На этой вечере они совершают всегда Таинство Церкви, которое потом стало называться Евхаристией, то, что заповедал им Господь творить в Его воспоминание. От пасхальной ветхозаветной трапезы, которая совершалась только один раз в год, остается последняя ее часть, когда Господь преподал им хлеб и вино со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Таинство это было для них чрезвычайно важным, они ощущали в этом Таинстве свое соединение со Христом. Они относились к нему с особенным благоговением, конечно, молились, вспоминали, что было с ними в течение трех лет, когда они ходила с Господом, просили помощи в своих делах, тем более, что сразу же и их жизнь стала служением этому миру; они привлекали множество людей ко Христу, вызывая вражду иудеев и всего языческого мира. Жизнь их была трудной, и они обращались ко Христу с молитвой, каждый молился от всего сердца. Естественно, не было никакого чина, кроме того, который остался от Тайной Вечери, может быть, каждый апостол совершал Таинство даже немного по-своему, оставаясь верным только самому главному, детали менялись. В тот момент не ощущалось потребности узаконить какой-то чин, создать чинопоследование, никто не записывал молитв. Каждый апостол, уходя, уносил с собой это Таинство и совершал его. И оно все шире распространялось среди христиан, и делалось все более значительным. Вскоре в Иерусалиме появляется епископ – апостол Иаков, брат Господень по плоти, он упомянут в Евангелии: «Вот Матерь и братья Твои», и сначала эти братья не верят, что Иисус есть Мессия. Они знали Его с детства и сомневались в Нем. Но потом Иаков и Иуда стали верными учениками Христа, Его апостолами. В Новом Завете сохранились их послания. В Послании Иуда называет себя только братом Иакова, подчеркивая, что он раб Христов: для того, чтобы подтвердить истину, что настоящего родства, подразумеваемого под словом «брат», здесь не было.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Первым христианским таинством, с которого начинается христианская жизнь человека, является Таинство Святого Крещения. Прежде чем мы будем изучать чинопоследование таинства Крещения, следует сказать, что в сегодняшней церковной жизни при совершении этого Таинства и Таинства Покаяния мы встречаемся с очень тяжелыми проблемами, которые пока преодолеть не умеем, которые возникли в силу исторических обстоятельств и являются для нас сейчас проблемами первостепенной важности. Можно даже сказать, что трудности, связанные с Крещением и Покаянием, в наибольшей степени нарушают норму нашей церковной жизни. В чем же состоят эти проблемы, откуда и как они пришли к нам? Таинство Крещения, как вы знаете, установлено самим Господом Иисусом Христом. Не только Сам Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан и крестился от него, но и в беседе с Никодимом – фарисеем, пришедшим к Христу ночью, Господь говорит: «Аще кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие. Должно вам родиться свыше» ( Ин.3:5,7 ). Заключительными словами Евангелия от Матфея являются слова Христа: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). Таким образом, Таинство святого крещения, установленное самим Господом Иисусом Христом, есть Таинство духовного рождения, в нем дается человеку благодать Святого Духа, рождающая его в новую жизнь, в Церковь , в Царство Божие. Это есть вхождение в Церковь . Что может быть выше этого? Если человек не родится свыше, если он не захочет родиться свыше, он не может войти в Царствие Небесное, он лишается вечной жизни с Богом. Не есть ли Таинство Крещения в этом случае главный момент (необходимое начало?)  вечной жизни человека? Именно здесь решается его вечная судьба, он выбирает свой путь навсегда. Такое достоинство этого Таинства, естественно, обязывает нас к особенно серьезному и благоговейному отношению к нему. Можно провести очевидную параллель: когда рождается ребенок на свет Божий, мы употребляем все усилия для того, чтобы все было благополучно, потому что мы знаем, от того, как он родится, может зависеть вся его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Указание на троичность Божественных Лиц содержится еще в ряде новозаветных текстов: а) Заповедь, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении: Идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). Слово «имя» в этом высказывании стоит в единственном числе, хотя относится оно не к Одному из Лиц, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Свят. Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: «Сказал [Господь]... во имя, а не во имена. Ведь Он Сам сказал: Я и Отец – одно... Потому мы и говорим, что один Бог, а не два или три Бога» 323 . б) Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами ( 2Кор.13:13 ). Этими словами, которые вошли в текст чинопоследования византийской литургии, ап. Павел указывает на Сына и Духа как на два различных Лица, Которые подают дарования наравне с Отцом. в) Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино ( 1Ин.5:7 ). Это место из Послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку оно отсутствует в подавляющем большинстве греческих рукописей до IV в. и в творениях большинства греческих отцов нет ссылок на этот стих 324 . Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности Указание на личное различие между Отцом и Сыном утверждается в Прологе Евангелия от Иоанна ( Ин.1:1–3 ) 325 . На личное различие Отца и Сына указывают также следующие стихи: Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю ( Ин.14:31 ). Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю ( Ин.5:17 ). Учение о личном различии Сына и Духа Святого содержится в главах 14–16 Евангелия от Иоанна, где Господь Иисус Христос говорит о Святом Духе как о другом Утешителе ( Ин.14:16 ). Здесь возникает вопрос: почему Дух назван «другим Утешителем», какой еще есть Утешитель?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В-третьих, дается оно ему каждую литургию и каждое даже богослужение через простирание рук священника (χειροτνια), являющееся символом возложения рук Самого Бога. И что удивляться совершению рукоположения верных каждую литургию, когда каждую литургию испрашивается нисхождение благодати Святого Духа из горнего чертога её и на предложенные честные дары, имеющие стать телом и кровью Господа Иисуса Христа, и на нас молящих о том. Рукополагается же за литургией не только каждый верующий в отдельности, но и все верующие в совокупности, весь народ, как видно из приведенных ранее формул рукоположения народа. Итак, Церковь есть народ, состоящий из рукоположенных и сам в свою очередь рукоположенный и рукополагаемый через рукоположенных же своих предстоятелей. Мы бы и не дерзнули от себя утверждать всё это, если бы не гласили о том чинопоследования самой Церкви, которым мы только следуем в изложении нашем и выводах. Отбросим же «тусклое стекло», налагаемое на Церковь чуждыми ей преданиями человеческими и будем смотреть на Церковь , стоя лицом к лицу с нею, прислушиваясь к собственному гласу её исповедания. XII От рукоположенного в Церкви, и при молении всей Церкви, т. е. всех верующих, мирянина до рукоположенного —39— в той же Церкви и при том же совокупном и нераздельном молении её епископа поднимается лестница степеней. вас достойными звания и совершил всякое благоволение благодати и дело веры в силе» ( 2Фес.1:11 ). «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания» ( Еф.4:4 ). Наконец, сама Церковь именуется созывом или вызовом – κκλεσα, ибо церковь не собрание или сходбище руководимых собственным своим произволением и сходящихся или собирающихся по собственному своему произволению, не синагога; но созыв, собрание и совокупность созванных и призванных. И каждый званный становится членом, могущим и долженствующим влиять на самое тело через свое служение ему. («Дары различны, а Дух один и тот же и служения различны, а Господь один и тот же… Не каждому дается проявление Духа на пользу» 1Кор.12:4–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, мы находим, что Господь и жил по образу монашескому, и преподал его другим. И у апостолов была та же жизнь, потому и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни посоха, ни обуви и т. п., как и подобает то монахам. И не просто словами и молитвами укреплял их в этом деле (так же, как и в отношении подвига проповеди ), но и с благословением послал их и «дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 10:1 ). Эти дары были не у одних лишь апостолов и не только в те времена, но и впоследствии у святых, и особенно у святых подвижников. А о существовании монашеского обряда и священнодействия от начала и при апостолах свидетельствует великий Дионисий, который описывает, наряду с другими священными действиями, и монашеское посвящение. Таким образом, заблуждаются те, которые говорят, что монашеская жизнь возникла в более поздние времена, а не установлена Спасителем или Его апостолами. Ибо уже показано, что именно Сам Христос Бог нам преподал это, а также и ученики Его. По преданию, от них существуют и само священнодействие монашеского посвящения, и особые одежды, отличающие монахов от мирян. Об этом также упоминает божественный Дионисий. А что в писаниях святых отцов находим, что впоследствии монашеское одеяние было дано Ангелом святому Пахомию, то это верно и справедливо, ибо он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показано было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее и монашеский чин. Это: более удобное, чем хитон, облачение, затем пояс и аналав, потом кукуль и паллий, сандалии и мантия – предметы, служащие символами священнейших вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

престола; 8) Причащение Святых Таин (обязательно совершается сразу после Крещения; при Крещении младенца его «причащают губами» - см. выше); 9) окончание чина. Как и в др. вост. обрядах, существует также чин 8-го дня по Крещении, в арм. традиции состоящий из снятия с новокрещеного крещальных одежд и молитвы священника. В рукописях встречается также отдельная молитва пострижения волос новокрещеного (Initiation chrétienne. Р. 184-185). Таинство Брака Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Брак в Кане Галилейской. Миниатюра из Евангелия. 1332 г. (Матен. 7664. Л. 348 об.) Древнее арм. чинопоследование Брака достаточно сильно отличалось от совр. Задолго до свадьбы совершался краткий чин обмена жениха и невесты крестами (аналог помолвки: Conybeare. P. 108-109); само чинопоследование таинства состояло из чтений (Пс 20; Быт 1. 26-28 и 2. 18, 21-23; Ис 61.9-62.5; Еф 5. 22-33; Мф 19. 1-9; Ин 2. 1-11), прошений диакона, возложения венцов на вступающих в брак и неск. молитв священника; на 7-й день совершался чин разрешения венцов ( Conybeare. P. 109-114). Позднейшее чинопоследование таинства состоит из 3 частей (рус. перевод чина, сделанный А. М. Худобышевым - РНБ. F. I. 477, XIX в.): благословения брачных одежд, обручения и венчания. 1-я должна совершаться дома, 2-я - у врат храма, 3-я - в самом храме. В совр. практике 1-я часть обычно опускается, 2-я и 3-я - неск. сокращаются. Из 2-й части сохраняется только ее центральный момент - благословение священником колец и обмен кольцами между вступающими в брак; сразу после этого совершаются сопровождаемые молитвами и песнопениями обряды 3-й части: соединение правых рук жениха и невесты; вход в храм; чтения (из 5-й гл. Еф, 13-й гл. 1 Кор, 19-й гл. Мф), замыкаемые Никейским Символом веры; возложение брачных венцов; снятие венцов; преподание вступившим в брак общей чаши с вином (Sh. Souin). Все чинопоследование открывается и заканчивается молитвой Господней «Отче наш». В конце чинопоследования совершается благословение вступающих в брак крестом (диакон: «Святым Крестом молим...»; священник, благословляя: «Сохрани рабов Твоих...»). У армян-униатов чинопоследование Брака соединено с литургией; после Евангелия совершается благословение и одевание венцов на жениха и невесту; преподание общей чаши бывает в доме ( Raes. P. 155, 160-163, 174). В ААЦ заключение брака возможно между лицами до 5-й степени родства . Таинство Покаяния как по древним рукописям ( Conybeare. P. 190-203), так и по печатному Маштоцу (Sh. Souin) имеет сложное чинопоследование, включающее в себя множество молитв библейских и чтений; на практике исповедь ограничивается перечислением грехов кающимся, просьбой к священнику даровать разрешение; священник читает разрешительную молитву, включающую, в частности, слова из Евангелия от Матфея (18. 18) и осенение кающегося знамением креста со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Sh. Souin; Малахия Орманиан. С. 106). Таинство Священства

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Днес в Църквата се извършва Литургия по три чинопоследования: 1) Литургия на св. Йоан Златоуст (вж. текста Й) – извън Великия пост се отслужва през всички дни на годината, с изключение на дните с Василиева литургия. През Великия пост тя се извършва в съботни дни, на празниците Вход Господен в Йерусалим (Връбница) и Благовещение (ако Благовещение не се случи в ден, когато се служи Василиева литургия). 2) Литургия на св. Василий Велики, която е по-продължителна и се служи десет пъти в годината – в навечерието на празниците Рождество Христово и Богоявление, на деня в памет на св. Василий – 1януари (14 януари ст.стил), в първите пет недели от Великия пост, а също на Велики четвъртък и на Велика събота, съединена с вечернята; 3) Литургия на Преждеосветените дарове, съставена през VI век от св. Григорий Двоеслов , която се служи само във великопостните дни. Чинът на Литургията се състои от три части: – подготвителна – проскомидия (приношение); – учителна или «литургия на оглашените», на която се четат апостолските послания и св. Евангелие (на нея могат да присъстват и готвещите се за св. кръщение); – «литургия на верните», предназначена само за приелите св. Кръщение (и неотлъчени от Църквата), защото в нея се освещават светите дарове. Извън речника: Св. Литургия от св. Иоан Златоуст и раздела Православното богослужение. Литургия на верните – в православното богослужение втората, същинска част на Св. Литургия, в която се извършва Евхаристийното тайство. В древната църква в нея са участвали само верните, т.е. християните, приели светото Кръщение и неотлъчени от Църквата. Извън речника: Литургия на оглашените от св. Йоан Златоуст. Литургия на оглашените – в православното богослужение първата, учителна част на Св. Литургия, в която участват както оглашените, така и верните. Литургията на оглашените завършва с молитвено последование (ектения) за оглашените, при което свещеникът и верните молят Господ да помилва оглашените, да ги огласи със словото на истината, да ги настави в истината на св. вяра («да им открие евангелието на правдата») и да ги удостои със св. Кръщение («да ги присъедини към Своята свята, вселенска и апостолска Църква»), така че и те – заедно с верните – да славят Божието име. След ектенията свещеникът призовава оглашените да излязат от храма с възгласа «Двери, двери...». В древната Църква оглашените се оттегляли в притвора (нартекса) на храма и втората част на Литургията продължавала при затворени врати. Днес тази богоугодна практика не се спазва. Извън речника: Литургия на верните от св. Йоан Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Иоанна Златоуста », как гласит и заглавие этого выпуска, то появление его нельзя не приветствовать с живейшею радостию и глубокою благодарностию за труд. Настоящим выпуском «материалов» проф. Красносельцев не только сделал солидный вклад в литургическую науку и именно в историю разработки ее первоисточников, но вместе с тем дает прекрасное оружие в руки наших пастырей в их борьбе с раскольниками. Этой последней насущной потребности нашего времени он удовлетворит тем скорее, чем непродолжительнее будет время появления второго им обещанного выпуска, в котором он намеревается поместить древнейшие славянские чины литургии св. Иоанна Златоуста . «Вслед за греческими текстами мы помещаем, пишет в предисловии настоящего выпуска проф. Красносельцев, славянские тексты чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста : прежде всего – текст если не первоначальный, то древнейший по нескольким древнейшим рукописям синодальной, типографской и софийской библиотек, а затем славянский текст по Филофееву уставу с указанием позднейших дополнений и поправок, давших этому тексту современный вид» (стр. 4). Научным образом изданные греческие и славянские чины литургии св. Иоанна Златоуста самым наглядным образом и для наших пастырей-миссионеров и для любителей старого обряда объясняет и источники и причину разнообразия этого чина, а также то обстоятельство, каким образом получилась значительная разность между нашим современным чином литургии и тем, который был в старопечатных наших служебниках и который держится ныне у приверженцев старины. Имея в виду издание в свет обещанного второго выпуска, мы пожелаем в интересах самого издателя, во-первых, чтобы славянские чины литургии св. Иоанна Златоуста были изданы кириллицею, а во-вторых, чтобы он постарался избежать той массы корректурных ошибок, которая пестрит его настоящий первый выпуск. Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. Рецензия на книгу Н.Ф. Красносельцева " Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоуста. [Вып. 1]. Казань, 1890 " .//Богословский библиографический листок. 1890. 2-3. С. 88-94. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Как и в случае с другими древними богослужебными чинопоследованиями, непрерывно развивавшимися и менявшимися на протяжении столетий, о чине литургии апостола Марка нельзя говорить в смысле единственного и неизменного текста. Ранние фрагменты анафоры апостола Марка отличаются от более поздних; в коптском переводе чин литургии апостола Марка стал жить своей жизнью – как за счет сохранения архаичных особенностей, так и за счет нововведений уже на коптской почве; но и рукописи литургии апостола Марка в ее классической «византийской» редакции тоже совпадают друг с другом не во всем. Поэтому прежде чем привлекать литургию апостола марка в качестве источника в научных исследованиях или ставить вопрос о ее применении в литургической практике, необходимо установить историю ее текста на основе аутентичных данных сохранившихся до нашего времени древних рукописей. В то время как различных издания литургии апостола Марка воспроизводят текст той или иной отдельной рукописи или группы рукописей, академического издания ее текста всем сохранившимся рукописям не существует. Попытку подготовить такое издание предпринял Джоффри Каминг, но его работа, к сожалению, осталась неоконченной 4 ; кроме того, Камингу были неизвестны рукописи литургии апостола Марка из новых синайских находок. Настоящая статья учитывает как новонайденные (работа с ними и стала непосредственным поводом к написанию статьи), так и известные ранее рукописи литургии апостола марка и содержит краткий обзор каждой из них. Этот обзор рассматривается автором статьи в качестве начального этапа работы по изданию греческого текста литургии апостола Марка на основе полного корпуса сохранившихся свидетельств о ней. В статье будут сначала в хронологическом порядке рассмотрены наиболее ранние – IV–VII веков – папирусные и пергаментные фрагменты. Затем будут описаны рукописи Божественной литургии апостола Марка в ее развитой «византийской» версии. В конце статьи будут вкратце названы наиболее древние рукописи литургии святителя Кирилла Александрийского – то есть литургии апостола Марка в той ее версии, которая существует в Коптской Церкви, – а также свидетельства о совершении литургии апостола Марка за пределами Египта: в Нубии и Эфиопии. 1. Древнейшие фрагменты текста литургии апостола Марка

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Всякое чинопоследование имеет свою историю, более или менее сложную, очень часто эта история малодоступна в своей главной части, потому что история первых веков христианства редко доносит до нас первые богослужебные чины. Но если большая часть чинопоследований таинств уходит в глубокую древность, то чинопоследование брака составляет исключение. Это чинопоследо­вание в основных своих чертах сложилось в IX–X вв. и позже развивалось. Сохранилось много исторических источников, которые позволяют проследить это развитие. Таким образом, история этого чинопоследования может быть ярко и довольно полно прослежена. Сохранились очень полные рукописи: рукопись VIII в. – Кодекс Берберини, рукопись синайской библиотеки 957 года, рукопись синайской библиотеки «Канон иклисиатикус» (середина XII в.), рукописи Лавры Афанасия Афонского 88 и 105 (XV в.). Эти рукописи дают яркую картину того, как постепенно формировалось чинопоследование таинства брака. Они очень полно и научно описаны в лекциях по богослужению проф. А.А. Дмитриевского . Чинопоследование брака состоит из двух частей – обручения и венчания. Такое разделение на две части имеет очевидный духовный смысл: первая часть подготовительная и вторая часть главная, – подобно тому, как крещению предшествует оглашение, как Литургии верных предшествует Литургия оглашенных и т. д. Но здесь есть еще и историческая причина. Дело в том, что чинопосле­дование брака стремилось церковно оформить те обычаи, которые бытовали у разных народов издревле. Брак есть, конечно, кульминация в обрядовой жизни народа: брачные песни, наряды, традиции представляют наиболее яркую часть в творчестве разных народов. И сейчас, когда фольк­лористы собирают песни, они специально интересуются брачными песнями. Так было всегда, здесь всегда была развита народная традиция, народное искусство, обычаи разных религий находили здесь наиболее яркое воплощение. И христианство старается личную жизнь воцерковить и имеющиеся формы личной жизни очистить от всего несовместимого с христианством, остальное воцерковить и наполнить христианским смыслом, одухотворить.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010