Апостолы – и последующие христианские миссионеры – обращались к людям, у которых уже были какие-то мировоззренческие убеждения и, почти всегда, религиозные верования и практики. «Слепая вера» не могла бы ответить на вопрос «почему мне следует верить в это, а не в то». Язычник уже верил в «отечественных богов», и чтобы побудить его обратиться «к Богу живому от идолов» было бессмысленно обращаться к «слепой вере». Традиция критики ошибочных религиозных представлений восходит еще к Ветхому Завету. Как говорит Пророк об идолопоклоннике, «Он гоняется за пылью; обманутое сердце ввело его в заблуждение, и он не может освободить души своей и сказать: «не обман ли в правой руке моей? " » ( Ис.44:20 ). Писание хвалит людей не за слепоту, а за добросовестное намерение разобраться: «Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян.17:11 ). Христиане обращались к разуму, нравственному и эстетическому чувству, историческим свидетельствам – уже в Новом Завете (тем более в трудах последующих христианских авторов) мы находим именно аргументацию, а не призывы «слепо верить». Христос настоятельно предостерегает против «лжехристов и лжепророков», а Апостол пишет: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Иоан.4:1 ). Чтобы не попасться в сети тех или иных обманщиков, нужно качество, противоположное «слепой вере», – рассудительность. «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ). Тот же Апостол требует: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» ( 1Тим.4:7 ). Поэтому было бы ошибкой противопоставлять христианство и требование обоснований. «Приведите ваши доказательства» ( Ис.41:21 ), – читаем уже у ветхозаветного Пророка, а святой Апостол Петр говорит: «[будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). Христиане должны быть готовы объяснить, почему они верят.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Взгляд церковного человека отличается от взгляда человека мирского. Во-первых, Церковь видит все происходящее с точки зрения той цели, для которой она была основана Господом нашим Иисусом Христом - с точки зрения вечного спасения людей. Во-вторых, мир видит историю через призму текущих пертрубаций, Церковь видит текущие пертрубации через призму истории - а история у нее длинная, в ней чего только не было. Мирской человек полностью поглощен текущими страстями - и именно исходя из них принимает решения, которые могут иметь долговременные или даже вечные последствия. Но на шкале истории Церкви нынешние волнения - это очень короткий отрезок. Церковь знает, что и это пройдет. Есть то, что действительно важно - верность Господу и созданной Им Церкви, хранение Его заповедей. “И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:17). Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Антон Иванов 10 апреля 2014, 12:12 Давно наблюдаю публикационную активность этого автора. Интересно, что станет он говорить, когда защищать Родину придется уже в Российской Федерации? Конечно, ненависть калечит душу. Конечно, все нужно делать со смирением и любовью, со стремлением выполнить волю Божью и с призыванием Его на помощь. Вот только междустрочие многочисленных статей автора провозглашает некую попытку " духовного обоснования " тезиса о хате с краю, и, видимо, практический пацифизм, с оттенком ереси уранополитизма заодно. Могу ошибаться, но вот у меня такое впечатление сложилось. Василий Н. 27 марта 2014, 23:35 Согласен с автором. Молиться нужно о мире. Новости по телевизору не смотрю принципиально, так как им верить нельзя. Сергий 27 марта 2014, 19:23 Ksenia: " Уважаемый Сергий, забырайте Крым, только давайте жить дружно!) И правда не с вами, а с Богом, давайте, друзья ее искать! " Забрать Крым не могу. Нет ни прав, ни средств, ни сил. Дружно жить - это прекрасно. И мы не собирались ни с кем воевать. Вот только представители западной Украины почему то решили москалей ставить на ножи, стереть Россию с лица земли, а сегодня эвакуируют свое посольство из Москвы потому, что России должны объявить войну. Правда действительно с Богом и с теми, с кем Он. И в сегодняшней ситуации на Украине, Бог не с фашистами, и не с псевдоправославными, униатами и прочими сектантами, а с гонимыми священниками и прихожанами канонической Украинской Православной Церкви МП и со всеми честными людьми Украины. Насколько честны вы сказать не могу. Наше дело правое, поэтому с нами Бог, а значить и правда. И это великая милость для таких грешников как я.

http://pravoslavie.ru/69470.html

Из дальнейшей истории основанной Христом Церкви видно, что св. Апостолы не только связывали грехи людей, как, напр., грех коринфского кровосмесника, которого ап. Павел «предал сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен“ ( 1Кор. 5: 1–5 ); или, наприм., предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать“ ( 1Тим. 1: 20 ), но и прощали грехи, как, наприм., того же кровосмесника ( 2Кор. 2: 10 ) или тех верующих, которые к нему «приходили, исповедуя и открывая дела свои“ ( Деян. 19: 18 ). Из всего изложенного ясно видно, что, с одной стороны, само основание и существование Церкви Христовой тесно связано с таинством Покаяния, так что где нет этого великого таинства, там нет и святой, спасающей Церкви, а может быть только общество грешников, не имеющих возможности никогда смыть грехи свои; с другой стороны, – таинство Покаяния возможно только в истинной Церкви Христа, где есть пастыри ее, преемники власти Апостолов, чрез рукоположение их получившие благодать Св. Духа и великую власть прощать людям их грехи, власть, какой не имеют и Ангелы Божии. Без таинства Покаяния нет и спасения, ибо, как говорит ап. Иаков, «все мы много согрешаем» (3: 2) и потому нуждаемся в очищении от грехов, так как в Царство Божие «не войдет ничто нечистое» ( Откр. 21: 27 ). I 1) Сектант («духовные христиане“, молокане, адвентисты и духоборы): Каяться нужно духовно, то есть в душе, пред Богом, а не пред грешным человеком. Давид пред Богом каялся и получил прощение грехов: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих загладь беззакония мои“ ( Псал. 50: 3 ). «Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: исповедую Господу преступления мои, и Ты снял с меня вину греха моего“ ( Псал. 31: 5 ). «И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь» ( 2Цар. 12: 13 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что само слово «исповедывать“ не значит «думать“, или молиться про себя, а значит – «говорить“, «объявлять“, «поведать“, «рассказать“; почему и слова Писания: «исповедывать грехи“ ( 1Иоан. 1: 9 ) не значат – каяться в них мысленно, в душе своей, в уме только, а значат – открывать, объявлять их пред кем-либо, чтобы он знал, ведал про них.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Необходимо делать в жизни добрые дела. Господь, «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, – жизнь вечную» ( Рим.2:6–7 ). Через добрые дела человек служит Богу, так как исполняет в жизни Божьи заповеди. Необходимо исповедовать истинное учение Спасителя и беречься лжепророков. «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» ( Матф.7:15–16 ). Только соблюдение истинного учения Христова наставляет человека на путь истины и спасения его души, а ложные учения уводят с этого пути и приводят к заблуждениям и погибели. Кто из людей не получит вечного блаженства и не попадет в Царство Небесное? Для большей назидательности в учении Иисуса Христа сказано и о тех людях, которые в Царство Небесное не попадут и не получат вечного блаженства, то есть жизни вечной. Это люди, совершающие нижеописанные греховные поступки. Люди, не верующие в Спасителя нашего, Иисуса Христа. «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Иоан.3:36 ). Господь будет гневаться на человека, не верующего в Спасителя, потому, что человек, наделенный разумом, логикой, волей, не проявил этих качеств в своей жизни, не захотел разобраться, где истина и где ложь, не стал на истинный путь служения Богу, и не заработал себе добрыми делами спасения, и не собрал для себя сокровищ небесных. Люди, любящие созданное Богом больше, чем Самого Бога, своей привязанностью к земным ценностям зачеркивают первостепенное значение служения Богу. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Матф.10:37 ). Люди, не соблюдающие покаяние. Потому что без покаяния человек не осознает своей греховности и не просит Бога в молитвах о прощении своих грехов. А не прощенные грехи не дают возможности попасть в Царство Небесное. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Иоан.1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Следует иметь в виду, что в греческом языке нет также лингвистической связи между понятиями «кафолический» и «Собор» (вселенский). Церковный собор там именуется с и нодос, вселенский собор – икуменик и с и нодос. В житейском языке это слово с и нодос значит: сходка, съезд, собрание. Что касается русского и славянского слова «собор,» то можно признать родственность его с понятием кафоличности названия «собором» большого храма. Собором называется храм двух или трех-престольный, где таким путем полнее выражается связь с небесной Церковью , где в высоком иконостасе представлены сонмы святых, где непрерывно совершаются еже дневные богослужения в память и прославление небесной Церкви. Что принадлежит целому, то относится и к его части: свойство Церкви в ее полноте принадлежит и Церкви на земле, благодаря ее связи с небесным Иерусалимом. В чем же состоит соборность Церкви? ОНА СОСТОИТ в непрерывном молитвенном общении с небесной Церковью . Светлые нити молитвы идут во всех направлениях: мы, земные, молимся друг за друга; мы просим святых молиться о нас; святые слышат нас и возносят к Богу, – как мы верим, – наши молитвы; мы молимся о наших утопших отцах и братьях; мы просим святых поддерживать нас и в этих обращениях к Господу. Соборность выражается тем, что древние отцы и учители Церкви столь же близки для любого времени, и для наших дней, столь же памятны, дороги, какими они были для своего времени. Церковь напоена Единым Духом , – и потому исчезает разделение по времени между христианскими поколениями: христианин, поучаясь из Писаний апостольских, святоотеческих, подвижнических, из богослужебных книг, не только дышит их чувствами и мыслями, но входит во вневременное духовное общение – верим – с самими творцами этих писаний, исполняя наставление св. Апостола Иоанна Богослова: «Что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом» ( 1Иоан. 1:1–3 ). Соборность выражается в том, что в разных уголках мира, где живут члены Церкви,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Таковые, по учению Апостола, живут по духу, а не по плоти 93 , свободны от закона греха и смерти, т. е. от осуждение на смерть за грехи, приобретают праведность и оправдание, примиряются с Богом, будут жить не только духом, но воскреснут и тела их, получат славу, в сравнении с которой временные страдания ничего не стоят; как любящим Бога, им все содействует ко благу, Бог дарует им все, и ничто не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе. Это сказано в 8-й гл. послания к Римлянам, в которой с удивительною краткостью изображено все дело спасения, со всеми его плодами, как само в себе, так и осуществляемое в каждом человеке. В послании к Ефесянам тот же Апостол молит Бога, чтобы Христос вселился верою в сердца людей, для того, чтобы они, укореняясь и утверждаясь в любви, могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всей полнотой Божией ( Еф. 3:17–19 ); убеждает Ефесян, чтобы они подражали Богу, как чада возлюбленные, чтобы жили в любви, подобно Христу, возлюбившему нас и предавшему Себя за нас в жертву Богу (5:1, 2), дабы наконец каждому сделаться мужем совершенным и прийти в меру полного возраста Христова (4, 13). При этом, по словам Апостола, грубые пороки, папр., блуд и любостяжание, препятствующие получить наследие в царстве Христовом, у христиан, как людей святых, не должны даже и именоваться (5, 3–5). У другого Апостола читаем: всякий любящий рожден от Бога ( 1Иоан. 4:7 ), – любящий Бога и брата (ст. 19–21). Там же читаем, что пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (ст. 16) Какая любовь здесь разумеется? Подобная той, которою Бог возлюбил людей, не любивших Его, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (ст. 10. 11), любовь совершенная, которая состоит в том, что мы поступаем в мире сем, как Бог. Только такая любовь даст нам дерзновение в день суда (ст. 17), т. е. послужит к нашему прославлению и доставит вечную блаженную жизнь или царство небесное, которое будет дано в удел праведникам на страшном суде ( Мф. 25:34, 46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Только неразумный и безбожный человек может дерзко сравнивать блудодейственное поклонение идолу Астарты с христианским чествованием Божией Матери. Сектантам кроме того нужно помнить, что ни в св. Писании, ни в молитвах верующих христиан Божия Матерь нигде и никогда не называется «богинею неба“, а именуется «Царицею небесной‘‘. И такое название совершенно Ей приличествует, ибо Христос «вознесся на небо и возсел одесную Отца“ (Map. 16: 19), а о Божией Матери сказано в известном 44 псалме: «стала Царица одесную Тебя“ (ст. 10). Как Царица, стоящая на небе одесную Христа, Божия Матерь и называется справедливо «Царицею Небесною“. 2) Сектант: Сам Христос не оказывал особой чести Матери Своей: «Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Μоя и кто братья Мои? И, указав рукою на учеников Своих, сказалъ: вот матерь Моя и братья Мои, ибо кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и Матерь“. ( Мф. 12: 48–50 ). Объяснения православного: Слова Христа: «Кто исполняет волю Отца Моего Небеснаго, тот Мне брат, и сестра, и матерь» – вовсе не говорят о том, будто бы Он не оказывал особого уважения Своей Матери. Приведенными словами Христос выразил только ту мысль, что, кроме плотского родства, есть еще и духовно-нравственнное, основанное на исполнении заповедей Божиих, о котором так говорит Евангелист: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились“ ( Иоан. 1: 12–13 см. 1Иоан. 3: 1. 1 Петр, 1: 22–23). По человечеству же Своему Христос «был в повиновении“ у Матери Своей ( Лук. 2: 51 ), исполнял Ее просьбы ( Иоан. 2: 1–10 ), любил Ее и заботился о Ней, даже вися на кресте ( Иоан. 19: 26–27 ). 3) Сектант (дерзко и кощунственно) : Не должно оказывать особое почитание Матери Иисуса, ибо она была обыкновенная женщина, имевшая кроме Христа, и других детей, будучи женою Иосифа. Так, Христос говорит Матери Своей: «Жено, се, сын Твой“ ( Иоан. 19: 26 ); или: «Что Мне и Тебе, Жено?“ ( Иоан. 2: 4 ),

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

1.3. Не подстрекать к насилию против кого бы то ни было, не выражать одобрения актам насилия, не рассматривать такие акты как что-то допустимое или желательное, не высказывать похвалы и одобрения тем, кто их совершает — кто бы это ни был и под каким бы предлогом он этого не делал. 1.4. Не подстрекать людей к тому, чтобы они безрассудно подвергали свою жизнь или жизнь других людей опасности, не поддерживать, не одобрять и не поощрять такого поведения каким-либо образом. 2. Нарушение заповеди «не убий» начинается с ненависти в сердце; как говорит Священное Писание, «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан. 3:15). Брань и оскорбления в интернете или СМИ не только дурны сами по себе, но и ведут к убийству. Как сказано в «Учении Двенадцати Апостолов», «Не будь ни гневливым, ибо гнев ведет к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни запальчивым, ибо от всего этого рождаются убийства» (3:2). К убийству ведет нагнетание страха, ненависти и презрения в интернете и СМИ, отрицание за теми или иными группами людей их человеческого достоинства. К каждому человеку, поскольку он создан по образу Божию, следует относиться с уважением и любовью, пониманием и состраданием. Существование конфликтов и вражды должно побуждать нас к особенно усердной молитве друг о друге, по словам нашего Господа: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф. 5:43–47) Несогласие — сколь угодно решительное — со взглядами того или иного человека не должно проявляться в личной ненависти и презрении. Как говорит Апостол, «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф.4:29). Поэтому очень важно:

http://pravmir.ru/xristianskaya-etika-dl...

Священное Предание это не итог отвлеченных знаний, передаваемый для запоминания. Передается живая истина для усвоения живым сердцем. Это возможно при благодатной помощи, иначе говоря, при новом частном богооткровении. Божественная истина всегда та же, но форма ее усвоения изменяется в зависимости от лица, которое ее воспринимает, а также от времени и места (эпоха, страна), где усвоение истины происходит. Отсюда – различие молитв, обрядов, проповедей, богословских трудов, а также неизбежное изменение некоторых их форм. 3. Состав Священного Предания В состав Священного Предания может войти, кроме Священного Писания, всякое письменное и устное слово, предлагаемое Церковью в духовное назидание верующим, так же как и некоторые священнодействия. После Священного Писания наибольшее значение имеют догматические постановления Вселенских Соборов и таинства Церкви, Богослужебные тексты и обряды, а также канонические постановления, писания святых Отцов, богословские труды и проповеди, но не все они равноценны, и могут, в согласии с живым опытом Церкви, обретать то большее, то меньшее значение в составе Священного Предания. 4. Содержание Божественного Откровения Содержание Божественного Откровения можно разделить на пять частей. 1) Откровение о Самом Троичном Боге и Его Божественной жизни. 2) Учение о Боге – Творце мира, о сотворении мира и человека, об их предназначении и грехопадении. 3) О Боге воплотившемся и о Святом Духе, действующем в мире, т. е. учение о деле спасения человечества. 4) О Церкви и святых таинствах. Это уже переход к учению нравственному. И, наконец, 5) учение о духовной или нравственной жизни человека (этика). Эту последнюю часть лучше, в свою очередь, разделить на три отдела: 1-ый, об образах истинной, праведной жизни человека; 2-ой, о препятствиях к истинно христианской жизни, т. е. о страстях и о грехах; 3-ий, о средствах преодоления зла и обретения благодатной жизни. 5. Догматическое и нравственное учение Церкви Из Божественного Откровения о Самом Боге, о мире и человеке, запечатленном в догматах Церкви, мы узнаем, что Бог есть любовь ( 1Иоан. 4,16 ), и это позволяет нам видеть всю пагубность зла и сделать правильный выбор между светом и тьмою. Но кроме этих истин, являющихся предметом догматического богословия, Божественное откровение учит нас и тому, как именно идти к свету, что составляет предмет нравственного богословия. 6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Бог пребывает в душе человека в той степени, в какой душа признает Бога и верит в Него, то есть отдана Богу. Поэтому в душе человека, в которой пребывает Бог, не нужны похвалы людские. Так как наивысшей наградой человеку за его добрые дела будет внимание и забота Божия, потому что Бог заботится о людях, соблюдающих заповеди Его. «И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» ( 1Иоан.3:22 ). «Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек» ( Пс.124:1 ). Иисус Христос в Своих наставлениях о милостыне указывает на то, что лучшим способом подачи милостыни является тайное творение милостыни, для того, чтобы люди восхваляли не человека, сделавшего милость ближнему, а Бога, создавшего данному человеку все условия для деланья милостыни. Потому что именно Бог и является первопричиной различных разновидностей добра и истинным настоящим источником всякой милостыни. А человек является всего лишь орудием, при помощи которого осуществляется милостыня, сотворить которую возможно только по воле Божьей, а не человеческой. Иисус Христос говорит также и о том, что человеку, сделавшему доброе дело в виде милостыни, не нужно афишировать свой добрый поступок. А сделать его тайно, нужно также и потому, что человеку добродетельному не нужно прославление и награда за его добрый поступок от людей. Так как прославит и наградит добродетеля Сам Господь лучше, чем это смогут сделать люди. Потому человек и должен творить свое доброе дело втайне. «И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Эти слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Человек, делающий добро другим людям, становится сопричастным добру так как соприкасается с ним. Человек, подающий милостыню другим людям, сам получит милость от Бога по закону воздаяния Божьего и как награду за исполнение Законов Божьих. Так и берега реки за то, что они служат руслом, никогда не остаются в убытке за свои труды. Потому что за то, что берега формируют это русло, они получают стократную благодарность от реки. Потоки чистой прохладной речной воды в поощрение берегам за их доброе дело дают им плодородный ил, поят и омывают землю берегов, как бы в награду за их труд по формированию и поддержанию форм и контуров речного русла. Прибрежная трава, напоённая свежей прохладной водой, отличается яркой зеленью, сочной окраской, а деревья пышной листвой. Цветы на прибрежных лугах поражают своим разнообразием, обилием, красотой и яркостью красок. И даже когда в засушливое лето жгучее солнце выжигает на лугах растительность, зеленая полоска травы у самой воды, указывая на путь быстрой речки, обрамляет её свежей, не вянущей и густой зеленью в награду за то, что вода реки дает траве жизнь и в засушливое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010