В 216 г. жизнь горожан была снова омрачена жестокостями, учиненными в Александрии имп. Каракаллой ; впрочем, это не было гонением, направленным специально против христиан. Преследования имп. Максимина Фракийца , свирепствовавшего в вост. провинциях империи в 235-236 гг., обошли Египет стороной. II. Гонения при Филиппе Арабе (244-249) Имп. Филипп , о к-ром говорили даже, что он был христианином, благосклонно относился к Церкви. Но в 249 г., за неск. месяцев до его смерти, александрийские язычники, побуждаемые неким витией, подняли гонение против христиан. Они схватили старца Митру и после долгих мучений побили камнями в предместье Александрии; той же участи подверглась и благочестивая женщина по имени Квинта ; почтенная дева Аполлония после мучений была ввергнута в огонь; мч. Серапион был сброшен с обрыва. Христианам запретили появляться на улицах города; многие из них спасались бегством, бросая свое имущество, но мало кто отступал от веры. В конце концов в среде самих язычников начались раздоры, перешедшие в междоусобные распри. III. Гонения при Деции (249-251) Новый имп. Деций , придя к власти, издал эдикт о преследовании христиан (250), породивший многих мучеников за веру. Среди них - святые Кронион и Иулиан; воин Виса; Макарий Ливийский; Епимах и Александр; св. дева Аммонария , старица Меркурия и многочадная мать Дионисия; Ирон, Атир и Исидор, а с ними и юноша Диоскор; Немесий, доказавший свою невиновность по обвинению в разбое, но осужденный за веру; воины Аммон, Зинон, Птолемей и Ингений, а также старец Феофил, укрепившие ослабевшего от страданий христианина и принявшие вместе с ним мученический венец, и мн. др. В одном эфиоп. документе говорится, что число мучеников в Египте во время этих гонений достигло 16 тыс., что признается вполне возможной цифрой (De sedecim milibus martyrum in Aegypto sub Decio//ActaSS. Jun. T. 1. P. 32). В период этих преследований св. еп. Дионисий покинул Александрию и укрылся в Ливии, но следил за событиями в городе, посылая туда своих пресвитеров и диаконов. Преемник Деция Требониан Галл (251-253), хотя и не издавал эдиктов о гонениях, не прекратил преследований христиан, как об этом свидетельствует послание свт. Дионисия Ермаммону ( Евсевий. Церк. ист. VII 1). IV. Гонения Валериана (253-260)

http://pravenc.ru/text/82070.html

Л. Фразиер, К. А. Панченко, Б. А. Нелюбов Хронологический список Антиохийских Патриархов составлен на основе перечня, предложенного К. Каралевским и дополненного В. Грюмелем, к-рый был проверен по доступным источникам с учетом датировок архим. Порфирия (Успенского) и совр. исследователей. Даты предстоятельства для раннего периода (I-III вв.), а также для XIII в., как правило, предположительны. Принятые обозначения: «?» отмечены имена Патриархов, чье время пребывания на престоле неизвестно; - имена претендентов, оспаривавших престол; свт. - Патриархи, почитающиеся в АПЦ (дни памяти указаны только для святых, упоминаемых в совр. календаре РПЦ). св. ап. Петр (ок. 45 - ок. 53, пам. 29 и 30 июня, 16 янв.) свт. Евод (ок. 53 - ок. 68, пам. 4 янв., 7 сент.) сщмч. Игнатий Богоносец (ок. 68 - ок. 107, пам. 20 дек., 29 янв.) Ирон (? - ок. 136) Корнилий (ок. 137 - ок. 149) Ерос (ок. 150 - ок. 175) свт. Феофил (ок. 176 - ок. 188) Максимин (ок. 190 - ?) свт. Серапион (до 202 - после 211) свт. Асклипиад (ок. 227 - ок. 233) Филит (ок. 234 - ок. 235) Зевина (ок. 236 - ок. 238) сщмч. Вавила (238 - ок. 250) Фавий (251-253) свт. Димитриан (Димитрий) (ок. 255 - ок. 260?) Амфилохий (?) Павел Самосатский (ок. 260-272, низложен в 268) свт. Домн I (ок. 268 - ок. 272) Тимей (ок. 274 - ок. 279) Кирилл I (ок. 279/80-303) Тиранн (ок. 304 - ок. 314) Виталий (ок. 314 - ок. 320) свт. Филогоний (ок. 320-324) свт. Евстафий (324/25-330) Павлин Тирский (330, 6 месяцев) Евлалий (331-332) Евфроний (332-333) Флакилл (Плакент) (333-342) Стефан I (342 - лето 344) Леонтий (344-357) Евдоксий (358 - сент. 359) Аниан (Ананий) (сент. 359) свт. Мелетий (кон. 360-381, с перерывами) Евзоий (360/61-376) Павлин (362-388), глава евстафиан Виталий (375?) Дорофей (376-381?) свт. Флавиан (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан Евагрий (388-392/93), преемник Павлина Порфирий (404-414?), преемник Флавиана Александр I (414-424) Феодот (424-428) Иоанн I (428-441/42) Домн II (Домнин I) (441/42-450) Максим (451-455) Василий (457-458) Акакий (458-459) Мартирий (ок.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Между евреями многие имели имена, начинавшиеся со слова «аб», «абу», например: Аб-Ирон, Аб-Ихаел, Аб-Ишуй и проч. Итак, Абуд существует многие тысячи лет. Коротка история его. Греческий царь Иустиниан построил в нем церковь в память Успения Пресвятой Богоматери. Сдается, что по его же почину она почтена достоинством протопресвитерии, наравне с Вифлеемом, Еммаусом, Фекое и прочими приснопамятными церквами. Это достоинство Абуд имел в 1146 году, по заверению тогдашнего писателя Нила Доксопатра. В 11871188 году пощадил абудскую святыню египетский султан Саладин. Потом с начала XVI века, когда греки стали первенствовать у Св. Гроба в Иерусалиме, протопопское достоинство абудской церкви было забыто. И ныне никто из иерусалимских владык не ведает сего. Я, первый, вспоминаю об этом достоинстве, и желаю, чтобы оно возвращено было Абудской церкви, пережившей много веков и много бедствий и хорошо сохранившейся до наших дней. 25, Пятница. Сегодня я обрадован абудским открытием, но немного утомленный разъездами туда и сюда и учеными исследованиями, возвратился в Иерусалим в три часа пополудни. На пути сюда видимы были следующие селитвы, бывшие и существующие: дер-Икдам – развалины, Тибине – развалины, Чобар – деревня, Бет-Еллу – деревня же и селища: Карава, Арура, Асфуа, Бир-ес-Зейт, Джифна (Гофна), Рамалла, ер-Рам и Шуефат. 29, Вторник. Надобно когда-нибудь удосужиться и написать рассуждение: 1. о титулах Константинопольского патриарха: Οκουμενικς, Παναγιτατος, – Вселенский, Всесвятейший; 2. о частой смене вселенских владык; 3. о подати их Оттоманской Порте; 4. о порывах их к попранию народностей; 5. о праве дарить церквам самоглавенство, – ατοκεφαλα; 6. о судебном и дипломатическом языке Великой церкви Константинопольской; 7. о заслугах вселенского престола в отношении к православным церквам в Сирии, Палестине, Египте, на Афоне и Синае, в Молдавии и Валахии, в Сербии, Грузии и России; 8. об охлаждении между Востоком и Севером. Где причины сего грустного явления? Не виноваты ли мы? 30, Середа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

25). О том, что Максим и Ирон - одно и то же лицо, свидетельствует блж. Иероним, к-рый говорит о 25-м слове следующее: «Похвальное слово Максиму-философу по возвращении его из ссылки, имя которого в заглавии некоторые несправедливо заменили именем Ирона на том основании, что есть другое сочинение Григория, заключающее в себе порицание этого Максима - как будто нельзя было одного и того же человека в одно время хвалить, а в другое время - порицать» ( Hieron. De vir. illustr. 117; подробнее об Ироне-Максиме см.: Mossay. 1982; Hauser-Meury. P. 119-121). Г. Б. приблизил Максима, поселил у себя в доме и делил с ним трапезу, за к-рой епископ и философ вели продолжительные беседы (De vita sua//PG. 37. Col. 1085). В то же время втайне от Г. Б. Максим готовил интригу, задуманную в Александрии,- вероятно, при участии Петра II , архиеп. Александрийского, к-рый сначала в письменной форме поздравил Г. Б. с началом его служения в К-поле, но затем попытался его сместить (Ibid. Col. 1088). Поскольку Г. Б. не был официально утвержденным епископом столицы, а лишь по приглашению группы верующих нес там служение, александрийская партия решила попытаться отнять у него власть. Весной 380 г. в К-поль прибыли первые корабли из Египта с грузом пшеницы, вместе с к-рыми в столице появились мн. егип. клирики и монахи; Г. Б. радостно приветствовал их как сторонников никейского исповедания (Or. 34). Однако в нач. лета 380 г., ночью, в одном из к-польских храмов, когда Г. Б. лежал дома больной, егип. епископы начали совершать рукоположение Максима. Об этом стало известно, так что с наступлением утра негодующие толпы людей собрались к храму и изгнали оттуда егип. епископов, к-рым поэтому пришлось окончить церемонию в доме некоего флейтиста. Максим бежал из К-поля, но, будучи признан нек-рыми зап. епископами, не считал себя окончательно побежденным и отправился в Фессалонику, надеясь добиться утверждения своего назначения имп. св. Феодосием. Государь, тем не менее, встал на сторону Г. Б., и Максим уехал ни с чем.

http://pravenc.ru/text/166811.html

Ирон философ скончался в мире. Шесть мучеников в Визии пострадали от строгания плоти и сокрушения костей. (Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2. стр. 210). Преставление блаженного Лаврентия юродивого калужского Кто был св. Лаврентий родом и откуда, сказать трудно; об отце, и матери его, как говорит старинная записка, ничего неизвестно. Впрочем в книге синодика рода Хитровых, находящейся в Лютиковском Троицком Перемышльском монастыре, возобновленном боярами Хитровыми, во главе всех имен в поколении Григория Самсоновича Хитрова упомянут Лаврентий чудотворец, юродивый инок; поэтому можно заключить, что святой Лаврентий калужский принадлежал к роду бояр Хитровых. Этот подвижник зимою и летом ходил босой, в рубашке и овчинном кожухе; так изображается он на старинных иконах. В его время Калужским уделом правил князь Симеон Иоаннович, получивший в 1505 году от своего отца в свое заведование Калужский удел. Это был добрый князь, от того в его доме живал блаженный Лаврентий: впрочем у князя в доме он живал по временам, более же всего проводил время там, где ныне монастырь его имени. Здесь, в полуверсте от тогдашнего города Калуги, на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова. Вблизи этого-то храма стояла хижина блаженного Лаврентия, из которой он по ночам выходил на паперть храма и совершал молитвы; днем же блаженный слушал службу церковную из подземного хода, прокопанного из хижины. Святость его жизни была настолько велика, что еще при жизни он прославился чудом. Когда в 1512 году напали на город Калугу татары и против них выступил князь Симеон с гражданами, то св. Лаврентий, бывший в это время в доме князя, внезапно говорит громким голосом: «дайте мне вострый топор: псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов», и, схватив топор, он ушел. В то время князь Симеон сражался с судна на Оке с татарами, которые во множеств обступили князя; внезапно на судне явился св. Лаврентий и укреплял князя и все войско словами: «не бойтесь». Одушевленные появлением святого, воины победили татар; а праведный Лаврентий опять явился в княжеском дворце и шумел: «оборонил князя Симеона от псов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рассмотрением темы обожения можно было бы закончить анализ богословия и мистицизма св. Григория. Есть, однако, еще один пласт в его богословском творчестве, который заслуживает отдельного исследования: это Слова, посвященные тем, кого он счел необходимым увековечить — древним святым, родителям, родственникам, друзьям, врагам. У Григория был особый дар — изображать людей при помощи слов. Он написал несколько ярких словесных портретов как своих современников, так и святых предшествующего периода. Мы сознательно оставили рассмотрение этих портретов до настоящего момента, так как их значение становится понятным только в свете всей системы богословских взглядов Григория. Среди сочинений Григория нет простых жизнеописаний, нет и чего-либо подобного житиям святых. Создавая образ того или иного человека, Григорий вкладывал в него те богословские и нравственные идеи, которые ему самому были дороги; портрет человека становился своего рода иллюстрацией к этим идеям, доказательством того, что они — не абстракция, но реальность, воплощенная в жизни конкретного индивидуума. Каждый из героев Григория — прежде всего олицетворение той или иной богословской концепции, развитию которой подчинен весь сюжет. Афанасий, например, — образец истинного епископа, борца за православие, исповедника никейской веры; Кесарий — образец государственного деятеля; Горгония — образец женщины–христианки; Ирон — образец христианского философа. Напротив, Юлиан олицетворяет идею отступничества и предательства, а Максим–циник являет собой образ лже–философа. От словесной иконы (Афанасий, Киприан) до карикатуры (Юлиан, Максим) - таков спектр портретного дарования Григория Богослова. В настоящей главе мы рассмотрим похвальные, приветственные и надгробные Слова св. Григория. Будут рассмотрены также его обличительные сочинения. Мы завершим книгу подробным анализом Надгробного Слова Василию Великому, в котором сконцентрированы все главные богословские и нравственные идеи Григория Богослова. 1. Святые Маккавеи Сюжетом Слова 15–го стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых совершается в Восточной Церкви 1 августа. Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно–Римской империи находился император–отступник Юлиан. За полтора месяца до этого, 17 июня 362 г., он опубликовал свой знаменитый Эдикт об учителях, запрещавший христианским профессорам преподавание в университетах. Возможно, Слово 15–е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию по дискредитации христианства и дискриминации христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Истинный послушник, отвергнув свою волю, свое разумение, и во всем последуя наставлениям опытного старца, восходит к высшему совершенству, как бы со светильником, озаряющим путь сей среди глубокого мрака настоящей греховной жизни, и идет прямо; следовательно, скорее и безопаснее от заблуждений и самообольщений; идет путем ровным и непоползновенным, а потому легче, не подвергаясь преткновениям и жестоким падениям, которые неизбежны для идущего самочинно, т.е. для осмеливающегося достигнуть высшего духовного совершенства без наставника. " Как не имеющий руководителя легко заблуждается в пути, - говорит св. Лествичник, - так и иноческим путем самочинно идущий легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал " (Каллист. и Игнат. Гл.14. Доброт. Ч.2). Это и опыт подтверждает. Прп. Иоанн Кассиан много представляет несчастных примеров самообольщения самочинников. Так, например, старец Ирон, пятьдесят лет пробыв в уединенной пустыне в многотрудных подвигах, поелику не пользовался советами отцев, и во всем следовал своему помыслу, подвергся бесовскому обольщению, - вместо Ангела света принял и поклонился ангелу сатаны, который, уверяя его, что он уже совершенно угодил Богу и не может потерпеть никакого вреда ради своих добродетелей, в доказательство сего велел ему в полночь броситься в глубокий клодец. Обольщенный старец бросился туда и погиб (Collam.II.C.5). Один самочинный инок подвергся бесовской прелести - вместо Ангела часто принимал к себе демона, получал от него откровения и по его внушению едва не заколол своего сына, будто бы в угождение Богу, по примеру Авраама, но сын заметил намерение отца и спасся бегством (Collam.II.C.7). Другой самочинный инок по бесовскому обольщению, приняв за истину ложное откровение, повелевавшее ему оставить христианство, перешел в иудейство и принял обрезание (Collam.II.C.8). А многие от самочиния, подвергаясь бесовской прелести, приходили в исступление ума. Антоний Великий говорит: " Знаю монахов, которые после многих трудов пали и вышли из ума, потому что понадеялись на свои дела, и презрели заповедь Того, Кто сказал: вопроси отца твоего, и возвестит тебе (Втор.32:7) " (Духов.наставл. Христ.Чт.1826г.Ч.21. Достоп.сказ. о подв. св.отц. 37.С.12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/421/...

Вот, говорят они, св. Злат. свидетельствует, что все пастыри могут быть истреблены. Но это неправда, что видно во 1-х из того, что он, не говоря о других местах его творения, нами приведённых, – на той же странице, несколько строк выше, говорит совершенно противоположное тому, что ему приписывают старообрядцы. (Читай выше 98 стр. его же, т. II, стр. 638). Здесь св. отец сравнивает церковь с зданием, a епископа – с большим камнем, лежащим в основании здания и говорит, что если взять из фундамента большой камень и не заменить его равным ему камнем, то можно поколебать и испортить здание. Точно также, если на место выбывшего епископа не поставить равного ему преемника, т. е. епископа же, построенное здание или церковь может быть испорчена. Сказав так, мог ли св. отец говорить тут же, рядом, что епископы могут быть все истреблены, (всё равно как сказать, что все камни могут быть взяты из фундамента), и что без них благочестие не только не уменьшается, но ещё более возрастает, т. е. что будто бы без епископа даже лучше, потому что благочестие лучше процветает. Ясно, что старообрядцы клевещут на св. отца, не понимая его слов и приписывают ему такое нечестивое учение, что будто бы церковь может лишиться всех епископов. – Во 2-х из того, что он как человек образованный, a потому хорошо знавший историю церкви, особенно антиохийской, в которой он служил и произносил это похвальное св. Игнатию слово, – не мог сказать того и не говорил, что Бог попустил или может попустить истребить всех пастырей. Так он знал, что первым епископом антиохийской церкви был ап. Пётр, вторым – св. Еводий, третьим – св. Игнатий, о времени которого он говорил, четвёртым – Ирон и т. д. До времени св. Златоуста всех епископов в Антиохии было 24, а Флавиан, при котором он служил, был 25; в Конст-ле св. Златоуст был 32 епископом; в Риме Иннокентий, современник Злат., был 40-м: в Александрии Феофил 23-м; в Иерусалиме было 43 епископа. Если мы знаем это по истории всех (см. Наст. кн. Булгакова, стр. 11–17), и знаем даже имена всех епископов патриарших кафедр, то тем более это знал св. Злат., а потому и не мог написать, что ещё во времена св. Игнатия (это подтверждает глагол «попустил», постановлений в прошедшем времени), что все пастыри были истреблены. Если скажут, что св. Злат. это говорил о будущем времени то слова: «попустил быть этому... диавол видя... по истреблении пастырей..., узнал из самых дел»..., не дозволяют этого допустить.» Ясно, что св. отец, говоря так, говорил о прошедшем времени – о времени св. Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

В архивных материалах 1725-1740-х годов больничная церковь почти не упоминается. Запись от 19 ноября 1743 года свидетельствует о построении на ней новой крыши: «... куплено на крашение крыш построенных на церкви Происхождения Честных Древ и больничной церкви краски чернеди галецкой 22 нуда 20 фун. по 40 коп. за пуд, итого на 9 руб». 24 января 1774 года в Синодальную контору поступило прошение архимандрита Симонова монастыря, в котором сообщалось, что «... для зимнего времени устроена одна теплая больничная церковь ирон. Ксенофонта и дружины его Марии, в коей ныне отправляется соборная повседневная служба...», и пояснялось, что печь в Сергиевской трапезной из-за ветхости «многие годы не топилась и ныне не топится, а ранние литургии в зимнее время служатся в холодных церквах с немалым трудом». Испрашивалось дозволения соорудить при теплой больничной церкви Ксенофонта и Марии в трапезе по правую сторону вновь теплый придел в честь Сошествия Св. Духа на сумму, обещанную на этот именно предмет от доброхотных дателей, между прочим, потому что во всех пяти церквах в монастыре не имеется ни единого придела. 29 января Контора дозволила; по устроении, он освящен 23 ноября 1774 г. архимандритом Амвросием. (1774 г., 60) 3 октября 1774 было разрешено выдать антиминс в новый придел Сошествия Св. Духа. В описи монастырских церквей и церковного имущества за 1783 год означены отдельно «церковь каменная больничная во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его под 45» и «в трапезе по правую сторону придел во имя сошествия св. Духа со утварью церковною со святыми образами под 50». В описании церкви и её иконостаса отмечается: «...по указу святейшего правительствующего синода канторы 1780 года июня 19 дня построен во оной церкви и с полученной коллегии экономии пяти сотной суммы вместо ветхого иконостаса и святых икон иконостас столярной резной повой которой вызолочен листовым золотом». На плане «бывшего Симонова монастыря», упразднённого в период с 1788 по 1795 год, церковь, примыкающая к больничному корпусу с востока, поименована как церковь Феодора Чудотворца. Была ли это ошибка или какое-то время в храме существовал престол во имя этого святого, выяснить точно не представилось возможным.

http://sobory.ru/article/?object=39885

    «Благочестивейшим и христолюбивым императорам нашим, Флавию Валентиниану и Флавию Маркиану, победителям, триумфаторам, всегда августам, от всех епископов вашего египетского округа».    «Изначала преданную нам святыми и богодухновенными отцами нашими православную веру, святым евангелистом Марком, всехвальным епископом и мучеником Петром, святыми отцами нашими Афанасием, Феофилом и святым Кириллом, мы сохраняем и, будучи учениками их исповедания, ее почитаем и по ней мудрствуем, как изложили — 318 в Никее, и блаженный Афанасий, и святой Кирилл; анафематствуем всякую ересь, и ариеву, и евномиеву, и манихееву, и несториеву, и тех, которые говорят, что плоть Господа нашего была с неба, а не от святой Богородицы Девы Марии, по подобию всех нас, кроме греха, а сверх этих и все ереси, которые мудрствуют или учат вне кафолической Церкви».     Подписи: «Иерак, епископ афнаитский, подал». «Савин, епископ коптский, подал». «Аполлоний, епископ танейский, подал». «Пасмеий, епископ паралеотский, подал». «Януарий, епископ леонтский, подал». «Евлогий, епископ афривитский, подал». «Иоанн, епископ псинхский, подал». «Исаак, епископ танэйский, подал». «Ирон, епископ фенисский, подал». «Стефан, епископ геритский, подал». «Феофил, епископ ерифрский, подал», «Феофил, епископ клеопатридский, подал». «Исидор, епископ сефреитский, подал».    Все почтеннейшие епископы воскликнули: «почему они не анафематствовали учение Евтихия? Они подали просьбу с коварством. Пусть они подпишут послание Льва, анафематствуя Евтихия и его учение. Пусть согласятся с посланием Льва. Они хотят насмеяться над нами и уйти». Диоген, почтеннейший епископ кизический, сказал: «собор был ради Евтихия, а не для чего-нибудь другого. Римский архиепископ писал ради его. Мы все согласились с посланием, которое следует изложению святых отцов. Пусть и они согласятся с посланием святейшего Льва». Почтеннейшие епископы Пасхазин и Луценций и почтеннейший пресвитер Бонифаций, местоблюстители апостольского престола, чрез епископа Пасхазина сказали: «Пусть скажут, согласны ли они с посланием апостольского престола и анафематствуют ли Евтихия».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010