26 говорит о том, что в кругу прп. Максима соответствующий пассаж свт. Григория из трактата против Аполлинария прекрасно знали. Нет сомнений, что знал его и прп. Максим, который, вероятно, следовал свт. Григорию в Thal. 42, когда говорил о προαρεσις у Христа (подробнее о концепции свободы у свт. Григория Нисского , где разбирается и использование им προαρεσις, см. в: Harrison 1992). Лурье, очевидно, некритически последовал мнению Шервуда, который написал, что понятие γνμη прилагается прп. Максимом ко Христу еще в «or. dom.: PG 90, 877D=or. dom. 135–138 (ed. P. van Deun) (что справедливо – Г. Б.) и opusc. 7: PG 91, 80A (что неверно – Г. Б.), написанных (соответственно – Г. Б.) где-то в 628–630 и в 642 гг. Но уже в opusc. 16 (643 г. или немного позднее) позиция Максима меняется (opusc. 16, 192A, 193A), а результирующая позиция видна из Диспута с Пирром (opusc. 28: PG 91, 308C) (645 г.) или из opusc. 1 (645–646) (opusc. 1: PG 91, 17C)» (пер. по: Максим Исповедник 2007а, с. 471). Шервуд, правильно указавший на факт смены отношения прп. Максима к приложению γνμη ко Христу (добавим, что в Thal. 42.18–34 прилагается ко Христу и προαρεσις), ошибся, однако, относительно opusc. 7, т. к. в этом сочинении (если мы не имеем дело с более поздней вставкой, но Шервуд такой возможности не оговаривает) прп. Максим утверждает, что человеческое воление во Христе было не гномическим (допускающим противление), а природным. К сожалению, в «Деле Максима» мы с А. М. Шуфриным, следуя за Шервудом, допустили ту же ошибку, что и Лурье ( Максим Исповедник 2007а, с. 50, прим. 101), и теперь ее исправляем. Ту же ошибку вслед за Шервудом, прямо ссылаясь на него, сделал и Стинберг в своей небольшой, но весьма провокационной статье, в которой заявляет, что в конечном счете, сопоставляя ранние и поздние сочинения прп. Максима, можно говорить о наличии у Христа гномической воли, которая у Него просто не склонялась ко греху: Steenberg 2006 (ссылку на Шервуда см. в: Steenberg 2006, p. 241, n. 15). При этом единственное «доказательство», которое приводит Стинберг – все то же место из opusc. 7: PG 91, 80A, на которое ссылается Шервуд (где говорится вовсе не то, что именно у Христа была гномическая воля, а то, что гномическая воля – речь о человеке вообще – может и не противоречить логосу природы), при этом он, как и Шервуд, игнорирует opusc. 7: PG 91, 81C–D, где сказано, что гномической воли у Христа не было, как и opusc. 14: PG 91, 153А, где прп. Максим, возможно, впервые дает определение гномической воле и отличает ее от природной. Ту же ошибку недавно повторил Пол Блоуверс, утверждая, что γνμη прилагается прп. Максимом ко Христу вплоть до 642 г. (Blowers 2012, p. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

усиливается вторгнуться в вас и восхитить душу вашу в пагубу, но места не находит... видя, что вы, как стеною, ограждены законом Господним... ... ставит сети и звероловные засады устрояет, стараясь навести вас на них, но не достигая сего, раздирается злобною досадой, видя, как вы расстроиваете все его ковы исповеданием (прп. Феодор Студит , 91, 348). ... нет места там, где силен страх Божий, где блюдется исполнение заповедей, где в действии все обычные уставы нашей жизни и охотно приемлются и исполняются епитимии (прп. Феодор Студит , 91, 348). внушает одно худое, какою бы благовидностью то ни прикрывалось, – только то, что ведет или к гордости, или к зависти, или к похоти плотской, или невоздержанию и ко всему тому, что оскверняет душу (прп. Феодор Студит , 91, 349). ...Если сатана воистину смерть есть, ложь и пагуба, то склонение на его внушение как не будет смертью, тьмою и пагубой? (прп. Феодор Студит , 91, 359). К преодолению... брани ничто так не сильно, как молитва, слезы и сокрушение сердца (прп. Феодор Студит , 91, 570). Цель у демона борющего – неотступностью брани ввергнуть нас в уныние и расслабление, чтобы мы отказались от противостояния ему (прп. Феодор Студит , 91, 622). Обычай есть у всегда воюющих против нас бесов, посильным для нас и удобоисполнимым добродетелям полагать преграды, а к непосильным и безвременным... сильное влагать стремление... Но мы да не неразумеваем умышлений их (ср.: 2Кор. 2, 11 ), ведая, что все в свое время и в своей мере делаемое – хорошо, все же безмерное и безвременное – вредно (свт. Феодор Едесский, 90, 322). Тех, кои вращаются в мире и встречаются с предметами страстей, бесы борют, увлекая их на дела страстные, а тех, которые в пустынях живут, где нет таких предметов, возмущают помыслами страстными. в этом втором виде брани гораздо труднее одержать победу, чем в первом. Там для дела требуются время, место и прочее удобство, ум же в помыслах своих удободвижим и неудержим. В противоборство сей невидимой брани дана нам чистая молитва, в коей и заповедали нам пребывать непрестанно. Она делает ум сильным в брани и всегда готовым к ней, так как может быть совершаема и без участия тела (свт. Феодор Едесский, 90, 322).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Ю. Решетило, такой массовый переход был вызван тем, что ранее этим общинам отказывали в регистрации из-за отсутствия легального статуса в УГКЦ и УАПЦ, и они формально числились общинами РПЦ как «условные» (ЦДАВО. Ф. 4648. Оп. 7. Д. 538. Л. 23). Также во Львовской обл. существовали 22 незарегистрированные катакомбные группы в тех селах, где не было зарегистрированных общин РПЦ, но имелись закрытые храмы. В 1990 г. во Львовской обл. были взяты на учет всего 148 греко-католич. священников, по состоянию на 1990 г. их общины были учтены как «условно зарегистрированные». Одной из причин осложнения церковной ситуации в Галиции, наряду с ростом националистических настроений на фоне либерализации общественной жизни и ослабления гос. контроля, стала выжидательная позиция митр. Киевского Филарета (Денисенко). Он продолжал заявлять, что «униатской проблемы не существует», а все чаще возникающие конфликты в Галиции просто игнорировал. С 8 по 13 марта 1990 г. во Львове работала 4-сторонняя комиссия с участием представителей Римского престола, Московского Патриархата, Украинского Экзархата РПЦ и УГКЦ. Было достигнуто соглашение по распределению храмов в Жолкве (тогда еще - Нестерове), Золочеве, Николаеве, Яворове, Стрые, Бориславе. Но вскоре после завершения работы комиссии было опубликовано заявление епископата УГКЦ, в к-ром все принятые документы и решения провозглашались недействительными. Не дала результатов и встреча членов Синода и иерархов РПЦ с заместителем Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьяновым (1 февр. 1990), который заявил об отсутствии реальных инструментов для стабилизации ситуации на Зап. Украине и защиты православных. В апр. 1990 г. архиеп. Ириней был переведен в Ровенскую епархию, а во епископа Львовского и Дрогобычского 18 апр. 1990 г. был хиротонисан архим. Андрей (Горак) , бывш. настоятель захваченного в 1989 г. львовского Преображенского храма. В праздник Преображения Господня, 19 авг. 1990 г., униаты заняли львовский кафедральный собор св. Георгия.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Другой перевод – «от материи», греч. – λη, Максим Исповедник , преп. Письма. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, Русская Христианская гуманитарная академия, 2007. С. 81, PG 91. 376 D. Послания. Слово увещательное (по изд. СПб. 2007 – «увещевательное»). 59 Capita de charitate, 3. 4, PG 90. 1017 C. Также, например: «Ни ум..., ни вещи, ни чувства не есть зло». Capita de charitate, 2.15, PG 90. 988 С. 75 Quaestiones et dubia, 142, PG 90. 833 С. Larchet J.-C. La dinivisation de selon saint Maxime le Confesseur. P., 1996, p. 638–639. Как отмечает Г. Беневич, здесь сказывается влияние христианского неоплатонизма. Прп. Максим вслед за Ареопагитом считает высшей формой богословия единение с Богом как единого с Единым. Максим Исповедник , преп. Вопросы и недоумения. С. 322, примечание 557. 76 Quaestiones ad Thalassium, LXV, PG 90. 741 В; Ambiguorum liber, PG 91. 1204 А, Opuscula theologica et polemica, PG 91. 268 A. 78 Mystagogia, VII, PG 91. 684 D. Подтверждение высказанному здесь мы находим также и в конце Мистагогии где говорится «они могут, по усыновлению и благодати, быть и называться богами, поскольку весь Бог всецело наполнил их (δι τν ατος λως πληρσαντα λον θεν), не оставив в них ничего, что было бы лишено Его присутствия» (то есть и тело человека) Mystagogia, XXI, PG 91. 697 А). 90 Mystagogia, VII. «The nature of human being is seen to mirror the ontological distinction in the created world between the intelligible and physical» Telepneff Gregory, rev. The Concept of the Person in the Christian Hellenism of the Greek Church Fathers: A study of Origen, st. Gregory the theologian, St. Maximos the Confessor. Berkeley, California, 1991. P. 31. 91 По истории дихо- и трихотомии до преп. Максима, о влиянии Евагрия на последнего см.: Lars Thunberg. Microcosm and Mediator. Chicago, 1995. Pp. 217–218. 92 «Τς λογικς ψυχς, αλ μν ασθησις· νας δ, δινοια· ρχιερες δ, νος», PG 90. 1437 B. 93 Вопросоответы к Фалассию. 16// Максим Исповедник , прп. Творения. Т. 2. С. 51–53; Ambiqua ad Thomam en Epistula secunda ad eundem, 2. 2 – страсти «изобрел ум, двигаясь [т. е. действуя] вопреки природе», CCSG (48), Janssens. L. 69–70. Приводится по изданию: Максим Исповедник , преп. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. Москва: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 46.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

имел место ряд событий, свидетельствовавших о дальнейшем углублении автокефалистского раскола и продолжении агрессивных действий греко-католиков против правосл. верующих. В марте 1990 г. представители греко-католиков в одностороннем порядке покинули четырехстороннюю комиссию, призванную урегулировать церковное положение в Галиции. В течение 1990 г. галицкие униаты продолжали кампанию по насильственному отторжению правосл. храмов, кульминацией к-рой стал захват кафедрального собора св. Юра во Львове, осуществленный 12 авг. при попустительстве правящего архиерея Львовско-Дрогобычской епархии РПЦ еп. Андрея (Горака) (в 1992 ушел в раскол, ныне лжемитр. Львовский в юрисдикции Украинской православной церкви Киевского патриархата ). Вскоре после этих событий из Рима во Львов возвратился пребывавший ранее в эмиграции кардинал Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), митр. Мирослав-Иван Любачивский . Тем самым УГКЦ полностью восстановила свою структуру на территории Украины и дальнейшие усилия направила по пути количественного роста своих общин и орг-ций. Усиливалось и автокефалистское движение: к нач. 1990 г. в раскол перешло свыше 200 западноукр. приходов, и их число возрастало с каждым месяцем (к кон. 1990 - свыше 900 общин). В мае 1990 г. Совет по делам религий при Совете министров УССР принял решение о регистрации приходов раскольнической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) , 7 июня Совет зарегистрировал устав УАПЦ. Практически одновременно с этими событиями, 5-6 июня 1990 г., раскольники провели в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», на к-ром они еще раз провозгласили автокефалию Украинской Церкви. На «соборе» заочно был избран «патриарх Киевский и всея Украины», к-рым стал проживавший в США Мстислав (Скрыпник) , последний представитель «епископата», восходящего к автокефалистскому расколу времени второй мировой войны. Лишенный сана бывш. епископ РПЦ Иоанн Боднарчук был избран на раскольничьем лжесоборе «Местоблюстителем патриаршего престола» и «Блаженнейшим митрополитом Львовским и Галицким».

http://pravenc.ru/text/76512.html

3 мая 1990 г. на 80-м году жизни скончался Патриарх Московский и всея Руси Пимен , и митр. Филарет был избран Местоблюстителем Патриаршего Престола. Между тем в прессе все чаще стала появляться информация о безнравственном образе жизни митр. Филарета. На Поместном Соборе РПЦ 1990 г. , проходившем 7-8 июня 1990 г. в ТСЛ, экзарх Украины фигурировал в числе кандидатов на Патриаршество. Однако Собор, впервые после 1917 г. получивший возможность избирать нового Предстоятеля Русской Церкви без давления со стороны гос-ва, избрал новым Патриархом Московским и всея Руси митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера, Патриарх Алексий II ). Это обстоятельство стало одной из причин уклонения митр. Филарета в раскол и попытки добиться незаконного «патриаршества» в Киеве. Уже летом 1990 г. митр. Филарет стал стремиться к еще большему расширению автономии УПЦ под предлогом необходимости нормализации церковной жизни на Украине. 9 июля 1990 г. укр. архиереи по инициативе митр. Филарета приняли «Обращение Украинской Православной Церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в управлении». На Соборе в Киеве епископат УПЦ избрал митр. Филарета своим предстоятелем. 10 июля 1990 г. Синод УПЦ принял постановление о мерах, направленных на расширение автономии Украинского Экзархата, что вновь мотивировалось сложной религиозно-политической ситуацией на Украине. Оно было рассмотрено Синодом РПЦ на заседании 20 июля 1990 г. В связи с принципиальной значимостью данного вопроса было решено вынести его на обсуждение на Архиерейском Соборе РПЦ. На Украине обсуждение вопроса о предоставлении УПЦ полной самостоятельности в управлении проходило без широкой огласки, правосл. общественность не была информирована о предстоящих переменах. Большинство правосл. населения Украины было настроено против церковной независимости и выступало за единство с Русской Церковью в составе Московского Патриархата. В новом автономном статусе Украинской Церкви многие видели шаг на пути к автокефалии, которой большинство православных верующих Украины не желало даже при условии ее каноничности. Митр. Филарет, напротив, стремился к более высокой степени автономии УПЦ, видя в ней не столько средство противостояния расколу, сколько способ укрепления личной власти и независимости от Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/171683.html

Такая позиция была публично засвидетельствована Иоанном Боднарчуком на Первом Всеукраинском соборе УАПЦ (Киев, 5-6 июня 1990 г.), а позже и в письме на имя Патриарха Московского Алексия II и Синода РПЦ от 15 января 1993 г. Аналогично и В. Чекалин до лета 1990 г. свидетельствовал, что первую хиротонию УАПЦ в марте 1990 г. он совершил вместе с Иоанном Боднарчуком, ни слова не упоминая о каком-либо третьем «епископе» . После того как летом 1990 г. разразился скандал вокруг самозванства В. Чекалина, на одной из пресс-конференций в Киеве Иоанн Боднарчук неожиданно заявил, будто бы в «хиротонии» Василия Боднарчука 31 марта 1990 г., помимо его самого и Чекалина, тайно принимал участие еще и некий «патриархийный епископ N», который пожелал остаться неизвестным. Было заявлено, что присутствовавшие на хиротонии участники и свидетели дали «присягу до смерти не раскрывать эту тайну» . Эта легенда в таком виде преподносилась и в октябре следующего 1991 г., когда в УАПЦ продолжали ссылаться на «клятву до смерти» о запрете разглашать имя третьего «епископа N» . Не принимая больше на веру противоречивые заявления Иоанна Боднарчука, «патриарх» УАПЦ Мстислав (Скрипник) в ноябре 1990 г. фактически отстранил его от дел. Тогда же впервые со стороны протоиерея В. Яремы, ряда других львовских священников и Львовского братства УАПЦ прозвучали обвинения в адрес Иоанна Боднарчука в сотрудничестве с КГБ и в подрывных действиях по разложению УАПЦ изнутри. В начале 1991 г. Мстислав запретил иерархам УАПЦ совершать новые епископские хиротонии и направил в Украину из США архиепископа Антония (Щербу) для рукоположения новых епископов УАПЦ, в которых не должны были участвовать иерархи «чекалинской преемственности». Как пишет канадский священник Тимофей Миненко: «Патр. Мстислав считал, что первые епископы УАПЦ не были канонически рукоположены, потому что еще тогда не знал, что таинственным третьим епископом, участвовавшим в посвящении первых епископов УАПЦ, был епископ Киевского Экзархата, близкий к митр.

http://bogoslov.ru/article/6025766

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf IV ГЛАВА. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ § 1. Возрождение монастырей, приходов, и религиозного образования, социального служения Церкви. 1990-е годы – сложнейший и противоречивый период в жизни не только Русской Православной Церкви, но и России в целом. События 1991 года, закончившиеся развалом Советского Союза и окончательно победившая в1993 году поставило Российское государство и общество в совершенно новые исторические условия. Сегодня сложно давать объективную оценку 1990-х – слишком недалеко отстоят они от нас. Однако это не значит, что не нужно их рассматривать. Для Русской Православной Церкви 1990-е годы – время, когда дважды ей пришлось делать выбор, какую форму государственной власти в России она поддерживает. Взвешенность и осторожность решений Святейшего Патриарха Алексия II способствовали тому, что Церковь безболезненно пережила события и 1991 и 1993 года. 1990-е годы – также время, когда дважды менялось Российское Законодательство о религии – в 1990 и 1997 годах. Перемены в законодательстве способствовали росту числа православных приходов; начинают появляться и первые монастыри. Поддержка Русской Православной Церкви со стороны первого Президента РФ Б.Н. Ельцина обуславливала быстрые темпы открытия новых религиозных общин. 13 мая 1990 года скончался Патриарх Пимен. Последние годы он, в силу болезней, не мог уже уделять много внимания вопросам собственно церковного управления. Из трех кандидатов – митрополита Киевского и Галицкого Филарета, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия и митрополита Ростовского и Черкасского Владимира – Поместный Собор Русской Православной Церкви 1990 года избрал Патриархом Московским и Всея Руси митрополита Алексия. Избранный Собором Святейший Патриарх Алексий принял на себя бремя управления Церковью в трудный период. Налицо была «неготовность сложившихся норм церковной жизни к разительным переменам, происходящим в государстве, сознание духовенства отставало от стремительных перемен в сознании общественном» 357 . Все изменилось с избранием нового Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Загрязнение окружающей среды, в том числе атмосферы и Мирового океана. – 1985, 10, 47. 2. Отрицательные последствия греховной деятельности человека в мире. – 1985, 10, 48. 7525. ПИМЕН, патр. Проблемы мира и разоружения: “литургия после Литургии”. Ядерная угроза, загрязнение окружающей среды, экология: от знания к сознанию. – 1988, 6, 51. 7526. САМСОНОВ И. Современный экологический кризис в свете библейско-христианского мировосприятия. – 1988, 11, 50. 7527. ПАРМЕНОВ А. Христианская ответственность за окружающий мир. – 1989, 3, 48. 7528. “ИНИЦИАТИВА Дубровника”. “Круглый стол” ЮНЕСКО по проблемам глобальной энергетики. – 1991, 2, 52. 7529. К ДНЮ защиты окружающей среды: 1. Послание Святейшего Патриарха Вселенского Димитрия к Дню защиты окружающей среды. – 1990, 4, 48. 2. Дамаскин, митр. Человек и окружающая среда. – 1990, 4, 49. 3. Его же. Экологическая проблема: ее позитивный и негативный аспект. – 1990, 4, 50. 7530. ГЛОБАЛЬНЫЙ форум по проблемам окружающей среды и развития в целях выживания: 1. Послание Святейшего Патриарха Пимена участникам Глобального форума. – 1990, 6, 49. 2. Московская декларация. – 1990, 6, 50. 3. Сидорина И. Обращение к человеческой совести. – 1990, 6, 51. 7531. ОВСЯННИКОВ В. Духовный аспект проблем глобальной энергетики. – 1991, 2, 52. 7532. КИРИЛЛ, митр. К экологии духа. (Доклад, прочитанный на Европейской экуменической ассамблее “Мир и справедливость”. (Базель, 15–21 мая 1989 года). – 1991, 5, 51; 6, 51. Миротворчество и наука 7533. БИОТЕХНОЛОГИЯ. Вызов Церквам и обществу. – 1990, 12, 53. 11. Библиография 7534. КИСЕЛЬ В. Житие Преподобного Сергия Радонежского в русской агиографии (библиографический очерк). – 1993, 1, 97; 2, 100. 7535. АНТОНОВ М. Всему миру свет. (Обзор литературы, вышедшей к 600-летию со дня преставления Преподобного Сергия Радонежского). – 1993, 5, 107. 7536. КРУГ чтения. – 1993, 5, 112. 7537. КРАВЕЦКИЙ А. О достоверности Предания. (По поводу книги “Чин и устав, како подобает приимати приходящих от жидов к правой вере христианской”. СПб., 1993). – 1993, 8, 108.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Канонизация святых 1988 Возобновление иноческой жизни в Киево-Печерской Успенской лавре 1989, 26 марта Выборы Съезда народных депутатов СССР 1989, декабрь Легализация униатской Церкви на Украине. Начало униатской агрессии   1989, 9–11 октября Архиерейский Собор. Канонизация свв. Патриархов Иова и Тихона 1990, 30–31 января Архиерейский Собор 1990, март Избрание М. С. Горбачева Президентом СССР   1990, 1 октября Принятие Закона СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990, 25 октября Принятие закона РСФСР о свободе вероисповеданий   1990, 3 мая Кончина Святейшего Патриарха Пимена 1990, 6–10 июня Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Святейшего Патриарха Алексия II. Канонизация св. прав. Иоанна Кронштадтского   1990, 25–27 октября Архиерейский Собор в Свято-Даниловом монастыре. Дарование самостоятельности Украинской Православной Церкви   1991, 12 июня Избрание Б. Н. Ельцина Президентом РСФСР 1991, 19–21 августа Путч ГКЧП и его подавление 1991, 8 декабря Договор в Беловежской пуще о роспуске СССР и создании СНГ 1991, 25 декабря М. С. Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР. Прекращение существования СССР 1991, 11 января Вторичное обретение мощей прп. Серафима Саровского       1991 Возобновление иноческой жизни в Серафимо-Дивеевском монастыре 1992, 22 февраля Обретение мощей св. Патриарха Тихона 1992, 31 марта – 5 апреля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Канонизация сщмчч. митр. Владимира, митр. Вениамина и иже с ним пострадавших, прмцц. вел. кнг. Елисаветы и Варвары, прпп. Кирилла и Марии 1992, 27 мая Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви в Харькове в связи с раскольническими действиями митр. Филарета (Денисенко) 1992, 11 июня Архиерейский Собор Русской Православной Церкви по делу митр. Филарета. Извержение из сана митр. Филарета и еп. Иакова (Панчука) 1993, 21 сентября – 4 октября Конфликт между Президентом России и законодательной властью 1993, 12 декабря Принятие на референдуме новой Конституции России и избрание Федерального собрания 1994, декабрь – 1996, август Военные действия в Чечне 1996, 3 июля Переизбрание Президентом России Б. Н. Ельцина 1994, сентябрь Начало восстановления храма Христа Спасителя в Москве 1994, 29 ноября – 2 декабря Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Канонизация свт. Филарета (Дроздова) и сщмчч. Александра (Хотовицкого) и Иоанна (Кочурова) 1995 Возобновление иноческой жизни в Александро-Невской лавре 1997, 18–23 февраля Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Канонизация сщмчч. митр. Петра, Серафима и архиеп. Фаддея. Анафематствование и извержение из сана раскольников Читать далее Источник: История Русской церкви/Протоиерей Владислав Цыпин : В 9 кн. - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1994-./Кн. 9 : (1917-1997). - М. : Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. монастыря, 1997. - с. ISBN 5-7302-0815-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010