07.10.1862 12.04.1872 25.03.1874 11.01.1880 Ефрем Рязанов 11.01.1880 09.03.1885 09.03.1885 16.12.1889 Авраамий Летницкий 16.12.1889 17.07.1893 17.07.1893 04.10.1897 Св. Агафангел Преображенский 04.10.1897 29.01.1910 Антоний IV Каржавин 18.03.1910 17.04.1912 Евсевий Гроздов 01.05.1912 15.05.1912 17.04.1912 04.10.1913 Алексий Молчанов 02.11.1913 08.03.1917 08.03.1917 16(29)06.1918 ранее 01(14)09.1921 1922(?) 12(25)08.1923 21.03(03.04)1930 Артемий Ильинский 14(27)03.1934 01(14)05.1934 Алексий II Кузнецов 25.04(08.05)1935 04.1937 12(25)01.1990 07(20)07.1990 Антоний V Черемисов 07(20)07.1990 12(25)10.1990 14(27)10.1990 21.10(03.11)1990 22.10(04.11)1990 Тобольская, обн. Основана в 1922 г. Местопребывание – в г. Тобольск (Тобольская губерния, Тюменская область). Упразднена в 1932 г. Именовалась: Тобольская и всея Сибири. Викарная кафедра: Курганская. 1922 19.12.1922(01.01.1923) 09.1923 09.1923 08(21)02.1924 08(21)02.1924 17(30)09.1924 Александр Филиппов Даниил Громовенко 16(29)06.1926 06.1928 08.1928 Николай Русанов 26.07(08.08)1928 21.07(03.08)1932 Токийская (см. Японская Православная автономная церковь ) Томская Основана 22.04.1832 (Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиепископских кафедр иерархии российской со времени учреждения Св. Синода (1721–1871). M., 1872. С. 138; выделена из Тобольской епархии). Упразднена в 1937 г. (1956 г. ?) Возобновлена 24.04(07.05)1991. Новосибирское викариатство. Постановлением Св. Синода от 24.09(07.10)1995 выделена из Новосибирской в самостоятельную епархию, но постановление не было реализовано до 20.09(03.10)1997. Именовалась: Томская и Енисейская; с 25.05.1861 – Томская и Семипалатинская; с 18.02.1895 – Томская и Барнаульская; с 17.10.1908 – Томская и Алтайская; с 24.09(07.10)1995 – Томская и Асинская. Викарные кафедры: Бийская, Барнаульская, Тайгинская, Кузнецкая. 12.08.1834 10.06.1841 25.06.1841 24.12.1853 Афанасий Соколов 14.03.1854 13.09.1860 Парфений Попов 13.09.1860 14.11.1864 10.01.1865 24.11.1866 12.03.1867 21.08.1868 21.08.1868 08.10.1876

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4744. ИВАНОВ М., проф. Поездка в Рим. – 1989, 3, 58. 4745. ИННОКЕНТИЙ, игум. Международный симпозиум в Бергамо, посвященный священнику Павлу Флоренскому. – 1989, 3, 59. 4746. ОТВЕТНАЯ телеграмма Папы Иоанна Павла II Святейшему Патриарху Пимену. (Благодарит за поздравления). – 1989, 5, 6. 4747. ХОРОШЕВИЧ И., прот. Визит кардинала Юзефа Глемпа в Белоруссию. – 1989, 5, 48. 4748. ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Крещения Руси в Алжире. (Хроника). – 1989, 8, 62. 4749. ПРАЗДНОВАНИЕ Рождества Христова в инославных приходах Ленинграда. (Хроника). – 1989, 8, 62. 4750. ВИЗИТ в Советский Союз кардинала Люстиже, архиепископа Парижского. – 1989, 10, 55. 4751. СЕМИНАР в Варшаве. (Хроника). – 1989, 10, 58. 4752. АВГУСТИН, архим. Близкая далекая Индия. – 1989, 11, 63. 4753. ВСТРЕЧА с Папой Иоанном Павлом II. – 1990, 1, 34. 4754. ВИЗИТ в Италию. – 1990, 3, 13. 4755. КИРИЛЛ, архиеп. Телеграмма Высокопреосвященнейшему Иоанну кардиналу Виллебрандсу (по случаю оставления с поста председателя Совета по содействию христианскому единству). – 1990, 3, 67. 4756. ЧАПЛИН В. Молитва и богословский диалог. – 1990, 4, 61. 4757. ЛЕКЦИИ в ФРГ. (Хроника). – 1990, 7, 63. 4758. ИННОКЕНТИЙ, игум. Взаимосвязь западных форм христианского благочестия и русской религиозности. – 1990, 10, 56. 4759. ФИЛАРЕТ, митр., КИРИЛЛ, архиеп. Соболезнования Рижской Курии (по случаю кончины Юлиана кардинала Вайводса). – 1990, 11, 64. 4760. КОЛЫМАГИН Б. Издание Нового Завета-в дар Русской Православной Церкви. – 1991, 3, 31. 4761. ВИЗИТ епископа Марка Херли. (Хроника). – 1991, 6, 63. 4762. ВИЗИТ прелата д-ра А.Рауха. (Хроника). – 1991, 8, 62. 4763. ВИЗИТ Ганса Германа Генриха. (Хроника). – 1991, 10, 63. 4764. MYXIH Г. Выставка издательства “Жизнь с Богом” в Москве. 1991, 11, 58. 4765. ЗАЯВЛЕНИЕ о специальной ассамблее Синода епископов Римско-Католической Церкви по Европе. – 1992, 1, 11. 4766. ЗАЯВЛЕНИЕ православного духовенства и верующих города Самбора Львовской епархии. – 1992, 1, 12. 4767. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 18 февраля 1992 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6743. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1988 года: О ношении архиереями РПЦ митры, увенчанной крестом. – 1989, 3, 7. 6744. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1988 года: О принятии архиепископом Омским Феодосием и архиепископом Курским Ювеналием в клир своих епархий священнослужителей без Отпускных грамот. – 1989, 3, 10. 6745. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 14 ноября 1989 года: 1. Лишить епископа Иоанна священного сана и монашества, учинившего церковный раскол во Львовской епархии. 2. Запретить в священнослужении клириков, имеющих церковное общение с В. Боднарчуком. – 1990, 2, 4–5. 6746. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 15 декабря 1989 года: О запрете в священнослужении клириков Западных епархий Украинского Экзархата, нарушивших свою присягу и уклонившихся в унию. – 1990, 3, 9. 6747. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25–26 января 1990 года: Об архимандрите Валентине (Русанцове), запрещенном в священнослужении указом архиепископа Владимирского Валентина от 7 декабря 1989 года и от 18 января 1990 года.1990, 4, 7–8. 6748. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19–20 февраля 1990 года: О положении в Цареконстантиновском приходе г. Суздале Владимирской епархии. – 1990, 5, 15–16. 6749. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: Отстранить епископа Хабаровского Гавриила (Стеблюченко) от управления епархией в связи с многочисленными жалобами, касающимися управления епархией и морального облика Преосвященного. – 1991, 5, 10. 6750. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 марта 1991 года: 1. Уволить за штат епископа Гавриила на основании работы комиссии по расследованию жалоб на епископа Хабаровского Гавриила. 2. Запретить в священнослужении сроком на три года. 3. Определить место для молитвы и полного раскаяния в Успенском Псково-Печерском монастыре под духовным наблюдением архиепископа Псковского Владимира. – 1991, 6, 10–11. 6751. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 18 июля 1991 года: Во изменение постановления Священного Синода от 25 марта 1991 года определить место пребывания запрещенного в священнослужении епископа Гавриила (Стеблюченко) Коневский монастырь Ленинградской епархии. – 1991, 11, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Православная Церковь в Аргентине (до 1990 г. – в составе Экзархата Центральной и Южной Америки а) Аргентинская и Южноамериканская епархия 6. Православная Цекрковь в Бельгии (до 1990 г. – в составе Западноевропейского Экзархата) а) Брюссельская и Бельгийская епархия 7. Православная Церковь в Нидерландах (до 1990 г. – в составе Заподноевропейского Экзархата) а) Гаагская и Нидерландская 8. Православная Церковь в Великобритании (до 1990 г. – в составе Заподноевропейского Экзархата) а) Сурожская епархия 9. Православная Церковь в Германии (до 1990 г. – в составе Среднеевропейского Экзархата) а) Берлинская и Германская (до 1992 г. – Берлинская и Лейпцигская) 10. Православная Церковь во Франции (до 1990 г. – в составе Западноевропейского Экзархата) а) Корсунская епархия. 11. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. 12. Патриаршие приходы в США 13. Патриаршие приходы в Канаде 14. Благочиния Венгерских православных приходов в Венгриии (до 19. 04. 2000 г. )… 15. Благочиние в Финляндии 16. Представительство в Александрии 17. Представительство в Дамаске (Сирия) 18. Подворье в Бейруте (Ливан). 19. Подворье в Белграде (Югославия) 20. Свято-Николаевский русский храм в Бухаресте (Румыния) 21. Подворье в Софии (Болгария) 22. Подворье в Карловых Варах 23. Представительство в Нью-Йорке (США). 24. Представительство в Токио (Япония) 25. Русский Пантелеимоновский монастырь на Афоне 26. Русская Православная Миссия в Корее… 27. Православная Миссия в Урмии… 28. Православные приходы в Марокко 29. Православный приход Преподобного Сергия Радонежского в ЮАР 30. Православная русская община на Кубе… 31. Православные приходы в Норвегии. 32. Подворье в Бари (Италия). 33. Свято-Троицкий храм в Улан-Баторе (Республика Монголия). 34. Православные прходы в Швеции 35. Православные приходы в Австралии 36. Православные приходы в Дании 37. Свято-Николаевский храм в Бангкоке (Тайланд) 38. Православная русская община в Тунисе 39. Представительство в Германии 40. Православные приходы в Швейцарии (до 1990 г. – в составе Западноевропейского Экзархата)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1997, 6, 39. 1937. САФОНОВ В. На Самарской земле. – 1999, 12, 38. 1938. ИЗ ЖИЗНИ епархии: 1986, 5, 16. 1987, 3, 27. 1988, 2, 27. 1988, 3, 30. 1990, 12, 40. 1991, 3, 42. 1995, 5, 48. 49. Санкт-Петербургская и Ладожская (до 1991 г. – Ленинградская и Ладожская; до 1990 г. – Ленинградская и Новгородская) 1939. ФЕОФИЛАКТ, иером. Празднование 600-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери. – 1984, 3, 13. 1940. 60-ЛЕТИЕ митрополита Ленинградского и Новгородского Антония. (Празднование юбилея в Ленинграде). – 1984, 5, 26. 1941. ПРАЗДНОВАНИЕ 1000-летия Крещения Руси в Ленинграде. – 1988, 12, 13. 1942. ГАВРЮШИНА Л. Праздник в древнем Новгороде. – 1989, 3, 23. 1943. МИТРОПОЛИТУ Ленинградскому и Новгородскому Алексию-60 лет. Логачев К. Юбилей митрополита Алексия. – 1989, 8, 11. 1944. ЛОГАЧЕВ К. Передача мощей святого благоверного князя Александра Невского. – 1989, 9, 22. 1945. ЕГО ЖЕ. Выставка церковной старины в Ленинграде. – 1989, 9, 25. 1946. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16, 19 и 20 июля 1990 года: О выделении из состава Ленинградской митрополии Новгородской епархии. – 1990, 10, 4. 1947. ПАРМЕНОВ Н. Прославление праведного Иоанна. – 1990, 10, 8. 1948. ПРАЗДНОВАНИЕ 750-летия Невской битвы в Ленинграде. – 1990, 11, 18. 1949. ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКИЙ визит в Ленинградскую и Олонецкую епархии. – 1990, 12, 11. 1950. ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬСКИЙ визит в Ленинградскую митрополию и Эстонскую епархию. – 1991, 1, 12. 1951. КОЛЫМАГИН Б. Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского . – 1991, 4, 16. 1952. СЛОВО Святейшего Патриарха Алексия II при возвращении Церкви честных мощей преподобного Серафима Саровского в Казанском соборе 11 января 1991 года. – 1991, 4, 15. 1953. КОЛЫМАГИН Б. Перенесение мощей преподобного Серафима в Москву. – 1991, 5, 16. 1954. ИВАНОВ Е. Возвращение двух святынь. – 1991, 11, 15. 1955. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25 сентября 1991 года: Об именовании Преосвященных Ленинградской епархии “Санкт-Петербургский и Ладожский”. – 1992, 1, 10. 1956. ПАРМЕНОВ А. Град святого Петра. – 1992, 2, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Философов Л., священник. Учение св. Григория Нисского о богопознании. Загорск, 1959. Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об Отцах Церкви. М., 1996. Т. 2. С. 144–156. 35 См. Aubineau. P. 65–76; Daniélou. 1956. P. 71–78; Canévet. 972; Quasten. P. 254; Meredith. P. 2–3; Сагарда. C. 667. 68 V. Macr. 14; Tillemont. P. 278; Maran. Vita Basilii, 13.4. Другая дата: август/сентябрь 377 г., См. Maraval. 1988. P. 25–38; Idem. 1990. P. 20. 73 V. Macr. 21; Ep. 5.2; Diekamp. S. 394; Altaner. S. 436; Quasten. P. 255; против этого мнения См. Maraval. 1990. P. 29, n. 1. Другое мнение – посетить Аравию и Иерусалим, См. Tillemont. P. 735; 739; Maraval. 1971. P. 65–66. 78 V. Macr. 29–35. Другая дата смерти Макрины, соответствующая дню ее церковной памяти: 19 июля 380 г., См. Maraval. 1971. P. 58–60; или даже 19 июля 378 г., См. Maraval. 1988. P. 25–38; 1990. P. 26. 88 Ep. 29.2; Diekamp. S. 393; Pasquali. P. 76. Другую хронологию периода жизни свт. Григория Нисского после смерти Макрины со смещением на 6.5 месяцев вперед См. Maraval. 1971. P. 64; вперед на 1.5 года См. Maraval. 1990. P. 26–31. 95 Ep. 2.1, См. Maraval. 1990. P. 33–34; 103, n. 3. Другое мнение: по поручению Константинопольского собора 382 г., См. Lebourlier. P. 179–180 со ссылкой на Ep. 3.25; Canévet. P. 973. 126 Возможно, представителей антиохийской экзегетической школы – Диодора Тарского и Феодора Мопсуестийского, См. Heine. 1984. P. 366–368. 137 См. Gribomont. 1962. P. 312–322; Staats. 1963. S. 120–128; Idem. 1984. S. 26–28; Baker. 1964. P. 381–387; Idem. 1966. P. 227–234; Canévet. P. 1006; Davids. 1969. S. 78–90. 142 См. Joann. Damasc. Parallela Rupefucaldina, PG 96. Col. 509B; May G. 1969. P. 39; Maraval. 1990. P. 32, n. 2; Quasten. P. 280. 147 См. Diekamp F. Analecta Patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patrologie. Roma, 1938. P. 14–15; См. также Maraval. 1990. P. 15. 158 См. Cherniss. 1930; Ivanka. 1936; 1948; 1964; Pellegrino. 1938; Balthasar. 1939; 1942; Daniélou. 1944; Merki. 1952; Aubineau. 1966 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

890 Интересно, что прп. Максим здесь говорит о созерцании, а не просто о даре истолкования, полезном для всех, что непосредственно вытекает из контекста. 891 κισσησν. Глагол κισσω имеет первоначальное значение «страстно желать» (хотя в Септуагинте используется в значении «зачинать», см. Быт. 30, 38 ), не исключено, что прп. Максим имеет в виду оба значения (см. следующее примечание). 892 Таким образом, не само зачатие является грехом, а страстное желание чувственного наслаждения. В то же время, под последствия грехопадения Адама подпадает всякий человек, рожденный «от семени мужа», и именно это соответствует словам: «в беззакониях зачат». 893 Прп. Максим в своем учении о разделении полов следует за св. Григорием Нисским , см. Greg. Nyss. hom. opif. 17: PG 44, 188A-C; 189A-B. Как пишет Шервуд: «Брак и плотское рождение (с тлением) не были ведущим Божественным намерением в творении человека, как и разделение на мужчину и женщину (см. amb. 41: PG 91, 1305В-С). Но человек был на деле сотворен как мужчина и женщина. Если бы он не согрешил, Бог обеспечил бы его умножение без тления. Это предположение (см. amb. 41: PG 91, 1321А), но оно берется как доказанное (см. amb. 42: PG 91, 1341С). Подразумеваемые аргументы, имеющие место помимо влияния св. Григория, состоят в том, что человек в раю был наделен даром нетления, а зачатие и рождение детей подразумевают тление; это тление происходит от проклятия Божия за непослушание Евы (ср. amb. 42: PG 91, 1321А). Более того, согласно ап. Павлу ( Гал. 3, 28 ), во Христе нет ни мужеского пола, ни женского. Если это так в Царствии Небесном, то могло быть также и в начале (amb. 41: PG 91, 1309А)» ( Максим Исповедник 2007а, с. 514–515, прим. 71). См. также amb. 42: PG 91, 1317А; 1309А. 897 κατ συναρπαγν. Ср. в Главах о любви: «не одна и та же причина, по которой грешники на деле совершают одинаковый грех, но [причины эти] различны. Например, одно дело грешить по навыку, а другое – по [неразумному] увлечению ( κατ συναρπαγν). В последнем случае [человек] ни до, ни после греха не думал о нем, но весьма сокрушался о случившемся. Совсем противоположное происходит с согрешившим по навыку: он и до греха не переставал мысленно грешить, и после него сохраняет такое же расположение» (carit. 3. 74, рус. пер. А. И. Сидорова , цит. по изд.: Максим Исповедник 1993, кн. I, с. 130, см. там же прим. 171, с. 289–290. Сидоров, ссылаясь на словарь Лэмпа и одно из мест у прп. Диадоха Фотики йского , считает, что в данном случае речь идет о внутреннем неразумном импульсе, хотя отмечает, что в других контекстах это выражение может означать похищение [души диаволом]).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Есть две добродетели, созидающие спасение человека: вера и любовь (прп. Феодор Студит , 92, 611). ...Иная добродетель такова, что не превышает естества и справедливо называется естественною; иная же воздействует от первого источника добра, и как превышающая естественные наши силы и состояние, должна прилично именоваться сверхъестественною Сверхъестественной добродетели нельзя стяжать, не стяжав прежде добродетели естественной... (свт. Феодор Едесский, 91, 349). ...В соблюдении заповедей состоит деятельная добродетель, которая есть начало созерцания... (свт. Феодор Едесский, 91, 357). Не можешь ты добре видеть лик добродетели, пока с услаждением еще представляешь вид греха (прп. Илия Екдик, 91, 469). – смиренномудрие... без смирения добродетельный не бывает благоплоден (прп. Илия Екдик, 91, 471). Нрав благой свидетельствует о красоте добродетели... (прп. Илия Екдик, 91, 471). Начало деятельной добродетели – воздержание и смирение, истина и целомудрие; конец же ее – мир помыслов и святая чистота тела (прп. Илия Екдик, 91, 479). ...Добродетель собственно не что иное есть, как исполнение воли Божией, как и все любители истинной мудрости, учители и проповедники пришествия Христова и веры в Него говорят, что добродетель собственно есть то, чтобы всякий человек, верующий во Христа, творил только волю Божию, а в отношении к благам настоящей жизни был как мертвый; так, чтобы только в делах по исполнению велений Божиих и познаваем он был живым, и в этом только кругу обнаруживал движение и энергию. Это и есть признак, что душа жива (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 47–48). ...Надлежит нам и то знать, что Бог, Всеблагой и Человеколюбивый, не от всех добродетелей обнаженным оставил человеческое естество по падении; почему и среди самых неверных народов проявляются некоторые естественные добрые качества, и иные являют кротость, другие сердоболие, те любовь, а эти другие какие-либо душевные доброты. Сделал это Всеблагой Бог для того, чтобы человеческое естество не всякого лишено было пособия, но чтобы в этом имеемом находило помощь к стяжанию и того, чего в нем недостает. Однакож никак не возможно, чтобы некрещеный достиг когда либо совершенства добродетелей (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 140).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Кто помышляет, что искушение случилось с ним для ... тот не станет гневаться, будучи бием – особенно когда сознает при сем за собою грехи; не станет обвинять того, чрез кого искушение, ибо чрез него или чрез другого всячески он должен был пить чашу судов Божиих; но к Богу воззрит умом и возблагодарит Его, попустившего искушение, обвиняя себя одного и охотно принимая вразумление... (прп. Максим Исповедник , 91, 159). Демоны или сами нас искушают, или вооружают против нас людей, не боящихся Господа: сами искушают, когда уединяемся от людей, как искушаем был Господь в пустыне; искушают чрез людей, когда обращаемся с людьми, как опять искушали Господа чрез фарисеев. Но мы, взирая на образец наш, т. е. Господа, отразим их в том и другом случае (прп. Максим Исповедник , 91, 195). Искушения наводятся на одних для изглаживания грехов, прежде бывших; на других – для прекращения теперь делаемых; а на иных – для предотвращения имеющих быть содеянными, кроме тех, которые бывают для испытания человека, как то было с Иовом (прп. Максим Исповедник , 91, 201–202). Кто во время восстания искушений воздерживается от помышлений о вещах, прилежит же молитве с собранием ума от всего к себе самому и к Богу, тот убивает грехотворную склонность, и тем со стыдом обращает вспять диавола, восставляющего сказанную склонность, в надежде на которую он и подступил к душе с обычною ему дерзостью, гордостными восставая против истины помыслами... (прп. Максим Исповедник , 91, 288). ...Два рода искушений, из которых одни внутри, в области произволения устрояются возбуждением худых пожеланий, а другие помимо произволения совне находят, в виде невольных неприятностей, скорбей и бед. Первое бывает причиною печали душевной, а второе – печали чувственной (прп. Максим Исповедник , 91, 301). Думаю, что когда Господь и Бог наш научал учеников Своих, как должно молиться, то словами: не введи нас во искушение ( Мф. 6, 13 ) внушал отмаливаться от искушений, в области произволения устрояющихся, т. е. от возбуждений похоти, колеблющих добрые расположения и намерения; а великий Иаков, братом Господа именуемый, научая подвизающихся за истину не поражаться находящими искушениями, имел в виду искушения непроизвольные, говоря: всякую радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна ( Иак. 1, 2 ), т. е. непроизвольные, помимо воли нашей находящие, и причиняющие скорби и тяготы. Это ясно показывают следующие за тем и другим изречением слова, ибо там Господь присовокупляет: но избави нас от лукавого, а здесь великий Иаков наводит: ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение; терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершении и всецелы, ни в чемже лишени ( Иак. 1, 3–4 ) (прп. Максим Исповедник , 91, 301). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным, так и будучи измождено чрезмерным воздержанием соделывает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (может быть, неохочею рассуждать). Подобает... образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела; когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтобы хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа (блж. Диадох, 91, 31). Источник. ...Отказываться... самохотно от предлежащих сластей мы не можем, если самым делом и опытом не вкусим божественной сладости всем чувством (блж. Диадох, 91, 33). Источник. Воздержание же в пище так надлежит соблюдать, чтобы никто никогда не доходил до почитания мерзким какого-либо из яств. Это бесовское дело и есть клятвы близ (блж. Диадох, 91, 33). Источник. Воздерживайся от того, что видят очи твои, да сподобишься духовной радости (прп. Исаак Сирин , 59, 35). Источник. Не обременяй чрева своего, чтобы не помутился ум твой и не быть тебе в смятении от парения мыслей... (прп. Исаак Сирин , 59, 173). Источник. ...Кто пребывает в неослабном воздержании... то никогда не оставляет его Божие содействие, и врагу не попускается приражаться к нему (прп. Исаак Сирин , 59, 322). Источник. Одно воздержание прилично неповинным, а другое повинным и кающимся (прп. Иоанн Лествичник , 58, 107). Воздержание есть матерь здравия; а матерь воздержания есть помышление о смерти и твердое памятование желчи и оцета, который вкусил наш Владыка и Бог (прп. Иоанн Лествичник , 58, 210). Источник. Изможди плоть пощением и бдением, и отгонишь мучительный сластолюбный помысл (авва Фалассий, 91, 314). Разорви узы содружества с телом, и не давай сему рабу ничего, кроме крайне необходимого (авва Фалассий, 91, 320). Заключи чувства в крепость безмолвного уединения, чтоб они не увлекали ума к свойственным им похотям (авва Фалассий, 91, 320).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010