1Пет. 1, 12 ), выведший нас из бездны на свет, даровавший нам из смерти жизнь, подавший нам из рабства свободу, рассеявший находящийся в нас мрак греха явлением Единородного Твоего Сына, Сам и ныне, Владыка Господи, наитием Всесвятого Твоего Духа, просвети очи ума нашего, чтобы (нам) неосужденно причаститься 922 бессмертной и небесной этой пищи, и освяти нас всецело по душе, телу и духу, чтобы нам со святыми Твоими учениками и апостолами изречь Тебе эту молитву: Отче наш, сущий на небесах, и проч. Гласно: И сподоби нас, Владыка человеколюбивый Господи, с дерзновением, неосужденно, с чистым сердцем, просвещенной душою, с непостыдным лицом, освященными устами иметь смелость призывать Тебя, сущего на небесах, святого Бога Отца, и говорить: Народ Отче наш, сущий на небесах. Священник молится: Так, Господи, Господи, не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо великое Твое милосердие знает, что мы не можем переносить по великой своей немощи, но дай при искушении и облегчение, чтобы мы могли перенести (см. 1Кор. 10, 13 ). Ибо Ты дал нам власть наступать на змей и скорпионов и на всякую силу врага. Гласно: Ибо Твое царство и сила. Народ Аминь. Священник Мир всем. Диакон Головы ваши 923 Иисусу 924 приклоните. Народ Тебе 925 , Господи. Священник молится: Владыка Господи Боже, Вседержитель, сидящий на Херувимах и прославляемый Серафимами, устроивший из вод небо и украсивший (его) сонмами звезд, поставивший в высотах бестелесные воинства Ангелов для вечных славословий, Тебе приклоним мы выю душ и тел наших, являя знак рабства, и просим Тебя, отгони мрачные нашествия греха от ума нашего и просвети божественными лучами Святого Твоего (Духа) 926 ум наш, чтобы, исполнившись вéдения Твоего, мы достойно причастились предложенных нам благ, пречистого Тела и драгоценной Крови Единородного Твоего Сына, Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, простив нам всякого вида грехи, по великой и неисследимой Твоей благости, благодатью и щедротами и человеколюбием Единородного Твоего Сына, – гласно, – через Которого и с Которым Тебе слава и держава со Всесвятым и Благим и Животворящим Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диакон Отвечайте. Народ Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля святой славы Его. Священник Поистине полны небеса и земля святой славы Твоей, через Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, со Святым Духом, во веки веков. Аминь. Свят Сын Твой, Который пришел и родился от Девы, чтобы исполнить волю Твою и составить Тебе народ святой. Здесь священник возложит руки свои на кадильницу и тотчас прострет их над Дарами 1014 . Народ По милосердию Твоему, Боже, а не по беззакониям нашим. И говорится трижды. Священник Он простер руки свои на страдание, пострадал, чтобы избавить от страданий тех, которые надеются на Тебя; предал Себя Самого собственной волей на страдания, чтобы разрушить смерть и расторгнуть узы сатаны, попрать ад, установить завет Свой и явить Воскресение Свое. В ту самую ночь, в которую Он был предан, Он взял хлеб в святые, блаженные и непорочные руки Свои, воззрел на небо к Тебе, Отцу Своему, благодарил, благословил, освятил и подал ученикам Своим, говоря: примите, ядите от него все вы; этот хлеб есть Тело Мое, за вас ломимое в оставление грехов. Аминь. Народ Аминь, аминь, аминь. Веруем и исповедуем, славим Тебя, Господи Боже наш, и так веруем, что это есть поистине Тело Твое. Священник Также и чашу благодарения благословил и освятил и сказал им: примите, пейте из нее все вы; сие есть чаша Крови Моей, за вас проливаемой во искупление многих. Аминь. Народ (на слова) о Чаше скажет: Аминь. Поистине это есть Кровь Твоя; веруем. Священник И всякий раз, как будете делать сие, будете творить воспоминание обо Мне. Народ Смерть Твою возвещаем, Господи, и веруем святому Воскресению Твоему, Вознесению Твоему и Второму Пришествию Твоему; молимся Тебе, Господи Боже наш; веруем, что это воистину так. Священник И ныне, Господи, воспоминая Смерть и Воскресение Твое, приносим Тебе этот хлеб и эту чашу, благодаря Тебя, что Ты через них сделал нас достойными предстоять перед Тобой и совершать священническое служение Тебе. Просим Тебя, Господи, и умоляем Тебя, ниспошли Святого Духа и силу (Его) на этот хлеб и на эту чашу, и да сотворит Он то и другое Телом и Кровью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, псалмы и библейские песни это “тканевая основа” всего строя православного богослужения. Столь полное и систематическое использование псалмов в христианском богослужении является преображением боговдохновенной практики ветхозаветного Храма; псалмы оказываются главными пророческими текстами, в которых прогревалось, а ныне осуществилось спасение верных во Иисусе Христе посредством покаяния и благодарения, являющихся основной темой псалмов. Начало богослужебного употребления библейских песен можно относить к XVI веку до Рождества Христова – времени Исхода Израиля из Египта, а псалмов, по крайней мере, к X веку до Рождества Христова – времени жизни царя-пророка Давида. Следовательно, культовое действо, сопровождаемое воспеванием псалмов и им подобных гимнов имеет более чем трехтысячелетнюю практику. II.4. Молитвы Собственно говоря, все богослужение в целом можно рассматривать как единую молитву – покаянную ли, хвалебную ли, просительную ли. В то же время молитвой по преимуществу следует считать ектении с призывами “Господу помолимся” и ответы народа на эти призывы “Господи, помилуй”. В чинопоследованиях богослужений, содержащихся в Апостольских постановлениях и в древних списках Литургии, молитвами называется то, что теперь мы называем ектениями. Впервые молитва в означенном виде прозвучала из уст Соломона по окончании строительства Храма: “Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля... услышь и помилуй; ... при всякой молитве, при всяком прошении... Ты услышь с неба, с места обитания Твоего и помилуй...” ( 3Цар.8:22–53 ). Всю молитву Соломона можно свести к семнадцати прошениям, обращенным к Богу: “Услышь и помилуй”. Кстати, на службе христианской вечерни ектения “Рцем вси” в соединении с ектенией “Исполним вечернюю” тоже содержат семнадцать прошений. Таблица 8. Молитва Соломона: 1 Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу;... Господи..., исполни рабу Твоему Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему, сказав: „не прекратится у тебя пред лицем Моим сидящий на престоле Израилевом,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Конечно, на чинопоследования, собранные в старых Требниках, нужно смотреть не как на магические действа, но именно как на знак присутствия Божия среди нас. Прочитав такие тексты, можно увидеть многогранную реальность человеческого существования, представленную детально и как бы выпукло. Вернемся, однако, к тексту 6-й главы Евангелия от Иоанна. Иисус достаточно настойчиво повторяет, что тот, кто вкушает Его Плоть и пьет Его Кровь, станет причастником жизни вечной. И наоборот, тот, кто не ест Его Плоти и не пьет Его Крови, не войдёт в жизнь вечную. Об этом говорится несколько раз, и мы видим, что слова Христа вызывают довольно резкую реакцию слушателей. «Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?» (ст. 60). Они говорят об этом даже с каким-то раздражением. И дальше, в 66-м стихе, сообщается: «С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» — настолько отрицательным было впечатление у людей, считавших себя учениками Иисуса, от Его слов о том, что «ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Выше упоминается о том, что некоторые из них роптали и говорили: «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес?» Есть и еще один эпизод, когда ученики, возмущаясь, говорят: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Им кажется это нелепостью. Такая отрицательная реакция учеников Иисуса из числа иудеев вполне понятна: Его слова и в самом деле шокируют слушателей. Начиная с 54-го стиха и далее Иисус несколько раз говорит о том, кто «будет есть» или «не будет есть» Его Плоть. Но суть не только в этом. Употребленный здесь глагол обычно присутствует в литургической формуле «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое…». А в греческом оригинале употреблен другой глагол — со значением «грызть зубами» или «жевать», достаточно определенно передающий процесс жевания, кусания. К сожалению, это не нашло отражения в Синодальном переводе, более того, даже владыка Кассиан (Безобразов) не счел возможным точно перевести этот глагол, а употребил славянское причастие — «ядущий», т. е. сделал стиль возвышенным, тогда как в Евангелии он шокирующе занижен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Исходя из данного расположения молитв, можно сказать, что оглашаемые слушали чтение Священного Писания и поучение, затем произносились о них молитвы и предстоятель читал над ними молитву руковозложения, после чего они удалялись из храма и все дальнейшее чинопоследование уже относилось к литургии верных. После перечисленных двенадцати молитв в Евхологионе имеется приписка: «Все эти молитвы читаются перед молитвой приношения» 78 . Источником сведений о предъевхаристическом синаксисе Малоазийских Церквей является XIX правило Лаодикийского Собора 79 . В эпоху римского владычества на Востоке Лаодикия была одним из экономически мощных и культурных центров Фригийской провинции (не следует смешивать с Лаодикией Сирийской – родиной ересеарха Аполлинария). Лаодикийская Церковь была основана апостолом Павлом, что видно из Послания к колоссянам: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано в Лаодикийской Церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (4,16). Вторично Лаодикийская Церковь упоминается в Откровении апостола Иоанна Богослова в числе семи малоазийских Церквей: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (3,17–18). Возможно, что духовная нищета жителей Лаодикии при наличии у них материального благосостояния, о чем писал апостол Иоанн, со временем проникла в церковную среду, что вызвало необходимость соборных определений – шестидесяти правил, касающихся прав и функций разных членов клира, взаимоотношений христиан с язычниками и еретиками, церковной дисциплины и богослужения. В частности, XIX правило гласит: «Подобает, во-первых, по беседах епископских (что подразумевает предварительное чтение священных книг. – К У.) особо творити молитву об оглашенных, а по исшествии оглашенных быти молитве о кающихся; когда же и сии приидут под руку и отыдут, тогда совершати молитвы верных три: едину, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Священник после Исповеди в некоторых случаях может даже запретить кающемуся приступить к Евхаристической Чаше. Почему же он это делает? Быть может, здесь мы можем воспринять такую епитимью как наказание грешника? Нет. И это тоже не наказание. Священник, напротив, оберегает кающегося, заботится о его благополучии. Следует помнить, что, если человек причащается недостойно, это может нанести ему непоправимый духовный и даже физический вред. Апостол Павел свидетельствует в Первом послании к Коринфянам: «… кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:27–30 ). И вот ради того, чтобы человек, неся в себе последствия особо тяжких прегрешений, не навлек на себя гнев Божий недостойным причащением, священник не допускает его причащаться Святых Христовых Таин. Батюшка как бы ограждает его от опасности быть пожженным благодатным Евхаристическим огнем. И пока человек не исправится, пока он не очистится, он не смеет, не должен приступать к Евхаристии. Кратко напомню при этом: если священник наложил на кающегося запрет причащаться, то снять такой запрет может лишь этот же священник. Только в одном случае – если человек при смерти и не может обратиться к наложившему на него запрет священнику – в соответствии с 32-м апостольским правилом над ним может прочитать разрешительную молитву другой батюшка. Это единственное исключение. Хотя следует отметить и то, что в случае наложения на христианина каким-либо «младостарчествующим» священником чрезмерно тяжелой епитимии этот христианин имеет право обратиться за разрешением подобного недоразумения к правящему архиерею. В конце чинопоследования Таинства Покаяния, в соответствии с указанием Требника, звучат «Достойно есть…», «Слава и ныне» и совершается отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Чтобы пережить эту радость, приобщиться к ней, сделать её своим достоянием, нужно с верою и благоговением воспринять всё содеянное Христом и с готовностью нести свой крест. Да, Царствие Божие усилием берется (ср. Лк 16:16 ), но это совсем не значит, будто его можно заполучить только своим усилием; оно – всецело дар Божий. Личность, выкристаллизованная подвигом, так воссоздаётся Богом, что предстаёт уже новым творением, см. Откр 21:5 , и богоподобность её в очах Божиих дороже всех сокровищ мира. Но своего цветения личность достигает и собственным усилием, в особенности участием в евхаристической трапезе; Евхаристия реально осуществляет онтологическое единство жизни верующих со Христом и друг с другом во Христе: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин 6:56 ). Единением человека со Христом созидается Церковь , – Христово мистическое Тело, переживаемое человеком как ликование и радость. Другого пути и средства к соединению с Богом для человека нет: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин 6:53 ). Тайнодействие объемлет христиан и этим вовлекает их в единство, которое их, как и саму Церковь , преобразует в тайну Царствия. Именно Евхаристией собирает Господь Церковь ; вкушая Плоть и Кровь Спасителя, верующие становятся сопричастными Его богочеловечеству. Всё в Литургии имеет вневременной, даже надвременной характер. В её чинопоследовании уже горят краски будущего преображения мира, её тайнодействием в мироздание вводится Божественная сила всеобщего воскресения и вечной жизни. Литургия есть осуществление и претворение в жизнь слов Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин 6:54 ). В своём окончательном свершении Литургия, по словам преподобного Максима Исповедника , означает конец этого мира, конец и отмену истории, победу над убегающим и разделяющим временем. Это – конечное таинство; нельзя простираться далее, нельзя даровать человеку большего... Это Христос в человечестве Своём – но и облагодатствованное человечество, в своём молитвенном напряжении дерзающее следовать Ему. Читать далее Источник: Тимаков А.В. Страстная седмица – осмысление Христова Креста.//Альфа и Омега. 2008. (53). С. 102-114. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Потому-то и удержал Он, сказав: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов . Господь возводил его к нетленному веку и поставил рядом с бессмертными Ангелами по силе его пламенной ревности. Ты не мёртв, говорит, а потому не заботься о мёртвых останках родителей. 23. Что означают слова Христа «Никто, возложивший руку свою на плуг…» И что же Он говорит некоему человеку, желавшему сделать распоряжения об остававшихся в его доме – о жене и прочих? Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия . Ты начал возделывание не человеческое, но перенёс свой труд на Небо, так что не будешь благоуспешен, если станешь обращаться к временному. Знай же, что меняешь Царство Небесное на дом твой и пребывающих в доме. Итак, мы находим, что Господь и жил по образу монашескому, и преподал его . И у апостолов была та же жизнь, потому и убеждал их Господь не иметь ни двух одежд, ни посоха, ни обуви и т. п., как и подобает то монахам. И не просто словами и молитвами укреплял их в этом деле (так же, как и в отношении подвига проповеди), но и с благословением послал их и дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь . Эти дары были не у одних лишь апостолов и не только в те времена, но и впоследствии у святых, и особенно у святых подвижников. А о существовании монашеского обряда и священнодействия от начала и при апостолах свидетельствует великий Дионисий, который описывает, наряду с другими священными действиями, и монашеское посвящение. Таким образом, заблуждаются те, которые говорят, что монашеская жизнь возникла в более поздние времена, а не установлена Спасителем или Его апостолами. Ибо уже показано, что именно Сам Христос Бог нам преподал это, а также и ученики Его. По преданию, от них существуют и само священнодействие монашеского посвящения, и особые одежды, отличающие монахов от мирян. Об этом также упоминает божественный Дионисий. А что в писаниях святых отцов находим, что впоследствии монашеское одеяние было дано Ангелом святому Пахомию, то это верно и справедливо, ибо он получил от Ангела некоторые особые принадлежности монашеской одежды, которые должны были послужить символами высших вещей. Когда благочестие начало мало-помалу распространяться и преуспевать и церковных чиноположений стало больше, когда обряды литургии и крещения, чинопоследования и псалмопения получили благолепнейший вид усилиями святых мужей, которых в разное время воздвигал Святой Дух, тогда показано было Ангелом святому Пахомию то, что могло благоустроить и сделать благоприличнее и монашеский чин. Это: более удобное, чем хитон, облачение, затем пояс и аналав, потом кукуль и паллий, сандалии и мантия – предметы, служащие символами священнейших вещей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

14:16–17); и «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Крестная смерть Христа сделала возможным дарование нам Святого Духа, и во Христе мы становимся царями, священниками и христами (помазанниками), получая не ветхозаветное священство Аарона, или царство Саула, или помазание Давида, но новозаветное священство и царство Самого Христа. Через Миропомазание мы становимся сынами Божьими, потому что Святой Дух есть «дар усыновления» («сыноположения дарование», как читается в литургии святителя Василия Великого). Так же как и благодать Крещения, дар Святого Духа, получаемый в Миропомазании, должен быть не просто пассивно воспринят, но активно  усвоен. В этом смысле преподобный Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианина – «стяжание Святого Духа». Божественный Дух получен нами в залог, но Его предстоит стяжать, то есть приобрести, войти в обладание им. Святой Дух в нас должен принести плод. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание… Если мы живем духом, то по духу и поступать должны», – говорит апостол Павел (Гал. 5:22, 25). Все таинства имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует дару, который он получает. Крещение является Таинством, которое открывает уверовавшему во Христа вход в Церковь. Без принятия Крещения невозможно быть православным христианином. В современной практике Православной Церкви в чинопоследование Таинства Крещения инкорпорировано также Таинство Миропомазания. Представляется поэтому логичным рассмотреть Таинства Крещения и Миропомазания в одной главе.   Формирование чинопоследования   Исторически христианскому Крещению предшествовало Крещение Иоанново, о котором рассказывается в Евангелии (Мф. 3:1–12; Мр. 1:4–8; Лк. 3:3–17). Это Крещение по форме напоминало ритуальные омовения, распространенные в иудейской среде. По содержанию же оно было  Крещением покаяния для прощения грехов (Лк.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Молитвенное поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Писании говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем (см.: Втор. 26:14 ). В Книге пророка Варуха содержится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших ( Вар. 3:4–5 ). Праведный Иуда Маккавей молился о своих погибших воинах, присвоивших вещи, посвященные идолам, так: Да будет совершенно изглажен содеянный грех ( 2Мак. 12:42 ). Затем, по его распоряжению, было собрано двести тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы священник храма принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха ( 2Мак. 12:45 ). В Новом Завете о молитвах за усопших прямо не говорится, что можно объяснить ранним становлением канона Нового Завета, когда большинство апостолов были живы и актуальность заупокойных молитв была не столь очевидной. Вообще, молитвенный строй Церкви в этот период ещё только формировался, и странно было бы искать в Священном Писании прямые предписания для всех церковных священнодействий. Церковное учение о заупокойных молитвах вполне согласуется с Евангелием, ибо Христос имеет ключи ада и смерти ( Откр. 1:18 ). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни: Если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф. 12:32 ) – значит, есть и такие грехи, которые могут быть изглажены после смерти. Молитвы об усопших содержатся во всех древнейших чинопоследованиях Литургии, дошедших до нас, и имеют широкое обоснование в святоотеческих творениях, в житиях святых и другой духовной литературе. Умершие члены Церкви лично уже не в состоянии изменить свою участь, но в силу любви ближних и единства Церкви такое изменение возможно. Любовь связывает души, даже разделенные порогом смерти, поэтому живущие на земле члены Церкви способны вымаливать усопших в меру своей любви и духовного подвига, воспринятого ради души усопшего человека. Пример действенности такой любви имеется в Евангелии, когда друзья расслабленного человека принесли его к ногам Иисуса, и Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои ( Лк. 5:20 ). Не вера расслабленного, а именно вера и любовь ближних стала основанием для его спасения. Подобное происходит и с душами умерших. Молитвы за умерших являются выражением нашей любви и веры. Притом они важны не только для самих умерших, но и для живых. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Всякий подвизающийся о спасении ближнего сперва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела» 724 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010