«Сегодня Южная столица Казахстана — Алма-Ата — украшается без малого тремя десятками храмов, старинных и новопостроенных. Каждый из них имеет свою историю, каждый по-своему благолепен, архитектурно интересен и, конечно же, значим для духовной жизни мегаполиса. Среди алматинских церквей особое место занимает храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы — Казанский собор, расположенный в исторической части города, именуемой Малой станицей. Эта изящная церковь, сияющая множеством куполов и радующая глаз мастерством зодчих, — самый первый храм города Верного, одно из старейших зданий Алма-Аты. Казанский собор, воздвигнутый усердием благочестивых жителей Семиречья, вместе с Церковью и народом пережил времена благоденствия и тяжких испытаний. Он стал безмолвным свидетелем жизни многих поколений людей, под его своды приходил верующий народ, принося к престолу Божию свои скорби и радости.  Три рождения пережил за свою историю Казанский храм: первое — когда был создан благочестивыми семиреченцами в XIX столетии, второе — после возвращения верующим в середине ХХ века, и третье — совсем недавно, в ходе полномасштабной реставрации, с привлечением компетентных исследователей и высококлассных специалистов. Заботой ктиторов, при поддержке благотворителей и неравнодушных людей святыня, пережившая землетрясения и эпоху гонений, обветшавшая за свое долгое существование, была восстановлена и получила новую жизнь. Сооружение водосвятной часовни — это часть большого и значимого проекта по возрождению и обновлению храма. Сегодня Казанский собор становится значимым духовным и культурным центром Алма-Аты, местом притяжения паломников и туристов. Познакомиться со старейшим храмом Южной столицы, увидеть уникальные иконы и чтимые святыни приходят люди разных вероисповеданий и национальностей». С 2021 года в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери по благословению главы Православной Церкви Казахстана, при поддержке фонда «Апостол» осуществляются полномасштабные реставрационные работы. В результате реставрации старейшему храму Южной столицы Казахстана был возвращен исторический облик и архитектурные детали, утраченные в годы гонений на веру. Воссозданию святыни предшествовала большая научная деятельность по поиску и исследованию архивных материалов в Казахстане и России. В результате реставрации были восстановлены четыре купола над центральной частью храма, три паперти (входа) в церковь и создан резной позолоченный иконостас, повторяющий дореволюционный. Профессиональные мастера укрепили стены и своды, отремонтировали полы, укрепили фундамент.

http://patriarchia.ru/db/text/6056645.ht...

Главный Престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, приделы – Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи, свт. Николая. Святыни: Казанская икона Божией Матери на западной наружной стене храма. Источник: сайт Андреевского благочиния Казанской иконы Божией Матери в Узком церковь (Профсоюзная улица, дом 1236). Впервые село упоминается в конце XVII века как пустошь Уское, позднее известно как село Узкое. В 1698 г. деревянный сельский храм был заменен каменным в стиле барокко (возможно, автором проекта был архитектор О.Д. Старцев). Владелец усадьбы, видный государственный деятель и родственник Петра I боярин Тихон Никитич Стрешнев, по велению которого был построен храм, хотел видеть его собором будущего монастыря. Храм имеет довольно необычные черты, сближающие его с украинскими церквями. Он состоит из четырех башнеобразных двух-ярусных зданий, окружающих центральный кубический объем, имеющий закругления по углам, которые на втором ярусе переходят в восьмигранник и завершаются пятью крупными главами. Вся постройка имеет монументальный, торжественный характер. В одной из боковых глав устроена звонница. Наличники и колонки характерны для московского барокко, но их оформление более лаконично, нежели у построек, возводившихся Нарышкиными. Усадебный комплекс, включавший господский дом, хозяйственные постройки, пруды, парк, сложился во второй половине XVIII века. Тогда же внешний вид храма претерпел некоторые изменения, в том числе купола заменили на меньшие по размеру и более пологие. Внутри храм был богато украшен, роспись трех величественных резных иконостасов исполнили лучшие мастера Оружейной палаты – Григорий Зиновьев, Николай Соломонов и Василий Леонтьев. Эти иконостасы, работа над которыми была завершена к 1698 г., были последней большой и прекрасной работой иконописцев Оружейной палаты. «К концу XVII века, – с горечью пишет историк искусства А.И. Успенский, – царские иконописцы, можно сказать, сошли на нет». В XIX веке вся усадьба реконструировалась и достраивалась. В самом начале XX века в храме были произведены большие ремонтные и реставрационные работы, устроены новые печи, оштукатурены стены, позолочен главный иконостас, отреставрировано 150 икон. Обновленную церковь вновь освятили 22 декабря 1902 г. В 1909 г. в ней был устроен придел благоверной княгини Анны Кашинской.

http://sobory.ru/article/?object=03294

9 апреля 2006 года митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин в сослужении настоятеля и духовенства Свято-Троицкой Обители Милосердия и Оренбурга совершил чин освящения нижнего престола собора во имя праведного Симеона Верхотурского. А 10 января 2010 года в Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия посёлка Саракташа произошло поистине эпохальное событие. Освящён собор в честь Святой Троицы, один из крупнейших на сегодня храмов Оренбургской и Бузулукской епархии. Чин освящения совершил Высокопреосвященнейший Валентин, митрополит Оренбургский и Бузулукский.  По изданию: «Дивен Бог во святых своих. Мученики, исповедники и подвижники благочестия в Оренбургской епархии». Книга IV Оренбург: ДИМУР, 2011 21 августа 2001 года на месте ветхого храма в честь св. прав. Симеона Верхотурского по благословению Высокопреосвященнейшего Валентина (Мищука), архиепископа Оренбургского и Бузулукского, был заложен шестипрестольный собор: с центральным престолом в честь Святой Троицы и приделами: правым — в честь Казанской иконы Божией Матери, левым — в честь святых страстотерпцев: императора Николая II, императрицы Александры со чадами и всех ново-мучеников и исповедников Церкви Русской; центральным престолом нижнего храма собора в честь св. прав. Симеона Верхотурского, правым приделом в честь преподобного Сергия Радонежского, левым приделом в честь священно-мученика Макария Оренбургского. Высота собора составляет 42 метра. Чин закладки совершил секретарь Оренбургской и Бузулукской епархии протоиерей Леонид Антипов в сослужении настоятеля Свято-Троицкой Симеоновой Обители Милосердия протоиерея Николая Стремского и священнослужителей Обители. 9 апреля 2006 года Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Валентином (Мищуком), митрополитом Оренбургским и Бузулукским, освящён нижний центральный престол Свято-Троицкого собора в честь св. прав. Симеона Верхотурского. 10 января 2010 года митрополитом Оренбургским и Бузулукским Валентином был освящён главный придел в честь Святой Троицы верхней части собора.

http://sobory.ru/article/?object=26003

С 1930-х годов Подлипичье входит в черту города Дмитрова, однако бывшее пригородное село имело давнюю историю. В древности Подлипичье относилось к подмосковному региону Повелье, раскинувшемуся к северу-востоку от Дмитрова. В 1566 году Подлипичье упоминалось как дворцовое село, а после Смутного времени запустело. В 1642 году дьяк Григорий Пятово построил на пустоши Подлипичье собственный двор и дома для пяти крестьянских семей, перевезенных под Дмитров из другой его вотчины в Кашинском уезде. Это было второе рождение села Подлипичье. В том же году, как следует из документов Патриаршего казенного приказа, Григорий Пятово построил деревянную церковь с престолами иконы Божией Матери Одигитрии, Михаила Малеина и преподобного Георгия Хозевита. В 1694 году владельцем села Подлипичье значился уже Петр Савич Хитрово. В эти годы храм по какой-то причине поменял свое посвящение и стал именоваться не Одигитриевским, а Казанским. После Петра Савича Хитрово селом владели его потомки: внук Петр Никитич и правнук Петр Петрович Хитрово. В 1735 году Петр Никитич построил в своем имении каменную церковь Казанской иконы Божией Матери, которая сохранилась до настоящего времени. В церкви были устроены два придела: иконы Всех скорбящих Радость и преподобного Георгия. Кирпичная церковь в Подлипичье, построенная по типу «восьмерик на четверике», является образцом архитектуры барокко. В 1770-х годах церковь перестраивалась и обновлялась усердием вотчинника Петра Петровича Хитрово. В 1880-х годах был заново построен северный придел по проекту русского зодчего Павла Михайловича Самарина. В советские годы Казанская церковь не закрывалась, благодаря чему сохранились фрески начала XX века, трехъярусный резной иконостас 1867 года с несколькими старинными иконами XVI-XVII столетий и два боковых иконостаса конца XIX века. Интересно, что восьмигранный барабан, на котором покоится купол, сложен из дерева, однако оштукатурен и внешне выглядит каменным как и все здание. Московские церковные ведомости описывали местное торжество в Подлипичье, которое состоялось осенью 1899 года в честь обновления придела Казанской церкви. Ранее этот придел был посвящен редкому святому Георгию Хозевиту. Преподобный родился на острове Кипр в VII веке. С юных лет Георгий подвизался на Святой земле в долине реки Иордан в обители Пресвятой Богородицы «Хузива», а затем в лавре Коломана.

http://sobory.ru/article/?object=03498

Благословение Касимовской Казанской иконой Божией Матери молящихся в Никольской ц. г. Касимова. Фотография. Июль 2012 г. Благословение Касимовской Казанской иконой Божией Матери молящихся в Никольской ц. г. Касимова. Фотография. Июль 2012 г. От купца Иустина узнала, что икону он перенес в лавку недавно, а в дом его она попала спустя примерно 40 лет после обретения Явленного образа в Казани (т. е. ок. 1619) и что икона «списана благочестивым иноком». Старица перенесла образ в собор девичьего в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря «на благословение от первоявленной», где он был поставлен у иконостаса. К иконе стеклась вся Казань, «долгое время» она находилась в мон-ре, нек-рые получали исцеление. По благословению владыки и игумении монастыря образ проводили «на большое расстояние» с пением тропаря «Заступнице усердная». Старица обратилась к народу «с честною иконою Богоматери», народ пал на землю. До Касимова старица с иконой шла пешком. По пути она остановилась в мон-ре прп. Макария Желтоводского, где икона была поставлена в соборном храме. На др. день по окончании Божественной литургии игумен благословил старицу иконой прп. Макария Желтоводского «равной меры» с Казанской иконой. При приближении к Касимову народ и священство крестным ходом под колокольный звон окрестных церквей вышли навстречу. К. К. и. была поставлена на убранный цветами и пеленами аналой. После молебствий с пением тропаря «Заступнице усердная» крестным ходом все отправились в приходский храм вмц. Параскевы Пятницы, близ которого жила Иустина. Из дальних мест в Касимов к К. К. и. приходили люди разных сословий, многие получали исцеления. Старица Иустина с сыновьями начала строить деревянную Казанскую ц. с приделом прп. Макария Желтоводского. К. К. и. и образ прп. Макария из Желтоводского монастыря стояли в это время в ц. вмц. Параскевы Пятницы. Это отмечено в писцовых книгах Касимова 1627 г. писца Петра Семеновича Воейкова, К. К. и. названа чудотворной: «Церковь Пречистыя Богородицы Казанския древена клетцки… а церковь и придел не освящены, а тое церкви чудотворный образ Пречистыя Богородицы Казанския...

http://pravenc.ru/text/1681217.html

20 июня 1630 г. М. возглавил перенесение мощей Казанского свт. Гурия (Руготина) из казанского в честь Преображения Господня монастыря в соборную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Мощи были торжественно положены в серебряную раку, которую изготовил «по обещанию» казанский дворянин С. Т. Аристов ( Покровский. 1906. С. 218). М. организовал работы в кафедральном Благовещенском соборе: в 30-40-х гг. XVII в. была построена кирпичная колокольня (высотой более 50 м), в ее нижнем ярусе освящена ц. во имя вмц. Ирины. В 1640 г. за счет средств домовой митрополичьей казны был отлит большой колокол. Вероятно, именно М. обустроил загородную архиерейскую резиденцию близ с. Савинова на р. Казанке ( Липаков. 2007. С. 66-68). При М. развивались возникшие в 10-х гг. XVII в. Седмиезерная Вознесенская пуст., Раифская Богородичная пуст. (см. Раифский в честь Грузинской иконы Божией Матери монастырь ), Троицкий Ураевский мон-рь. Попечением М. в 1628 г. при Седмиезерной пуст. была построена 1-я Вознесенская ц., в 1644 г. она была заменена каменной, достроенной при преемниках М. В епархии также появился елабужский Троицкий мон-рь, который в 40-х гг. XVII в. был приписан к архиерейскому дому. В 1625 г. в епархии был основан Юнгинский Спасский мон-рь. Через 3 года в нем было построено 2 церкви (в честь Образа Спаса Нерукотворного и Казанской иконы Божией Матери). Погребен М. был в казанском кафедральном Благовещенском соборе у сев. стены. Ист.: ДРВ. М., 1788. Ч. 6. С. 127, 131; ААЭ. Т. 3. 330. С. 483-485; ДАИ. Т. 1. 171. С. 303-305; 172. С. 305-306; 174. С. 307; Т. 2. 76. С. 209, 211, 215; АЮБДР. Т. 1. 108. С. 685; Никанор (Каменский), архиеп. Владенные грамоты Казанского Спасо-Преображенского мон-ря//Изв. ОАИЭ. 1893. Т. 11. Вып. 4. С. 365-368; Жалованная грамота царя Михаила Федоровича митр. Казанскому и Свияжскому Матвею; 1626 г.//Изв. по Казанской епархии. 1902. 4. С. 161-174; Утвержденная грамота об избрании на Московское гос-во Михаила Федоровича Романова/Предисл.: С. А. Белокуров. М., 19062. С. 76; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. (1397-1625). СПб., 1910. Т. 1. Вып. 2. Прил. XXIX-XXXVII.

http://pravenc.ru/text/2562668.html

С 1680 по 1697 гг. церковь Казанская находилась " в вотчине боярыни вдовы Марьи Ивановны Хитрово в селе Богородском. В 1697 году село Богородское, Горбово тож. отписано на великого Государя к дворцовым селам и в том же году пожаловано думному дворянину, впоследствии графу Никите Моисеевичу Зотову за азовскую его службу. В 1702 году по прошению Н.М. Зотова начата перестройка церкви Казанской Божией Матери с приделом св. Иова. В 1718 г. село принадлежало его вдове Анне Еремеевне, по второму мужу Бутурлиной, и сыну, графу Василию Никитичу Зотову, а после него, в 1737 г., - его сыну Никите и Пашковым Дмитрию Алексеевичу и Петру Егоровичу. От Никиты Зотова в 1752 г. перешло к его вдове Анне Логиновне (по второму мужу Эхлер) с детьми Иваном, Елизаветой и Екатериной, вышедшей замуж за поручика, князя Алексея Васильевича Хованского, который и владел селом в конце XVIII в. Он построил здесь самую крупную в уезде суконную мануфактуру, где работало более 600 крепостных крестьян. По фамилии владельца село получило название Горбово-Хованское. В конце 18 века по прошению священника Василия Иванова было начато дело о постройке в селе каменного храма. Было дано разрешение построить в селе Горбове по желанию священника с прихожанами " вместо деревянной вновь каменную церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделом Пророка Илии и с колокольнею в благопристойном по свидетельству благочинного места на твердой матёрой земле, по представленному от них плану и фасаду под присмотром благочинного для точности " . Таким образом в 1802 году был построен каменный храм на высоком белокаменном цоколе с белокаменным же декором тонкой профилировки. Трёхчастная объёмно-пространственная композиция церкви состояла из квадратного в плане четверика храма с ротондой 2-го яруса, небольшой трапезной, прямоугольного алтаря и 3-х ярусной колокольни. Следующее упоминание о церкви с. Горбово относится ко времени Отечественной войны 1812 г. она была освящена " в 1812 г. декабря 8 и 9 чисел " . По-видимому до конца XIX века церковь не изменяла свой архитектурный облик. Только в июле 1884 году было подано прошение о перестройке храма. Работы по проекту были осуществлены следующие: трапезная в плане была расширена до размеров четверика и соединена с колокольней. Фасады декорированы белокаменными подоконными плитами с кронштейнами. Крыша сооружена двускатная. В клировых ведомостях за 1916 г. значится уже три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, св. Пророка Илии, свв. равноапостольных Мефодия и Кирилла.

http://sobory.ru/article/?object=06555

В сообщении «Интерфакса» отмечено, что Казанская икона Божией Матери – «один из самых любимых народом образов». Также об этом событии говорится в информации РИА «Новости» . О патриаршем богослужении, прошедшем в этот день, рассказывается на сайте «Вестей» : «В день праздника Казанской иконы Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. Примечательно, что в этом году праздник Казанской иконы Божией Матери совпал с 10-летием со дня освящения Казанского собора». «Слово Святейшего Патриарха после Божественной литургии и молебна в Казанском соборе на Красной площади» можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Сайт НТВ в предельно кратком сообщении отмечает, что центром торжеств в день Казанской иконы Божией матери стал Казанский собор на Красной площади: «Он был разрушен в начале прошлого века... Сегодня исполняется ровно десять лет с тех пор, как храм был восстановлен». Праздник Казанской иконы Божьей Матери отметили во вторник во всех православных храмах России. О том, как прошла первая служба в восстановленном храме в алтайском селе Советское рассказывает корреспондент «Вестей» Андрей Буймов. На сайте «Православной газеты» можно прочитать не только о самом событии, в честь которого был установлен праздник, но и узнать о значении этого праздника для православных : «Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верой, Царице Небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, - и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего государства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы... благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвой к Божией Матери и получали от Нее заступление и спасение. По примеру предков да поступаем и мы. ... Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. … И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим».

http://pravoslavie.ru/4860.html

Вечером 20 июля Предстоятель возглавил всенощное бдение в кафедральном соборе г. Саранска во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. 21 июля, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саранска и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. После богослужения Предстоятель посетил городское кладбище мордовской столицы, на котором похоронена его бабушка Параскева Ивановна Гундяева, и совершил заупокойную литию на могиле рабы Божией Параскевы. Затем Святейший Патриарх возглавил церемонию возложения цветов к Мемориалу Славы в г. Саранске, установленному в память о жителях Мордовии, погибших в годы Великой Отечественной войны. В завершение церемонии Святейший Влыдка обратился к участникам церемонии со словом. В тот же день в Доме Правительства Республики Мордовия в Саранске состоялся торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Кирилла. 22 июля Предстоятель посетил ряд храмов Саранской епархии. Утром Святейший Патриарх побывал в новопостроенном храме в честь Казанской иконы Божией Матери в поселке Ромоданово, где обратился со словом к собравшимся. Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил церковь святителя Димитрия Ростовского в селе Ульянка Ичалковского района, а затем побывал в доме своего деда, священника Василия Гундяева, в селе Оброчное, и совершил заупокойную литию на его могиле. Затем Предстоятель направился в село Ичалки. В храме Архистратига Михаила Святейший Владыка приложился к мощам местночтимого святого Филарета Ичалковского и поделился с паствой своими воспоминаниями об этой церкви. В селе Кемля Святейший Патриарх посетил старинный храм Рождества Пресвятой Богородицы и обратился с Первосвятительским словом к многочисленным верующим, собравшимся на сельской площади.

http://pravmir.ru/zavershisya-pervosvyat...

Следующие владельцы также заботились о приходской церкви, что подтверждается документами, датируемыми 1744 г. (на тот момент село стало собственностью дворян Нарышкиных). При Семёне Кирилловиче Нарышкине в храме были проведены масштабные ремонтные работы – перестроены его главы и заменена кровля над трапезной и алтарём. В 1775 г. С.К. Нарышкин завещал Константиново своему племяннику – князю Александру Михайловичу Голицыну, и именно князь подарил новую жизнь обветшавшей Казанской церкви. Уже в 1779 г. по указу А.М. Голицына старый деревянный храм был разобран и на его месте началось строительство новой каменной церкви. Для составления проекта и возведения здания князь пригласил из Санкт-Петербурга известного архитектора Ивана Егоровича Старова, представителя классицизма в русском зодчестве, который всего за год создал великолепное белоснежное культовое строение. Главный престол храма был торжественно освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери, а придельный алтарь – во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Живописная Казанская церковь выстроенная из кирпича, оштукатуренная и выбеленная, стала украшением села. Высокий четверик с полукруглой алтарной апсидой зодчий увенчал массивной ротондой с большим полукуполом и небольшим узким барабаном с куполом меньшего размера, завершённым шпилем с крестом на яблочке. Фасады храма и трапезной И.Е. Старов оформил пилястрами, небольшими декоративными круглыми и квадратными окошками над основными окнами, которые, в свою очередь, украсил кокошниками, а верх южной и северной стен храма акцентировал треугольными фронтонами. Изящная трёхъярусная колокольня, самое красивое и необычное строение храмового ансамбля, была перестроена уже при следующих владельцах села – князьях Долгоруких. Как выглядела первая колокольня, неизвестно, до наших дней она сохранилась уже в несколько изменённом виде. Её первые два яруса в плане квадратные, первый ярус с восточной стороны оформлен порталом – крыльцом с фризом и фронтоном под двускатной крышей, увенчанной тремя небольшими куполами и иконой Казанской Божьей Матери над входом. Второй ярус прорезан полукруглыми окнами, третий – четырьмя декорированными полуколоннами арками звона и завершён трёхступенчатым карнизом. Изюминка храмовой колокольни – её необычное навершие – четырёхгранная ступенчатая кровля с небольшими угловыми и центральной башенками, увенчанными крестами на яблочках.

http://sobory.ru/article/?object=01732

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010