Скачать epub pdf Содержание Об авторе О рукописной традиции, переводах и печатных изданиях Лествицы О русском переводе Лествицы, подготовленном в Оптиной пустыни     «Лествица райская» («Κλμαξ το παραδεσου», «Scala paradisi») – одно из самых читаемых аскетических произведений во всех христианских странах на протяжении всех веков со времени ее написания. Особенно же интерес к ней возрастал в периоды духовного подъема и возрождения аскетической традиции, оставившие нам множество списков Лествицы, переводы на современные языки, целый ряд комментариев и толкований. Возросшая востребованность Лествицы в России в конце XVIII и первой половине XIX века вызвала появление ряда новых переводов вначале на славянский (преподобного Паисия (Величковского)) , а затем и на современный русский язык. В наше время Лествица известна русским читателям преимущественно по ее переводу, подготовленному в Оптиной пустыни в 1850-е годы и изданному впервые в 1862 году, который многократно переиздавался до 1917 года и в последние десятилетия. Этот перевод и воспроизводится в настоящей книге. Об авторе Основным источником сведений о жизни автора Лествицы, преподобного Иоанна Синайского, является «Краткое житие», составленное его современником Даниилом, монахом Раифского монастыря (в тридцати километрах к юго-западу от Синая). Это житие дополняется сведениями из комментариев и приложений, которыми Лествица была снабжена на протяжении веков. Помещаемый в ряде источников после Краткого жития рассказ «некоего монаха синайского», современника Иоанна, составлен в основном из «Различных повествований о синайских отцах» (памятник первой половины VII в.). Очертим и здесь кратко житие преподобного Иоанна. Родился он около 570 (579) года 1 , был воспитан в греческой культуре и прославился ученостью. По этой причине Иоанн получил традиционное в таких случаях именование Схоластик. Шестнадцатилетним юношей поступил в Синайский монастырь, построенный императором Юстинианом и в то время уже славный святыми подвижниками, одним из которых был его духовный наставник авва Мартирий. В двадцать лет Иоанн был пострижен в монахи, причем другие великие аввы, свидетели начала его иноческого жития, провидели в нем великого духовного светоча и будущего синайского игумена. По смерти аввы Мартирия, с которым он прожил 19 лет, Иоанн удалился из обители в уединенную келью, а затем в пещеру у подножия Синая, где сорок лет прожил отшельником. Из уединения семидесятипятилетнего старца вызвали синайские монахи, избравшие его своим настоятелем. Четыре года преподобный управлял Синайской обителью, а затем снова удалился в уединение, в котором и пребыл до конца жизни, поставив вместо себя игуменом своего брата Георгия. Полагают, что преподобный Иоанн скончался в возрасте 80–85 лет. Память его совершается Церковью 30 марта (ст. ст.) и в 4-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Урожденец Ростова, колыбели многих великих мужей Русской церкви, Корнилий происходил из боярского рода Крюковых. Родной дядя его Лукиан Крюков служил диаконом при дворе супруги вел. кн. Василия Темного, великой княгини Марии, при которой и юный Корнилий был определен дядею на службу. Но когда Лукиан, состарившись, удалился от двора в Белозерскую обитель преп. Кирилла, то и юный племянник его последовал за ним, принял пострижение, будучи 20 лет от роду, и неутомимо трудился в хлебне, а в свободное от послушания время любил списывать книги. Спустя несколько лет Корнилий отправился странствовать, был в Новгороде у великого ревнителя православия, блаж. владыки Геннадия, который желал, но не мог удержать его при себе; провел несколько времени в Тверской Савватиевой пустыне (ныне село Савватиево) и наконец перешел в Комельский лес и поселился в 45 верстах от Вологды в оставленной разбойниками хижине. Четыре года подвизался он безмолвно, терпя тяжкие озлобления от злых людей, потом, когда стали стекаться к нему любители безмолвия, поставил храм в честь Введения Богоматери, принял рукоположение священства (в 1501 году) и был первым игуменом основанной им обители. В постоянное руководство для своей братии дал он письменный устав, сохранившийся доныне в списках; для больных и странников поставил странноприимные домы. Вся жизнь преп. Корнилия была непрерывным служением Богу и ближним. Пустынная обитель его была не богата, не имела ни сел, ни угодий; братия собственным трудом снискивала себе пропитание – рубили лес и заводили пашню. (Верюжский, стр. 405–440). Ум. 19 мая 1538 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви основанной им обители. Причислен к лику святых грамотою патриарха Иова от 21 февраля 1600 года («Акт. Арх. Эксп.» II, 379–380). В «Иконописном Подлиннике»: «Поживе 82 лета, подобием сед изтемна, власы главным кудреват, брада широка аки Григория Богослова , ризы преподобническия». (Филимонов, стр. 349). Некоторые из деяний преп. Корнилия изображены на его древней иконе, которая стоит при его

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

IX. Иконописная, свечная, просфорня и литография с фотографией. Предание возводит начало иконописания в Троицком монастыре ко времени самого преподобного Сергия, называя иконописцем его племянника Феодора, скончавшегося в сане архиепископа Ростовского. После иконописцев из монахов и, так сказать, иконописцев-любителей монастырь завел иконописцев как своих ремесленников, вместе с другими нужными ему ремесленниками, более или менее в первое время своего существования если уже не при преподобном Никоне, который должен быть считаем, так сказать, началоположником полного хозяйственного устройства монастыря, то не позднее половины XV века. Монастырю нужны были иконы для поднесения князьям (великому и удельным) и знатнейшим боярам (великого князя и удельных), а равным образом для раздачи на благословение людям знатным и незнатным; ежегодное количество икон для сейчас указанных целей должно было требоваться очень немалое, а поэтому и совершенно естественно было монастырю завести для их изготовления своих иконников. Как бы то ни было, но не позднее половины XV века мы уже находим их в монастыре. С половины XV века иконописное мастерство не прекращало своего существования в нем до настоящего времени, хотя и доходило до того, что еле существовало. Сведения наши о том, как велико было у монастыря число иконописцев, пока он мог иметь их из своих служебников или своих, так сказать, крепостных, то есть до 1764 года, когда отобраны у монастырей вотчины, состоят в следующем немногом: в 1624 году в подмонастырных слободах было восемь дворов, принадлежавших иконникам; в 1641 году было пятнадцать дворов, принадлежавших иконникам; при этом сколько было во дворах всех иконников – ни в первом, ни во втором случае не указывается, потому что называются только хозяева дворов; в 1678 году было двадцать четыре двора, принадлежавших иконникам, причем опять не указывается удовлетворительным образом число самых иконников. Обучение ремеслу, искусству иконописания, пока не было заведено в монастыре школы его, как должно думать, происходило таким образом, что дети учились у своих отцов и что мальчики не из детей иконописческих, если случалось, что таковые выбирались в иконописцы, были отдаваемы властями монастырскими в учение тем или другим мастерам.

http://sedmitza.ru/lib/text/438591/

Ардатов. Ардатовский Покровский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1861. Год утраты:Не установлен. Адрес: Нижегородская область, Ардатовский район, Ардатов Координаты: 55.235648, 43.096326 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Покровский третьеклассный женский монастырь находится вне черты города Ардатова, в Нижегородской Епархии на южной стороне его, расстоянием от Нижнего Новгорода в 162 верстах. На месте, где теперь, монастырь, было поле. Место сие приобретено для обители сестрами её за 200 руб. ассигнациями, по совету блаженного Саровского старца о. Серафима, который, как известно, не лишен был благодатных даров Господа и предвидел славу этого места. Начало женскому общежитию в Ардатове положила мещанская девица Васса Димитриева Полюхова в 1818 г. Сначала общежительнице было пять человек девиц и жили они за Ардатовом в хижине, доставшейся Полюховой от родителей, на правом берегу реки Демети. Причиною уединения их было сохранение в непорочности девства и ожидание за сие наследия вечного спасения. Четыре года они прожили здесь в телесных трудах и благочестивых подвигах, и особенно в молитве. Дальнее расстояние от храма Божия препятствовало им бывать каждодневно в церкви при Богослужении; почему они, с надеждою на милость Божию, и при пособии родственников, около 1810 г., купили себе дом, с усадьбою, в 243 кв. саж., в Темниковской улице г. Ардатова, но вдалеке от Собора, и переселились в него. Здесь он носили черное одеяние, ввели определенный порядок относительно трудов, келейной и церковной молитвы. Дом этот с сего времени, стал известен под именем Богадельни. В непродолжительном времени в богадельный дом собралось значительное количество сестер. Тогда они пристроили себе новую храмину, которая у них служила трапезою и местом утренних и вечерних собраний для молитвословия. Богадельня стала походить уже на женскую общину, так как труд и достояние в ней обитающих, принадлежали уже обще всем сестрам богадельни. Основательница ее, Васса Дмитриевна, за строгость и чистоту жизни своей признана была сестрами настоятельницею общежития. По смерти Вассы (1821 г. 21 ноября), в Ардатовской богадельной Общине было до 40 сестер.

http://sobory.ru/article/?object=55996

Архив Православная библиотека Митрополит Питирим. Воспоминания. Продолжение   Лёня Остапов и его отец О. Алексий Остапов С Лёней Остаповым, будущим отцом Алексием, у нас была хорошая юношеская, а потом и взрослая дружба. Он был моложе меня на четыре года. В семинарии его однокурсниками были о. Матфей Стаднюк, Скурат, о. Василий из церкви Ризположения на Донской. Лёня вместе с родителями и сестрой — приемной дочерью родителей, еще младенцем, Натальей, — появился в Москве в 1946 г. Ему было 16 лет. Это был очень молчаливый, застенчивый мальчик, переживший нацистскую оккупацию. Я к тому времени был уже старшим иподьяконом, и Патриарх поручил мне опекать его. Чем я мог ему помочь? Учить его Евангелию не было смысла, — его крестным отцом был сам Патриарх. Я взял на себя труд приобщить его к нашей советской действительности, и для начала дал ему прочитать «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка». Эффект был сногсшибательный. Мы подружились, а с увлекшей нас идеи «поиска стульев» начался наш Церковно-археологический кабинет. Была у нас тетрадь, в которой мы оставляли друг другу послания, поскольку времени для личного общения днем нам обычно не хватало. Так вот, если в этой тетради появлялась запись: «А я нашел еще один стул!» — это означало какую-то новую выдумку. У Лёни было необыкновенно развито чувство юмора, а также — способность к звукоподражанию (он мог петь оперные арии за всех — от Ленского до Гремина). За столом он часто смешил Патриарха своими рассказами. Патриарх смеялся до слез, приговаривая: «Ой, не могу! Как ты сказал? Повтори!» Потом, бывало, успокоится, но через некоторое время вспоминает опять и переспрашивает, смеясь: «Так как ты сказал?» Вот, к примеру, один из его анекдотов. Некий епископ на Святках объезжал епархию и приехал в один женский монастырь. У матушки-игумении был говорящий попугай, который знал молитвы, псалмы, нараспев читал «Блажен муж…», а «Господи, воззвах…» пел на все восемь гласов. Епископу попугай страшно понравился, и он стал просить: «Матушка, благословите на Пасху прислать эту птичку ко мне! У меня будут гости — то-то они порадуются!» Игумения пообещала. «Ну, так я пришлю за ним людей, — сказал епископ, — Мы его укутаем, ничего с ним не случится». На Пасху епископ послал за попугаем. Собрались у него гости — ждут диковинку, — все нет и нет. Да и не удивительно: снег растаял, дороги развезло. Наконец, явились посыльные. Спрашивают их, что так долго. «На переправе, — говорят, -долго ждали». Поставили на стол укутанную клетку с попугаем, развернули. Попугай сидел замерзший, нахохленный, сердито посмотрел на присутствующих одним глазом, и вдруг — как заорет: «Эй вы, там на переправе! Да чтоб вам…» И разразился потоком брани.

http://pravoslavie.ru/put/051201102316.h...

Борколабово. Борколабовский Вознесенский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1641 - 1659. Ссылки:   Адрес: 213310, Могилевская обл., Быховский район, д. Борколабово, ул. Днепровская, д. 10, к. 2. Координаты: 53.603096, 30.264732 Проезд:Пригородным поездом Могилёв-Быхов-Жлобин. Остановочный пункт Борколабово. Автобус: Могилёв-Быхов Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Борколабовский женский монастырь находился на левом берегу Днепра, к югу от деревни Борколабово, в 12 верстах от города Быхова. Как свидетельствуют хроники, название деревни Борколабово (Боркулабово) происходит от имени ротмистра польского короля Августа Баркулаба Ивановича Корсака. В 1564 г. он основывает свой замок, а через четыре года строит две церкви. В 1583 г. после брака дочери Корсака Евы с князем Соломерецким деревня Борколабово становится культурным центром приднепровского края. Со второй половины XVI территория Беларуси входила в состав объединенного Польско-Литовского государства – Речи Посполитой, в котором королевские власти были склонны к политике окатоличивания населения. Баркулаб Корсак и его наследники не поддерживали таких такой тенденций и стремились противодействовать им. В 1594 году князем Соломерицким была заложена православная церковь в честь Георгия Победоносца. В 1626 году уже дети князя Соломерицкого Богдан и Анна, наставником которых был известный Мелетий Смотрицкий, строят мужской православный монастырь, которому дарят в собственность деревни Сутоки и Малахово. Более того, через некоторое время княжна Елена Соломерицкая, вступив в брак с Богданом Стеткевичем, договаривается с ним о строительстве женского монастыря. В 1641 году Стеткевич получает «разрешение на Борколабовский монастырь». Став основателем монастыря, он дарит ему в собственность земельные угодья (остров Барок, поле, луг), водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до Быховской границы. И хотя княжна в скором времени умерла, муж осуществляет совместно данный обет. Известный постройки монастыря этого времени – Вознесенский храм, колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=42315

В ожидании приезда преосвященного, следующие два дня прошли в приготовлениях всего нужного для встречи и приема его и многочисленных гостей, которых граф приглашал к себе на предстоящее церковное торжество и сельский праздник Преображения Господня. Дела в это время всем было много. Нашлось дело и для наших героев. Владиславлев по просьбе о. Александра приводил в порядок церковную библиотеку, которая находилась в алтаре и сразу же должна была броситься в глаза преосвященному, а Людмила вздумала вышить золотом и жемчугом палицу для облачения преосвященного в благодарность ему за то, что он отсоветывал ей слушать лекции за границею. Работа у них обоих кипела в руках, но тем не менее требовалось на это много времени, и они только лишь вечером могли видеться друг с другом и беседовать о том, что именно Людмила сделала для своего самообразования в четыре года их разлуки, и как она проводила свою жизнь в эти годы. Из рассказов Людмилы Владиславлев увидел, что в течение этого времени она сделала огромный успех: под руководством графа она прочитала университетские лекции разных профессоров по богословию, философии, словесности и истории, перечитала множество книг и ученых сочинений, и сама самостоятельно трудилась над разработкою некоторых вопросов, относящихся до древнейшего периода русской истории. Само собою понятно, что при усиленных ученых занятиях ей было не до удовольствий и развлечений большого света, и потому она во все это время в свете почти не показывалась. Только лишь дома, в квартире графа в Петербурге некоторые по временам могли ее видеть, когда речь заходила о каких- либо интересных для нее предметах. В таких случаях сам же граф нарочно посылал за нею, и она являлась к его гостям за тем, чтобы слушать беседу графа с ними или принять участие в этой беседе. Особенно любила она беседовать с такими почтенными духовными лицами, как бывший издатель «Странника» прот. Гречулевич и его сотрудники Матвеевский, Полисадов, Добронравен, Покровский и Архангельский, с которыми граф нарочно коротко познакомился для того, чтобы в свободное для них время побеседовать и поспорить с ними о разных ученых предметах и доставить им материал для ученых статей, появлявшихся потом в «Страннике». В беседах с ними она с удовольствием проводила целые вечера и извлекла из того большую для себя пользу. С особенным удовольствием теперь она вспоминала об этих беседах и рассказывала о них Владиславлеву, весьма интересовавшемуся ее рассказом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Когда болезнь станет лекарством 21.12.2017 3486 Время на чтение 6 минут М ы начали эту беседу с прот.Вадимом Бурениным, настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, с вопроса о болезнях. Отец Вадим уделяет много внимания общению с онкологическими больными, а их много, очень много. Потому и первый вопрос наш был таков: - Как быть, если молитва об исцелении не исполняется, если болезнь не уходит? - Безусловно, нужно помнить вот что: если мы просим Господа, чтобы Он нас не оставил, то Господь нас и не оставляет и подаёт нам то, что необходимо для нашего спасения, пусть иногда это не то, что мы ожидаем. Но ведь только Он один знает, что именно пойдёт нам на пользу. Когда мы читаем молитву «Отче наш», мы же не забываем слова: «Да будет воля Твоя». Действительно, бывают такие случаи, когда человек очень тяжело заболел, врачи говорят: неизлечимо. Духовно мудрый человек будет просить Бога дать ему столько времени на земле, сколько необходимо для подготовки к вечности, чтобы стать наследником Царства Небесного. Хотим мы того или нет, рано или поздно, больные или здоровые, мы уйдём из этого мира. А вот будем ли готовы предстать пред Богом? Кому-то для этого надо больше времени, кому-то меньше - сколько именно, один Господь знает. Однажды у нас на приходе появилась тяжело больная женщина, врачи пророчили ей считаные месяцы... И раба Божия Лариса приняла это без обиды и озлобления, решила остаток жизни провести в молитве и покаянии. И Бог, к недоумению врачей, даровал ей ещё четыре года. Должен сказать, что она приходила в храм, пока были силы, и не унывала, хотя безобразную опухоль было видно со стороны. Святой Амвросий Оптинский учил: «...Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». Так она и совершенствовала свою душу в смирении и благодарении, ни слова упрёка, ни слова жалобы. Перед самой кончиной я приехал её исповедовать, соборовать и причастить. Увидел, как к ней относились родные, тоже верующие люди. Думаю, это тоже дар - иметь такое окружение.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/21/ko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Создатели газетных империй 19.08.2012 504 Время на чтение 4 минуты В истории отечественной журналистики их имена обычно стоят рядом: редактор «Русского вестника» и «Московских ведомостей» Михаил Катков, ушедший из жизни 125 лет назад в августе 1887-го, и издатель «Нового времени» Алексей Суворин, скончавшийся в августе 1912-го. Во многом разные по взглядам, оба представляли консервативное направление русской публицистики, на протяжении полувека оставаясь объектом многочисленных нападок либеральных коллег. В советское время русских консерваторов, мягко говоря, не жаловали. И Каткова, и Суворина именовали не иначе как «шовинистами» и «реакционерами». Ну и, разумеется, не издавали, а потому о подлинном масштабе их личности судить было сложно. Между тем и тот, и другой оставили колоссальное публицистическое наследие, интерес к которому в последние годы возрос на порядки. За последние три года вышли первые четыре тома собрания сочинений Михаила Каткова, в 2010-м его избранные работы были изданы в 118-томной «Библиотеке отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала ХХ века» издательства «Российская политическая энциклопедия». Тиражи же двух сборников статей и дневника Алексея Суворина, что называется, давно «прошли», став библиографической редкостью. Думается, современный читатель потянулся за этими книгами не столько в силу скандальной известности тех, кто долгие годы был символом политического «мракобесия», ведь их былая одиозность едва ли актуальна на фоне нынешних баталий в печатных и сетевых СМИ. Более того, ни яркой парадоксальности Василия Розанова, ни искрометности Константина Леонтьева или глубокой философии Николая Страхова - наиболее популярных мыслителей-консерваторов того времени - у Суворина с Катковым тоже не найти. Так в чем же загадка сегодняшней востребованности их наследия? Наверное, в ярких биографиях и следе, оставленном в истории журналистики их газетными империями. Михаил Катков Михаил Никифорович Катков родился в Москве в 1818 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Острецово. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты В 1720 году началось строительство Свято – Троицкого храма на средства известного в России купца и мецената Трофима Илларионовича Лялина. Это самый древний храм в Родниковском районе и один из наиболее сохранившийся в первоначальном виде храмов во всей Ивановской области. В 1911 году во время последней реставрации храма, все фрески храма были заменены на росписи более реалистического письма, исполненных по эскизам известного в России художника – Васнецова. Одна из достопримечательностей храма – это уникальный сохранившийся в первоначальном виде резной барельефный иконостас. Храм, построенный Трофимом Лялиным с крестьянами, воплотил в себя всю идею Русского православия. Центральный придел освящен в честь Пресвятой Троицы, правый придел в честь Пресвятой Богородицы и левый придел в честь святителя Димитрия Ростовского, составителя «Жития святых». Основание храма выстроено в виде четвероконечного креста. До революции в угловых башнях храма находились часовни и иконные лавки. При храме имелось церковно-приходское кладбище, на котором захоронена вся семья Трофима Лялина. С 1770 года богослужения в этом храме не прекращались. Многие иконы и утварь пожертвованы для храма известными князьями и купцами. 8 июня в 1972 году во время грозы произошло возгорание колокольни. Крест с колокольни упал 15 июня, а купол, прогоревший один месяц, упал 8 июля. Информация с сайта История села Острецово ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ. КОМПЛЕКС, посл. треть 18 - 19 в. Комплекс, состоящий из церкви, отдельно стоящей колокольни, дома причта и ограды занимает участок неправильной формы в центре села на торговой площади, на которой проводились ежегодные ярмарки. В храмозданной надписи, появившейся при обновлении и росписи церкви Троицы в 1911 г., говорится, что она выстроена в 1770 г. на средства помещика Т.И. Лялина с крестьянами. Исходя из дат на плитах пола (1809), упомянутой надписи и самой архитектуры памятника в стиле зрелого классицизма, можно предположить, что самая ранняя дата относится в началу сильно затянувшегося строительства, оконченного лишь в 1811 г. Высокая колокольня, стоящая к западу от храма в линии ограды, выстроена в 1-й пол. 19 в. в формах позднего классицизма. К этому же времени относятся четыре угловые башни ограды. Существующая ограда и расположенные на одной оси северные и южные ворота сооружены в кон. 19 в. В этот последний период к колокольне пристроен дом причта, а к храму - небольшая крещальня. Сооружения этого времени выполнены в духе эклектики. Несмотря на разновременность построек, комплекс обладает редкой художественной цельностью, представляя большой интерес для архитектуры области. Особую ценность ему придает своеобразная и выразительная по силуэту церковь.

http://sobory.ru/article/?object=04435

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010