прот. Олег Корытко Глава XII. Религия и культура Древнего Египта §1 Общие замечания о цивилизации Древнего Египта На протяжении многих веков тайны древнеегипетской цивилизации волновали умы учёных всего мира. Сведения об этой стране, дошедшие в трудах греческих, римских и восточных авторов, были отрывочными и давали ответы далеко не на все вопросы. Основным камнем преткновения оставалась неразгаданная египетская иероглифическая письменность. Первые попытки её дешифровки были предприняты на рубеже IX–X вв. арабским учёным ибн Вахшия аль-Набати , предположившим наличие связи древнеегипетского языка с современным ему коптским 286 . Но главным революционным событием в египтологии стала расшифровка содержания знаменитого Розеттского камня французским учёным Жаном-Франсуа Шампольоном в 1822 г. Розеттский камень – плита, найденная в конце XVIII в. недалеко от Александрии и содержащая три параллельных текста: на древнеегипетском иероглифическом письме, на египетском демотическом письме и по-древнегречески. Сопоставив имена в картушах (овальных рамках, содержащих царские имена), Франсуа Шампольон установил соответствия знаков, положив начало дальнейшей дешифровке древнеегипетских текстов. Открытие Ж.-Ф. Шампольона дало мощный импульс для развития египтологии. Последующие археологические раскопки обнаружили множество исторических памятников, в том числе и текстологических, дешифровка которых пролила свет на многие исторические события Древнего мира, особенности культуры и религиозных представлений древних египтян. Древний Египет активно контактировал с шумеро-аккадской цивилизацией, унаследовав и некоторые из её достижений. В частности, были заимствованы кораблестроение, цилиндрические печати и техника строительства зданий при помощи кирпичной кладки. Некоторые исследователи-египтологи 287 склонны полагать, что следствием месопотамского влияния стало также появление древнеегипетской письменности. Но всё же прямых и неопровержимых доказательств заимствования не существует 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Христология Послания к Евреям в свете представлений о священной царственности на древнем Ближнем Востоке (Египет и Месопотамия) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 1 Основной темой Послания к Евреям является священническое служение Иисуса Христа, характеризуемое автором Послания как священство по чину Мелхиседека в противоположность традиционному левитскому священству. В Быт 14:18–20 о Мелхиседеке говорится как о царе Салима и священнике Бога Всевышнего, то есть как об одном из ханаанских царей, совмещающем царские и жреческие функции. Религиозная культура доизраильского Ханаана, через который с древнейших времён осуществлялись связи между Египтом и Междуречьем, находилась в зависимости от шумеро-аккадской и египетской культур. Поэтому чтобы понять, что такое “священство по чину Мелхиседека”, то есть царское священство, представляется целесообразным обратиться к рассмотрению традиций священной царственности в двух древнейших восточных цивилизациях. Древнейшее свидетельство представлений о царственности в Египте восходит к первой половине IV тыс. до Р. Х.: на происходящем из Нагады фрагменте сосуда изображена корона, очень напоминающая красную корону царей династического Египта. Данное изображение в эпоху, когда социальная дифференциация была ещё сравнительно слаба, вполне могло быть божественным символом 1 . Вторичность земного института царской власти относительно царственности божественной подтверждается многочисленными древнеегипетскими эпиграфическими источниками, в которых генеалогия царской власти недвусмысленно возводится к богу. Древние египтяне рассматривали монархию не как результат политической эволюции, но как отражение в историческом времени и пространстве ситуации, имевшей место от начала, когда единственным Царём, безраздельно владычествующим над первотворением, был сам бог. По преданию, на первоначальном холме — “острове творения”, “месте сияния”, возникшем из Первоначальных Вод Нуна 2 , было воздвигнуто первое святилище — идея мира как Храма, божественного Святилища составляла основу древнеегипетского мировосприятия.

http://pravmir.ru/hristologiya-poslaniya...

Аналогичные «скелеты в шкафу» были и в преданиях других народов. Шумеро-вавилонская поэма «Энума Элиш» рассказывает о том, что первичный бог «Апсу первобытный, создатель» оказался магически усыплен своим потомком, богом Эа, и также претерпел кастрацию (от богини Мумму) . У хеттов этот же миф о том, как изначальный бог был лишен своей творческой мощи и был отстранен от дел, звучит так: «Прежде, в минувшие годы, был Алалу на небе царем. Алалу сидел на престоле, и даже бог Ану могучий, что прочих богов превосходит, склоняясь у ног его низко, стоял перед ним, словно кравчий, и чашу держал для питья. И девять веков миновало, как царствовал в небе Алалу. Когда же настал век десятый, стал Ану сражаться с Алалу, и он победил его Ану, и Ану воссел на престоле… Когда же настал век десятый, стал с Ану сражаться Кумарби, Кумарби, потомок Алалу. Кумарби его настиг, схватил его за ноги крепко, вниз с неба он Ану стащил, и он укусил его в ногу и откусил его силу мужскую, и стала, как бронза, литьем она у Кумарби во чреве» . То же происходит в угаритской мифологии: Ваал, представляющий четвертое поколение богов, с братьями атакует небесный дворец Эля, устраняет его и, очевидно, кастрирует (миф эвфимистически говорит: «Нечто упало на землю»). Очевидно, травма слишком тяжела, и Эль (от этого древнего семитского имени Аллах у мусульман и Эль, Элоах, Элогим как имена Бога в Библии) уже не может быть прежним. Даже когда в мифической истории Ваал на некоторое время устраняется следующим богом (Мотом, союзником Эля), Эль отказывается вернуться на престол. Вновь захватив власть, Ваал требует, чтобы Эль удалился к истокам мироздания — к истокам рек и к пропастям земным . Язычники убеждены, что миром правит не Бог. В языческом богословии «Господь» не является изначальным богом, а изначальный Бог, оттесненный от дел, становится праздным богом (deus otiosus) и перестает быть «Господом», Правителем. Даже его имя постепенно забывается (Овидий, рассказывая о начале космоса, так говорит о Творце: «Бог некий — какой, неизвестно…» [Овидий. Метаморфозы 1, 32]).

http://pravmir.ru/pochemu-xristiane-govo...

Ок. 2200 г. до н. э. цивилизация раннего бронзового века разрушена амореями 382 – западно-семитской народностью. Они пришли со стороны Ливанских гор и сирийских степей, завоевали Аккадское царство, образовав на его обломках Вавилонское государство. Шумеры называли амореев марту, аккадцы – амурру (что в переводе значит «западные люди»), а сами амореи именовали себя сутиями, то есть потомками легендарного праотца Суту (библейского Сифа). Они были кочевниками, жили скотоводством и отчасти земледелием. Осев на завоёванных землях, постепенно переняли образ жизни покоренных народов и усвоили культурные достижения шумеро-аккадской цивилизации. Среди правителей Вавилонского царства из аморейской династии самым известным представителем был царь Хаммурапи-законодатель. Старейшим аморейским городом был Угарит 383 , создавший свою уникальную богатую материальную и духовную культуру. Первые поселения начали возникать на этой территории ещё в эпоху неолита. В середине II тыс. до н. э. наступает расцвет Угаритской цивилизации, что произошло во многом благодаря выгодному географическому положению города, находившемуся на перекрёстке торговых путей. Несмотря на экономическую силу и торговое могущество 384 , город, как и большинство городов Ханаана, никогда не был независимым. Одно время он находился в вассальной зависимости от Египта, являясь стратегической северной крепостью на границе с Хеттским царством, а затем вошёл в состав Хеттской империи, которой исправно платил дань и которую обеспечивал военными кораблями и армией. Под натиском «народов моря», сокрушивших могущественную Хеттскую державу, Угарит был полностью разрушен в 1180–1175 гг. до н. э., то есть в конце II тыс. до н. э., но оставил после себя немало интересных письменных памятников, в том числе и религиозно-мифологического характера, проливающих свет на религиозные представления народов Северного Ханаана. Впоследствии город в результате землетрясений опустился под воду, что позволило сохраниться многим памятникам истории и культуры, в том числе библиотеке из глиняных табличек.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Древность и средние века. Самые ранние следы обитания человека на полуострове относятся к 4000 г. до Р. Х. Приблизительно в это время в Вост. Аравии сложились неолитические сообщества скотоводов и рыболовов, связанные с южномесопотамской Эль-Обейдской (Убейдской) культурой (VI-IV тыс. до Р. Х.). В К., как и во множестве поселений Персидского зал., обнаружена убейдская керамика, попадавшая в Аравию морским путем, возможно, в обмен на жемчуг. В III тыс. до Р. Х. все прибрежные районы Персидского зал. были вовлечены в единую торговую сеть, протянувшуюся от Месопотамии до Индии. На побережье Аравийского п-ова было найдено большое количество артефактов: импортной керамики, скульптуры, печатей, изделий из лазурита. Бахрейн и прилегающие районы Аравии совр. ученые отождествляют со страной Дильмун, известной из шумеро-аккадских источников как важный торговый партнер Месопотамии, центр транзитной торговли древесиной и медью. После угасания культуры Дильмун ок. сер. II тыс. до Р. Х. следы человеческого присутствия в Вост. Аравии исчезают почти на тысячу лет. В IV в. до Р. Х. в Эль-Хасе, в 90 км от побережья, складывается город-государство Герры (существовал до III в. по Р. Х.), крупный экономический и культурный центр, к к-рому тяготели селения прибрежных районов и ближайших островов. В эти века в Вост. Аравии расселяются араб. племена. В период существования Сасанидской державы (сер. III - сер. VII в.) арав. берег Персидского зал. входил в сферу влияния Сасанидов и вассального им араб. царства Лахмидов. Несториане-сирийцы из Месопотамии, активные участники торговли в Индийском океане, селились на побережье и предположительно контролировали сбыт местного жемчуга. Эти миграции могли быть вызваны неоднократно возникавшими в IV в. гонениями на христиан в Сасанидском гос-ве. К V в. на территории от Кувейта до Омана существовало неск. христ. общин с храмами и мон-рями. Как считается, большинство местных христиан были араб. происхождения, хотя среди монашествующих, возможно, встречались сирийцы и персы. К. наряду с Кувейтом и Эль-Хасой входил в епархию Бет-Катрайе, подчиненную митрополии Рев-Ардашира на иран. берегу Персидского зал. Епископы Бет-Катрайе упоминаются в актах Соборов Церкви Востока между 410 и 676 гг. Данные письменных источников о несторианском присутствии в гос-вах Персидского зал. подтверждаются раскопками кон. XX - нач. XXI в., обнаружившими ряд христ. памятников в Кувейте, ОАЭ и Саудовской Аравии. Два объекта на территории К. идентифицируются как развалины церквей, однако их детального археологического исследования еще не проводилось.

http://pravenc.ru/text/1681365.html

Это, что касается исторического анализа библейской традиции. С не меньшим успехом и блеском развивается, и особенно в последние годы, структурный анализ ментальности древнего Ближнего Востока. После обретения в XX в. памятников шумерской, вавилонской, ассирийской, египетской, а также и фрагментов финикийской, хеттской, хурритской литератур, мы получили возможность взглянуть на все целое ветхозаветной литературы как на один из поздних отпрысков уходящей в IV тысячелетие до н. э. традиции 17 . Когда стало возможно познакомиться с текстами, которые читала интеллигенция Ура Халдейского в дни, когда из него исходил простец Авраам, случилось то, что совершенно справедливо было названо археологической революцией. Из всего множества происшедших здесь открытий, для нас – в связи с нашей работой – имеют значение лишь несколько моментов. 1. Стало предельно ясно, что так называемая религия личного Бога, которой, как некой дедовской вотчиной, гордились богословы едва ли не всех религий Книги, возникла отнюдь не в Иудее и не в первом тысячелетии до н. э., но в Вавилоне второго тысячелетия до н. э 18 . 2. Было на многих примерах показано, что процесс теогенеза, как он протекал в ближневосточном сознании, всегда и всюду предполагал отождествление некоего «ушедшего на покой» Творца мира с неким новым родовым богом – Господом. Если операция удавалась, являлся новый «личный бог», новый «господь бог», и, как правило, – волна «героического энтузиазма», что нередко вело к немалому кровопролитию и даже изменению политической карты мира. Таким образом, знакомая нам ранее только по истории библейской литературы персоналистическая теогония (слияние Яхве и Элохима) предстала для нас как процесс естественный, повторявшийся на Ближнем Востоке с самого момента его оформления как ментальной целостности и индивидуальности. 3. Наконец, было по достоинству оценено значение имен для ближневосточного созна- ния. Если до прочтения открытого лишь в XX в. шумеро-вавилонского корпуса текстов творение «словом» казалось библейским ноу-хау, то теперь мы можем проследить этот мотив до древнейшей из мировых цивилизаций – шумерской 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

По месопотамским поверьям, мертвые должны пересечь пустыню, горы и реку, а затем спуститься через семь врат преисподней. Хотя в месопотамской литературе она изображается как место, где царит непроницаемая тьма, а ее обитатели облачены в птичьи перья и едят прах, существовали и другие, не столь мрачные описания преисподней. Обитатели мира теней, как думали, существуют за счет приношений живых. В то время, когда на земле живых была ночь, солнечный бог проходил через преисподнюю, и ее обитатели могли радоваться свету. Владыкам подземного мира – Нергалу и Эрешкигаль – помогали особые боги-посредники, Ануннаки. Несмотря на такую удручающую и мрачную картину, все стремились пройти через эти врата, ибо, в противном случае, оставался только один путь: стать блуждающим духом, который не имеет доступа к погребальным приношениям. 14:12. «Денница». Древнееврейское слово held, переведенное как «денница» («утренняя звезда»), больше нигде в Ветхом Завете не встречается. Многие комментаторы, как древние, так и современные, считают, что это относится к Венере, утренней звезде. Именно такое толкование положено в основу греческого перевода этого понятия в Септуагинте и латинского в Вульгате – luciferos («несущая свет», т. е. Венера). Большинство современных комментаторов считают, что Исайя, описывая крах высокомерного вавилонского царя, использует какой-то известный мифологический сюжет, однако среди дошедших до нас произведений древней литературы ничего похожего на описание восстания «денницы» не обнаружено. 14:12. Сын зари. Заря (shahar) в Ветхом Завете часто персонифицируется, а в финикийских и угаритских надписях выступает как божество. 14:13. Восстание на небе в мифологии древнего Ближнего Востока. Некоторые исследователи усматривают сходство между историей Денницы (Helel) и угаритским мифом об Астаре. В отсутствие Ваала Астар попытался захватить его престол (стать правителем вместо него), но обнаружил, что не справился с этой задачей, и занял свое место в преисподней. Хотя имя Астар, возможно, родственно древнееврейскому имени Helel, этот бог не был сыном зари (shahar) (в отличие от Денницы) и не был сброшен с неба за попытку занять престол Ваала. Да и саму эту попытку трудно назвать восстанием. И все же тема восстания против богов, несомненно, разрабатывалась. Ближайшим примером является «Миф об Анзу», рассказывающий об огромном орле с головой льва, который, задумав стать могущественнее всех богов, крадет у верховного бога Энлиля таблицы судеб. Он делает ряд заявлений, весьма напоминающих горделивые заявления царей при восшествии на престол: «Возьму-ка Таблицы судеб я! Соберу всех богов предсказанья! Трон завершу, стану владыкою „мер». Всеми Игигами править буду!» ( Игиги – семь главных богов шумеро-аккадского пантеона.) Высокомерие и бахвальство были типичными чертами антагонистов в повествованиях такого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вавилоняне имели четкое представление о капитале, выработанное еще шумерийцами в III тысячелетии до н.э. Они называли его “головой” (по-шумерски — sag-du, по-вавилонски — qaqqa-du). Наше слово “капитал” происходит от латинского caput, что тоже значит “голова”. Таким образом, термин “капитал” имеет шумеро-вавилонское происхождение. Капиталом шумерийцы и вавилоняне называли сумму, даваемую взаймы или помещаемую в деловую операцию и приносящую прибыль, ибо им отлично было известно главное свойство капитала − приносить прибыль». Банковское дело зародилось в Вавилонии не вдруг. Для этого потребовалось много веков «капиталистических» отношений даже между близкими людьми. Похоже на слово в Вавилоне не верили. «Каждая сделка, будь она самой незначительной и с кем бы она ни заключалась − с близким соседом, родственником, братом, женой, мужем, сыном, дочерью, отцом, − фиксировалась письменно. Когда дело доходило до денег, голос крови, дружбы, любви и привязанности у вавилонян замолкал. Поэтому вавилонское общество производило отталкивающее впечатление на многих иноземцев, которые близко соприкасались с ним. Не случайно в Библии Вавилон стал синонимом неуемной корысти и безсердечия». (Продолжение следует) Крыленко А.К. Денежная держава – тайные механизмы истории. – М., 2002. Из таких трудов укажем напр.: Рамсей А. Безымянная война. – М., 1999; Нарочницкая Н.А. Россия и русские в мировой истории. – М., 2005; Стариков Н.В. Национализация рубля – путь к свободе России. – СПб., 2011; Катасонов В.Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». – М., 2013. Кеннеди Маргрит. Деньги без процентов и инфляции. Перевод Лилии Кальмер. – Lilalex, Швеция, 1993. Есть в инете. Анохов И.В. Роль ростовщичества в экономике.//Известия Иркутской Государственной Экономической Академии (Байкальский Государственный Университет экономики и права). Электронный научный журнал. 2010. 6. Навуходоносор, точнее Навуходоносор II, халдейский царь Вавилонии в 605-562 до Р.Х.; известен как величайший правитель Нововавилонской империи.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/25/...

Несмотря на единогласное мнение древних, некоторые из позднейших исследователей предлагали мнения другие. Так, св. Филарет Московский объяснял почему-то: «Гихон – «Гигон», иначе – «Аму», река, впадающая в Аральское море; Куш – древний «Каф», которого место заступил «Балк», город с областью в Бухарии, при Гигоне» 214 . Итак, по св. Филарету, речь идет о реке Аму-Дарье и Среднеазиатской земле. Мнение маловероятное. Другое мнение основано на том факте, что Нимрод, сын Хуша, захватил власть в Месопотамии. Кушиты становятся преобладающим племенем после вавилонского столпотворения в шумеро-аккадской народности Месопотамии (библейской долины Сеннаар). В клинописных текстах они именуются «кассу». Если Кассу – то же, что Куш, то и Гихон может быть отождествлен с Вавилонским каналом Гухану. Так думали уже упомянутые библейские комментаторы Делич, Якимов, Лопухин. Третья река Имя третьей реки Хиддекель (Тигр); она протекает пред Ассириею. (Хиддекель), LXX переводит Τγρις (Тигрис) – название известной реки Тигр. Она, река Тигр, протекает пред Ассирией, или, точнее, Хиддекель (Тигр): он, идущий перед Ашуром. Под Ашуром (Ассуром) лучше всего понимать город на восточном берегу Тигра, давший наименование и всей стране Ассирии. И древние отцы, и современные комментаторы однозначно понимают здесь восточную реку Месопотамии – Тигр. Что означало в древности само слово «Хиддекель» не вполне ясно. Иосиф Флавий, например, объясняет таким образом: «Тигр же (назван) – Тиглатом, чем определяется нечто узкозаостренное». В современном еврейском языке «Хиддекель» употребляется в смысле наименования реки Тигр. Четвертая река Четвертая река Евфрат. (Прат) или Ευφρτης (Евфрат) у LXX – безусловно, известная река Месопотамии – Евфрат. По общеизвестности этой реки, Моисей ее никак и не определяет. Наименование «Прат» Берман производит от слова «пара», что значит «плодиться», «давать урожай». Иначе – ассирийское «Пурату» означает «большая река». В Библии Евфрат, действительно, иногда называется просто «рекой», считается понятным, что «река» – это Евфрат. Ближе к Берману объясняет наименование Евфрата Иосиф Флавий: «Евфрат назван Фором, что означает »распространение» или «цветок» 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

6. Египет. Среднее царство (ок. 2000-1700 гг. до Р.Х.). На рубеже III и II тысячелетий (незадолго до эпохи Авраама) фараоны сумели вновь объединить Египет и начали успешные кампании в соседних странах: Эфиопии и Палестине. Этот период называется Средним Царством. Государственным богом считался Амон фиванский, которого отождествили с Ра. Литература Египта достигает расцвета. Создаются гимны, трактаты, сказки, поэмы, назидательные притчи, автобиографии. Египетское искусство, не порывая с канонами, начинает приближаться к реализму. К концу Среднего царства Египет вступает в полосу междоусобной борьбы и восстаний. В 1700 году в Дельту вторгаются завоеватели-семиты. Позднейшие греческие летописи называют их гиксосами . Они имели боевые колесницы и лошадей, которых египтяне еще не знали. Египет покорен и более ста лет управляется этими азиатскими фараонами из их столицы в Дельте Авариса (по-видимому, именно при гиксосах Иосиф и его соплеменники переселились в Египет). 7. Старовавилонское царство. Около 2000 года до Р.Х. (незадолго до Авраама) в Двуречье вторглись семиты- аморреи . Они основали два государства — Вавилонию и При царе (XVIII в.) почти вся Месопотамия подчинилась ему. Столицей стал новый город Вавилон. Хаммурапи создал свод законов , которые обобщили древнее право Востока. В эпоху этого царя и его преемников наступает расцвет Старовавилонского царства. Его культура растет на почве шумеро-аккадской. Высокого уровня достигает техника, медицина, астрономия и математика. К этой эпохе относится знаменитое «Халдейское Бытие» — поэма о сотворении мира «Энума элиш». Она повествует, как бог весеннего солнца и покровитель Вавилона одолел породивших его космических чудовищ и (соленые и пресные воды), как из тела Тиамат он создал небо и землю, построил жилища богам и сотворил из глины людей, чтобы они служили Мардуку и его собратьям. Старовавилонские мудрецы переработали шумерский эпос о царе, искавшем и не нашедшем бессмертия («Об увидевшем все»). Поэма включает в себя описание потопа , предания о котором были у шумерийцев. В 1530 году Вавилон подвергся нападению хеттов (см. # 9), а затем горцев касситов, и империя распалась.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010