Когда Иаков упокоился на камне, тогда увидел отверстое небо и ангелов. Тогда он воздвиг и помазал этот камень. Здесь мы с вами встретили еще один мессианский образ – камень. В Священном Писании Ветхого Завета человек нигде не уподобляется камню, но только Бог (см. Ис. 8:14; 28:16 ; Пс. 117:22 ). 4.4. Пребывание у Лавана и возвращение Добравшись до Харрана, Иаков поселяется у своего дяди Лавана, который выдает за него замуж двух своих дочерей, за каждую из которых он отработал 7 лет. Эта история хорошо известна, поэтому я не буду на ней подробно останавливаться. У Иакова родилась дочь и 12 сыновей, которые стали впоследствии родоначальниками двенадцати колен (то есть родов), составлявших израильский народ. По повелению Божию Иаков со всей семьей тайно покидает Лавана и направляется обратно в Палестину. Здесь обычно вызывает недоумение следующее событие. Во время бегства Рахиль забирает у отца терафимов – домашних идолов ( Быт. 31:19 ). Их исчезновение очень беспокоит Лавана и его сыновей. Идет ли здесь речь об идолопоклонстве? Нет. Дело в том, что по обычаю того времени обладание терафимами означало переход права на наследство. Если вспомнить слова Лии и Рахили: «посему всё богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших» ( Быт. 31:16 ), то этот поступок становится понятным. Чтобы эти божки не стали предметом почитания, по приходе в Палестину Иаков их закопал. Заметим себе, что при всех несправедливостях, которые пришлось претерпеть Иакову, он покидает тестя не раньше, чем Бог повелевает ему сделать это. Послушание воле Божией есть общая черта патриархов. Об Аврааме в этой связи уже было сказано много. Исаак не пошел в Египет из послушания Богу. Иаков возвращается в Палестину, несмотря на страх перед Исавом. Эта история имеет и свой духовный смысл. Примеры его раскрытия мы находим в 4-й песне Великого канона преподобного Андрея Критского : «Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении, Лию убо деяние, яко многочадную, Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов ни деяние, ни зрение, душе, исправится». Слабая глазами Лия изображает путь трудов и скорбей, который необходимо пройти прежде радости духовного созерцания, изображаемого Рахилью. «Дванадесяте патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени, яко восхождения, премудренно подложив». Каждый из сыновей символически изображает одну из добродетелей в порядке их прохождения. 4.5. Поединок в Пенуэле

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Многие так делают, потому и попали под подозрение. Да ведь они это все по невежеству, из страха перед нечистью. В старину этой нечисти лучше жилось. У нее были свои леса, свои просторные лесные хаты, верховые кони, да и десятину брали божки. А нынче леса повырублены, есть нечего, по городам в колокола звонят, вот вся нечисть и зарылась в самых дремучих борах да и воет там с тоски. Пойдет литвин в лес, так его там то один, то другой божок за полу кожуха дергает: «Дай!», говорит. Некоторые дают; но есть и такие смельчаки, что не только не хотят давать, но еще и ловят их. Один насыпал в воловий пузырь пареного гороху, так туда тотчас тринадцать божков и залезло. А он заткнул их рябиновым колышком да и понес в Вильно продавать францисканцам; ну, те охотно дали ему двадцать скойцев, лишь бы расточить врагов имени Христова. Я сам этот пузырь видал, еще издали от него шел богомерзкий дух – это все бесстыдная нечисть со страху перед святой водой… – А кто посчитал, что их там тринадцать было? – живо спросил купец Гамрот. – Литвин считал: он видел, как они лезли. Да по одному духу можно было узнать, что они там сидят, ну а колышек никому вынимать не хотелось. – Экое диво какое! – воскликнул один из шляхтичей. – Да, всякого дива я там насмотрелся. Народ хороший, ничего не скажешь, но только все у них особенное. Лохматые все, разве только какой-нибудь князь у них волосы чешет; едят печеную репу, почитают ее за самое лучшее кушанье, от нее будто храбрости прибавляется. В лесных хатах живут со скотиной вместе да с ужами; в питье и в еде никакой меры не знают. Баб ни в грош ни ставят, зато девушек очень уважают, верят, что владеют те великой силой: стоит будто девке натереть человеку живот сухой черникой – и колик как не бывало! – Коли девки красавицы, так не жаль, если и живот схватит, – воскликнул кум Айертретер. – Про то Збышка спросите, – заметил Мацько из Богданца. Збышко залился таким смехом, что лавка под ним заходила ходуном. – Есть и красавицы, – сказал он. – Разве Рынгалла не была красавицей? – Это что за Рынгалла такая? Прелестница, что ли? Ну же, рассказывай! – Как, вы не слыхали про Рынгаллу? – спросил Мацько.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

наталья 6 октября 2014, 21:25 Уважаемые мамочки,а вы когда-нибудь подумали,а как батюшке служить в таком шуме,или вы думаете в алтаре не слышно? Ксения 6 октября 2014, 21:06 Чем добрее реагируют люди в церкви, тем спокойнее мама и дети. Сама ездила в церковь с двумя очень активными мальчиками, муж не хочет в этом принимать участие, но позитивно реагирует, когда с ними еду в церковь, он делает свои дела, отдыхает. В итоге отсутствие мужской поддержки, плеча и соучастия в Литургии и церковного воспитания со стороны моих родителей, отрицательные реакции многих прихожан ограничивают внтуренние резервы на то, чтобы бывать на службах, очень жаль, моя душа томится без этого, но мне не под силу выдержать такой натиск. Может когда-то Бог помилует и будет возможность ездить на службы чаще. В этой статье еще это факт не учли- те дети, кто ходят с мамой и папой вместе- ведут себя как правило отлично! Так что спрос будет прежде всего с главы семейства, а они, увы, очень часто заняты только собой... Иванка 6 октября 2014, 20:57 Вот думаю, а по какой интересно причине апостолы когда-то воспрепятствовали детям ко Господу подходить? Может по той же самой причине, что и сейчас, что некоторые шумят, кто-то толкается, вообще отвлекают, часто раздражают, не дают спокойно и удобно слушать слова Господни? Светлане Коновалове: мерзнуть и мокнуть под окном конечно не будем, не враг же я своему ребенку. В морозы мы уходим в другой храм, подальше, зимой там служба наверху, а мы стоим в нижнем храме в просторном притворе. А батюшки нашего храма нас знают, когда дочери было очень плохо, они причащали ее на дому, и по-моему, переживают за нас. Ирина (еще одна) 6 октября 2014, 20:55 Извините, впечатление, что статья написана не для решения проблемы, которая беспокоит мамочку, а для утверждения в заявленных под видом проблемы правах. Вы не первая и не единственная мама. Решите для себя, зачем в конкретный день Вы идете в храм. Для себя, детей к Причастию ведете, к Богу? Тогда и ответ найдется, как поступить в каждом конкретном случае. Все сразу и заодно не выйдет. Дети не идолы, не божки, не центр вселенной и не пуп земли. Так меня воспитывали, так же и я пыталась воспитывать. " Ураган " меня умиляет на детской площадке, празднике, мероприятии для него, т.е. в ограниченных пространстве и времени, когда он главный. Если " ураган " мешает в любом другом месте, где собрались не для и не ради него, и родители его оправдывают, не умиляет нисколько. Мне понятна Ваша радость открытий материнства, но все проходит, остаются выращенные вашими руками плоды. Это опыт не одного поколения. Дети в храме - квинтэссенция их положения в повседневной жизни родителей, и лакмусовая бумажка, кем дети, исходя из своего пока еще маленького опыта, видят себя в жизни взрослых, божками, которым поклоняются и прислуживают, или кем-то другим. Единого рецепта нет и не будет, есть компоненты и цель, " готовит " каждый сам себе.

http://pravoslavie.ru/73742.html

Святая вновь возвратилась к своему спасительному деланию — ухаживанию за томящимися в темницах узниками. Полученное наследство она тратила на одежду, пищу и лекарства для заключенных. Видя ее труды, Господь даровал ей дар врачевания. Именно поэтому на древних византийских иконах мученица изображена с кувшином елея в левой руке, который символизирует врачебное искусство. Слова утешения, постоянная деятельная забота, медицинская помощь и пламенная молитва облегчали страдания заключенных, освобождали от уз страха, отчаяния и уныния. Именно поэтому и назвали Анастасию Узорешительницей. Понятно, что долго скрывать свою принадлежность к христианам Анастасия не могла, тем более что на милосердные дела свои она тратила оставшееся немалое наследство. Житие сообщает, что мученица переливала в монеты золотые, серебряные и медные статуэтки, за счет которых кормила, одевала, лечила. Статуэтки в те времена были объектом языческого поклонения. Это были «божки». Слух о том, что дочь сенатора и вдова посла таким неподобающим образом относится к объектам языческой религии, дошел до самого Диоклетиана. Император приказал отвести святую к верховному жрецу, которому поручил склонить Анастасию к поклонению языческим богам. Жрец Ульпиан предложил мученице выбор: богатые дары в случае отказа от Христа или орудия пытки при отказе поклониться идолам. Святая Анастасия выбрала Христа и наотрез отвергла бездушные статуи. Твердость мученицы не поколебали ни угрозы, ни пытки, ни истязания голодом. Ее попытались утопить вместе с иными узниками в море, но Господь чудом спас и Анастасию, и заключенных, которые, видя это проявление силы и милости Божьей, также изъявили желание стать христианами. 120 человек, пораженные чудом спасения, приняли Крещение. Узнав о случившемся, игемон Илирии, где провела последние свои дни великомученица Анастасия, приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию подвергли страшной мученической смерти. Ее растянули между четырьмя столбами и разожгли под ней костер. Мощи святой в конце V века были перенесены из Сирмиума в Константинополь. Почитание же Анастасии как святой великомученицы началось практически сразу после ее смерти.

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

Церковные праздники должны приближать нас к Богу, напоминать о связи с Ним, а не о политике Особенно опасно использование церковных праздников в политических целях. Нельзя, образно говоря, в Божественную лампаду «чистоелейной» молитвы и благоговения подливать для «более эффектного горения» нечто чужеродное и легковоспламеняющееся, нельзя рядом с иконой святого князя Владимира ставить политические идолы земных интересов. Ведь именно языческих идолов сбросил в Днепр наш Креститель. Как иначе назвать провозглашение лозунгов о некоей «Единой Православной Церкви», выискивание путей для «узаконивания» бесчинных раскольников «УПЦ-КП» во главе с анафематствованным бывшим митрополитом Филаретом, как не сотворение политических кумиров? Ведь за скобками этих «духовных благодеяний» властей предержащих отчетливо просматривается программа открытых гонений на каноническую Украинскую Православную Церковь вплоть до ее уничтожения. Однако авторам этих лукавых проектов следует обратить внимание на указания Священного Писания, историю Ветхого Завета, в которых Бог наказывал Свой избранный народ за «блуд» с ложными, чужими божками горьким порабощением теми народами, пред которыми тот безумно преклонялся, которым легко подражал. – Современные божки и идолы в виде вожделенных «ценностей» европейской и американской свободы в худших ее проявлениях? – Именно. Князь Владимир мудро выбирал истинную веру среди множества исповеданий различных народов не только для себя, своих современников, но и для нас. И он не ошибся! Алексей Филатов. Выбор веры князем Владимиром. 2007 г. Современному же украинцу, ищущему спасения, решившему переступить порог храма, приходится выбирать, изыскивать единственную Невесту Христову, истинное Тело Христово среди «церквей лукавствующих» и лжи. И как разобраться в этом хаосе лукавых подмен под хор пропагандистских призывов телевизионных каналов, интернет-ресурсов, газет, журналов и с политических трибун, призывов, направленных против истинной Церкви Христовой? Сложно. Ведь и у самозванцев такие же храмы, часто старинные, захваченные, «духовенство» с крестами на груди, в сверкающих ризах и митрах… Но как ни стараются закулисные «режиссеры», правду не спрячешь: многотысячные крестные ходы, молитвенные стояния во всех городах Украины, единство миллионов православных, их благодатную молитву не заглушить никаким пиар-кампаниям. Надеюсь и верю, что грядущий праздник в честь 1030-й годовщины Крещения Руси поможет сделать правильный выбор в отношении Церкви многим современникам. Да будет так!

http://pravoslavie.ru/114690.html

Сказавший: Дерзайте Аз есмь, не бойтеся [ 22 ]. Он – с нами. Он – Тот, Кого мы ищем. Он всегда защитит нас, – и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай, что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия " . Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями Отцов [ 23 ]. Это – гораздо труднее. Новая причина для сугубого плача! 1 Кор. IX, 22. 2 Кор. XI, 14. Слово VII, глава 9. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в 15-й день. Глава 131. Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. Петр. I, 17. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. Святейшего Каллиста " О молитве вкратце " . Добротолюбие, ч. 4. Святые Каллист и Игнатии Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2. Таковы были: Алексий Человек Божки (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. Матф. VII, 26. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. – Лествица. Слово 27, гл. 33. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях. Заимствовано из поведании преподобного Кассиана Римлянина. 15. Лествица, заглавие 25-го Слова. Псал. L, 19. Добротолюбие, ч. 1. Духовная теплота – достояние весьма преуспевших иноков, подвизающихся в безмолвии, для которых написана и вся книга святаго Григория Синаита, а отнюдь не достояние новоначальных. Новоначальные должны довольствоваться тем, если будут молиться со вниманием и умилением. О теплоте смотри в " Слове о Иисусовой Молитве " . Аскетические Опыты, том 2. Матф. XIV, 27. Преподобный Нил Сорский, предисловие к преданию. Часть 1

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

   Этот отрывок имеет исключительное значение для антропологии изучаемого нами фессалоникийского первосвятителя. В этом совершенном безмолвнике, равноангельном подвижнике не только не заметно никакого пренебрежения к земному и человеческому, никакого желания подменить человеческое ангельским, переменить образ Божки на образ ангельский, — в нем слышится прославление плоти. Той плоти, которая, казалось бы, служит помехою для монашеского равноангельного жития. То, чем люди в своем познании отличаются от ангелов, именно чувственное восприятие, не только им не подвергается осуждению и умалению, а наоборот восхваляется, как источник совершенно недоступных ангелам откровений в познании; и как возможность не только восприятия познаваемого, но и создания новых, несуществовавших дотоле форм и предметов. Ангелам не дана величайшая способность, доступная человеку, дар творческий, роднящий человека с его Творцом. Если Бог Творец, и Творец из ничего, то и мы, созданные по образу Творца, являемся тоже творцами несуществовавших до того предметов и образов. Конечно, есть и разница: Бог творит из совершенного небытия, мы же вызываем к жизни что то существующее в каком то умопостигаемом мире, но в эмпирическом мире реально еще не бывшее. Этот отрывок может дать обоснование целой философии творчества, и оправдать его.    Насколько Палама самостоятелен в этой мысли? Является ли этот домысел его исключительною заслугою, или же он заимствован у кого-то из до него бывших писателей церкви?    Вспомним прежде всего св. Василия Великого, учившего, что душа человека есть подобие неба, так как в ней обитает Господь; что уму человеческому назначено начальствовать над тем, что на земле; что в человеке заложено некое прирожденное стремление, или точнее «семенной логос»; заложено и вожделение прекрасного, а «что же досточуднее Божией красоты!» Из этого могут быть сделаны выводы для обоснования христианской эстетики и философии творчества. Но этого мало. Больше найдем мы у брата св. Василия, у св. Григория Нисского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В конце концов, они заключают с Богом договор. Бог открывает им Свою волю — что Он от них хочет; евреи говорят: да, мы будем это исполнять, мы будем слушаться, мы будем исполнять, и вот сейчас мы с Тобой заключим Завет. Очень интересная тема о Завете, но не сегодня. То есть они подписали договор, всё хорошо. Они знают, что нужно поклоняться только одному только Яхве и не делать никаких изображений — ни Яхве, ни других богов. А потом Бог говорит Моисею: Моисей, поднимайся ко Мне на гору, и Я тебе дам еще заповеди, и расскажу о том, как построить скинию – передвижной храм. Моисей поднимается на гору, на горе он находится сорок дней, Бог ему диктует еще заповеди – скорее, знаете, эти заповеди – комментарии к тем заповедям, которые Бог уже дал, и еще рассказывает о том, как нужно строить скинию. Моисей получил в течение этих сорока дней эти скрижали, он спускается вниз — и что он видит? А он видит там золотого тельца. Давайте разбираться, зачем евреи его сделали. Итак, помним: евреи это люди — носители языческого мировоззрения, языческого сознания. А у язычников есть доступные боги — вот эти самые идолы, то есть боги, которых можно пощупать — вот они стоят. А чем хорошо иметь идола? Странный вопрос. Действительно, бог рядом — вот он, я пришёл — вот он бог, есть уж совсем примитивные языческие народы, у которых есть маленькие божки — там уровень типа наших домовых. Эти божки называются фетиши. Этому божку я говорю: мне надо то-то и то-то. Раз сказал, два сказал, маслом помазал – не работает. Беру гвоздь и гвоздь вбиваю в этого божка, чтобы вспомнил. Очень удобно. Понятно, что этим идолам гвозди не вбивали, но он доступен, бог рядом. Представляете, какой уровень должен быть восприятия, чтобы люди поняли, что Бог везде! Даже мы это не можем всегда воспринять. А что — количество бога здесь меньше, чем в храме? Все равно мы понимаем, что здесь это аудитория, а там храм. Даже нам, людям, которые получили полноту откровения. А это язычники. Бог, Который не требует, и Который говорит, что Ему не нужно какое-то вместилище.

http://azbyka.ru/video/tolkovanie-dekalo...

– А как вы поступаете, если о помощи просят родные, а сами пострадавшие от сект не хотят обращаться в ваш центр? – Мы приходим к ним домой. Конечно, спросив их согласия. – И соглашаются? – Не все, но некоторые соглашаются. Так было и в этом случае. И вот пришел я к этому парню домой и вижу: в «красном углу», где у нас, православных, стоят иконы, у него разные идолы, которых он вырезал своими руками: бог Ра и другие божки. Я разговорился с ним и спрашиваю: «Так ты им молишься?» Он говорит: «Да». Спрашиваю: «А когда молишься: днем или ночью? И как?» «Иногда ночью», – отвечает. «И что, чувства иные, чем когда молишься по-христиански?» Прежде, как рассказывали его родители, он даже молился и читал правило. «Что чувствуешь, когда сейчас молишься?» И он говорит: «Даже мурашки по коже идут и холод по всей спине». «Не пугает?» – спрашиваю. И тут он говорит: «Пугает! Но что делать? Надо как-то научиться манипулировать, чтобы боги помогали, делали то, что я хочу». – «А если не помогают?» – «Если не помогает, я беру божка и в форточку выбрасываю… Другого себе сделаю, который будет помогать». Когда люди такое слышат, у них это вызывает порой смех, но на самом деле здесь не до смеха. Это было бы смешно, если бы не было так горько. Фигурки идолов восточных славян      Так что и язычник, и неоязычник – снова это повторю – стремится лишь к одному: манипулированию. Если Православие – это «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39), то язычество – это совсем другое, это «манипулируй ближним, иначе ближний начнет манипулировать тобой». Все язычество – это не чтобы послужить, не чтобы сделать лучше, а чтобы стать выше. Поэтому Вивекананда и его последователи, Рерихи, оккультисты – все говорили одно: человек, ты – бог, и твоя главная цель – это манипуляция людьми. – Что должны знать те, кто попал к неоязычникам и хочет уйти из этих сект? – Должны знать, что Церковь готова их принять. Нет у нас неприязни и уж тем более ненависти к этим людям. В своем большинстве это люди ранее крещенные, но не просвещенные.

http://pravoslavie.ru/120568.html

Он готов драться на копьях, на секирах, как угодно, а уж коли завидит издали немца, нет ему удержу, так и рвется в бой. В Кракове он даже хотел напасть на посла Лихтенштейна и за это чуть не поплатился головой. Вот он какой молодец! Я тебе и про двух фризов расскажу, у которых мы захватили и людей, и такую богатую добычу, что половины ее хватило бы на выкуп Богданца. И Мацько стал рассказывать о поединке с фризскими рыцарями, а затем и о других приключениях, которые с ними случались, и о других подвигах, которые им пришлось совершить. Из-за стен и в открытом поле бились они с самыми славными рыцарями, какие только живут в чужих краях. Бились с немцами, бились с французами, бились с англичанами и бургундцами. Случалось бывать им в таких жестоких битвах, когда кони, люди, оружие, немцы и перья – все мешалось в кучу. А чего только они при этом не навидались! Видали они и замки крестоносцев из красного кирпича, и литовские деревянные городки и храмы, каких здесь не встретишь во всей околице, и города, и дремучие леса, где по ночам жалобно стонали изгнанные из капищ литовские божки, и всякие иные чудеса, и, когда дело доходило до драки, Збышко всегда был впереди, так что самые славные рыцари не могли на него надивиться. Ягенка присела на бревно рядом с Мацьком и, раскрыв рот, слушала рассказ старика и так вертела головкой то в сторону Мацька, то в сторону Збышка, точно она была у нее на шарнирах; при этом глаза девушки все с большим восхищением останавливались на молодом рыцаре. Когда Мацько наконец кончил, она вздохнула и сказала: – И какое это счастье, – уродиться хлопцем! Но Збышко, который, слушая рассказ Мацька, тоже все приглядывался к Ягенке, думал, видно, о другом, потому что неожиданно сказал: – Какая же вы красавица! То ли с досадой, то ли с грустью Ягенка ответила: – Уж будто вы краше не видывали. Збышко, положа руку на сердце, мог сказать ей, что не много случалось ему видеть таких красавиц: она просто кипела здоровьем, силой и молодостью. Старый аббат не зря говорил, что Ягенка похожа и на сосенку, и на калину.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010