Каргополь. Собор Рождества Христова. Христорождественский собор Карта и ближайшие объекты Христорождественский собор - древнейшее каменное здание в городе. Массивные стены еще в 17-м веке стали давать трещины и собор по всем 4 углам был укреплен каменными контрфорсами, покрытыми почерневшими от времени досками. Кроме того, в то же время были построены 2 придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа) и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Помимо приделов и контрфорсов, с запада была пристроена паперть. В летнее время года доступен к осмотру изнутри (музей). Хрестоматийной достопримечательностью является огромная железная рука, торчащая из стены центрального барабана. Рука эта ранее держала цепь, на которой было подвешено паникадило. http://www.towns.ru/towns/kargopol.html Ко времени Ивана Грозного относится возведение древнейшего архитектурного памятника города - Христорождественского собора (1552—1562). Огромное белокаменное здание должно было символизировать богатство и величие славного торгового города. Постройка типична для архитектуры городских и монастырских соборов XVI века, образцом для которых был Успенский собор Московского Кремля. Север по-своему перерабатывал формы пятиглавого кубического храма, упрощая их. Христорождественский собор был двухэтажным. За четыре века собор значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли — это обстоятельство, безусловно, нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Интерьер верхнего храма — просторный, высокий. Собор отреставрирован внутри, выбелен, в нем много света, воздуха. Шесть мощных столпов поддерживают своды. Четыре приходятся на сам храм, два других отделяют алтарную часть, к ним прикреплен огромный пятиярусный иконостас. http://kenozerjelive.ru/arhonega-kargopol.html В 1552 году в Каргополе случился пожар, после чего стал формироваться новый центр этого старинного города - Соборная площадь.

http://sobory.ru/article/?object=00299

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) апреля Преподобномученики Вениамин (Кононов) и Никифор (Кучин) П реподобномученик Вениамин родился 4 января 1868 года в деревне Евсевиевской Шенкурского уезда Архангельской губернии в семье крестьян Василия Егоровича и Пелагии Ильиничны Кононовых и в крещении был наречен Василием. По обстоятельствам и обычаям того времени образование Василий получил дома. Благочестивые родители его не раз бывали в Соловецком монастыре, куда брали с собою и сына. И с каждым разом после посещения славной своими святыми основателями и насельниками обители в нем все более крепла решимость посвятить жизнь свою служению Господу. В 1893 году, когда Василию исполнилось двадцать пять лет, он поступил в монастырь трудником, а в 1897 году был принят в него послушником. В монастыре Василий руководил хлебопекарней и заведовал расходной монастырской лавкой. За это время он окончил шесть классов Соловецкого братского училища; показав большую склонность к иноческой жизни, он оказался благонравным и послушным, имеющим большие задатки к внутреннему самоуглублению. 12 июня 1903 года настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий (Юсов) постриг послушника Василия в монашество и нарек ему имя Вениамин в честь священномученика Вениамина Синайского. 28 августа 1905 года монах Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а 15 июля 1908 года – во иеромонаха; он исполнял послушания при мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и законоучителя братского училища. 22 февраля 1910 года иеромонах Вениамин был назначен духовником Соловецкого монастыря. 30 октября 1912 года он был назначен настоятелем Антониева Сийского монастыря и 23 декабря того же года возведен в сан архимандрита; в 1913 году – награжден наперсным крестом, в 1916-м – орденом святой Анны 3-й степени. В 1913 году в Соловецком монастыре началась смута: некоторые из братии, недовольные распоряжениями архимандрита Иоанникия, выступили против настоятеля, и поскольку никаких серьезных обвинений представить они не могли, то и стали писать на него начальству различные клеветнические измышления; эта смута продолжалась четыре года и закончилась решением Святейшего Синода от 4 августа 1917 года уволить архимандрита Иоанникия на покой. Прочитав об этом решении Синода в газете, архимандрит Иоанникий перекрестился и сказал: «Слава Богу за все. Мне своих дел не стыдно». Ему в это время исполнилось шестьдесят семь лет.

http://fond.ru/kalendar/362/nikifor/

Белгород. Собор Иоасафа Белгородского и Николая Чудотворца. Николо-Иоасафовский собор Карта и ближайшие объекты В 1799 году на Новом городском кладбище г. Белгорода на средства прихожан была построена Свято-Никольская кладбищенская часовня. В 1867 году в часовне был расширен алтарь и устроены приделы. Престолов в церкви тогда было четыре: главный - во имя святителя Николая; в южном приделе - во имя св. муч. Харлампия; в северном приделе - во имя св. преподобного Иоанна Многострадального, затворника Печерского; в трапезе с южной стороны - в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1962 году в Белгороде был закрыт Преображенский собор, старинный иконостас XIII века из Преображенского собора был перенесён в кладбищенский храм, где и пребывает по сей день. С этого времени до 1990 года храм получил статус кафедрального Иоасафовского собора г. Белгорода. В 1990 году кафедра перешла во вновь открывшийся для прихожан Преображенский собор, а Иоасафовский собор стал именоваться Николо-Иоасафовским.  В настоящее время в соборе имеется два престола: главный - во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских; в южном приделе - во имя святителя Иоасафа Белгородского. http://bel1-2.cerkov.ru/ В 1799 году на средства прихожан на Новом городском кладбище возведен Никольский храм. В 1837 году усердием купца, церковного старосты Василия Кирпичникова к храму пристроена трапезная. Стараниями церковного старосты Семёна Васильевича Пешкова и прихожан в 1867 году расширен алтарь и приделы главной церкви. В храме устроено четыре престола: во имя святителя Николая, священномученика Харалампия, преподобного Иоанна Печерского и Рождества пророка Иоанна Предтечи. Иконостас собора изготовлен в XIX веке. В конце сороковых годов XX века верхний ярус отдельно стоящей колокольни разобран, восстановлен в 1990 году. После закрытия Преображенского собора в 1962 году, Никольский храм получил статус кафедрального собора. В настоящее время в соборе имеется два престола: во имя святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских, в честь святителя Иоасафа Белгородского.

http://sobory.ru/article/?object=13462

Закрыть Владыка Тихон: «Это очередная ложь!» Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский просит СМИ не «запускать " утки " » о трагедии, случившейся в соборе Воскресения Христова 10.02.2014 2351 Время на чтение 4 минуты Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон выступил с обращением к СМИ и журналистам, в котором просит не «запускать очередные " утки " по информационным каналам» о трагедии, случившейся вчера в соборе Воскресения Христова , сообщает пресс-служба Южно-Сахалинской и Курильской епархии. «В некоторых СМИ прошла недостоверная информация о том, что трагедия произошла во время Божественной Литургии. Слава Богу, на тот момент Литургия закончилась, и основная часть прихожан успела разойтись. Разница достаточно существенная. Кроме того, размещена информация о том, что стрелявший являлся сотрудником ЧОП " Цербер " . Это ложь! К этому предприятию стрелявший никакого отношения не имел, " Цербер " опорочили», - заявляет владыка. - «Вчера поздно ночью на одном из федеральных телеканалов также прошла информация о ложном времени совершения преступления, кроме того, заявлены ложные сведения о том, что якобы на стрелявшем имелись православные кресты. Это очередная ложь! Попрошу СМИ быть более точными в подаче информации. Храни вас всех Господь!». Между тем, сообщает пресс-служба епархии, установлена личность погибшего прихожанина. Им оказался Владимир Викторович Запорожец 1979 года рождения. Как сообщают очевидцы, он находился возле храма. Услышав выстрелы, Владимир побежал в храм. По съемке камеры видеонаблюдения видно, что он всячески пытался остановить стрелявшего, увещевал, махал руками. При выстрелах в ноги, Владимир снова встал и направился к стрелявшему в попытке предотвратить стрельбу. Но вновь последовали выстрелы - в грудь и голову Владимира. От полученных ранений Владимир скончался на месте, задержав на себе четыре выстрела, сохранив, таким образом, четыре жизни... «По установленным данным, у монахини Людмилы было время выбежать из храма, но она осталась за лавкой и успела позвонить дежурному Духовно-просветительского центра, который находится на территории собора, и сообщить о стрельбе в храме. Сотрудники правоохранительных органов отмечают мужество матушки Людмилы - перед дулом оружия она даже не закрыла лицо рукой. Монахиня застрелена в упор», - говорится в сообщении. С момента гибели в нижнем храме собора по усопшим читается Псалтирь. Там же при полном храме прихожан было совершено вечернее богослужение.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/10/vl...

О последовательности евангельских событий Историко–богословское исследование К читателям 1 Предлагая Вашему вниманию Евангельскую историю в настоящем виде, из многого, что можно сказать по сему случаю, считаю неотложно необходимым объяснить только Вам с полною подробностию, почему для евангельских событий избран мною такой именно, а не другой порядок последования их одних за другими. 1. Главные отделы Евангельской истории Прежде всего укажу общий порядок действования Господа Спасителя. После тридцатилетней сокровенной жизни Господь являет Себя миру и в продолжение трех с половиною лет Божески действует среди людей, показывая в Себе Бога – воплощенна Божественною мудростию в учении, Божественною силою в знамениях и чудесах, Божественною премудростию, благостынею и святостию в жизни и образе действования и Божественным всеведением в ведении сердечных помышлений и будущих вещей. Начало такого действования, после Крещения, сорокадневного поста и краткого пребывания в Галилее, полагает Господь в Иерусалиме, на празднике Пасхи, и здесь, или вообще во Иудее, продолжает его около двух третей года; как это можно видеть из того обстоятельства, что когда Господь, возвращаясь из Иудеи в Галилею, беседовал с учениками Своими на кладезе Иаковлевом в Самарии, то помянул между прочим, что чрез четыре месяца жатва будет, а это то же, что чрез четыре месяца будет Пасха другая, потому что там жатва совпадает с Пасхою. Следовательно, от первой Пасхи до того времени, как это говорилось, прошло восемь месяцев, или две трети года. Если приложим сюда время от Крещения Господня до первой Пасхи, то всего доселе, или до вселения Господа в Капернаум, надо считать протекшим целый год, от Его явления Себя миру. Конец сего действования тоже опять проходит в Иерусалиме, или вообще в Иудее, начиная с праздника кущей до страдания, смерти, воскресения и вознесения. Ибо Господь, сошедши из Галилеи в Иерусалим и Иудею, уже не выходил оттуда, но там пребывал до конца; только за Иордан однажды переходил Он на короткое время. Это еще полгода с небольшим – с конца сентября до начала мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Спас-Нурма. Нуромский Спасо-Преображенский мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1389. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Спас-Нурма Координаты: 58.732396, 40.373168 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь эта обращена в приходскую в 1764 г., из монастыря того-же имени находившагося в 60 в. от г. Вологды и в 18 от Грязовца на берегу реки Нурмы и основаннаго в конце XIV или в начале XV столетия препод. Сергием Нуромским чудотворцем. Нынешняя приходская каменная церковь имеет два этажа и в них четыре престола: главный престол во имя Происхождения Честных Древ, другой во имя Николая мир-ликийскаго чудотворца, третий во имя препод. Сергия Нуромскаго; здесь почивают под спудом мощи преподобнаго. Из древних принадлежностей Спасонуромскаго монастыря сохранились до настоящего времени в нынешней церкви следующие предметы: посох препод. Сергия выкрашенный черною краскою, длиною в два аршину. Четыре иконы 1) Происхождения Честных Древ Животворящаго Креста писанная в 1682 г. 2) преподобнаго Сергия Нуромскаго писанная в 1696 г. 3) Божией Матери писанная в 1692 г. Все эта три иконы с надписями; и 4) препод. Сергия Нуромскаго с изображением древняго вида монастыря писанная на кипарисной доске. Время написания неизвестно. Степановский И. К. Спасо-Нуромская церковь/И. К. Степановский//Вологодская старина: ист.-археол. сб. – Вологда, 1890. – С. 267-268. Мужской Сергиев Нуромский монастырь в честь Преображения Господня (недейств.), в пределах Вологодской епархии. Располагался в 3 верстах от Павло-Обнорского монастыря. Образовался около конца XIV-haчaлa XV века, по мере собрания иноков вокруг подвизавшегося в комельских лесах на берегу реки Нурмы преподобного Сергия Нуромского. Мощи основателя упокоились под спудом в храме обители, освященном в честь Преображения Господня. Настоятельство в монастыре было игуменское. Монастырь просуществовал до 1764 года, когда был упразднен в ходе секуляризации.

http://sobory.ru/article/?object=53930

Без епископа не существует Церкви 4 апреля, 2015 10 марта исполнилось ровно три года хиротонии Преосвященнейшего Луки, епископа Искитимского и Черепановского. Накануне этой даты владыка ответил на вопросы журналистов, касающиеся самых разных аспектов церковной и не только церковной жизни. Наша беседа не только о том, как были прожиты эти годы Искитимской епархией, но и какими они были для самого епископа Луки. — Прошло три года с момента появления Искитимской епархии и Вашей хиротонии. Оценивая этот пери од, о каких итогах хотелось бы сказать? Что это событие при внесло лично в Вашу жизнь? – С одной стороны, три года – это довольно короткий срок. В монастыре такой период времени дается послушнику, чтобы он определился, будет ли он принимать постриг, способен ли к монашеской жизни. И для меня прошедшие три года прошли как своеобразный искус, как период становления, можно даже сказать младенчества. И в то же время три года — достаточно серьезный отрезок времени, за который было немало сделано. Я успел не только познакомиться с делами епархии, священниками, активистами православного движения, главами администраций районов, но и заложить основы епархии. Конечно, я пришел не на пустое место. Трудами нашего митрополита Тихона здесь уже действовало 44 прихода, 2 мужских монастыря. Были заложены основы социального служения. За прошедшие три года удалось развить эту деятельность, и на сегодня у нас уже действуют 56 приходов и общин. Где-то построены новые храмы, где-то только воздвигаются, открываются и просто молитвенные помещения. Прекрасный храм в честь иконы Божьей матери «Неупиваемая Чаша» был построен трудами нашего мецената и благодетеля Раисы Ильиничны Полянской . Это четвертый храм в г. Искитиме. Совсем недавно был освящен храм в д. Бердь в честь Успения Божией матери. В селе Степное открылось молитвенное помещение. Всего появилось 12 новых общин. Три года назад в нашей епархии было 30 священников и четыре дьякона. Сейчас 36 священников и 5 дьяконов. Три священника были мной рукоположены, трое пришли к нам из других епархий. Может это и не много, но для нашей небольшой епархии прибавление существенное.

http://pravmir.ru/bez-episkopa-ne-sushhe...

Оренбург. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Бёрдах (старая). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В ноябре 1743 года старшины и казаки Бердской Подгородной слободы возбудили вопрос об устройстве у них деревянной Михаило-Архангельской церкви, обратившись за разрешением к оренбургской губернской канцелярии, которая по сношении с оренбургским духовным правлением дала такое разрешение в декабре 1743 года. Первая в Бердской слободе деревянная церковь — Никольская — была построена в 1744-1745 годах, но спустя несколько лет, сгорела. В 1753 году была заложена и в 1756 году освящена новая церковь — в честь Рождества Богородицы с Михайловским приделом, которая сгорела от поджога 10 ноября 1789 года. Только через четыре года жители собрались вновь строить у себя в селе церковь и «в 1793 году причт с прихожанами и атаманом Григорием Харитоновым ходатайствовали пред преосвященным казанским Амвросием о дозволении им построить новую церковь во имя Казанской Божией Матери» — писал в начале XX века исследователь Н.М. Чернавский. Однако по наведенной справке обнаружилось, что приходских дворов в слободе оказалось недостаточное против штатной нормы количество. По разборным ведомостям в это время приходских дворов в Бердах было показано 96, а при них отставных и служащих казаков 135 душ, тогда как для открытия прихода, по штатам 1722 года, требовалось не менее 100-150 дворов. Потому в просьбе их (прихожан) от 28 июля 1793 года велено было отказать, а самую церковь упразднить, переведя причт ее в Магнитную крепость. Затем указом 8 ноября 1793 года Бердскую слободу велено было причислить к приходу Градо-Оренбургской Вознесенской церкви, которая находилась на Гостином дворе. Многие факты из жизни казачества хранят дела Войскового архива. В одном из них от 30 мая 1797 года имеется сообщение губернской канцелярии в Оренбургское духовное правление с донесением атамана бердских казаков Ситникова о том, что: «служащие и отставные казаки третий уже год бывший сначала при церкви Бердской слободе во имя Казанской Божией Матери с приделом Архистратига Михаила, которая немалое тому времени сгорела и священник Иван Григорьев умер, по его смерти приписаны в приход Оренбургской Воздвиженской церкви, но разрешения не получено. Между тем они нуждаются в требах, почему просим исправлять требы священника Степана Иванова, но он отказался, ибо занят по приходу и по присутствию в Духовном Правлении и приезжает в слободу лишь на короткое время. В ночное же время по приезде к городу бердские казаки не имеют свободного пропуски и целую ночь должны дожидаться, до самого отворения ворот». Ввиду сего, — говорилось в донесении, — казаки желают из приготовленного для церкви леса построить часовню и иметь при ней священника, а так как в слободе стоит слишком ста дворов, то просят построить часовню на том месте, где раньше стояла церковь.

http://sobory.ru/article/?object=49351

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 (24) мая Священномученик Александр (Петровский), архиепископ Харьковский Священномученик Александр родился 23 августа 1851 года в городе Луцке Волынской губернии в семье диакона Феофана Петровского. В 1892 году он окончил четыре класса Волынской Духовной семинарии и в том же году был назначен учителем церковно-приходской школы в селе Княгинин Дубенского уезда , а в 1897 году, оставаясь учителем, был назначен псаломщиком Крестовоздвиженского храма в том же селе. Отец к этому времени умер, и Александр жил вдвоем с матерью, которую очень любил. Вскоре мать умерла, и он, получив полную свободу, стал вести вольный образ жизни, приходя иной раз домой только под утро. Однажды, возвратившись домой на рассвете, он лег спать в своей комнате, расположенной рядом с комнатой матери, где и после ее смерти оставалось все в прежнем порядке. Во сне он увидел, как будто раздвинулась занавеска, разделявшая комнаты, к нему вошла мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». Воспоминание о матери и укоры совести настолько повлияли на Александра Феофановича, что он принял твердое решение изменить свою жизнь. 1 сентября 1899 года он поступил послушником в Свято-Троицкий Дерманский монастырь в Дубенском уезде Волынской губернии и нес здесь послушание учителя и законоучителя при монастырской церковноприходской школе. 9 июня 1900 года он был пострижен в монашество с оставлением того же имени и назначен экономом Дерманского монастыря. 15 августа того же года монах Александр в соборном храме Почаевской Успенской Лавры был рукоположен во иеродиакона, а 29 октября – во иеромонаха и назначен исполняющим должность ризничего с оставлением за ним прежних послушаний законоучителя, учителя и эконома. 18 ноября того же года иеромонах Александр был назначен исполняющим должность наместника Дерманского монастыря, неся вместе с этим послушания учителя и законоучителя. 16 января 1901 года отец Александр был переведен в Кременецкий Богоявленский монастырь и назначен казначеем монастыря. 6 декабря 1903 года он, кроме того, был назначен казначеем Свято-Богоявленского Братства Волынской епархии.

http://fond.ru/foto/415/Aleksandr/

7 фактов из биографии белого генерала Пепеляева 14 января 1938 года в Новосибирске был расстрелян участник гражданской войны, известный белогвардеец Анатолий Пепеляев. 17 января, 2014 14 января 1938 года в Новосибирске был расстрелян участник гражданской войны, известный белогвардеец Анатолий Пепеляев. Он один из немногих военачальников Белого движения, который пусть и посмертно, но был реабилитирован советским правительством. Впрочем, жизнь генерала Пепеляева богата и не такими историями. 1. Анатолий Пепеляев родился 15 июля 1891 года в Томске, в семье потомственного дворянина и генерал-лейтенанта царской армии Николая Пепеляева и дочери купца Клавдии Некрасовой. У прославленного белогвардейца было две сестры и пять братьев, двое из которых также оставили след в истории. Так Аркадий Пепеляев, в годы Первой мировой войны руководил санитарным поездом Юго-Западного фронта, и имел четыре ордена — два Святого Станислава и два — Святой Анны. После Гражданской войны Аркадий Николаевич продолжал практиковать как врач-отоларинголог. Слава о нем как о прекрасном враче была в Омске, шли к нему лечиться и ярые сторонники, и столь же ярые противники советской власти. Однако 23 января 1941 года он был арестован и умер 24 мая 1946 года в лагере города Мариинска. Другой брат — Виктор Пепеляев во время гражданской стал политическим деятелем и сподвижником Колчака, был вместе с ним арестован и расстрелян 7 февраля 1920-го. 2. На фронт Первой мировой войны Анатолий Пепеляев пошел поручиком 42-го Сибирского стрелкового полка, а революцию встретил уже подполковником. За воинскую доблесть был награжден шестью орденами, в том числе Георгием 4-й степени и Георгиевским оружием. Популярность Пепеляева среди нижних чинов была огромной. После Октябрьской революции совет солдатских депутатов батальона, которым к тому времени командовал Пепеляев, избрал его своим командиром. Однако офицер не принял Брест-Литовского мира и уехал в Томск, где возглавил борьбу противников большевиков. 3. Белогвардейцы под командованием Пепеляева взяли Томск, Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск, Верхнеудинск и Читу. За этот поход Пепеляев производился в генерал-майоры, и становится самым молодым генералом в Сибири — ему 27 лет. 24 декабря 1918 года войска Пепеляева заняли брошенную большевиками Пермь, взяв в плен около 20 тысяч красноармейцев, которых всех по приказу Пепеляева отпустили по домам. В связи с тем, что освобождение Перми пришлось как раз на 128-ю годовщину взятия крепости Измаил Суворовым, солдаты прозвали Анатолия Николаевича «Сибирским Суворовым».

http://pravmir.ru/7-faktov-iz-biografii-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010