Икона Рождества Христова Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Но если посмотреть на икону внимательно, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ 7 января, 2016 Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Но если посмотреть на икону внимательно, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ Икона Рождества Христова, на первый взгляд, имеет довольно простой сюжет. Но так ли это на самом деле? Читайте подробную аналитику в статье на «Правмире». Икона Рождества Христова и её смысл Сюжет иконы Рождества на первый взгляд прост. Однако если посмотреть на икону внимательно, рассмотреть ее детали, вспомнить тексты богослужения и Священного Писания, то содержание иконы открывается во всем богатстве и красоте. Рассмотреть и понять икону помогает прот. Александр САЛТЫКОВ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Андрей Рублев. Рождество Христово Рождество Христово — праздник великого обновления мира, день спасения и всеобщей радости навечно. С самых ранних времен Церковь славит Господа и в песнопениях, и в живописных произведениях. Иконопочитание развивалось практически параллельно со сложением богослужебного чина и распространением веры. В греко-римском мире изобразительные искусства стояли очень высоко. В середине III века по Р.Х. святой Григорий Неокесарийский в слове на праздник Рождества Христова говорил, выражая мнение своих современников: «Люди, считая глаза более верными свидетелями, чем уши, верят тому, что видят, и сомневаются в том, чего не видят». Величайшее событие — приход на землю Сына Божия в Вифлеемской пещере — Церковь торжественно представляет в величественной композиции, основные черты которой сложились к VI — VII векам и которая была распространена вплоть до XVII века.

http://pravmir.ru/ikona-rozhdestva-xrist...

История святого без головы, или Мученик после смерти 4 ноября празднуется прославление в лике святых преподобного Ионы Киевского 4 ноября, 2016 4 ноября празднуется прославление в лике святых преподобного Ионы Киевского «В Церкви что ни день, то праздник», – шутят над православными. И правда: обилие имен в церковном календаре такое, что мы уже даже не особо стремимся выяснить, чем прославился святой, почему был канонизирован. Тем неожиданнее бывает вдруг узнать это… Зачем существуют такие праздники, как обретение и перенесение мощей, почему столько внимания уделяется мертвым телам святых и как преподобные становятся мучениками даже после своей смерти, на примере сбывшегося пророчества святого Ионы Киевского объяснил епископ Иона (Черепанов). «Вы, батюшка, мученик…» Трижды в году совершается память преподобного Ионы Киевского: 22 января празднуется его преставление, в Неделю по Воздвижении – перенесение мощей, 4 ноября – прославление в лике святых. Это праздничные дни для нашего Киевского Троицкого Ионинского монастыря, но хоть они и радостны, все равно несут в себе оттенок горечи – из-за всего, что происходило в советское время, в разгар хрущевской эпохи. Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. «Вы, батюшка, мученик», – говорили ему. А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось. В 1966 году руководство Академии наук, в ведении которой находился Троицкий храм, решило обустроить в церкви музей ботаники. Составили проект (он сохранился в архиве монастыря), по которому храм после капитальной перестройки должен был напоминать один из павильонов ВДНХ – с серпами, молотами и прочей атрибутикой советской власти. Под куполом планировали установить памятник Мичурину. В связи с этим были вскрыты захоронения преподобного Ионы и епископа Виталия – его духовного чада, проживавшего на покое в Ионинском монастыре и также погребенного под полом Троицкого храма. Захоронение епископа Виталия было разграблено и сожжено, от тела остались только обгоревшие косточки.

http://pravmir.ru/istoriya-svyatogo-bez-...

К 100-летию со дня кончины заслуженного профессора МДА Александра Павловича Шостьина (1862–1916) Источник Скачать epub pdf 24 января 2016 года исполнилось 100 лет со дня кончины одного из последних дореволюционных инспекторов Московской Императорской Духовной Академии – заслуженного профессора Александра Павловича Шостьина (1862–1916). К этой дате публикуем воспоминания Ариадны Александровны Шостьиной, дочери Александра Павловича и надгробное слово священномученика Александра (Туберовского), земляка и коллеги профессора Шостьина. Содержание Воспоминания А.А. Шостьиной о своем отце Речь доцента А. М. Туберовского Над могилой студентом, 2-го курса П.Р. Ивановым было прочитано следующее стихотворение.     Воспоминания А.А. Шостьиной о своем отце «Он был очень хороший человек!» Он родился 23 мая 1862 года в городе Касимове Рязанской губернии в семье диакона, а затем священника, отца Павла Иларионовича Шостьина. По окончании Касимовского духовного училища Александр Павлович поступил в Рязанскую духовную семинарию. В 1881 году его послали учиться в Московскую Духовную Академию, которую он успешно закончил в 1885 году со степенью кандидата богословия. С тех пор начинается его преподавательская и ученая деятельность в нашей Академии. В июне 1890 года он защитил магистерскую диссертацию на тему: «Источники и предмет догматики по воззрению католических богословов последнего полустолетия». Особую страницу в жизни Александра Павловича занимает его деятельность в качестве инспектора МДА с 30 октября 1907 года по 7 июня 1912 года. 21 февраля 1906 года «последовало определение Синода о временных правилах в виде поправок к Уставу 1884 года, которые даровали Академиям в значительной степени автономию. В частности: выборность ректора и инспектора…» 1 . Согласно этому определению в 1906 году инспектором был выбран заслуженный профессор М.Д. Муретов (1852–1917 гг.), которого вскоре сменил на этом посту профессор А.П.Шостьин . К своему новому церковному послушанию Александр Павлович отнесся с особым усердием и ревностью, вплоть до полного самоотвержения. Он отличался любящим и милующим сердцем, о чем свидетельствовали и сами его студенты: «Он очень хороший человек!» Ариадна Александровна рассказывала, что ее отец заботливо относился к студентам и часто ходатайствовал, чтобы им не понижали отметку по поведению, так как это могло повредить их дальнейшей жизни. Однажды кто-то возразил Александру Павловичу: «Так ведь они нас не уважают!» Инспектор ответил: «Тогда я не могу нести мою должность», после чего написал прошение ректору освободить его от занимаемой должности. Владыка-ректор, прочитав прошение, скомкал его и бросил в урну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

К лику святых причислены митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий и схииеромонах Вассиан Слепой 29 августа. ПРАВМИР. В Киево-Печерской Лавре в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялось прославление в лике святых митрополита Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева, умер в 1900 году) и схииеромонаха Вассиана Слепого (Балашевича, умер в 1827 году). Как сообщает  информационно-просветительский отдел Украинской Православной Церкви, за богослужением, которое возглавил Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, была совершена последняя заупокойная лития по митрополиту Иоанникию и схииеромонаху Вассиану, после чего были объявлены решения Священного Синода УПЦ от 19 апреля и 20 июля 2016 года о причислении их к лику святых. Также были зачитаны жития новопрославленных подвижников. church.ua Память преподобного Вассиана Слепого (Балашевича) Священным Синодом УПЦ установлено совершать 25 апреля по старому стилю (8 мая — по новому), в день его преставления, а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого 7 июня по старому стилю (20 июня — по новому), также в день его преставления. Оба святых были похоронены в Киево-Печерской Лавре. Могила святого Иоанникия находится в Крестовоздвиженском храме, а преподобного Вассиана — возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. church.ua Митрополит Иоанникий, в миру Иван Максимович Руднев (1826-1900) родился в семье бедного дьячка в Новосильском уезде Тульской губернии (ныне в Орловской области); обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил курс в Киевской духовной академии; 11 октября того же года принял монашеский постриг. 21 декабря 1854 года возведен в сан архимандрита. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 января 1864 года – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 года возведен в сан архиепископа. С 8 декабря 1877 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 27 июня 1882 года – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-tserkov-pr...

Как инвалидов заставляют стать бедолагами, или Один день незрячего Олега Колпащикова О том, что такое остаться без глаз в 21 год, и как должна выглядеть реальная инклюзия 20 января, 2016 О том, что такое остаться без глаз в 21 год, и как должна выглядеть реальная инклюзия Олег Колпащиков родился в 1972 году в Свердловске (ныне Екатеринбург). Ослеп в 21 год. В 1993 году в спортзал, где он занимался с товарищами, неизвестные закинули взрывчатку через окно. Олег был ближе всех к месту взрыва. После выхода из больницы он занимался бизнесом, сейчас – руководитель уральского социального движения « Белая трость ». О том, что такое остаться без глаз, когда жизнь только начинается, и как должна выглядеть реальная инклюзия, Олег Колпащиков  рассказал корреспонденту «Правмира». С удовольствием и радостью наблюдаю за многолетней успешной деятельностью « Белой трости ». Торжество человеческого духа в преодолении ограниченных возможностей вдохновляет меня и всех, кто соприкасается с этим движением. Пример Олега и его соратников позволяет взглянуть иначе на свою жизнь, переоценить ценности, найти свой путь в служении ближним! Протоиерей Георгий Кохно, Свято-Николаевский Собор, Вашингтон, Русская Православная Церковь Заграницей С руководителем движения «Белая трость», занимающегося социальной реабилитацией людей с ограниченными возможностями в Екатеринбурге, Севастополе, Самаре и Москве, Олегом Колпащиковым мне хотелось интервью без свидетелей. Чтобы до слез, до дрожи, до судорог сердечных и порванного баяна – а как еще пишут в современных, а тем более православных СМИ про слепых? А Олег приглашал меня то на выставку «Интернет-Ехро», где они представляли программу «Самореализация незрячих людей с помощью интернет-технологий», то на встречу с екатеринбургскими офтальмологами, которым он рассказывал о своей методике реабилитации слепых, то к наркоманам в фонде « Урал без наркотиков », с которыми он делился опытом решения жизненно важных проблем. Тут до душевности ли? В конце концов я не выдержал и позвонил: «Олег, а давайте встретимся, когда у вас будет законный выходной, чтобы спокойно поговорить без врачей, наркоманов и широкой общественности!» Он хмыкнул и говорит: «Хорошо! В субботу вас устроит? Я буду ждать вас в одиннадцать в нашем офисе на Тургенева рядом с Вознесенкой» (храмом Вознесения в Екатеринбурге).

http://pravmir.ru/odin-vyihodnoy-olega-k...

Канават ЖМП 1 январь 2016 /  15 января 2016 г. 16:00 Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 5 В этой публикаци мы расскажем о памятниках Древней Сирии, находящихся в южной части страны. Э то древнеримские постройки и раннехристианские храмы в Босре, Эзре, Канавате и Шахбе. В частности, в Эзре находится храм в честь священномученика Георгия Победоносца, в котором в раннехристианские века покоились нетленные мощи святого (сейчас они пребывают в израильской Лидде). А в Босре когда-то стоял кафедральный собор Святых Сергия, Вакха и Леонтия, это был один из первых купольных храмов в Сирии. Это заключительная публикаци серии материалов, опубликованная в предыдущих номерах (см.: ЖМП. 2015. Юг Сирии. Долина Хауран Плодородная долина Хауран (ныне эн-Нукра) на юге страны граничит с Иорданией и Голанскими высотами, которыми с 1967 года владеет Израиль. Особенность этого региона помимо его выгодного в экономическом и культурном плане приграничного расположения с Иорданией — большое количество друзов — арабоязычной этноконфессиональной группы. Так, в районе Джебель-Друз с административным центром в городе Эс-Сувейда живет более 800 тыс. друзов. Они верят в переселение душ и используют принцип такия (от араб. «осмотрительность») — возможность публично отступать от норм своей религии, храня ей верность в душе. В 1921–1936 и 1939–1944 годах в рамках французского протектората существовало даже самостоятельное государство Джабаль аль-Друз (похоже на историю города Латакия и близлежащих к нему территорий, где алавитское население составляет большинство и в 1923–1936 годах также существовала своя автономия — государство Алавитов). В период турецкого правления в Сирии (1517–1918) друзы терпели притеснения со стороны османских властей. И только после прихода к власти партии Баас (с 1973 года) и ее лидера (Хафеза Асада), опирающегося на религиозные и национальные меньшинства (в том числе христиан), ситуация для друзов стала улучшаться. Ныне большая часть региона находится под контролем правительственных войск, за исключением Босры и территорий вокруг, контролируемых оппозиционными силами.

http://e-vestnik.ru/world/svyatini_drevn...

Керамический горн в солодовой сушильне. Раскопки и музеефикация ЖМП 1 январь 2016 /  25 января 2016 г. 18:10 Припасы садового горна АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКОГО ВОСКРЕСЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ МУЗЕЕФИЦИРУЮТСЯ В ЭКСПОЗИЦИИ СОЛОДОВЫХ ПАЛАТ В Новом Иерусалиме полностью завершена реализация проекта комплексной научной реставрации Воскресенского монастыря 1 . Предварившие ее семь лет работы Ново-Иерусалимской археологической экспедиции Института археологии Российской академии наук подарили ученым тысячи ценнейших находок. Разумеется, они представляют собой не только научный интерес. Своеобразная пилотная версия музейной экспозиции уже оборудована в помещении Солодовых (Кузнечных) палат прямо в монастыре. Когда после реставрационных работ территория обители будет приведена в порядок, здесь заработает общедоступная выставка. «Зделана плошка» Как известно, государственный музей-заповедник «Новый Иерусалим» полностью покинул территорию обители в 2014 году, переехав в специально для него возведенное здание неподалеку. Но история Нового Иерусалима как объекта церковного наследия столь богата и разнопланова, что монастырю, конечно, нужен собственный выставочный комплекс — хотя бы потому, что не каждый паломник захочет специально идти в государственный музей (да и выходных дней распорядок работы последнего не лишен). Первоначально монастырский музей собирались открыть в Трапезных палатах близ церкви Рождества Христова у западной крепостной стены. Но первыми музеефицированы Солодовы палаты, примыкающие к северо-восточному пряслу. Это не случайно: сделанные прямо под их крышей находки поистине уникальны, а некоторые даже сенсационны. «До передачи монастырского ансамбля Церкви здесь располагался музей, перед тем — бани, — рассказывает сотрудник Ново-Иерусалимской экспедиции Ольга Глазунова. — Первоначально же это производственное помещение. Как можно понять из названия, тут сушили солод, а позднее располагалась кузница». Но главные археологические находки были связаны не с квасным и даже не с кузнечным производством. Прежде ученым уже был известен прецедент размещения гончарного горна в солодовой сушильне — в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре 2 . Но результаты раскопок в Солодовых палатах Нового Иерусалима превзошли все ожидания. В бывшей гончарной мастерской обнаружены остатки двух производственных печей и двух горнов для обжига изразцов.

http://e-vestnik.ru/history/pripasy_sado...

Кто и зачем это делает? 11 марта. ПРАВМИР. Как стало известно в пятницу, в ООН признали нарушения прав православных на западе Украины. Эксперты управления верховного комиссара ООН по правам человека 28 января — 1 февраля посетили Тернопольскую и Ровенскую области, где не раз предпринимались попытки захвата храмов УПЦ «Киевским патриархатом», и зафиксировали факты «угроз физического насилия или принуждения, направленных на то, чтобы заставить людей изменить свою конфессию». «Правмир» предлагает разобраться, кто и почему захватывает храмы на Украине? Украинская Православная Церковь Какова обстановка на Украине сегодня? В последнее время участились случаи силового захвата храмов Украинской православной церковью с переводом приходов в подчинение так называемому «Киевскому патриархату». На сегодняшний день захвачено более 30 храмов. Больше всего храмов захвачено в Волынской, Ровенской, Тернопольской, Львовской и Черновицкой областях. Добровольно изменили юрисдикцию только четыре религиозные общины. 18 декабря 2016 года представители УПЦ КП при поддержке запрещенной в России экстремистской организации «Правый сектор» совершили нападение на прихожан Успенского храма в селе Птичье Ровенской области, требуя передать храм под их юрисдикцию. Сколько православных юрисдикций на Украине?   На Украине в настоящее время действует одна каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата. Кроме нее там присутствуют две непризнанные мировым православием церковные структуры — Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и Украинская православная церковь «Киевского патриархата», которая проводит агрессивную политику по отношению к приходам Украинской православной церкви Московского Патриархата. Глава «Киевского патриархата» Филарет (Денисенко) с бойцами «Правого сектора» Фото с сайта ruspit.ru Что такое «Киевский патриархат»? «Украинская православная церковь Киевского патриархата» — церковная структура, возникшая в 1992 году при поддержке тогдашнего руководства независимой Украины. Возглавил ее бывший предстоятель Украинской православной церкви Московского Патриархата Филарет (Денисенко).

http://pravmir.ru/10-voprosov-o-zahvatah...

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Крещение — это не про воду Можно хоть полностью облиться святой водой, но от этого не будет никакого толку, если мы не будем жить по совести. 19 января, 2016 Можно хоть полностью облиться святой водой, но от этого не будет никакого толку, если мы не будем жить по совести. В крещенский сочельник митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Царские часы, великую вечерню и литургию святителя Василия Великого в Николаевском архиерейском соборе. Владыка поздравил прихожан с праздником Крещения Господня и обратился к ним с архипастырским словом. Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником Богоявления! В этот особенный для нас день Господь вошёл в воды реки Иордан. Все люди заходили туда в знак своего покаяния — они исповедовали свои грехи перед Иоанном Предтечей, и он их омывал в водах Иордана, — но Христос в этом не нуждался, у Него не было грехов. Он вошёл в эти воды для того, чтобы освятить их Своим пришествием, положить начало таинству, через которое мы все становимся членами Церкви, умирая для греха и возрождаясь для новой жизни. Во время таинства Крещения читается Апостол. И там есть слова о том, что мы умираем со Христом и вместе с Ним воскреснем. Трижды погружаясь в воду, человек умирает вместе со Христом, Который умер ради наших грехов на Кресте, а восходя от воды, воскресает вместе со Христом. В таинстве Крещения именно это каждый из нас обещал сделать, или за нас это обещали крёстные родители. Но что это значит — умереть и воскреснуть со Христом? Это значит умереть для всего, что является грехом, что не ведёт к Богу. Только умерев, мы оживаем для подлинной, духовной жизни. Для того, чтобы жить, нужно умереть. Если мы будем пытаться сидеть на двух стульях — жить и для греха, и для Бога, наша жизнь будет разделена на части, и для нас не будет никакого толка. Когда мы будем надеяться получить счастье от греха, нас будет мучить совесть, что мы уходим от Бога. Приближаясь к Богу и не оставляя грех, мы не сможем получить от Него никакой радости. Душа будет не чистым сосудом, а осквернённым, и благодать в неё войти не сможет.

http://pravmir.ru/mitropolit-gorlovskiy-...

Мониторинг СМИ «В правильное время в правильном месте» Патриарх встретил и проводил Папу в аэропорту Гаваны 15.02.2016 17:53 12 февраля в Гаване состоялась первая в истории Русской Православной и Римско-Католической Церквей встреча их предстоятелей. Итогом ее стало принятие совместного документа, который призван укрепить межхристианские связи между двумя Церквами. Встречу патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска иерархи решили провести в международном аэропорту имени Хосе Марти. Как объяснил «Ъ» глава внешнеполитического ведомства РПЦ митрополит Волоколамский Иларион, «патриарх Кирилл с самого начала не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку именно с ней связана тяжелая история разделений и конфликтов между христианами». Совпадение дат визита Патриарха в страны Латинской Америки и посещения Папой Мексики, по словам митрополита, предоставило возможность провести встречу на Кубе. «Куба чувствует гордость за то, что именно здесь встретятся главы Католической и Русской Православной Церквей, и обеспечит все условия для этой исторической встречи»,— заявили в МИД Кубы накануне визита глав Церквей. Первая со времен разделения в 1054 году христианской Церкви на Восточную и Западную встреча православных и католиков на высшем уровне (не считая Флорентийского собора 1439 года) прошла 5 января 1964 года, когда Константинопольский патриарх Афинагор и Папа Павел VI встретились в Иерусалиме. В результате в 1965 году были отменены взаимные анафемы. Встреча стала возможна благодаря II Ватиканскому собору (1962-1965), который открыл Католическую Церковь для диалога с другими религиями — «Истину следует искать... посредством... обмена и диалога». Первая встреча предстоятеля РПЦ с Папой Римским планировалась еще в 1997 году в Австрии, но из-за противоречий в связи с конфликтом греко-католиков и православных на западе Украины она тогда не состоялась. Патриарх Кирилл прибыл на Кубу накануне встречи с понтификом. Его в аэропорту встретил председатель Госсовета и Совета министров Республики Куба Рауль Кастро Рус, по приглашению которого предстоятель РПЦ прилетел на Остров свободы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010