Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) Земляной мост и Касимовский мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) В 1648 г. архиеп. Рязанский и Муромский Моисей († 1651) послал по случаю свирепствовавшего морового поветрия «к Косимовскому царевичу Сеит-Бурхану Арослановичу» грамоту о «бережении игумении новаго девичьяго монастыря Казанскаго» ( Иероним (Алякринский). 1889. С. 58). В 1654 г. архиеп. Рязанский сщмч. Мисаил отправился в Касимовское царство, откуда сообщал государю: «В лето 7162... Касимовский царевич Сеид-Бурхан креститься обещался же и Патриарх Никон ко Святому Крещению огласил и имя ему нарек Василий». Вскоре царевич принял крещение, т. к. существовала предварительная договоренность о его браке с сестрой царя Алексея Михайловича Ириной Михайловной, но венчание не состоялось; царевич Василий Арсланович женился на Марии, дочери боярина Никифора Юрьевича Плещеева (Там же. С. 71-72). После принятия христианства царевич Василий Арсланович помогал К. м.: «...игуменью с сестрами и кормил и поил и на одежду давал из своих доходов» (Там же. С. 110). Т. о., в XVII в. обитель существовала благодаря касимовской царской семье: местночтимому подвижнику благочестия царевичу Иакову Васильевичу , его отцу, Сеит-Бурхану Арслановичу (в крещении Василию) и бабке, вдове царя Арслана Фатиме Султан-Сеитовне. Эта семья пожертвовала К. м. земельные угодья в Касимове по берегу р. Оки и часть вотчин вне города; все насельницы обители снабжались одеждой и продуктами до самой смерти Василия Арслановича (в 1679 погребен в московском во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ре ). Царица Фатима также содержала К. м. на свои средства, но после ее смерти настоятельница была вынуждена просить помощи у царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Часовня св. царевича Иакова Васильевича. Фотография. 30-е гг. ХХ в. По преданию, царевич Иаков, заболевший горячкой в ранней юности, обратился с молитвой к Пресв.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

Недействующие: Успенский Боровенский (Ферапонтова пуст.; мужской; в совр. с. Боровенск Мосальского р-на; основан в XV в., упразднен в 1764, в наст. время действует архиерейское подворье, обитель возрождается), в честь Казанской иконы Божией Матери Шатрищегорский (мужской; находился на холме Шатринская Гора близ дер. Шатрищи Износковского р-на; основан не ранее XVI в., упразднен в 1764), в честь Казанской иконы Божией Матери (мужской; в Юхнове; основан ок. 2-й пол. XVI в. как Юхновская пуст., разорен в Смутное время (ок. 1611), возобновлен в 1653, упразднен в 1724, возобновлен в 1726, закрыт в 1918-1919), Борисоглебский (мужской; в Мосальске; время основания неизвестно, прекратил существование до 1676), в честь Казанской иконы Божией Матери Боголюбивый (женский; близ дер. Новодяглево Куйбышевского р-на; основан в 1868 как Белокопытовская Казанская жен. община, к-рая в 1892 преобразована в мон-рь, закрыт в 1923, в наст. время действует архиерейское подворье, обитель возрождается), Мелхиседекова пуст. (мужская; ныне урочище Гурики близ дер. Анновка Кировского р-на; основана в 1837, к 1916 штатный муж. монастырь, закрыт в 1918). Арх.: РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1435(копия в Д. 1549. Л. 1-2 об.); Ф. 1455. Оп. 4; ГА Калужской обл. Ф. 32. Оп. 2. Д. 1967; Ф. 33. Д. 2152; Ф. 94. Оп. 1. Д. 49а; Ф. 1267. Оп. 2. Д. 312, 1267, 1233; Ф. Р-1425. Оп. 1. Д. 49а. Лит.: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 338-342; Ханыков В. В. Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878. С. 73-74; Зверинский. 229, 856, 857, 1310, 1446; Денисов. С. 285, 778; Дубовский С. А. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-71; ЖПодв. Июль. С. 150-163; Иванов А. Я. Правосл. храмы, располагавшиеся на территории совр. Юхновского, Медынского, Износковского и Кондровского р-нов Калужской обл. и их причты (XIX - нач. XX вв.): Мат-лы для истории Калужской епархии. М., 1998. С. 220-227; Бауэр А. А. Неизвестный мон-рь Калужского края: (Мелхиседекова пуст. Жиздринского у. в XIX - нач. XX вв.)//Вопросы археологии, истории, культуры и природы В. Поочья: Сб. мат-лов XIV Всерос. науч. конф. Калуга, 2012. С. 302-305; Иосифа (Егасова), мон. Боголюбивая обитель на р. Любуше. М., 2017.

http://pravenc.ru/text/2580076.html

Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974 Село Полевшина находится в 4 километрах севернее Истры, через него раньше проходил Клинский большак – дорога из Воскресенска в Клин, которая исчезла с созданием Истринского водохранилища. Прежде село именовалось Малинки и Никольское, а современное название получило от самых известных своих владельцев – Полевых. Впервые оно упоминается в 1584–1586 годах как «сельцо Малинки на речке на Веине», принадлежащее Богдану Ивановичу Полеву. В 1672 году в Малинках (Никольском) была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами Архангела Михаила и сСвятителя Николая Чудотворца на средства владельца села, стольника Михаила Ивановича Полева. В 1692 году, по прошению Федора Михайловича Полева, патриарх благословил в селе Никольском строить каменную церковь. Процесс строительства храма растянулся на два десятилетия. Церковь была построена двухэтажная: в верхнем этаже находился престол во имя Казанской иконы Божией Матери, а нижний состоял из пристройки с престолом Святителя Николая Чудотворца и усыпальницы Полевых, которая расположилась под верхним храмом. Никольский придел освятили в 1694 году, а главный, Казанский храм – только в 1704 году. В конце XVIII века селом Никольское-Малинки владела генеральша Матрена Павловна Салтыкова, а после нее – статский советник и камергер князь Александр Александрович Щербатов. В 1825 году из донесения местного священника Петра Григорьева стало известно, что князь Щербатов построил близ Казанской церкви каменную часовню «с учреждением кружки за его печатью» без дозволения епархиального начальства. Митрополит Филарет вынес свою резолюцию: «Поручить местному благочинному, отнестись к господину помещику, чтобы он ключ от кружки и заведывание сбора, как требует порядок, предоставил причту со старостою, и о построении дал сведение». «Часовня находилась по одну сторону от церковных ворот, а по другую стояла сторожка – по внешнему виду и размерам похожая на часовню, но без креста наверху. Именно эта сторожка, как принято считать, упомянута в рассказе А.П. Чехова «Ведьма». Очевидно, что строительство часовни и стоящей рядом сторожки велось одновременно.

http://sobory.ru/article/?object=09887

Здание церкви в 1996 г. передано православным, и с 1997 г. в нем проводятся регулярные богослужения. В 2005 г. была заново построена колокольня, повешены колокола, храм внутри оштукатурен заново, ведется реставрация. 19 октября 2008 г. в селе Алешино Пушкинского района состоялось давно ожидаемое жителями села торжество — великое освящение храма во имя вмч. Георгия Победоносца. Кроме престольного праздника особенно почитается день празднования Казанской иконы Божией Матери, т. к. в селе была еще одна церковь в честь Казанской иконы, построенная в середине XVIII в. как домовая семьи фельдмаршала А.Б. Бутурлина. Храм в честь Казанской иконы был редкий для Подмосковья образец елизаветинского барокко. Одноглавая церковь, перекрытая куполом с главкой, с небольшой трапезной и алтарем выглядела как единый двусветный объём. К ней была пристроена колокольня. Выстроена на средства генерал-фельдмаршала графа А. Б. Бутурлина как усадебная. С 1927 г. для богослужений не использовалась, в 1931 г. разобрана на кирпич, в настоящее время от нее ничего не сохранилось. Использован материал сайта московской епархии http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=626 и история села Название села вовсе не связано с мужским именем, как это воспринимается в современном звучании. Объяснение дает надпись на хранившемся в церкви «Апостоле», напечатанном в 1687 г.: «Дан оный святой Апостол в село Ольшню; оное село прозвано тако якобы от ольх, росших на его месте, да и речка прозывается Ольшанка от ольшнякова леса». Итак, Ольшня-Олешня (Алешня) – Алешино. По документам, село известно с конца XVI века. Проходило по дворцовому ведомству, то есть находилось в привилегированном положении. В 1585 году в нем была возведена деревянная церковь Великомученика Георгия. " По сказке попа Георгиевской церкви Феодора с причетниками (1680 г.), к той церкви церковной земли - пашни 12 четьи в поле, а в дву потомуж, сена на речке Олыпанке с новоросчистными покосы 40 копен, а та церковная земля врозни, полосами, меж крестьянской земли, а пашенной лесной поросли в полях у них нет, и тою де полевою церковного землею многою завладели села Алешни крестьяня насильством, да ониж, крестьяня, на полевой церковной земле построили 4 двора крестьянских; да к той же Георгиевской церкви пустошь Зуева, а в ней сенных покосов 60 копен да пашни лесом поросло 14 четвертей в поле, а в дву потомуж, а та пустошь от села 3 версты по дмитровской дороге " (из " Исторических материалов " Холмогоровых).

http://sobory.ru/article/?object=04056

В 1921 году дотла выгорела вся Торговая площадь, а вместе с ней сильно пострадала и Казанская церковь − у нее выгорело внутреннее убранство, обрушилась колокольня. Ее восстановили, а церковь приписали к приходу соседней Успенской церкви (не сохранилась). В 1935 году, в связи со строительством Угличской ГЭС, храм закрыли и передали здание в ведение строителей. Красавицу-церковь использовали как водонапорную башню, склад, общежитие… В 2000 году храм снова был передан верующим, началась его реставрация. В 2006 году колокольня обрела «голос» − большой колокол в 50 пудов, отлитый в Тутаеве литейщиком Н.Шуваловым. Сейчас храм стоит не в окружении торговых лавок, а на фоне зданий советской постройки, а вокруг него разбит сквер с большой детской площадкой. С сайта http://w.w.w.ruschudo.ru/miracles/1938/ Церковь Казанская каменная, двухэтажная, приписная к собору, прочна; о двух престолах: в теплой - во имя Сретения Господня, а в холодной - во имя Казанской Божией Матери. Построена в 1778 г. на средства доброхотных дателей. Особо чтимый образ Казанской Божией Матери. Дом для жительства причта. Штатного состава причта не положено. Причтового капитала в билетах 1 456 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Казанский храм, стоящий на Успенской площади, несомненно является самым заметным. Он виден отовсюду – и из кремля, и в перспективе Московской улицы, и с многих других мест. Его колокольня, наверняка, самая высокая в городе. С давних пор это место вблизи кремля было торговой площадью. Точнее их было три: Хлебная, Сенная и Лесная. И вот на первой из них в какой-то период появился храм Великомученика Георгия. По легенде, его выстроил в честь своего святого один угличский князь. Кто это был, мы точно не знаем. То ли Георгий (Юрий) Александрович, или Юрий Звенигородский, или младший брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич. Соответственно, это могло произойти в начале XIV века, на рубеже XIV-XV вв. или в XVI веке. По крайней мере, к началу XVII века уже существовала церковь Страстной иконы Божией Матери с приделами великомученика Георгия и Михаила Малеина. Храм простоял до Смутного времени, когда был сожжен, разделив судьбу города и его православных святынь.

http://sobory.ru/article/?object=01007

Дальнейших сведений о церкви Липовицкого Погоста до конца XYIII века не имеется. Из сохранившейся  в церкви грамоты, данной в 1797 году епископом Владимирским Виктором на построение каменного храма, видно, что в то время в Липовицком Погосте была «пришедшая в ветхость» деревянная церковь в честь Казанской Пресвятой Богородицы. Через 10 лет, т.е. в 1807 году была устроена трапеза каменного храма. В ней были устроены два придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и святого великомученика Георгия Победоносца. Что касается главного храма, то он был отстроен к 1812 году и освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1873 году трапеза храма была разобрана до основания и устроена более обширных размеров. В то же время построена заново и каменная колокольня. Что же касается  главного храма, то он существовал в том же виде, как и построен в начале XIX столетия. Престолов в храме было три: главный - в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. великомученика Георгия Победоносца. Церковь внутри богато украшена живописью и св. иконами: на многих иконах дорогие серебряные ризы. Утварь и ризница церковная также очень богатые. Из священных предметов древности в церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1685 года. Причта при церкви положено по штату – три священника, дьякон и три псаломщика. На содержание их получалось от службы и требоисправлений, земли пахотной и сенокосной и процентов с причтового капитала около 2700 рублей в год. Дома у членов причта - собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной - 3 десятины 1000 кв. сажен, пахотной удобной - 90 десятин, неудобной - 5 десятин, сенокосной удобной - 102 десятины 338 сажен. Неудобной земли под кустарником - 5 десятин, под церковью и кладбищем - 1 десятина 198 сажен.  Под дорогами - 3 десятины 1350 сажен, под озерами и источниками - 8 десятин 1800 сажени. А всего – 218 десятин 2286 сажен. Кроме того, в Гороховецком уезде за рекой Окой церкви принадлежал земельный участок - 34 десятины 65 сажен, поросшей после пожаров и вырубок редких лесов. Таким образом,  всей земли при церкви 252 десятины 2351 сажен.

http://sobory.ru/article/?object=22343

До 2005 года монастырь пребывал в запустении и разрухе. 26 декабря 2006 года, ходатайством Архиепископа Рязанского и Касимовского Павла, Священный Синод под председательством Патриарха Алексия II  принимает решение об открытии Казанского женского монастыря г.Рязани. В настоящее время обитель возрождается. В 2006 году по ходатайству архиепископа Рязанского и Касимовского Павла на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено возрождение монашеской жизни Казанского женского монастыря в городе Рязани.  6 января 2007 года по благословению архиепископа Павла игуменом Игнатием (Депутатовым) было совершено малое освящение алтаря в Казанском соборе. 7 января 2007 в праздник Рождества Христова была совершена первая Божествення Литургия. 20 июля 2007 года и 17 декабря 2007 года купола Казанского собора вновь были увенчаны крестами, которые освятил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. В октябре 2007 года по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла в стенах Казанского женского монастыря открылось Рязанское Женское Епархиальное Духовное училище. Здание, где раньше располагалось Рязанское Научное Реставрационное Управление, было передано Рязанской Епархии в безвозмездное пользование. 8 августа 2008 Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел передал обители чудотворный образ великомученика и целителя Пантелеимона. Икона была написана и освящена в XIX веке на святой горе Афон. После закрытия и разорения монастыря её хранили благочестивые прихожане. В настоящее время в Казанском храме монастыря ежедневно проходят богослужения. Продолжаются ремонтно-реставрационные работы. Святыни:   Частицы мощей: св. ап. Симона Канонита, св. блгв. кн. Петра и Февронии Муромских, блаж. Василия Кадомского. «Казанская» икона Божией Матери (чтимый образ), икона Божией Матери «Скоропослушница», образ великомученика и целителя Пантелеимона (афонский). http://www.ryazeparh.ru/ Монастырь в честь иконы Казанской Божией Матери был основан в XVI веке и располагался недалеко от Спасского монастыря, к югу. Во второй половине XVII столетия, при митрополите Авраамии, построена каменная Казанская церковь, на месте или около существовавшей здесь деревянной. До секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь пользовался хлебной и денежной ругой.

http://sobory.ru/article/?object=11703

«Интерфакс» передает из Казани : «В Казани на месте обретения в XVI веке Казанской иконы Божией матери полным ходом идут реставрационно- восстановительные работы одного из храмов ансамбля Богородицкого женского монастыря - Крестовоздвиженской церкви». В Нижнем Новгороде в праздник Казанской иконы Божией Матери состоялся крестный ход в память победы народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовской интервенции. Об этом рассказывает корреспондент «Маяка»  Александр Цирульников . В Свято-Троицкий храме в селе Казачинском на севере Красноярского края мироточит Казанская икона Божией Матери, сообщает «Седмица.Ru». «Прихожане храма утверждают, что после усердных молитв с людьми стали происходить чудесные исцеления... В Красноярской епархии Русской Православной Церкви сообщили, что икона Божией Матери в селе Казачинском – единственная мироточащая икона на территории края». «Поучения в день Казанской иконы Божией Матери» можно прочитать на сайте «Русская линия» . В частности, в публикацию включены поучения священника И.Казанского из журнала «Саратовские епархиальные ведомости», N38, 1876 год и священника В. Боженова из книги «Христианская беседа. Проповеди и статьи для назидательного чтения при внебогослужебных собеседованиях» 1897 года. Большой материал «День спасения Отечества», посвященный празднованию в честь Казанской иконы Божией Матери публикует сайт  Седмица.Ру. В нем приводятся слова поздравления, сказанные Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II после всенощного бдения 3 ноября, а также «Слово Святейшего Патриарха после богослужения в Казанском соборе на Красной площади в день Казанской иконы Богородицы». Далее в статье можно прочитать ответы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на вопросы корреспондентов СМИ, заданные после богослужения 4 ноября. Особое внимание журналистов привлекает вопрос о предложении Государственной Думы сделать 4 ноября новым государственным праздником. Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что новый государственный праздник пока еще не утвержден, вопрос обсуждается. Святейший Патриарх Алексий рассказал о духовом и историческом значении празднования 4 ноября. Его Святейшество, в частности, сказал: «Преодоление смуты проистекало из недр нашего народа. Минин и Пожарский, выдающиеся представители нашего народа, собрали ополчение для того, чтобы защитить Русь, чтобы положить конец смуте и восстановить государство Российское, сынами и дочерьми которого и мы сегодня являемся. Этот день можно считать днем всеобщего единения, так как это единение проистекало из народных глубин. Оно не было инициировано властями, а исходило из любви людей к своему Отечеству».

http://pravoslavie.ru/4912.html

При И. в Твери были возведены и освящены: 12 мая 1784 г. кладбищенская ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери, 5 сент. 1787 г. ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы «что на Исаевце», в 1786 г.- 3-престольный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы; строились церкви в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» («Всех скорбящих Радость») (1782-1792), во имя св. Иоанна Предтечи в Затьмачье (1784-1809), в честь Казанской иконы Божией Матери (1779-1799), Рождества Пресв. Богородицы в Ямской слободе (1777-1795). По инициативе И. в древней Свято-Троицкой ц. («Белая Троица») в Затьмачье был освящен придел во имя прп. Ефрема Новоторжского (1787). В Тверской губ. построены Крестовоздвиженская ц. (1784-1788) Ниловой Столобенской пуст., уникальная Преображенская ц. (повторяет формы Чесменского храма в С.-Петербурге) в с. Красном Старицкого у., Воскресенская ц. в с. Никольское-Собакино (Липовка) и Казанская ц. в с. Никитском Калязинского у., Богородице-Рождественская ц. (1786-1788) в с. Дрюцкове Бежецкого у., Преображенская ц. (1785) в с. Спас-Есеновичи Вышневолоцкого у. Одновременно в годы правления И. в нач. 1788 г. были окончательно закрыты мон-ри: Иванишинский (Иваницкий) Успенский в Старицком у., Рябовский Троицкий в Калязинском у. и Шеренский (Ширинский) Благовещенский в Кашинском у. В 1785 г. И. учредил неск. ежегодных крестных ходов: 28 июля в кладбищенскую Смоленскую ц. Твери; 5 авг. из Трехсвятительского в кафедральный собор. Покровительствовал ректору Тверской ДС архим. Макарию (Петровичу), способствовал изданию в 1786 г. его «Богословия». Имп. Екатерина II, неоднократно останавливавшаяся в Твери, дважды (в 1785 и 1788) в сопровождении архиерея посещала Тверскую ДС, увеличила вдвое средства на содержание семинарии и повелела отпустить из суммы Коллегии экономии 17 268 р. для строительства нового семинарского здания. По поручению И. семинаристы приветствовали имп. Екатерину одами, кантами, стихами, сочиненными в ее честь (см.: Разные сочинения Тверской семинарии на прибытие Е. И. В. в Тверь. М., 1787). Во время одного из визитов в Тверь императрица пожаловала И. драгоценный наперсный крест, к-рый архиерей передал в дар кафедральному собору.

http://pravenc.ru/text/578086.html

Возрождение церковной жизни в Дивееве началось в 1988 г., когда власти разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу, 22 апреля 1989 г., была освящена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери. Весной 1990 г. был вновь освящен Троицкий собор. Монашеская жизнь в Серафимо-Дивеевском монастыре возобновилась 21 июля 1991 г. — решение Священного Синода было принято в день празднования Казанской иконы Божией Матери. 30 июля 1991 г. в Дивеевском монастыре встречали мощи прп. Серафима Саровского, с тех пор они почивают в Троицком соборе, по слову святого, который предсказывал, что плотью он будет в Дивееве. 17 ноября 1991 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игумении Серафимо-Дивеевского монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. В 2000 г. состоялось прославление в лике местночтимых святых Нижегородской епархии схимонахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Мелюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В 2004 г. состоялось прославление в лике святых Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. 14 апреля 2008 г.  учрежден Собор Дивеевских святых, празднование которого совершается 27 июня, на следующий день после дня памяти первоначальницы Дивеевской обители прп. Александры. В Собор Дивеевских святых входят 17 подвижников благочестия — святителей, преподобных, блаженных, новомучеников. Святые мощи восьмерых из них находятся в храмах Серафимо-Дивеевского монастыря. 23 октября 2022 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского собора Дивеевского монастыря. Храмы Свято-Троицкий собор (освящен в 1875 г.). Собор является пятипрестольным: центральный престол освящен в честь Живоначальной Троицы; остальные престолы — в честь иконы Божией Матери «Умиление», прп. Серафима Саровского, Владимирской иконы Божией Матери, Третьего обретения главы Иоанна Крестителя. В 1927 г. собор был закрыт и частично разрушен. В 1989 г. передан Нижегородской епархии. 31 марта 1990 г. возобновились богослужения. С 1 января 1991 г. службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.

http://patriarchia.ru/db/text/4710754.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010