23 И сказали они (народ Израильский, сливший себе золотого тельца): вот Бог (Elohim) твой, Израиль, который вывел тебя (на евр) из земли Египетской ( Исх 32:4 ). В греческом Elohim с множественным предикатом переведено: ο θεο, οτινες νεββασαν σ – то же и в славянском тексте. Филистимляне (в 1Цар. 4:8 ) высказывают свой страх пред сильным Богом евреев, поразившем Египет казнью; в греческом еврейское Elohim и этого места (с предикатом во множественном) также переведено: (на греч). В книгах Бытия ( Быт.31:53 ) Лаван говорит с Иаковом о Боге Авраамовом и Боге Нахоровом (Elohim с предикатом во множественном) на основ. верований политеистических. Что касается до места Быт.35:7 (на евр), то здесь имеется в виду не Господь только, но и Ангелы, виденные Иоаковом при явлении ему во сне небесной лествицы. Сличи Быт. 28:12–13 . 25 По Шрадеру, еврейскому Elohim на клинических надписях отвечает ассирийское Jlou. Die Keilinschriften und d. Alte Testament. I, 1. 27 Очевидно, здесь игра слов или сходных звуков. В сопоставлении с Elohim – понятием истинного Бога – боги ложные называются: Elilim, т.е. небоги или боги ничтожные. Слово это, по одним уменьшительное от El бог, (во множественном Elim. Дан.11:36 . (на евр) бог богов) и значит божки, т.е. боги, не имеющие никакой силы. По другим, оно сложное из (на евр) – ничто и множественного (на евр) от (на евр) то же что (на евр) и значит: не-боги. В первом словопроизводстве оно – в сопоставлении с Elohim отвечает немецкому Götze в сопоставлении с Gott; в последнем – оно тоже, что и в нашем языке убог, убогие и у малороссиян: небог, небога, т.е. ничего не имеющие, жалкие (небожчик, покойник, человек не существующий) в противоположность слову богат, которое от слова: бог, как и латинское dives от Deus, divns. Значение этого Elilim в противоположность Elohim в некоторых местах, как наприм. Пс.95:5 ; Пс. 96 (XCVI), выступает очень ясно. Elilim встречается уже в книге Лев.19:4 ; Лев. 26:1 . Эвальд признает это выражение очень древним, он опровергает также и мнение, недавно явившееся по поводу Гимоврийских надписей в Journal Asiatique 1872, о том, будто Elilim первоначально было тождественно по значению с Elohim. См. Ewald, Gesch. B.II, 100, и Die Lehre der Bibel v. Gott. B. II, S. 263

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

«А зачем вы забрались в такую глушь? Неужели же нельзя было поближе устроиться?» Лиза слегка улыбнулась. «Так, Артемий вдруг заторопился. Вскипел, и по первому объявлению в газете взял место». Они повернули от крестов. Теперь в доме начальника края, вдалеке, окно запылало закатным пожаром. «Это отчасти начальство наше, но милейший человек, по фамилии Грегоровиус. Сейчас на несколько дней уехал, ты с ним и не спела познакомиться. Он нас очень во время болезни подбодрял, и помогал, чем мог». Солнце ушло, пожар в окне стих, багряный сумрак наступил. Еще пройдясь, они присели на бревно, недалеко от дома. «Когда Галя здорова была, к нам этот Грегоровиус часто ходил, каждый день. Цветы мне присылал. Ну, немножко за мной и ухаживал, что ли, хотя немолодой, ему за пятьдесят. Нет, он очень славный. И музыкант. Так что мы даже трио устраивали, я рояль, он на скрипке, Артюша флейта Вот мы так в пустыне и развлекаемся». «А скажи, пожалуйста, – вдруг спросила Элли, – почему Артюша так вскипел тогда, и взял первое попавшееся место?» Лиза несколько замялась: «Так, меня хотел увезти… – Через минуту добавила: – Ему показалось, что мне один человек нравится». Когда подходили к своему дому, звезды уж появились на небе, быстро засиневшем. Лиза слегка к Элли припала. «Я тебе рада, что ты приехала. Я в тебя верю, ты porte bonheur . Знаешь, как слоники бывают. А то здесь жуткий край. У меня суеверное чувство, тут разные малые их божества, кроме Будды – этот еще ничего! – а то божки какие-то злые, все это несчастием отзывает». Элли ее обняла: «Ты за Галочкину болезнь очень изнервничалась». Сидеть в Прошине одному, без Элли, не так было Глебу весело. И охотно он принял поручение съездить в Москву по хозяйственным делам: раздобыть у Мак-Кормика запасную шестеренку к жнее, зайти к Бландову, продать тысячный билет в Купеческом банке. Марфуша встретила его как родного (считала вообще вроде ребенка). Побывав у Мак-Кормика и у Бландова, Глеб направился в Купеческий банк – там процентные бумаги отца.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvie-gl...

Она основана, главным образом, на весьма произвольной истории человеческих верований. Теперь считают, что люди сперва выдумывали духов, чтобы объяснить явления природы, и представляли этих духов похожими на себя. Но по мере того как люди умнели и просвещались, духи становились все менее «антропоморфными». Человеческие свойства спадали с них одно за другим — они утратили человеческий облик, потом страсти, потом волю и в конце концов какие бы то ни было качества. Осталась чистая абстракция — разум как таковой, духовность как таковая. Из определенной личности со своим нравом Бог стал «просто всем» или чем-то вроде точки, в которой сходятся линии человеческих чаяний, если вывести их в бесконечность. А поскольку теперь считают, что со временем все улучшается, эта религия признана более глубокой, духовной и просвещенной, чем христианство. На самом деле все не так. Пантеизм действительно удобен для современного сознания, но это не значит, что он нов, — если туфля очень удобна, это значит скорее, что она старая. Он удобен именно потому, что он стар, как человечество. Быть может, с него и начиналась вера, и божки дикарей воспринимались как «всепроникающий дух». В Индии он царит с незапамятных времен. Греция поднималась над ним лишь изредка, в лице Платона и Аристотеля, чьи последователи вновь соскользнули вниз, к учению стоиков. Европа избегала его, пока держалось христианство, и вернулась к нему вместе со Спинозой и Джордано Бруно. Гегель сделал его почти единственной философией интеллектуалов, а кто попроще, довольствовался пантеизмом Уордсворта, Карлейля и Эмерсона. Пантеизм — не последнее слово духовной утонченности, а постоянный фон человеческого сознания, его первый этап, его днище, ниже которого могут загнать жрецы и суеверия, повыше которого нам не дано подняться самим на мало-мальски долгий срок. Платонизм, иудаизм и впитавшее их христианство явили нам то единственное, что может ему противиться. Само по себе человеческое сознание неизбежно впадает в него: как же нам не считать его соприродным нашей мысли! Если «религия» — это то, что человек говорит о Боге, а не то, что Бог делает с человеком, пантеизм и есть религия, а враг у него один — христианство  . Нынешняя философия отвергла Гегеля, нынешняя наука ничуть не думала потворствовать религии, но ни та, ни другая не удержали людей от пантеизма. Он почти так же силен, как в древней Индии или в древнем Риме. И теософия, и поклонение жизненной силе — его разновидности; и даже германский культ расы — пантеизм, обрубленный и обработанный так, чтобы угодить варварскому вкусу. Как ни странно, каждый раз, когда мы впадаем в древнейшую из религий, мир считает ее последним словом нашего духовного освобождения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Археологу эта колоссальная фигура живо напомнила статуи и статуэтки «толстых дам» мегалитических святилищ Мальты, неолитических фресок Чатал Хююка и Хаджилара, находки на болгарском холме Пазарджик. «Захоронение в утробе, – писала Мария Гимбутас, – аналогично семени, брошенному в землю, и потому вполне естественно ожидать появление новой жизни из прежней» . Всеобщая легенда о Хозяйке Горы, донесенная до русского ребенка сказами Бажова, является воспоминанием этой древней веры в рождающую к жизни и одновременно хранящую мертвых, утробу богини земли . Потому-то облик «Хозяйки Горы» двойствен – он и несет успех, счастье, и одновременно веет могильным холодом. Вход в подземные гробницы и святилища мегалита обычно делался преднамеренно затрудненным, войти можно только согнувшись в три погибели или даже ползком. Как правило, такой вход делался круглой или слегка элипсовидной формы в двух плитах, отделявших от внешнего мира коридор галерейной гробницы или гипогеума. По мнению большинства археологов так организованный вход с максимальной точностью воспроизводил наружные женские половые органы. Уподобление было не случайным и не несло никакого налета эротизма. Рождение из утробы Матери Земли дело столь же нелегкое, как и рождение ребенка из чрева матери на свет Божий. Это – «узкий путь» возрождения.   Равно и живым дóлжно было не без труда из своего мира для погребальных и ритуальных надобностей входить в глубины материнского чрева. В средневековой Европе долго сохранялось представление, что пройти через пещеру насквозь горы или через сквозное дупло старого дерева – означает заново родиться, а спать в пещере – спать в утробе. С другой стороны, сонник Артемидора объясняет, что если привидится, что спишь с богиней – то, значит, скоро умрешь. Наши «куриные божки» – камни с дырками, которые так любят отыскивать дети, а потом носить на шнурке на шее – тоже отдаленное воспоминание о рождающей к новой жизни материнской утробе земли. План многих скальных храмов-склепов Мальты, галерейных гробниц Британских островов и французского побережья Атлантики поразительно напоминает человеческую фигуру, нередко – фигуру «толстой дамы».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

c. 385–386). Теургия и мантика у древних сирийцев. Evocatio и терафимы Кабиры, как сказано выше, считались посредниками между богами и людьми. За богами признавали силу творить чудеса, открывать будущее и вообще благодетельствовать людям. Отсюда у сирийских народов получила широкое развитие теургия, волхование и гадание. Так как богов считали своими союзниками, то их идолов брали на войну. Вообще, бог считался прямым охранителем интересов своих чествователей, защищавшим их страну и селения. Но так как каждый народ, каждый город и даже каждое семейство имели свои частные интересы. то каждый из них естественно старался иметь своего патрона. Отсюда явились dii communes, gentiles, urbani, familiares. При осаде городов нередко практиковался страшный для осаждаемых обряд «evocatio». Осаждающие старались узнать как-нибудь имя бога покровителя города, разными заклинаниями и дарами вызвать его из города 161 и переманить на свою сторону. Иногда дело доходило до смешного. Так, например, во время осады Тира Александром Македонским, жителя города заковали статую своего бога Мелькарта в цепи и так охраняли его, чтобы он не перешел ко врагу. Кроме этого, на обязанности богов лежало также предсказание будущего, для чего прежде всего обращались к терафимам 162 . Эти божки, по своей идее, вероятно, были похожи на те оракулы, которые встречаем у сабеев и которые описывает один арабский писатель Юсуф Эбен Абша. По его словам, они имели вид человеческой головы или даже были на самом деле головой человека, похожего по представлению савеев на Меркурия. «Коль скоро находился такой человек, его хитростию и насилием ловили и потом проделывали с ним различные ужасы. Так, его клали в особый жидкий составь из масла и буры, где его труп находился до тех пор, пока у него не ослабевали суставы и он не приходил в такое состояние, что нужно было только потянуть его, и голова отваливалась. Поэтому изстари существовала пословица, – если кто-либо находятся в стесненном положении, о нем говорили: «он сидит в масле».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

С учётом того, что Украина является географическим центром Европы, кричать о том, что - це и «Ми хочемо в мягко говоря, абсурдно. Возможно, стоит хотя бы попытаться построить европейский уровень жизни в Украине и Западная Европа сама к нам попросится? Не думали над этим, пановэ демократы? От себя напомним: бесплатный проезд в общественном транспорте Таллинна обеспечивает городской муниципалитет, а никак не Брюссель... Перформанс под названием Майдан В который раз пришел на землю нашу. Звучат слова про волю и кайдан, И снова громко проклинают Рашу. Палатки, древки-удочки, флажки, И снова сцена с гневным микрофоном. Вещают вновь партийные божки, И вперемешку наш народ с ОМОНом. Чай предлагают, бутерброд дают, Кому-то платят, за идею кто-то... Романтика, палаточный уют - Кому-то отдых, а кому - работа. Для журналистов рай и хлебный день, В работе снова репортер опальный. Транслируют на площадь дребедень Так громко, хорошо, район не спальный... Стал транспорт - не впервой ему стоять, Столица не для транспорта, как видно. И маски-респираторы опять Слезоточивым отдают карбидно. Студенты снова из Галичины... Темнеет, холод... Как на дне колодца! Проходит день моей больной страны, И лишь Майдан Майданом остается... Андрей Соболев, «Закрывая день» Источник Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2013/12/26/evroma...

Эсхатологические представления у различных арабских племен, по-видимому, были различны. У некоторых, как будто, было даже представление, что все кончается смертью. Многие представляли, что за гробом человека ожидает жизнь, подобная земной. На гробе усопшего (гробы были по своему типу подобны финикийским и еврейским) закалывали верблюдицу или привязывали ее к гробу и оставляли без пищи так, что она издыхала с голоду. Делалось это в том убеждении, что усопшему она будет нужна для того, чтобы в загробном мире ехать на суд к Аллаху. У знатных семейств иеманских племен найдены памятники, свидетельствующие о развитии культа предков. Так, религиозные посвящения после призывания главных богов содержат в себе призывание отца того лица, которое обращается с посвящением, его ближайших предков и предков расы. Клермон-Ганно нашел на одной стеле барельеф с такой надписью: „изображение Галилат, дочери Мофаддата; да поразит Атор того, кто его испортит“. В нижней части барельефа изображена умершая Галилат, лежащая на смертном одре. В верхней части Галилат изображена сидящей, размеры её по отношению к стоящим около неё фигурам гораздо больше; значит, из ряда людей она перешла в ряд вышечеловеческих существ; стоящие около неё фигуры оказывают ей религиозное почитание (см. рисунок у Lenormant’a, L’Hist. ancien. de l’orient T. III p. 400, описание на 401 стр.). Этот барельеф, равно как и призывания умерших предков с несомненностью свидетельствуют о существовании культа предков у некоторой части арабов. Были у арабов и домашние божки, и семейные святыни, которые обыкновенно также связываются с культом предков. Так, верования арабских племен представляют собой такую же пеструю смесь противоречий, как и арабский характер. В последнем совместно уживались великодушие и жестокость, решимость отдать свое и готовность отнять чужое; одной рукой араб возводил женщину на пьедестал божества, и другой низводил ее до участи рабыни. То он являлся кровожадным, то мягким. Так и в религии. Несомненно, в дохристианскую эпоху в Аравии исповедовался монотеизм, но рядом с монотеизмом равноправно существовали политеизм и полидемонизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Но что Артём Антонов, 27-летний режиссер-дебютант? На пресс-конференции, посвящённой картине, он прямо заявил, что «Полумгла» - это его «переосмысление исторических событий военного времени». Помнится, за «Сволочей» и «Полумглу», за «права и свободы творческого самовыражения» грудью вступились. Э. Рязанов, режиссер: « Одно из двух - или мы идем к свободе, или возвращаемся к тоталитаризму ». Э. Володарский, сценарист: «Я категорически против того, чтобы сценарии или фильмы, независимо от того, оказывается им государственная поддержка или нет, направлялись на ведомственную экспертизу ». В. Абдрашитов, режиссер: « Ни от спонтанного ведомственного вмешательства в творческий процесс, ни от восстановления специального органа цензуры ничего хорошего я не жду ». Н. Досталь, режиссер: « Если так пойдет, скоро нам придется давать объяснения Минздраву в связи с курением героев и Министерству экономического развития по поводу " неправильного " отражения шахтерских забастовок ». При этом никто из киномэтров, увы, не указал, докуда простираются их «права и свободы»?! Какова степень нравственной и правовой ответственности «художника» перед государством и обществом?! Не везет с экранным воплощением и образу крестителя Руси Владимира Красное Солнышко. Тогда же, в середине «нулевых», ФАКК профинансировал мультэпопею «Князь Владимир». Проект широко рекламировался: дескать, вон как государство в лице чиновников печется о подрастающем поколении, о воспитании его в духе патриотизма, традиционных духовно-нравственных ценностей! В. Таубкин, продюсер мультфильма, в частности, заявлял: « " Князь Владимир " воспитывает ребят патриотами своей страны, прививает семейные ценности, наконец, объединяет детей и взрослых» . Да вот беда... Мультфильм посвящен языческому периоду жизни князя Владимира. До принятия им и Русью христианства. Когда, в понимании сценаристов-режиссеров-продюсеров, имел князюшка по городам и весям многих «официальных» жен и сотни наложниц. А грабежи, разбои обычным были государевым делом. И кровушка, в том числе христианская, лилась - на закланье! - рекой... Персонаж, вроде бы, реальный, исторический, но волхвы вокруг него, божки языческие крутятся, в алчных своих целях интригуют, чаруют, честной народ с толку сбивая... Так бы авторы народу, и желательно в названии фильма, прямо и сказали: сказка, мол! От авторского коллектива. А реальный князь Владимир тут не причем!

http://ruskline.ru/analitika/2017/09/07/...

Это легче всего сделать, если в нем парализовать ощущение своей бессмертности. И этому Европа способствовала всей своей культурой и цивилизацией. Но как бы ни было ощущение личного бессмертия ослаблено и парализовано, оно все же проявляется в европейском человеке или в виде космической тоски (Weltschmerz, мировая скорбь), или в виде страстной тяги к бесконечному прогрессу во всяком направлении. В конце концов, парализованное ощущение бессмертия страшным образом мстит своему злодею-создателю: лишает его жизненного смысла и приводит к идолопоклонничеству. И человек безустали создает идолов и богов. Ужасна ирония жизни: как только человек парализует в себе ощущение своей бессмертности, перестает верить в свое бессмертие, он тотчас начинает создавать новых богов и идолов. Это нам Достоевский очень убедительно показывает на примерах своих мятежных антигероев, решительных смертников. Тут мы присутствуем при банкротстве всего человеческого в человеке, переживаем смертельный кризис всех богов и крушение всех идолов, созданных по образу и подобию европейского человека. Боги Европы не могут отстоять свою божественность, тем более не могут решить проклятые вопросы Достоевского. Это маленькие божки для малых сих, в них веруют легковерные и маловерные. Но где же Бог, в Которого бы смог уверовать такой человек, как Достоевский? Есть ли такой Бог? И если Он есть, то в таком случае не подвергнет ли Его Достоевский самым соблазнительным искушениям, а возможно, и соблазнит и победит Его? Легко веровать легковерным, но как уверовать Достоевскому? Кто ответит на его ужасающий бунт? В роскошном пантеоне Европы много богов, но ни один из них не может решить вечные проблемы и не сможет смирить мятежную и бунтарскую душу Достоевского. Гонимому ураганом бессмысленной трагедии этого мира Достоевскому необходим Бог, настоящий Бог, чтобы не сойти с ума от ужаса и отчаяния. Он ему более необходим, нежели Шекспиру или Канту, Толстому или Негошу. Более чем кому-нибудь другому, ему необходим Бог, Который был бы в человеке, был бы человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поразительна в этом отношении психика весьма низко стоящих на культурной лестнице жителей Андаманских островов (Бенгальский залив): они говорят, что Высшее Существо похоже на огонь и в то же время оно невидимо, оно никогда не родилось, оно бессмертно, оно создало всё, за исключением зла, оно знает все помыслы человека, оно сердится, когда человек грешит, оно сердобольно к несчастным, оно судит души после смерти. Нельзя не признать во всём этом даже весьма большую долю спиритуализма, казалось бы, вовсе не подходящего к духовному развитию этих островитян. Легко возможно, что Высшая Сила может принять у них вид паука или ястреба; но здесь дело не в том, а вот в чём: обращаясь к пауку или ястребу, как к своим защитникам, островитянин в это время думает не столько о пауке и о ястребе, сколько о той Высшей Силе, которой они подвластны, и которая, будучи невидимой, неосязаемой, выбрала для своего проявления эти наглядные формы. У краснокожих Северной Америки Создатель вселенной называется великим Маниту, а его подчинённые божки просто Маниту; его местопребыванием они считают небо, а потому всякий индеец, закуривая трубку, обязательно направит первую затяжку дыма к небу, думая тем задобрить божество. Подобный же примитивный вид единения с божеством (молитва) встречается и среди жителей Гудзонова залива. На Гебридах верят в существование доброго и злого духа, а в то же время, они оба подчинены Высшему Существу, приказывающему им миловать и казнить. Одним словом, во всех религиях, даже самых отсталых, можно найти идею единобожия, которую путешественники, поражённые пестротой обрядности, вытекшей, как будто, из политеизма, часто не умели подметить. Что можно сказать о религиях народов, живших в эпоху, предшествующую историческому периоду, в эпоху, которая, благодаря раскопкам, делается нам с каждым днём яснее? Можно ли эти народы считать атеистами только оттого, что они не оставили нам ни фетишей, ни идолов? Не будет ли вернее сделать совсем обратное предположение, а именно, что их религии имели чисто спиритуалистический характер и вовсе не нуждались в идолах? Ведь евреи не оставили ни одной статуи, которая изображала бы Иегову; а разве они были атеисты? Здесь припоминаются слова, высказанные Теофрастом (3 в. д. Р. X.) и Порфирием (3 в. п. Р. X.), что первобытный человек не имел ни храмов, ни алтарей, ни жрецов; подымая к небу свои чистые, незапятнанные кровью руки, он и без этого умел воздавать уважение Высшему Принципу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010