Архиерейский Собор Русской Православной Церкви пройдет 2-3 февраля 2016 года Священный Синод на заседании 22 октября 2015 года постановил, что Архиерейский Собор Русской Православной Церкви пройдет 2-3 февраля 2016 года. На основе Устава Русской Православной Церкви мы подготовили небольшую справку-памятку о сути, механизме работы, функциях и полномочиях Архиерейского Собора. 1. Что такое Архиерейский Собор? Высший орган иерархического управления Русской Православной Церкви, в котором участвуют исключительно архиереи (тогда как Поместный собор – собор епископов и других клириков, а также мирян поместной Церкви). Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Иные викарные епископы могут участвовать в заседаниях Архиерейского Собора без права решающего голоса. 2. Кем, как и когда созывается Архиерейский Собор? Архиерейский Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (местоблюстителем) и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в исключительных случаях, предусмотренных, в частности, п. 20 раздела V Устава РПЦ. За подготовку Архиерейского Собора несет ответственность Священный Синод. По предложению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода или 1/3 членов Собора – епархиальных архиереев может быть созван внеочередной Архиерейский Собор, который в таком случае собирается не позднее, чем через шесть месяцев после соответствующего синодального решения или обращения группы архиереев к Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду. 3. Когда проходил предыдущий Архиерейский Собор? Предыдущий Архиерейский Собор Русской Православной Церкви состоялся 2-5 февраля 2013 года. В работе Собора приняли участие 280 из 290 входивших в него иерархов. Заседания Собора проходили в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя. Позапрошлый Собор состоялся 2-4 февраля 2011 года, а Архиерейский Собор 25-26 января 2009 года предварял Поместный собор 2009 года, на котором был избран Святейший Патриарх Кирилл. 4. Чем занимается Архиерейский Собор?

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-sut...

Документы Миссия Православной Церкви в современном мире Проект документа Всеправославного Собора, одобренный Собранием Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года 28.01.2016 15:04 Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Церковь Христова живет «в мире», но она «не от мира» (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь является знамением и образом Царствия Божия в истории, благовествуя о «новой твари» (2 Кор. 5:17), о «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Петр. 3:13), о мире, в котором «отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая «вкупе» (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а «осуществление ожидаемого» (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом «терпения и утешения» (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Документы Слово Патриарха Кирилла на открытии IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации 01.02.2016 15:10 29 января 2016 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании IV Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации ФС РФ. Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые участники высокого собрания! Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать и выразить удовлетворение в связи с тем, что уже сложилась традиция парламентских встреч в контексте работы Международных Рождественских чтений, проводимых Русской Православной Церковью. Вспоминаю нашу последнюю встречу здесь, в Совете Федерации, которая осталась у меня в памяти как замечательный опыт и замечательный пример того, как государственное учреждение — сенат, высшая палата парламента, Церковь и общественность могут открыто, непринужденно и принципиально обсуждать различные вопросы, касающиеся жизни наших людей. Полагаю, что и нынешняя встреча должна продолжить эту традицию. Хотел бы выразить благодарность Вам, Валентина Ивановна, за то, что Вы только что сказали, — сказали настолько хорошо и правильно, что в каких-то частях я значительно сокращу свое выступление, просто солидаризируясь с теми тезисами, которые были Вами представлены. Соотношение традиции и новации — один из самых важных вопросов, от решения которого зависит развитие человеческого общества. В разные эпохи по-разному складывалось взаимодействие между этими двумя формами существования человеческой цивилизации. Известно, что в определенное время традиция превалировала настолько, что всякого рода новации были второстепенны, а традиция — первостепенна. Но настало время — мы называем его условно новым временем — когда идеи новации стали постепенно оттеснять в сторону идеи и принципы традиции. В настоящий момент в большинстве стран, в большинстве обществ никто не задумывается о том, нужны ли новации. А если кому-то придет в голову сказать, что новации не нужны, то такой человек не будет восприниматься другими всерьез, потому что с новациями связывается прогресс — научный, технический, а значит, изменение жизни людей к лучшему.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Закрыть itemscope itemtype="" > Когда начнем жалеть Учителя? Профессор Леонид Гребнев о том, какой должна быть наша реакция на фильм «Матильда» 01.09.2017 2911 Время на чтение 6 минут Дорогие друзья, посетители сайта «Русская народная линия»! В разделе «Фильм " Матильда " – хула на Святого Царя» за год накопилось столько обличительных материалов в адрес Алексея Ефимовича Учителя, что у меня появилось желание пожалеть его, которым я и делюсь сейчас. Основная причина жалости – ожидание провала этого фильма не столько в прокате, сколько в умах и сердцах искушенных любителей и ценителей искусства, которых еще немало осталось в нашей стране. Основание такого ожидания – оценка фильма владыкой Иларионом, который презентовал будущий фильм на телеканале «Россия-24» 9 января 2016 года в рамках передачи «Церковь и мир», гостем которой был автор уже отснятого фильма: «В начале передачи Вы упомянули о моем новом фильме. Действительно я только что закончил съемки масштабной картины под рабочим названием " Матильда " . Это история, которая происходит в определенный период времени, от свадьбы Николая II до его коронации , повествующая о его любви к балерине Матильде Ксешинской. История довольно сложная… Так сложилось, что роль Николая II в моем фильме играет замечательный, талантливый актер Ларс Эйдингер». Тон всей этой передачи не давал оснований для сомнений в уважительном отношении Алексея Ефимовича если не к православию, то хотя бы к истории страны, гражданином которой он является вот уже седьмой десяток лет, чьим патриотом не побоялся себя открыто заявить, став одним из 86 первоначальных подписантов коллективного обращения «Деятели культуры России — в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму». В частности, в этом обращении были такие строки: «Наша общая история и общие корни, наша культура и ее духовные истоки, наши фундаментальные ценности и язык объединили нас навсегда». Ничего мы не знали тогда и о «талантливом актере», который в 2016 году был назначен членом жюри Берлинского международного кинофестиваля (в отличие от Каннского кинофестиваля, ориентирован на «прогрессивный» геополитический кинематограф, в частности, среди его номинаций есть «Голубой ангел»). То, что он немец, вряд ли кого в нашей стране могло сильно смущать. В конце концов, предки Николая II по линии матери во многих поколениях приезжали в Россию тоже из Германии. Правда, уже тогда могли бы немного озадачить два несоответствия: возрастное (40-летний актер и его герой 25-28 лет) и хронологическое: «роман» с балериной у наследника был до свадьбы, а не после.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/01/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь сказала свое веское слово Священный Синод предложил перенести Всеправославный Собор; в противном случае наша Церковь отказывается от участия в Соборе 13.06.2016 2505 Время на чтение 11 минут Сегодня Священный Синод Русской Православной Церкви принял заявление о ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня . Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14). Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16). Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а). Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1).

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/13/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святейший Патриарх Кирилл: От Собора я ожидаю еще большей консолидации православного мира По словам Предстоятеля Русской Церкви, все согласованные в ходе совещания в Шамбези документы, которые предстоит обсудить на Всеправославном Соборе, вскоре будут опубликованы 27.01.2016 1163 27 января 2016 года, в завершение пребывания в Шамбези (Швейцария) , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы журналистов, сообщает Патриархия.ru. По словам Его Святейшества, главный итог состоявшейся встречи Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей, — это то, что все согласованные в ходе совещания документы, которые предстоит обсудить на Всеправославном Соборе, «в самое ближайшее время будут опубликованы». «Наша Церковь настаивала на том, чтобы не было никакого эмбарго на эти документы, чтобы все могли с ними ознакомиться, потому что критическое отношение многих к предстоящему Собору формировались именно ввиду информационного вакуума, — подчеркнул Святейший Патриарх. — И, наверное, самое главное, что все узнают, — какие вопросы и каким образом будут решаться на Соборе, какие документы будут положены в основание решений Собора». Как сообщил Святейший Патриарх Кирилл, в числе материалов, с которыми вскоре можно будет ознакомиться, — документы о миссии Православия в современном мире, а также о браке, семье и препятствиях к браку. Предстоятель Русской Церкви особо отметил, что участники совещания в Шамбези единогласно поддержали позицию Московского Патриархата по ситуации на Украине . «На Соборе не будет рассматриваться украинская тема, не будет обсуждаться возможность предоставления автокефалии или легализации раскола, и это подтвердил публично Патриарх Варфоломей. Он прямо сказал, что ни во время, ни после Собора не будут предприниматься никакие усилия для того, чтобы легализовать раскол, или для того, чтобы в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию. И это должны хорошо понимать все, кто спровоцировал эту смуту на Украине. Эта смута, этот раскол не будут поддержаны православным миром. Есть только один путь к преодолению раскола — это переговоры и достижение результатов на основе священных канонов, — подчеркнул Патриарх Кирилл. — Те, кто хочет быть в общении со вселенским Православием, должны воссоединиться с Украинской Православной Церковью на основе существующих во вселенском Православии канонов. Другого пути нет, и другого послания к Украине от имени Патриархов сегодня не существует».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/27/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Триумф Русской Церкви Иерей Сергий Карамышев о положительном значении встречи Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском 15.02.2016 3133 Время на чтение 10 минут День памяти трех учителей и святителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста в 2016 году стал подлинным триумфом Русской Церкви. Ступени к нему – предсоборное совещание в Шамбези 21-28 января и Архиерейский собор 2-3 февраля. Какие основания говорить о победе Православия над попытками предать его? Что называется, сравните и почувствуйте разницу. Сравните дух и слова, которыми оперировал Константинопольский патриархат еще в августе прошлого года, готовя Всеправославный собор в Стамбуле, с духом и словами, предложенными в Шамбези Русской Церковью для собора уже Критского. Вот цитата из послания Патриарха Варфоломея к иерархам его поместной Церкви от 29 августа 2015 г.: «Сосуществование православных с другими христианами сегодня сделалось безусловной реальностью в диаспоре и уже быстро распространяется внутри отдельных стран и обществ, которые ранее были исключительно православными. Это обязывает нашу Церковь адаптировать всю свою пастырскую жизнь согласно принципу икономии. Поскольку увеличение числа смешанных браков в настоящее время является данностью, Церкви необходимо принять общую молитву и поклонение с инославными, что уже стало практикой всех Православных Церквей». А вот что говорит по этому поводу документ «Таинство брака и препятствия к нему», предложенный в Шамбези в качестве проекта соборного решения на Крите Русской Церковью: «В отношении смешанных браков православных с инославными или нехристианами было принято решение: а) брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви. б) брак между православными и нехристианами категорически запрещается по канонической акривии».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/02/15/tr...

Митрополит Феодосий (Процюк) ЖМП 8 август 2016 /  16 августа 2016 г. 14:50 Митрополит Феодосий (Процюк) Митрополит Феодосий (Процюк) 07.01.1927–28.05.2016 28 мая в отошел ко Господу бывший управляющий Омской епархией митрополит Феодосий (Процюк).         Будущий митрополит Феодосий (в миру Игорь Иванович Процюк) родился 7 января 1927 года в селе Топульно Рожищенского района Волынской области в семье священника. Начальное образование он получил в школах сел Згораны и Городно Любомльского района Волынской области. В 1943 году, завершив обучение в Горховской гимназии, Игорь Процюк сдал экзамен на псаломщика на пастырско-богословских курсах при Почаевской лавре и был определен псаломщиком Свято-Дмитровского храма города Дружкополя Волынской епархии. Через год принят под юрисдикцию Московской Патриархии и определен иподиаконом в Троицком кафедральном соборе Луцка. В 1945 году в качестве келейника епископа Волынского и Ровенского Николая (Чуфаровского) он был на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который избрал Патриарха Алексия I (Симанского). 24 марта 1945 года Игорь Процюк был рукоположен во диакона, а 1 апреля во иерея. В течение двух лет отец Игорь служил в Симеоновском храме в деревне Сельцо, а также помогал настоятелю Свято-Дмитровского храма Дружкополя иерею Иоанну Процюку (своему отцу). В последующие годы служил в храмах Волынской и Хмельницкой епархий. Еще в 1951 году отец Игорь поступает сразу в третий класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии, через год успешно оканчивает семинарию и продолжает образование уже в Ленинградской духовной академии, не прерывая пастырского служения. В 1956 году после окончания духовной академии он возводится в сан протоиерея. С 1959 года — кандидат богословия. Эту степень пастырь получил за сочинение «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета». 3 ноября 1979 года, уже будучи архиепископом, владыка Феодосий был удостоен степени магистра богословия, за сочинение «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». Этот труд не потерял своей актуальности до сих пор: в 2004 году он был издан в Москве издательством Крутицкого подворья.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

О ситуации, возникшей в связи с отказом ряда Поместных Православных Церквей от участия в Святом и Великом Соборе Православной Церкви      Документ принят на заседании Священного Синода от 13 июня 2016 года ( журнал 40 ). Русская Православная Церковь на протяжении многих десятилетий принимала и продолжает принимать деятельное участие в подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. Начиная с Первого всеправославного совещания на Родосе в 1961 году, выдающиеся иерархи и лучшие богословы нашей Церкви вносили свой вклад в разработку множества соборных тем, в том числе и тех, которые впоследствии не были включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Ради скорейшего созыва Собора Русская Православная Церковь неоднократно подтверждала свою готовность к достижению взаимоприемлемых для всех участников предсоборного процесса решений, даже если таковые решения уклонялись от ранее согласованных Церквами правил подготовки Собора. Однако принцип общеправославного консенсуса является неизменной основой предсоборного процесса, начиная с Родосского совещания 1961 года, на котором по инициативе Константинопольского Патриархата было определено: «Решения общих собраний принимаются при полном единогласии делегаций Церквей» (Порядок функционирования и работ Родосской всеправославной конференции, п. 14) . Затем это правило было закреплено Регламентом Всеправославных предсоборных совещаний, принятым в 1986 году: «Тексты по всем темам повестки Всеправославных предсоборных совещаний утверждаются единогласно» (ст. 16) . Собранием Предстоятелей Православных Церквей в 2014 году было подтверждено: «Все решения, как во время Собора, так и на подготовительных этапах, принимаются на основе консенсуса» (Решение Собрания Предстоятелей, п. 2а) . Тот же принцип установлен в Регламенте организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви, который был разработан Собранием Предстоятелей Православных Церквей, состоявшимся в Шамбези 21-28 января 2016 года. Данный Регламент предусматривает, среди прочего, что Собор «созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» (ст. 1) .

http://pravoslavie.ru/94245.html

Пн Регламент та роботи Святого Великого Собору Церкви 28 2016 р. 21:09 Документ согласован участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 г.), кроме представителей Антиохийского Патриархата. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Статья 1 Введение Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным выражением канонического предания и устойчивой церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей. Он состоит из членов, назначенных в состав их делегаций. Статья 2 Созыв Собора Вселенский Патриарх извещает о созыве Собора всех Предстоятелей Поместных автокефальных Православных Церквей Патриаршими письмами, в которых: 1) объявляет о завершении предсоборной подготовки тем повестки дня Собора, решение о которой было принято всеправославно; 2) назначает время и место проведения Собора с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей и 3) призывает Поместные автокефальные Православные Церкви, в соответствии со всеправославными соглашениями, достигнутыми на Собраниях Блаженнейших Предстоятелей, назначить своих представителей на Собор. Статья 3 Состав Собора Членами Собора являются архиереи, назначаемые каждой автокефальной Православной Церковью в качестве ее представителей: 1) количество членов было определено на Собрании Предстоятелей  всех Поместных автокефальных Православных Церквей в марте 2014 года на Фанаре; 2) сопровождать делегации могут специальные консультанты: клирики, монахи или миряне, но их число, как правило, не может быть более шести (6) человек. Приглашается также вспомогательный персонал в количестве трех человек от каждой автокефальной Православной Церкви. 3) специальные консультанты могут присутствовать на пленарных заседаниях Собора без права слова или голоса, при этом им надлежит помогать в работе Секретариату Собора или Соборным Комиссиям , где они имеют право слова, и выполнять даваемые им особые поручения;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4361371...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010