Закрыть itemscope itemtype="" > Любовь против террора В московском Храме Христа Спасителя открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 06.10.2004 333 Время на чтение 4 минуты - Управление Церковью даже отдаленно не может быть уподоблено мирскому администрированию, - заметил Патриарх Алексий II. - Суть власти в Церкви была емко выражена замечательным русским богословом ХХ века протопресвитером Николаем Афанасьевым как " власть любви " . Власть в Церкви есть служение, она соборна, так же, как соборна сама Церковь. Это замечание - хороший ответ на попытки некоторых наблюдателей сравнить открывшийся в Москве в минувшее воскресенье Архиерейский Собор то ли с партийным съездом, то ли еще с каким-либо светским мероприятием. Да, торжественно, представительно, но по сути - совсем иное. Впрочем, и по форме тоже. Начинаются заседания не с гимна, а с молитвы. И главный доклад прерывался не " бурными и продолжительными " , а общим пением " Вечная память " , когда речь зашла об архиереях, скончавшихся со времени предыдущего Собора 2000 года. Согласно Уставу Русской православной церкви ее Архиерейские Соборы созываются каждые четыре года, чтобы подвести итоги и наметить дальнейшие пути церковного служения. Это высшая церковная власть в период между Поместными Соборами, которые наделены еще и правом избирать Патриарха, толковать учение Церкви. Какие ожидания в самой Церкви и в обществе связаны с нынешним Собором? Каковы главные вопросы, на которые он ответит? Конечно, центральное его событие - прозвучавший в первый же день доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Кроме того, с докладами выступят председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Ювеналий и председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл. Будут обсуждены вопросы внутренней церковной жизни, " Положение о наградах Русской православной церкви " , организация церковного суда в Русской православной церкви, приняты итоговые документы Собора. Особый интерес вызывают взаимоотношения с Русской зарубежной церковью. Собор должен стать серьезным шагом к сближению двух Церквей. После того как в мае этого года в России побывала с первым официальным визитом делегация Русской зарубежной церкви во главе с митрополитом Лавром, были образованы совместные комиссии для выработки ряда принципиальных документов. Они напряженно работали все это время и уже подготовили несколько согласованных проектов. Теперь на Архиерейском Соборе их предстоит рассмотреть и одобрить, после чего станет возможным, например, евхаристическое общение, то есть совместные богослужения. Должен быть положен конец и имущественным спорам двух частей Русской Церкви. А в перспективе и организационное объединение - одна из комиссий работает над вопросом о статусе Русской зарубежной церкви как самоуправляющейся части Русской православной церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Яко один от древних " Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи 17.09.2007 372 Время на чтение 20 минут 12/25 сентября 2007 года исполнится год с того дня, когда в Канаде отошел ко Господу митрополит Виталий (Устинов), несший первоиераршее служение Русской Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 годы. Владыка Виталий прожил на земле почти век, до столетнего юбилея оставалось всего четыре года. Год кончины оказался знаменательным годом для митрополита Виталия: 65 лет священнослужения, 55 лет архипастырства и 20 лет с начала первосвятительского служения. На момент кончины владыка был одним из старейших иерархов не только Русского, но и Вселенского Православия. Все перипетии бурного ХХ столетия отразились на жизни митрополита Виталия - он дитя времени, стойко и мужественно несший крест служителя Христова. Безбожная революция 1917 года, вынужденная потеря родины, трудности эмигрантской жизни, борьба с атеизмом, защита от насильственной репатриации русских беженцев из числа Ди-Пи, миссионерское служение на западе, слово правды, обращенное к русскому народу - все это, а также многое другое, о чем речь ниже, стало вехами жизни владыки Виталия. Наше краткое жизнеописание митрополита хочется начать словами нынешнего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Лавра, обращенными к владыке Виталию в 2001 году от лица джорданвилльской братии: " В 1938 году Вы вступили в наше Печатное братство, находившееся тогда на Карпатской Руси в Словакии, в селе Ладомирово. Через несколько лет священноначалие призвало Вас нести служение Церкви вдали от нашего братства. Но где бы Вы ни находились - в Германии, Англии, Бразилии, Канаде - Вы везде старались исполнить заветы основателя нашего братства, архиепископа Виталия (Максименко). Всюду Вы учреждали печатни и несли людям слово правды на русском, английском и французском языках. Вы всегда с любовью вспоминали наше Печатное братство, и мы смиренно продолжали и продолжаем считать Вас Высокопреосвященнейшим собратом нашего братства " ( " Православная жизнь " , N 8, 2001 г., Джорданвилль).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Настоятель Краснослободской Спасовой пустыни иеросхимонах Герасим (Память 17 августа). В половине XVII века в пяти верстах от города Краснослободска, в большом лесу, на берегу реки Мокши поселился неведомый пустынножитель – «черный старец» Дионисий, а в 1655 г. жители дворцовой Красной Слободы – некто «Андрей Агапитов, с товарищи всяких чинов людьми», побуждаемые славою подвигов проживавшего в пустыньке уединенно, в посте и молитве, черного старца Дионисия, предстали пред патриархом Никоном с челобитной, в которой испрашивалось у патриарха благословение, чтобы около Дионисьевой пустыньки «лес ронить и воздвигнуть вновь церковь ». «Августа в 6-й день, в самый праздник Преображения Господня, благословенная грамота была подписана патриархом, а в феврале следующего 1656 года, т.е. ровно через шесть месяцев после утверждения грамоты подписью патриарха, церковь была не только уже выстроена, но даже и освящена. Самая «пустынька» наименовалась «Спасовой», и тогда же в нее начала уже собираться братия. Около этого времени, а, может быть, несколько и раньше, еще перед построением храма, пришел в пустыньку, к старцу Дионисию, неведомый странник и пожелал здесь остаться, «ради иноческого жития». Пришлец был еще в цветущей поре юношеского возраста, но отличался крайней молчаливостью и необыкновенным трудолюбием. Кто он был по происхождению, откуда пришел, и что заставило его покинуть мир с его жизнью, юноша этого не сказал. Несомненно казалось только одно, что пришел он в пустыню не из особенно, должно быть, дальней стороны, потому что иначе откуда было бы ему знать, что под Красной Слободой поселился в лесу старец Дионисий и «возграждается» новая обитель. Таким образом, у старца Дионисия оказался послушник, молчаливый, кроткий и усердный, охотно разделявший со старцем его труды и иноческие подвиги. Этот молчаливый юноша был не кто другой, как приснопамятный ныне иеросхимонах Герасим, похоронивший затем с собою в могиле как тайну своею происхождения, так и свое мирское имя. Около 1660 года молчаливый послушник удостоен был пострижения и сделался иноком. Однако жизнь в пустынной обители, несмотря на ее замкнутость, на непрестанные молитвы и труды послушания, не удовлетворяла молодого инока в его благочестивой ревности к подвижничеству; его пламенная душа, исполненная любовью к Господу, стремилась к иным, более тяжким подвигам, чем послушание монастырское. Один только скорбный и тернистый путь пустынного жития с его безмолвием и подвигами казался Герасиму верным путем в царствие небесное. И вот, повинуясь призыву благодати, Герасим, спустя четыре года после своего пострижения, покинул обитель и удалился, ради пустынного безмолвия, верст за 80 на север в непроходимые дебри вековых лесов, которые сплошною массою тянулись тогда от Темникова до Арзамаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нижний Новгород. Церковь-школа Николая Чудотворца при Всероссийской выставке. Церковь-школа /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1894 и 1896. Архитектор: М.Т. Преображенский Адрес: Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Климовская, д. 84 Координаты: 56.307409, 43.930429 Проезд:Территориально объект находится между стадионом " Локомотив " и спорткомплексом " Трудовые резервы " . Проезд общественным транспортом: трамвай до ост. " стад. " Локомотив " , трамвай до ост. " ДК Ленина " ; метро - станция " Чкаловская " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Здание бывшего экспозиционного павильона «Церковь-школа» располагается на бывшей территории Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, которая располагалась в Канавино, вблизи от железной дороги Москва – Нижний (ныне вблизи парка имени Первого Мая) и Нижегородской ярмарки. Закладка новой Всероссийской выставки состоялось 16 июня 1894 года. За 23 месяца на ней было построено 357 объектов (из них 125 государственных). Выставка открылась 28 мая 1896 года. В одном из многочисленных объектов выставки было представлено здание, в котором размещались одновременно церковь и школа (арх. М.Т. Преображенский). Этот прием затем получил распространение в небольших поселениях в России. В первом этаже церкви-школы Святейшего Синода размещались спальни для учеников, столовая, квартира учителя; в верхнем - церковь, четыре классных комнаты и библиотека. В здании была главная лестница, которая вела на второй этаж. Она располагалась справа от входа. Со второго этажа перед ней имелась дополнительная небольшая лестница на колокольню. До настоящего времени они не сохранились. В этой школе экспонировались предметы, показывающие состояние церковных школ в России: альбомы зданий церковно-приходских школ, фотографические снимки учащихся, карты епархий с показанием школ, школьные отчеты, инструкции и школьные правила, образцы упражнений в славянском письме, письменные упражнения по нотному пению и др. Здесь демонстрировались ручные работы учеников церковных школ: иконы, картины, церковные принадлежности, русские костюмы, вышитые полотенца, скатерти, салфетки, кружева, вышивки, работы гладью, тамбуром, плетения.

http://sobory.ru/article/?object=16290

П.В. Безобразов Отчёты об учёных занятиях арх. Порфирия Отчёты об учёных занятиях российской духовной миссии в Иерусалиме 149 I. Отчёт за первую половину 1848 года Иерусалимская духовная миссия наша за исключением времени, проведённого ею в путешествии из Константинополя в св. Град по 14 февраля настоящего года, в прочие четыре месяца, т. е. в марте, апреле, мае и июне, положила первое начало своим учёным занятиям сообразно с её целями. I. Архимандрит Порфирий, продолжая свои исследования о православном Востоке, а) собрал ещё немного исторических свидетельств и актов, нужных для предположенной им записки о духовной власти вселенского патриарха и синода его и об отношениях к ним прочих патриархов (для основательнейшего и обширнейшего суждения о сем важном предмете необходимо нужно бы видеть письменные отношения вселенских патриархов к независимым архиепископам острова Кипра); б) извлёк из неизданного творения учёного патриарха Досифея о Синае критические суждения его об известной распре Синайского монастыря с иерусалимскими патриархами и все грамоты всех четверопрестольных патриархов, данные по случаю сей продолжительной распри; эти грамоты, драгоценные сами по себе и по отношению к истории Синая, дают понятие и о значении средоточной власти цареградских патриархов во всей православной церкви, находящейся в пределах Турции; в) приступил к составлению каталога известных ему изданий св. Писания, св. отцов, церковных книг и разных духовных творений на греческом языке, вышедших в свет с XV века по наше время. По 1 июля настоящего года отмечены им оглавления более 250 изданий и творений, и обдуман план небольшого сочинения, вроде предисловия к сему каталогу, в котором сочинении, между прочим, предполагается показать, какие издания и творения были предприняты и произведены порознь в каждом патриархате, на Синае и Афоне; г) положил начало исследованию изданий церковных книг на арабском языке для предполагаемого небольшого сочинения «История православных арабских типографий».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Песнь благодарения о спасении царя Жетон в память спасения императорской семьи 17 октября 1888 года близ деревни Борки перевернулся поезд, в котором ехали император и вся его семья, но ни сам Александр III, ни цесаревич Николай Александрович, ни кто-либо из членов августейшего семейства не пострадали. Россия была поражена случившимся: так явственно проявился в Борках Промысл Божий. Чувства свои россияне выражали в многочисленных молебнах, отслуженных по всей России, возведением памятных храмов и часовен, учреждением благотворительных заведений. Выражением глубокого потрясения благочестивой души пред явлением Божией силы стали и составленные архимандритом Дионисием (Виноградовым) служба и акафист Триипостасному Богу. О «Службе и акафисте Триипостасному Богу в возблагодарение о спасении государя императора Александра III» «Служба и акафист Триипостасному Богу в возблагодарение о спасении государя императора Александра III в 17-й день октября 1888 года» были составлены архимандритом можайского Лужецкого монастыря Дионисием (Виноградовым) в феврале 1889 года, то есть спустя четыре месяца после события, которому они посвящены. Как говорит сам автор в «Предуведомлении», он не предназначал свое произведение для обнародования и тем более не предлагал для богослужения, так как чин благодарственной службы по случаю чудесного спасения царской семьи к тому времени был уже утвержден высшим церковным начальством. Службу и акафист, составленные лужецким архимандритом, скорее, можно рассматривать как произведения лирические, а не собственно богослужебные. Тем не менее, они интересны не только с точки зрения содержания – как выражение чувств «сердца верующего и верноподданного», но и как пример литургического творчества конца XIX века. Они являются своеобразным памятником эпохи, предшествовавшей историческим катаклизмам ХХ века, и во многом перекликаются с мрачными пророчествами о будущем России великих святых – Серафима Саровского, Феофана Затворника, Оптинских старцев, Иоанна Кронштадтского и целого сонма как прославленных, так и неизвестных подвижников веры.

http://pravoslavie.ru/28103.html

прот. Константин Борщ Часть первая. Как учила Православная Церковь об Имени Божьем до 1913 года Где истина: в имяславии или в имяборчестве? 160 Глава 1 Величие Святейшего имени «Иисус» Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Итак, за разрешением стоящего перед нами вопроса об имени «Иисус» до воплощения, обратимся, Святый Владыко, к учению Св. Церкви, и последуем, лучше всего, её учению, нежели учению некоторых полуобезверившихся членов Синода 1913 года, настроенных рационалистически. Открываем Книгу-Журнал: «Воскресное Чтение», том 1, Киев, издания 1874 г. за четыре десятка лет до возникновения в лоне нашей Матери-Церкви имяборческой хулы на святейшее Имя Господа нашего Иисуса Христа. Упомянутая Книга-Журнал – официальное церковное издание. В ней написано: Дозволено Цензурою, Киев, 1874 года, июля 20-го дня. На странице 17-й читаем: «Январь». и нарекоша Имя Ему Иисус ( Лк. 2:21 ). Имя «Иисус» выше всякого имени. Это Имя говорит нам, что мы были и что стали, чем должны сделаться, и чем сделались: это Имя говорит нам, что Бог от вечности для нас предопределил и во времени исполнил; Оно открывает нам, как любовь Сына, так равно и любовь Отца и Святого Духа, Которые по единству существа Своего также принимали участие в великом и славном деле Сына. Это Имя говорит нам не только о том, что есть Христос, но также и о том, что есть Бог, потому что Иисус есть Божественное Имя, Оно есть Имя Самого Бога, – значит. Оно есть Имя бесконечно многозначительное, бесконечно величественное и вследствие этого достойно того, чтобы быть предметом особенного нашего размышления. I Величие Святейшего Имени Иисус коротко и ясно объясняется св. апостолом Павлом, который говорит, что «Имя Иисус выше всякого имени» ( Флп. 2:9 ). Таким образом, это Имя возвышается над всеми именами и над всем, что носит имя, должно господствовать; Оно есть Имя, которое превозносится над всеми временами, в которые существуют имена, над всеми заслугами, ради которых даются. Следовательно, если мы хотя несколько хотим понять величие этого имени всех имён, то должны возвыситься над незначительностью обыкновенных имён, должны подняться превыше времён, людей и человеческих заслуг, подняться на высоту, откуда наш слабый глаз презирает несколько яснее и глубже, короче: в смысл этого таинственного Имени мы должны проникать с высоты веры, потому что только свет веры объясняет нам всё, что заключает в себе это Имя.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Мстислав Мстиславич Удалой, князь новгородский от 1210 ДО 1218 года Великий князь Всеволод III имел много детей (10 сыновей и 4 дочери), и по этой причине наши предки называли его Великим Гнездом. Сыновья его были: Константин, Георгий, Ярослав, Владимир, Святослав, Иоанн, Борис и Глеб. Всех их он любил с одинаковой нежностью. Весело и богато праздновал он рождение каждого из них, но еще веселее и торжественнее постриги их. Это слово, наверное, непонятно для наших читателей, и поэтому поспешим объяснить его. Слово «постриги» значило в старину праздник первого обрезания волос у мальчика, когда ему исполнится четыре года. Наши предки считали это обрезание важным обрядом: оно означало, что мальчик, которому при епископе, боярах и гражданах стригли волосы и которого сажали на лошадь, вступал в звание гражданина и воина. Чем знатнее были родители, чем нежнее они любили сына, тем богаче были постриги малютки. Но никто не давал при этом таких пышных пиров, как Всеволод III. Он угощал тогда всех союзных князей, одаривал их золотом, прекрасными лошадьми, дорогими одеждами, одаривал и своих бояр мехами, позволял народу пировать и веселиться на княжеском дворе. Когда же все сыновья великого князя выросли, его любовь стала особенно заметна ко второму сыну, Георгию. Он даже назначил своим наследником его, а не старшего сына, Константина. Это стало причиной для ссоры между братьями, которая и началась после смерти отца. Примирителем их был Мстислав Мстиславич Удалой, князь знаменитый, добрый, великодушный. Его дела заслуживают особого внимания, и поэтому надо рассказать его историю еще до того времени, когда он помирил двух братьев. Вы видели, сколько беспорядков происходило в продолжение тридцатисемилетнего княжения Всеволода III; вы видели, что его нерешительность не могла удержать в повиновении князей южной России, которые вовсе не считали его своим государем. В северных областях его власть была гораздо действеннее, так что он мог держать в страхе беспокойных Новгородцев и по своей воле менять их князей. Гордые Новгородцы славились богатой торговлей. Всеволод Юрьевич знал, что, препятствуя этой торговле, можно скорее покорить сильный Новгород, и не ошибся! Как только он начал мешать Новгородским купцам торговать по России заморскими товарами, а чиновникам разъезжать по Двинской земле за податями, вольные люди, чтобы умилостивить хитрого князя, вынуждены были выбрать своим государем одного из его сыновей по имени Святослав. Всеволод только того и ждал, и с тех пор начались несчастья Новгорода! Вместе с четырехлетним Святославом Всеволодовичем приехали в Новгород опытные Владимирские бояре, управлявшие Новгородом от имени маленького князя. Много несправедливостей и обид терпели Новгородские граждане от этих приезжих бояр, но не смели жаловаться, потому что боялись, что придется терпеть еще больше. Надеясь на Бога, они ожидали помощи от него одного.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

свящ. Вадим Маркин Лекция 9 Времена всеобщего ожидания Спасителя Времена всеобщего ожидания Спасителя продолжаются от событий указа Кира об освобождении из плена (536 г. до Р.Х.) до времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа (5 г. до Р.Х.), то есть продолжались 531 год. Девятый период нашей истории относится ко временам всеобщего ожидания Спасителя. Эти времена описаны в Первой и Второй книгах Ездры, книгах Маккавейских, Есфирь и некоторых пророческих книгах. Период девятый – Состояние ветхозаветной церкви от возвращения Иудеев из плена до Рождества Христова Девятый период обнимает собой около пяти с половиной столетий, считая от 536 года, когда издан был указ Кира об освобождении иудеев из плена. В хронологическом отношении он распадается на четыре отдельных этапа: 1) продолжение персидского владычества до 331 года до Р.Х.. 2) владычество греков в Азии 331 – 167 гг.. 3) независимость Иудеи под властью Асмонеев 167 – 63 гг.. 4) римское владычество вместе с частным владычеством дома Иродова от 63 г. до Р.Х. 1. Продолжение Персидского владычества Возвращение Иудеев из плена Первое возвращение с Зоровавелем 306 ( 1Езд. 2 ). Малое количество желающих переселение (около 40 тыс. человек). Первосвященник Иисус 307 – соименник вождя, введшего народ богоизбранный в землю Обетованную, и соименник Божественного Искупителя, который должен будет ввести человечество во владение несокрушимого царства “не от мира сего”. Создание второго храма 1Езд. 3, 1–7 : Сооружение 308 жертвенника на развалинах храма, всесожжение, празднование праздника Кущей. 1Езд. 3, 8–13 : Торжественная закладка нового храма во второй месяц следующего года, в самое время основания скинии Моисеем. Все торжество закладки было произведено “по уставу Давида”. При отсутствии достаточных средств, труд этот был тяжелый и медленный, тем более, что явились противники этого дела в лице самарян, считавших Палестину своим владением. Самаряне добились даже указа от персидского правительства об остановке работ. Работы возобновились при Дарии Гистаспе 309 , который подтвердил указ Кира ( 1Езд. 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Скачать epub pdf Предисловие Согласно определению большого Московского Собора от 21 декабря 1666 года патриарх Никон был привезен в Ферапонтов монастырь. Заключение в монастыре, в котором узнику были отведены больничные братские кельи, «смрадные и закоптелые», было до того тяжко, что лица, добровольно поехавшие в патриархом Никоном в ссылку, вернулись обратно в Москву. Суровое и жестокое обращение с патриархом Никоном продолжалось почти до лета 1672 года, когда ему был дозволен свободный выход из келий и даже разрешено совершать прогулки по окрестностям Ферапонтова монастыря. С этого же времени расширяется круг деятельности бывшего патриарха, которая теперь обращается, в основном, на лечение приходивших к нему больных. Никон читает над ними молитвы, помазывает их освященным маслом, дает им разные лекарства, и больные получают выздоровление. Его помощь больным становится известно в народе, закрепляет за ним славу доброго целителя и привлекает к нему массу больных из окрестных мест, мужчин и женщин, человек по сорок и более. Это большое стечение больных привело даже патриарха Никона к столкновению с монастырскими властями. 4 февраля 1673 года Никон прислал приставу Шайсупову жалобу на игумена Афанасия, в которой, между прочим, писал: «Приезжают и приходят к нему (Никону) болящие, всякими болезнями одержимые, для исцеления; и от его молитв и от помазывания освященным маслом и от лекарств исцеления получают. И тем болящим доводится быть в келье до исцеления безотходно дня по два, и по три, и по четыре и по неделе. Никон просил игумена, чтобы для тех болящих, которые у него пребывают, и к которым он, Никон, должен приходить, игумен освободил особую келью, потому что у него, Никона, свои кельи тесны и сами, де, с нуждою пребывают, но игумен Афанасий в том ему отказал». Один из келейных старцев Никона, диакон Мардарий, в бытность в Москве покупал Никону «для лекарства деревянное масло, росной ладан, скипидар, траву чечуй, целебиху, зверобой, нашатырь, квасцы, купорос, камфару и камень безуй. А как Никон, – говорил он впоследствии, – соединял эти травы и составлял из них лекарства, как он помазывал болящих, того он (Мардарий) не видал. А больные мужчины и женщины с детьми приходили часто, и он (Мардарий), по приказу Никона, приводил их к нему в крестовую келью и много раз видал, как Никон над больными читал молитвы по Требнику; он приносил ему в это время кадило и свечи, а ничего худого никогда не замечал и кроме больничных никто из зазорных лиц к нему не приходил». Приставам и царским послам, а впоследствии и судьям, Никон так говорил о своем лечении: «Являлся, де, ему, Никону, Христос часто в церкви тем образом, как пишется на иконе, и подал, де, ему благодать чаши лекарственной; и он, де, по тому явлению и по благодати неисчерпаемой чаши лекарственной исцелял и от того его лекарства Бог от болезней многих людей избавлял, а больше того его никто лекарству не учивал».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010