По материалам А. мн. факты и реалии, уже известные по Свящ. Писанию, могут быть прояснены, уточнены, дополнены или подтверждены и вписаны в более широкий исторический контекст. Напр., в 4-й Книге Царств (18. 17) говорится: «И послал царь Ассирийский Тартана и Рабсариса и Рабсака из Лахиса к царю Езекии с большим войском в Иерусалим». Из ассир. текстов стало известно, что слова, к-рые принимали за имена ассир. военачальников,- это названия высших должностей при ассир. дворе: «тартану» или «туртанну» означает (верховный) «полководец», «Рабсариса» (раб ша реши) - «старший над (придворными) евнухами», «Рабсака» (раб шакэ) - «главный виночерпий». Сведения Книги Есфирь о преследовании Ксерксом евреев в начале его правления получают подтверждение и исторический контекст после расшифровки надписей Ксеркса, позволяющих составить представление о репрессиях, к-рые тот обрушил на различные храмы и культы покоренных народов именно в начале своего царствования (см. Артаксеркс ). По кн. Бытия (4-5), важнейшую роль в начальных звеньях древнеевр. генеалогии играет Шет (см. Сиф ); по данным А. ряд ученых предположили, что речь идет о легендарном предке исторических племен сутиев-аморреев (западносемит. народов II тыс. до Р. Х.) и о выделении древнеевр. племен из аморейской среды. Племя Вениамин они возводят к известному по клинописным памятникам племенному союзу месопотамских аморреев Биниямина. ВЗ систематически употребляет слово «аморреи» как название доевр. этноса, доминирующего в Заиорданье и проникающего в Св. землю; А. показывает, что это слово могло употребляться в подобном смысле только населением Месопотамии во II тыс. до Р. Х. и их потомками и тем самым подтверждает предание о выселении древних евреев в Ханаан из Месопотамии в ту эпоху. Данные А. дают сравнительный материал для исследования основных концепций и сюжетов Свящ. Писания (шумеро-аккад. миф о потопе, документы о деятельности «пророков» и пророчествах в Месопотамии; аморрейские племенные генеалогии, упоминающие Адама , Сифа и, возможно, Ноя и др.). В этой научной области, на стыке А. и библеистики, разворачивается особенно ожесточенная полемика между школами - от сугубо традиционалистских взглядов Б. Кауфмана и его последователей до «панвавилонистской» и во многом повторяющей ее совр. гиперкритической концепции (согласно к-рой большинство ветхозаветных данных, имеющих аналогии в клинописных материалах, были прямо заимствованы оттуда, причем очень поздно, в VII-IV вв. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/76690.html

Бехистунская надпись царя Дария. VI в. до Р. Х. (пров. Керманшах) Закрепив за собой бывш. мидийские владения на западе Иранского нагорья, Кир захватил Парфию и Гирканию. Из войска выделились конница и пешее ополчение свободных общинников (древнеперсид. «кара» означало как «войско», так и «народ»). В 547/6 г. до Р. Х. персы покорили лидийцев, затем ионийские города М. Азии и утвердились на побережье Эгейского м. Между 545 и 539 гг. до Р. Х. они подчинили Саттагидию, Дрангиану, Маргиану, Согдиану (Согд), Гедросию, Арахосию и Гандару. Когда границы державы Кира Великого расширились до верхнего течения Инда и берегов Сырдарьи, царь в 539 г. до Р. Х., после длительной подготовки, захватил Вавилон, где, продолжая шумеро-аккад. традиции, принял титул «царь мира». Персам покорились и все прямо или косвенно зависевшие от Вавилонии земли Вост. Средиземноморья. Сын Кира Великого, Камбиз II (Камбуджиа), который взошел на престол в 530 г. до Р. Х., после гибели отца в походе против массагетов, в 525 г. до Р. Х. направил войска на Египет, взял Мемфис и короновался как фараон. В 522 г. до Р. Х. Камбиз, получив весть о появлении самозванца, к-рый выдавал себя за убитого им брата Бардию, двинулся в обратный путь, но по дороге умер при невыясненных обстоятельствах. Власть сначала в Мидии, а затем в Персиде захватил маг Гаумата, к-рый короновался в Пасаргадах. В сент. против него выступили старейшины 7 знатнейших персид. родов, среди к-рых вскоре первенствующее положение занял Дарий (Дараявануш) - представитель младшей ветви Ахеменидов, организовавший убийство Гауматы и занявший престол. Почти все иран. области (помимо Элама), Мидия, Саттагидия, Маргиана и даже Персида, отреагировали на переворот Дария восстаниями во главе с самозванцами. Немного больше года потребовалось Дарию, чтобы восстановить империю Кира и Камбиза в прежних границах. Активной была и внешняя политика Дария. В 517-516 гг. до Р. Х. он покорил Сев.-Зап. Индию, Эгейские о-ва, фракийцев, эллинские полисы сев. побережья Эгеиды и Юж. Причерноморья и Македонию, а в 514-513 гг. до Р. Х. предпринял неудачный поход за Дунай против «заморских скифов». В этой ситуации назрело противостояние персов с городами-гос-вами Ионии и Ср. Греции.

http://pravenc.ru/text/673877.html

Вскоре начался процесс разложения Шумеро–Аккадского царства. На юге от него отделяется область Ларса (библейский Элласар), вскоре подпадающая под власть эламитов, восточных соседей Аккада, а на северо-западе ведут борьбу за обладание страной аморрейские отряды. Вождь аморреев по имени Сумуабум в 1894 году до РХ покоряет Аккад и основывает здесь первую вавилонскую династию: аморреям удалось, таким образом, проникнуть в самую глубь страны. Решающую роль в политической жизни Вавилонии играли в эту эпоху выше упомянутые эламиты, и им удалось даже временно добиться господства над всей страной, до ее западных окраин. Вплоть до эпохи Хаммурапи эламиты остаются господами страны: им подчинено не только население Шумера и Аккада, не только аморреи, населяющие область Тигра и Евфрата, но их власть распространяется, быть может, даже на самую Палестину, куда они, по библейским данным, предпринимают победоносный поход. 18 Но вскоре на смену эламитам пришла аморрейская династия, утвердившаяся в Вавилоне и достигшая своего расцвета несколько позже, в эпоху Хаммурапи (1792–1750). В его царствование влияние аморреев приобретает господствующий характер как в области Тигра и Евфрата, так и далеко за ее пределами. На тридцать первом году своего царствования Хаммурапи кладет прочное основание господству Вавилона: он отправляется в поход против царя Ларсы завоевывает его страну и «привозит их добычу в Вавилон», который становится столицей, а местный бог Мардук – верховным богом всей страны. В состав владений Хаммурапи входила, несомненно, и Месопотамия. Он даже ассирийских князей считал своими вассалами, а Ассирию – частью своего государства; это, конечно, не мешало ассирийцам иметь, в свою очередь, собственных вассалов. Весьма возможно, что Хаммурапи подчинил своей власти и Сирию, которая незадолго до того принадлежала эламитам, а в более отдаленные времена царям Аккада. Хаммурапи, в отличие от прежних завоевателей, эламитов, был аморрейского происхождения, а центром аморрейского населения была страна, окружающая Ливан. Если принять во внимание эти два обстоятельстве, легко можно будет представить себе, какое огромное влияние мог оказать Хаммурапи на населенную аморреями Сирию, даже в том случае, если ему и не удалось проникнуть в глубь страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

Царь Тиглатпаласар. Рельеф стелы из дворца в Нимруде. Ок. 728 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Царь Тиглатпаласар. Рельеф стелы из дворца в Нимруде. Ок. 728 г. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) В сер. VIII в. до Р. Х. укрепившиеся на юге Вавилонии халд. племена попытались захватить вавилонский трон. Опасаясь такого развития событий, ассир. царь Тиглатпаласар III (744-727 гг. до Р. Х.) ввел войска в Вавилонию и короновался в Вавилоне, провозгласив себя его царем. Т. о., Ассирия и Вавилония образовали единое гос-во под властью ассир. царя, просуществовавшее до 627 г. до Р. Х. Население Вавилонии в тот период состояло из ряда этнических групп, к-рые, преследуя каждая свои политические цели и интересы, конфликтовали друг с другом. Наиболее значительными были 4 группы: собственно вавилоняне, арамеи, эламиты и халдеи. В 626 г. до Р. Х. вавилонские войска под командованием халдея Набопаласара захватили Вавилон, ассир. армия была разбита. Воодушевленные своей победой вавилоняне провозгласили Набопаласара царем, ставшим основателем новой династии. В 614 г. до Р. Х. он заключил союз с мидийским царем Киаксаром, воины к-рого разрушили ассир. столицы. После того как верхушка ассирийцев была истреблена, остальное население смешалось с месопотам. арамеями. Шумеро-аккад. мир поглотила Нововавилонская держава, пределы к-рой расширил преемник Набопаласара Навуходоносор II. За его смертью последовал ряд переворотов, и в 556 г. до Р. Х. престол захватил Набонид (556-539 гг. до Р. Х.). Цилиндр с воззванием царя Кира «к вавилонянам». Ок. 539–530 гг. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) Цилиндр с воззванием царя Кира «к вавилонянам». Ок. 539–530 гг. до Р. Х. (Британский музей, Лондон) В 539 г. до Р. Х. Вавилон был взят армией персид. царя Кира II Великого . Кир способствовал сохранению местной культуры и избегал вмешиваться во внутренние дела Вавилонии, пока ее население сохраняло лояльность к персам. Такой же политики он придерживался и в отношении др. завоеванных территорий, в т. ч. Палестины.

http://pravenc.ru/text/673821.html

В целом, несмотря на различное понимание природы З. в., св. отцы при истолковании ее явления сходились в том, что это событие чудесным образом подчеркивало важность Рождества Христова для всего человеческого рода. Астрологические основания. Интерпретация волхвами явления звезды опиралась на определенные символические основания, выявить к-рые позволяет обращение к древневост. астрологической традиции. «Царской планетой» в шумеро-вавилонской и эллинистической астрологии был Юпитер (шумер. Мульбаббар; аккад. Мардук; греч. Зевс). Эта яркая планета, «по умолчанию» считавшаяся звездой (ср. позднее вавилонское название Юпитера - Каккабу, собственно «звезда»), была знаком верховного бога вавилонского (а впосл. и греко-римского) пантеона, занимая 1-е место в иерархии «блуждающих звезд». Положение Юпитера на небе имело первостепенную важность и занимало первые строчки календарных таблиц; его конкретное астрологическое значение зависело от того, в каком знаке зодиака он находился и какие планеты его окружали. Сатурн (шумер. Генна; аккад. Ниниб; греч. Кронос) стоял в планетной иерархии на 4-м месте. Но для древних евреев эта планета имела особое значение. Прор. Амос, обличая идолопоклонников, упрекал их: «Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана...» (Ам 5. 26; ср.: Деян 7. 43). Здесь Ремфан (LXX Ραιφαν, Ρεμφν; в евр. тексте   (  ), ср. араб.  ) означает именно «Сатурн». Как космический представитель Сирии и Палестины Сатурн рассматривается в астрологическом тексте из Борсиппы ( Феррари д " Оккьеппо. 2006. С. 55-56). С Кроносом-Сатурном в древнегреч. мифах ассоциируется и упоминаемый Амосом финик. бог Молох. Легенды о связи иудеев с Сатурном, считавшимся планетой субботы (ср. англ. Saturday), бытовали и среди римлян ( Tac. Hist. V 4). В зодиакальном круге прямое отношение к Палестине имел знак Рыб. В поздневавилонское время Рыбы (аккад. Зиб) соотносились со странами Плодородного Полумесяца: вост. часть созвездия - с Месопотамией, центральная часть - с Сирией и Палестиной, а западная - с Н. Египтом. Средневек. астрологические тексты относят знак Рыб ко всей евр. диаспоре.

http://pravenc.ru/text/182735.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла [от греч. πστολος - посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви. Двенадцать А. избраны, чтобы пребывать со Христом, проповедовать и свидетельствовать об исполнении во Христе древних пророчеств (Мк 3. 14; Лк 24. 46-48). Причем если во время земной жизни Господа им запрещается идти к язычникам (Мф 10. 5), а их проповедь ограничивается «погибшими овцами дома Израилева» (Мф 10. 6), то после Воскресения эта задача коренным образом меняется: апостольское провозвестие должно охватить весь мир (Мф 28. 18; Лк 24. 47). А. должны быть вестниками того, что с пришествием Христа началась окончательная победа Бога над  сатаной  (Лк 10. 18). Им поручено делом (Мф 10. 8) свидетельствовать, что «враг мира сего изгнан будет вон» (Ин 12. 31). Данной им силой (Мк 6. 7) А. изгоняют бесов и исцеляют больных (Мк 6. 13), им не может повредить никакое зло (Мк 16. 18). Господь дает А. власть провозглашать мир либо суд (Мф 10. 12-13; Лк 10. 5-6), прощать либо удерживать грехи (Ин 20. 23). БЕССМЕРТИЕ 1. Свойство Божественной природы, неподвластной смерти (см. ст. Свойства Божии ). 2. Состояние, в к-ром, согласно религ. верованиям, пребывают духовно-разумные существа, преодолевшие свою зависимость от смерти. 3. Во внерелиг. понимании посмертная слава, к-рую стяжали себе среди людей совершившие подвиг жертвенного служения. Идея Б. в язычестве Страх смерти и соответственно чаяние и предвосхищение Б., попытки наглядно представить его осуществление - одна из устойчивых тенденций человеческого существования, свойственная различным культурам и религиям. Обостряющееся по мере роста личностного самосознания стремление к Б., тоска по нему, забота о его достижении запечатлены уже в памятниках письменности Др. Египта - Текстах пирамид (2700-2400 гг. до Р. Х.), Книге мертвых (ок. XVI в. до Р. Х.), шумеро-аккад. эпических песнях о Гильгамеше и др.; соответственно развивались представления о Стране мертвых, загробном царстве. Подобные представления отчетливо выражены и в древнегреч. мифологии (ср. повествования об аиде, его свойствах и строении в кн. XI «Одиссеи» Гомера, кн. XI «Энеиды» Вергилия и др.). Переходя от мифа к логосу, Платон и его последователи разработали философскую доктрину Б. души как идеального «безвидного» неразложимого начала в человеческом существе, причастного Божественному совершенству и резко отличающегося по своей природе от «плотного, тяжелого, землеобразного» смертного тела (Phaedo. 81c), к к-рому душа прилепляется в своем земном бытии; потому-то истинно «философские занятия», по Платону, и состоят «в освобождении и отделении души от тела» (Phaedo. 67d) - именно ради восстановления бессмертной сущности души. Представление о Б. в ВЗ

http://pravenc.ru/selected.html

Большинство неписьменных древневост. источников, на к-рых исследователи усматривают символику Д. ж., можно разделить на 2 группы ( Wallace. 1997). К 1-й относятся изображения дерева с божественной антропоморфной фигурой или с к.-л. мифическими существами, над деревом иногда помещался крылатый диск. В нек-рых случаях эти сцены можно соотнести с определенными эпизодами древних мифов. Ко 2-й группе принадлежат изображения 2 животных (либо мифических, либо домашних, напр. коз) по сторонам от древа, к-рое находится в центре и символизирует божество, хотя во мн. случаях это может быть оспорено (Ibidem). В письменных ближневост. источниках Д. ж. явно не упоминается, хотя особые растения, пища или вода нередко описываются как дающие дар бессмертия или вечную молодость. Так, герой эпоса о Гильгамеше ищет растение, к-рое дарует вечную молодость. В вавилонском мифе об Адапе бог Ану предлагает герою «пищу жизни» и «воду жизни», но по совету бога Эа он отвергает их, считая скорее пищей смерти и водой смерти (см. ст. Шумеро-аккадская религия ). Священные деревья упоминаются в текстах аккад. заклинаний: деревья  , растущие в особом месте в Эриду, обладают особой целительной силой (Ibidem). В межзаветной лит-ре о Д. ж. обычно говорится в связи с учением о наступлении Царства Божия. В 1-й кн. Еноха упоминается благоуханное дерево, от к-рого будут вкушать после Великого суда праведные и смиренные, «от его плода будет дана жизнь избранным» (1 Енох 25), и «дерево мудрости», к-рое отождествляется с библейским деревом познания добра и зла (1 Енох 32). В «Завете Левия» предрекается, что меч, препятствовавший Адаму войти в рай, будет удален и святые вкусят от Д. ж. (Test. XII Patr. III 10-11). В 3-й кн. Ездры есть замечания об особых свойствах деревьев рая после того, как последний будет явлен (3 Езд. 7. 123-124; 8. 52). Толкование образа «Древо жизни» в святоотеческий период. Вкушение от Д. ж. первых людей рассматривалось церковными авторами как символ бессмертия, от к-рого люди отказались, нарушив Божественную заповедь. Согласно прп. Иоанну Дамаскину, Д. ж. «было древом, имевшим силу, подававшую жизнь, или годным для еды только тем, которые были достойны жизни и не подлежали смерти» ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 11). Человек вкушал от Д. ж., душа же его наслаждалась созерцанием Божества, а «сладость божественного общения сообщает удостоившимся его жизнь, не прерываемую смертию» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/180448.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религии Древнего мира. Месопотамия ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х. ИШТАР [аккад.; шумер. Инанна; древнеевр. Ашторет; в греч. передаче Астарта], древнесемит. богиня плодородия, плотской любви и войны МАРДУК [аккад. «телец солнца (бога солнца)»/«телец бури (грозы)»], в шумеро-аккад. мифологии главный бог вавилонского пантеона МЕСОПОТАМИИ РЕЛИГИЯ мифологические представления и верования народов, населявших долин рек Тигр и Евфрат (греч. Месопотамия - Двуречье/Междуречье),- шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев с сер. IV тыс. по 539 г. до Р. Х.

http://pravenc.ru/rubrics/122526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религии Древнего мира ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ РЕЛИГИЯ собирательное понятие для обозначения дохрист. культов герм. племен (истевонов, герминонов, ингевонов, готов, лангобардов, кимвров и др.), а также народов Скандинавии ДЭВА наименование одного из 2 противоборствующих кланов божеств в мифологиях древних индийцев и древних иранцев ЗЕВС в Древней Греции религии и мифологии верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов ЗУРВАНИЗМ совокупность древнеиран. религиозно-философских концепций, в основе к-рых лежит представление о главенстве бога времени и судьбы Зурвана ИШТАР [аккад.; шумер. Инанна; древнеевр. Ашторет; в греч. передаче Астарта], древнесемит. богиня плодородия, плотской любви и войны КЕЦАЛЬКОАТЛЬ [майя-Кукулькан; в эпосе «Пополь Вух» - Кукумац], в мифологии доколумбовой Мезоамерики бог ветра, неба, творец и создатель человека; олицетворение планеты Венера КИБЕЛА фригийская богиня - прародительница всего сущего, олицетворение матери-природы, богиня плодородия; объект мистериального культа МАРДУК [аккад. «телец солнца (бога солнца)»/«телец бури (грозы)»], в шумеро-аккад. мифологии главный бог вавилонского пантеона МАРС древнейшее божество в мифологии италийских племен, изначально бог плодородия и войны, впосл. исключительно бог войны

http://pravenc.ru/rubrics/122524_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВДАТ [Эбода], город-крепость в пустыне Негев (Палестина), на караванном пути из Петры в Газу. Известен с III в. до Р. Х.; в кон. I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. один из центров правления царей набатейского дома (название города происходит от имени погребенного здесь царя Ободы, 30-9 гг. до Р. Х.). Наивысший расцвет А. пережил в визант. эпоху. Его хорошо сохранившиеся остатки раскапывают с XIX в., особенно успешно с 20-х гг. ХХ в. Кроме укреплений, форума и городских кварталов изучено кладбище (многочисленные надгробия с греч. эпитафиями VI-VII вв.) и 2 трехнефные христ. базилики. Хорошо сохранился полукруглый баптистерий Северной ц. с крестообразным бассейном и вырубленной в камне емкостью для масла. Лит. : Negev A. Eboda//EaeHL. Vol. 1. С. 345-355; Canby C. , Kocybala A. A Guide to the Archaeological Sites of Israel, Egypt and North Africa. N. Y.; Oxf.; Sydney, 1990. P. 19-20. Л. А. Беляев Рубрики: Ключевые слова: АССИРИОЛОГИЯ комплексная гуманитарная дисциплина, изучающая историю, языки и культуру древнемесопотамской (шумеро-аккад.) цивилизации, существовавшей с кон. IV тыс. до Р. Х. по IV в. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/62652.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010