И вот так отец Иоанн образно, через историю, через эту притчу показал, что не надо с такими подробностями, может быть, вникать в происходящую обстановку, но и священнослужителю, и человеку, который поставлен во главе или прихода, или обители, или церковной организации, конечно, надо разбираться в той обстановке, в которой мы живем. Однажды я у него спросил и задал ему следующий вопрос: «Батюшка, Вы знаете, многие люди говорят, что сейчас сложное время, тяжелое положение, что у нас какая-то напряженная и тяжелая религиозная обстановка? И что, в общем-то, многие люди живут не Пасхальным духом, а некоторым духом уныния и пессимизма даже в религиозной жизни?». И тогда отец Иоанн сказал: «Вы знаете, я считаю, что у нас сейчас такая обстановка в церковной жизни (это был где-то 1990-91 год) - у нас сейчас открываются семинарии, академии, издается столько духовной литературы. У нас сейчас такая свобода в Церкви, которой не было никогда во все времена существования Русской Православной Церкви - ни до Священного Синода, ни при Священном Синоде, ни после него. Мы, можно сказать, купаемся в благодати». Сказал ему про Москву: многие говорят, что Москва стала каким-то Вавилоном. И тогда он говорит: «Какой же это Вавилон, когда Москву называли «сорок сороков», и сейчас сколько в ней храмов, сколько открытых монастырей, сколько святынь, мощей и чудотворных икон - разве можно Москву с ее святынями называть «вторым Вавилоном»? Нет. По духу, это можно сказать второй Иерусалим». Вот такой был духовный взгляд на нашу с вами духовную и религиозную жизнь. Он говорил: «Мы с вами сейчас купаемся в благодати. Потому что, если раньше человек должен был для диссертации написать какую-либо работу научную о церковной жизни, то сейчас, я думаю, что если он только перечислит наименования книг, которые сейчас издаются, хотя бы в общих чертах - ему уже только за это можно давать степень кандидата богословия». Если он перечислит только их наименования - книг, которых на тот момент было несколько тысяч.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

41  По-славянски – «разстоящихся»; ср. из Акафиста: «Радуйся, разстоящаяся в тожде собравшая».  Прим. арх. Нектария // Прп. Максим Исп., Амбигвы, с. 391. 50  То есть, человечеством удостоверяя Свое божество, а божеством – человечество – Прим. арх. Нектария // Прп. Максим Исп., Амбигвы, с. 391. 55  Следующие отрывки, указанные в хронологическом порядке, показывают постоянство позиции прп. Максимы во всем его творчестве:  Or . dom., Van Deun 1991: 29. 41–3; Amb . Io. 36, PG 91. 1289CD; Amb.Io. 42, PG 91.1320A; Q.Thal. 22, scholium 3, Laga-Steel 1980: 143. 11–145. 17; Q.Thal. 54, Laga-Steel 1980: 459. 275–86; Q.Thal. 61, Laga-Steel 1990: 91. 106–8; Amb.Th. 3, Janssens 2002: 11. 29–34; Amb.Th. 5, Janssens 2002: 22. 51–3; Ep. 2.Th., Janssens 2002: 37. 12–15, 38. 19–25; Opusc. 4, PG 91. 60BC, 61B; Opusc. 8, PG 91. 101A-C, 105C;Opusc. 20, PG 91. 236D, 237A; Opusc. 6, PG 91. 68C; Opusc. 7, PG 91. 77C, 81CD; Opusc. 16, PG 91. 189CD; Opusc. 1, PG 91. 32A; Opusc. 15, PG 91. 157AB. 58  В ориг.– «верующие» (англ. – „believers”). Решено перевести как «святые», ибо далеко не всякий верующий достигает обожения, – прим. пер. 61  Ep. 24, PG 91. 612CD; Ep. 9, PG 91. 445C; Amb . Io. 20, PG 91. 1237C-1240A; Amb . Io. 10, PG 91. 1137CD. 72  Amb.Io. 10, PG 91. 1176A; Amb.Io. 50, PG 91. 1369A; Amb.Io. 63, PG 91. 1389B; Amb.Io. 65, PG 91. 1393A; Myst. 21, Boudignon 2011: 48. 770–2; Q.Thal., intro., Laga-Steel 1980: 37. 348–9; Q.Thal. 6, Laga-Steel 1980: 69. 28–33; Q.Thal. 22, Laga-Steel 1980: 141. 72–4; 141. 77–8; 143. 114–16; Q.Thal. 27, scholium 1, Laga-Steel 1980: 201. 1–4; Q.Thal. 59, Laga-Steel 1990: 61. 245–50; Q.Thal. 59, scholium 5, Laga-Steel 1990: 69. 32–4; Q.Thal. 64, Laga-Steel 1990: 237. 800–1; Ep. 19, PG 91. 589C; Opusc. 7, PG 91. 72AB. 77  Q.Thal. 64, LagaSteel 1990: 237. 800–1, Amb.Io.  7, PG 91. 1088C; Amb.Io. 31, PG 91. 1280D. 78  Amb.Io. 20, PG 91. 1237A, B; 41, PG 91. 1308B; Q.Thal. 22, Laga-Steel 1980: 139. 40–3; Ep. 1, PG 91. 376A B; Ep. 25, PG 91. 613D. 90  В оригинале слово «Бог» написано с большой буквы, однако было решено исправить в согласии со святоотеческой традицией, –Прим. пер.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Temus J. Das Seelen- und Bewußtseinsleben Jesu (Chalk. III, 114) Здесь же, вероятно, из-за описки, смешиваются два греческих термина. 444 Начало см. (14)/1997, (16)/1998, (19)/1999, (23)/2000. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Zweite, völlig veränderte Auflage. Johannes- Verlag, Einsiedeln, 1961. Переводчик выражает глубокую благодарность А. Р. Фокину за перевод греческих цитат и М. А. Журинской за помощь в работе. © Перевод, примечания. М. С. Першин, 2000. 445 Амбигва, 91, 1037А. 446 Послания, 11; 91, 468С. 447 Творения, 91, 108С. 448 Амбигва, 91, 1056D. 449 Там же, А. 450 Denz. (11 Aufl.). Nr. 148. 451 PG 86 (I), 1281A; термин встречается часто. 452 PG 87 (III), 3169С. 453 Творения, 91, 96D–97A. 454 Творения, 91, 209С. 455 Там же, 60А. 456 Толкование на молитву Господню; 90, 877D (Русск. пер.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I/Пер., вступ. статья и комм. А. И. Сидорова. М., 1993 (далее — Творения, книга I). С. 186). 457 Амбигва, 91, 1060В. 458 Творения, 91, 77С. 459 Амбигва, 91, 1049А. 460 Там же, 1060В. 461 Там же, 1053В. 462 Творения, 91, 88А. 463 Там же, 189D. 464 В послании к Дионисию, 4, 533С. 465 Послания, 12; 91, 473А. 466 Творения, 91, 85D. 467 Творения, 91, 121А. 468 Амбигва, 91, 1044В ff. 469 Там же, 91, 1068 ff. Об общении свойств уже Леонтий учил вполне ясно. 470 Творения, 91, 109С, там же, 193АС. 471 μλει ξουσα γνμης εργ πεποιηκς τα πθη τς φσεως «без сомнения свобода воли произвела действия — естественные страсти»: Амбигва, 91, 1053С. 472 Там же, 1056А. 473 Там же, 1053С. 474 Там же, 1048С. 475 Творения, 91, 120. 476 Там же, А. 477 Творения, 91, 12 °C. 478 Послания, 21; 91, 604ВС. 479 Особенно ясно это выражено в Слове о подвижнической жизни (90, 916D–924C), поэтому Везер неправ, предполагая у преподобного Максима «механистическое» богословие Искупления. 480 Творения, 91, 249С. 481 Κνησις δναμις ειδοποις, ποιοσα του υποκειμνου τν ορισμν, συστατικ, περιεκτικ πσης διτητος «движение есть видообразующая сила, дающая определение подлежащему; это основание и сохранение всякого особого свойства» (Там же, 201А). Ορος γρ του πργματος λγος τς ουσιδους δυνμεως κυρως στν «логос сущностной силы есть, главным образом, определение вещи» (Там же, 200В.). 482

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Послания 12; 91, 469D; там же 15; 91, 545А. 293 Мистагогия 23; 91, 701А. 294 Творения; 91, 6 °C. 295 Послания 15; 91, 557А. 296 Творения 15; 91, 261А. 297 Там же, 264В. 298 Послания 15; 91, 549С. 299 Творения; 91, 200D. 300 Там же, 265D. 301 Там же. 302 Там же, 264А. 303 Послания 15; 91, 549С. 304 Творения; 91, 152А. 305 Там же. В: συνγουσα,… τμνουσα («соединяющая… разрывающая»). Здесь отнюдь немаловажно то, что Каппадокийцы определяют Троические Ипостаси не только через «индивидуальные признаки», но преимущественно через способ первопроисхождения каждого Лица: через γεννησα (нерожденность) Отца, γννησις (рожденность) Сына, κπρευσις (исхождение) Духа. Это — способы, которыми каждое Лицо «обладает» общей Сущностью. Здесь, в самом абсолютном бытии, усия трансцендирует на уровень Лица, способа существования как способа обладания Сущностью: τρπος τς ποστσεως: «способ ипостаси», см. у святителя Григория Нисского в PG 45. 306 Там же; 201D. 307 Там же; 204А. 308 Там же; 248В и сл. 309 Там же; 152В, D. 310 Послания 15; 91, 557D. 311 Спор с Пирром, 91, 308–309А. 312 Амбигва; 91, 1261D, 1349D. 313 О Божественных именах 4; 4, 504D. 314 Творения; 91, 37ВС. 315 Ср. Главы гностические 1, 13; 90, 1088ВС: οτος τ φυσικ κατ " εικνα καλ προσθηκε τ καθ " μοωσιν γνωμικν γαθν; см. также Главы о любви 3, 25 (90, 1024ВС). Т. Дидье ( М. Th. Disdier. Les fondements dogmatiques de la spiritualité de S. Maxime le Confesseur//Echo d " Orient 29, 1930. — P. 296–313) поднял до уровня изначальной основы духовности преподобного Максима Исповедника различие между образом (природным сходством со склонностью к нравственному совершенствованию) и подобием как человечески свободным и божественно благодатным богоподобием (утраченным в Адаме и вновь дарованным во Христе). 316 Творения; 91, 264А. 317 Ор.; 91, 205АВ. 318 Там же; В. 319 Там же, 49А; 137АВ. 320 Диспут с Пирром.; 91, 297А. 321 Там же.; 292D–293A; Op.; 91, 48АВ. 322 Ор. 91, 48А. 323 Диспут с Пирром; 91, 293ВС. 324 П. Шервуд ( Sherwood P. St. Maximus the Confessor. The Ascetic Life. The Four Centuries on Charity. L. 1955. — P. 55 f.) показал это с очевидностью. Ш. Меллер (в: Chalk I, 714) также указывает на эту перемену в понятии свободы при обращении к христологии, и прибавляет: «я считаю этот момент основополагающим». 325

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

Послания 12; 91, 469D; там же 15; 91, 545А. Мистагогия 23; 91, 701А. Творения; 91, 60С. Послания 15; 91, 557А. Творения 15; 91, 261А. Там же, 264В. Послания 15; 91, 549С. Творения; 91, 200D. Там же, 265D. Там же. Там же, 264А. Послания 15; 91, 549С. Творения; 91, 152А. Там же, B: συνγουσα … τμνουσα (‘соединяющая … разрывающая’). Здесь отнюдь немаловажно то, что Каппадокийцы определяют Троические Ипостаси не только через “индивидуальные признаки”, но преимущественно через способ первопроисхождения каждого Лица: через γεννησα (нерожденность) Отца, γννησις (рожденность) Сына, κπρευσις (исхождение) Духа. Это — способы, которыми каждое Лицо “обладает” общей Сущностью. Здесь, в самом абсолютном бытии, усия трансцендирует на уровень Лица, способа существования как способа обладания Сущностью: τρπος τς ποστσεως: ‘способ ипостаси’; см. у святителя Григория Нисского в PG 45. Там же; 201D. Там же; 204А. Там же; 248В и сл. Там же; 152В, D. Послания 15; 91, 557D. Спор с Пирром, 91, 308—309А. Амбигва; 91, 1261D, 1349D. О Божественных именах 4; 4, 504D. Творения; 91, 37ВС. Ср. Главы гностические 1, 13; 90, 1088ВС: οτος τ φισικ κατ εκνα καλ προσθηκε τ καθ μοωσιν γνωμικν γαθν; см. также Главы о любви 3, 25 (90, 1024ВС). Т. Дидье (M. Th. Disdier. Les fondements dogmatiques de la spiritualité de S. Maxime le Confesseur// Echo d’Orient 29, 1930. — P. 296–313) поднял до уровня изначальной основы духовности преподобного Максима Исповедника различие между образом (природным сходством со склонностью к нравственному совершенствованию) и подобием как человечески свободным и божественно благодатным богоподобием (утраченным в Адаме и вновь дарованным во Христе). Творения; 91, 264А. Op.; 91, 205AB. Там же.; B. Там же, 49A; 137AB. Диспут с Пирром.; 91, 297А. Там же.; 292D–293A; Op.; 91, 48AB. Op. 91, 48A. Диспут с Пирром; 91, 293BC. П. Шервуд (Sherwood P. St. Maximus the Confessor. The Ascetic Life. The Four Centuries on Charity. L. 1955. — P. 55 f.)nokaзaл это с очевидностью.

http://pravmir.ru/vselenskaya-liturgiya-...

Житие. — Сс. 153–154. Handbuch. — S. 437. Mystagogia, c. 5; 91, 681A; ср. c. 15; 695C. Там же, с. 17; 693D–696A. Перевод выполнен студентами Российского Православного Университета К. Михайловым, Л. Нарышкиной, М. Першиным и В. Шевелевым под редакцией М. Журинской и А. Сидорова. Продолжение. Начало см. 3 (14) за 1997. Перевод выполнен по изданию: Urs von Balthasar, Hans. Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners. Zweite, vollig veranderte Auflage. Johannes-Verlag, Einsiedeln, 1961. Перевод, примечания. “Альфа и Омега”, 1998 “Опровержение, возможно, уникальное в греческой патристической литературе”. — Sherwood P. An Annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor. Rom, 1952. — P. 3. Ambigua//PG 91, 1077B: περ μν ον το μ εναι τν θρυλουμνην νδα… περ δ το πς μορα ντες θεο πεημεν… — Авт. Ambigua (далее — Amb.) — общепринятое в патристике латинское сокращение названия главного труда преподобного Максима: “О различных трудных местах у святого Дионисия и Григория”. — Пер. Amb. //PG 91, 1069А; ср. Там же//PG 91, 1089CD, 1100B. Там же// PG 91, 1220CD. Там же// PG 91, 1069В. Там же// PG 91, 1217D. Там же// PG 91, 1069С. Точно такие же аргументы приводил блаженный Августин против неоплатоников, определяя вечное возвращение как увековечение адских мук (О граде Божием XII, 20). Там же. Urs von Balthasar H. Parole ет Mystère chez Origène. Paris, 1957. — Р. 113–116. Amb.// PG 91, 1069 С. Ср. Гегель. Феноменология духа (лекции), 13. Ср. ниже “Половой синтез”. Amb.// PG 91, 1077C–1080A. Там же//PG 91, 1080АВ. Там же//PG 91, 1080BC. κατ τν ποιν κα ποσν τς προαιρσεως κνησιν (согласно качественному и количественному движению свободного выбора. — Пер.). Там же// PG 91, 1329A. Там же//PG 91, 1329АВ. Там же// PG 91, 1081ВС. Там же// PG 91, 1081C. Там же//PG 91, 1080A. Там же// PG 91, 1084B. Там же//PG 91, 1084А. Ср. также Disdier M. Th.Les fondements dogmatiques de la spiritualité de St. Maxime le Confesseur//Echos d’Orient. 1930. 33. — Р.

http://pravmir.ru/vselenskaya-liturgiya-...

208 Cap. theol. I,8 [р. п. I, 216]. 209 Ambigua, PG.91, 1220BC, f.1186a; см. с.549. 210 Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252B, p.6 [р. п. II,25]. 211 Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 333C-D, p.54 [р. п. II,85-86]; Cap. theol. I,83 [р. п. I,230]. Везде, где тварное соприкасается с Божественным, преп. Максим вместо объяснений говорит, что Бог все совершает, " как знает Сам " (καθως οιδεν αυτς): Quaest. ad Tahl. II, PG.90, 272A, p.16; XIII,296A, p.30; XXII,317B, p.45 и др. [р. п. II,35,55,75]; Ambigua, PG.91, 1088C,1156B,1172C,1220C,1249D,1324C, f.27a. 158a,165B,186B,199B,229B. Ad Thomam, PG.91, 1040D, f.107b; Ep.7, PG.91, 440A, p.247; Ep.12, 509A, p.291. Cap. qumg. I,7. Orat. Dom. expos., PG.90, 897A, p.358 [р. п. I, 196]. 212 Cap. quing. I,1. 213 См. гл. " Богословие свв. Григория Богослова… " и гл. " Ареопагитики " . 214 Ambigua, PG.91, 1176D, f.167b; 1216C, f.184b. 215 Ambigua, PG.91, 1133С,1165С,1188В,1216В,1229С (с ссылкой на Григория Богослова). 1233А,1257В,1288В, f.148b. 163а,172в,184в,190в,192а,203а,214а. Cap. theol. I,1. 9 [р. п. I,215. 216]; Cap. quing. I,1. св. Григорий Богослов, см. в гл.«Богословие свв. Григория Богослова…«прим. 3. 216 Mystagogia, prooem., PG.91, 664В, p.492 [р. п. I,156]; Ambigua, PG.91, 1409C, f.261b-262a. 217 Cap. de charitate I,100 [р. п. I,107]. Ambigua, PG.91, 1232C, f.191B. Дионисий Ареопагит, см. выше, с.355. 218 Ambigua, PG.91, 1221D, f.187b. 219 Ambigua, PG.91, 1232BC, f.191a-b; ср. 1072ВС.1184В, f.120a,170b. 220 Cap. theol. I,82. 83 [р. п. I,230]. Cap. de charitate IV, 9 [р. п. I,135]. Ambigua, PG.91, 1185D, f.172a. 221 Ambigua, PG.91, 1081B, f.124a-B. Cap. gnostica 4, Прилож., с.34. 222 Cap. theol. I,2 [р. п. I,215]. Cap. quing. I,2. Ambigua, PG.91, 1257D, f.203a. Cap. gnostica 1, Прилож., с.33. 223 Ambigua, PG.91, 1081B,1165B,1168A,1240D, f.124B,162B,163B,195a. Mystagogia, prooem., PG.91, 664A-B, p.492 [р. п. I,156]. 224 Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 624A, p.210 (cap. quing. IV,31). Ambigua, PG.91, 1196В (в этом единении ум касается самого единства, мыслимого во св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

LXIV, PG.90, 716С, p.264. св. Григорий Богослов, Or.38, n.10, PG.36, 321В; р. п. III, 199. 353 Mystagogia I, PG.91, 668В, р.495 [р. п. I,158]. 354 См. гл. " Тайна Троичности " . 355 Mystagogia 2, PG.91, 669А, р.496 [р. п. I,159]. Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353C, p.65 [р. п. II,96]; LXIII,685D, p.247; schol.47, 692D-693A, p.249 (cap. quing. IV, 91). 356 Cap. de charitate I,98-99 [р. п. I,106]. Ambigua, PG.91, 1400A. 1133C, f.157B.148b. 357 Mystagogia 7, PG.91, 685AC, p.506 [р. п. I,167–168]. Св. Григорий Богослов (см. выше, с.24, прим.7.). Св. Григорий Нисский, De hom. opif. 16, PG.44, 180A; р. п. I,136; De anima et resur., PG.46, 28B; р. п. IV, 212. 358 Ambigua, PG.91, 1153A, f.157a-b; 1305B, f.221b. 359 Ibid. 1248AB, f.198a. В учении о душе преп. Максим примыкает к Немезию и св. Григорию Нисскому. Основная черта его психологии — взгляд на душу как на бестелесную субстанцию (Ер.6, PG.91, 425В-428С, р.239–240; ср. Немезия, гл.2, PG.40, 541А. CD. 589В. р.30–31. 54–55). Душа обладает способностью равноангельского познания Бога (Ambigua, PG.91, 1308А, f.222a; Mystagogia 23, PG.91, 700D, p.516 [р. п. I,176]); по смерти она не оставляет своей мысленной деятельности (Ер.7, PG.91, 436В-437В, р.245–246; Ambigua, PG.91, 1368D-1369A, f.247a). В человеке она объединяет все функции, которые в других существах принадлежат растительным (питание, рост) или животным силам (φαντασα ορμ: Сар. de charitate III,32 [р. п. I, 125]; Ambigua, PG.91, 1337C. 1116A, f.235a. 139b) или душам: она, значит, едина (св. Григорий Нисский, De hom. opif. 14. 8, PG.44, 176A-B,144D-145A; р. п. I,132. 98) и по бытию не зависит от тела (нетленна). Преп. Максим отвергал теорию предсуществования душ (Ambigua, PG.91, 1325D-1336B. f.230b-234a), а также вселения души по образовании тела (Ambigua, PG.91, 1336С-1341В, f.234a-236a; для той и другой теории см. св. Григорий Нисский, De hom., opificio, 28,29, PG.44, 229B-240B; р. п. I,192–203) и держался теории творения душ (Ambigua, PG.91, 1321С, f.228b). В учении о способностях (θυμς, επιθυμα: Ambigua, PG.91, 1196С-1197С, f.176Ь-177b — Немезий, гл.17.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Амбигва; 91, 118 °CD–1181A. 266 О Божественных именах 1:4, 188А. 267 Амбигва: 91, 1180В. 268 О Божественных именах 1; 4, 185D–188A. 269 Там же, 13:4, 412ВС. 270 Там же, 5:4, 317D. 271 Мистагогия 23; 91, 700D–701A. 272 Послания 12; 91, 488А. 273 Вопросоответы 48; 90, 440D. 274 Послания 12; 91, 468ВС. 275 Там же; 468В. 276 О Божественных именах 5; 4, 313 В. 277 Спор с Пирром, 91, 324D–325A. 278 О Божественных именах 5; 4, 313 В. 279 Амбигва; 91, 1225А. 280 Главы о любви 4, 9; 90, 1049В. 281 Главы гностические 2, 3; 90, 1125D. 282 Ср. уже цитированный текст, где вместе с υποκεμενον усии упоминается υποκεμενον мышления (как «предмет», «предпосылка»). 283 Послания 13; 91, 528В. 284 Определение предмета заложено прежде всего в понятии его сущностной деятельности; если она снимается, то необходимым образом исчезает и υποκεμενον. 285 Амбигва; 91, 1325ВС. 286 Там же; 91, 1400D–1401A. 287 В Мистагогии 25; 91, 701А τρπος τς πρξεως «способ существования» (и πστασις «ипостась») противопоставляются οσα, сущности, которая в свою очередь толкуется как λγος το εναι «логос бытия». 288 Творения; 91, 201C. 289 Там же; 91, 117C. 290 Мистагогия 1; 91, 665А; ср. Творения; 91, 265D, где фюсис определяется именно как ποι τ παντ παρξις. 291 Мы распространяем это важное понятие на всю ту полноту значений, которой оно отличается у преподобного Максима, в котором слились воедино все потоки традиции. О истории термина до Халкидона см. Richard М. Hypostase//Mélanges des Sciences Religieuses. 1945. — P. 5–32, 245–270. После Халкидонского собора судьбу этого слова определяли два Леонтия. Исходя из фундаментального для истории понятий различения великих Каппадокийцев (усия=общая сущность, первоначально понимавшаяся в платоновском смысле; ипостась=индивидуальность), Леонтий Византийский вводит в определение ипостаси «бытие для себя» (τ καθ’ αυτ); ср. Richard М. Le traité «De Sectis» et L. de Byz.//Revue de l’Histoire Ecclésiastique. 1939. — P. 700. Он чисто апофатически констатирует, что природы, совместно-сущие в ипостаси, не взаимодополняюся до целостной сущности (Против несториан и евтихиан 1; PG 86, 1280А). Леонтий Иерусалимский первым вводит толкование φ " v στσις (PG 89, 1816A; cp. 1529C, D), подразумевая сущностное единство различных субстанций, вместе составляющих неделимое единство (κατ τ αυτ… εν μνον ατομον), которое само по себе принадлежит к сфере сущностей вовсе не обязательным образом, а скорее благодаря сущему бытию, παρξις. Следовательно, статус φ’ εν показывает, что здесь сущности впадают в зависимость от объединяющего Единого всего сущего. Это отрадное видение дополнено у Леонтия Иерусалимского тем, что он восстанавливает такого рода единение для всех ступеней бытия сверху вниз, вплоть до неодушевленного . 292

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=829...

п. II,52]. Ambigua, PG.91, 1304D, f.221a. 839 Ambigua, PG.91, 1233C, f.192b. Disputatio, PG.91, 320C, p.177. Ep.15, PG.91, 549A, p.316. Quaest. ad Tahl. IX, PG.90, 285C, p.25 [р. п. II,47]. 840 Disputatio, PG.91, 300D, p.167. 841 Ambigua, PG.91, 1108A, f.136a. 842 Ibid. 1149D-1152A,1113D-1117A, f.156a-b,139b-140b; 1133A,1137B-D, f.148a,150a-b; 1157B,1169B,1176B,1204D, f.159a,164b,167a-b,179b. 843 См. выше, гл.«Закон и благодать». 844 Cap. theol. II,28 [р. п. I,239]. 845 Св. Иустин Философ, Apologia II,13,10, PG.6. 465B-C,460C; р. п.(1892), с.119,115. Климент Александрийский, Protrepticus 7, 74, GCS; Clemens Alex. B. I, S.57; р. п., с.134; Stromata I, VII,37, B. II, S.24; р. п., с.46. 846 Quaest. ad Tahl. XV, PG.90, 297B, p.32 [р. п. II,58]. 847 Ibid. XXXII,372B, p.75 [р. п. II,107]; XIII,296C, p.31 [р. п. II,55–56]. 848 Ep.26, PG.91, 616A-617A, p.358–359. 849 Cap. de charitate IV,2 [р. п. I,134]. 850 Ibid. IV,2,6; III,28 [р. п. I,134,135,124–125]. См. выше, гл.«Тайна творения, промысла и суда», прим.26–28. 851 Mystagogia 23, PG.91, 697C, p.515 [р. п. I,175]. 852 Этото, что в наших догматиках известно под именем»соображений богословствующего разума» 853 Ambigua, PG.91, 1072С. f.120a. 854 Указатель этих мест дан в Приложении к нашему сочинению. 855 Ambigua, PG.91, 1085В–С, f.126a-b (Исх.33:17, 2Тим.2:19, Мф.7:23); 1328C-D, f.231a (Евр.7:10); Ер.6, PG.91, 429С, р.242 (Дан.13:42); Ambigua, PG.91, 1080А, f.123a (Кол.1:6); 1084В, f.125a (Деян.17:28); 1096B-1097A, f.131a–b (Еф.1:17–23, 4:11–16). 856 Представителями его считаются, между прочим, все ветхозаветные святые: Ambigua, PG.91, 1116D, f.140b squ. 857 См. выше, гл.«Таинственное богословие», прим.3–8. 858 Orat. Dom. expositio, PG.90, 905D, p.364 [р. п. I,201]; Ep.12, PG.91, 68C, p.265; Ep.24, 609C [cap. quing. I,42] (2Петр.1:4); Cap. theol. II,25 [р. п. I,238] (Пс.81:1); Ambigua, PG.91, 1092C, f.129a (Еф.1:23, 1Кор.15:28). 859 Сар. quing. I,8 (Евр.13:8); Quaest. ad Tahl. VII, PG.90, 284D, р.24 [р. п. II, 44–45]; Liber ascet.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010