Уже в Новом Завете Предтеча и Креститель Христов Иоанн до того, как Господь вышел на общественное служение, проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Лк. 3; 3 ), а приходившие к Иоанну Крестителю каялись, исповедуя грехи свои ( Мк. 1; 5 ). Потом призыв к покаянию прозвучал уже из Божественных уст. Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1; 15 ), – возгласил Христос. Отпускать грехи в ветхозаветное время мог только Сам Господь; в основанной же Христом Церкви такое право дается апостолам и их преемникам. Так апостолу Петру Господь говорит следующие слова: и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах ( Мф. 16; 19 ). Исповедь как главнейшая часть Таинства Покаяния, совершалась со времен апостолов: Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои ( Деян. 19; 18 ). Обрядовые формы совершения Таинства в апостольский век не были разработаны в деталях, но основные компоненты литургико-богослужебной структуры, присущие современному чинопоследованию, уже существовали. Они были следующими. 1 . Устное исповедание грехов перед священником. 2 . Поучение пастыря о покаянии сообразно с внутренним устроением принимающего Таинство. 3 . Ходатайственные молитвы пастыря и покаянные молитвы кающегося. 4 . Разрешение от грехов. Если исповеданные кающимся грехи были тяжкими, то могли назначаться серьезные церковные наказания: временное лишение права участвовать в Таинстве Евхаристии; запрещение присутствовать на собраниях общины. За смертные грехи – убийство либо прелюбодеяние – не раскаявшихся в них публично извергали из общины. Грешники, подвергнутые такому суровому наказанию, могли изменить свое положение только при условии искреннего покаяния. В древней Церкви существовало четыре разряда кающихся, отличающихся степенью строгости наложенных на них епитимий. 1 . Плачущие . Они не имели права входить в храм и должны были, оставаясь в любую погоду у паперти, со слезами просить молитв у идущих на богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Семи этапам сотворения мира и создания скинии соответствуют основные архиерейские священнодействия при освящении храма: 1) возложение краеугольного камня в основание храма; 2) сборка престола; 3) окропление престола водой и вином; 4) помазание Святым Миром и облачение престола; 5) каждение; 6) положение святых мощей под престол и в антиминс; 7) Божественная литургия. Такой порядок чинопоследований зафиксирован в древних восточных и западных богослужебных текстах (John Wilkinson, New Beginnings and Church Dedications, " Creation and Liturgy. In Honor of H.Boone Porter " , ed. Ralph N.McMichael, Jr., The Pastoral Press, Washington, 1993) . Следует отметить, что чин освящения храма в современных греческих евхологиях не соответствует древней богослужебной практике. В Русской Православной Церкви сохранилась византийская традиция, о которой свидетельствуют средневековые чиновники архиерейского служения и литургические комментарии отцов Церкви (св. Николай Кавасила, " Семь слов о жизни во Христе " , слово пятое; св. Симеон Солунский, " Разговор о священнодействиях и таинствах церковных " и " Книга о храме " ) . 1) В первый день Бог полагает " краеугольный камень вселенной " , творит духовное небо и видимую материю, а также свет. В книге Иова Бог говорит о первом дне творения: Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38. 4-7). Параллелью к этому тексту является описание закладки Иерусалимского храма в 1-й книге Ездры: Когда строители положили основание храму Господню, тогда поставили священников в облачении их с трубами и левитов, сыновей Асафовых, с кимвалами, чтобы славить Господа по уставу Давида, царя Израилева. И начали они попеременно петь: хвалите и: славьте Господа, ибо - благ, ибо вовек милость Его к Израилю. И весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня (1 Езд 10-11).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/so...

Под обманчивой внешностью, вводящей многих в заблуждение, происходит мощное и уже почти не скрываемое нападение на христианство. Нападки эти изощренные и гораздо более опасные, чем открытое преследование, потому что грозят не физической смертью, а разорением и опустошением души – духовной смертью, подпитываемой безразличием и внешним благоустроением земного бытия. Это достигается тогда, когда горделивое человечество начинает дерзко отрицать даже само существование Бога. Уповая только на собственные силы и возможности, человек возрастает в идеалах гуманизма и материализма и более не видит нужды жить по евангельским истинам и стремиться к духовному совершенствованию и, как естественное следствие всего этого, все глубже погружается в моральное разложение. Учитывая создавшееся положение, мы приблизимся к пониманию того, что ведет людей к принятию аморальных действий и к поддержке однополых браков. Свободное общество не «освобождает» Церковь от доверенных Ей Господом нравственных истин и того, чему на протяжение двух тысяч лет Она неизменно учит: что никакой греховный образ жизни, в том числе участие в противоестественных взаимоотношениях, не совместим с христианством; что те, кто продолжает вести такой образ жизни, не могут притязать на полноту участия в литургической жизни; и что Церковь никогда не изменит свое видение брачного союза мужчины и женщины, ибо он является прообразом духовной связи между Богом и Его избранным народом, между Христом и Его Церковью. Бог создал два пола и установил для них брак. По слову Господа Иисуса Христа: «В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так как они уже не двое, а одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:6-10; см. Быт. 1:27; 2:24; 5:2). Одна из главных Богом установленных целей брака – та самая, о которой по-видимому забыли руководители некоторых современных государств – это рождение детей: «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). В прошениях чинопоследования Таинства венчания нам напоминается, какие плоды Бог дарует супругам и что Он ожидает от них в ответ: «Да будет подано им целомудрие и плод чрева на пользу», «да возвеселятся они, видя сынов и дочерей» и «да будет даровано им утешение добрыми чадами». В другом молитвословии этого Таинства священник просит, чтобы Бог ниспослал брачующимся «жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное», и чтобы они сподобились «увидеть детей у детей своих». Что касается обязанности супругов хранить верность друг другу, Христос сказал: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6).

http://pravmir.ru/vostochno-amerikanskay...

Церковь на период масленой недели ограничивает своих чад церковных в пище, не разрешает вкушения мяса, в богослужении в среду и в пятницу не совершается литургия по ее торжественности, церковная служба совершается по великопостному чинопоследованию, с поклонами. Эта неделя начинается с воскресенья, а на литургии в этот день читается евангелие о втором пришествии Иисуса Христа и о Страшном Суде. Этим евангельским чтением церковь предлагает настроиться к встрече праведного Судьи, напоминает о Страшном Суде и о том, что каждый человек будет отвечать праведному Судье, когда Тот будет спрашивать каждого человека о том, как он прожил свою жизнь. И чтобы Господь не осудил за содеянные грехи, нужно покаяться. Время Великого Поста — это время покаяния и молитвы. Но чтобы искренно покаяться и исправиться, необходимы пост и молитва, которые, как два крыла, возносящие душу человека на небо. Но пост тогда будет действенен, когда он будет сопровождаться добрыми делами. Вот об этом и надо подумать на масленой неделе, а не предаваться языческому празднеству. В субботу на этой неделе вспоминаются святые, прославившиеся в посте и молитве, Святая Церковь приводит нам образцы поста, молитвы и покаяния. Масленая неделя заканчивается Прощеным воскресеньем, когда все просят друг у друга прощения, веруя в слова Господа, Который сказал: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6.14-15). Народный обычай прощения в древней Руси заключался в том, что после домашней вечерней молитвы младшие с земными поклонами просили прощения у старших; старшие, в свою очередь, испрашивали прощения у них, тоже кланялись в пояс. Христиане ходили «прощаться» со знакомыми, со священниками — своими духовными отцами. Они посещали могилы, «прощаясь» с умершими родственниками, и сокрушались о тех, которые умерли без покаяния в этом году. В начале 17-го века о чине прощения француз Маржерет пишет: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, — хотя бы никогда прежде не виделись, — целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

http://pravmir.ru/maslenica-vremya-prosi...

После омовения Патриарх и священники садятся на свои места, Предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения. Затем Патриарх читает заключительную молитву, после чего совершается отпуст Литургии. Чин умовения ног — справка (использована статья священника Михаила Желтова " Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня : освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног "  с сайта " Богослов.Ру " ) Евангельским основанием чина умовения ног, совершаемого в Великий четверг, служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20). Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения. Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении священномученика Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе с Крещением (но не вместо него).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу ап. Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве (Ин 13. 2-20). Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство Крещения. Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения Крещения в древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служит несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении сщмч. Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а также зафиксированная в IV веке на латинском Западе (но не в Риме, а в таких городах, как Аквилея, Медиолан и Иппон) практика совершать умовение ног вместе  с Крещением (но не вместо  него) x . На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовения ног как прообраза таинства Крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний xi , было также воспринято и приводится, например, у прп. Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» (IV. 13). Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий четверг с этим возможным крещальным умовением не связан.

http://bogoslov.ru/article/398148

Это и значит родиться свыше, от воды и Духа: мы умираем в воде, но Дух сотворяет в нас жизнь» 198 . Основополагающее сотериологическое исповедание христианства – «Иисус есть Христос» ( 1Ин.5:1 ) – созерцает очами веры человека Иисуса как помазанника Духом Божьим. Святой Дух почивает на Иисусе Христе и является знамением Его Богосыновства: в день Богоявления Дух видимым образом сходит на Иисуса Христа, и глас Отца свидетельствует: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф.3:17 ). Свт. Кирилл Иерусалимский видит здесь образец, в соответствии с которым и выстроено основное чинопоследование таинства вступления в Церковь : между погружением в воду и помазанием миром не должно быть значительного временного интервала, ибо новопросвещенные должны соединиться со Христом во всей полноте и совершенстве, а это значит – принять Святого Духа непосредственно после крещения, по примеру и подражанию Спасителю. «Помазанными вы соделались, – пишет свт. Кирилл, – когда прияли тождеобразие Святаго Духа: и все на вас образно, то есть в подобии, совершилось, потому что вы образ Христа... Вам, когда вышли вы из купели священных вод, преподано помазание, сообразное тому, которым Христос помазался. Оное же есть Дух Святой.» 200 . Креститься во Христа – значит обрести в Нем усыновление Небесному Отцу и стать помазанником Духа, Который «свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:16 ). Сам Спаситель учит о Святом Духе как о посреднике, соединяющем учеников Христовых с Сыном и Отцом: «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.15:26;16:14–15 ). Евангельское учение Спасителя о действии Святого Духа легло в основание святоотеческого осмысления таинства Миропомазания, в котором новопросвещенному даруется «печать дара Духа Святаго» 201 . Так, св. Николай Кавасила пишет, что «миро вводит самого Господа Иисуса, в Котором все спасение людей, вся надежда благ и от него нам общение Святого Духа, чрез Него же и приведение к Отцу» 202 . В последней молитве чина оглашения священник обращается к Богу Отцу и просит об оглашенном: «Исполни его Святаго Твоего Духа силы, в соединение Христа Твоего» 203 . Святой Дух являет Сына и соединяет с Ним, а в Нем и через Него – с Отцом. Это еще одна причина, по которой в православной традиции всегда подчеркивалась неразрывная связь таинств Крещения и Миропомазания, совершаемых в литургической практике Православной Церкви как одно неделимое таинство. Миропомазание может быть совершено отдельно от Крещения лишь в случае восполнения последнего – или по причине совершения его мирянином, или при приеме из неправославных церковных сообществ. Сотериологический аспект таинств Крещения и Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

И, возлюбив своих, которые были в этом мире, Он до конца возлюбил их, и сделался восприемником наказания, следовавшего за грехи роду нашему, за жизнь всех, и предал Себя Самого за всех на смерть, которая царствовала над нами и под властью которой мы были преданы рабству, быв проданы ей грехами нашими, и драгоценной Кровью Своей искупил и спас нас, и сошел в преисподнюю, и разрушил узы ненасытной смерти. И так как праведнику не следовало быть удержанным в аду смертью, то Он, начальник нашего спасения, воскрес из мертвых в третий день, и сделался начатком умерших, чтобы быть первым во всём, возшел на небо и сел одесную величества Твоего, Боже. И оставил Он нам в воспоминание нашего спасения это Таинство, которое мы приносим перед Тобой. Ибо, когда наступало время, в которое Он был предан за жизнь мира, после вечери в пасху закона Моисеева, Он взял хлеб в Свои святые, непорочные и пречистые руки, благословил и преломил, и вкусил 1123 , и подал ученикам и сказал: примите, ядите от него все вы; ибо сие есть Тело Мое, за вас ломимое в оставление грехов. Подобным образом и в чаше растворил вино и воду, и благословил, и испил, и подал ученикам своим, и сказал: пейте из нее все вы; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих проливаемая в оставление грехов, и так творите в Мое воспоминание, доколе Я прииду; ибо всякий раз, когда вы будете есть от этого хлеба и будете пить из этой чаши, вы будете возвещать смерть Мою до пришествия Моего (см. 1Кор. 11: 23–26 ). Итак, кто с истинной верой приступит и причастится их, тому да будут они, Господи, в отпущение прегрешений и оставление грехов и в великую надежду воскресения из мертвых и в новую жизнь в Царстве Небесном. Чин (canon). И хвалу, честь, благодарение и поклонение мы будем возносить Тебе, Отче сокровенный, и Сыну Твоему, славной отрасли (Твоей), и Духу Твоему живому и святому и животворящему, ныне, и всегда, и во веки веков. Знаменует Таинства. Диакон говорит: Воззрите на кротость, смирение и покорность Христа, Спасителя нашего, просвещенным оком ведения и с очищенным разумением покорности.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другая (молитва) Сам благий Царь всех царей и Господь господствующих, Которого страшный престол окружают Ангелы и Которого вели­чие тысячи тысяч (их) прославляют похвалами, на блеск лица Которого они взирать не дерзают, Сам Он да благословит вас всеми благословениями обоих Заветов, Ветхого и Нового. Сам Он да благословит вас всеми благословениями, которыми благословил Авраам Исаака, Исаак Иакова и двенадцать колен; Сам да будет с вами и между вами, как Он был с Иосифом в земле Египетской, и да помилует прегрешения и грехи ваши, как Он помиловал прегрешения Давида. Да услышит Он голос молитв ваших, как услышал моление ниневитян; да услышит вас во времена смятения, как услышал Иону во чреве кита; и да избавит вас от злобы людей порочных и ненавистливых, как избавил Даниила от вавилонян; да соделает Он, чтобы обитало в домах ваших и в душах ваших подобие того благословения, которое было в шатре Симовом, посылая особенно росу Свою на вас; и да сподобит вас Господь и Бог наш того неложного обетования, которое Он изрек в своем Евангелии ученикам Своим, сказав: истинно, истинно говорю вам: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем, и Я воскрешу его в последний день, и на суд не приходит, но переходит от смерти к жизни вечной (см. Ин. 6: 54–56; 5, 24 ). Сам Он да благословит собрание наше и сохранит состояние наше; да исцелит раны наши и очистит совести наши, и излиет росу благодати и милости Своей на души наши; да утвердит Он покой и мир Свой между нами, и да будем мы ознаменованы и ограждены живым знамением креста от всего вредного, молитвами блаженной Владычицы Марии и молитвами всех святых Господа нашего, которые благоугодили Ему и благоугождают, ныне и всегда. Сам, благословивший вас всеми благословениями на небе через Причастие нашей человеческой природе, и призревший нас и призвавший в царство постоянного блаженства, давший обетование сонму своих апостолов и запечатлевший изречение (Свое) словом: аминь, так чтобы о нем не было сомнения, – аминь, аминь, говорю вам, и словом аминь утверждаю слова Мои: кто вкушает животворящее Тело Мое и пьет Кровь Мою, чашу спасения, того все прегрешения Я отпущу и грехи его истреблю, призову его к Царству и дам ему наслаждаться Моими благами (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2) Таким образом на этой вечере, бывшей в первый день в Вифании, совершилось избрание и потом хранение; и ученики сказали: Где велишь нам приготовить? И, обмакнув кусок, Он подал (его) предателю, и после этого вошел в него сатана, т.е. желание предать Господа. И тотчас он вышел, чтобы сделать это, хотя Господь промыслительно на этой вечере сказал: Один из вас предаст Меня (см. Ин. 13: 21, 26–30 ), и что через два дня будет Пасха ( Мф. 26, 2 ), таинственная и вожделенная, а не законная, ибо о последней и сами они знали, и излишне было бы предсказание. После третьего и четвертого дня, сказал Господь, опустив средние дни: через два дня, то есть третий и четвертый день. И это (совершилось) на вечере в Вифании, на которой были и дела Завета. После нее Иоанн, опустив дела третьей вечери, бывшей на Сионе и таинственной, переходит к месту предательства; а третья вечеря, то есть таинственная, есть та, о которой сказано у Луки: Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания ( Лк. 22, 15 ). Следовательно, прежде страдания Он вкушал Пасху, т.е. таинственную, ибо Пасха ( Πσχα) без страдания ( πθους) не могла бы быть так названа. И так Он таинственно заклал Самого Себя, когда после вечери, собственными руками взявши хлеб, благодарив, показал и преломил, соединив Самого Себя с этим вместообразом ( μμξας αυτν τ ντιτπ). Подобным образом и чашу наполнив плодом виноградным, и благодарив, и показав Богу и Отцу, сказал: Приимите, ядите и: Примите, пейте; Сие есть Тело Мое и: Сие есть Кровь Моя (см. Мф. 26: 26–28 ). Итак, всё святое Тело и (всю) драгоценную Кровь Господа принимает всякий, хотя бы он принимал часть их, потому что Он неделимо разделяется во всех по причине соединения ( μμιξιν). Так и печать одна сообщается принимающим все ее оттиски и изображения и остается одной, не уменьшающейся и не изменяющейся и после сообщения принимающим, хотя бы они были многочисленны. Или подобно тому, как одно слово, произнесенное кем-нибудь и излиянное в воздухе, всё остается в произнесшем его и, находясь в воздухе, всё передается слуху всех, так что никто из слышавших не получает больше или меньше другого, но всё оно бывает нераздельно и всецело у всех, хотя бы слышавших было числом десятки тысяч и больше и хотя оно телесно, ибо слово есть не что иное, как потрясенный воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010