Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VIIbb.). Житие Евтихия, Патриарха Константинопольского (552–582) Евстратий Пресвитер (кон. VI – нач. VII вв.). Житие Голиндухи (ум. 591) Стефан Иерапольский (кон. VI в.). Житие Голиндухи (ум. 591) Аноним (VI-VII вв.). Житие Евфросинии Александрийской (V в.) Аноним (VI-VII вв.). Житие Маркела Акимита (ум. 485) Григорий, Папа римский (Великий, или Двоеслов) (540–604). Собеседования о жизни италийских отцов Аноним (ок. третьей четверти VIb.). Жития епископов Херсонских (IV в.) VII век Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Илариона Великого (ум. ок. 371) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Герасима Иорданского (ум. ок. 475) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Житие Марии Египетской (ум. ок. 522–528) Софроний Иерусалимский (ок. 560–638 или 641/644). Чудеса муч. Кира и Иоанна в египетской пустыне (кон. VI – нач. VII вв.) Феодор, епископ Пафа Кипрского (ок. 625 г.). Житие Спиридона Тримифунтско- го (ум. ок. 348) Георгий (?) (вторая четверть VIIb.). Житие Феодора Сикеота (ум. 613) Иоанн Родосский (VIIb.). Passiones Artemii (ум. ок. 350) Иоанн Родосский (VIIb.). Чудеса вмч Артемия (570–660-е гг.) Аноним (неранее VII в.). Житие Марии (Марина) и ее отца Евгения (V-VI вв.) Леонтий Неапольский (ок. 590–668, напис. во второй четверти VII в.). Житие Симеона Юродивого (ум. 590) Леонтий Неапольский (620–640-е гг.). Житие Иоанна Милостивого, архиепископа Александрийского (610–619) Георгий, Патриарх Александрийский (ок. 630 г.). Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Антоний (вторая четверть VIIb.). Житие Георгия Хозевита (ум. 625) Аноним (вторая четверть VII в.). Чудеса Богородицы (о 626 г.) Аноним (VIIb.). Житие Сахдоны (VII в.?) Аноним (вторая треть VIIb.). Житие Анастасия Перса (ум. 628) Аноним (вторая пол. VII в.). Житие Григория, епископа Assoy (Эфесская митрополия) (сер. VII в.) Анастасий Апокрисиарий (последняя треть VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Георгий из Ришайны (кон. VII в.). Житие Максима Исповедника (580–662) Аноним (не позднее VII в.). Краткое житие Ефросина-повара

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Савва Монах (вторая пол. IX в.). Житие Петра Атрского (Atroa) (Вифинский Олимп, 773–837) Игнатий Диакон (?) (середина IX в.). Житие Григория Декаполита (ум. 842) Аноним (вторая пол. IXb.). Житие Никиты Патрикия (761–836) Аноним (вскоре после 860 г.). Житие Афанасии Эгинской (первая пол. IX в.) Аноним (после 869 г.). Житие 10 мучеников Константинопольских (о 729/730 г.) Аноним (IXb.). Житие Св. Климента, епископа римского (ум. 101?) Константин Философ (ум. 869). Перенесение мощей Св. Климента (о 860861 гг. – отредакт. в 870-е гг.) Аноним (кон. IX в.). Деяния Давида (716–783/793), Симеона (763–843/844) и Георгия (764–844), митиленских братьев (о. Лесбос) Аноним (870–880-е гг.). Житие Антония Нового (785–865) Аноним (870-е гг.). Житие Феодоры императрицы (ум. ок. 867) Никита Магистр (кон. IX в.). Житие Феоктисты Лесбийской (ум. 872) Петр, епископ Аргоса (кон. IXb.). Житие Афанасия, епископа Мефонского (ум. 878) Аноним (кон. IXb.). Житие Евстратия, игумена Авгарского (ум. ок. 885) Феофан (кон. IXb.). Житие Иосифа Гимнографа (816–886) Аноним (кон. IXb.). Житие Феофано императрицы (886–897) Аноним (кон. IXb.). Житие Ильи Спилеота (IX в.) Василий (кон. IXb.). Житие Иллариона Грузина (860–888-е гг.) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие святителя Феодора, архиепископа Эдесского (первая половина IX в., ум. 860) Василий Эмесский (ок. 900 г.). Житие Евфимия Нового (823–898) Аноним (IXb.). Житие Феодора, игумена константинопольского монастыря Хора (504–595) Аноним (IXb.). Чудеса Св. Георгия (с VII до IX в.) Никита Давид Пафлагон (880-е гг.). Житие Игнатия, Патриарха Константинопольского (847–858, 867–877) Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Похвала Св. Андрею Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвала Иоакинфу Амастридскому Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Х вв.). Похвальное слово Пророку Даниилу Никита Давид Пафлагон (кон. IX – нач. Хвв.). Энкомий Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Георгий (ок. 900 г.). Житие Феодоры Фессалоникской (812–892) Аноним (893–901 гг.). Житие Павла Нового, Патриарха Константинопольского (ум. 784)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История сложения канона Свящ. Писания в иудаизме и христианстве во многом определила те сходства и различия текстовых традиций Б., к-рые обнаруживаются в разных Церквах, поэтому можно говорить о правосл., католич. и протестант. Библиях (в нек-рых вост. нехалкидонских Церквах - эфиоп., сир.,- также свои библейские традиции). Для всех библейских традиций сохраняется ряд обязательных элементов: книги, вошедшие в палестинский канон (евр. Б.), входят в состав всех Библий, при этом Пятикнижие везде занимает первое место, имеет один и тот же порядок книг. Различия касаются в первую очередь ВЗ, в то время как НЗ обнаруживает гораздо большее единообразие. Различия могут затрагивать число книг, порядок их расположения, объем отдельных книг, их наименование, деление на книги и главы, многочисленные разночтения, статус (наличие т. н. неканонических книг в составе Б.). Число книг Все 39 книг (в евр. традиции - 22), вошедшие в палестинский иудейский канон, входят в состав Б. и в христ. Церквах. Число книг ВЗ в протестант. Б. такое же, как в евр. Помимо этих книг в состав правосл. и католич. Б. входит ряд книг, либо изначально составленных по-гречески, либо дошедших до нас в греч. переводе (LXX), хотя для нек-рых из них были обнаружены евр. и арам. оригиналы. Наибольшее число книг среди христ. библейских традиций содержит эфиоп. Б., включающая в состав ВЗ нек-рые апокрифы . В христ. Церквах Запада и Востока с кон. IV в. в состав НЗ входят 27 книг. Вместе с тем восточносир. Церковь Востока сохраняет сокращенный канон НЗ сир. Церкви (см. ст. Пешитта ) в 22 книгах - в него не включена часть малых соборных посланий и Откровение ап. Иоанна Богослова; эфиоп. Церковь добавила к 27 нек-рые книги, не вошедшие в канон НЗ. Порядок книг в различных христ. библейских традициях определен прежде всего их расположением в Септуагинте и Вульгате , лат. переводе Б., выполненном в IV в. блж. Иеронимом . В порядке расположения книг лат. Вульгата незначительно отличается от LXX, в частности иначе расположены Книги Иова и Есфири, великие Пророки предшествуют малым.

http://pravenc.ru/text/БИБЛИЯ I ОБЩИЕ ...

В главах 11-16 говорится об участи людей, но о Судном дне нет речи. Ангелы ежедневно следят за действиями людей и выполняют указания, данные арх. Михаилом относительно них: те, кто жил праведно, получают награду, а грешники наказываются (не раз приводятся списки грехов в главах 4, 8, 13). Центральным для В. является вопрос о возможности отношений между человеком и Богом в ситуации, когда прекращено жертвоприношение в храме. В том, что увидел В., дается ответ: елей милости и слава Божия еще доступны, потому что существует Небесный храм, в к-ром арх. Михаил возносит Богу человеческие добродетели. На 5-м небе В. видит «архистратига Михаила держащим великую чашу: глубина ее - сколько есть расстояния от неба до земли, ширина ее - сколько от севера и до юга. И сказал я (Варух): «Господин, что это держит Михаил архангел?» И сказал он мне: «Это - чаша, куда приходят добродетели праведников и все благие поступки, совершаемые ими, которые затем доставляются пред лицем Бога Небесного»» (11. 8-9). Паралипомены Иеремии (4 Вар) (греч. Τ παραλειπμενα Ιερεμου - Оставшееся из Книги Иеремии). В эфиоп. версии приписывается В. I. Рукописи. В христ. традиции 4 Вар. сохранилась на греч. (2 версии, краткая и пространная), арм. (3 версии), слав. (2 перевода), румын. и эфиоп. языках. В эфиоп. рукописи 4 Вар имеет полное название «Остальное повествование Варуха, не ставшее сокрытым во времена Вавилонского пленения». Греч. текст 4 Вар засвидетельствован рукописями: Ambros. Brera AF IX 31, XV в.; Paris. BNF. 1534, XI в.; Иерусалим, Taphos 34, XI в.; Иерусалим, Taphos 6, X в. II. Датировка. На основании упоминания в тексте книги Воскресения Иисуса Христа и имения царя Агриппы заключительную редакцию 4 Вар относят ко времени после сер. I в. по Р. Х. Ирод Агриппа I вступил в управление Иудеей не ранее 41 г. по Р. Х. Мн. ученые считают, что описываемые в ней волнения, связанные с разрушением города и храма, отражают период после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. по Р. Х. и перед восстанием Бар Кохбы . Это позволяет отнести составление 4 Вар к 1-й трети II в., верхний рубеж - 136 г. по Р. Х.- получается посредством прибавления 66 лет сна Авимелеха (время, к-рое, по мнению автора, должно пройти до начала периода возрождения) к дате разрушения Иерусалима в 70 г. Упомянутые в тексте реалии дают возможность предположить, что книга была написана в Палестине или даже в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/154383.html

Sinait. arab. 535, XIII в.: Monferrer-Sala. 2010). Независимая от предыдущих араб. версия на каршуни сохранилась в рукописи Vat. syr. 202 (XVII в.). Араб. версия (вероятно, несохранившаяся промежуточная) послужила оригиналом для эфиоп. перевода (BHO, N 105; издание по 4 рукописям с португ. переводом: Historia dos martyres. 1899; критическое издание с итал. переводом: Tradizioni orientali. 2006. P. 93-305; о новооткрытой эфиоп. версии из рукописи XV в. см.: Bausi A. The Massacre of Najra  n: The Ethiopic Sources//Juifs et chrétiens en Arabie. 2010. P. 249-251). Через фигуру царя Калеба и события, описываемые во 2-й части Мученичества, предание о Н. м. оказалось тесно связано с др. важными памятниками эфиоп. лит-ры - соч. «Кэбра нагаст» и циклом о девяти преподобных (см.: Ibid. P. 243-249; Marrassini. 2011). В груз. переводе сохранились 3 редакции Мученичества. Оригинальная (кименная) версия (критическое издание: Имнаишвили. 2000) представлена 2 вариантами: 1-м - в рукописях Sinait. iber. 11 (X в.) и НЦРГ. Н 535 (XI в.), 2-м - в рукописи НЦРГ. Н 341 (XI в.). Расширенная (метафрастическая) редакция засвидетельствована в рукописях НЦРГ. А 1053 (XII в.) и Кут. 4 (XVI в.). Синаксарное сказание было составлено в XI в. прп. Георгием Святогорцем и включено им в сб. Великий Синаксарь, к-рый сохранился в ряде рукописей того же столетия (Hieros. Patr. iver. 24/25; Ath. Iver. georg. 30; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211). Арм. версия известна в ряде рукописей XII-XIV вв. (Paris. arm. 111, 118, 120, 178; Матен. 1225 и др.; издание, указанное в BHO, N 106, представляет смешение неск. источников и потому не имеет научной значимости), но в большинстве из них она содержит только 1-ю часть Мученичества; 2-я часть кратко излагается только в Paris. arm. 111 и в сказании о Н. м. в Синаксаре Тер-Исраэла. По мнению Б. Утье, груз. и арм. версии, очевидно, имеют палестинское происхождение, предположительно датируются VII-VIII вв. и, возможно, отражают более древнюю редакцию греч. Мученичества, чем сохранившаяся ( Outtier B.

http://pravenc.ru/text/2564596.html

Старец рассказал об этом игуменье и всем сестрам, и они пришли просить у юродивой подвижницы прощение. На следующий же день она скрылась из монастыря, потому что возлюбила жизнь, полную поношений. В Патериках есть рассказ о брате, который был в послушании у очень жесткого, требовательного и сварливого духовного наставника. Если к вечеру у него был синяк под глазом, то он говорил, что сегодня удалось поработать для Господа, а когда был без синяка, то говорил, что день прошел впустую. Приведем примеры из жизни преподобного Моисея Мурина. Он был негр эфиопского происхождения, разбойник, разнузданный в своих страстях, но Господь обратил его к покаянию. Он пришел в монастырь и начал с того, что, когда настоятель стал сомневаться, принимать ли этого бандита в число братии, он сказал: если его не примут, то он вернется к своим прежним товарищам, и они от монастыря не оставят камня на камне. Его приняли в монастырь, и он стал ревностно подвизаться. Однажды Отцы решили испытать преподобного Моисея. «Зачем этот эфиоп ходит в наше собрание?» – говорили они между собой. Моисей услышал, но промолчал. Отцы спросили его потом: «Что ты почувствовал, брат Моисей?» Он ответил словами псалма: «Смятохся и не глаголах» ( Пс. 76, 5 ). То есть в душе у него что-то взметнулось, но он сдержал свои уста. Через некоторое время авва Моисей был рукоположен в священный сан. (Надо сказать, что для монашеских чинов рукоположение является одним из самых сильных поводов к тщеславию. Отцы даже давали такой совет: если не хочешь быть побежденным тщеславием, то бегай от рук епископа, то есть бегай от рукоположения. Это, конечно, чисто монашеские советы, которые нас с вами не касаются.) Когда авва Моисей первый раз вошел в алтарь, Отцы, желая вновь испытать его, стали выгонять его со словами: «Ступай вон, эфиоп». Выходя, преподобный Моисей говорил себе: «По правде с тобой сделано, чернокожий эфиоп. Ты не человек, зачем же ходишь с людьми» 135 . Здесь мы видим высочайшие степени совершенства. Человек сознательно принимает самую несправедливую укоризну (какая разница, черный или не черный, все люди равны перед Богом) как должное, видя в этом для себя пользу и спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Лестница и ворота, ведущие в тюрьму на горе Амба-Гешен. XIV в. Лестница и ворота, ведущие в тюрьму на горе Амба-Гешен. XIV в. После Дэбрэ-Метмакского Собора начался 2-й период правления З. Я. Он попытался заменить прежнюю, военно-адм. систему управления, в основе к-рой лежал сбор дани царем в ходе его регулярного перемещения по подвластным землям, новой, дворцово-вотчинной системой, при к-рой царь поручал управлять отдельными частями и отраслями гос-ва уже не личным слугам и военачальникам, а специальным чиновникам-министериалам. Это вызвало основание в Дэбрэ-Бырхане столицы (не стала настоящим городом в силу господства в Эфиопии того времени натурального хозяйства); учреждение придворной канцелярии, разделенной на 2 палаты со строгим разграничением функций (Верхний и Нижний Фит); активное использование для нужд гос. управления монастырской организации и кадров. Хотя отдельные представители клира оказывались в числе противников З. Я., Эфиопская Церковь в целом стала его единственным надежным союзником в проведении реформ. Отношение Церкви к З. Я. демонстрирует один из эпизодов Жития Маба Сиона (пам. эфиоп. 21 тэкэмта (18 окт.)), к-рому Господь показал бездну, где пребывало множество людей, прежде злословивших по поводу З. Я. В высшей степени положительная оценка деятельности З. Я. со стороны Церкви отражена в вошедшем в эфиоп. Синаксарь саламе в его честь. Ревностно следивший за благочестием окружающих З. Я., как и др. эфиоп. цари, был многоженцем. Это явное отступление от канона объяснялось гос. целесообразностью, заключавшейся в необходимости скреплять брачными узами политические союзы. З. Я. вполне заслужил оценку, которую дал ему Б. А. Тураев , охарактеризовав его как «африканского Филиппа II, царя-богослова, палача еретиков и радетеля церковного благочиния» ( Тураев . 1902. С. 173-174). Как и др. средневек. самодержцы, стремившиеся к построению централизованного гос-ва при отсутствии необходимых для этого экономических условий, З. Я. в конечном счете потерпел неудачу.

http://pravenc.ru/text/182621.html

325 В новейших критических изданиях (TTrWHW и N) с AB, некоторыми минускульными и переводами – сирскими, bohair., sahid. читается: λγων, τι γνωκα, но CKLP, большинство минускульных, эфиоп., армян., Икумений – опускают τι; из списков славянского перевода некоторые имеют яко , другие опускают, – у св. Алексия: гляголяй оуведех. Более вероятное первоначальное чтение – без τι. Так и в Син. тип. 326 Так и Т с CKP, большинством минускульных, bohair., syr. pol. и thom., армян., слав. – WHN без οτωςс AB, vlg., sahid. эфиоп. и весьма немногими минускульными. 327 Чтение δελφο поддерживается KL, большинством минускульных, эфиопским переводом и Икумением; некоторые списки славянского перевода, а также и св. Алексии читают: братия; Син. тип. – δελφο. Новейшие издания (TTrWHWN) имеют γαπητο, которое утверждается на авторитете АВСР, некоторых минускульных, vlg., bohair., sahid., сирских, армянского и большей части списков славянского перевода. При таком положении дела трудно сказать с уверенностью, какое чтение должно считать первоначальным; но необходимо заметить, что у Апостола Иоанна более обычно γαπητο (cp. 1Ин.3:21, 4:1, 7, 11 ) и более согласно с его духом, исполненным нежной любви, с характером всего послания и данного отдела в частности. Замена первоначально могла произойти в лекционариях. 328 В новейших изданиях (TTrWHWN), вслед за АВСР, некоторыми минускульными, vlg., bohair., sahid., сирскими, армян. и Феофилактом, π’ ρχς опущено. KL, большинство минускульных, эфиоп. и славян. переводы и Икумений поддерживают чтение с π’ ρχς, и последнее должно быть удержано как первоначальное; оно читается и в Син. тип. Пропуск его легко объясняется тем, что оно сейчас только было написано в этом же стихе; толкователи же (Августин, Феофилакт) опускали его потому, что смысл второго π ’ρχς понятен был на основании изъяснения первого. Прибавка π’ ρχς необходима и для полноты мысли Апостола, почему ниже (ст. 24 и III, 11) в такой же мысли оно прибавлено Апостолом ( Reiche , Commentarius criticus, III, 313).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Эфиоп. Церковь пользуется тем же календарем, что и копт., но названия месяцев иные. Годы, образующие 4-летний високосный цикл, называются по именам евангелистов. Помимо астрономического календаря, как и у коптов, используется деление на сезоны по природным явлениям: периоды ветров, засухи, сева, дождей. Г. ц. начинается с памяти Иоанна Крестителя (1 Маскарама/29 авг.). В эфиоп. Церкви - 9 главных Господских праздников: Воплощение (Благовещение) (29 Маггабита/25 марта), Страстная седмица (считается не периодом, а единым праздником), Воскресение (Пасха) (иногда включается в Страстную седмицу), праздник ап. Фомы (во вторник Светлой седмицы; иногда вместо него в перечень включается воскресенье Осанн, т. е. Вход Господень в Иерусалим), Вознесение, Утешитель (Пятидесятница), Гора Фавор (Преображение) (13 Нахасе/6 авг.), Рождество Христово (29 Тахсаса/25 дек.), Богоявление (Крещение) (11 Тэрра/6 янв.) и связанное с ним празднование Чуда в Кане (12 Тэрра/7 янв.) (иногда толкуется как отдельный праздник). Для каждого подвижного праздника есть фиксированная дата (в расчете, что Пасха - 25 марта). Как и в др. традициях, великим праздникам предшествуют подготовительные периоды и навечерия. На следующий день могут совершаться аналоги визант. Соборов (напр., после Воплощения (Благовещения) - праздник в честь арх. Гавриила). К малым Господским праздникам относятся Воздвижение Креста (17 Маскарама/14 сент.), Обрезание Господне (6 Тэрра/1 янв.), Умножение (букв.- Благословение) хлебов (т. е. чудо насыщения 5 тыс. чел.) (28 Тэрра/24 янв.), праздник Симеона (Сретение) (8 Йаккатита/2 февр.), Обретение Креста (св. Еленой и имп. Ираклием) (10 Маггабита/6 марта), Вход в Египет (24 Гэнбота/19 мая). Иногда к ним причисляют еще 3 воскресенья и канун Рождества Христова и Преполовение поста. В эфиоп. Г. ц. помимо 3 больших циклов, связанных с Рождеством Христовым, Пасхой и Пятидесятницей, выделяются периоды разной продолжительности (от 3 месяцев до 1 дня), названные по великим праздникам или по антифонам, к-рые поются в это время: Иоанна Предтечи (1-8 Маскарама/29 авг.- 7 сент.), Захарии (8 Маскарама/7 сент.), Плодов (9-15 Маскарама/8-14 сент.), Обновления (букв.- Возведения) храма в Иерусалиме (16 Маскарама/15 сент.), Креста (17-25 Маскарама/16-22 сент.), Цветов (26 Маскарама - 5 Хэдара/23 сент.- 1 нояб.), 1-го Наставления (Астамхеро) (6 Хэдара - 13 Тахсаса/2 нояб.- 9 дек.; этот период появился в литургических рукописях только в XVII в. и включал 9 воскресных дней, 7 из к-рых имели те же посвящения, что и недели Великого поста; в совр. книгах период длится 5 недель, не имеющих особых названий), Предвозвещения-Схождения-Пришествия, Жениха (неделя перед Рождеством Христовым), Рождественский (до кануна праздника Богоявления), Богоявления (продолжается до начала Великого поста).

http://pravenc.ru/text/165235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЭБРА НАГАСТ Эфиоп. версия истории царя Соломона и царицы Савской. Лубочная картина из кн.: Ullendorff E. Ethiopia and the Bible. L., 1968 Эфиоп. версия истории царя Соломона и царицы Савской. Лубочная картина из кн.: Ullendorff E. Ethiopia and the Bible. L., 1968 [Кебра нагаст, Кыбрэ нэгэст; эфиоп.        ], династический трактат на языке геэз , обосновывающий право потомков библейского царя Соломона и царицы Савской на верховную власть в христ. государстве Эфиопия . Принимая во внимание его достаточно беллетризованное содержание, этот памятник нередко определяют как (исторический) роман. Очевидна и его связь с мидрашами и апокрифами , в особенности поздними, а также с христ. агиографией (в частности, в предании о пострадавшем от лжесвидетельства праведнике Кармине в главах 75-76). Первоначально трактат не имел названия; оно было дано не позднее XV в. по заглавию 1-й из его 117 глав - «О величии царей» (            ). Перевод его ключевого слова как «слава» (англ. glory; франц. gloire), утвердившийся в востоковедной традиции, является неточным; предпочтительнее варианты «величие» (нем. Herrlichkeit) или «знатность» (англ. nobility; см.: Marrassini. 2007. P. 364). Сюжет Композиционно текст «К. н.» делится на 3 части: центральная, повествовательная, часть (главы 19-94) обрамлена прологом (главы 1-18) и эпилогом (главы 95-117), которые построены как своеобразный диалог 318 участников Вселенского I Собора и св. Григория, соединяющего в себе черты 2 исторических лиц: свт. Григория Чудотворца и сщмч. Григория Просветителя . В прологе он пытается убедить собеседников, что величие монархов зависит от обладания ковчегом завета , также именуемого Сионом и рассматриваемого как особая сверхъестественная сущность, хотя и сотворенная, но обеспечивающая мистическую связь с Богом. Затем К-польский патриарх Дометий (Диомид?; вымышленный персонаж) сообщает о нахождении им в Софии Св. соборе в Константинополе писания, обосновывающего превосходство ромейских (византийских) и эфиопских монархов над всеми земными властителями при первенстве царей Эфиопии. Изложение содержания этого писания составляет суть трактата.

http://pravenc.ru/text/2462373.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010