Шумерам человечество обязано и многими техническими изобретениями. Так, они впервые в истории пришли к идее орошения засеянных полей. Придуманная ими система ирригации позволяла направлять по каналам полные ила воды Тигра и Евфрата и собирать благодаря этому богатые урожаи. Поскольку на заселённой ими территории практически отсутствовали полезные ископаемые, шумеры начали активно использовать речную глину для строительства домов и изобрели формовки для обжига кирпича. Вероятно, они же изобрели такие орудия труда, как гончарный круг, колесо и плуг. К достижениям шумерской цивилизации можно добавить создание парусного судна, конструирование первых в истории архитектуры арки, свода и купола. Рис. 28. Шумерское царство Несмотря на практическую направленность ума и изобретательность, шумерам не удалось создать централизованное государство. В первой половине III тыс. до н. э. Шумер представлял собой настоящее лоскутное одело из двух десятков постоянно враждующих между собой самостоятельных городов-государств, среди которых важнейшими и влиятельнейшими являлись Эреду, Урук, Ур, Киш, Лагаш, Умма и Ниппур. К середине III тысячелетия часть городов и поселений Шумера были захвачены пришедшими в Междуречье из пустынь Сирии аккадцами во главе с легендарным царём Саргоном Великим (годы правления ок. 2316–2261 гг. до н. э. ). Энергичность и сильная политическая воля Саргона Великого позволили ему объединить под своим началом шумерские города и семито-язычные племена аккадцев, создав первую в истории человечества империю, просуществовавшую в общей сложности около 100 лет. В результате слияния двух национальных культур – шумерской и аккадской – возник своеобразный историко-культурный и религиозный синтез, при котором каждая нация старалась сохранить отличительные самобытные черты. Справедливости ради отметим, что большинство памятников шумерской цивилизации относится к шумеро-аккадской эпохе и, несомненно, испытало влияние аккадской культуры как в области языка, так и в области религиозных представлений. Но даже через эти культурные наслоения проглядываются более древние, исключительно шумерские особенности мировоззрения и религиозных взглядов. Важным источником сведений о них являются дошедшие до нас мифы и многочисленные глиняные таблички с упоминанием божеств. §2 Шумерский пантеон и система религиозных взглядов

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А «всемогущество» мы склонны видеть как то же самое, но возведенное в высшую степень. В нашем мире «могущество» – это не очень хорошая характеристика в том смысле, что власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно, и чем больше могущество одного человека, тем большие опасения он внушает. Причем если те, кто обладает могуществом над вами, не злонамерены, от этого не легче – много вреда было причинено именно теми, кто искренне хотел всех осчастливить и верил, что нашел для этого надежный рецепт. У многих атеистов (судя по их писаниям) в голове живет кошмар всемогущего космического тирана, который всех попирает и которому невозможно дать отпор. Но Божие всемогущество – это нечто принципиально другое. Мы можем сравнить два повествования о творении: в Библии и у других жителей Ближнего Востока, шумеров. Верховный бог шумеро-аккадской мифологии, Мардук, творец мира в его нынешнем состоянии, прорвался к своему верховному положению в вавилонской религии с боем. Само творение есть результат кровавой битвы между Мардуком и чудовищем Тиамат, божеством соленого океана. Тиамат решила уничтожить Мардука. Она собрала всех чудовищ, поставила во главе их своего ужасного сына Кингу. Младшие боги просили Мардука выйти на бой c Тиамат. Он согласился, но потребовал, чтобы его признали главой всех младших богов. Его признали и наделили великой силой. Далее последовала страшная битва двух коалиций богов, из которой, наконец, Мардук вышел победителем. Он разрубил тело Тиамат на две части, из верхней части сделал небо, из нижней – землю. Мардук «могущественен» в том же смысле, что и какой-нибудь древний правитель – его способность к дипломатии и лидерству ставит его во главе других богов, а военная мощь приносит ему победу над врагами. Мардук – самое могущественное существо в мироздании вавилонян, но он не всемогущ. Он должен добиваться лидерства переговорами, а победы – в тяжелом бою. Библейская история выглядит по-другому. У Бога нет конкурентов, Он ни с кем не торгуется и не сражается. Никакой силы, которая могла бы состязаться с Ним в могуществе, просто не существует. Он творит мир из ничего – а не из тела убитого чудовища или еще какого-то предсуществовавшего материала. Он творит Его словом – а не надрываясь в борьбе. Только Он обладает собственным, ни от чего не зависящим бытием – всё остальное, все силы природы, все сколь угодно могущественные существа в мироздании существуют только потому, что Он создал их и поддерживает в бытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Законы, действовавшие в Месопотамии, использовались, в том числе, и ветхозаветными праотцами. «Семейные отношения еврейских патриархов – наилучший комментарий к законам Хаммурапи. Можно сказать, что и Авраам, и Иаков, и Лаван жили по вавилонскому праву. Это не только видно из своеобразной, как бы чисто вавилонской полигамии, но, например, из спора Лавана с Иаковом, – в случае истребления скота хищными зверями убыток терпит владелец и т. п.» 252 . Аккадское царство было двуязычным. При этом у языков было чёткое функциональное распределение: аккадский язык был языком канцелярии, официальных документов и судебной системы, а шумерский использовался как язык литературы, язык сакральный: для совершения богослужений и чтения священных текстов. Аккадцы отнюдь не стремились к уничтожению достижений Шумера. Напротив, Аккадское царство стало образцом успешного взаимодействия, взаимопроникновения двух культур, в связи с чем в исторической науке принято говорить о шумеро-аккадском культурно-религиозном синтезе. Вместе с тем аккадцы не просто слепо заимствовали и усвоили культурные достижения и религиозные представления шумеров, но и подвергли некоторые из них переосмыслению и творческой переработке, внеся нечто новое в копилку религиозных идей Древнего Междуречья. Так, например, с торжеством семитского владычества в религиозной литературе Месопотамии появляется новый литературный жанр. Особое распространение получают так называемые гимны личного покаянного характера, или покаянные псалмы, как их ещё иногда называют. В них человек говорит о своём недостоинстве и тварной ограниченности, умоляет бога, невзирая на совершенные грехи, простить и помиловать молящегося: Велика моя скверна, я грешил постоянно, Пусть уйдёт моё горе, пусть сокроется в тень. Человек ограничен, ничего не знает, Люди, сколько их есть, что они понимают? Зло творит он или благо, не знает никто. Грех, что я совершил, обрати мне во благо, Вину, что я совершил, пусть ветер развеет. Многие скверны мои сними, как одежду, Боже, грехов моих – семью семь, отпусти мне грехи! 253

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Христос Лоза Истинная (Христос Виноградная Лоза) ХРИСТОС ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА Икона правильно называется Христос Виноградная Лоза или Христос Лоза Истинная, или Христос Виноградарь, а не Вино Истины. ЛОЗА ИСТИННАЯ, Христос Лоза Истинная, Христос Виноградная Лоза --- одно из символических именований Христа, основанное на словах Евангелия (Иоан.15:1, 5), а также несколько иконографических композиций, связанных с этим именованием. В одной из них Христос в образе Пантократора окружен лозой, в ветвях которой изображаются апостолы и иногда Богородица и Иоанн Предтеча. В другом варианте из Гроба Господня или прободенного ребра Христа вырастает лоза, гроздь которой опускается в Его руки. Христос выдавливает из нее вино в потир. Виноград - символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии. Именование Христа Лозой основано на евангельских словах: " Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. " (Иоан.15:1), " Я есмь лоза, а вы ветви... " (Иоан.15:5). Иконография сложилась, скорее всего, в греческих монастырях и представляет Христа в образе Вседержителя, окруженного лозой, в ветвях которой изображаются апостолы (а иногда еще и Богородица и Иоанн Предтеча). Евангелие открыто на соответствующем отрывке (Иоан.15:1), в греческом варианте икона подписывается " ??????? " , что, собственно и означает " виноградная лоза " . Крест процветший - это символическое изображение, а не историческое. Есть изображение, где лоза вырастает из ребра Христа и обвивает крест, а Христос отжимает гроздь в чашу, и написано " Пийте от нея вси... " Виноградная Лоза - символ плодородия и жизни. Древа Жизни, а в некоторых традициях - Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза - лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос - истинная лоза, а последователи - ветви ее (Ев. от Иоанна, 15). Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображенная вместе с фиговым деревом - мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.

http://pravicon.com/info-861

Издательская аннотация сообщает, что первая часть сборника содержит теоретические статьи, которые включают в себя темы интертекстуальности и интерпретации ветхозаветных цитат и аллюзий в Новом Завете. Во вторую вошли исследования, посвященные интерпретации конкретной библейской цитаты или аллюзии, а в третью включены статьи, в которых обсуждаются вопросы, связанные с практическими задачами перевода библейских цитат и аллюзий в новых контекстах. Библеист и переводчик Андрей Десницкий, доктор филологических наук, профессор РАН, сотрудник Института Востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, привел яркие примеры интертекстуальности, когда тексты вступают друг с другом в диалог, полны взаимных ссылок и заимствований. То самое Слово, которое появляется в первой строке Евангелия от Иоанна, – это понятие из греческой философии, куда оно, возможно, проникло из ближневосточной мифологии, где слово считалось «творческим проявлением божества в этом мире», и «об этом люди прекрасно знали еще со времен шумеро-аккадской цивилизации». Вино – многозначный символ в Писании, но если в Ветхом Завете опьянение становится «символом позора», оно предназначено для грешников, то чудо в Кане Галилейской преображает вино в «символ праздника». Или «загадочный эпизод со смоковницей» – трудно понять, почему Христос проклинает растение, которое весной не может приносить плодов, если не иметь в виду подсказку про Нафанаила, сидящего под смоковницей, и далее – символику мессианских ожиданий в Ветхом Завете. «Я видел тебя под смоковницей» означает не просто видел человека в каком-то месте, а – «Я знаю, что ты ожидаешь Мессию, что ты уже готов Его узнать – и сделай последний вывод. Нафанаил его делает. Можно предположить, что Иисус подходит к смоковнице, потому что мессианское время настало, и смоковница должна плодоносить вопреки законам природы… А если она не встречает, не узнает Мессию – она потеряла все и засыхает навсегда», – пояснил библеист. По словам Десницкого, интертекстуальность иногда «сбивает с толку», иногда мешает понять смысл текста – в тех случаях, когда первоначально заложенный смысл перекрывается актуальным культурно-историческим контекстом читателя, когда «значения с разных полочек сознания неожиданно накладываются друг на друга». Но тот подход, который применяют авторы нового сборника, позволяет так погружаться в мир Нового Завета, чтобы «за гладкой поверхностью текста, где все вроде бы ясно, встретить подводные красоты, подводные камни, течения, которые сносят нас в неожиданном направлении», отметил библеист.

http://drevo-info.ru/news/27453.html

— Эта жертвенность близка духу Нового Завета… — Да, пророк Иеремия является наиболее выразительным прообразом Иисуса Христа. Он призывает иудеев следовать Божественным заповедям, его не принимают, оскорбл яют и в конце концов убивают — побивают камнями. Именно в его книге впервые появляется сравнение с агнцем: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер. 11:19), которое впоследствии Иоанн Креститель применил в отношении Христа: «Вот агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Откуда взялись «колёса, полные очей» — А что за странные видения у пророка Иезекииля, похожие на фантастические фильмы и романы? Чего стоят только существа в человеческом облике, но с несколькими лицами, которые двигались со скоростью молнии, а между ними ходил огонь, над головами были кристаллические своды, а перед ними — колёса, в которых находились другие колёса… — Действительно, у пророка Иезекииля очень много таинственных видений. На мой взгляд, они связаны с окружающей его обстановкой. В отличие от большинства пророков Иезекииль нёс своё служение за пределами Палестины — в Вавилоне, огромном мегаполисе, который был на тот момент центром мира. Переселение в Вавилон явилось для израильтян своеобразным культурным шоком, они столкнулись со множеством невиданных доселе явлений. Например, вавилоняне поклонялись целому сонму богов, каждому из которых строился огромных размеров храм, тогда как в Иерусалиме был всего один храм. В шумеро-аккадской традиции существовало большое количество изображений фантастических существ, что было запрещено в Израиле. Передавая Божественную весть, Иезекииль использовал образы, которые его окружали и были понятны его современникам. — То есть на самом деле он видел нечто иное? — Нельзя сказать, что он точно описывает то, что видел. Иезекииль постоянно употребляет выражения «подобие» и «как бы»: «как бы огонь», «как бы животные», «как бы подобие престола» и так далее. Он передаёт Божественное откровение как может — посредством того, что его окружало, потому что это нечто запредельное, выходящее за рамки земной реальности. Например, описывает «колёса, полные очей». Образ взят из религиозного обычая: жители Вавилона вывозили статую своего божества на колеснице, ободья колёс которой были украшены драгоценными камнями. Эти камни называли тем же словом, которым обозначались глаза. Иезекииль использует этот образ, но вкладывает в него иной смысл: их божества ездят на сияющей колеснице, а Вселенский Бог израильтян пребывает на надмирной колеснице всего мироздания.

http://pravoslavie.ru/129716.html

Все эти греховные этапы, описанные при строительстве башни, означают только одно: люди через самоволие, суетность и гордость [xxxiii] перестали искать славу Богу, а искали славу себе [xxxiv] . Следует отметить, что А.П. Лопухин в «Толковой Библии» приводит свидетельства Геродота и Плиния о Вавилонской башне, которая неоднократно достраивалась и перестраивалась. Были периоды, когда она имела статус главного храма, или пантеона вавилонских божеств, а именно – семи планетарных божеств, причем каждому из них посвящался особый этаж башни, окрашенный в свой отличительный цве. [xxxv] . Согласно шумеро-аккадской мифологии, Вавилон сначала был за один год построен в небе. Только после этого бог Мардук построил руками народов, живущих вдоль Тигра и Евфрата, земное подобие Вавилона, а в нем свой храм – башню [xxxvi] . По словам святителя Николая, Вавилонская башня, независимо от времени, всегда являлась символом лжи, богоотступничества [xxxvii] и богоборчества [xxxviii] . В частности, о XX веке сербский святой писал: «Враг рода человеческого сумел выстроить на земле вторую Вавилонскую башню, но не из камней и кирпичей, а из ложных теорий» [xxxix] и «превратных учений» [xl] . Особенно ярко образ европейской Вавилонской башни XX века представлен в книге святителя Николая «Из окна темницы». Запад возомнил себя сильным, величественным, подобно древнему Вавилону. Стал похваляться творениями своих рук, обожествлять себя и свою культуру. «Ах, братья, – восклицает святитель, – новые Навуходоносоры вознесли нас выше престола Божиего – новые вавилоняне, опьяненные смрадными испарениями нового Вавилона» [xli] . И за это Господь лишил их разума, произвел разделение и войны, и «бросил их Всевышний во мрак джунглей к зверям, ибо они исповедовали, что происходят не от Бога Всевышнего, а от рода скотского, животного, обезьяньего» [xlii] . Современная Европа куда хуже древнего Вавилона. «Та первая, Вавилонская башня, которую люди строили из обожженной глины, была лишь предзнаменованием настоящей и огромной башни, которую сейчас представляет собой Европа» [xliii] .

http://bogoslov.ru/article/5514684

358 Petra genitrix (с лат. букв. «происхождение от камня»), таким образом, указывает на сакральность камня и, соответственно, Матери-Земли. 359 Улликумми в переводе с хурритского буквально означает «разрушитель города Куммии». Имя великана вполне соответствует предназначению, которое ему определил его отец – Кумарби: Улликумми предстоит разрушить Куммию – город Тешуба. 361 Цит. по: Мифологии Древнего мира. М.: Наука (Главная редакция восточной литературы), 1977. С. 191. Ср. с греческим мифом о Тифоне – чудовищном великане (сыне Геи и Тартара), объявившем войну Зевсу от имени своей матери Геи, как повествует о том Гесиод в «Теогонии». 362 Ср. с «Энума элиш», где схожим образом представлена последовательность божественных действий (космогония – борьба за власть) с той поправкой, что в «Энума элиш» борьба за власть венчается творением материального мира Мардуком (см. гл. XI. Религия и культура Аккада). Ср. с греческим мифом о борьбе между поколениями богов: Ураном и Кроном; Кроном, титанами и олимпийскими богами во главе с Зевсом (см. гл. XVI. Религия Древней Греции). 363 Macqueen J.G. The Hittites and their Contemporaries in Asia Minor. Thames & Hudson Ltd, New York, 2010. Р. 115–116. (Пер. прот. О.К.) 364 В 1952 г. Куртом Биттелем был обнаружен один такой выступ, расположенный по дороге из Богазкале в Язылыкая. 365 Ср. с фразой «Париж стоит мессы», произнесённой, по преданию, в 1593 г. лидером французских протестантов (гугенотов) Генрихом Наваррским в ответ на предложение принять католичество для того, чтобы получить трон Франции. Генрих Наваррский стал французским королём Генрихом IV, основателем французской королевской династии Бурбонов. 367 Антоний (Блум), митр. Сурожский. Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы. 7 апреля 1981 г. URL: http://www.mitras.ru/inname/in_33.htm (дата обращения 10 марта 2017 г.). 369 Ср. с представлениями о сакральности монаршей власти в конфуцианстве, шумеро-аккадской и египетской религиозной традициях. Читать далее Источник: Homo religiosus: на путях поиска истины : Авторский курс лекций по " Истории нехристианских религий "/Прот. Олег Корытко. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. - 831 с. : ил.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

  Эта древняя вера, вероятно, исповедовалась аравийскими кочевниками, которые с незапамятных времен блуждали по просторам пустынь. Оторванные от цивилизации, эти люди не видели ничего, кроме звездного неба, палящего солнца и неподвижных каменистых холмов. Бескрайние равнины, дикие безводные местности, где исчезали манящие лики соблазнов, где в тишине звучал лишь один Голос, были той панорамой, на фоне которой совершалась великая религиозно-историческая мистерия. Из пустынь пришли предки Израиля, в пустыне раздавался голос Моисея, Илии и Иоанна Крестителя, в пустыне готовился к мессианскому подвигу Сын Человеческий. По мере того как семитические племена переселялись в Сирию и Двуречье, они, как и арьи, теряли свою религиозную самобытность. И только древнее имя Божие свидетельствовало об угасшей вере пустыни. Быть может, обращение Авраама было своеобразным возрождением этой древней веры. В каждом новом событии духовной истории новизна, как правило, связывает себя с уже существовавшей прежде традицией. Идет ли речь о пророке Амосе, Магомете, св. Франциске или Лютере — везде ясно ощущается эта связь религиозных потоков. В своем сопротивлении Лунному культу Авраам, вероятно, ссылался на заветы древнейшей религии праотцев [ 262 ]. Живя в Уре и Харране, он должен был убедиться, насколько сильно языческое влияние на умы его соотечественников. В ту эпоху шумеро-аккадская, или вавилонская, культура стала распространяться по всему Востоку. Клинопись приобрела международное значение; боги Двуречья чтились в многих землях. Эламиты и ассирийцы, финикияне и арамеи, урарты и хурриты так или иначе оказались втянутыми в культурную орбиту Вавилона [ 263 ]. Хотя Авраам и покинул Месопотамию, но на евреях, как и на многих других народах древности, осталась печать, наложенная Вавилоном. Их понятия о законности, о семье, об обществе, их представления о строении Вселенной и событиях древней истории сохранили неизгладимые черты вавилонского влияния. Евреи много лет жили в окружении хананеев, сирийцев, египтян, персов, но следы этого соприкосновения ощущаются у них неизмеримо слабее. Наследие древней земли, где сыны пустыни впервые превратились в оседлый народ, было пронесено через столетия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Рубрики Коллекции Святая Нина 7 мин., 27.01.2016 Поделиться 27 января Церковь празднует день памяти святой равноапостольной Нины – просветительницы Грузии. Нина — значение имени Если в России самым популярным именем весь двадцатый век было имя Татьяна, то в Грузии не только было, но и остается первым, любимым и самым распространенным имя Нина. Каждый месяц число грузинских женщин пополняется 250-ю новорожденными Нинами. Безусловно, такая популярность связана со святой равноапостольной Ниной, которая принесла на иберийскую землю христианство. Именно святую Нину почитают просветительницей и покровительницей Грузии. Оттуда имя перекочевало в Россию. По статистическим оценкам в России имя Нина стоит на шестнадцатом месте - чуть уступая по популярности имени Юлия, но опережая Марию. Так что же значит имя Нина? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Этимология слова сложна, к тому же корни этого слова встречаются сразу в нескольких языках. Так в шумеро-аккадской мифологии существовало с десяток богинь, имена которых были составными и начинались с корня «нин»: Нинлиль (владычица, повелительница бурь), Нинхурсаг (госпожа-мать) Нинмах (великая госпожа) Нинту (рождающая госпожа)... В иврите находим оба варианта: и «нин» (правнук), и «нина» (правнучка). Окончания имен в некоторых романских языках также заучат как «нина». Житие святой Нины Сионский кафедральный собор в Тбилиси Святая Нина родилась в 280 году в каппадокийском городе Коластры. Ее родители были людьми состоятельными и знатными. Отец находился на военной службе при императоре Максимиане и, как говорят, крестил галлов. Святую Нину воспитывали в благочестии и христианской добродетели. Ее мать, Сусанна, приходилась сестрой иерусалимскому патриарху Ювеналию. Поэтому, когда святой Нине исполнилось двенадцать лет, по договоренности вместе с родителями она отправилась в Иерусалим. Там ее отец Завулон получил благословение стать отшельником в пустыне, Сусанна — диаконисой при храме Гроба Господня, а святая Нина была передана на поруки и для обучения благочестивой старице Нианфоре. От нее, диаконисы Гроба Господня, девушка, которая много и внимательно читала Священное Писание, узнала подробности судьбы Хитона Господня. Как рассказала Нианфора, хитон — одеяние, по поводу которого распявшие Христа воины бросали жребий, был перенесен раввином по имени Элиоз в Грузию по просьбе сестры Сидонии. Иберию тогда считали Уделом Божьей Матери и эта земля не полностью была просвещена проповедью апостола Андрея. С этой страной у святой Нины были кровные связи. Ее отец Завулон был родным дядей святому Георгию. Поэтому, узнав от старицы, что хитон находится в Иберии, а земля эта до сих пор практически не знает христианства, святая Нина стала ежедневно молиться Богородице с просьбой помочь не только отыскать хитон Господень, но и увидеть Иберию просвещенной.

http://foma.ru/tajna-imeni-nina.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010