!” “Горе им, – восклицает другой Апостол – Иуда, горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упор­стве погибают, как Корей! Это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, два­жды умершие, исторгнутые, – свирепые волны, пенящиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки! Это – ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям нечестиво и беззаконно, уста их произносят надутые слова, они оказывают лицеприятие для корысти, это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа”. Предостерегая от таковых, Апостол Павел запрещает разде­лять с ними даже трапезу ( 1Кор. 5:11 ), а святой Апостол Иоанн Богослов, сей великий апостол любви, почивавший на персях возлюбившего его паче всех Господа, называет их обольстителями, слугами антихриста и даже антихристами, и не позволяет приветствовать их, ибо “приветствующий такового, – говорит он, – участвует в злых делах его” ( 1Иоан. 4:1–4 ; 2Иоан. 7:10–11 ). С одним из таковых возлюбленный ученик Христов не захотел даже оставаться под одною крышею и бежал из того дома, где встретил еретика. Умоляю вас и я, возлюбленные мои, берегитесь таковых! Святая Церковь дала вам пастырей, благодатью священства облеченных: их и слушайтесь! Правда, немало среди них немощных, много заботами земными удрученных, но Господь не позволял судить даже книжников и фарисеев, а повелевал слушаться их, пока они возвещали закон Божий: вся елика рекут вам блюсти – соблюдайте и творите, по делам же их не творите! ( Мф. 23:3 ). Тем паче слово это следует соблюдать в отношении к немощным пастырям Церкви Христовой. Идите к ним за святое послушание Церкви-матери, паче же Самому Христу Спасителю, рекшему: слушаяй вас Мене слушает и отметайся вас Мене отметается ( Лк. 10:16 ). Молите Главу Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, да речет Он вам волю Свою чрез тех, кого Он же поставил пасти Церковь Свою, искупленную Его честною кровью. И сие будет делом послушания, и в сем проявится достолюбезное христоподражательное смирение ваше, во исполнение реченного Господом устами Его Апостола: повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся, ибо они пекутся о душах ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Слово Божие учит нас, что Христос есть новый Адам ( 1Кор. 15, 45 ), и что как от первого Адама распространились на всех потомков его грех и смерть, так точно и от второго Адама распространяются на всех, рождающихся от Него ( 1Иоан. 2, 29 ), праведность и жизнь ( Рим. 5, 15–19 ). Но грех и смерть от первого Адама сообщились всем потомкам его действительно и заразили самую природу нашу; след. так же действительно сообщаются нам и от второго Адама праведность и жизнь и очищают самое естество наше. Равным образом Слово Божие учит, что Бог даде того (Иисуса Христа) главу выше всех Церкви, яже есть тело его, исполнение исполняющего всяческая во всех ( Еф. 1, 22. 23 ), и что все мы, верующие в Него, составляем живые члены тела Его ( Еф. 5, 30 ). Но из главы естественно и действительно разливается жизнь во все члены тела; след. невозможно, чтобы и от Господа Иисуса так же естественно и действительно не сообщалась Его жизнь, праведность и святость всем, истинно верующим в Него. 3) С понятием об искуплении или восстановлении. Восстановление человека есть не что иное, как возведение его в первобытное состояние, в каком он находился до падения. Но до падения человек был действительно невинен, праведен и свят. След., в такое же точно состояние ему надлежит возвратиться и чрез восстановление. Иначе, если восстановленные и оправданные по прежнему остаются во грехах, без праведности и святости, а только получают прощение грехов и совне прикрываются праведностию Христовою: в таком случае восстановления собственно нет, и оно – один призрак или восстановление кажущееся 798 . § 197. Вера есть первое условие со стороны человека для его освящения и след. спасения Благодать Божия, совершающая наше освящение, хотя простирается на всех людей, но не действует на них против их воли, – и самым делом освящает человека-грешника, а вслед затем спасает его, только при известных с его стороны условиях. Первое из этих условий есть вера. 1. Под именем веры вообще здесь разумеется свободное принятие и усвоение человеком, всеми силами души, тех истин, которые Бог благоволил открыть нам во Христе для нашего освящения и спасения 799 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   Еще: в X и XI гл. 1-го послания к девственникам Климент порицает некоторых девственников, которые слишком близко обращались с девственницами и вообще с женщинами, выдавали себя за учителей истины, хвастались своим знанием, а между тем учили пустому, сами не понимая того, что говорят, и только торговали и искали корысти именем Христовым. Не гностики ли — эти мнимые девственники и хвастуны-учители? Если да, то это новое доказательство древности, а пожалуй и подлинности посланий Климента. Против гностиков направляли уже свою речь и ап. Павел (1Тим. 1:4, 6:20; 2Тим. 2:17-18 и мн. др.), и ап. Иоанн (1Иоан. 4:1-3 и проч.); против них же направлен и отрывок, известный под именем втораго послания св. Климента к коринфянам.    Наконец, и язык этих посланий может свидетельствовать о их подлинности. Хотя они найдены в первый раз на языке сирском, но нет никакого сомнения, что первоначально были написаны на языке греческом. Это доказывает множество эллинизмов, которые встречаются на каждом шагу в этих посланиях, и которые, между прочим, дали противникам их повод — утверждать, что они написаны кем либо из восточных, но отнюдь не римлянином.    На том основании, что в этих посланиях не упоминается о гонениях на христиан, полагают, что они написаны между 91-м годом, временем вступления на римский престол Климента, — и 95-м, временем втораго гонения на христиан при Домициане. -HR-    Редакция «Православнаго Обозрения», предпринявшая издание памятников древней христианской письменности, почему-то, оставила без внимания этот весьма важный памятник. Нам захотелось восполнить этот небольшой пробел. Мы перевели предлагаемыя послания из Bibliotheca veterum patrum... Andreae Gallandii (Venetiis, 1765). Здесь помещены и сирский текст и латинский перевод Ветштейна, с довольно обстоятельным предисловием самого Галланди. Галланди говорит, что прежде напечатания этих посланий он давал просмотреть их какому-то знатоку языков, Бонифацию Финетти, который и поделал в них кое-где свои подстрочныя замечания. Галланди напечатал и эти замечания, вместе с сирским текстом и переводом Ветштейна. В своем переводе мы указали и на эти подстрочныя замечания, и вообще старались переводить почти буквально, чтоб удержать дух и характер этого, почти апостольскаго памятника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таковы же и взгляды ранней Церкви. Везде, где у апостолов (или у их ближайших наследников, апостольских отцов) упоминается какая-либо сексуальная активность вне брака, в том числе гомосексуальная, она всегда упоминается как грех. Либо апостолы и ранние христиане расходились с Иисусом в этом вопросе – а вот современные гей-активисты не расходятся – либо сексуальная этика Иисуса такова, как мы и находим в Писании. Бог создал для брака мужчину и женщину. Любая сексуальная активность вне этого брака – с лицами хоть своего, хоть чужого пола – греховна. Почему Господь Иисус так тверд в отношении Закона? Потому что Закон не является чем-то произвольным, что одни люди придумали, а другие могут пересмотреть, как им удобно. Закон отражает характер самого Бога и глубочайшую реальность творения – то, как оно должно нормально функционировать. Да, для нас оказывается, что Закон – это очень больно. Он разбивает наше сердце. Он говорит о том, что все мы (независимо от наших конкретных сексуальных предпочтений) согрешили и лишены славы Божией. Собственно, это одна из его целей. «Ибо законом познается грех» (Рим.3:20) Он ставит нас перед лицом нашего диагноза. И этот диагноз не может (и не должен) нас обрадовать. И вот когда мы понимаем это – мы бедные грешники, виновные и испорченные, хронические нарушители заповедей, неспособные, да и нежелающие избирать то, что нам ко благу, мы становимся доступны милосердию Христа – но не раньше. Евангелие – оно о спасении сокрушенных грешников, потому что самодовольных грешников спасти невозможно. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Иоан.1:9) В этом его отличие от той вести, которую проповедует современная нам культура – и, в согласии с ней, либеральное христианство. Американцы празднуют решение Верховного суда. Фото АР В самом деле, мы можем сравнить типичный рассказ об обращении на консервативном христианском – и на либеральном сайте. Вот жил человек во грехах и беззакониях, тошно ему было на душе, муторно – обычно ведет повествование консервативный сайт – тут ему возвестили Благую Весть: Христос умер за его грехи, пусть он скорее покается, уверует, примет благодать Святого Духа. Человек падает на колени, в слезах призывает имя Божие, кается в грехах, обретает мир, прощение и новую жизнь.

http://pravmir.ru/inoe-blagovestvovanie-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010