Ведущий редактор «Богослужебных указаний» священник Сергий Ванюков не нуждается в рекомендациях для знатоков церковного Устава ПСТГУ запускает программу «Современная литургическая традиция Русской православной Церкви» 18 января, 2016 ПСТГУ запускает программу «Современная литургическая традиция Русской православной Церкви» Сегодня мы публикуем интервью с отцом Сергием, в котором он расскажет о новой программе «Современная литургическая традиция Русской Православной Церкви». Регистрация на программу уже открыта. — Отец Сергий, как появилась идея создания программы «Современная литургическая традиция Русской православной Церкви»? — С идеей создания программы ко мне обратился протоиерей Геннадий Егоров, который отметил, что многие выпускники и слушатели Университета изъявляют желание расширить свои знания в той или иной области. Есть учащиеся, которым особенно интересна богослужебная жизнь Церкви, и они хотели бы в деталях узнать о том, как должно совершаться богослужение, и каким образом можно решить наиболее часто возникающие вопросы относительно применения уставных норм к приходским условиям. Факультет постарался предоставить этим людям такую возможность и помочь им более осознанно участвовать в литургической жизни Церкви. -Кто принимал участие в разработке программы? -Программа «Современная литургическая традиция Русской Православной Церкви» разрабатывалась теми преподавателями, которые и будут, я надеюсь, обеспечивать учебный процесс. Часть программы, посвященная истории русского церковного пения, была создана Ириной Анатольевной Креневой. Она уже проводит занятия на дистанционном курсе по истории церковного пения. Занятия эти проходят с большим успехом. Остальные разделы программы, в основу которых положено глубокое изучение богослужебной традиции, были написаны мной. Конечно, следует отметить, что на каждом этапе формирования программы мы ощущали помощь и поддержку отца Геннадия, ставшего поистине вдохновителем этого курса. -На чей опыт Вы можете ориентироваться?

http://pravmir.ru/vedushhiy-redaktor-bog...

Вертепы, концерты, скульптуры, поделки – Россия готовится к Рождеству (+фото) 5 января, 2016. Мария Строганова Как готовятся к Рождеству в регионах Рождество уже совсем близко, «пред дверьми», и по всей России началась подготовка к этому радостному празднику. Как это делается в епархиях Русской Православной Церкви – в нашей очередной подборке из регионов. В Калужской епархии у стен храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы состоялось торжественное открытие «Рождественского вертепа». Воспитанники воскресных школ встретили митрополита Калужского и Боровского Климента у вертепа и устроили концерт. Установили вертеп и в Тамбовской епархии на Центральной площади города Тамбова. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий совершил освящение вертепа. В Элистинской и Калмыцкой епархии был торжественно открыт вертеп при Казанском кафедральном соборе города Элисты. Главными героями праздника стали воспитанники Детского сада города Элисты. А в Якутии даже вертепы изо льда! Работа над ледяным вертепом ведется возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора, а возле Покровского храма (город Покровск, Хангаласский улус) уже стоят ледяные фигуры. Работа над вертепом возле Градоякутского Преображенского кафедрального собора В Улан-Удэнской и Бурятской епархии в Сретенском Батуринском женском монастыре тоже установили ледяной вертеп. Украшаются и храмы Нерчинской и Краснокаменской епархии. Соборную площадь Нерчинска впервые украсил Рождественский вертеп, а в кафедральном соборе установлены и украшены ёлки. А в Казанской епархии открылась выставка «Свет Вифлеемской звезды», на которой можно познакомиться с историей возникновения вертепов. Выставка проходит в музее истории Благовещенского собора Казани. В Санкт-Петербургской митрополии прошел праздничный благотворительный концерт «Христорождественское приношение» для людей с ограниченными физическими возможностями, ветеранов, малообеспеченных семей, детей из приютов и детских домов, пациентов детского хосписа, воспитанников православных детских клубов и воскресных школ.

http://pravmir.ru/vertepyi-kontsertyi-sk...

Витебск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.184217; 30.202878 Беларусь, Витебск Витебск, Витебская область Беларусь Воскресенский собор в Витебске Витебск (белор. — город на северо-востоке Белоруссии, административный центр Витебской области и Витебского района. Население — 376 226 человек (на 1 января 2016 года). Площадь — 124,538 км². Город расположен в восточной части Витебской области на реке Западной Двине. Второй древнейший город Белоруссии после Полоцка. Четвертый по численности населения (после Минска, Гомеля и Могилёва) город страны. Содержание Православие в Витебске [ править править код ] История [ править править код ] О древности Православия на земле Витебщины свидетельствуют многие исторические и археологические факты. По местной Витебской летописи, уже в середине X века святой равноапостольной княгиней Ольгой были построены первые православные храмы города. В сентябре 1839 года епископская кафедра переведена в Витебск, и размещалась при Свято-Николаевском кафедральном соборе, который находился на нынешней площади Свободы. В XIX веке в Витебске складываются богатые традиции духовного образования: в 1810 году начинает работать мужское Духовное училище, в 1856 году из Полоцка в Витебск переводится Духовная Семинария, в 1864 году открывается женское Духовное училище. В 1887 году было создано Витебское Епархиальное Братство во имя святого равноапостольного великого князя Владимира. Почетным членом этого Братства был святой праведный Иоанн Кронштадтский , посетивший Витебск в 1906 году. В Архиерейском доме в 1893 году при Свято-Николаевском кафедральном соборе на средства Братства было открыто Витебское церковно-археологическое древлехранилище. В число членов-учредителей входил знаменитый краевед А.П.Сапунов. В целом, на конец XIX-haчaлo XX веков, жизнь епархии была на высоком духовном подъеме, о чем свидетельствует количество церквей в Витебске — 32. К сожалению, в период богоборческой власти многое безвозвратно утрачено: с 1917 по 1937 годы закрыты или разрушены все храмы города, многие из которых были выдающимися памятниками архитектуры, такие как Свято-Благовещенская церковь XII в., Свято-Успенский кафедральный собор, Свято-Воскресенская церковь, Свято-Николаевский кафедральный собор, Собор Петра и Павла и другие.

http://azbyka.ru/palomnik/Витебск

Враг Церкви — диавол, а не российские либералы 7 января 2016 PI продолжает тему отношений общества и Церкви. В конце прошлого года, в результате внутренней реорганизации в Русской православной церкви, возник новый Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Его возглавил известный религиовед и политолог Владимир Легойда. Очевидно, одной из главных задач нового отдела станет улучшение непростых отношений с российским обществом, причем как с его консервативными кругами, так, в том числе, и с теми, кто склонен относиться критически и к русской Церкви, и к российской власти. Вопрос, однако, в том, можно ли в принципе достичь взаимопонимания Церкви с «веком сим», с обществом, движущимся по пути секуляризации. Не безнадежны ли попытки найти общий язык с теми людьми, для кого истинность и современность — взаимозаменяемые понятия? Проще говоря, суждено ли христианству в современном мире оставаться консервативной силой, и в какой мере религиозный консерватизм ведет неизбежно к консерватизму политическому? На эти темы мы поговорили с самим Владимиром Романовичем в канун Православного Рождества, и мы благодарны ему за убедительные и развернутые ответы на наши вопросы. — Уважаемый Владимир Романович, поздравляем Вас с назначением главой Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ! До Вас эту должность занимал священнослужитель. В чем будет заключаться специфика Вашей работы как церковного человека и как мирянина? — Строго говоря, до меня эту должность никто не занимал: я возглавил новый отдел, который образован в результате слияния двух ранее существовавших синодальных структур. Специфика церковно-административной работы не определяется принадлежностью к священному сану. Священник от мирянина в Церкви отличается правом совершать священнодействие. Как Вы понимаете, взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ выстраиваются не в пространстве богослужения, поэтому и духовное лицо, и мирянин, мужчина или женщина, вполне могут в этой работе участвовать. Все определяется задачами учреждения, управлять работой которого человек призван, а также его опытом и квалификацией. В синодальных учреждениях работает много мирян. Кстати, первый заместитель председателя нового синодального отдела, Александр Владимирович Щипков, тоже мирянин. Он профессиональный социолог, политолог, имеет большой опыт взаимодействия с органами власти и неправительственными организациями.

http://old.sinfo-mp.ru/07012016.html

Выпускной альбом КДА 1912 год ЖМП 12 декабрь 2015 /  15 января 2016 г. 16:45 Академия в ликах: Собор святых Киевской духовной академии Уже несколько лет 9 ноября (по новому стилю), в день памяти преподобного Нестора Летописца, когда Киевские духовные школы отмечают свой актовый день, Киевская духовная академия празднует Собор своих святых. Это местное торжество было установлено в 2012 году по благословению Блаженнейшего Мит­рополита Киевского и всея Украины Владимира. Собор выпускников В Русской Православной Церкви во второй половине ХХ века получила широкое распространение практика установления празднований Соборов святых. Такие соборные памяти, как правило, учреждаются в честь святых, либо объединенных общим подвигом, либо связанных с одной территорией. Например, в современном церковном календаре присутствуют Соборы Афонских преподобных, Киево-Печерских преподобных, Оптинских старцев, Белорусских святых, Волынских святых и т.д. В последние годы можно заметить и еще одну новую тенденцию, а именно почитание святых, вышедших из одной духовной школы. Она прижилась не только в Киеве. Например, несколько лет назад появилась икона Собора святых Московской духовной академии. Эта тенденция заслуживает особого внимания. Понятно, что такие категории, как «общая территория» или «общее место подвига», указывают на определенную общность связанных с ними людей. Но для современного человека не менее очевидно, что «общность школы» может стать куда более глубоким объединяющим началом для многих поколений людей, нежели просто «местность». Выпускники духовных семинарий и академий, как правило, на всю жизнь сохраняют чувство причастности к своей альма-матер. Собор святых Киевской духовной академии — хорошая иллюстрация именно такой глубинной общности духа, которая сохраняется на протяжении нескольких веков. Киевская духовно-образовательная традиция берет свое начало в 1615 году. И хотя за минувшие с тех пор четыре столетия порой существенно менялся и статус Киевских школ, и содержание образования, и принципы научно-богословской аттестации, но всё же Киевская академия всегда особо подчеркивала единство образовательной традиции, восходящей к XVII веку.

http://e-vestnik.ru/analytics/akademiya_...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос о канонической организации Православной Диаспоры и обсудил предоставленные ему Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 2009) и Собранием Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей (21-28 января 2016) соответствующие тексты документов О Православной Диаспоре и Регламенте Работы Епископских Собраний в ней , одобрив их с некоторыми незначительными поправками в следующей редакции: 1. а. Констатировано, что общей волей всех Святейших Православных Церквей является по возможности скорейшее решение проблемы диаспоры и ее устройства согласно православной экклезиологии, канонической традиции и практике Православной Церкви. b. Констатировано также, что на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте. Поэтому принимается решение сохранить Епископские Собрания, учрежденные Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием, до более подходящего времени, когда созреют условия для применения канонической акривии. 2. a. Епископские собрания составляются из всех канонически признанных епископов ниже указанных регионов, которые будут и впредь подчиняться тем каноническим юрисдикциям, каковым они принадлежали до настоящего времени. b. Эти собрания будут состоять из всех епископов каждого региона и будут проходить под председательством первого из подчинённых Константинопольской Церкви архиереев, в случае же его отсутствия председательство определяется порядком Диптихов. Они будут иметь Исполнительный Комитет, состоящий из первых иерархов разных юрисдикций, существующих в этом регионе. c. Область деятельности и ответственности этих Епископских Собраний будет заключаться в заботе о проявлении единства Православия и в развитии общей деятельности всех православных каждого региона для попечения о пастырских нуждах проживающих там православных, общего представительства всех православных перед инославными и всем обществом региона, развития богословских наук, церковного образования и т.д. Решения по этим вопросам будут приниматься на основе консенсуса Церквей, представленных в данном Собрании.

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-diaspora...

Документ согласован участниками Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези (21-28 января 2016 г.), кроме представителей Антиохийского Патриархата. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей. Статья 1 Введение Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным выражением канонического предания и устойчивой церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей. Он состоит из членов, назначенных в состав их делегаций. Статья 2 Созыв Собора Вселенский Патриарх извещает о созыве Собора всех Предстоятелей Поместных автокефальных Православных Церквей Патриаршими письмами, в которых: 1) объявляет о завершении предсоборной подготовки тем повестки дня Собора, решение о которой было принято всеправославно; 2)  назначает время и место проведения Собора с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей и 3)  призывает Поместные автокефальные Православные Церкви, в соответствии со всеправославными соглашениями, достигнутыми на Собраниях Блаженнейших Предстоятелей, назначить своих представителей на Собор. Статья 3 Состав Собора Членами Собора являются архиереи, назначаемые каждой автокефальной Православной Церковью в качестве ее представителей: 1) количество членов было определено на Собрании Предстоятелей всех Поместных автокефальных Православных Церквей в марте 2014 года на Фанаре; 2) сопровождать делегации могут специальные консультанты: клирики, монахи или миряне, но их число, как правило, не может быть более шести (6) человек. Приглашается также вспомогательный персонал в количестве трех человек от каждой автокефальной Православной Церкви. 3) специальные консультанты могут присутствовать на пленарных заседаниях Собора без права слова или голоса, при этом им надлежит помогать в работе Секретариату Собора или Соборным Комиссиям , где они имеют право слова, и выполнять даваемые им особые поручения;

http://pravoslavie.ru/90129.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В поисках афонской аскетической традиции 15.02.2012 309 Время на чтение 32 минут Вниманию читателей предлагается доклад игум. Дионисия (Шленова), прочитанный на международной конференции «Русский Афон как фактор духовного просвещения России: к 1000-летию русского присутствия на Афоне. 1016-2016 гг.», проходившей в рамках Рождественских чтений в Институте российской истории РАН 26 января 2012 г. В настоящем докладе будет сделана попытка выявить некоторые характерные черты не всегда столь отчетливо уловимой аскетической письменности Афона, которая является частью еще шире понимаемой афонской аскетической традиции. В строгом виде афонская письменность как письменность афонских отцов и была и остается далеко не такой богатой, как письменность отцов египетского Синая или константинопольского Студиона. Во многом это связано с ее малоизученностью: в отличие от древних египетской, малоазийской, синайской или студийской аскетических школ, обозреваемых в патрологических курсах, расцвет афонской традиции приходится лишь на самый конец первого тысячелетия христианства. Влияние любой письменности на ту или иную культуру или народ может быть прослежено по переводам. Особенно в средние века, когда перевод преследовал не столько научные, сколько духовно-аскетические цели. Однако достаточно односторонне считать, что круг взглядов русского монашества формировался только за счет того, что можно было получить в переводном виде. Современный греческий историк Афона И. Мамалакис писал: «Одной из важнейших особенностей святогорского подвижничества и жизни был греческий язык, в том числе и для иностранцев» . Таким образом, несмотря на многонациональный состав Афона, обращение к греческим текстам той эпохи имеет наибольшее значение для изучения данной аскетической традиции. Любомудрый образ жизни древних афонитов подтверждается отрывком из жития прп. Афанасия Афонского, где описывается устройство школы в первом созданном им общежительном афонском монастыре - Великой Лавре (2-я пол. X в.). Днем каждый занимался рукоделием, а вечером, помолившись, подвижники не сразу отходили ко сну, но только после книжных занятий. «Непонимание Писаний было для них препятствием на пути к добродетели... Он приставил к ним и учителей, которые после завершения повечерия, взяв книги, читали им душеполезнейшие словеса и истолковывали их им, воздвигая их к Божественному страху и прилежанию к добродетели» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Депутаты удовлетворяют амбиции раскольников по прямому указанию Филарета Верховная рада Украины приняла законопроект, согласно которому Украинская Православная Церковь Московского Патриархата будет обязана сменить название 20.12.2018 1797 Время на чтение 3 минуты Сегодня Верховная рада Украины приняла законопроект, согласно которому Украинская Православная Церковь (УПЦ) Московского Патриархата будет обязана сменить название, сообщил телеканал 112.ua. «За» проголосовали 240 депутатов. Перед рассмотрением законопроекта председатель Рады Андрей Парубий заявил, что «есть одна Украинская православная церковь», а УПЦ МП должна называться Русской Православной Церковью, пишут Ведомости . В законопроекте говорится, что религиозные организации, центр управления которыми находится в «государстве-агрессоре», обязаны сообщать об этом в полном официальном названии — возможно, с добавлением слов «в Украине». Законопроект был зарегистрирован еще в октябре 2016 г., но до сих пор не рассматривался Верховной радой. Принятый закон вступит в силу со дня официальной публикации. Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в посланиях к Предстоятелям других Православных Церквей призвал их не признавать созданную на Украине при поддержке Константинополя новую так называемую «Православную церковь Украины» (ПЦУ), независимую от РПЦ. Прошедший в минувшую субботу в Киеве т.н. « собор православных церквей Украины » оформил создание независимой от Москвы структуры, которая получила название «Православная церковь Украины» (ПЦУ). 6 января 2019 года Константинопольский патриархат планирует предоставить ПЦУ томос, который окончательно оформит появление очередной раскольнической структуры, на сей раз под эгидой Фанара. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви протоиерей Андрей Новиков : Сам факт того, что Церковь называется Русской Православной, – это неплохо. Я всегда говорил, что нам не нужно стесняться связи Украинской Православной Церкви с Русской Православной Церковью. Это, безусловно, единая Поместная Церковь. Плохо делают те, кто ее избегает.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/20/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > Долгожданное разъяснение Писатель Владимир Крупин с восторгом воспринял заявление Патриарха Кирилла о недопустимости тайной подготовки Всеправославного Собора 25.01.2016 1659 Время на чтение 3 минуты Как сообщалось , 22 января в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези началось Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Со словом к его участникам обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В частности, Предстоятель Русской Церкви сказал: «Как мы видим, многие вопросы нам еще предстоит совместно решить, для того чтобы сделать возможным созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви. Я уверен: действительная причина того, что многие документы до сих пор остаются несогласованными, — отнюдь не в наличии противоположных мнений у разных Церквей, а в неэффективной методологии подготовки Собора». В связи этим Его Святейшество поделился опытом деятельности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви в формате открытой дискуссии, позволяющей любому заинтересованному члену Церкви высказать свою позицию. «Полагаю, что именно так, открыто, должна впредь проходить подготовка Собора, если мы действительно заинтересованы в его успешном проведении», — сказал Предстоятель Русской Церкви, подчеркнув важность публикации проектов соборных документов и преодоления дефицита достоверной информации, который вызывает подозрения у многих верующих. «Убежден, - продолжил он, - что давно назревшая публикация проектов соборных документов и возможность свободной по ним дискуссии не только не воспрепятствует проведению Собора, но и покажет нам и всему миру подлинно соборный характер нашей Церкви, способствуя укреплению всеправославного единства». Выступление Святейшего Владыки проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный русский писатель, сопредседатель Союза писателей России Владимир Николаевич Крупин : Долгожданное заявление Святейшего Патриарха Кирилла многое разъясняет. В последнее время мы, православные, живем под неким давлением неопределенности, постоянно ведутся непонятные разговоры. На днях группа активистов предложила мне подписать письмо по поводу Всеправославного Собора. Я отказался, ибо не могу подписывать подобные документы без благословения. Мы, миряне, должны всячески поддерживать священноначалие. А между тем, Всеправославный Собор нам необходим, ибо православные христиане должны встречаться, разрабатывать совместные действия против мирового зла. Несомненно, будущая встреча православных необходима.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/25/do...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010