б)  Духовная гордыня одолевает в основном тех, кто уже достиг каких-то добродетелей. Часто жертвой этого беса становились подвижники. Как только в своей борьбе со страстями ты говоришь: «Я достиг» – тут же все твои старания сводятся на нет. Одной этой мыслью уничтожается все достигнутое. Так, существует немало историй о том, как подвижники после многих лет поста и молитвы видели ангелов, а потом оказывалось, что это были не ангелы, а бесы. Этот вид гордости именуют прелестью, или обольщением. Древние патерики донесли до нас много таких историй. Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться. И стал относиться к ним с презрением. Диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить старание, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и… вытащили его из колодца едва живым. На третий день он скончался. Прот. В. Гурьев . Пролог И вот еще одна история: В пустыне жил достойный инок. Он усердно постился и проводил все дни в молитве. Словом, его украшали все добродетели души. Но он возгордился своими успехами и стал надеяться на себя, а не на Господа. Тогда диавол решил искусить его, и однажды вечером ко входу в пещеру инока подошла прекрасная женщина. Она со слезами просила впустить ее и дать ей убежище от ночного холода и зверей. Инок впустил ее в пещеру. Она рассказала свою историю и постепенно очаровала отшельника. Постепенно монах распалился страстью, но когда он уже готов был броситься в постыдные объятия, женщина исчезла, а вокруг себя он увидел множество злых духов, которые смеялись над ним: «А! Это ты, возносившийся до небес, теперь низринулся до ада! Теперь понимаешь слова:…всяк возносяйся смирится!?» ( Лк. 14, 11 ). Тогда инок помешался в уме и, не вынеся позора, ушел в мир, где начал вести недостойную жизнь, всячески избегая встречи с праведными людьми, чтобы кто-нибудь не извлек его из бездны.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Можно согласиться с автором, что среди абхазов сегодня и христиане (ок. 50% от общей численности нации), и мусульмане (св. 28%) – это в подавляющем большинстве номинальные последователи двух мировых религий, зато господствующая религия – " абхазская вера " – традиционная религия абхазо-адыгских этносов как дохристианского, так и " христианского " периодов. Автор приводит убедительные факты, свидетельствующие о противоречивом процессе возрождения абхазской традиционной религии в непризнанной республике Абхазия, о росте авторитета некоторых святилищ и их жрецов, о повышении официального статуса этой религии по сравнению с христианством и исламом при продолжающейся деградации традиционного ритуала. У читателей возникает вопрос об элементах " гражданской религии " этого молодого и непризнанного государства. Наконец, глава 3, " Святилища Бзыбской Абхазии " , посвященная ритуальной практике в святилищах абхазской традиционной религии, представляет собой самостоятельный этнографический источник хорошего научного уровня – описание ряда абхазских и одного осетинского святилища с нарицательным названием Ирон дзуар с соответствующим исследованием. Для соблюдения строгой научности желательно было бы привести не только русские переводы, но и оригинальные абхазские тексты молитв. Тем не менее, сведения, сообщаемые автором, имеют несомненную научную ценность и новизну. Замечу, что описание абхазской традиционной религии в книге не претендует на исчерпывающую полноту. Так, за ее рамками остались сакральное в абхазском жилище (например, очаг с очажной цепью) и усадьбе ( " хуторе " ), некоторые архаичные обряды, исчезнувшие еще в XIX в. ( " самодвижущаяся Ахинова корова " ), приметы и пр. Были бы желательны ссылки на дневники полевых исследований. Список литературы по религии абхазов и их ближайших соседей можно расширить (например, за счет работ Ф.И.Леонтовича, Д.А.Клеменца, Ж.Дюмезиля, Я.В.Чеснова). Но и в настоящем виде монография А. Б. Крылова – отрадное событие в сегодняшней российской науке.

http://religare.ru/2_26863_1_21.html

Описанные церемонии охватывают почти все стороны жизни абхазов: снятие произнесенного в святилище проклятья, моление о прощении за нарушение принесенной в святилище клятвы, прощение различных грехов и т.д. При этом не имеет значения давность совершенного греха или клятвопреступления, грех может иметь полустолетнюю давность, но люди могут обратиться к аныхе и получить отпущение греха. Самым замечательным достоинством работы можно считать характеристику жреческих фамилий и ныне действующих жрецов. Жрецы – не профессиональные священники, а именно жрецы каждого святилища, они все из крестьянских фамилий, и предстают перед нами как живые люди, наделенные чистотой помыслов и незаурядными ораторскими способностями. Каждое моление, тексты которых включены в диссертацию, может иметь самостоятельное значение, как памятник ораторского искусства, постижения психологии, душевного настроя людей обратившихся к святилищу, и осознания жрецом своей ответственности не только перед непосредственными просителями, но и перед всей Абхазией. Особо следует выделить церемонии общеабхазских молений в периоды наибольшего обострения ситуации, на которых присутствует руководство Республики во главе с президентом. Автор придает важное значение политике современных властей в отношении традиционной религии, поддержке с их стороны возрождения древних традиций и утверждению главного жреца Абхазии. Вполне обоснованным считаю включение в диссертацию разделов, посвященных осетинскому святилищу Ирон дзуар, которое, появилось в Абхазии в начале 1970-х годов в связи с образованием осетинской общины в северо-западной части Абхазии. Само святилище и проводимые в нем церемонии описаны автором по личным впечатлениям и на основе бесед с жрецом и с молящимися, что создает у читателя впечатление личной причастности к происходящим событиям. Привлекает внимание то обстоятельство, что некоторые аныхи по своему названию связаны с определенной местностью, а другие с фамилиями или родовыми именами, что требует дополнительного разъяснения или даже дальнейшего исследования этого феномена, например, Инал-куба, Геч-ныха, Каппа-ныха наряду с Лых-ныхой, Илыр-ныхой, Дыдрипш-ныхой и т.д.). В этом плане работа А.Б. Крылова открывает широкие перспективы для новых исследований.

http://religare.ru/2_26860_1_21.html

Обстоятельства, как мы помним, сложились иначе, и Максим–Ирон сделался врагом Григория. Последний, однако, не изменил своих взглядов на философию и не отказался от идеи союза философии и богословия. В Слове 26–м Григорий опять рисует портрет христианского философа, однако на этот раз он имеет в виду себя самого. По мысли Григория, наличие в мире лже–философов ничуть не снижает ценности философии, которая есть самый прямой путь к Богу. Истинный философ, о котором говорится в 26–м Слове, есть воплощение всех добродетелей. Вместо благородного происхождения он обладает духовным благородством, которое заключается в добродетельной жизни. Если он молод, он борется со страстями и в юном теле являет старческое благоразумие; если стар, не стареет душой, но с радостью ожидает смерти. Если он красив, в его телесной красоте сияет душевная; если же наружность его безобразна, благообразным будет его внутренний человек. Если он здоров, употребит здоровье во благо других людей и для аскетических подвигов; если болен, будет бороться с болезнью и или выздоровеет, или перейдет в лучшую жизнь: в обоих случаях он будет победителем. Если он богат, будет делиться с бедными; если беден — обогатится в Боге. Когда философ алчет, он питается простой пищей, как птицы; когда жаждет, пьет сырую воду из источника. Злословие, гонения, клевету, удары — все примет истинный философ, подражая в этом Христу. Григорий описывает философа как ангелоподобное существо, совмещающее в себе совершенства античных мудрецов со святостью христианина. Он искренне убежден в том, что он сам полностью соответствует этому идеалу, в отличие от того, кого он прежде считал за идеал, но кто не оправдал его надежд: Нет ничего более непреоборимого, чем философия, ничего более неуловимого. Все может ослабеть, только не философ… Непреодолимы только двое — Бог и ангел; а третий — философ, нематериальный в материальном, неограниченный в теле, небесный на земле, бесстрастный в страданиях… Поскольку же слово наше изобразило философа.., в соответствии с этим портретом рассмотрим самих себя, ибо, думаю, и я имею Духа Божия… Итак, чем опечалят меня те, которые все привлекают (для обвинения)..? Назовут неучем? Одну только мудрость знаю я — страх Божий… Что же до другой мудрости, то часть ее я сам оставил, а часть надеюсь и уповаю приобрести, полагаясь на Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Ототое вакарете киноу но кёова мунени намида но таемосену. Расставшись вчера, и сегодня грудь кипит вчерашними слезами. Кори кагаматте, кагёо-но дзяма ё то юуте, авадзу-ни орареёо ка? Так как влюбленное состояние помеха домашним делам, то уже ли останемся разлученными. Ирон га мурасаки каорин га (1 нрзб.) её ханава сакура-ни, хитон га буси. Из цветов лучший – фиолетовый, из запахов – сливы, из цветков – вишня, из людей – офицер. Гири-но цумореба угуису саемо миери [?] ханарете ябу-де наку. Бывают причины, что и соловей, покинувший сливу, поет в хворост[ин]нике. На всем протяжении от Фукуока до Хацинохе путника не оставляет река Мабуци, сначала небольшая, потом от приема в себя встречных потоков увеличивающаяся, у Хацинохе – до 100 кен ширины. Недалеко от Фукуока в этой реке по обсохшему дну находят множество камней с вкрапленными в них окаменелыми морскими раковинами. Этими камнями, между прочим, торгует Фукуока. Особенность этих мест еще та, что для удобрения рисовых полей во множестве употребляют зеленый лист – дубовый и всякий другой, целые груды листа зеленого, как сорван, навалены везде в рисовые болота. Для размягчения земли не рисовых полей [?] употребляют лошадей, кружат их на одном месте, пока земляные комки обратятся в тесто. Вся лента ложбины между гор превосходно возделана. Везде, где только можно провести воду, – рис, где нельзя – пшеница и ячмень. Из пшеничной муки крестьяне пекут лепешки – вкусом хоть куда; только – не кислые и не поднявшиеся, а соленые. Мой погонщик, угощаясь сам, угостил и меня, и я нашел, что можно бы довольствоваться таким хлебом и на обед. В 1 ри 30 чё от Фукуока – деревня Киндаици [?], домов 200. А не доезжая до Саннохе 1 ри 12 чё – граница губерний Аомори и Ивате. И сейчас же весьма крутой подъем на Минога сака. На вершине, с канготатеба – место остановки носилок, превосходнейший вид вниз на возделанную долину с деревнями Каемазава, через которую путь лежал и Окено ситазаки, правее от дороги. Заворачивающаяся здесь вправо Мабуци дает полю форму полукруга, радиусы которого составляют межи. Все в совокупности, с далеко внизу плавающим в воздухе ястребом, при прелестной сегодня, чисто летней погоде, составляет очаровательный вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

26 . – 1886. Древнейший памятник славянского нрава. (Юридический вестник, апрель, стр. 700–713; сокращенно в Известиях СПб. славянского благотвор. общества, январь, стр. 34–36). 27 . – 1886–1887. Корреспонденции из-за границы в газете «Новости», издававшейся в СПб. 28 . – 1886–1887. Как возник и развивался в России восточный вопрос? (Известия Славянского благотвор. общества, июнь, стр. 245–257, июль – август, стр. 307–320, сентябрь, стр. 387 – 398; отдельно, СПб. 68 стр.). 29. – 1887. Ζητματα πρς μελτην τς σωτερικς στορας το Βυζαντινο κρτους. (Δελτον τς στορ. κα θνολ. ταιρ. τς λλδος, τ. II/2, ο. 533–552). 30 . – 1887. Переговоры о мире между Москвой и Польшей в 1581–82 гг. (ЗНУ, XLV, стр. 343–426). 31 . – 1887. О браке Ивана Васильевича III с Софией Палеолог. (Исторический вестник, XXX, стр. 680–693). 32 . – 1888. К юбилейному празднику 15 июля 1888 г. (Одесские новости, 15 июля). 33 . – 1888. Франция на Востоке в ΧΙV в. (Отзыв о сочинении Delà ville Le Roux, «La France en Orient au XIV siècle», Paris, 1886). (ЖМНП, CCLV, 2, отд. II, стр. 486–504). 34 . – 1888. Рецензия на «Учебный атлас по русской истории» проф. E. Е. Замысловского. Изд. 3, СПб. 1887. (Одесские новости, 36). 35 . – 1888. Византийские землемеры. Наблюдения по истории сельского хозяйства. (Труды VΙ археолог, съезда в Одессе в 1884 г., т. II, Одесса, стр. 272–341).-Рецензия П. В. Безобразова (ЖМНП, 1888, CCLX, отд. И, стр. 272–280). 36 . – 1888. Наблюдения по сельскохозяйственной истории Византии. 1. Основные приемы измерения земли в Византии. 2. Измерение пахотной земли. 3. Перевод саженей и сокарей на модии. 4. Измерение виноградных плантаций. 5. Качественность и ценность земли. 6. Организация крестьянского надела: зевгарат и зевгарь. 7. Обложение земли податями. 8. Помещичья земля и зависимый крестьянин. 9. Формула росписки в уплате акростиха. 10. Формула пожалования населенною землей военного. (ЖМНП, CCLIX, 10, отд. II, стр. 229–259). Использованы новые материалы из рукописей Paris, fonds gr. 2013 f. 112 (Ирон), 2407 (Иоанн Педласим); Vind. jur. gr. 10 f. 85 v., jur. gr. 11. 346; Vat. Palat, gr. 367 f. 69, 95 v. – 96 г. (теперь есть изд. в Νος λληνομνμων, XVI, 80–81), 98, 99, 164; Palat, gr. 8 f. 222; Palat, gr. 13 f. 296; Palat, gr. 249 f. 219 v.; Palat, gr. 867-f. 35 (изд. Θ. И-м в Труд. VI арх. съезда, т. II, 334–335, и G. Ferrari, Form, notar. ined. dell’età biz., 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Ему принадлежит ряд сочинений по разным наукам. § IX Следующий по пути Максима Грека город, где он, по-видимому, останавливался, был – Феррара. Возникший в 1391 г. феррарский университет достиг своего процветания под покровительством фамилии герцогов д " Эсте в средине XV стол., благодаря благоприятным условиям и приезду сюда многих гуманистов. Так, здесь последовательно встречаем имена Джиов. да Имола (гражд. право), спорившего с греками во время собора, Уго Бенци (врач), Гварино Старшего (читавшего риторику и поэзию и привлекавшего массу слушателей с разных сторон, мужчи и женщин), Ауриспы, обладавшего прекрасной библиотекой, Бат. Гварино, Люд. Карбоне, преемника и преданного ученика Гварино Старш., первого издателя писем Плиния Младш., Базини, Феодора Газы. В Ферраре оказалось, как говорили, столько латинцев, «сколько лягушек в ее болоте». Университет ее был наполнен профессорами греческого и латинского языков, пользовавшимися репутацией, способной привлекать в Феррару молодых людей. В его библиотеке находился Дион Кассий, которого не было у Лоренцо Великолепного и в котором ему отказали. Дион же ежедневно читался при дворе. Для Феррары переводятся разными лицами – Диодор, Арриан, Прокопий, Аммиан Марцеллин и др. Феррарцы гордились своим диалектом. С именем Феррары связана жизнь и деятельность поэта Маттео Боярдо, перелагавшего также латинские и греческие произведения на итальянский язык, а позже здесь изучал юриспруденцию Ариосто 488 . Максим Грек , вероятно застал еще здесь Бат. Гварино Младшего 489 . О тогдашнем настроении в феррарском ученом обществе мы встречаем известие у того же Максима Грека : «О! – восклицает он, – скольких я знал в Италии, нечестием языческим недугующих и над существующими у нас честнейшими тайнами наругавшихся, из них же один – Кобезмик феррарский, превосходивший иных всяким внешним учением, который и умирая говорил ученикам и друзьям своим: радуйтесь со мной, о возлюбленные мои, завтра ночью я в елисейских полях с Сократом, Платоном и всеми героями (ирон).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Скачать epub pdf Гордость См. также: Блуд . 48; Молитва . 468–469; Наказание грешника . 598; Подвиг истинный и ложный . 742; Подвиг ложный . 743; Покаяние . 784; Превозношение . 886; Прелесть . 888, 890, 895–896; Слово гордое и смиренное . 1024; Старец . 1099; Учительство . 1172. 188. Гордость привела монаха к осуждению других, затем к самообольщению, в котором он принял демона в образе ангела, и к гибели См. также: Осуждение ; Превозношение ; Самомнение ; Прелесть ; Самообольщение . Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться. И стал относиться к ним с презрением. Диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить старание, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. Диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и… вытащили его из колодца едва живым. На третий день он скончался. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 371). 189. Девственница-подвижница, возгордившись, начала осуждать других, а затем сама впала в блуд См. также: Ангел – страж целомудрия ; Блуд ; Осуждение ; Падение ; Подвиг ложный ; Человекоугодие ; Слава человеческая . Знал я в Иерусалиме одну девственницу, которая шесть лет носила власяницу и, заключившись в своей келии, отреклась от всех удовольствий и вела жизнь самую воздержанную. Но потом, оставленная Божией помощью за чрезмерную гордость – родоначальницу всякого зла, она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не по духовному расположению и не по любви к Богу, но напоказ людям, ради суетной славы, которой ищет растленная воля. Демон тщеславия, отвлекая ее от благочестивых помыслов, возбудил в ней желание осуждать других. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости и еще начала соуслаждать ему, святой Ангел – страж целомудрия – отступил от нее. (Лавсаик. С. 110).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Поэтому мы вместо Ол. 223,2 принимаем Ол. 221,2, которая вполне соответствует 9 году Траяна. Таким образом, коптское martyrium на этом пункте не противоречит себе и гармонирует с martyrium Colbertinum. VII. Это сходство в числах ватиканской и кольбертинской редакции говорит о том, что они обе заимствуют свою дату из одного и того же источника. Цан основательно доказал зависимость кольбертинской редакции от «хроники» Евсевия и ватиканской – от «церковной истории» Евсевия, из которой в martyrium Vaticanum сделано несколько буквальных выписок, но оспаривал влияние «хроники» на эту последнюю редакцию, «потому что «пятый год Траяна» был бы в таком случае необъясним» 66 . Коптское мученичество, сохранив счет по олимпиадам, в церковной истории Евсевия не принятый, отсылает нас к его «хронике». Интересующая нас страница 67 имеет такой вид: Олим-пиады Годы от Авраама Годы Траяна В Риме сгорел золотой дворец. Сильное землетрясение; в Азии разрушены 4 города: Эдея, Мирина, Питана и Кима, a в Элладе – Опунтия и Орит. Траян воздвиг на христиан гонение. Мученически скончался Симон Клеопов, епископ церкви иерусалимской. Его преемником был Иуст. β) Равным образом, и Игнатий, епископ антиохийский, скончался мученически. Его преемником был Ирон, третий епископ антиохийский. – γ) Плиний Секунд, прэзид одной провинции, многих христиан казнил смертию, но пораженный их многочисленностью… доложил о них Траяну, и он ответил, что их [не] следует разыскивать. Об этом свидетельствует Тертуллиан . События излагаются в «хронике» по годам от Авраама, олимпиадам и годам правления государей. Составитель ватиканского мученичества мог взять из нее обе даты 68 , и если он прочитал в ней «девятый год», то автор Colbertini на той же самой странице нашел свой «десятый год»: внешняя форма хроники такова, что описки в копиях были неизбежны: длинные записи помещались на доме против нескольких лет, и было крайне трудно решить, к какому собственно году относится каждая подробность. По лучшему из существующих изданий «хроники» нункты αβ y Евсевия и Иеронима стоят под 10-м годом, пункт γ под 10-м же y первого и под 11-м y второго. Но в одном латинском списке (cod. Middlehillensis) aß отнесены в 9 и γ к 10-му году 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В своей работе автор стремился показать, насколько важную роль в жизни абхазского социума играет традиционная религия. Она сохранилась вопреки таким обстоятельствам, как официальное обращение абасгов, предков современных абхазов, в христианство b VI b., произошедшее b XVI-XVIII bb. распространение в их среде ислама, затем период активного " восстановления " православия (1810-1917 гг.), и, наконец, семь десятилетий господства коммунистической доктрины и воинствующего атеизма. Сам факт сохранения абхазами древней религии своих предков является историческим феноменом, значение которого выходит далеко за рамки собственно кавказоведения и представляет огромный интерес с точки зрения мирового религиоведения. В данной книге используется термин " традиционная религия " , которым автор обозначает автохтонную религию, которая сложилась у абхазов и других народов Кавказа в процессе их исторического развития без формообразующего воздействия мировых религий. Как свидетельствуют собранные полевые материалы, влияние традиционной религии сохраняется не только у абхазов, но и у некоторых других населяющих Абхазию народов. В книге делается попытка показать положение традиционной религии абхазов, а также местных осетин (на примере святилища Ирон дзуар близ Пицунды) в советский период, обобщить имеющиеся в ней ныне религиозные взгляды и представления, описать процесс ее возрождения в постсоветский период (возобновление деятельности древних святилищ, взаимоотношения с другими религиями и т.п.). Особое внимание было уделено записи текстов традиционных молений, обрядам и ритуальной практике, которые являются важнейшими источниками для изучения любой религии. Повышенный интерес к ритуальной практике современных абхазов объясняется ее недостаточной изученностью и тем важным местом, которое она занимает в традиционной религии. В этом плане автор полностью разделяет мнение английского религиоведа У. Смита о том, что при последовательном изучении религиозных институтов и попытке воссоздать их историю " мы обнаружим, что история религиозных институтов – это и есть история древней религии, как реальной движущей силы развития человеческого рода, и что отчетливые попытки древнего интеллекта понять значение религии, природу богов и принципы, на которых основаны их отношения с людьми, берут свое начало от невысказанных идей, заключенных в традиционных формах ритуальной практики. И если осознанные попытки древних религиозных мыслителей и принимали форму мифотворчества или умозрительных конструкций, то исходный материал, с которым они оперировали, брался ими все таки из традиционного источника религиозных представлений, которые передавались из поколения в поколение, будучи выраженными не в словах, а в формах религиозных обычаев " (249, с.325).

http://religare.ru/2_26937_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010