Добрыниха. Женская община иконы Божией Матери " Отрада и утешение " . Собор Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1899 году в обители приступили к строительству соборного храма, проект которого выполнил академик архитектуры С. У. Соловьев, а декабре 1900 года графиня передала общине всю землю, которой владела (более 1071-й десятины).  Архитектор С. У. Соловьев создал уникальный проект четырехстолпного пятиглавого храма крестово-купольного типа с тремя высокими апсидами и пониженным западным притвором. Собор сооружался по типу храмов конца XVI — начала XVII столетия в древне-русском Ростово-Суздальском стиле. Украшенный золочеными крестами пятиглавый собор имел три притвора — с северной, западной и южной стороны. Собор имел два престола: главный посвящен Успению Божией Матери, а придельный с правой стороны в честь Всех святых. Алтари от храма отделялись невысокими каменными, украшенными живописью и золоченой резьбой иконостасами с небольшими вратами. Храм был расписан в древнерусской манере масляной живописью художниками Соколовым и Н. Пашковым. Роспись во многом сохранилась и до наших дней. Строительство собора заняло четыре года и 22 августа 1904 г., было совершено его великое освящение. Службу возглавлял Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), ставший впоследствии священномучеником. Ко времени освящения собора в богадельном корпусе была открыта вторая домовая церковь во имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного, а на кладбище для отпевания усопших поставлена деревянная на каменном фундаменте часовня. Число же сестер в общине достигло 200. Говоря современным языком, при общине «Отрада и Утешение» был создан образцовый реабилитационный центр, не имевший в то время аналогов в мире. В соответствии со святоотеческим учением, его основу составляло прежде всего духовное обновление человеческой души. Матушка Магдалина для осуществления своего богоугодного замысла построила также церковно-приходскую школу, приют для бедных детей, больницу, двухэтажный сестринский корпус с домовым храмом и богадельню. Кроме того в общине имелись мастерские и различные подсобные помещения.

http://sobory.ru/article/?object=22468

Закрыть itemscope itemtype="" > Дорогами единства Многонациональный народ России – блеф или реальность? 03.11.2022 3394 Время на чтение 17 минут Фото: Предоставлено автором Приближается очередной День народного единства. Для меня это светлый праздник. И очень личный. Во-первых, это День Казанской иконы Божией Матери, Спасительницы России, коей неустанно молюсь. Во-вторых, именно Нижегородское ополчение под предводительством моего земляка земского старосты Кузьмы Минина и доблестного воеводы князя Дмитрия Пожарского четыре столетия назад освободило Россию. В-третьих… Имел автор этих сток непосредственное отношение к учреждению на земле Русской истинно всенародного празднества – Дня народного единства. В связи с чем кое-что и кое о чем еще теперь расскажу… В далеком уже от нас 2012 году встретилась мне заметка в областной газете «Земля нижегородская», автор – мой давнишний друг еще с «младых ногтей» известный нижегородский журналист Вячеслав Федоров. «Старый, посохший уже давно дуб преградил нам дорогу, – писал Вячеслав Вениаминович. – А больше и некуда идти – мы были у цели. Дуб наклонился над озерцом и уже много веков отражался в его водах. Когда-то он был могучим, с густой шапкой листвы, а сейчас окаменевшие корни едва удерживали его на обрыве... Дуб иссох, но не поклонился времени...». И возмечтал я у этого древнего дуба побывать. Потому как непрост дуб, ох, непрост! Расположен у озерца в селении Шобашкаркасы в 17 километрах от Чебоксар, нынешней столицы Чувашии. По преданию, у этого дуба скончался русский народный герой нижегородский земский староста Кузьма Минин. Случилось это весной 1616 года. По заданию Царя Михаила Романова Кузьма Минин, тогда уже думный дворянин, ездил в Казань и близлежащие края, где «черемиса заворовала». С проблемой на месте Кузьма разобрался, А на обратном пути в Москву занедужил. Остановилась их команда во владениях чувашского князя и воеводы Буртаса (это как раз и есть Шобашкаркасы). Князь Буртас был давним другом и соратником Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, по преданию – «третьим человеком в ополчении» 1612 года, с немалым чувашским войском влился в общие ряды ополченцев ради освобождения Москвы от иноземных оккупантов.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/03/do...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Многострадальная замечательная жизнь…» Биография схимонахини Елисаветы (княгини Екатерины Павловны Васильчиковой-Егоровой) была связана с именами многих великих святых нашей Родины 14.04.2023 342 Время на чтение 4 минуты Источник: Русский Вестник Далекие 90-е годы прошлого века… Были в живых в то время еще люди из того давнего времени, которые еще сохранили преемственность от дореволюционных поколений. Главным образом это были вера и чистота жизни. Сегодня мы расскажем об одной удивительной судьбе – жизни исповедницы за Христа схимонахини Елисаветы, в миру – княгини Екатерины Павловны Васильчиковой-Егоровой. Она родилась на свет 9 сентября 1906 года в дворянской семье Павла Александровича Васильчикова и Инны Сергеевны Бове. Девочка удостоилась крещения из рук Великого светильника земли Русской, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Наверное, это было по особому Промыслу Божию: ведь Екатерине предстояло провести десятилетия в гонениях и сохранить веру и мужество. Молитвами праведного батюшки она не сломалась и все выдержала до конца. Частой гостьей в их семье была Великая княгиня Елисавета Федоровна. Именно ее имя получит через много лет при пострижении княгиня Екатерина Павловна. Совсем недолго, 11 неполных лет, Екатерина провела с матерью. В роковом для России 1917 году мать умерла, и девочка осталась на руках отца. Но уже через четыре года отец был вынужден уехать за границу с двумя сыновьями, а Катя осталась на попечении графа Юрия Александровича Олсуфьева, двоюродного дяди. Ей тогда было всего 15 лет. Граф Ю.А. Олсуфьев был очень талантливым и ученый человек, который радел о старине и был прекрасным специалистом по древнерусскому искусству. Позже его знания пригодились в деле спасения от разграбления и уничтожения предметов старины советской властью, а также при реставрации и расчистке икон и фресок в различных храмах и монастырях, особенно же ценны его многочисленные труды по сохранению святынь Троице-Сергиевой лавры. Духовником у графа был известный оптинский старец Анатолий Потапов, именно он посоветовал Ю.А. Олсуфьеву переехать подальше от столицы и поселиться в Сергиевом Посаде. Граф был удивлен таким благословением, однако, вернувшись домой, узнал из телеграммы о том, что в Сергиевом Посаде продается дом, который им предлагают купить. В то же время он узнал о необыкновенном сне жены, которой приснился прп. Сергий и сказал, что их семья должна поселиться возле его гроба. Так они оказались под покровом этого Великого русского святого. Но и здесь безбожные власти заметили неутомимого деятеля по спасению старины. Графу Олсуфьеву предстояло пережить увольнения, аресты и в конце концов расстрел. Бутовский полигон стал местом его конечного подвига.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/14/mnogos...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Надо еще много очиститься душою... " : И.С.Аксаков и его воззрения в 1840-1850-е годы 9 февраля день памяти русского мыслителя 08.02.2006 543 Время на чтение 16 минут Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886) зачастую без всяких оговорок вот уже более полтора столетия считают истинным славянофилом. На самом же деле формирование его мировоззрения имело немало своеобразия. И стоит обратить на это внимание, ведь славянофильство явилось первой и едва ли не единственной в XIX в. соборной попыткой в светской части русского образованного слоя осмыслить историю русского народа как православного духовного организма. В данной статье мы кратко рассмотрим формирование религиозных воззрений И.С.Аксакова в 1840-1850-е гг. и понимание им исторической судьбы России. При этом главным источником для нас будут его письма (о которых он как-то заметил: " Мои письма заменяют мне дневники " ). Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября (все даты по старому стилю) 1823 г. в селе Надежино Оренбургской губернии. Был он третьим сыном в большой (14 детей) семье впоследствии известного писателя - Сергея Тимофеевича Аксакова. Спустя четыре года Аксаковы переезжают в Москву . После четырёхлетнего обучения в закрытом императорском училище правоведения в Петербурге И.С.Аксаков возвращается в Москву (1842 г.) и поступает на службу в Уголовный департамент Сената. В конце следующего года его включают в состав специальной комиссии, назначенной для ревизии Астраханской губернии, в письме откуда (2 мая 1844 г.) он пишет о себе как о человеке, не имеющем " никаких твердых убеждений, к которым бы питал глубокое душевное участие и которые бы считал Божьею правдою... " ч.1, т.1, с.130]. Конечно, И.С.Аксаков понимает, что истина должна быть одна, но " где она, у кого она и всегда ли торжествует " ? На это он не знает ответа. Потому-то так противоречивы его поведение и суждения. И.С.Аксаков не может удержаться от скоромной пищи в пост, который не пробудил в душе " никакого особенного чувства " , хотя заутреня Светлого Христова Воскресения его восхитила ч.1, т.1, с.78, 98, 104]. Он " совершенно рознится " с братом Константином в отношении к " национальности " , русскому костюму ( " я никогда не надену зипуна прежде времени " ), ч.1, т.1, с.218]. Да и по другим вопросам молодой Аксаков имел собственное суждение.

http://ruskline.ru/analitika/2006/02/08/...

Ивангород. Церковь Троицы Живоначальной. Храм на Парусинке Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Святой Троицы - фамильная усыпальница семьи барона Штиглица, известного мецената и ценителя искусств. Возведение церкви связано со смертью жены барона - Каролины Карловны Штиглиц, урождённой Миллер. Церковь построена над её могилой с разрешения митрополита Исидора. 30 октября похоронили и самого А. Л. Штиглица. В 20-е годы наследники супругов Половцовых сдали эту церковь в аренду приходу. Свято - Троицкая церковь была возведена на средства А. Л. Штиглица и являлась его собственностью. Она заложена 22 июня 1873 года и освящена 17 августа 1875 года митрополитом Исидором в честь Святой Троицы. Автор проекта храма - архитектор А.И. Кракау. Церковь построена в стиле историзма, интерпретирующего формы традиционной русской архитектуры XVII века. Она сложена из кирпича, имеет форму креста, пятиглавая. Над западным входом в храм сооружена стрельчатая, конусообразная колокольня с десятью колоколами. Внутренне убранство отличалось изысканностью и богатством. Четыре колонны с лепными капителями поддерживали свод и разделяли внутреннее пространство храма. Свято-Троицкая церковь не только служила усыпальницей семьи Штиглиц, но и предназначалась для фабричных рабочих. Она была приписана к Нарвскому Спасо-Преображенскому собору. Во время войны храм был частично разрушен. С этого времени начинается постепенное уничтожение памятника. Во время строительства нарвской ГЭС (1951-1955) церковь оказалась в зоне строительства и использовалась под склад строительных материалов. Современное состояние церкви неудовлетворительное: снаружи и внутри храма - огромные разрушения. Церковь стоит на берегу реки, уровень воды в которой после строительства ГЭС резко повысился. Вода близко подходит к зданию, затопляет помещение усыпальницы и подвалы. В настоящее время начались восстановительные работы. Еще совсем недавно почти всем казалось, что храм обречен на уничтожение, в последнее время появилась надежда на его спасение. Сейчас возрождаются храм, и приход. В 1997 году приход был зарегистрирован в Санкт-Петербургской епархии, настоятелем церкви стал священник Александр Салыкин.

http://sobory.ru/article/?object=00520

Игумения Феофания (Мискина): Наше монашеское служение в том, чтобы всем приходящим к святой Матроне Московской было хорошо и тепло 2 мая, 2017 2 мая 2017 года исполняется 65 лет со дня преставления блаженной Матроны Московской. Мощи святой — одной из самых почитаемых в своем Отечестве, а ныне и во всем православном мире — уже без малого два десятилетия почивают в стенах Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы города Москвы. Настоятельница монастыря игумения Феофания (Мискина) в преддверии дня памяти прославленной старицы и любимой заступницы покровских сестер рассказывает об истории возрождения монашеской жизни, чудесной помощи Матронушки, сегодняшних трудах, заботах и радостях обители. — Матушка Феофания, благословите! После долгих лет запустения Господь судил именно Вам стать во главе древнего Покровского монастыря и понести нелегкие труды по восстановлению обители. Расскажите, как все начиналось? — 22 февраля 1995 года указом Святейшего Патриарха Алексия II я была назначена настоятельницей возрождавшегося Покровского монастыря. К тому времени в Москве уже было открыто четыре мужских и три женских монашеских обители, и поэтому, когда речь зашла о возрождении Покровского монастыря, Святейший Патриарх принял решение открыть здесь женскую обитель. Надо сказать, что территория бывшего монастыря была настолько занята разными арендаторами, что никто не брался возрождать здесь монашескую жизнь, хотя не раз собирались. В Воскресенском храме был спортивный зал, в подвале — бильярдная, в Покровском храме — типография Моссовета, Министерство топливной энергетики, а на третьем этаже Мосфильм. Про братский корпус и говорить не приходится: в каждой комнате располагалась какая-нибудь контора, а на втором этаже «Мегаваттбанк». На храмах не было ни крестов, ни куполов. Я когда увидела все это, то не думала, как удастся возродить здесь монастырь, но полагалась на волю Божию. Первым делом стала собирать исторические справки, ходила по архивам, даже ездила в Санкт-Петербург. Собрав необходимое, стала оформлять всю юридическую документацию. Покровский монастырь до революции был мужским, здесь несли свое служение будущие миссионеры. Наверное, по их молитвам и возродилась обитель. Вокруг храмов располагалось обширное кладбище, где были захоронены многие известные представители духовенства, купечества, дворян.

http://pravmir.ru/igumeniya-feofaniya-mi...

Из старых студенческих писем (1826–1834 гг.) В Московской епархиальной библиотеке имеется несколько десятков писем, полученных от разных лиц священником села Симбухова (Верейского уезда, Моск, губ.), о. П. Загряжским. Среди этих писем есть четыре письма студентов Московской Духовной Академии – Павла Модестова (обучался в академии в 1826–27 гг.), кандидата 9 курса Вас. Малинина (скончался священником в Москве, при церкви Неопалимой Купины) и магистра того же курса Павла Фивейского (скончался архиепископом Костромским). Письма эти пожертвованы в епархиальную библиотеку здравствующим ныне сельским благочинным о. Сироткиным. В большинстве своем эти письма представляют излияния чувства, какое, очевидно, связывало означенных студентов с настоятелем Симбуховской церкви. Но изредка в них попадаются и некоторые сообщения о тогдашней академической жизни. Вот, напр., выдержка из письма П. Модестова от 23-го августа 1826 года 24 : «Где же я теперь? – вы опять можете спросить. Очевидно, что в Лавре, что иначе выражается на семинарском языке, под зеленою крышкою. Учения еще у нас нет, потому что нет еще о. Ректора и бакалавров, также многих студентов, имеющих поступить в академию, – впрочем скоро начнется. Теперь ожидаем Императора и нашего Архипастыря Московского Митрополита Филарета, за которых мы ныне 23-го дня Августа приносили благодарственное Богу молебствие. Посему то и нет надлежащего у нас распоряжения, а живем все где пришлось, без всякого порядка. Только тот порядок, что всегда в одно время ходим в столовую, – а посему и не имею, о чем бы я мог вас известить как о новом». Студент Вас. Малинин приходился племянником о. Загряжскому и его письма проникнуты чувством родственного уважения к о. Петру. Вот его письмо от 5 ноября 1830 года. Приводим письмо полностью ввиду его краткости. «Любезнейшие – Дяденька и Тетинька Петр Георгиевич и Евдокея Никитишна здравствуйте. Давно бы мне должно было хоть что-нибудь написать к Вам, а особенно поблагодарить Вас за желание мне счастия и успехов на новом пути моем 25 : но не знаю, что отвлекало меня от исполнения сего, – то ли, что я почти каждую почту находил нужду писать к Родителю, или то, что времени или охоты не доставало, – но чтобы то ни было, я уже начинаю решительно исправлять свою погрешность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каменный собор Новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в Бутово. Фото Михаила Еремина ЖМП 9 сентябрь 2021 /  7 октября 2021 г. 13:00 Через Гефсиманию к Воскресению ОТ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРИХОДСКОГО ЦЕНТРА НА БУТОВСКОМ ПОЛИГОНЕ — К ОБЩЕРОССИЙСКОМУ МУЗЕЮ СТОЯНИЯ ЗА ВЕРУ «РУССКАЯ ГОЛГОФА» Почти два десятка лет в Бутове действует учрежденный местным приходом в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской мемориальный научно-просветительский центр. Его главная цель — назвать поименно всех расстрелянных и сохранить память о них. Задача вернуть имена всем пострадавшим в этом месте требует не только серьезных исследований, но и большого количества времени, поскольку бывший расстрельный полигон НКВД в Бутове стал известен как место самых массовых казней в Московском регионе не так давно, уже в постсоветское время, и многие подробности его прошлого от нас пока еще скрыты.  PDF-bepcuя. Бутовские складни и кресло четырех Патриархов С самого начала работы одним из мощнейших направлений деятельности центра «Бутово» стали музейные проекты. Предметы, связанные с памятью о пострадавших на Бутовском полигоне, их родственники стали приносить с момента появления здесь православного прихода — не только по собственной инициативе, но и по просьбе настоятеля протоиерея Кирилла Каледы. Вместе с личным собранием, хранившимся в семье самого отца Кирилла, внука расстрелянного на полигоне священномученика Владимира Амбарцумова, они со временем составили небольшую музейную коллекцию. Однажды ее оформили в виде выставки в нижней церкви в честь Державной иконы Божией Матери каменного храма на Бутовском полигоне. Но места там недоставало, да и вообще церковные интерьеры под экспозицию подходили мало. «Именно тогда мы задумались о создании полноценного музея памяти пострадавших, — рассказывает директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый. — Под его обустройство приход получил здание бывшей конторы Бутовского конезавода, организованного в конце XIX века в усадьбе Дрожжино-Бутово и использовавшегося впоследствии в Бутовской спецзоне НКВД в качестве комендатуры. Кстати, это единственный флигель, дошедший до нас от дореволюционного усадебного ансамбля. Но Церкви он достался в руинированном виде после опустошительного пожара. Безнадежно испорченный сруб пришлось полностью разбирать и воссоздавать уже в процессе ­научной реконструкции. Четыре года ушло на организацию музейной экспозиции, и летом 2018 года она распахнула двери для всех желающих».

http://e-vestnik.ru/history/cherez_gefsi...

Кашира. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты Генеральным планом города Каширы 1779 года предусматривалось создание торговой площади, которая получила название Хлебная. На ней были построены торговые ряды (большая часть их разобрана на кирпич в 1930-х годах). В 1802-1817 годах в центре площади возведена ныне существующая каменная церковь Введения во храм Божией Матери с приделами Воздвижения Креста Господня и святых мучеников и бессеребренников Косьмы и Дамиана. Колокольня до 1860-х годов была 5-ярусной, на средства купца Перцева надстроен 6-й ярус, в котором были установлены часы с боем. Храм был расписан в технике гризайль. В советское время закрыт, погибло внутренне убранство и роспись. В помещении устроили склад, потом мастерские. В 1991 году храм возвращён общине верующих. Источник: О. Пэнэжко " Г. Кашира. Храмы Каширского района " . 2001 Город Кашира, Введенская церковь. В состав прихода этой церкви, кроме городской части, входит подгородняя Стрелецкая слобода. Всего в приходе 162 муж. пола и 174 жен. пола. Время возникновения прихода неизвестно. Приходский храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с правым приделом во имя Воздвижения Креста Господня и левым во имя бессребреников Космы и Дамиана построен в 1802 -17 гг.; в пользу храма получаются проценты с 2118 руб. 12 коп. и доходы в размере 553 руб. за отдачу каменных лавок, принадлежавших церкви. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, причт получает проценты с капитала в 6883 руб. Полевой земли 15 десятин, луговой 29 десятин, из них неудобной 9 десятин. С 1892 года в приходе существует церковно-приходская школа. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Каширский уезд, стр. 395. Строительство церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Кашире было начато в самом начале 19 века. Закладной камень был помещен в ее основание в 1801 году, по благословению первого Тульского епископа Мефодия. О другой Введенской церкви было известно еще с середины 18 века. В частности, сохранились данные о том, что церковь была каменной, стояла в Стрелецкой слободе, была приходской и находилась за линией городских укреплений. Всего же в Кашире того времени имелось три храма внутри городских стен и четыре, включая Введенский, за их пределами.

http://sobory.ru/article/?object=01458

Л.Ю. Лобова-Костогрызова Дочь видного византийского сановника конца XIII-XIV вв. Никифора Хумна Ирина никогда не думала, что пойдет по стопам своей старшей сестры и станет монахиней, ибо отец приготовил ей другую участь. В 12 лет она стала женой сына византийского императора Андроника II Палеолога шестнадцатилетнего деспота Иоанна. Но брак, «заключенный на небесах» 1 , длился только четыре года до внезапной смерти молодого супруга в 1307 году. Снова выйти замуж юная вдова не могла, так как лишилась бы титула βασλισσα, который приносил большую честь дому Хумна, и до конца жизни она должна была бы, не изменив своего статуса, играть при дворе роль безутешной вдовы (именно этого, как считают исследователи Ж. Верпо и Д. Николь, хотел ее отец) 2 . Ирина, несмотря на протесты родителей, решила стать монахиней. Ответственным за такое решение дочери Никифор Хумн по праву считал митрополита Филадельфийского Феолипта – видного церковного деятеля того времени, прославившегося еще в годы правления Михаила Палеолога тем, что не принял Лионскую унию с католической церковью 1274 года, за это был подвергнут гонениям 3 , а после прихода к власти Андроника II Палеолога, напротив, был возвеличен и назначен на высокую должность – около 1283 г он был рукоположен в сан митрополита Филадельфии 4 . Каким образом свела судьба Ирину Хумнену и Феолипта, нам неизвестно. В своем очерке об Ирине Д. Николь называет его «другом семьи» Хумна 5 , но мы не можем утверждать это с полной уверенностью, так как, вспомнив события, связанные с Лионской унией, увидим, что Никифор Хумн занимал по отношению к ней прямо противоположную Феолипту позицию – был ее сторонником 6 . Более вероятным представляется то, что Ирина познакомилась с Феолиптом Филадельфийским , находясь при императорском дворе. Как бы то ни было, именно митрополит настоял на том, чтобы она приняла монашеский постриг, и сам налагал на нее тонзуру. Βασλισσα стала монахиней, а вскоре и настоятельницей монастыря ΦιλνθρωποςΣωτηρ под именем Евлогии. Д. Николь считает, что она взяла это имя в честь тетки своего мужа – сестры Михаила VIII Ирины-Евлогии Палеологини, которая трудилась и страдала во имя православной веры 7 . Ирина-Евлогия Хумнена доказала, что она не случайно избрала это имя: до конца своей жизни (около 1355 г.) 8 пребывая и монастыре, она следовала наставлениям благочестия, привитым ее духовным отцом и учителем митрополитом Филадельфийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010