А что в писаниях святых отцов находим, что впоследствии монашеское одеяние было дано Ангелом святому Пахомию, то это верно и справедливо, ибо он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показано было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее и монашеский чин. Это: более удобное, чем хитон, облачение, затем пояс и аналав, потом кукуль и паллий, сандалии и мантия — предметы, служащие символами священнейших вещей.    Всего принадлежностей монашеского одеяния семь, как и одежд архиерея, и своим числом они свидетельствуют о совершеннейшей жизни, по числу даров Святого Духа. Впрочем, об этом мы поговорим подробнее, когда предложим наставление о каждом из существующих Таинств. 24. О том, что и Таинство святого елея, или молитвомаслия, установлено Спасителем    Теперь надо сказать и о седьмом из Таинств — о святом елее — как его установил Спаситель наш и Сам принял Его не ради Себя, но ради нас, точно так же, как принял и прочие Таинства. Скажем и о том, какую силу оно имеет.    Итак, Он установил это Таинство, когда посылал учеников Своих по двое пред лицом Своим. И они, как повествуется, «пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13). Видишь ли, что и елей этот, как и Тайну покаяния, учредил Господь? Таким образом, освящённый елей преподаётся кающимся, и исцеляет недугующих, и врачует не только тела, но и души. Об этом свидетельствует Иаков, брат Божий, говоря: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

Как говорит апостол Иоанн Богослов в своем Первом послании: «… вы имеете помазание от Святого и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин.2:20,27 ). Конечно же, все это отнюдь не означает, что мы с вами должны полагаться лишь на собственный «внутренний голос», а не на советы наших духовных наставников, учителей, рассчитывая при этом, что Господь Сам нас всему как-нибудь да научит. Подобное действие Божественной благодати, конечно же, известно нам из истории православной святости, но оно было доступно лишь высочайшим христианским подвижникам, не имевшим никакого богословского образования, но в тонкостях постигшим православное вероучение (таков был, например, преподобный Силуан Афонский ). Мы же с вами можем получить просвещение действующим в нас Духом Святым как бы «опосредованно»: через участие в церковных службах, через окормление у духовника, через чтение святоотеческой литературы, усваивая – с помощью Божьей – важнейшее для нашего Спасения и обретая – благодаря дару личной Пятидесятницы – все новые силы для следования по этому пути. § 5. История и чинопоследование Миропомазания, обрядов восьмого дня и воцерковления В древней Церкви Миропомазание внешне выглядело совсем не так, как сегодня. Как мы помним, сначала Дух Святой сошел на апостолов в виде огненных языков; потом апостолы начали возлагать на крестившихся руки – возложение рук и стало способом дарования Духа Святого. Впоследствии установилась практика низведения Духа через помазание миром (сложным составом из различных ароматных веществ), которое освящалось предстоятелем Церкви; помимо всего прочего, такой обычай стал выражением идеи единства Церкви под священной богодарованной властью епископа. Мы находим подтверждение необходимости совершения Миропомазания в дополнение к Таинству Крещения в книге Деяний Апостольских: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Словом «аминь», которое произносится после каждого водного погружения, Церковь как бы запечатлевает эти погружения. «Аминь» – «да будет так» – это печать нашей христианской молитвы. После погружения мы слышим радостный ветхозаветный 31-й псалом «Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси…». Он говорит о Божественной милости и всепрощении, об облагодатствованном и воссозданном человеке, который пребывает в исполненном Божественной славой мире. Вообще говоря, такое предощущение грядущего Божественного дара Крещения человеческому роду – как пути к очищению человечества от рабства греху, как начала новой жизни в Боге и как залога полноты эсхатологической богопричастности – присуще многим речениям Ветхого Завета. Вспомним хотя бы такие слова пророка Иезекииля: «И окроплю вас чистой водой, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» ( Иез.36:25–28 ). Существует древняя традиция (со II-III вв.) облачать новокрещеного в белые одежды. В литургических богослужебных текстах и святоотеческих писаниях эти одежды называются блистающей ризой, ризой царской, одеждой нетления. Они символизируют духовную чистоту и праведность, приобщенность «новорожденного» христианина Божественной благодати. Облачение в ризу света противостоит разоблачению одежд оглашенного, которое осуществилось еще в начале чинопоследования. Разоблачение – это отречение от ветхой, греховной жизни, как бы от тех кожаных риз, которые подменили собой утраченные вместе с грехопадением Адама одежды Божественной Славы. До грехопадения люди были облечены Божественным Светом, благодатью; утратив же – вместе с отступлением от Бога – свою первую нематериальную ризу света, Адам и Ева узнали, что они наги. Облачение в белую ризу после Крещения символизирует восстановление в человеке той райской невинности, той целомудренности, которыми он некогда обладал. Отныне, после Крещения, человек уже принадлежит не земному, а горнему, вновь сияет светом небесной славы. Как восклицает святитель Амфилохий Иконийский , я «в Крещении землю отложил и в небо облачился». 104 Святитель Амвросий Медиоланский сравнивает эти крещальные одежды с ризами Христа на горе Фавор. Преобразившийся Господь являет там ученикам Свое безгрешное человечество не в обнаженном виде, но в одежде белой как снег, то есть в нетварном сиянии Божественной славы. Божественных энергий. 105 Эта Божественная слава при Крещении касается и нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Первородный грех в молитвах чинопоследования Оглашения описывается как всеобщая порабощенность человечества диаволу, возникшая в результате грехопадения Адама и неизбежно действующая в каждом из его потомков. Это, конечно же, отнюдь не означает, что всякий человек до Крещения внутренне одержим злыми духами, что они лично обитают и властвуют в нем. Просто любой человек никогда не сможет оказаться в своем земном существовании «духовно нейтрален», автономен. Живя в этом мире, он обязательно находится в сфере влияния определенной духовной реальности. И если это не Бог, то таковой духовной силой оказывается богопротивник-сатана. Человек всегда – «чей-то». Тем самым некрещеный человек, еще не родившийся во Христе, по определению оказывается принадлежащим диаволу: не в смысле некой «одержимости» бесами, злыми духами, но в плане своего полного бессилия справиться – вне помощи Божьей – с властвующим в нем началом первородного греха. Вот эта-то личная порабощенность диаволу каждого человека и преодолевается в Крещении. Таким образом, понятие первородного греха оказывается здесь почти что синонимом именования сатаны. Как свидетельствует о таком совершающемся через Крещение освобождении человека от рабства диаволу блаженный Диадох Фотики йский , «мы возрождаемся в воле действием Святого и Животворящего Духа, вследствие чего тотчас очищаемся и по душе и по телу, если приступаем к Богу с полным расположением. При сем Дух Святой вселяется в нас, а грех изгоняется Им… Сатана… святым Крещением извергается из души». 75 Такая «персонификация» действующего в падшем человеке греха может быть соотнесена и с известными словами апостола Павла, который говорит о грехе как об обитающей внутри человека, содержащей его в рабстве и губящей его, влекущей к преступлению против воли Божьей темной духовной силе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Совершителем любого таинства является Сам Бог. Перед началом Литургии диакон говорит священнику: «Время сотворити Господеви» (Пс. 118:126); по-русски «время Господу действовать», то есть настало время, пришел час, когда действовать будет сам Бог, а священник и диакон — лишь Его орудия. И в момент преложения Святых Даров священник не действует сам, а только молится, призывая Бога Отца: «и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего». В чине Крещения священник произносит «Крещается раб Божий…», подчеркивая, что не он сам, а Бог совершает таинство. По словам святителя Амвросия Медиоланского, «крещает не Дамасий, не Петр, не Амвросий и не Григорий. Мы исполняем свое дело как служители, но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать божественные блага — это Твой дар, Господи» [ 216 ]. Крещение Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати — с него начинается христианская жизнь. Крещение — грань, отделяющая членов тела Христова от прочих людей, находящихся вне этого тела. В Крещении человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»). В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании таинства: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:3-11). Прообразом новозаветного Крещения было Иоанново «крещение покаяния для оставления грехов» (Мк. 1:4), совершенное им в водах Иордана. Вода — один из древнейших религиозных символов. В Библии вода символизирует жизнь (Ис. 35:6-7; 58:11), благодать Божью (Ин. 4:10-14), духовную и нравственную чистоту человека (Ис. 1:16). У древних евреев в обычае были частые омовения, которые, однако, так же как и жертвенная кровь, не могли смыть первородного греха и освободить человека от власти диавола. Крещение Иоанново по форме было похоже на эти ритуальные омовения, по смыслу же было приготовительным к встрече Христа: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1:3). Христос пришел к Иоанну креститься не для того, чтобы омыться, так как был безгрешен и чист, но чтобы Своим погружением в Иордан освятить воды реки, наделить их Своей энергией и силой, сделать их животворными и живоносными. В таинстве Крещения тоже освящается вода, для чего читаются молитвы с призыванием Святого Духа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Бескровной Жертвой называет святую Евхаристию 7-й Вселенский (2-й Никейский) собор, а также Трулльский собор (в 28 и 32 правилах). Также называют Евхаристию и многие молитвы, содержащиеся в древних чинопоследованиях литургии. Вопрос : Как следует понимать слова Господа об Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22, 19 ; 1Кор. 11, 24–25 )? Ответ : Эти слова не означают одного лишь восстановления в памяти спасительных событий, уже совершившихся («Крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение») или имеющих совершиться согласно Откровению («второе и славное паки пришествие»). Слово «воспоминание» имело в богослужении Ветхого Завета особый смысл, а именно смысл представления чего-либо пред лице Божие с целью снискать милость и благоволение Всевышнего путем своего рода напоминания о вере и надежде просителя. «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ... полную горсть муки с елеем и со всем ливаном, и сожжет сие священник в память на жертвеннике; это жертва, благоухание, приятное Господу» ( Лев. 2, 1–2 ). Дым от жертвы, восходя вверх, как бы напоминал Богу о приносящем жертву и преклонял к нему милость Божию. Сожигаемая часть жертвы носила название «в воспоминание» или «в память». В Новом Завете, по мысли отцов и учителей древней Церкви, также происходит как бы непрерывающееся напоминание Богу о людях и человеческих нуждах, которое совершает Сам Вечный Первосвященник Нового Завета (см. Евр. 7, 25–26 ) Господь Иисус Христос. И Господу угодно, чтобы это ходатайство Его за людей совершалось не только на небе, но и в процессе евхаристического жертвоприношения на земле. При этом жертвенным даром служат уже не какие-либо вещественные приношения, а собственные Его Тело и Кровь, принесенные однажды за весь мир на Голгофе и чудесное воспроизводимые на алтарях христианских храмов. В таком случае слова «в Мое воспоминание» означают: совершайте это священнодействие, т.е. Евхаристию, так, чтобы оно было Моей жертвой воспоминания за вас пред Отцем, – следовательно, совершайте его в точном соответствии с его установлением на тайной Вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Именно так общее елеосвящение доныне совершается в греческой традиции; в русской традиции существуют разные практики. Последний из особых чинов Великого Четверга, чин умовения ног, является одним из самых ярких с внешней стороны церковных последований. Его евангельским основанием служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве ( Ин.13:2–20 ). Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство крещения. Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения крещения в Древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служат, во-первых, несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении священномученика Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а во-вторых, зафиксированная в IV веке на латинском Западе 50 практика совершать умовение ног вместе с крещением (но не вместо него) 51 . На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовения ног как прообраза таинства крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний 52 , было также воспринято и приводится, например, у преподобного Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» (IV. 13). Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий Четверг с этим возможным крещальным умовением не связан. Чинопоследование умовения ног Великого Четверга впервые засвидетельствовано в Иерусалиме в VI–VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде. В грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где этот чин встречается впервые, он расположен между литургией Великого Четверга и бдением Великой Пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия ( Ин.13:3–30 ), ектению, молитву, собственно умовение ног и заключительный тропарь-ипакои.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

помазания, которое дало имя Господу». В греческом тексте Нового Завета можно тоже встретить интересные строки. Например, в послании к Коринфинам говорится: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» Еще один важный термин – «сфрагис», что значит «печать». Крещение и миропомазание рассматриваются как печать. и до сих пор в нашем чинопоследовании священник сопровождает послекрещальное помазание словами: «Печать дара Духа Святаго». В первом послании Иоанна богослов говорит: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все» (1 Ин. 2,20). Исследователи спорят до сих пор, было это реальное помазание или символическое, но тем не менее богословские основы помазания как литургического элемента уже присутствуют в то время. В Ветхом Завете помазывали царей, священников и пророков. В Новом Завете самое близкое из них к послекрещальному помазыванию это помазывание священника. Апостол Петр называет всех христиан «царственное священство». Действительно, вся жизнь христианина становится жертвой, которую он приносит в Церкви христовой. Помазание делится на две части: пресвитер мажет все тело, и епископ возлагает руки с помазанием головы и особой молитвой. Далее следует Поцелуй мира, который был знаком вхождения в семью. Прилюдно поцеловать человека возможно было только тогда, когда он был твоим родственником. Древнеримская помолвка, например, заканчивалась поцелуем молодых. Таким образом, после крещения катехумены становились братьями и сестрами для всех членов общины. Неоднократно в посланиях апостола Павла мы видим строки: «Приветствуйте друг друга святым целованием». Это знак того, что все члены Церкви – братья и сестры во Христе. В древней Церкви существовала не одна схема процесса крещения. Средиземноморская схема существовала из этапов: Вместе с тем в Сирии и Палестине до четвертого века сохранялась схема, которую мы рассматривали на примере крещения сотника Корнилия: До четвертого века единства в христианской практике не было, мирно сосуществовали разные практики.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

Дий Матфиев. Положим, это верно, но как же сказано: кождо нас в дому некоем особочинением по добродетели… закалает Агнец и причащается тоговы плоти, и потом: комуждо свой бывает агнец Иисус Христос? Я. Прежде всего желательно было бы слышать, как сами-то беспоповцы толкуют эти слова? Дий Матфиев. По-нашему так понимается: каждый христианин в некоем дому, в своем или в другом каком-нибудь, закалает агнца и причащается Христу добрыми делами, а так как у каждого свои добродетели, то и Агнец у каждого свой – Иисус; добродетели различны, потому и причащаемся каждый по мере, яже в коемждо веры. Я. Ничего похожего на учение святителя Никиты Ираклийского у беспоповцев нет. Не добродетелью, написано, причащается христианин, но по добродетели, т. е., он должен приготовлять себя к причащению Тела и Крови Христовой подвигом христианских добродетелей, – таинством покаяния, постом, молитвою, благотворением и т. п. Сообразно с этим, или, как сказано, по добродетели, христианин причащается Тела и Крови Христовой. «Да испытывает же себя человек, – пишет апостол, – и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». ( 1Кор.11:28–29 ). Нужно готовиться к таинству святого причащения путем добрых богоугодных дел. И слова: комуждо свой бывает Агнец Иисус Христос нужно понимать так, как написано – буквально. В чине литургии иерей глаголет сие, внегда раздробляет святой Агнец: раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый, и не разделяйся, иже всегда ядомый, николиже снедаемый. Из этого понимайте, что святого Агнца раздробление вовсе не означает того, что Христос разделяется. «Разве разделился Христос?» – упрекает апостол христиан, творящих распри. Хотя святой Агнец раздробляется, но не разделяется, – каждая отделенная от святого Агнца частица, как бы она ни была мала, пребывает всецело Агнцем. «Один хлеб, – учит апостол, – и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:17 ). Каждый причастник, принимая часть от раздробления святого Агнца, причащается целым Агнцем, поэтому-то у святителя Никиты Ираклийского и сказано: комуждо свой бывает Агнец Иисус Христос. Защищая свое ложное учение, беспоповцы искажают учение святителя Никиты Ираклийского. В свою защиту они приводят из учения святителя Никиты Ираклийского следующее: некиим особочинением… закалает Агнец, и воображают себя правыми; но скажите, пожалуйста, по какому чинопоследованию закалается у вас агнец?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Верующим в Боговоплощение. Верующим в богодухновенность Священного Писания. Перед нами довольно узкая группа людей, которым доступен разговор о таинствах. Говорить о Причастии тем, кто считает Библию сборником басен, значит давать на осмеяние это Таинство. Мы несем очень большую ответственность за то, что и кому мы говорим. Недаром в древней Церкви при совершении Таинства Евхаристии могли присутствовать только верные, то есть крещеные. Перед Крещением человек должен проходить пять огласительных бесед: о Боге, о творении мира, об Искуплении, о Церкви (таинствах), о добре и зле. В беседе о Церкви сообщается о том, какие таинства существуют, при этом рассматривается лишь общее их значение, без детального разбора. Подробно разбирается последование только одного таинства – Крещения. Тем, кто уже принял Крещение, необходимо сообщить о чинопоследовании Божественной литургии. Это дисциплина аркана, дисциплина тайны, которая была выработана еще в II-III вв. по Р.Х. Она предполагает сокрытие неких доктрин от неподготовленного человека. Причем эта дисциплина действует и по отношению к другим догматам. Например, догмат о Святой Троице нельзя рассказывать тому, кто не верит в Единого Бога, потому что он воспримет это как рассказ о существовании трех богов. Что такое таинство? Слово «тайна» переводится с греческого как «мистерия». Оно имеет несколько значений: «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им» ( Пс. 24, 14 ). Здесь мы видим прямую связь тайны Господа с тайной Завета между Богом и людьми. Тайной Бога называется тайна действий в этом мире, когда Бог являет Свою силу в этой вселенной. Поэтому Православная Церковь признает только одну тайну – Боговоплощение: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3, 16 ). Таинство до конца непостижимо, человеку остается благоговейно молчать и принимать силу Божию. Мы не знаем, почему нужно крестить в воде, зачем надевать медные короны при венчании – это тайна, Богу так захотелось.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010