Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Минский и Заславский Павел: Лучше, чем в храме, вы нигде себя чувствовать не будете 19.04.2016 468 Время на чтение 11 минут Вопрос телезрителя из Самары: «Нужно ли заставлять ребенка молиться?». - Я бы так не сказал - «заставлять молиться». Я бы порекомендовал учить ребенка молиться. Вы же с ребенком общаетесь, и ребенку нужно (так же, как и нам) научиться общаться с Богом, чтобы молитва не стала тяжелым бременем. Прежде чем покушать что-то приятное и полезное, обязательно надо совершить молитву. Зачем? Если вы не объясните ребенку, зачем нужна молитва, то ребенок не поймет, что молитва - это общение с Богом: мы ее читаем перед вкушением пищи, перед началом доброго дела всегда просим помощи Духа Утешителя, призываем Господа нашего, третью Ипостась Живоначальной Троицы - Святого Духа, чтобы Он пришел и помог нам. Молитва - это особое состояние человека, это наше общение с Богом. И плохо, если мы начинаем заставлять кого-то молиться. Или еще иногда бывает такое. Духовник наказывает человека, дает епитимью: «С сегодняшнего дня ты должен делать десять (или больше) поклонов»; «В наказание за свои грехи читай Псалтирь или псалом «Помилуй меня, Боже»; или: «теперь акафист такой-то читай». Наказывают! Высшей степени глупость не придумаешь! Да надо награждать молитвой: «За твою добрую жизнь мы награждаем тебя и вручаем тебе такую возможность - молиться ко Господу». Этим надо награждать, а не наказывать! Конечно, надо учить ребеночка молиться с самого раннего возраста, объяснять ему это, и не только объяснять, но и пример показывать, чтобы ребенок видел, что и папа, и мама молятся, и знал, что он молится вместе с ними. А когда мы вместе молимся, мы должны понимать, что там, где двое или трое собраны во имя Иисуса Христа, там и Он пребывает. Так что надо приучать ребенка молиться и воспитывать его не только словами, но и своим примером. Вопрос от телезрителя из Калужской области: в семье воцерковляется пока только он, жена не торопится. Хочет найти духовника, но не знает, где. Об этом же спрашивает телезрительница из Нижнего Новгорода: она давно ищет духовника, но не может найти. Почему священники не хотят быть духовниками? Этот же вопрос волнует телезрителя из Татарстана.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

Скачать epub pdf 10. Так говорит Библия – или ее толкователь? «А в Библии написано, что…» – главный аргумент в разных богословских спорах. И ссылку обычно дают, а то и пальцем показывают: действительно, что-то такое написано. Или не совсем такое, но звучит похоже. Или не очень похоже, но… Стоп! А как определить, действительно ли библейский текст подтверждает именно то, что с его помощью пытаются доказать? Разве Библия недостаточно понятна сама по себе? А если понятна, откуда так много разных богословских школ, не согласных друг с другом? «Ты читай, что написано!» Есть анекдот про богослова, исследователя Посланий апостола Павла, который умер и попал в рай. Конечно, там он сразу пожелал встретиться с самим апостолом. И вот беседуют они за закрытой дверью час, другой… а потом выбегает апостол, держась за голову, и кричит: «Да не имел я этого в виду!» А за ним по пятам богослов: «Нет, ты читай, что в Библии написано!» В самом деле, почему мы так уверены, что можем точно понять смысл библейского текста? В повседневной жизни мы то и дело переспрашиваем друг друга: «Что ты имел в виду?», «Ты на самом деле так думаешь, или это шутка?» Но если даже в быту нам не всегда с первого раза удается достичь взаимопонимания, то тем более непросто бывает понять, что имели в виду авторы, жившие много веков назад и говорившие о довольно сложных вещах. Так понятна ли Библия сама по себе? И да, и нет. С одной стороны, едва ли среди религиозных текстов мира отыщется столь же простой и ясный, как Евангелие. Всё самое главное в Библии сказано предельно ясно. Но если человек начинает вчитываться, интересоваться подробностями и деталями, у него возникает множество вопросов, ответить на которые бывает непросто… В одном и том же Евангелии от Иоанна Христос говорит вещи, казалось бы, противоположные: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ) и «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ). Одно из этих выражений можно понять только через призму другого. Где же критерии выбора? Если истолковывать Библию исключительно изнутри самой Библии, то его нет: можно понять так, можно эдак. Но есть коллективный опыт прочтения Библии общиной верующих, которая этот текст сама и породила – этот опыт мы называем церковным Преданием. И оно подсказывает, что главное здесь: «Я и Отец – одно»; второе высказывание не отменяет первое, но говорит о добровольном подчинении Сына Отцу, о том, как Он умалился в воплощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библия: искусство понимания 10 мин., 08.02.2014 «А в Библии написано, что...» — главный аргумент в разных богословских спорах. И ссылочку обычно дадут, и даже пальцем ткнут: действительно, что-то такое написано. Или не совсем такое, но похоже. Или не очень похоже, но... Стоп! А как определить, действительно ли библейский текст подтверждает именно то, что с его помощью пытаются доказать? Разве Библия недостаточно понятна сама по себе? А если понятна, откуда так много разных богословских школ, не согласных друг с другом? «Ты читай, что написано!» Так понятна ли Библия сама по себе? И да, и нет. С одной стороны, едва ли среди религиозных текстов мира отыщется столь же простой и ясный, как Евангелие. Все самое главное в Библии сказано предельно ясно. Но если человек начинает вчитываться, интересоваться подробностями и деталями, у него возникает множество вопросов, ответить на которые бывает непросто... В одном и том же Евангелии от Иоанна Христос говорит вещи, казалось бы, противоположные: « Я и Отец — одно » (10, 30) и « Отец Мой более Меня » (14, 28). Одно из этих выражений можно понять только через призму другого. И церковное Предание подсказывает, что главное здесь « Я и Отец — одно »; второе высказывание не отменяет первое, но говорит о добровольном подчинении Сына Отцу, о том, как Он умалился в воплощении. Есть, разумеется, и другая трактовка. В древности ариане, а в наши дни свидетели Иеговы настаивали, что Христос вовсе не был равен Богу, и что за основу надо брать слова « Отец мой более Меня ». Где же критерии выбора? Если истолковывать Библию исключительно изнутри самой Библии, то его нет: можно понять так, можно эдак. Но есть коллективный опыт прочтения Библии общиной верующих, которая этот текст сама и породила — вот что мы называем церковным Преданием. Есть анекдот про богослова, исследователя Посланий апостола Павла, который умер и попал в рай. Конечно, там он сразу пожелал встретиться с самим апостолом. И вот беседуют они за закрытой дверью час, другой... а потом выбегает из двери апостол, держась за голову, и кричит: «Да не имел я этого в виду!». А за ним по пятам богослов: «Нет, ты читай, что в Библии написано!».

http://foma.ru/bibliya-iskusstvo-poniman...

Вопросишь: Как уже довольно показано то, что мы, когда ни сами чрез себя, ниже чрез какую простую тварь спастись не можем, но уже чрез другого ходатайство спасение получать должны, то есть, чрез совершенное удовлетворение, и бесконечной цены заслугу Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа: то приходит спросить, всем ли людям, которые во Адаме погибли, спасение чрез Христа возвращается, или некоторым? то есть, все ли избавляются чрез Христа, или некоторые? Отвечаю: Всем спасение от Бога чрез Христа возвращается, то есть, Бог со своей стороны Христа за весь род человеческий дал: 1) потому что все, как Павел говорит ( Рим.3:23, 12 ): «согрешиша, и лишени суть славы Божией, ...и все уклонишася, вкупе непотребни быша, есть до единого», то и за всех Христу предану быть надлежало; а когда бы за некоторых, то может для того, что они бы то заслужили: но заслуга наша совсем в нашем избавлении места не имеет. 2) Для того, что того же требует заслуг Христовых бесконечность; а когда бы не все через Христа спастись могли, то для того бы может, что заслуга Христова не для все бы довольна была: но сие неправда, как весьма видно из ( Евр.5:9 ) или может для того, что Бог за некоторых бы только Христу умереть хотел: но и сие неосновательно: «Бог хощет всем спастися» ( 1Тим.2:4 ). Да к тому ж, 3) точно С. Писание объявляет, что Бог Христа за всех предал, и Христос за всех умер: ( Ин.2:2 ; 2Кор.5:14, 15 ; 1Тим.2:6 ), читай Павлова послания; а только не все спасаются чрез Христа, но погибают многие без Христа, ( Ис.53:1 ; Рим.10:16 ; Еф.4:17 ). Вопросишь: Так, которые ж спасаются чрез Христа? Отвечаю: Все те, которые истинною верою Христу прицепляются, и Его благодеяния все приемлют. Сие для того во-первых, что Бог никого насильно спасти не хочет; а когда бы Бог восхотел и тем спастись, которые благодеяний его Христом предложенных не принимают, то принужден бы был насильно спасать. Во-вторых потому что Бог с таким договором Сына Своего за нас дал, чтоб только те чрез Него спаслись, которые бы Его верою сердечною приняли. ( Ин.1:12 ): «Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» и ( Ин.3:16 ): «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в он не погибнет, но имать живот вечный». Скажешь, так бы человеческих грех победил Христову благость: понеже чрез грех Адамов все погибли, а чрез благость Христову не все бы спаслись? Отвечаю: Благодать превышает грех по удовлетворению, а не по спасению, то есть тем, что всех людей во Адаме погибших с своей стороны может спасти, а что не все спасаются, то делается не от недостатку благодати Христовой; но по неверствию окамененных сердец, которые Христа не хотят за своего признать Ходатая, и Его заслуги верою не объемлют.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

(Лк. 17:1-5) Ознакомился с мыслями о. Георгия Коваленко, изложенными в его блоге на сайте ТСН. Текст называется «Московського на не було. На була Православна Церква». Чувствуется искреннее желание автора помочь нашей Церкви, украинскому обществу и государству выйти из того глубочайшего кризиса, в котором мы все оказались. Нельзя не выразить солидарность с этим желанием. Однако трудно согласиться с авторской оценкой ситуации и анализом первопричин. Главной причиной всех нынешних бед о. Георгий считает «совковость» Церкви и общества, присутствующую в них ностальгию по «советскому гетто». «Совок» главный враг Украины. Именно с ним сегодня она ведет кровопролитную войну. Церковь расколота на старое «совковое» (читай граждански не сознательное, антиукраинское) духовенство и большинство активных проукраинских мирян вместе с меньшинством молодых священников, мировоззренчески сформировавшихся во времена независимости. Это для о. Георгия объясняет, почему на Майдане большинство участников идентифицировали себя с нашей Церковью, тогда как наши священники там оказались в меньшинстве. Прежде всего, возникает вопрос: на основании каких социологических исследований делается вывод о большинстве представителей УПЦ среди участников Майдана? Откуда такие данные? Если таковых нет, то все вышесказанное не более чем субъективные оценки автора. Кроме того, нужно ясно понимать, что идентифицировать себя с Церковью и быть Ее верным, это не всегда одно и то же. У нас весьма часто, если не в большинстве случаев, это две большие разницы, как говорят в Одессе. Одно – идентифицировать себя с Церковью, другое – быть верным членом Тела Христова. В чем с о. Георгием можно согласиться, так это в том, что те, кто причислял себя к УПЦ и поддержал Майдан, в большинстве являлись мирянами, священников было крайне мало. Пастыри Церкви в своем большинстве не поддержали «Революцию достоинства». Лично для меня это ставит следующий вопрос: почему наиболее образованная и воцерковленная часть Церкви к Майдану отнеслась нейтрально, а невоцерковленная восприняла на ура? Ведь, крайне низкий уровень вовлеченности в церковную литургическую жизнь значительной части православных мирян сегодня никто под сомнение не ставит. Может быть, причина выхода мирян на Майдан и их преобладания там заключается именно в этом?

http://pravoslavie.ru/75277.html

Г.М. Кессель I.Bbeдehue «Тахвиту о сынах Завета» Афраат посвящает учению о духовной жизни: её обоснованию, характеру, практикам и цели. Трактовку же её отдельных сторон: веры, любви, поста, молитвы, покаяния, смирения, девства и помощи бедным – можно найти в других тахвитах. Для правильного понимания учения Афраата о духовной жизни необходимо помнить, что монашества в традиционном смысле этого слова – удаление от мира в монастырь (общежительный тип монашества) или в пустыню (отшельнический тип) – во времена Афраата в сироязычных землях не было. Но аскетическая жизнь, тем не менее, существовала, правда, в несколько отличных от египетского монашества формах. Люди, посвящавшие себя Богу, не удалялись из мира, но продолжали жить в городах в мужских и женских общинах. Аскеты находились на службе у Церкви и поэтому выполняли различные обязанности: катехизация оглашенных, обучение верных, устроение богослужения и др. Также именно из аскетов выбирался епископ, который становился их главой. «Тахвита о сынах Завета» замечательна тем, что она является одним из самых важных источников, свидетельствующих о раннесирийской аскетической традиции и позволяющих увидеть основные аскетические практики того времени, а также то, как они осмыслялись и обосновывались. Необходимо отметить, что выстраиваемое нами учение Афраата есть не что иное, как реконструкция, в ходе которой мы будем опираться на оригинальный текст и на доступную нам исследовательскую литературу (в тексте самой «Тахвиты» это учение содержится имплицитно и не представлено в виде системы). Прежде чем приступить к рассмотрению интересующей нас темы – учению о духовной жизни, – следует выяснить, к кому была обращена «Тахвита о сынах Завета»: ко всей христианской общине или нет. Это даст необходимую для адекватного понимания учения Афраата перспективу. II.Npoблeмa адресата 1 Шестую тахвиту Афраат посвящает «сынам Завета»: «...читай то, что я написал тебе, ты сам и братья – сыны Завета...» 2 . Для понимания того, кем были «сыны Завета» во времена Афраата, необходимо определить значение слова qym 3 – «завет» (соответствует еврейскому слову b rî и греческому διαθκη), входящего в словосочетания bnay qym 4 – «сыны Завета» и bnt qym 5 – «дочери Завета». По мысли выдающегося сиролога Себастиана Брока, понятие qym – «завет» составляет «отличительную особенность раннесирийского христианства. Судя по всему, первоначально слово qym обозначало всю крещёную общину, каждый член которой принимал определённые аскетические обеты (в особенности обет целомудрия) при крещении» 6 . Принимая это во внимание, поставленный выше вопрос об адресате может быть переформулирован с уточнением: составляли ли «сыны Завета» всю христианскую общину во времена Афраата?

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Дорогая о Господе М. П.! В Св. Евангелии есть такой ответ Спасителя на искушающий вопрос: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово». Паспорт – это человеческое, а Богу нужно только наше сердце. Так, если мы живем в обществе среди людей, то и должны подчиняться законам общества. Получайте и паспорт, и пенсию – это ведь тоже забота о Вас Господа, чтобы Вы на старости, когда ослабеете, имели подкрепление. Умудри Вас Бог! Чтение духовное Дорогой о Господе А.! Милости Божией несть конца, и как хватило Его терпения и премудрости, чтобы воззвать к жизни близкую к безвозвратной смерти твою душу, так же, дорогой А., жалеет и любит Господь всех людей, и так же, но к каждому по-своему стучится Господь в души наши. Но твой опыт духовный не всегда пригоден другому. А потому все, что происходило с тобой и происходит, храни в сердце своем и уме и укрепляйся в вере сам. Когда же вера станет фундаментом твоей жизни, тогда даст тебе Господь и разумение, как и о чем можно говорить с людьми. Но сейчас умолкни и только с самыми близкими, с супругой можешь делиться своими чувствами. То, что без Церкви пути спасения не обрящешь, ты уже понял, и это тоже тебе указатель. Иди в Церковь, и она поможет тебе не сбиться со спасительной стези. Но главное сейчас – начать постоянно читать Св. Писание – Новый Завет и книги, написанные православными отцами, лучше всего дореволюционного издания (или репринтные). Не спеши, Саша, учить, учись сначала сам. И мы будем молиться о тебе, чтобы ты, как доселе вдумчиво вслушивался и всматривался в опыт своей жизни, так не спешил бы и впредь. Воцерковляйся. Младенец растет медленно, и ты в духовном отношении именно такой. Христос Воскресе! Дорогая о Господе Т.! Нет рецепта, чтобы ты в один день стала спокойной и счастливой христианкой. Царствие Божие вызревает в душе и сердце постепенно, в трудах и во времени. И эти труды длятся всю жизнь! Ты же только начинаешь изучать все, что касается Православия, и в первую очередь ежедневно читай 1 главу Св. Евангелия и 2 главы Апостола. Делай это неукоснительно каждый день независимо оттого, понимаешь или нет, чувствуешь или нет.

http://pravoslavie.ru/1663.html

Древний патерик, изложенный по главам → Содержание От издателей Предисловие: о житии и подвижничестве блаженных святых отцов Глава I. Наставления Святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии Глава II. О том, что со всем усердием должно искать безмолвия Глава III. О сокрушении сердца Глава IV. О воздержании, под которым должно разуметь не только воздержание в пище, но вообще укрощение всех неправых движений души Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом Глава VI. О нестяжательности и о том, что должно блюстись от любостяжания. Нестяжательность (из «Великого Лимонаря») Глава VII. Разные повести, помазующие к терпению и мужеству Глава VIII. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава IX. О том, что должно блюсти себя от осуждения Глава X. О рассуждении Глава XI. О том, что всегда должно трезвиться Глава XII. О том, что должно непрестанно и трезвенно молиться Глава XIII. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с доброхотством Глава XIV. О послушании Глава XV. О смиренномудрии Глава XVI. О незлобии Глава XVII. О любви Глава XVIII. О прозорливцах Глава XIX. О чудотворцах Глава XX. О знаменоносцах Глава XXI. Об образе жизни святых мужей Глава XXII. Собеседование святых старцев, в вопросах и ответах, весьма душеспасительное Глава XXIII. Собеседование двенадцати анахоретов Глава XXIV. Поучительное слово великого некоего старца к ученику своему. Читай с усердием и не ищи многих слов, ибо и одно слово может возбудить ко спасению Глава XXV. Наставления Стефана Савваита отрекшемся мира Глава XXVI. Слово святого патриарха Луки: как должно монаху вести себя в келлии Глава XXVII. Уроки святых отцов наших и учителей     От издателей Предлагаемая вниманию читателей книга «Древний патерик» является выдающимся трудом святителя Феофана Затворника по переводу древнего памятника на русский язык, рукопись которого хранится в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и издается впервые 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закрыть itemscope itemtype="" > " В нашем храме сложилась настоящая община " Часть 2 19.07.2007 731 Время на чтение 5 минут Часть 1 Время духовного становления - Отец Кирилл, Вы тоже были студентом. Какие проблемы Вас в юности волновали? - Мои студенческие годы связаны с семинарией, в которой я учился с 20 до 24 лет, с 1992 по 1996 год. Волновали меня те же самые вопросы, о которых мы говорили: любовь, свобода... Но нужно заметить, что я человек другой эпохи. Эпохи развала Советского Союза, упоения политической свободой и жутких бытовых проблем... Помню, был настоящий голод - родителям зарплату по шесть месяцев не платили. Но это все воспринималось как-то... легко. Молодость. Но проблемы, конечно, волновали те же самые, просто время изменилось сейчас. Страшнее, чем первая половина 90-х, не могу себе представить ничего. Представьте, мой сверстник, 20-летний юноша, делал выбор, поступал в банду, кого-то убивал, пока не убивали его. Люди находились в ситуации запредельного выбора, была жуткая безработица. Сейчас время относительной стабильности, сегодня перед молодежью остро не стоит проблема пропитания и трудоустройства. - Скажите, отец Кирилл, а каким путем Вы пришли в Церковь? - Путем знаний. Шел 1991 год, в обществе возрастал интерес к духовной жизни, православные храмы начали повсеместно открываться. Помню, кришнаиты в Саратове появились... И мне хотелось во всем разобраться, понять, чем одна религия отличается от другой. Надо еще помнить, что книг тогда никаких практически не было, это сегодня их издается великое множество - только читай. Помню, купил на улице Библию - протестантскую, их тогда завозили с гуманитарной помощью, а ушлые предприниматели ими торговать умудрялись - и стал страницу за страницей читать, настырно так, специально, чтобы " побороть " . Через год открылась семинария, стремление узнать все о Православии и привело меня туда учиться. - Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы учились. Ведь студенческие годы недаром называют самой насыщенной порой жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

К истории православного движения в закарпатском селе Великие Лучки Храм в Великих Лучках Крестьянское православное движение, подобное тому, что развивалось и крепло в закарпатском селе Иза в начале ХХ века , возникло также и в селе Великие Лучки возле Мукачева. В 1903 году в Великие Лучки из Америки вернулись уезжавшие туда на заработки Георгий Рубиш и Иван Газий. Они привезли с собой книгу священника Алексия Товта «Где искать правду?», которая была направлена против унии . Труд отца Алексия Товта имел большое значение для расширения православного движения. 10 июля 1903 года греко-католический епископ Юлий Фирцак направил папскому капеллану Василию Гаджеге письмо, в котором просил изучить книгу «Где искать правду?» и подготовить близкую к содержанию прокламацию, направленную против Православия . Спустя некоторое время была издана небольшая брошюра, под названием «Бери–читай!», без данных об авторе, тираже и годе издания. Книжица была написана народным языком в виде вопросов и ответов и разделялась на 16 параграфов. В ней анализировались причины православного движения среди русинов, давались советы верующим-униатам, как бороться с «этой опасной болезнью и победить ее». В письме от 19 декабря 1903 года к униатскому епископу мукачевский окружной начальник Ласло Горват писал, что в Великих Лучках сельский советник Андрей Попадинец обнаружил тайное собрание крестьян в доме Георгия Рубиша. Сельский советник сообщал, что разговаривал с Георгием Рубишем, и тот заявил, что хочет вырвать народ из нынешнего религиозного состояния и наставить его в «русской религии». У названного в письме крестьянина был проведен обыск и изъято следующее: портрет российской царской семьи, житие святого Василия Великого в московском издании, четыре книги, изданные в Сергиевском монастыре в России, периодические издания из Черновцов и России, книга Алексия Товта «Где искать правду?», 12 обрядовых книг киевского издательства, заявление о вступлении в Православную Церковь, подписанное 54 жителями Великих Лучек, образцы заявлений о выходе из унии, рукопись на русским языке . 28 декабря 1903 года епископ Юлий Фирцак просил мукачевского окружного начальника Ласло Горвата подавить в зародыше православное движение в Великих Лучках .

http://pravoslavie.ru/31208.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010