Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ († после 576), прп. (пам. суббота сырную - в Соборе всех преподобных, пам. греч. 18 марта), игум. Скитский. Сведения о Д., центральной фигуре многочисленных греч., сир., эфиоп. и копт. сказаний о егип. подвижниках, содержатся в разрозненных текстах, объединенных местом и временем действия (егип. пустыня в окрестностях Александрии, сер. VI в.), создававшихся на греч. языке (BHG, N 2099z - 2102d) с кон. VI в. и позднее переведенных на др. языки (BHO, N 241-243). Впосл. в копт. и эфиоп. традициях эти истории были объединены в единый хронологически выстроенный цикл, основой к-рого стало «Житие аввы Даниила и святых, к-рых он знал». Согласно этому источнику, Д. пришел в Скит еще в юности, там он 40 лет жил «в общежитии» с др. монахами, затем стал отшельником. Тем не менее он продолжал посещать окрестные города (чаще всего Александрию) и поддерживать контакты с близлежащими мон-рями, на к-рые имел большое влияние. Большинство историй рассказаны от 1-го лица и представляют собой поучения, основанные на воспоминаниях Д. В молодости он был трижды похищен разбойниками: 2 раза его выкупали христиане, на 3-й раз Д., защищаясь, проломил одному из похитителей голову камнем. В отчаянии от совершенного поступка он отправился к Александрийскому патриарху, чтобы покаяться в убийстве и понести наказание, но тот отказался осудить его. В К-поле, Антиохии и Риме его также не стали подвергать суду. Только светские власти Александрии были готовы арестовать Д., однако правитель города, разобравшись в деле, велел отпустить монаха. Тогда подвижник сам назначил себе епитимию, взяв на себя заботу о прокаженном из Александрии, отвел его к себе в келью и втайне от всех долгое время кормил и ухаживал за ним. В юности Д. был потрясен добротой некоего камнетеса Евлогия: каждый день тот собирал всех бродяг и нищих, приводил их к себе в дом, кормил и оставлял ночевать. Д. стал усердно молиться за него и был удостоен видения, в к-ром просил дать Евлогию богатства, поручившись за него перед ангелом.

http://pravenc.ru/text/171189.html

Гомилии кафедральные Севира Даниил Юноша, апокриф Декрет Геласия Деяния (акты) апокрифические Аддая (см. также Учение Аддая) Иоанна Матфея и Андрея Павла и Феклы (см. также Деяния Феклы) Павла Петра (см. также Учение Петра) Филиппа Фомы Деяния апостолов, комментарий Деяния апостола Фомы Деяния Гурия и Шамуны Деяния Феклы (История Феклы) – см. также Деяния Павла и Феклы Диатессарон Дидаскалия Евангелие Двенадцати апостолов Евангелие Детства – см. Евангелие Фомы Евангелие от Матфея, комментарий на Евангелие Фомы Израильтянина Евангелия Кьюртоновские – см. Переводы Св. Писания Евсевиевы каноны Екклесиаст Жемчужина Жизнеописание Нестория Жизнь Авраама Житие Авраама Кидунаи Житие Антония ( Афанасия Великого ) Житие Ахудэммеха Житие Ефрема Сирина Житие Иакова Бурдеаны Житие Иоанна бар Афтоньи Житие Map Авы Старшего католикоса Житие Петра Ивера Житие Раббан-Хормизда Житие Савришо католикоса Житие Севира Антиохийского Житие Симеона Столпника Житие Филоксена Маббугского Житие Map Ахи Завет Господа Нашего Иисуса Христа – см. Testamentm Domini Завещание Адама Завещание Ефрема Сирина Законы гражданские римских императоров Изгарад История Ахикара (Хикара) – см. История Сеннахерима История Бет-Селоха и его мучеников История Ишосаврана История Константина Великого и его сыновей и т. д. История Map Мари История монахов, или Книга Начальников (Фомы Маргского) История обретения Креста История палестинских мучеников (Евсевия) История Преблагословенной Девы Марии История Сенахирима, его визиря Ахикара (Хикара) и т. д. История Феклы – см. Деяния Феклы Исход, комментарий Катену (анонимная) Катена Севира монаха Калила и Димна Каноны апостолов Книга Адама и Евы Книга Гераклида– см. Книга торговли Гераклида Книга законов стран Книга Иерофея Книга Мучеников (Маруты Майферкатского) Книга Начальников (см. также История монахов Фомы Маргского) Книга подсвечника святилища Книга предстоятелей Книга пророка Иова Книга пророка Исайи Книга Пчелы Книга степеней Книга Судей Книга торговли Гераклида Книга халифов

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.41. Там же. Там же. С.29. Там же. С.29-30. Там же. С.30. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук. - М., издательство «Паломник», 2000. - С.358. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. «Препирание» с.29]. «Улыбнуться» с.29]. «Как бы печальному» с.29]. «Тяготам» с.29]. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. «...Так это было принято в ярославской губернии» с.359]. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.41. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Там же. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.42. Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным./Библиотека Якова Кротова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/azaryin/azar_1.html (дата обращения: 09.10.2013). Там же. Епифаний Премудрый, Пхомий Логофет. Жизнь и житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия.//Жизнь и житие Сергия Радонежского. - М.: Сов. Россия, 1991. - С.29. Там же. Устав преподобного Венедикта.//Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном. - М., Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1892 (репринт). - С.628.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

В 1566 году Иоанн Грозный вызвал св. Филиппа, бывшего тогда игуменом соловецким, в Москву и предложил ему кафедру московского первосвятителя. «Не могу, – со слезами отвечал царю смиренный соловецкий игумен, – не могу принять на себя дела, превышающего мои силы. Господа ради, отпусти меня в тихую обитель. Зачем малой ладье поручать великую тяжесть?» Если бы такое смирение украшало каждую христианскую душу! Церковно-исторические образцы глубокого смирения 1 . Когда преподобный Моисей сделан был клириком и облекли его в стихарь, архиепископ сказал ему: «Вот ты теперь весь стал белым, авва Моисей!» Он отвечал: «О, если бы, владыко, и изнутри так же, как извне». Архиепископ, желая испытать авву Моисея, сказал клирикам: «Когда войдет авва Моисей в алтарь, изгоните его и идите за ним, чтобы услышать, что станет он говорить». Старец вошел; клирики начали поносить его и выгнали, говоря: «Ступай вон, эфиоп!» Старец, выходя, говорил самому себе: «По правде с тобою сделано, чернокожий эфиоп: ты не человек, зачем ходишь с людьми!» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, стр. 157, § 4). Таково было смирение одного из великих подвижников! 2 . Авва Миос рассказывал, что в скиту жил один высокий по своим подвигам старец, который был из рабов. Несмотря на то, что он уже имел совершенную свободу и был сам руководителем и начальником других, этот старец ежегодно ходил в Александрию и носил оброк своим господам. Приходя к ним, он наливал воду в умывальницу и умывал ноги их. Господа говорили ему: «Отец! ты заставляешь нас принимать такую тяжкую услугу от тебя!» Он отвечал им: «Чрез это свидетельствую, что я раб ваш. В благодарность за то, что дали мне свободу служить Богу, я обмываю ноги ваши». Господа не принимали оброка, а старец говорил им: «Если не хотите принять оброка, я остаюсь здесь служить вам». Господа, уважая его, оставляли его делать, что он хотел, и отпускали с великою честью и со многими пожертвованиями (из «Патерика»). 3 . Когда св. Иоанн Дамаскин , бывший правителем города Дамаска, после совершения над ним чуда исцеления усеченной руки по молитве пред Богоматерью, поступил в монастырь, то находился вначале под руководством одного добродетельного старца. Однажды старец, желая испытать смирение Иоанна, послал его в город Дамаск, чтобы продать там в пользу монастыря корзинки, которые плели монахи. Иоанн охотно исполнил повеление старца; одетый в рубище, он явился в город, где был некогда самым знатным вельможей, и продал корзинки. Такой подвиг не был тягостен для Иоанна: предавшись Богу всею душою, он не мог уже дорожить земным блеском и величием и потому никакое состояние не считал для себя унизительным («Четьи-Минеи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИМАХ НОВЫЙ [греч. Επμαχος; копт. epimayos ] († ок. 250), мч. Александрийский (Пелусийский) (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая)), пострадал при имп. Деции (249-251). Источники Сведения о Е. Н. сохранились в многочисленных греч., араб., копт. и груз. источниках. Самой ранней версией Мученичества (V-VI вв.) является коптская (BHO, N 274), состоящая из фрагментов на 4 сильно поврежденных папирусных листах, хранящихся в Турине (изд.: Rossi. 1888; исправления: Lemm. 1910). Днем памяти Е. Н. в этом тексте названо 14 пашонса, а его кончина отнесена к 3 хатора. Также существует 3 греч. версии Мученичества: ранняя анонимная, в к-рой днем кончины Е. Н. названо 7 мая (BHG, N 593; араб. перевод см.: Esbroeck. 1966), переложение прп. Симеона Метафраста (BHG, N 594) и независимое от него краткое Мученичество (BHG, N 595). Сказание о Е. Н. имеется в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) и в Минологии Василия II (кон. X - нач. XI в.), а также в арабо-яковитском Александрийском синаксаре XIII-XIV вв. и его эфиоп. переводе. Кроме того, существуют араб. повествование о перенесении мощей Е. Н. ( Esbroeck. 1967) и груз. перевод Жития Е. Н. (в Метафрастовой редакции) и канона святому, по содержанию близкого к изложению Александрийского синаксаря. Мученичество В соответствии с большинством источников родиной Е. Н. был г. Пелусий (араб. Эль-Фарама, ныне Телль-эль-Фарама, близ Порт-Саида). Согласно греч. источникам, Е. Н. был пустынником, согласно копт. и араб. версиям - ткачом, к-рому ко времени мученичества исполнилось 27 лет. Услышав о гонениях на христиан со стороны нового правителя Александрии Апеллиана (в копт. и араб. версиях - Полемий), Е. Н. отправился к нему и, придя в город, разрушил языческий алтарь, на к-ром Апеллиан заставлял арестованных христиан приносить жертвы. За это Е. Н. был посажен в темницу, где наставлял и укреплял в вере др. пленников. Узнав о проповедях Е. Н., Апеллиан, чтобы испугать святого, приказал вырвать языки находившимся в темнице вместе с Е. Н. христианам, отсечь им головы и бросить их тела на растерзание собакам.

http://pravenc.ru/text/190029.html

версии назван главным магом Амоном (по нек-рым рукописям - Аммон или Абдон). В большинстве лат. рукописей казнь К. датируется началом мая (mense M a i o intrante), 2-м годом правления тирана Юлиана (т. е. имп. Юлиана Отступника), следов., это 362 или 363 г. Сир., копт. и эфиоп. редакции Мученичества К. (BHO, N 233-235) в нач. XX в. последовательно издал И. Гвиди ( Guidi. 1904-1906). Для издания сир. текста Гвиди использовал рукопись Lond. Brit. Mus. Add. 14644 (далее: S1), созданную в V или VI в. в Эдессе ( Wright W. Catalogue of the Syriac Manuscripts in the British Museum. L., 1872. T. 3. P. 1083). В S1 имеется лакуна, полный текст сир. версии содержится в рукописи РНБ. Сир. нов. сер. 4 (далее: S2; изд. с учетом разночтений из S1 и франц. пер.: Pigoulewsky. 1927/1928. P. 332-356). Обе рукописи близки по времени и содержанию, однако при сравнении помимо незначительных вставок, пропусков и перестановок слов выявляются нек-рые существенные различия: не совпадает дата мученичества, в S2 пропущен эпизод посвящения К., к-рое он принял от еп. Евсевия, и имя К. систематически заменяется эпитетом «блаженный», что говорит о стереотипизации текста. Арм. версия (BHO, N 236) подготовлена к печати в 1903 г. Н. Я. Марром, но опубликованы только отрывки. Мученичество К. имеет сложные связи с большим агиографическим повествованием о мучениках и исповедниках времен имп. Юлиана, т. н. Сказанием о Юлиане (см. «Роман о Юлиане» ). В обоих текстах присутствуют Римский еп. Евсевий и обратившийся в христианство маг. Можно предполагать, что в кон. IV в. тексты об обретении св. Креста, о К. и о смерти Юлиана представляли собой единый рассказ, в центре которого была идея богоизбранности Римской империи и судьба символов этого избрания, главным из к-рых был св. Крест. В эфиоп. традиции К. атрибутируется один из ранних текстов об Успении Пресв. Богородицы (V-VI вв.) - т. н. Шесть книг. Во вводном трактате, повествующем о происхождении этого текста, сообщается, что он через К. попал в мон-рь Неопалимой Купины на Синае. По мнению В. М. Лурье, это свидетельствует о первоначальном мелькитском (правосл.) происхождении трактата, в то время как в копт. традиции он связывается с именем др. Кириака - монофизитского епископа Бахнасского ( Лурье. 2001. С. 314; Idem. 2003). День памяти К.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Вместо него митрополитом Эфиопии был назначен епископ Авраам, эфиоп по национальности. Однако он был тут же низложен Коптской Церковью. После войны попытка сделать Эфиопскую Церковь независимой была предпринята вновь – на этот раз при поддержке императора Хайле Селассие (1930–1974). В результате трудных переговоров в 1948 году с Александрией было достигнуто соглашение об избрании эфиопского митрополита из числа местных иерархов. Когда в 1951 году умер вернувшийся из изгнания митрополит Кирилл, его сменил эфиоп Василий (Базилос). В 1959 году Александрия утвердила Василия первым Эфиопским патриархом. С этого времени Эфиопская Церковь считается автокефальной. Император Хале Селассие / Независимость Эфиопской Церкви далась ей нелегко. Решающую роль в этом сыграл последний император Эфиопии Хайле Селассие, который, по сути, вынудил коптскую иерархию пойти на уступки. Хайле Селассие был великим благодетелем Эфиопской Церкви. Он возводил свою родословную еще к временам царицы Савской и носил громкий титул «Лев-захватчик из племени Иуды, избранник Божий, царь царей». Само имя, которое он взял при возведении на императорский трон – Хайле Селассие, означает «Сила Троицы». Он был посвящен в диаконский сан. Хайле Селассие был свергнут в 1974 году военной хунтой и умер в Аддис-Абебе в 1975 году. Режим, который захватил власть в Эфиопии, поддерживался Советским Союзом. Возглавив­ший его в 1977 году майор Менгисту Хайле Мариам воздвиг настоящие гонения против Церкви. Многие храмы и монастыри были закрыты, их имущество отобрано государством, многие епископы, священники и монахи брошены в тюрьму, некоторые казнены. Так, в 1979 году был убит патриарх Феофил (Тевофилос), низложенный в 1976 году. После падения в мае 1991 года режима Менгисту возглавлявший с 1988 года Эфиопскую Церковь патриарх Меркурий (Меркориос) был обвинен в коллаборационизме и изгнан из страны. Священники Александр Васютин и Сергий / 5 июля 1992 года синод Эфиопской Церкви избрал новым патриархом Абуну Павла, кото­рый возглавляет эту Церковь до сих пор.

http://pravoslavie.ru/589.html

172-173 173-174 174-178 ГАБРА МАСИХ (1419-1522), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 3 маскарама (31 авг., в год, предшествующий високосному, - 1 сент.)) 178-179 179-180 ГАБСБУРГИ династия, правившая в Австрии в 1282-1918 гг., в Чехии и Венгрии в 1526-1918 гг. (с 1867 - в Австро-Венгрии), в Испании и ее владениях в 1516-1700 гг., в Нидерландах (1477-1795) и нек-рых итал. землях (с XVI в. до 1866); императоры Римско-Германской империи (в 1438-1806, кроме 1742-1745) 180-185 ГАВВАФА [арам. , - возвышение; греч. Γαββαθ], место в Иерусалиме, где Иисус Христос предстал на суд перед Понтием Пилатом 185-186 186-187 187-191 ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 191-193 ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 193-195 195-197 ГАВРИИЛ Иванович Архангельский (1890-1937), свящ., сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ Михайлович Масленников (1871-1937), свящ., сщмч., (пам. 5 нояб. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) 197-198 ГАВРИИЛ Стефанович Преображенский, (1878-1919), свящ., сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых) 198-199 ГАВРИИЛ (Владимиров Григорий Петрович; 1873-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГАВРИИЛ (Гур Гавриил Иванович; 1898-1937), иером., преподобномученик (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 199-200 ГАВРИИЛ млад. [Белостокский, Заблудовский] (1684-1690), мч. (пам. 20 апр. и в Соборе Белорусских святых, 9 сент. в Польской Автокефальной Православной Церкви - обретение и перенесение мощей из Гродно в Белосток))

http://pravenc.ru/vol/x.html

2) А. Эфиопской Церкви достаточно многочисленны - их 20, официально в употреблении находятся 14. Основная А.- «святых отцов наших апостолов» - является переработанным текстом А. «Апостольского предания», praefatio к-рой разделено на 3 части (2-я часть начинается со слов о воплощении Христа, 3-я - о Его Страстях): между 1-й и 2-й частью вставлено intercessio (до Sanctus, как в александрийских А.) и благословение; между 2-й и 3-й - Sanctus александрийского типа; в А. внесен ряд аккламаций различного характера ( Hänggi, Pahl. P. 144-149; рус. пер.: СДЛ. Т. 3. С. 100-106). К А. «апостолов» близка А. «Господа нашего Иисуса Христа», обращенная в основном ко Второму Лицу Пресв. Троицы и употребляемая по праздникам христологического цикла ( Hänggi, Pahl. P. 150-151). Остальные А. Эфиопской Церкви, каждая из к-рых употребляется в определенные дни года, принадлежат 3 типам (разделение Э. Хаммершмидта): александрийскому (А. ап. Марка), анатолийскому (А. ап. Иакова, брата Господня, и свт. Василия Великого) и собственно эфиоп. (А. «Иоанна сына громова», «318 православных отцов [I Всел. Собора]», «Марии Девы, Дочери Божией», «Афанасия [Великого]», «Иакова Саругского», «Епифания Кипрского», «Иоанна Златоуста» (не имеющая ничего общего с одноименной визант. А.), «Диоскора Александрийского», «Кирилла Александрийского» 1-я и 2-я, «св. Григория», «св. Григория Нисского», «Владычицы нашей Марии, Матери Божией» 2, 3 и 4-я) ( Hänggi, Pahl. P. 151-203). Структура А. эфиоп. типа: вступительный диалог; praeconium (лат.- прославление) I; intercessio - в А. «Марии Девы», «318 отцов», «Иоанна Златоуста», «Диоскора Александрийского», «Владычицы нашей»; Sanctus с вводными и заключающими его фразами; praeconium II; intercessio (кроме А. «Марии Девы», «Иоанна Златоуста», «Диоскора Александрийского», «Владычицы нашей»); institutio; анамнесис; эпиклеза; заключительное славословие и «аминь». Содержание частей А.: praeconium, разделенное на 2 части, является развернутым прославлением Бога, в к-ром подчеркиваются 2 темы (трансцендентность Бога и тайна Троичности Лиц; тайна воплощения Бога Слова); Sanctus употребляется в египетской форме; intercessio помещено между 2-й частью прославления (praeconium II) и institutio; анамнесис может или отсутствовать, или, наоборот, быть развернутым; А. заканчиваются развернутой эпиклезой, к-рую ряд А. заимствует буквально из А. «апостолов». В А. помимо книг Свящ. Писания часто цитируются апокрифические источники, содержание нек-рых А. является очень спорным с богословской т. зр. - напр., А. «Владычицы нашей Марии, Матери Божией» обращена не к Богу, а к Богородице. Языком А. является геэз, в последнее время может употребляться перевод на амхарский язык.

http://pravenc.ru/text/115030.html

B. T. A. Evetts. Oxf., 1895 (по указ.)). Одним из наиболее важных центров почитания М. является посвященная ему церковь (Абу-Сайфайн) в Дейр-Абу-Сайфайн в Ст. Каире (см. в ст. Каир ). В сказании из копто-араб. Синаксаря о копт. патриархе Аврааме (975-978) под 6 кихака (2 дек.) говорится, что именно восстановление ц. Абу-Сайфайн было той наградой, к-рую патриарх после совершенного им чуда получил от халифа аль-Муизза (SynAlex. Vol. 2. P. 384-388; SynAlex (Forget). Vol. 1. P. 136-139). 3 июня 1488 г. сюда была перенесена часть мощей М. ( Butler A. J. The Ancient Coptic Churches of Egypt. Oxf., 1884. T. 1. P. 75-154). Др. частицы мощей святого хранятся в ц. Пресв. Богородицы (Эд-Дамширия) в Дейр-Абу-Сайфайн, в ц. Пресв. Богородицы в Касрият-эр-Рихан, в ц. св. Меркурия в Харат-Зувайла, в ц. св. Георгия в Харат-эр-Рум (Каир), в церквах св. Меркурия в Таммуа (мухафаза Гиза), в Мейре (мухафаза Асьют) и в Гамуле (к северу от Луксора) ( Meinardus O. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 319). Эфиоп. Синаксарь, основанный на копто-арабском, в целом повторяет его сведения под теми же датами, причем сказание о М. под 25 хедара (21 нояб.) дополнено многими фантастическими деталями, которые характеризуют и эфиоп. версию Мученичества М. (изд.: Budge. 1915. P. 1161-1187). В Эфиопии ц. во имя М. (Бэте-Мэркоревос) находится в Лалибэле . В арм. традиции известно Мученичество М., представляющее собой буквальный перевод с греческого (BHO, N 753). В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла под 18 тре (26 нояб.) содержится пространная заметка о М., в к-рой после пересказа Мученичества кратко говорится о видении свт. Василия и убийстве М. имп. Юлиана. Ист.: Budge E. A. W., ed., transl. Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt. L., 1915; Encomium on St. Mercurius the General (M 595, 27v-31r)/Ed., transl. F. Wedmann//Homiletica from the Pierpont Morgan Library: Seven Coptic Homilies Attributed to Basil the Great, John Chrysostom, and Euodius of Rome. Lovanii, 1991.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010