Нестиары. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Строительство церкви началось в августе 1859 года. Проект был разработан архитекторами А. Турмышевым и Н. Ужумедским-Грицевичем. За основу взяты проекты академика Константина Тона: храм «кораблем» с односветным четвериком, трехлопастными фасадами и позакомарной кровлей. Четверик венчает крупная световая ротонда с луковичной главой. Над главным западным входом возвышается трехъярусная шатровая колокольня. Архитектура храма представляет собой замечательный образец эклектики, в котором элементы классицизма (русты на фасадах, большие полуциркульные окна, треугольные фронтоны и сандрики) сочетаются с приемами древнерусского зодчества (шатер колокольни, пятиглавие четверика). Оригинальностью отличаются плоскостные украшения фасадов в виде строгих геометрических орнаментов. Приход был закрыт в конце 1930-х годов. Здание было передано под колхозный склад и постепенно разрушалось. В конце ХХ века в результате пожара были утрачены главы храмовой части, шатер колокольни, перекрытие и крыша трапезной. В 2006 году церковь была передана Нижегородской епархии, был воссоздан приход.  В настоящее время ведётся восстановление по проекту, соответствующему виду храма во второй половине XIX века. К декабрю 2008 года была сварена и установлена конструкция большого купола, сооружена кровля над трапезной, закончена вычинка малых глав. Летом 2009 года завершилась вычинка кирпича на колокольне. К этому времени пять куполов уже были обшиты медью, а два барабана — металлом. В конце августа на колокольню был установлен первый крест. Всего на нижегородском заводе «Буревестник» из стального пласта было вырезано десять крестов. После золочения пять из них были установлены на храм и ещё четыре — на колокольню. Средства на отливку и золочение крестов выделили Эдуард Франков и Михаил Петров. В 2011 году было совершено первое за десятилетия архиерейское богослужение, которое возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, в сослужении клириков благочиния. К этому времени были завершены реставрационные работы препятствующие разрушению здания, начались работы по восстановлению интерьера.

http://sobory.ru/article/?object=10934

Разделы портала «Азбука веры» Виктор Аксючиц " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Часть 1 – Здравствуйте, в эфире передача «Мой путь к Богу» – о тех людях, для которых на их пути к Церкви, к вере многое пришлось перенести, пережить, переосмыслить. О том, что движет этими людьми, что дает им силы, мы беседуем с нашими гостями. Сегодня у нас в студии Виктор Владимирович Аксючиц, известный общественный деятель, философ, богослов. Виктор Владимирович, по традиции я хотел Вас спросить о вашем духовном пути, его истоках, о том, с чего все началось, какие первые шаги были сделаны. Были ли Вы рождены и воспитаны в семье людей верующих, или, как это было более обычно для советского времени, все-таки в семье неверующих людей – как в Вашем случае? – Да, очень такой вопрос, не только важный, очень значимый для меня, о главном в моей жизни. Дело в том, что я родился в крестьянской семье в Западной Белоруссии. Она была присоединена к Советскому Союзу в 1940 году, и за год до войны там не успели ни коллективизацию совершить, ни богоборческие гонения начать. Поэтому семья, естественно, была верующая: естественно, иконы, естественно, в храм водили и носили маленького еще. Но затем уже в конце 1940х годов началась уже коллективизация там, и мои родители переехали в Ригу, причем тоже для того времени достаточно часто сюжетная история. Папа ушел в армию через месяц после того, как я родился, три года его не было, оставил маме коня, жеребенка, корову, теленка, ну, и всей живности. Оставил нам избушку, которая была крыта соломой и с глиняным полом. Но три года его не было, прошла коллективизация, и когда он вернулся у мамы было четыре курицы – все остальное коллективизировали. И хотя у родителей три класса образования было, но они у меня очень активные и очень умные люди были. Папа нагнал три ведра самогона, подарил председателю сельсовета, и тот выписал паспорт. Дело в том, что у нас, на самом деле, до 1964 года крестьянство было закрепощено, она было беспаспортное, поэтому не могли свободно ездить по стране. Он поехал в Ригу, устроился там работать грузчиком в морском порту и проработал там около 30 лет. Потом нас с мамой, как тогда говорили, выписал в Ригу. Я в Риге уже прошел путь типичный для всех детей и молодых людей: октябрята, пионеры, комсомольцы и, естественно, я как бы через школу мировоззрением стал атеистическим, хотя меня маленьким еще в церковь водили в той же Риге, и иконка висела всегда в доме. Но я с родителями уже спорил, я читал себе убежденным атеистом. Во флоте я даже вступил в партию.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-pravoslavno...

Узнал я о том, что глава святого Иоанна Предтечи находится в Амьене, на севере Франции, когда по программе студенческого обмена в течение года учился в Париже. Необременительная учебная программа оставляла достаточно много свободного времени для знакомства со страной. Пестрота красок французской столицы, ее музеи, милые улочки, кафе, многочисленные праздники первоначально привлекали мое любопытство, даже вызывали восхищение ума и сердца… Источник: православный журнал «Встреча» интернет-версия подготовлена www.pravmir.ru Узнал я о том, что глава святого Иоанна Предтечи находится в Амьене, на севере Франции, когда по программе студенческого обмена в течение года учился в Париже. Необременительная учебная программа оставляла достаточно много свободного времени для знакомства со страной. Пестрота красок французской столицы, ее музеи, милые улочки, кафе, многочисленные праздники первоначально привлекали мое любопытство, даже вызывали восхищение ума и сердца, за предшествующие четыре года изучения французского языка и культуры изрядно пристрастившихся к объекту великосветских воздыханий прошлых веков. Первое время мне, как и Карамзину, примерно 200 лет назад посетившему Париж, хотелось бесконечно повторять себе: «Я — в Париже! Я — в Париже!» и радоваться каждому встречному французу. Однако «погружение с головой» в инородную культуру разбудило во мне тот странный и до сих пор непонятный для иностранцев русский склад, который заставил меня затосковать по чему-то более глубокому, чем невинное студенческое «ничегонеделанье», рассеянное созерцание шедевров мировой культуры и наслаждение французскими сырами и винами. Тогда тихим пристанищем для моей души в бурном море Парижа стало Трехсвятительское патриаршее подворье. Здесь, кроме духовной пищи моя душа наконец – то получила возможность найти ключ к прочтению и видению того, что обычно в современной Франции скрыто под покровом туристической обертки. Моим наставником в этом стал диакон Николай Никишин, ведущий серьезную работу по изучению христианских святынь Франции.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

Закрыть itemscope itemtype="" > От милиционера до священника… Протоиерею Александру Шестаку исполняется 70 лет 18.05.2019 2181 Время на чтение 14 минут Сегодня, 18 мая, постоянному автору «Русской народной линии», полковнику милиции в отставке, кандидату юридических наук, заведующему сектором МВД в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерею Александру Шестаку исполняется 70 лет. Редакция «Русской народной линии» поздравляет отца Александра с юбилеем, желает ему душевного и телесного здравия, помощи в трудах на благо Церкви и Российского государства. Многая и благая лета! О своей непростой жизни, о более чем тридцатилетнем служении в милиции, о научном пути и своем приходе к Богу отец Александр рассказывает в интервью заместителю главного редактора «Русской народной линии» Александру Валентиновичу Тимофееву . Ваша малая Родина — город Горловка — в последние годы вспоминается исключительно в связи с трагическими событиями, которые там происходят… Да, действительно, Горловка – моя малая Родина. Детство вспоминается с радостью, хотя тогда жили бедно, ведь я родился в 1949 году. Ближайшие послевоенные годы наложили свой отпечаток. На момент рождения меня и моей сестры Елены – мы с ней двойняшки – была уже старшая сестра Валя 1940 и старший брат Виктор 1942 года рождения. Два других брата Ваня 1944 года рождения и Юра 1946 года рождения умерли до нашего рождения: один от нехватки грудного молока, другой – по болезни, в том числе связанной с голодом. Несмотря на голодное детство, время проводили весело.Много времени проводили на улице. Улица – мой второй дом. Слава Богу, у меня были хорошие товарищи-друзья, с которыми мы вместе постигали дружбу, коллективизм, братство и уважение друг к другу. Первые четыре года в школе я учился на одни пятерки. В шесть лет я уже научился читать, поэтому мне пришлось легко в первых классах школы. Затем меня перевели в другую школу, где было сложнее учиться. В пятом-шестом классе я ходил в кружок, где научился играть на домре. Играл в Доме культуры на этом инструменте в оркестре.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/18/ot...

Константиново. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Смоленская церковь Карта и ближайшие объекты «Константиновское на речке Рожайе» — так названо село в старинных писцовых книгах. В разное время оно называлось также селом Богородское, или Рожай. История этого старинного села уходит в далекое прошлое — в XV или даже в XIV век. Уцелевшие документы свидетельствуют о том, что оно являлось старинной вотчиной Головиных, из рода которых в конце XVI в. селом владел сокольничий Федор Васильевич Головин. Он был известен и тем, что в 1612 году третьим подписал известное обращение видных людей России к народу с призывом не служить Лжедмитрию III, а прислать в Ярославль своих представителей и казну для содержания ратных людей. По переписи 1627–28 гг. в селе числилось 24 крестьянских двора с 33 мужскими душами да пять пустых мест дворовых, напоминавших о потерях села, понесенных в годы смуты. Еще четыре двора церковного причта стояли подле деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца и с деревянной же колокольней. О времени строительства в селе каменной церкви длительное время можно было строить лишь догадки. В клировых ведомостях XIX в. из года в год отмечали: «когда и кем построена, неизвестно», а в метрике 1887 года уточнялось: «не более 200 лет». И лишь исследования последних лет позволили определить храмоздателя и время построения церкви. В делах Тайного приказа сохранилась запись от 8 мая 1670 года: «Великий Государь велел дать боярину князю Юрию Ивановичу Ромодановскому в вотчину его, что на р. Рожае, на церковное строение, оставшиеся с прошлых лет 505 камней, которые лежат в Пахрине». А через месяц по его челобитью дана благословенная грамота на строительство каменной церкви. В марте 1671 года по приказу царя Алексея Михайловича боярину отпущено из Пахрино еще 1300 штук камня «белого, стенового». Это подтверждает справедливость утверждения Холмогоровых о том, что каменная церковь в селе построена в 1680 году. Об этом же свидетельствуют и хранившееся в алтаре Евангелие большого формата, изданное в Москве в 1669 году, а также надпись на большом 107-пудовом колоколе: «Слит в 1689 году усердием помещика князя Ромодановского».

http://sobory.ru/article/?object=02585

Лебедянь. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты 28 (15) сентября 1831 года в Лебедяни на левом берегу Дона была освящена каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца. Как гласит надпись на сохранившейся чугунной памятной доске, «сей храм создан во имя святителя и чудотворца Николая, посвящен в 15 день месяца сентября 1831 года на память святого великомученика Никиты преосвященным Евгением епископом Тамбовским и Шацким, который заложен был лебедянского Казанского собора протоиереем Аристархом Казминым, иждевением доброхотных дателей, попечителем лебедянским мещанином Филипом Ивановым Праскуриным». Первоначально задуманная как слободская кладбищенская, при причислении слободы к территории города, церковь стала городской. У неё появился свой приход. Позднее в трапезной церкви был освящён второй престол, посвящённый св. Тихону Задонскому. Интересной особенностью церкви была архитектура храмовой части. Первоначально построенная отдельно от колокольни, храмовая часть с четырёх сторон была окружена портиками, каждый опирался на четыре колонны. При строительстве трапезной, портик и колонны с западной стороны были разобраны, и храмовую часть объединили с колокольней. По случаю 100-летнего юбилея храма 27 сентября 1931 года в Николаевской церкви состоялось торжественное богослужение. По просьбе церковного совета на торжество был приглашён Липецкий епископ Уар, собралось почти всё духовенство, проживавшее в Лебедяни. Праздник удался на славу, многие из них ещё не ведали, что очень скоро почти все они будут высланы и расстреляны. В 1938 году службы в церкви были прекращены. Не помогло и обращение верующих Покрово-Казацкой, Пушкарской, Задонской, Стрелецкой и других слобод и г. Лебедяни: «С 3 февраля сего года в Никольской церкви г. Лебедяни за отсутствием священника не проводится служение. Церковь находится в ведении коллектива молящихся и до сего времени не закрыта; от лица верующих слобод и г. Лебедяни мы просим НКВД разрешить нам в вышеупомянутом Николаевском храме, в крайнем случае, если нельзя нам производить служение в Николаевском храме почему-либо, то просим НКВД дать нам Кладбищенскую церковь...» Осиротевший храм закрывают. На долгие годы в нём размещаются склады райпотребсоюза. Сейчас оскверненную и полуразрушенную Николаевскую церковь пытаются восстановить. Инициативная группа лебедянцев наконец-то добилась передачи храма РПЦ. Создан приход, из стен храма вывезен накопившийся здесь за годы мусор. 

http://sobory.ru/article/?object=10490

Глава XXXI. Жиды приимут антихриста, который во имя свое приидет I. Бл. Иероним Стридонский : а) «Антихрист сделает не своею силою, но попущением Божиим в отношении к иудеям, так как они не хотели принять любви истины, то есть Духа Божия чрез Христа... Итак, тем, кои не приняли любви и истины, чтобы, приняв Спасителя, получить спасение, Бог пошлет не делателя, а самое делание, то есть источник заблуждения, так что они будут верить лжи, поскольку антихрист сам лжец и отец лжи. И если бы антихрист родился от девы и прежде Христа пришел в мир, то иудеи могли бы иметь оправдание и говорить, что они стремились к истине и поэтому приняли ложь вместо истины; а теперь они за это будут судимы и без сомнения осуждены, поскольку презрев истину Христову, впоследствии примут ложь, то есть антихриста» (ч. III. стр. 218). б) «Указываются два народа из Израиля: первый, бывший до пришествия Господа, и последний, имеющий принять за Христа антихриста, – что первый несовершенно отвергнут (ибо первая церковь была собрана апостолами из иудеев), а под конец иудеи, имеющие принять вместо Христа антихрирта, не будут радоваться во Христе» (ч. VI, стр. 62). в) В толк. на кн. пр. Иеремии: «Посему так говорит Господь воинств, Бог Израилев: вот и накормлю их, народ этот, полынью и напою их водою с желчью, и рассею их между народами, коих не знали они и отцы их, и пошлю вслед их меч, пока не будут истреблены. Это может быть предрекаемо и о ближайшем времени, когда они были взяты в плен халдеями, но собственно должно быть относимо к тому времени, когда они были рассеяны между народами, которых не знали они и отцы их, и когда разбросанные по всему миру они были накормлены полынью, или угнетениями и бедствиями. И были напоены водою с желчью, что обозначает или величие бедствий и всегдашнее иго рабства, или то, что, по незнанию закона Божия, вместо Христа они примут антихриста» (ч. VI, стр. 277). г) «Когда истекут после сего четыреста тридцать четыре года, то есть шестьдесят две седмины, тогда Илею, который придет по слову Господа Спасителя ( Лк.1 ), чтобы возвратить сердце отцов детям, в последнюю седмину будут обстроены Иерусалим и храм в три с половиной года, и придет антихрист и, по апостолу ( 2Фес.2 ), сядет в храме Божием, но после борьбы против всех святых будет убит духом Господа Спасителя, и будет так, что средина седмины утвердит завет Божий со святыми и снова средина предвозвестит прекращение жертв при антихристе, который установит мерзость запустения, то есть идола и статую собственного бога в храме, и будет крайнее опустение и осуждение народа иудейского, презревшего истину Христову и принявшего ложь антихриста» (ч. ХП, стр. 91).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор как школа повышения квалификации архиереев Епископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем поделился своими впечатлениями и мыслями об Архиерейском Соборе 09.12.2017 1098 Время на чтение 5 минут Архиерейский Собор открыл Святейший Патриарх Кирилл. Он выступил с пространным докладом , подведя итоги деятельности Церкви со дня последнего Собора от 2016 года. В докладе Первосвятителя было всеобъемлющее освещение различных сторон церковного служения – молодежного служения, религиозного образования, культуры, образования и просвещения, строительства храмов, создания новых митрополий и открытие епархий. Святейший Патриарх Кирилл уделил особое внимание необходимости активизировать работу с молодежью, поскольку молодые люди порой не имеют нравственных ориентиров и подвержены многим искушениям. Как показал опыт молодежного служения нашей Церкви, формирование добровольческих дружин, отрядов и групп является востребованной формой служения. Предстоятель Русской Церкви призвал создать во всех епархиях, где еще нет, Епархиальный молодежный совет для привлечения молодых неравнодушных людей к общественной жизни. Колоссальный потенциал и ресурс молодых людей надо направлять ко благу их самих, государства и Церкви. Меня поразила общецерковная статистика: за последние два года Святейший Патриарх Кирилл совершил 51 визит в различные епархии, а со времени избрания на Московский Патриарший престол состоялась 221 Патриаршая поездка в 116 епархий, что свидетельствует об активности самого Предстоятеля Русской Церкви. Его Первосвятительское служение является примером для архиереев, священников и мирян. У каждого свои формы служения, но не равнодушие к использованию возможностей нашего времени – это главное, что можно почерпнуть в Патриаршем служении. Нам надо воплощать в конкретных делах своей жизни то, что заповедуют Пастыреначальник Христос. На сегодняшний день в Церкви насчитывается 303 епархии, что на 10 епархий больше, чем в 2016 году и на 144 епархии, чем в 2009 году. Ныне в Церкви насчитывается 60 митрополий, а также две, три или четыре епархии в разных регионах. Как известно, был повышен статус епархий, не вошедших в митрополии, которые заключены в рамках одного субъекта Российской Федерации. Отныне эти епархии будут архиепископиями, где правящий архиерей именуется архиепископом. На Архиерейском Соборе был особенно отмечен статус епархий, не входящих в состав митрополий, что подвигает к активному служению.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/09/so...

Истина и успех. О миссионерских уроках равноапостольного Николая Японского Когда мы слышим имя равноапостольного Николая Японского — святого, чьи миссионерские труды и подвиги по времени совсем близки к нам, то, наверное, волей-неволей задаемся вопросом: «Как же все-таки удалось этому человеку добиться таких успехов, стать у истоков целой национальной Церкви?» 19 февраля, 2014 Когда мы слышим имя равноапостольного Николая Японского — святого, чьи миссионерские труды и подвиги по времени совсем близки к нам, то, наверное, волей-неволей задаемся вопросом: «Как же все-таки удалось этому человеку добиться таких успехов, стать у истоков целой национальной Церкви?» Конечно, мы осознаем, что дело это отнюдь не является заслугой отдельного человека, каким бы гениальным он ни был, что Церковь созидается Промыслом Божиим, для которого нет ничего невозможного. Однако и вклада конкретной личности, особенностей исторических обстоятельств деятельности миссионера, его ответа на призыв Божий мы тоже не можем отвергать. И в этом плане история японской православной миссии является чрезвычайно поучительной. Если мы обратимся к начальному периоду деятельности равноапостольного Николая Японского, то, скорее всего, не найдем желаемого вдохновения. Прибыв в июне 1861 года на японскую землю, молодой иеромонах Николай (Касаткин), будущий святой, видя перед собой необъятное поле для миссионерских трудов, не бросился сразу же в погоню за успехом. Лишь через четыре года у него появился первый ученик, и только к весне 1868 г. несколько человек готовились принять Более того, 29 июля 1867 г. равноапостольный Николай писал бывшему консулу И. Гошкевичу: «На моем месте патер давно бы уж почтительнейше донес кому следует о крещении девятерых. А я не только не думаю доносить, но и не крестил ни одного, хоть мог бы Однако не только эта медлительность просветителя Японии заставляет нас задуматься о проблеме успеха в миссионерском деле. Если говорить о дальнейших обстоятельствах деятельности равноапостольного Николая, то вопросов становится еще больше. Ведь нам часто кажется, что чем больше мы прилагаем усилий в каком-то добром деле, тем больше Господь будет нам помогать, то есть успех будет увеличиваться. И со временем именно этот количественный показатель становится для нас верным показателем того, что мы на правильном пути, и нужно продолжать в этом же русле. Однако действительность ломает обыденную логику, ставит ее под сомнение. И даже самое богоугодное дело – просвещение истиной неверных, — судя по внешним обстоятельствам, оказывается совсем лишенным Божией помощи.

http://pravmir.ru/istina-i-uspex-o-missi...

Отдел третий VI. Построение второго каменного соборного Владимирского храма, существующего ныне, и другие постройки, а также важные события этого времени (с 1845 по 1870 год) При входе в монастырь взору благочестивого наблюдателя представится чудная панорама величественных зданий, симметрично со всех сторон обрамляющих просторный, открытый, расположенный квадратом монастырский двор, посреди которого в приятной зелени ветвистых тополей, берез и акаций красуются: к востоку зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а влево – летний, итальянской архитектуры, с фронтонами, пятиглавый величественный собор во имя Сретения Владимирской иконы Богоматери, построенный на месте прежнего, разобранного, летнего Владимирского же храма, основания которого можно и доселе примечать. Наружные стены храма отделаны штукатуркой и окрашены голубой краской; внешняя сторона алтаря обрисовывается полуциркулями; в фронтонах церкви, с северной, южной и западной сторон, по десять колонн с пилястрами ионического ордера. На церкви – купол и около него четыре башни, покрытые белым железом; на всех их кресты и яблоки вызолочены червонным золотом. Изображения крестов украшены символическими знаками – арфой и полумесяцем 64 . Алтарь, трапеза и фронтоны – под железной кровлей, окрашенной зеленой краской. Длина соборного храма снаружи с крыльцом 23 сажени (49 м), внутри, кроме паперти, – 16 саженей (34,1 м); ширина снаружи с крыльцом – 17 1 / 2 сажени (37,3 м); высота снаружи от земли с крестом – 28 1 / 2 сажени (60,7 м). По благословению архиепископа Антония II 10 июня 1845 года сей новый соборный храм заложен архимандритом Иларием 65 , который в том же году возвел его под цоколь на три аршина и три четверти (2,7 м). По смерти архимандрита Илария преемнику его архимандриту Серафиму судил Господь потрудиться и порадоваться над окончанием сего величественного храма. При помощи доброхотных подаяний и домашних способов он окончил всю постройку, внешнюю и внутреннюю отделку с постановкой иконостасов в 1853 году. На все это употреблено было более 150 тысяч рублей серебром. Английской жестью собор покрыт в 1858 году попечительством настоятеля архимандрита Дионисия. Храм построен по плану известного архитектора К. А. Тона. Иконостасы поставлены академиком Т. В. Мягковым. Нижний этаж освящен в 1848 году, а другие – 1853 года, 13 августа, Преосвященным Иосифом и Преосвященным епископом Антонием, викарием Воронежской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010