Отцы IV века научили в разговоре о Троице различать «сущность» и «личность». Палама стал говорить о различии «сущности» и «энергий» много столетий спустя. Это – догматы Православия. Умеете читатьчитайте. Начали читать и ощутили, что мозг кипит, – отставьте книгу в сторону и поймите, что вы – не богослов. Определите себе меру. Это очень важная способность, говорящая о мудрости человека. Но теперь не ссылайтесь легко на «отцов», чтение текстов которых укладывает вас спать через пять минут. И вот теперь напомним, что догматическая область – это то, о чем можно говорить: «Отцы сказали». А вот область повседневной морали, поведения, отношения к разным видам греха, к «этосу», короче, отцы не могли определить навеки. Совсем не одно и то же жить в христианской или мусульманской стране. Совсем не одно и то же – быть в храме раз в три месяца при том, что храм – через квартал, и быть в храме так же часто (редко) при том, что он – за 500 километров. Приноровиться к жизни, понять ее нюансы, отслоить второстепенное от главного – это вечные вопросы человека. И никто, живший в V веке, не может описать в деталях мой модус поведения в XXI веке, как бы свят он ни был. Я, например, не могу апеллировать к императору. Нет у меня императора. Я должен быть осторожен, высказываясь о тысячах вещей, напрочь отсутствовавших в жизни Василия Великого. Стоит ли мне искать буквальных ответов у Василия? Нет. Мне стоит искать метод, способ подхода к решению проблемы, но такое поведение требует ума и творчества. Есть ли у нас ум и способность к живому творчеству, а не эпигонству? Мы приближаемся к творческому выводу. Отцы очень многое сказали. Все (!) сказать они не могли и не имели права! Все, что они сказали, нужно изучить, а применять – только приноравливаясь к условиям. Нужно расслоить, разъединить в сознании область догматики и область религиозного этоса. В первой области отцы – учители. Во второй – указатели образа мышления, и не больше. Учить отцов по тощим и кем-то подобранным цитатникам можно только в пещерные времена, то есть – не сегодня. Хочешь на отцов ссылаться – читай отцов. Читай прилежно, с маркером в руках, с записной книжкой для занесения цитат, с обдумыванием. Не умеешь вот так, творчески читать – учись. Не способен учиться – прошу тебя: перестань на отцов ссылаться, поскольку ты «подшиваешь» их святые имена к своему дешевому бреду чаще, чем тебе кажется.

http://pravoslavie.ru/54737.html

Если бы это было планомерно и целенаправленно , поверьте, мы бы а) этого не заметили, б) этому поддались. Мы каждый день это делаем, вступая в информационное поле политических, общественных, спортивных событий: поддаемся, не замечая). Аууу, кто-нибууууудь? Эти люди, которых мы должны полюбить, сами что-нибудь любят, кроме рояля? Ни у кого ничего нет, кроме «совершенного пианизма и глубины трактовок» либо «безмятежного очарования, свежести и непосредственности музыкальных интонаций»? Маслеев – абсолютный инопланетянин с планеты Вакуум (хотя нет, ведущим радио «Орфей» 8 июля, иногда давая ему вставить пару слов в поток своих вопросов и комментариев, напоминавших беседу заботливых докторов с пациентом, удалось донести до нас, что он любит фотографировать). Он учился один на курсе в консерватории, жил в гордом одиночестве в общежитии, все его преподаватели – глухонемые и не могут дать интервью. Или у них предполагается амнезия? У всей Консерватории разом. Михаил Петухов гастролировал на Марсе все три недели? Некоторый избыток моей эмоциональности можно списать на профессиональную обиду. Как выясняется, учим мы будущих тружеников информационных полей массе всего ненужного, что никогда в жизни им не пригодится. Fact mining, data checking… Ищи информацию, проверяй информацию, добывай информацию, систематизируй… работай с информацией, читай в строках, читай между строк… Ничего не надо. Никому не надо. Попадете в отдел «Культура» в центральной газете, и не надо будет ничего делать. На всякий случай решила проверить: может быть, в музыкальном сегменте есть какие-то особые трудности с информацией? «Введите код доступа… пиии-пиии-пииии…» Позвонила своей выпускнице двухлетней давности (ныне – главному редактору корпоративной газеты в солидном промышленном холдинге), обрисовала проблему. Она только рукой махнула: «Кого вам сделать? Маслеева? Редькина? Давайте посмотрим, что можно «не выходя из дома» Через двадцать минут: «Как и ожидалось. Все есть в интернете: семья, личная жизнь, сосед по общежитию, видеоряд… Первое интервью могла бы сдать через два часа, если бы хорошо заплатили». Звериный оскал корпоративной прессы. И в то же время умение работать с информацией.

http://pravmir.ru/pisma-o-zlom-i-nekrasi...

2 , 10-11). Ведь задача священника в этом случае не наказать человека, а подготовить его к достойному Причащению. Вернее, не к достойному, а к тому Причащению, которое не будет ему в суд или в осуждение. Здесь очень разные бывают случаи. Иногда человек приходит, и выясняется, что он очень давно совершил какой-то страшный грех, а сейчас, может быть, только из тюрьмы вышел. Можно, конечно, дать ему епитимью и сказать: два месяца читай Покаянный канон, а потом приходи причащаться. А можно посмотреть на него и увидеть, что если он сейчас уйдет, то не придет больше и пропадет. Лучше допустить его до Причастия, а уж потом сказать: читай канон. Бывает такое, что чудо обращения человека происходит после Причащения, даже и полученного «незаконно» - без исповеди, например. Я наблюдал такие чудеса, но это скорее именно исключение, чем правило. - Есть, однако, священники, которые в данном вопросе гораздо строже. А иные и неоправданно строги. В православных СМИ не так давно обсуждался эпизод, когда в одном из московских храмов женщину не допустили к Причастию под Рождество, потому что она в новогоднюю ночь выпила бокал вина и на исповеди об этом сказала. - Следует помнить: священник в равной степени несет ответственность как за Причащение недостойного, так и за недопущение до Причастия человека, который в Причастии нуждается. В обоих случаях ответственность за это целиком лежит на священнике. Конечно, кроме тех смертных, тяжких грехов, о которых мы говорили, существуют и другие причины, по которым не следует допускать человека к Чаше. Например: человек не был на вечернем богослужении накануне. Священник не должен его к Причастию допускать, ведь богослужебный день начинается с вечера. Если человек не прочитал Последование ко Святому Причащению, опять-таки священник допускать его не должен. Но здесь, наверное, надо делать какое-то различие меж людьми, регулярно в храм ходящими и знающими, что на вечерней службе надо быть и что правило надо читать, и людьми, которые пришли впервые. Человек приходит на Литургию, он исповедуется со слезами, с настоящим сокрушением сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2155...

Письма-поучения Мирянину о молитвенном правиле 476. Распорядок дня и молитвословий от утра и до вечера Распорядок дня и молитвословий от утра и до вечера. [Без даты] Как проснешься и время вставать, тотчас вставай, не нежась на постели. Вставши, посиди немного, творя крестное знамение и говори: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! – Потом обуйся, оденься, умойся; но все это время в мыслях Бога имей, говоря: Господи, помилуй... или: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Не вертись, не рассеянничай... Затем становись на молитву... Сначала положи три земных поклона, говоря: Боже, милостив буди мне, грешному! Потом читай положенные молитвы... Царю Небесный... Святый Боже (трисвятое)... Отче наш ... Воставше от сна... От одра и сна... Напрасно Судия... От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице... Помилуй мя, Боже... Верую... Богородице Дево, радуйся... Ангеле хранителю... и конец... положи три поклона земных... приложись к иконе или кресту... и еще – сидя или стоя, проговори 20 молитв Иисусовых. А если охота будет, и более. – Читать молитвы не спешно, вникая в слова, читать умом, а не языком. Днем часто читай: Отче наш ... и Богородице Дево... и все время старайся помнить о Боге. И пред образами можно положить поклон, другой-третий, чтоб никто не видал. Вечером, отходя ко сну, тако молись. – Пред молитвою сядь и, сотворив крестное знамение, говори молитву Иисусову раз до десяти, пока соберутся мысли. Встань и положи три поклона, говоря: Боже! милостив буди мне грешному. Далее начинательные молитвы – от Царю Небесный и по Отче наш . Потом – молитвы на сон: Помилуй нас, Господи... Господи, помилуй нас... Милосердия двери... Боже вечный... и еще: Помилуй мя, Боже... Верую... Богородице Дево... Ангеле хранителю... Вспомни, что сделал худого, и покайся... а за добро Бога благодари. И конец... Три поклона. Затем приложись к иконам... еще, сидя или стоя, проговори 20 молитв Иисусовых или более... Разденься скромно и ложись... Легши, не блуждай мыслями, а помни о Боге и говори молитву Иисусову, пока заснешь. Напрасный вопрос

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Выступление в Орловском аграрном университете Протоиерей Григорий Григорьев   11:33 08.02.2023 298 Презентация литературного цикла «Ветер Радости» 7 февраля 2023 г. в Орловском аграрном университете. 7 февраля 2023 г. в Орловском государственном аграрном университете состоялась встреча Григорьева Григория Игоревича со студентами и преподавателями. Отец Григорий представил свой литературный цикл «Ветер Радости». Познакомил слушателей с уже вышедшими книгами этого цикла «Городокское приволье» и «Что приносят нам сны», рассказал о дальнейших планах. Прочитал вступление ко второй книге «Читай Антарктида, читай!». Молодые слушатели задавали много вопросов по разным жизненным аспектам. На встрече было более 200 человек. Григорий Игоревич всем желающим подписал книги.

http://ruskline.ru/video/2023/02/08/vyst...

По временам приезжая в Печоры, я обращался с вопросами к отцу Савве о своих детях, как поступить. И вот однажды стоит отец и дает правило от «злых и хульных помыслов» моему сыну и говорит: «На, читай», – и мне дает: «На, и ты читай, потом, может, кому отдашь». И правда, через несколько лет один мой знакомый монах просит, чтобы и ему иметь что-нибудь от отца Саввы, и я отдал ему эту книжку. В одну поездку я служу диаконом, по службе подхожу к отцу под благословение, а он говорит: «Хорошо здесь служить и молиться, а дома больные ждут, сейчас же поезжай домой». Когда я приехал домой, то матушке вызывали «скорую помощь», была в тяжелом состоянии. По милости Господа я окончательно перешел к отцу Савве, написал исповедь, и он мне благословил общее правило. Один из духовных чад отца изъявил желание поступить в семинарию, но туда принимают, когда отслужишь армию. Но его не берут в армию, так как он один у матери. Мать ходила, просила, и он просил, и не берут. Вот он приходит ко мне со своей жалобой, со своей скорбью, я говорю: «Чем я тебе помогу? Поезжай к отцу Савве». Отец Савва ему: «Поезжай домой, там тебя уже ищут». Приезжает домой, и действительно лежит повестка. По молитвам отца Саввы отец И. служит Богу. Последнее время отец Савва очень приблизил меня к себе. Учил, как молиться, как поступать в трудных вопросах. Я ему задавал вопросы о том, что было мне неясно, а он увещевал меня, приводил примеры. Я часто его посещал. В начале Петрова поста отец принял нас с матушкой в своей келье. Матушке дал четки синие Богородичные, а мне красные пасхальные, так и сказал, указав на наше настоящее положение. Я его попросил, и он благословил. И это удивительным образом сбылось: матушка стала образованной псаломщицей. Благословил меня отец четырьмя книгами: служебник, требник, акафистник, иерейский молитвослов. Потом, когда я стал служить четыре дня в неделю на приходе: четверг, пятницу, субботу и воскресенье, я подумал: а не было ли этими книгами благословения мне так служить? Я все годы старался взять отпуск ко дню Ангела (28 июля). Отец знал задолго до смерти день своей кончины. Я зашел к нему в келью, помолился, прошу благословения. Отец благословил, спросил: «Где ты думаешь проводить свой день Ангела?» «Я думаю, может, в Вильнюсе, там 27-го чествование святых мучеников». «Дома поздравления, цветы, суета, в Вильнюсе хорошо, но здесь, я думаю, тебе будет лучше».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Путь Августина к христианству осложнялся тем, что он не мог решиться расстаться с «вольной жизнью». Он не сомневался в том, что крещение должно повлечь за собой полную перемену образа существования, и продолжал откладывать его, мучаясь невозможностью принять окончательное решение, повторяя в своих молитвах Богу: «Дай мне целомудрие и послушание, но не сейчас». Внутренний кризис Августина достиг вершины летом 386 г. во время описанной им в «Исповеди» сцены в миланском саду, когда однажды он предавался печали по поводу своей греховности: «И вот слышу я голос из соседнего дома, не знаю, будто мальчика или девочки, часто повторяющий нараспев: «Возьми, читай! Возьми, читай!» Я изменился в лице и стал напряженно думать, не напевают ли дети в какой-то игре нечто подобное? Нигде не доводилось мне этого слышать. Подавив рыдания, я встал, истолковывая эти слова как божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, которая мне попадется. Я слышал об Антонии, что его вразумили евангельские стихи, на которые он случайно наткнулся: «Пойди, продай все имущество свое, раздай бедным и получишь сокровище на Небесах и приходи, следуй за Мной»; эти слова сразу же обратили его к Тебе. Взволнованный, вернулся я на то место, где сидел Алипий; я оставил там, уходя, апостольские Послания. Я схватил их, открыл и в молчании прочел главу, первой попавшуюся мне на глаза: «Не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:13-14). Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста сердце мне залили свет и покой; исчез мрак моих сомнений». Несколько месяцев после этого Августин провел в философическом уединении со своими близкими друзьями, матерью и сыном Адеодатом на вилле Кассициак в нескольких километрах от Милана. Их продолжительные философско-религиозные дискуссии легли в основу написанных им четырех платоновских по духу диалогов, претендующих быть христианским ответом на основные философские вопросы того времени. Усилия Августина были направлены на согласование христианства с античной мыслью; он убеждает себя, что возможно солидарное взаимодействие между наукой (платонизмом, который для него не противоречит аристотелизму, - стало быть, и всей высокой античностью) и религией (христианством). Мы чувствуем тут гармонически свободный выход из эпохи борений: античная философия привела Августина к пониманию истинной веры - знаменательный символ единения двух великих культур. Разрыв между ними в сознании Августина будет явлен лишь позже.

http://sedmitza.ru/lib/text/434733/

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. С детства истинный православный. Крещен во младенчестве. Ходил раз в пол года или в год в храм, ну как все. Причащался, исповедовался, бывало попадал на помазание. Библию особо не читал. Листал какие то книжки, детскую Библию, ну и по рассказам мамы. Верил в Бога, знал, что он смотрит. И всё. На этом моя вера и заканчивалась. Пил, курил, матерился, гулял в клубах, знакомился с легкими девушками, не гнушался на работе поживится не честными деньгами. Женился: ругались, матерились, показывали свое Я, ну как все. Недавно появилось сильное желание изучать Библию. О чем там вообще? Открыл полистал, ничего не понял. Сложно. Стал смотреть в Интернете, нашел Христиан-Евангелистов Баптистов. Пошел на их службу. Все цивильно. Платочки. Хор поет красиво, душевно. Проповедь понравилась, как раз про гордость. Позвали на беседу с чаем. Хорошо посидели, копают глубоко Писание. Я говорю продайте Библию. А они почему то так подарили. Не привычно. Добрые очень, прям душевные люди. Очень долго  сидели, погрузились в Писание. Я был в восторге. Потом пошел в православному Батюшке, говорю, хочу Библию изучать? Есть ли какие курсы? Он говорит: читай сам и откроется, если что не понятно спросишь. И житие святых еще читай. А к ним не ходи, мол только православием спасешься. Я подумал, что его слова гордыней страшной веят… грехом страшным. Ведь Иисус такого не говорил. Верой и делами, вот что он сказал. Открыл их Библию, и православную. А они одинаковые. Перевод 1876 года. Стал изучать, да кто же они такие, эти баптисты. 1. Символ веры истинный, апостольский. 2. Крещение есть. 3. Причастие есть. 4. Исповедь есть. 5. Хор поет. 6. Перевод Писания наш, синодальный 1876 года. Теперь о различиях: нет икон, нет крестного знамения руками, нет золота, нет роскоши, нет чинов и регалий, нет мощей, нет святых.  Ну в принципе этого ничего и не было при апостолах и после них пять веков. Да и в Библии об этом обо всем нет ни слова. Я так понял, это все уже придумали позже.

http://azbyka.ru/vopros/poshel-izuchat-p...

О реакции ближайшего пушкинского окружения на сближение Кюхельбекера с Грибоедовым, их библейские стихи можно судить по письмам к нему Дельвига и Василия Туманского. Дельвиг писал ему на Кавказ в конце 1822 года: «Ах, Кюхельбекер! Сколько перемен с тобою в два-три года!.. Так и быть! Грибоедов соблазнил тебя, на его душе грех! Напиши и ему и Шихматову проклятие, но прежними стихами, а не новыми». О том же и почти теми же словами скажет ему и Василий Туманский: «…Вкус твой несколько очеченился! И охота же тебе читать Шихматова и Библию. Первый – карикатура на Юнга; вторая – несмотря на безчисленные красоты, может превратить Муз в церковных певчих. Какой злой дух в виде Грибоедова удаляет тебя в одно время и от наслаждений истинной поэзией и от первоначальных друзей твоих!.. Умоляю тебя, мой благородный друг, отстать от литературных мнений, которые погубят твой талант и разрушат наши надежды на твои произведения. Читай Байрона, Гете, Мура и Шиллера, читай кого хочешь, только не Шихматова». Кюхельбекер не отстал ни от Грибоедова, ни от князя Ширинского-Шихматова, призывавшего в стихотворении «Приглашение друзей на вечернюю беседу»: «Начатки наших дум предложим в жертву Богу,//От тварей научась, колико благ Творец,//Дадим Ему хвалу от радостных сердец;//Возлюбим чистоту и таинства закона,//С восторгом ощутим, как в пениях Сиона//Дух Божий разливал живительный свой жар;//Признаем, что пред сим – ничто природный дар». В своей статье 1824 года в «Мнемозине» Кюхельбекер напишет о нем как о поэте, «заслуживающем занять одно из первых мест на русском Парнасе», назовет «предводителем сего мощного племени». А в 1825 году выступит в «Сыне Отечества» со статьей о его поэме «Петр Великий», признавшись в письме к Владимиру Одоевскому: «…Одна из главных причин, побудивших меня сделаться журналистом, – желание отдать справедливость этому человеку». Так что Василию Туманскому, Дельвигу да и самому Пушкину было отчего встревожиться, поскольку Шихматов в ту пору заявил о себе как самая яркая фигура «Беседы» после Шишкова и Гавриила Державина. Его лирическая поэма «Пожарский, Минин, Гермоген…», открывавшаяся эпиграфом из Державина, решала вопрос о державинском преемнике. Но Шихматов избрал для себя иной путь. В 1825 году он принял монашеский постриг под именем Аникиты…

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В Антиквариате скопилось громадное количество разных предметов музейного значения, и среди них был бронзовый водолей в форме коровы-зебу с теленком, на котором была вычеканена куфическая надпись. Заведующему Отделом Востока И. А. Орбели удалось обменять этот бронзовый, очень ценный предмет, на «золотую лицевую пластину иконы-мощехранительницы высокопробного золота, с пунктирной грузинской надписью» (Акт от 4 мая 1930 г.). Сотрудникам Эрмитажа было горько получать такие телеграммы: «Подтверждаем первую телеграмму вместо Ван Дейк читать Ван Эйк 51501 Луполл»; «Передайте ходатайству распоряжение Антиквариата картины 1 Рембрандт Паллада 2 Рембрандт Татус (читай Титус) 3 Ватто Музыкант 4 картина стакан лимонада 5 Вамдондиана (читай Гудон Диана) А. Бубнов 171-ш». Большинство лучших картин было куплено министром финансов США Меллоном и ныне находятся в Вашингтонской картинной галерее, а рембрандтовская «Афина Паллада» попала к нефтяному королю Галусту Гюльбенкяну». Как же была остановлена распродажа шедевров Эрмитажа? Вот как об этом вспоминает Б.Б. в главе «Чистка»: «…многие ценнейшие экспонаты продолжали уходить в Антиквариат на продажу за границу. Реальной стала угроза скифскому золоту и сасанидскому серебру, которое в письме, подписанном Вольтером, именовалось «сассонитским». Размах продажи и ее форма вызывали тревогу, так как чувствовалась бессмысленность этого предприятия. Протесты в инстанциях против продажи успеха не имели. Тогда И. А. Орбели написал письмо прямо И. В. Сталину, а Б. В. Легран решился передать его через своего старого друга А. Енукидзе». Окончание этого эпизода последовало в главе «Иммунитетная грамота»: «Однажды, в начале ноября, когда мы расходились после одного такого научного заседания, с Малого подъезда передали, что И. А. Орбели ожидает «командир» (тогда термин «офицер» был мало употребителен). Мы вышли вместе, офицер в форме НКВД передал И. А. большой пакет с грифом Ленинградского отдела НКВД. Когда И. А. нервно его вскрыл, то в нем оказался второй запечатанный конверт Московского отделения НКВД, а в нем простой конверт, в котором оказалась записка на клетчатом листке из блокнота со следующим текстом: «Уважаемый т-щ Орбели! Письмо Ваше от 25-Х получил. Проверка показала, что заявки Антиквариата не обоснованы. В связи с этим соответствующая инстанция обязала Наркомвнешторг и его экспортные органы не трогать сектор Востока Эрмитажа. Думаю, что можно считать вопрос исчерпанным. С глубоким уважением. И. Сталин. 5-Х1-32».

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/27/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010