В жизни владыки Антония был такой случай : он в детстве обиделся на кого-то, пришел к священнику и говорит: «Я не могу его простить – как мне молиться? что делать?». Священник ответил: «Не читай пока эти слова: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Хороший пример честности в молитве, о которой мы сейчас говорим. Отдельный непростой вопрос, надо ли говорить о своих чувствах обидчику. Есть разные обстоятельства. Обидчик может сам быть обидчивым, может ничего не услышать, не понять. «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч., 9, 8). Если вы решились, говорите, только придя в себя, то есть в спокойном, мирном состоянии, не обвиняя, о себе, о своих чувствах. Если вы в аффекте, в ненависти, кулаки сжимаются и т.п., то лучше пока молчать. ВТОРОЕ: желание простить. Я НЕ помойка. Помойка У меня, и я ее в себе не хочу В приведенном выше варианте обращения к Богу были слова «я этого в себе не хочу», и это очень важный аспект любого покаяния, в т.ч. на пути к прощению. Сначала происходит обнаружение в себе некоего зла (я обижаюсь, я хочу отомстить и т.п.). Затем важно отделение его от себя, разотождествление человека и поступка, человека и его чувств (я не равно грех, моя сущность не сводится к этой обиде, обида есть у меня). И затем желание от этого освободиться (я этого в себе не хочу). Без этих трех составляющих трудно двинуться дальше. Если вы обнаружили, что НЕ хотите простить, не стоит пугаться, лучше спокойно отделить себя от своего переживания, осознать, что я – не равно моя обида, не равно мой грех. Мое непрощение – это не моя сущность. Если у меня есть непрощение, это не означает, что я – человек непрощающий, я – такая ходячая обида. Каких только помоек нет у меня, но я – не помойка, я – драгоценнейший ребенок Бога (идентичность имеет существеннейшее значение для обидчивости и прощения). Это очень важное различение. Потому что только тогда можно честно сказать Богу: «вот моя помойка, вот я Тебе ее тащу сейчас. Смотри. Но это – не я. Потому что правда моя в том, что я этого не хочу. Все мое существо сопротивляется. Я не хочу обижаться, но меня мучает эта моя помойка, а я ее таскаю и бросить не могу. Ты уже что-нибудь с ней сделай!»

http://pravmir.ru/ne-mogu-prostit-chto-d...

В истории Церкви  много подобных случаев. Например, блаженный Августин в своей биографической книге «Исповедь» рассказывает эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в его жизни. Когда Августину было уже за 30, он был известным ритором, философом, много книг написал, и был убежден в истинности христианства, но еще не стал членом Церкви. И однажды этот молодой человек гулял по саду, и услышал как бы детский голос: «Бери и читай». Он сначала думал, что это дети вокруг играют, но потом понял, что ему говорит Бог. А что же читать? Он вспомнил, что оставил на скамье в саду томик апостола Павла. Вернулся, открыл текст, и наугад прочел:  «Будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированию, ни пьянству, ни сладострастию, ни распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть» (Рим.13,13-14). И когда он закончил читать, он понял, что это ему лично Бог говорил, и он отныне решил поменять свою жизнь. Еще Антоний Великий вспоминается. Когда он жил в миру, зашел однажды в храм. Священник читал Евангелие, очень известное место: «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое, и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21). Каким-то образом Антоний, который тысячу раз слышал раньше этот стих, почувствовал, что в данный момент с ним говорит Христос. И он раздал имущество и ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый, святой ученик Антония Великого, услышал, как однажды Антоний читал Псалтирь: «Блажен муж иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1,1). Он послушал, встал, ушел, и не появлялся несколько лет. Когда он вернулся, Антоний спросил: «где ты был?» - а тот в ответ: «учился не ходить на совет нечестивых». Можно еще много подобных случаев привести.  Уместен вопрос: такие вещи бывают только со святыми, или так должно быть со всеми христианами? Ответ очевиден: так должно быть со всеми христианами, то есть по мере вчитывания в библейские строки человек должен познавать волю Божию о себе.

http://radonezh.ru/2019/09/27/poznanie-v...

В этих словах апостола даётся и разъяснение того, для кого из умерших лежит пропасть великая между адом и раем и кто не может перейти из ада в рай и наоборот; Кто не раскаянный, мёртвый душой, как богатый Лазарь, а не тот, кто умер с покаянием и надеждой на милосердие Божие и лишь не успел принести достойных плодов покаяния. Когда не будет перехода, не теперь? После всеобщего суда, когда каждому воздано будет по делам его и когда всяк пожнёт, что посеял здесь – доброе или злое. А что касается приведённого тобой места ив псалма 48, то Давид говорит здесь совсем не о том – он говорит об искуплении человечества от первородного греха, которое не может совершить человек, а только Богочеловек, Единственный Ходатай между Богом и человеком, Человек-Христос Иисус (2 Тим.). Таковы доказательства из Свящ. Писания Нового Завета по вопросу о молитве за усопших, но не менее сильное указание есть и в другой половине Божия Слова – и в Ветхом завете. Читай или послушай, я прочту тебе 36 ст. 7-й главы Сираха, – вот, что там написано: «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости». Что это означает? Это значит: твори, живой, для умершего полезное; принеси жертву за умершего или ко алтарю, Или сделай благотворение, милостыню бедному, в память умершего. Штун. Я этого никогда не читал места; оно, действительно, ясно доказывает ваше учение и идёт против моих новых мыслей... А ещё нет ли подобных мест в Священном Писании ? Священ. Если поискать в библии, то найдется и не одно основание в пользу учения православной Церкви о сём предмете, а много. В том и беда, что вы прежде времени судили о всём, не исследовав всего писания. Ищи вторую книгу Маккавейскую, 12 главу, 46 стих, где читаем о благочестивом вожде Иуде, что он: «помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда. – Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». Видишь ли, что Иуда делает, и при том не сам, не один за одного, а со многими и за многих умерших (2Макк.12:40,43) – Иуда Маккавей и его сподвижники, эти лучшие люди Ветхого Завета, и сотворили это открыто, не дома, а всенародно, ибо они, как говорится в первой половине 43-го ст., «собрали до двух тысяч драхм» серебра и послали в Иерусалим», в храм, чтобы там совершена была молитва церковная священником или первосвященником о всех павших воинах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Господи! что есть человек, что Ты помнишь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» ( Пс. 143, 3 ). Воистину дивно создание Божие – человек! Дивный и Промысл Божий о нем: создан не так, как прочие твари, создан особенным советом Святой Троицы: «сотворим человека» ( Быт. 1, 26 ), создан «по образу Божию, по подобию» человек ( Быт. 1, 27 ). Все созданное есть свидетельство Всемогущества, Благости и Премудрости Божией, но человек, кроме того, носит в себе образ Божий. Воистину, прекрасная доброта, истинное благообразие, высочайшее достоинство, честнейшее благородство! Нижайший Бога, но высший всех видимых созданий – человек. Образом Божиим почтен человек. Прекрасно небо, солнце, луна и звезды, и все творение Божие, но прекраснее человек, ибо носит в себе по образу Божию созданную красоту. Рассуждай и размышляй, как прекрасен Бог, несозданное и присносущее совершенство. «Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием; Ты одеваешься светом, как ризою...» ( Пс. 103, 1–2 ). Отсюда несколько познаешь, как прекрасна душа человеческая, созданная по образу Божию. Образ должен быть подобен Первообразу. Все создание подчинено человеку. Небо и земля и все наполняющее их служит человеку. Но когда пал и погиб человек – чудным и непостижимым образом он восставлен и взыскан. Сам Бог, что всякий разум и удивление превосходит, Сам Бог ради человека пришел в этот многострадальный мир и в человека (о благость и любовь Божия к человеку! о честь и достоинство человеческие!) вообразился, пожил на земле, трудился, скорбел, страдал и умер святейшею Своею Плотию за человека. Не послал ни Ангела, ни ходатая, но Сам «пришел взыскать и спасти погибшее» ( Лк. 19, 10 ). Так, познав милостивый, человеколюбивый и чудный Промысл Божий о себе, какой еще милости человек не сподобляется от Бога! Был осквернен, опорочен, грешен, беззаконен, сын гнева: но омывается, оправдывается именем Господа нашего ( 1Кор. 6, 11 ), делается духовным членом Пренебесной Главы – Иисуса Христа; причащается таинственно Его животворящего Тела и Божественной Крови; удостаивается быть жилищем Божиим и храмом Святого Духа; сподобляется иметь общение с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, быть чадом Божиим по вере во Христа Иисуса, наследником Богу,, сонаследником же Иисусу Христу. Читай апостольские послания и увидишь, что все это и прочее приписывает Дух Святой человеку – истинному христианину. Чего еще недостает человеку? Такой великой милости, человеколюбия, чести и блаженства удостоен от Бога человек! Вот что есть человек и как он славен у Бога! О, когда бы помнил и рассуждал об этом человек и так бы почитал Бога, как он почтен Богом! Если так почтил Бог человека, то кто противостоит человеку? Бог в человеке и за человека. «Если Бог за нас, кто против нас?» – дерзновенно возглашает святой Павел ( Рим. 8, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете. Дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете. Видишь ли, что смерть Христа была ради нашего искупления? Посему, как же ты думаешь, что она немощна, когда она настолько, могущественна, что исцелила и преступления, бывшие в законе? Итак, зачем ты обращаешься к закону, настолько немощному, что он не в состоянии был исправить преступлений, бывших в нем? Не потому, что был дурным, но потому, что был немощен. Призванные к вечному наследию [ 11 ] получили обетованное. Призванные к вечному наследию [ 11 ] получили обетованное. Если бы смерть Христа не освободила нас от грехов, которыми мы вооружили против себя Отца, то как мы получили бы небесное наследие? Выражение призванные обозначает, что в начале Бог был расположен к нам, как Отец к сыновьям, и мы были призваны к наследию, впоследствии же, грехами, мы сами себя сделали недостойными этого наследия. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших. Итак, да не смущает вас смерть Христа: ибо если бы Он не умер, то не установил бы завета, чтобы мы были наследниками. Ибо несомненно, что завет после смерти получает силу, и мы совсем были бы недостойны наследия, так как не была бы разрушена вражда. Оно не имеет силы, когда завещатель жив. Оно не имеет силы, когда завещатель жив. Читай и понимай это в виде вопроса. Почему и первый завет был утвержден не без крови (Исх. 24:5). Почему и первый завет был утвержден не без крови (Исх. 24:5). То, что говорил, он доказал не одним только общим обыкновением, но и событиями Ветхого Завета, что еще более убеждало евреев. Почему, говорит, то есть так как необходимо, чтобы смерть предшествовала завету, то поэтому первый завет был утвержден не без крови. Кровь — символ смерти. Но там кровь агнца, ибо Ветхий Завет был образом; здесь же, когда воссияла истина, Сын Божий плотью умер за нас. Что же значит: был утвержден? То есть стал действительным. Ибо никаким другим образом он не получил бы начала действия, если бы не предшествовало излияние крови.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

– Зачем Вам? Ведь Вы не веруете?.. – прошептала она тихо и как-то задыхаясь. – Читай! Я так хочу! – настаивал он. – Читала же Лизавете! Соня развернула книгу и отыскала место. Руки ее дрожали, голосу не хватало. Два раза начинала она, и все не выговаривалось первого слога. «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» – произнесла она наконец с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось. Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать все свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи среди голодных детей, безобразных криков и попреков. Но в то же время он узнал теперь, и узнал наверно, что хоть и тосковала она и боялась чего-то ужасно, принимаясь теперь читать, но что вместе с тем ей мучительно самой хотелось прочесть, несмотря на всю тоску и на все опасения, и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь – «что бы там ни вышло потом!»… Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения… Она пересилила себя, подавила горловую спазму, пресекшую в начале стиха ее голос, и продолжала чтение одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова. Так дочла она до 19-го стиха: «И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу; Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос… «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему (и как бы с болью переводя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала):

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И буквально не давая им опомниться, Господь приводит точное и ясное доказательство их основной неправоты: «А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь». Эта блестящая отповедь явно произвела сильное впечатление на присутствующих, и недаром некий книжник, подойдя к Христу, спросил его: «Какая первая из всех заповедей?». Отметим, что это — вопрос искренне заинтересованного человека. И ответ он получает глубокий по существу и торжественный по форме: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет». Желающие всерьез задуматься над тем, что же такое учение Христа, могут сопоставить первую из Христовых заповедей с Декалогом. Отсутпления здесь нет, но есть углубление: Христос по сути говорит о том, что любви Божией следует посвятить всего себя (сердце и душу, разум и тело) и всю свою жизнь. И это помогает понять, что учение Христа — это не теория, не свод каких бы то ни было правил, а жизнь как таковая. Христос не учил в собственном смысле слова; Его учение — это введение человека в замысел Творца, красоту созданного мира, в трагедию его падения и в то, как строить свою жизненную позицию и жить в сответствии с ней. Когда люди говорят, что Иисус, конечно, преподал нам ценные моральные рекомендации, они просто не знают ни Кто такой Христос, ни что такое мораль и чем она отличается от таблицы умножения. «Следуй за Мной!», — вот квинтэссенция учения Христа, — не читай, не почитай, не поклоняйся даже, а именно что следуй. Христос даже не учит, как спастись, — Он спасает. И ужасы нынешнего состояния цивилизации проистекают именно оттого, что люди решили, что они христианство усвоили, что оно безусловно способствовало формированию важных концепций (например, понятию о личности), что привело к достижению высокого уровня жизни… а теперь мы хотим пожить для себя. А вот не получается как-то…

http://pravmir.ru/pritchi-i-zapovedi-cht...

«И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин. 8, 11 ), – говорит Христос женщине, взятой в прелюбодеянии. Мытаря, смирившегося и из глубины сердца возопившего: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» – оправдал Христос, и мытарь «пошел оправданным в дом свой» более, чем фарисей ( Лк. 18, 13–14 ). О плачущей блуднице Он говорит: «прощаются грехи ее многие» ( Лк. 7, 47 ). Разбойнику, покаявшемуся на кресте, говорит: «ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк. 23, 43 ). Царя Давида, покаявшегося в грехах своих, простил, и когда Давид сказал: «согрешил я пред Господом» ( 2Цар. 12, 13 ), Господь снял с него его грех. Манассию, беззаконновавшего и обратившегося, помиловал ( 2Пар. 33, 13 ). После всего этого читай притчу о блудном сыне и рассуждай, как преблагой отец еще издали с радостью увидел его, и мил ему был возвратившийся сын... Так Бог, Отец Небесный, с любовью принимает кающегося грешника и Ангелам велит радоваться об обращении его. «Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15, 10 ). Четии Минеи преисполнены «образами» покаявшихся грешников, получивших Божие милосердие ( 104, 1438–1439 ). Дух Святой творит покаяние в душе через Свое святое слово ( 104, 1447 ). Не может быть истинного покаяния без познания, ощущения и признания своей немощи, греха, бедности и окаянства. Все это познается и ощущается из Закона и законной клятвы (вины перед законом). Поэтому всякому, хотящему истинно каяться, нужно вникнуть в Закон и поставить свою совесть против Закона и рассмотреть, в чем закон ее обличает и стесняет; в такой стесненности, то есть чувствуя вину перед законом и гнев Божий против сделанных грехов, нужно верой прибегать ко Христу и искать милостивого избавления от гнева Божия и наказания, следующего за гневом ( 104, 1452 ). Покаяние невозможно без искоренения самолюбия ( 104, 1452 ). От истинного богопознания происходит истинное покаяние ( 104, 1454 ). Познание святости Божией учит нас очищать себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» ( 2Кор. 7, 1 ), если хотим иметь общение с Ним. Ибо осквернившемуся греховными пороками невозможно иметь общение с Ним – самой чистейшей святостью: «Бог есть свет (по учению апостола), и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1, 5 ). Этим порождается истинное покаяние в грешнике, через которое он приходит к святейшему Богу и получает общение с Ним по вере, оправдание от греховных скверн и тщательное наставление в добродетельном христианском житии ( 104, 1454 ). Размышление о смерти, о Христовом Суде, Небесном Царствии и вечной муке приводит к покаянию ( 104, 1460 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших. Итак, да не смущает вас смерть Христа: ибо если бы Он не умер, то не установил бы завета, чтобы мы были наследниками. Ибо несомненно, что завет после смерти получает силу, и мы совсем были бы недостойны наследия, так как не была бы разрушена вражда. Оно не имеет силы, когда завещатель жив. Читай и понимай это в виде вопроса. Почему и первый завет был утвержден не без крови (Исх.24:5). То, что говорил, он доказал не одним только общим обыкновением, но и событиями Ветхого Завета, что еще более убеждало евреев. Почему, говорит, то есть так как необходимо, чтобы смерть предшествовала завету, то поэтому первый завет был утвержден не без крови. Кровь - символ смерти. Но там кровь агнца, ибо Ветхий Завет был образом; здесь же, когда воссияла истина, Сын Божий плотью умер за нас. Что же значит: был утвержден? То есть стал действительным. Ибо никаким другим образом он не получил бы начала действия, если бы не предшествовало излияние крови. Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом (Исх.24:7). По закону, то есть как Бог законоположил, чтобы заповеди Его были объявляемы вслух всему народу; или все заповеди по закону, то есть что было положено законом. Взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ (Исх.24:8). Почему же были окропляемы книги и люди? Или потому, что издревле предызображалась Честная Кровь, коею окропляемся мы и сердца наши: ибо сердца суть книги, как и выше он сказал: вложу законы Мои в мысли их (Евр.8:10). Вода - символ крещения. Здесь берутся кровь и вода, быть может, для обозначения того, что из ребра Господа истекли кровь и вода; быть может, и потому, что крещение, символом коего служит вода, возвещает смерть Господню, знак которой - кровь. Иссоп же употреблялся как вещество сгущающее по причине его плотности, для подобной же цели служила и шерсть: или так как Христос - агнец, поэтому и шерсть червленая, чтобы и по цвету она имела образ крови.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

К сожалению, многие люди не только не пользуются этой возможностью, но холодностью, раздражительностью и вообще постоянной немирной настроенностью усугубляют тяжесть своих прегрешений. Мы мало задумываемся над тем, что мера любви есть мера нашего христианства: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин. 13:35 . Если нет в нас любви, значит христианство наше формальное, внешнее, холодное, а потому и бесплодное. Нам редко удается привести к Богу наших знакомых и родственников потому, что они не видят плоды нашей веры. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5: 22–23 ). Покаянные слова содержатся также во многих молитвах, которые входят в утреннее и вечернее правило. Дает ли это прощение грехов и очищение души? Ни на секунду мы не можем сомневаться в этом. Молитва – реальное общение с Богом. И если мы просим нашего Небесного Родителя простить нам согрешения наши, то получаем, ибо непреложно слово Божие: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:22 . Кроме веры, нужно исполнить еще одно условие: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф. 6: 14–15 ). Опытно известно, что прощение обид и прегрешений ближнему является для нас делом трудным, а порой даже непосильным. Отсюда и проистекает наше бесплодие. Иногда годами мы остаемся в одном и том же духовном состоянии. Неизбежным следствием этого является охлаждение в вере. Все чаще начинает приходить уныние. Святые отцы в таком состоянии советуют с покаянием обратиться к всеврачующему слову Божию: « Елижды аще падеши, востани и спасешися. Ты грешник, ты постоянно падаешь, научись восставать; позаботься о снискании этой мудрости. Эта мудрость состоит вот в чем: выучи наизусть псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, внушенный царю и пророку Давиду Духом Святым, и читай его с искреннею верою и упованием, с сердцем сокрушенным и смиренным; после искреннего раскаяния твоего, выраженного словами царя Давида, тебе тотчас воссияет от Господа прощение грехов, и ты ощутишь мир душевных своих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010