Определения Священного Синода от 8 мая 1990 года: О созыве Поместного Собора РПЦ для избрания на вдовствующий Московский Патриарший престол Предстоятеля Церкви. – 1990, 7, 9. 1. Послание Поместного Собора. – 1990, 9, 2. 2. Акт Заседания Поместного Собора РПЦ. – 1990, 9, 5. 3. Грамота Поместного Собора РПЦ Высокопреосвященнейшему Алексию, Митрополиту Ленинградскому и Новгородскому. – 1990, 9, 5. 4. Деяние Освященного Поместного Собора. – 1990, 9, 6. 5. Определения Поместного Собора РПЦ. – 1990, 9, 6. 6. Заявление Поместного Собора РПЦ в связи с публикацией проекта Закона СССР “О свободе совести и религиозных организациях”. – 1990, 9, 9. 7. Слово Патриаршего Местоблюстителя Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины, перед молебном на открытии Поместного Собора. – 1990, 9, 12. 8. Приветствие председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР Ю. Н. Христораднова. – 1990, 9, 12. 9. Ответное слово Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Киевского и Галицкого Филарета. – 1990, 9, 14. 10.Доклад Патриаршего Местоблюстителя Филарета, Митрополита Киевского и Галицкого, Экзарха всея Украины. – 1990, 9, 15. 11. Слово на закрытии Поместного Собора Митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, новоизбранного Патриарха Московского и всея Руси 8 июня 1990 года.1990, 9, 19. 12. Лоргус А., диак., Булеков А., Комаров Е., Чаплин В. Говорят участники Поместного Собора. – 1990, 10, 15. 23.412 Архиерейские Соборы (1989, 1990, 1992, 1994, 1997 и 2000гг.) Архиерейский Собор 1989 года] 1. Определения Священного Синода от 29 сентября 1989 года: О подготовке и проведении Архиерейского Собора 9–11 октября 1989 года.1990, 1, 32. 2. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на открытии Архиерейского Собора в Даниловом монастыре 9 октября 1989 года.1990, 1, 5. 3. Обращение Архиерейского Собора РПЦ к Председателю Верховного Совета СССР М.С. Горбачеву. – 1990, 1, 7. 4. Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам РПЦ. – 1990, 1, 8.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гонитель св. Максима император Констант, преследуемый народною ненавистью за монофелитство и за св. Максима, погиб вдали от Константинополя насильственною смертью. А его сын Константин, боясь участи отца, не пошел его дорогою. Напротив, он был предан православию и в 680-м году созвал шестой вселенский собор, осудивший монофелитство и окончательно утвердивший двуволие и двуприродность во Христе. Не смотря на то, что жизнь св. Максима мало благоприятствовала литературной деятельности, ему принадлежат многочисленные и разнообразные сочинения: догматико-полемические, богословско-экзегетические, нравственно-аскетические, мистико-литургические, частные письма и гимны. Первоначальные издание сочинений св. Максима Combefis’a Par. 1675 г. 2 тома и Oehler’a Anecdota graeca 1857 – перепечатаны у Migne’я в Patrologia Graeca tt. 90–91, – Бенед. изд. схолий к Дионисию Ареопагиту 1755–1756 у Migne, t. 4, 15–432 и 527–576, – Computus ecclesiasticus ib. t. 19, 1217–1280, – Chronologia succinta изд. Bratke в Zeitschrift für Kirchengeschichte 13 (1892–1893 г.), 382–384. Имеются еще неизданные сочинения. а., Богословско-экзегетические: 1) Объяснение трудных мест Писания, ed Comb. Ι. 1–296, Migne 90, 241–786. – 2) Вопросы -V- и ответы, С. 1, 300–334, М. 90, 785–856, – 3) К Феопемпту схоластику на Лк.18:6 , –6:29 и Ин.20:27 . С. I, 635–640, М. 90, 1393–1400, – 4) Толкование на 59 псалом С. I, 335–343, М. 90, 855–872, – 5) Краткое толкование на молитву Господню С. I, 344–356, М. 90, 871–910, – 6) Сюда же можно отнести и Схолии к трудным местам сочинений Дионисия Ареопагита и Григория Богослова , изд. Oehler’a, перепеч. у М. 91, 1031–1418, – и М. 4, 15–432, 527–576 (в сочинениях Дионисия). б., Догматико-полемические: 1) Письмо к Иоанну против Севера С. II, 259–291, М. 91, 459–509. – 2) К Петру против того же Севера, С. II, 291–307, М. 91, 509–533. – 3) К нему же догматическое С. II, 307–313, М. 91, 533–544. – 4) К Косме об общем и свойстве (личном), то есть о сущности и ипостаси С. II, 313–333, М. 91, 544–576. – 5) О двух природах С. II, 76–78, М. 91, 145–149. – 6) К Феодору о качестве, свойстве и различии С. II, 134–140, М. 91, 245–257. – 7) В защиту Халкидонского собора С. II, 140–142, М. 91, 257–260. – 8) Главы о сущности и природе, ипостаси и лице С. II, 143–144, М. 91, 260–26. – 9) К Иулиану о церковном догмате о воплощении Господа С. II, 336–339, М. 91, 580–584. – 10) От лица Георгия, префекта Африки, к монахиням отпавшим от кафолической Церкви в Александрии С. II, 339–342, М. 91, 584–589. Специально относящиеся к полемике с монофелитством и к раскрытию учение о двуволии и двуприродности Христа: Разговор с Пирром С. II, 159–195, М. 91, 287–353, – и несколько писем к разным лицам С. II, 1–69, 74–116, 123–134, 146–158, 343–347, М. 91, 1–132, 141–216, 227–246, 265–286, 589–597. Сюда же должно отнести письмо к пресвитеру Марину об исхождении Святого Духа С. II, 69–72, М. 91, 133–140.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Творения, 91, 224C. 504 Там же, 212CD. 505 Там же, 193А. 506 Там же, 192ВС. 507 Диспут, 91, 297D. 508 Творения, 91, 117А. 509 Там же, 220В. 510 Творения, 91, 237В. 511 Там же, А. 512 Диспут, 91, 305С. 513 Творения, 91, 237В. 514 Там же, 84ВС; 196D. 515 Там же, 29С. 516 Там же, 81В. 517 Religionsphilosophie (2 Aufl 1840) I, 64 (Glöckner XV, 80). 518 Амбигва, 91, 1048C. 519 Творения, 91, 56В; Диспут; 308D–309A. 520 Творения, 91, 192ВС. 521 Там же, 21D; Диспут, 91, 308С. 522 Диспут, 91, 309А (я читаю: τ θεικς ποστναι «существовать божественным образом»). 523 Толкование на молитву Господню, 90, 880А. Амбигва, 91, 1044А. 524 Τ… φσει λογικν και φσει ατεξοσιον «разумное по природе и свободное по природе»: Диспут, 91, 304В — D. 525 Там же, 301С. 526 Там же, 317С. 527 Там же, 243. 528 PG 40, 1240А и выше. 529 Диспут, 91, 309В–312А. 530 Там же, 324D–325A. 531 Для русскоязычного читателя слово регресс скорее связано с деградацией, что объясняется тем, что слово прогресс «по привычке» воспринимается как обладающее положительным значением. Здесь, однако, «возвращение вспять» мыслится именно как восхождение, что и объясняется автором здесь же. — Ред. 532 PG 14, 536CD (Комментарии на Иоанна, 19, 1). 533 Амбигва, 91, 1356. 534 Вопросоответы 60; 90, 621АВ. Ср. русск. пер. всего фрагмента: Сидоров А. Преподобный Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос LX//Альфа и Омега. 2000. (23). С. 42–44. 535 Точное изложение православной веры, 3, 12; 4, 4; PG 94, 1228–9; 1108. 536 3десь Вагеманн (Realencyclopädie für protest. Theol. XX 1 , 129–144 или IX 2 , 430–443) справедливо возразил Штраубингеру (Die Christologie des heiliges Maximus Confessors. 1906, 126, 130). Только если не принимать во внимание собственный характер преподобного Максима как богослова и мистика, можно рассматривать его философскую антропологию в качестве центра его мировоззрения. В такой перспективе, не дающей, однако, объективного образа, человек вводится в средоточие мироздания на место Христа, в то время как Спаситель низводится до средства, обслуживающего спасение. 537

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

91  Q.Thal. 61, Laga-Steel 1990: 101. 295–7; Q.Thal. 61, 14 scholium, Laga-Steel 1990: 111. 71–3; Q.Thal. 61, scholium 15, Laga-Steel 1990: 111. 80–4; Amb.Io. 10, PG 91. 1141AB, 1144C; Ep. 24, PG 91. 609CD; Ep. 43, PG 91. 640BC; Amb.Io. 7, PG 91. 1088C; Th.oec. 1. 47, PG 90. 1100C. 93  QD  61, Declerck 1982: 48. 8–11; QD  180, Declerck 1982: 123. 14–16; Car. 3. 25, Ceresa-Gastaldo 1963: 154; Or.dom., Van Deun 1991: 70. 776–7; Myst. 21, Boudignon 2011: 48. 768–72; Myst. 24, Boudignon 2011: 68. 1122–5; Q.Thal. 65, Laga-Steel 1990: 281. 487–9; Q.Thal. 33, scholium 3, Laga-Steel 1980: 233. 13–14; Th.oec. 2. 88, PG 90. 1168A. 95  Amb.Io. 20, PG 91. 1237A; Myst. 21, Boudignon 2011: 48. 770; Myst.  24, Boudignon 2011: 68. 1123–4. 102  Amb.Io. 7, PG 91. 1073D; Amb.Io. 10, PG 91. 1137B; Q.Thal. 40, scholium 2, Laga-Steel 1980: 275. 5–11; Q.Thal. 59, scholium 5, Laga-Steel 1990: 69. 32–4. 108  Dalmais 1972: 58; 1980: 840; and 1984: 289; Garrigues 1974b: 201–2; Heinzer 1980: 173–81, и 1982. 113  Dalmais 1948: 285; 1953: 140, 151, 158; 1961: 414, 418; and 1984: 289; Garrigues-Riou 1969–70: 312; Riou 1973: 136, 169, and 188–9; Garrigues 1970: 458–9; 1974ä 275–6, 286–95; and 1976: 114, 121, 123, and 185; Le Guillou in Garrigues 1976: 11; Heinzer 1980: 181–2; 1982: 170. 129  Q.Thal. 2, Laga-Steel 1980: 73.7–23; 13, Laga-Steel 1980: 95.9–17; 65, Laga-Steel 1990: 283.512–20; 285.549–53. 131  Amb.Io. 7, PG. 91. 1076C// Пер. А.М.Шуфрина: Прп.  Максим Исповедник . Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом, с. 277/Сост. Г.И.Беневич. Изд. 2-е. Изд-во Олега Абышко; СПб., 2014.   Комментарий (там же) архим. Нектария (Яшурского):  " ς   λον   λοις   το ς   ξοις   γαθοπρεπ ς   περιχωρσαν τος – трудное с богословской точки зрения место, так как, с одной стороны, « περιχωρ » означает «обходить кругом» и может быть понимаемо в смысле «облекать», а с другой, – « περιχρησις » является устоявшимся богословским термином обыкновенно применяемым для выражения взаимоединения Лиц Пресвятой Троицы или соединения естеств во Христе, означая, таким образом, полное взаимопроникновение. Так что, образ соединения обоженных с Богом может здесь пониматься двояко.» //Подробнее см. комментарии 53а и 54 А.М. Шуфрина в том же издании (с.367–373), а также комментарий  54–1 Г.И.Беневича там же (с. 427–429).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Послания, 12, 91, 488В. 387 Там же, D. 388 Лат. elementum прежде всего означает «стихия». — Пер. 389 Послания, 13, 91, 517АВ. 390 Послания, 12, 91, 489В. Уже Леонтий примерно так же видел это «принуждение», но вследствие своего оригенистского понимания души мог установить лишь принуждение извне — от Бога. С его точки зрения, хотя душа (в отличие от Божества) из-за своей конечности в самой себе пассивна и подвержена страданию, однако эта пассивность как таковая не есть потенциальная направленность на тело (PG 86, 1284D–1285A). Но святитель Софроний, не принимая во внимание философской подосновы, в сильных выражениях подчеркивал это принуждение по природе: τυραννικς, ναγκαστς, βουλτως (PG 87 [III], 3173D). 391 Послания, 12, 91, 488D. Как уже упоминалось (см. Урс фон Бальтазар X. Вселенская литургия. Преподобный Максим Исповедник.//Альфа и Омега. 1999. (19). С. 104), Шервуд указывал на то, что преподобный Максим в этом тексте от 642-го года разрешает диалектическую проблему страдания (πθος): если душа пассивна уже в телеснодушевном сплаве, то нет необходимости связывать с виной всю чувственную страдательность ( Sherwood P. St. Maximus the Confessor. The Ascetic Life//The Four Centuries on Chanty. Translated and annotated. Ancient Christian Writers XXI. L., 1955. P. 66.). 392 Амбигва, 91, 1321D–1341C. 393 Послания, 13; 91, 517A. 394 Там же, 529D. 395 Творения, 91, 64D. Это глубочайшее определение сущности всей синтезированной природы: ρος κα λγος κα νμος «определение и логос и закон». — Послания, 13; 91, 517В. 396 Послания, 13; 91, 529D. 397 Там же, 517В. 398 Там же, 520АВ. 399 Там же, 529А. 400 Послания, 12; 91, 489CD. 401 Послания, 13; 91, 528В. 402 Κατ την αμα πρς εδους γνεσιν ψυχς τε κα σματος σνοδον… τ μοοσων (κα)… τ τερουπστατον «сообразно соединению души и тела, одновременному с возникновением вида… единосущное (и)… иноипостасное». — Послания, 15; 91, 553В; ср.: Послания, 13; 91, 529В. 403 Κατ τν αμα τφ εναι πρς αλληλα σνοδον ποιεται χαρακτηριστικ τς συμπληρουμνης μας ποστσεως «характерные особенности восполняемой единой ипостаси происходят сообразно взаимному соединению [частей], одновременному с [их] бытием». — Послания, 15; 91, 552С. 404

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

«Свои творения, – отмечает проф. Сидоров А. И. , – преп. Максим начал создавать уже будучи зрелым мужем, обретя трудный опыт подвижнической жизни. К написанию их он приступил в возрасте примерно 45–46 лет, и в течение последующих 10 лет были созданы главные его произведения (хронологию их можно установить лишь весьма приблизительно). Литературное наследие преподобного весьма обширно… По объему, жанровым особенностям и т.д. творения его чрезвычайно разнообразны и с трудом поддаются классификации… Логика жанра редко выдерживается преп. Максимом, и он часто нарушает границы жанровых форм, следуя развитию внутренней логики богословской мысли» (Указ. соч. С. 58–59). «Несмотря на то, что жизнь Максима, – пишет проф. Муретов М. Д. – мало благоприятствовала литературной деятельности, ему принадлежат многочисленные и разнообразные сочинения: догматико-полемические, богословско-эгзегетические, нравственно-аскетические, мистико-литургические, частные письма и гимны», и приводит их перечень с указанием тома и колонок в «Патрологии» Миня (90–91 тома). Богословско-эгзегетические: 1) Объяснение трудных мест Писания, Migne 90, 247–789; 2) Вопросы и ответы, М. 90, 785–856; 3) К Феопемпту схоластику на Лк. 18, 6–6, 29 и Ин. 20, 27 . М. 90, 1393–1400; 4) Толкование на 59 псалом. М. 90, 855–872; 5) Краткое толкование на молитву Господню М. 90, 871–910. Сюда же относятся Схолии к трудным местам сочинений Дионисия Ареопагита и Григория Богослова . М. 91, 1031–1418. Догматико-полемические: 1) Письмо к Иоанну против Севера. М. 91, 459–509; 2) К Петру против того же Севера. М. 91, 509–533; 3) К нему же догматическое. М. 91, 533–544; 4) К Косьме об общем и свойстве (личном), то есть о личности и ипостаси. М. 91, 544–576; 5) О двух природах. М. 91, 145–149; 6) К Феодору о качестве, свойстве и различии. М. 91, 245–257; 7) В защиту Халкидонского Собора. М. 91, 257–260; 8) Главы о сущности и природе, ипостаси и лице. М. 260–264; 9) К Иулиану о церковном догмате о Воплощении Господа. М. 91, 580–584; 10) От лица Георгия, префекта Африки, к монахиням, отпавшим от Кафолической Церкви в Александрии. М. 91, 584–589; Сюда же относится Диспут с Пирром. М. 91, 287–353; несколько писем к разным лицам. М. 91. 1–132, 141–216, 227–246, 265–286, 589–597; письмо к пресвитеру Марину об исхождении Святого Духа. М. 91, 133–140.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

50 ЛЕТ – в основном тексте греч. и пер. «55 лет». Гл. 90.5. ДРУНГАРИИ ДРОМА – восстанавливаем по Эрм. В основном тексте по Унд слова дром нет. Роман I Лакапин был старшим военачальником флота. Гл. 91.2. ИЗ ЭЛЛАДЫ. В основном тексте действия Рендакия описываются в гл. 91.2 и 91.3, заговор против Романа – в гл. 91.4, нападение болгар – в конце гл.. 91. 4. Гл. 91.7. О ВОЙНЕ ЦАРЯ ΠΕΤΡΑ. Правитель Болгарии Петр воевал с хорватами, венграми и другими народами. СВОЮ ДОЧЬ. Это Мария – внучка царя Романа I, дочь его сына Христофора. Распределение содержания по подглавам здесь и в основном тексте не совпадает: о войне Петра с хорватами и пр. в основном тексте рассказывается в гл. 91.6, о мире и женитьбе на визант. княжне – в гл. 91. 7. Гл. 91.8. ДОМЕСТИК СХОЛ – военачальник Романа I Иоанн Куркуас. И26 Гл. 91.9. НА 120 ДНЕЙ. После этих слов возобновляется Криница по Тр., л. 15а. Гл. 91.10. ЗА ЦАРЯ – Константина VII. Гл. 91.11. НА 10 ТЫСЯЧАХ КОРАБЛЕЙ; в Тр. людии – порча из лодии. Место заимствовано летописцем Нестором в ПВЛ под 6415 (907) r., о походе князя Олега на Царьград. Гл. 91.12. ХРИСТОВ ОБРАЗ. В 942 г. Иоанн Куркуас заставил эдесских граждан выдать полотно Христа с отпечатком образа Спасителя. Это была самая ценная икона Константинополя. История создания образа (Спаса Нерукотворного) – на И222. К предисловию И27 Предисловие, как и сама Хроника, не является самостоятельным сочинением Амартола. Мысли о противопоставлении безыскусственности христианского слова и вычурности до- и внехристианских учений; самоуничижительный тон и умаление собственных заслуг до той степени, какая получается нагнетанием синонимов и поясняющих подробностей; густота лексики с отрицательной семантикой и просто бранной для нехристианских учений – это общие места святоотеческой литературы и основанных на ней Хронографий. Вместе с узнаваемыми речевыми штампами и риторическими приемами они составляют жанровые приметы предисловия-леммы «Вселенских хроник " . См.: [Шестаков LVIII. Кн. 3, 1891, 89–110]; [Чичуров 1975, 203–217]; [Чичуров, 19816, 81]; [Чичуров 1989, 136]. Слав. текст Предисловия – одно из самых темных мест Врем, превосходя другие темные и невразумительные места длиною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4782. БУЛЕКОВ А. Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (1798–1868). – 1990, 3, 21. 4783. СИДОР Д., прот. Праздник церковного единства. – 1990, 3, 28. 4784. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 29 декабря 1989 года: О составе делегации РПЦ для участия в переговорах между РПЦ и РКЦ по проблеме католиков восточного обряда Западной Украины. – 1990, 4, 4. 4785. КОММЮНИКЕ встречи представителей Римско-Католической и Русской Православной Церквей. – 1990, 4, 59. 4786. APXIEPEЙCKUЙ Собор Русской Православной Церкви. (30–31 января 1990 года, Москва). Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине. – 1990, 5, 8. 4787. ТЕЛЕГРАММА Предстоятелей Православных Церквей Святейшему Патриарху Пимену (по поводу событий на Украине). – 1990, 6, 4. 4788. ЗАЯВЛЕНИЕ Священного Синода Московского Патриархата в связи с выходом католиков восточного обряда из четырехсторонней Комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда в Западных областях Украины и по поводу решения Львовского городского Совета народных депутатов от 6 апреля 1990 года.1990, 7, 14. 4789. ЗАСЕДАНИЕ Координационного комитета Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православными Церквами по проблемам унии. – 1990, 7, 62. 4790. ЗАЯВЛЕНИЕ Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Поместными Православными Церквами и Римско-Католической Церковью на шестой пленарной сессии во Фрайсинге, Мюнхен, 6–16 июня 1990 года.1990, 10, 55. 4791. АЛЕКСИЙ II, патр. Телеграмма Его Святейшеству Иоанну Павлу II, Папе Римскому. – 1990, 12, 4. 4792. ОТВЕТНАЯ телеграмма Папы Иоанна Павла II Святейшему Патриарху Алексию II. – 1990, 12, 5. 4793. ТЕЛЕГРАММЫ Святейшего Патриарха Алексия II Президенту СССР М. С. Горбачеву и Председателю Верховного Совета СССР Л. М. Кравчуку (по поводу противоправного решения Львовского облисполкома о передаче собора святого Юра католикам восточного обряда). – 1990, 12, 5–6.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

© Перевод. M. C. Першин, 2003. 215 О соотношении идей Леонтия и преподобного Максима см. Grumel V. L’union hypostatique et la comparaison de l’âme et du corps chez Léonce de Byzance et Saint Maxime le Confesseur//Echos d " Orient. 1926. P. 393–406. Преподобный Максим нигде прямо не цитирует Леонтия, однако не остается никаких сомнений в его прямом или по меньшей мере косвенном влиянии (с. 400). О сущностной связи между святителем Софронием и преподобным Максимом см. Hefele. Sophronius und Maximus über die zwei Willen in Christus//Tüb. Theol. Quart. 1857. S. 189–223, где, однако, прямо не сказано о влиянии святителя Софрония на преподобного Максима, но содержится анализ только Соборного послания 634 г. и диспут с Пирром в Карфагене 645 г. Немногим более дает нам Штраубингер: Straubinger. Die Lehre des Patriarchen Sophronius von Jerusalem//Der Katholik 87. 1907. S. 81–109, 175–198, 251–265. 216 Амбигва; 91, 1332С. 217 Там же; 1057А. 218 Там же; 1053CD. 219 Там же; 1253D. 220 Там же; 1165D. Ср.: «Поскольку Бог Сам по Себе и по Своей сущности вечно есть Таинство, то Он настолько выходит из Своей природной Сокрытости, насколько Она посредством проявления делается все более сокрытой». — Различные богословские и домостроительные главы, глава 9//Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I/Пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова. М., 1993 С. 258. —  Пер. 221 Там же; 1253В. 222 Творения; 91, 88В. 223 Там же; 56С. 224 Там же; 44В. 225 Там же; 76А. 226 Там же; 113В, ср. примечание Комбефиса (Combefis). 227 Там же; 121С. 228 Там же; 208D. 229 Там же; 225А. 230 Диспут с Пирром; 91, 348С. 231 Там же; 348С–350В. 232 Творения; 91, 85В; Там же 91, 116АС. 233 Амбигва; 91, 1058С. К вопросу о тритеизме VI века ср. ниже Сотницы о любви 2, 29. 234 Посл. 13; 91, 52 °C. 235 Диспут; 91, 289D. 236 Там же; 313С. 237 Амбигва; 91, 1057А. 238 Там же; 1056D–1057A. 239 Там же; 1044D. 240 Там же; 1049D. 241 Творения; 91, 77АВ. 242 Амбигва; 91, 1048В. 243 Там же; А. 244 Творения; 91, 108В. 245

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Максима укоренена в «Ареопагитиках», что, на наш взгляд, оба автора не в достаточной степени подчеркнули. Из сравнительно недавних работ тема Преображения у прп. Максима обсуждается также Адамом Купером ( Cooper A. The Body in St. Maximus the Confessor: Holy Flesh, Wholly Deified. Oxford, 2005). Gregorius Nazianzenus . Oratio 21, 2//PG. 35. Col. 1084C. Ср. с другим переводом на рус. яз.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1: Слова. М., 1889. С. 144. Выражение «забота о добродетели» есть у Платона (см., например: Plato . Euthydem 275a, 2; Timaeus 18b, 6), из античной философии оно перешло в святоотеческую литературу и особенно часто встречается у Каппадокийцев. Maximus Confessor . Ambigua 10, 17//PG. 91. Col. 1125D. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 241. Maximus Confessor . Quaestiones et dubia 190//CCSG. 10. P. 131. Dionysius Areopagita . De divinis nominibus 13, 1//PG. 3. Col. 977BC. Maximus Confessor . Ambigua 10, 17//PG. 91. Col. 1128B. Ibid . 10, 31d//PG. 91. Col. 1168AB. Ibid . 10, 17//PG. 91. Col. 1128BC. Ibid. 10, 31b//PG. 91. Col. 1165BD. Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 242. Это отметил, комментируя данное место, и свт. Григорий Палама. См.: Triades II, 3, 21–22 и III, 1, 13. Maximus Confessor . Mystagogia 5//PG. 91. Col. 681В. Maximus Confessor . Ambigua 10, 31b//PG. 91. Col. 1165BD. Maximus Confessor . Mystagogia 5//PG. 91. Col. 680D. Рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 165. Там же. Dionysius Areopagita . De divinis nominibus 7, 3. Рус. пер.: Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник . Цит. соч. С. 465. Maximus Confessor . Mystagogia 5//PG. 91. Col. 681В. Речь, очевидно, о родо-видовых и категориальных членениях при созерцании сущего, которые можно найти и у самого прп. Максима в «Трудностях к Иоанну». А. И. Сидоров переводит: «по пути рассудочного познания» (Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 166), оговаривая в примечании к этому месту, что речь о дискурсивном, логическом познании (Там же. С. 305. Примеч. 50). Maximus Confessor . Mystagogia 5//PG. 91. Col. 681В. Рус. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1. С. 166. Или «к д/Духу». Maximus Confessor . Ambigua 10, 17//PG. 91. Col. 1128А. См.: Gregorius Palamas. Triades II, 3, 22.

http://bogoslov.ru/article/6172110

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010