Мученики — это люди, которые примером собственной жизни и смерти показали, что подвиг Христа может быть повторен человеком, что человек земной при всей его слабости и немощи может так же пожертвовать собою ради людей и ради Бога, как это сделал Иисус Христос. Человек, который приносил себя в жертву, становился духовным героем в глазах других людей, прежде всего в глазах тех, кто знал его лично. Почитание этого святого начиналось сразу же после его смерти. До сих пор сохраняется традиция, согласно которой в православном храме должна быть хотя бы маленькая частица мощей какого-то святого. Не положено совершать Божественную Литургию на простом столе: она совершается на престоле или на специальном плате, в котором зашита частица мощей святого. Причина этого в том, что мученики и святые — основание, на котором построена христианская Церковь. Мы молимся святым, потому что эти люди, хотя и были такими же, как мы, но благодаря подвигу своей жизни достигли обожения, уподобились Христу. Мы молимся им потому, что они прошли тем путем, по которому мы только пытаемся идти. И опыт многих христиан свидетельствует: святые слышат молитвы и отвечают на них. Хотел бы очень кратко сказать об одном негативном явлении, которое связано с почитанием святых. Дело в том, что некоторые воспринимают святых примерно так, как язычники воспринимали своих богов — по принципу»какой святой от чего помогает». Такие люди заходят в церковь и спрашивают:«Какому святому надо поставить свечку, чтобы получить квартиру?»,«Какому святому молиться от зубной боли?«и т. д. Надо помнить, что святые — не какие-то божки, от которых можно что- то получить, причем от каждого свое. Святые не являются специалистами по выдаче квартир, по приостановлению зубной боли или по другим подобным вещам. Есть, конечно, святые, которые при жизни были врачами, и мы обращаемся к ним с просьбой об исцелении, например, святой великомученик Пантелеймон. И действительно, по молитвам таких святых происходят многие исцеления. Но ни в коем случае нельзя воспринимать святых как какой-то фетиш; нельзя подменять молитву святому как человеку, который достиг духовного совершенства и может нам в чем-то помочь, молитвой святому как какому-то идолу, который нужен только потому, что у него можно получить конкретную помощь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=868...

— Вопрос от Фотинии очень интересный: «Как православному человеку не охладеть к вере в Китае?» Протодиакон Андрей Кураев: Вы знаете, не могу удержаться в этом случае, не рассказать одну старую историю, которая людям, привыкшим к звучанию китайского языка будет совсем понятна. Сегодня, наверное, все люди знают, что у нынешнего патриарха Кирилла был такой духовный наставник, учитель — митрополит Ленинградский Никодим (Ротов). А когда сам митрополит был ещё молодым человеком, ему лет 19 было, молодой монах, священник, где-то там в Ярославской области в глубинке служит. И вот однажды вдруг какая-то вожжа попала под хвост его настоятелю — настоятелю храма, где он служил. И тот решил, что имя — русское имя Светлана не имеет права на существование, а надо по-гречески — Фотиния. Светлана — калька с греческого Фотиния. И он начал требовать, чтобы все Светланы на приходе именовали себя Фотинией, приходя к причастию, исповеди. Будущий митрополит Никодим, как человек церковно воспитанный, не стал вступать в полемику со своим настоятелем. Но однажды, когда вся Церковь отмечала День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в сентябре, он подошел к настоятелю и говорит: «Батюшка, дорогой, сегодня именины у Вашей жены, Вашей матушки, прошу Вас, передайте ей от меня глубочайшие поздравления, мой поклон матушке Вашей Писте». А дело в том, что слово «Вера» в греческом оригинале — «Пистис». Вот на этом настоятель всё-таки изменил свою стратегию. Меня коробит, когда слышу, что начинается искусственная стилизация, загоняние себя в гетто, спецжаргон какой то, спецсловечки, спецодежда, всё специальное, всё должно быть не так, как у людей, и так далее. Теперь по сути, о чем нас спрашивала Светлана? «Как православному человеку не охладеть к вере в Китае, ведь богослужения проводятся не так часто. И что делать тогда, когда в твоем городе нет службы в воскресный день, может быть, она должна заменяться какими-то домашними правилами?» Да, конечно, это вполне возможно, то есть молитва — она всегда с тобою. Тем более, когда вокруг так много, скажем так, святынь, альтернативных христианству, скажем мягко. Всевозможные божки богатства, статуи, дракончики и так далее, и тому подобное, всё это вокруг в изобилии огромном. И есть повод, ходя посреди всего этого «супермаркета» религиозного, изобилующего нехристианскими изображениями, тем более помнить о своем христианском выборе, своей христианской вере. То есть повод для молитвы обретается здесь просто ежеминутно. А в воскресный день — да, тем паче. Вы можете, если у Вас есть в России или где-то в Китае духовный собеседник, священник, можете с ним определить меру Ва

http://pravmir.ru/kuraev-missiya-v-kitae...

От священной истории, заключенной в годовом богослужебном круге, он естественным образом перешел к истории в ее линейном измерении, соединяя в ней ученые хронологические изыскания с наставлениями в христианской жизни. В августе 1708 года он последний раз был в Москве. 22 августа служил и проповедовал в Успенском соборе. 26 августа, на память мученика Адриана и Натальи, говорил в Покровском, в присутствии царевича и царевен, поучение о сострадательной любви. 29 августа, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, в присутствии тех же святитель «служил в монастыре девичьем Ивановском и поучение сказывал» 396 о двух пирах: Христовом и Иродовом. У Христа – «все простолюдины, с улиц и пути собранные, убоги и нищи ликуют». У Ирода – «все люди начальные» 397 . Кроме начальствующих на нем присутствуют еще языческие божки – Афродита, Дионис и Арей: «по римски, Венус, Бахус и Марс, и словенски, прелюбодейство, пиянство и безчеловечие или человекоубийство» 398 . Христос же если и принимает на свой пир грешников, то лишь таких, которые «истинною душою каются и правым сердцем, с умилением и молитвою к Нему приходят» 399 . «Речет Бахус чревоугодный Бог с учеником своим Мартином Лютером: надобно в полках не смотрети поста, и в пост ясти мясо, чтоб полковые люди в воинстве были сильны, не ослабели б в брани от поста и воздержания» 400 . Но Гедеон, собираясь на брань постился и молился, «и поможе ему Бог» 401 . «На пиру Иродовом ядят людей, а пьют кровь их и слезы... Смотри, как пир совершается немилосердных владетелей; но и ныне во многих Господах чуть не также поядают кровавые труды человеческие, а бедных крестьян своих немилосердно мучат: снедают то люди Божия вместо хлеба, господам до пресыщения всего довольно есть, а крестьянам бедным и укруха худаго хлеба не станет» 402 . На пиру же Христовом под видом хлеба и вина теперь едят Пречистое Тело и пьют Святую Кровь Его, «в будущем же веце лицем к лицу, не в зерцале и гадании, узрим Его якоже есть: насыщуся, егда явится мне слава Твоя» 403 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Во втором ярусе по средне образ Тайной вечери. На сторонах двенадцать образов дванадесятых праздников. В третьем ярусе девять образов. В средине Деисус на тр?? досках, разделенных двумя витыми колонками. Спаситель изображен седящим на престоле, Божия Матерь и Иоанн Предтеча предстоящими. С правой стороны два образа: Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. С лево?? два же: преподобных Андрея Критского и Ефрема Сирского. В боковых частях яруса по образу: с правой стороны пр. Мартирия Зеленецкого, с левой – Исаака Сирского. Во фронтоне над иконостасом – образ Воскресения Христова. 2.Придел Казанской иконы Божки Матери. Престол освящен ?? июля 1856 года. Предалтарный иконостас устроен в 1855 году иждивением ж?? коллежского секретаря Татьяны Дмитриевны Слепцовой. Иконостас одноярусный с уступом посредине, в углублении которого помещены царские врата, правым крылом он примыкает к стене, левым к боковой детали третьего яруса главного иконостаса. Длина его 3 арш. 14½ вершк. вышина З арш. 5 вершк. Резьба на нем под стиль главного иконостаса (с незначительным изменением в рисунках орнаментов). Царские врата сквозной резьбы узорами из тонкой лиственной вязи. На углах щита (по сторонам усту?? по колонне, поставленной на тумбах, и две половинчатые колонны на ?? ях иконостаса. Колонны эти вырезаны снизу (до половины) граней, све?? витыя; капители на них лиственные, тумбы и между ними базис украшены лиственной вязью. Щит вершится карнизом фантастического рисунка. Сверх карниза над царскими вратами возвышается рама сквозной резьбы, верх её трехугольный с плечиками, бока – извилистого очертания. Над ней резной крест на яблоке. Местные иконы, помещенные в простенках уступа, храмовый образ – с правой стороны и изображение на северных вратах – в четырехугольных резных рамах. Поле щита выкрашено белой краской, резьба позолочена. На царских вратах 6 живописных образов: Благовещения и четырех евангелистов. Затем следуют: 1) местный образ Спасителя иконописный, в поясном изображении риза на нем серебряная с позлощенным венцем и сиянием; буквы на венце W, O, H, из восточных камешков; серебра в ризе 84 пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Просить молитвенной помощи следует, прежде всего, у тех верующих, кто ближе к Богу по своему молитвенному прилежанию, кто сердечно расположен к нам и готов к искренней помощи, особенно же следует просить молитвенной помощи у священнослужителей, духовных отцов, как заповедует апостол ( Иак. 5:16 ). Но, прося других о молитвенной помощи, надо научиться (навыкнуть) и самим молиться о них. Святые угодники Божки так и поступали. Они постоянно были в духовно-молитвенной связи друг с другом и со всем миром. К этому они призывали и других. Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом... подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу, – говорит апостол Павел римским христианам ( Рим. 15:30 ). Особенно полезна для нас молитва за других. Молясь за своих ближних, мы берём их в своё сердце, делаем как бы частью своего существа и как бы возносим и их дух к Господу. Такая расширенная и обогащённая внутренним чувством молитва имеет больше силы и дерзновения подняться до неба, чем одинокая, своекорыстная молитва только за себя самого. Молясь за других, мы незримо возбуждаем и их дух к Богу, на молитву, на духовное бодрствование, на тяготение к небесному, вечному, хотя бы поначалу у них всего этого и не замечалось. И даже наоборот, замечался бы и дух противления, противодействия. Длительная, горячая, живая молитва о них с течением времени преодолевает эти затруднения, вымаливая их (больных). Дух дышит, где хочет ( Ин. 3:8 ). Действуя, дыша молитвенно и бодрственно в одной душе, в одном месте, Дух сокровенно поддерживает и другие души и оправдывает их бытие на земле, пока в них ещё теплится возможность молитвы и связи с Богом. Молитва – дыхание нашей души. «Что вода для рыбы, то молитва для души, – говорит святитель Иоанн Златоуст . – Без живой и постоянной связи с Богом, как Источником жизни и силы, душа наша замирает, духовно черствеет, грубеет и рано или поздно погибает для жизни духовной, вечной. Поэтому что бы мы ни делали на земле, каким бы трудом ни занимались – всё следует сопровождать молитвой. И в чём бы окружающие нас люди ни нуждались, о чём бы ни просили нас, мы всегда должны быть готовы, прежде всего, помочь им молитвой за них Господу Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Но этим вопрос о свойствах Божиих не исчерпывается. Еще спрашивают: в каком отношении стоят усвояемые Богу свойства и имена к Существу Божию ? Дают ли они действительное познание о Боге, или они суть только наши субъективные представления о Боге? Иначе:соответствует ли им что- либо действительное в Боге или это суть только форма нашего мышления, имеют ли только формальное или предметное значение? Здесь прежде всего необходимо сказать, что разнообразие свойств и имен, приписываемых Богу, обуславливается ограниченностью нашего разума, который «не может одною какою-либо мыслию постигнуть сокровенное». Но если ни одно имя и свойство в отдельности не может вполне выразить существа Божия, то все они, взятые вместе, раскрывают нам то, что находится в существе Божием, или как говорит святой Иоанн Дамаскин , «то, что относится к естеству, сопутствует Его природе, хотя и не показывает самого существа Его». Таким образом, хотя множественность и дробность представлений о Боге зависит от ограниченности нашей природы, тем не менее они не создаются из ничего нашим личным усилием, а возникают при воздействии на наш ум самого существа Божия. Значит, разные свойства, приписываемые Богу, не суть только чистые создания нашего ума, а имеют действительное основание в самом существе Божием. Другими словами, они имеют не формальное, а предметное значение. Отсюда вытекает важность изучения свойств Божиих. Свойства Божии обычно разделяются на две группы: свойства существа Божия вообще, или существенные свойства Божии, то есть такие свойства, которые принадлежат самому существу (субстанции) Божию и отличают Его от всех прочих существ. Поскольку существо Божие едино во всех лицах Святой Троицы, и эти свойства принадлежат всем Божественным Ипостасям, составляющим единое по существу, то эти свойства называются еще общими. От них отличаются личные свойства Божки, то есть принадлежащие каждому лицу Божества порознь, отличающие одно лицо от другого и составляющие как бы личное достояние той или иной Божественной Ипостаси.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Старые люди, изолгавшиеся и потерявшие нравственный центр, являются в новых одеяниях и прикрываются новыми сло- 130 вами. По-прежнему нет любви к правде, нет признания самодовлеющей и абсолютной ценности правды, которой нельзя жертвовать ни для каких утилитарных и корыстных целей, партийных, классовых и личных. Прежде уста, ненавидевшие и презиравшие Николая II, говорили об «обожаемом монархе», о верности и службе царю. Многое из того, что некогда было священным, превратилось в условную ложь, слова потеряли свое реальное содержание. Весь ужас в том, что давно уже «божье» было воздаваемо не Богу, а «кесарю», и это нарушение основной заповеди, это сотворение себе кумира и всякого подобия на земле8, это идолопоклонство нравственно отравило жизнь русского народа. Но вот старый идол самодержавия был низвергнут и втоптан в грязь. Как и всегда бывает, толпа, недавно ему " поклонявшаяся, теперь топчет его ногами. Но после низвержения старых кумиров освободились ли мы от всякого идолопоклонства, от всякого воздаяния божьего царству кесаря? Нет, не освободились. Возникли новые кумиры, которые поставлены выше правды Божьей. Идолопоклонство, которое всегда есть измена живому Богу, осталось, оно приняло лишь новые формы. Началось идолотворение, появилось много новых идолов и земных божков — «революция», «социализм», «демократия», «интернационализм», «пролетариат» и т. п. Все эти идолы и божки так же принадлежат к царству «кесаря», как и старый идол царского самодержавия, и им воздаются божеские почести. Царство кесаря в христианском, евангельском смысле этого слова не есть не- 131 пременно самодержавие, монархия, не связано непременно с царем или императором, оно обширнее и многообразнее, к нему может принадлежать и демократическое царство. Вокруг поклонения новым идолам кесарева царства уже успело накопиться много лжи и мути. Новое идолопоклонство, как и старое, заслоняет собой солнце правды. Никогда идолопоклонство не проходит даром для нравственной природы человека и Народа, оно нравственно калечит и толкает на путь лжи.

http://predanie.ru/book/220869-duhovnye-...

Если диавол увидит, что подвижник живет плачевно, то не пребывает при нем, не терпя смирения, происходящего от плача... Великое оружие – иметь при молитве и плач. Непрелестная молитва состоит в теплоте с молитвою Иисусовою, которая (молитва Иисусова) и влагает огнь в землю сердца нашего, в теплоте, попаляющей страсти, как терние, производящей в душе веселие и тихость. Теплота эта не приходит с правой или с левой стороны, и не сверху, но прозябает в самом сердце, как источник воды от Животворящего Духа [ 21 ]. Возлюби ее единую найти и стяжать в сердце, соблюдая твой ум присно-немечтательным, чуждым разумений и помышлений, и не бойся. Сказавший: Дерзайте Аз есмь, не бойтеся [ 22 ]. Он – с нами. Он – Тот, Кого мы ищем. Он всегда защитит нас, – и мы не должны бояться или воздыхать, призывая Бога. Если некоторые и совратились, подвергшись умоповреждению, то знай, что они подверглись этому от самочиния и высокомудрия " . Ныне, по причине совершенного оскудения духоносных наставников, подвижник молитвы вынужден исключительно руководствоваться Священным Писанием и писаниями Отцов [ 23 ]. Это – гораздо труднее. Новая причина для сугубого плача! 1 Кор. IX, 22. 2 Кор. XI, 14. Слово VII, глава 9. Четьи-Минеи. Житие преподобного Пахомия Великого, май в 15-й день. Глава 131. Добротолюбие, ч. 1. Преподобный Макарий Великий. Беседа 7, гл. 4. Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 2. Петр. I, 17. Главы о молитве, гл. 8. Добротолюбие, ч. 2. Лествица. Слово 4, гл. 93 и Слово 27, гл. 6, 46, 60, 61, 62. Святейшего Каллиста " О молитве вкратце " . Добротолюбие, ч. 4. Святые Каллист и Игнатии Ксанфопулы, гл. 15. Добротолюбие, ч. 2. Таковы были: Алексий Человек Божки (марта 17), святой Иоанн Кущник (января 15), преподобный Виталий монах и другие. Лествица. Слово 4, гл. 36. Матф. VII, 26. Слово о трех образах внимания и молитвы, в статье о третьем образе, в конце статьи. – Лествица. Слово 27, гл. 33. Это явствует из писаний преподобного Кассиана Римлянина, преподобного Орсисия, преподобного Исаии Отшельника и других святых иноков, получивших иноческое образование в Египетских монастырях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1453...

Мученики – это люди, которые примером собственной жизни и смерти показали, что подвиг Христа может быть повторен человеком, что человек земной при всей его слабости и немощи может так же пожертвовать собою ради людей и ради Бога, как это сделал Иисус Христос . Человек, который приносил себя в жертву, становился духовным героем в глазах других людей, прежде всего в глазах тех, кто знал его лично. Почитание этого святого начиналось сразу же после его смерти. До сих пор сохраняется традиция, согласно которой в православном храме должна быть хотя бы маленькая частица мощей какого-то святого. Не положено совершать Божественную Литургию на простом столе: она совершается на престоле или на специальном плате, в котором зашита частица мощей святого. Причина этого в том, что мученики и святые – основание, на котором построена христианская Церковь . Мы молимся святым, потому что эти люди, хотя и были такими же, как мы, но благодаря подвигу своей жизни достигли обожения, уподобились Христу. Мы молимся им потому, что они прошли тем путем, по которому мы только пытаемся идти. И опыт многих христиан свидетельствует: святые слышат молитвы и отвечают на них. Хотел бы очень кратко сказать об одном негативном явлении, которое связано с почитанием святых. Дело в том, что некоторые воспринимают святых примерно так, как язычники воспринимали своих богов – по принципу «какой святой от чего помогает». Такие люди заходят в церковь и спрашивают: «Какому святому надо поставить свечку, чтобы получить квартиру?», «Какому святому молиться от зубной боли?» и т. д. Надо помнить, что святые – не какие-то божки, от которых можно что-то получить, причем от каждого свое. Святые не являются специалистами по выдаче квартир, по приостановлению зубной боли или по другим подобным вещам. Есть, конечно, святые, которые при жизни были врачами, и мы обращаемся к ним с просьбой об исцелении, например, святой великомученик Пантелеймон. И действительно, по молитвам таких святых происходят многие исцеления. Но ни в коем случае нельзя воспринимать святых как какой-то фетиш; нельзя подменять молитву святому как человеку, который достиг духовного совершенства и может нам в чем-то помочь, молитвой святому как какому-то идолу, который нужен только потому, что у него можно получить конкретную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Но эта бездна Бытия, как мы уже говорили выше, не бесплодна. До всякой вечности и без всякой связи с сотворенными мирами Безначальный Бог является Отцом, ибо рождает из Своей собственной сущности Вечного Сына. Рождает Отец без участия кого бы то ни было совершенно непостижимым образом. Мы можем лишь указать неправильные понимания Божественного Рождения. Отец рождает Сына без матери, а не как ложные языческие божки. В небесах нет божественных браков. Рождает Отец без страдания, без излияния и отделения. Здесь нет ни родовых схваток, ни боли, ни уменьшения. Писание сравнивает вечное рождение с зажжением огня от огня. Как свет сияет от солнечного диска, не отделяясь от него, как источник неотделим от потока, таково и рождение Сына от Отца. Но эти сравнения не точны потому, что луч заведомо меньше Солнца, источник не имеет всего потока в себе, а Отец рождает равного Себе Сына, Который не отделяется от Родившего, а весь пребывает в Нем. Само вечное рождение духовно, потому Отец, родивший Сына, не уменьшился, не изнемог, не ослабел: ведь бесконечность не уменьшаема. Эта вечная родотворная сила Отца проявляется бесчисленными отражениями и в сотворенной реальности. Удивительно, но и личные свойства Лиц Святой Троицы доступны нам! Мы как бы участвуем и живем в запредельном сиянии Божественной Жизни, которое эхом доносится до нас. По словам апостола Павла, от Отца «именуется всякое отечество на небесах и на земле». Как объясняет эти слова святой Кирилл Александрийский , это означает, что не Бога мы называем Отцом по аналогии с нами, а сами мы являемся отцами по подражанию и сходству с Ним, будучи сотворены по образу Его. Если спросить обычного человека, с каким представлением связан у него образ отца, то чаще всего мы услышим, что отец – это тот, кто дал нам жизнь, на кого мы всегда можем положиться, кто заботится о нас, поддерживает и кормит нас. Отец – это и первый учитель, и мерило справедливости, и источник первых принципов мудрости. Он и тот, кто нежно утешит и кто справедливо накажет, и тот, на чье крепкое плечо всегда можно опереться. Он могучий защитник своих детей. Как часто земные родители не соответствуют этому образу! Но идеал Отца действительно существует в небесах, и те отцы, которые желают соответствовать своему служению, должны черпать силы у Бога Отца.

http://azbyka.ru/prostymi-slovami-o-tajn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010