В послевоенные годы на территории бывшего женского монастыря, освобожденного от воинского постоя, начинается жилищное и социальное строительство (красная линия ул. Ленина, Хохрякова, Плеханова, юго-вост. часть территории). С 1960 г. здание Казанской церкви передано Дзержинскому райпищеторгу и использовалось последним под склад. К этому времени были утрачены купола, звонница, захоронение И. Г. Каменского, значительно повреждены майоликовые панно. В 1985-1995 гг. реставрационные работы выполнялись Перм. специальными научно-реставрационными мастерскими (ПСНРМ). Авторы проекта: Канторович Г. Д. (руководитель авторского коллектива), Артеменков М. Ф., Побоженко В. А. (архитекторы), Кашихин Л. С., Федотов А. М. (авторы ист.-архивных изысканий). Реставрацию майоликового панно «Казанской Божией Матери» выполнял художник-реставратор В. Минин (Москва). Кроме Казанской церкви на территории монастыря сохранились 2-этажные корпуса – каменный игуменский и полукаменный сестринский. В настоящее время оба занимает община возрожденного Успенского женского монастыря. Первая церковь Успенского монастыря была деревянной и просуществовала 32 года, в 1905 году ее разобрали и построили на этом месте каменный храм, освященный также в честь Казанской иконы Богородицы. Строительством храма руководил Ю. Скавронский. Скорее всего, этот храм возведен по проекту В.М. Васнецова. Монастырь был основан в 1873 году, сначала просто как женская община. Средства для создания выделили благотворители, пермские купцы – Григорий Козьмич и Федор Козьмич Каменские. 1 октября 1873 года Высокопреосвященным Антонием, архиепископом Пермским и Верхотурским. было совершено торжественное освящение первой монастырской домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот день - 1 октября 1873 года можно считать днем основания Пермской женской обители, преобразованной впоследствии в Успенский общежительный монастырь. При монастыре были открыты: женское епархиальное училище, церковно-приходская школа, приют для девочек, странноприимная гостиница, больница и богадельня.

http://sobory.ru/article/?object=02915

Село Хомяково, имевшее прежде название «Пречистенское» и «Богородское», расположилось возле речки Населенки и до революции относилось к Александровскому уезду Владимирской губернии. В писцовых Переславских книгах за 1629 год содержится упоминание о Пречистенской пустоши, она же и Хомяково, на которой показана церковная земля. Известно, что в Смутное время село и храм были сожжены. В 1710 году здесь поселился стольник Леонтий Ильич Тихменев. При постройке его дома были обнаружены следы старинного кладбища, свидетельствовавшего о существовании здесь церкви. Тогда вотчинник решил построить свою усадьбу поодаль, а на этом месте – новую деревянную церковь. В 1716 году она уже была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1747 году церковь сгорела, и вместо нее сыном храмоздателя в 1759 году построена новая, также деревянная. В 1796 году вместо деревянной церкви по благословению Преосвященного Виктора, епископа Суздальского и Владимирского, на средства Никиты Артамоновича Тихменева началось строительство каменного храма с колокольней, великое освящение которого состоялось в 1805 году. В то время храм делился на две части и имел два престола: холодная, центральная часть была посвящена Казанской иконы Божией Матери, а теплый придел в трапезной части – святителю Николаю Чудотворцу. В 1848 году рядом с церковью устроили часовню для отпевания усопших. В селе Хомяково также была школа грамоты. После 1917 года семья последнего хомяковского помещика была вынуждена бежать в неизвестном направлении. В 20-е гг. в храме служил священник Александр. Сохранилась фотография певчих храма и посвященное им стихотворение батюшки. Под давлением властей о. Александр в итоге был вынужден уехать из села. Некоторое время в конце 20-х гг. в храме служил пожилой отец Николай Бронзов, скончавшийся в 1930 году и погребенный у алтаря. Спасаясь от обновленцев, он приехал сюда на незанятое место из Архангельска по совету сына, также священника Михаила Бронзова, настоятеля церкви Казанской иконы Божией Матери села Малыгино Сергиево-Посадского р-на. Это село, также как и прекрасный храм были уничтожены, а настоятель расстрелян. Последний настоятель хомяковской церкви – священник Иоанн Садиков – был арестован 19 ноября 1937 г. и расстрелян 27 ноября на полигоне в Бутово под Москвой. В том же году храм был закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=00068

Храм в Смольневе так и не был восстановлен до начала XVIII века. В 1715 году владелец села  генерал-адъютант Семён Андреевич Салтыков (1672-1742) построил деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери. При жизни графа Семёна Андреевича усадьба перешла к его сыну, графу Владимиру Семёновичу (1705-1751), генерал-майору. Он вместо деревянной церкви начал строить в Смольневе каменный храм Преображения Господня с приделом Казанской иконы Божией Матери. В 1737 году придел был освящён. Потом усадьба принадлежала сыну Владимира Семёновича, графу Сергею Владимировичу (1739-1800), который в 1780-х годах перестроил храм, значительно расширив его. Храм был устроен двухэтажным, в нижнем этаже три престола (главный - Преображения Господня, в трапезной тёплые приделы Живоначальной Троицы, освящён в 1788 году, и Казанской иконы Божией матери, освящён в 1787 году). Над храмом возвышается восьмигранная двусветная башня, а с западной стороны - подобная ей колокольня, на которой в 1799 году были установлены часы. Вокруг второго этажа храма была открытая галерея, в 1833 году она стала закрытой, с 36 окнами. На втором этаже в 1783 году был освящён придел Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Возведение каменного храма в селе Смольнево близ Киржача Владимирской губернии взамен старой деревянной церкви длилось чуть больше четырёх десятилетий и было завершено примерно к 1780 году. На этом месте начиная с 1715 года стояла деревянная церквушка, освящённая в честь Казанской иконы Божией Матери. Её построил владелец села генерал-адьютант Семён Андреевич Салтыков. А каменный храм в 1736 году начал строить сын генерала - граф Владимир Семёнович Салтыков (1705-1751). Завершил же внук - Сергей Владимирович (1739-1800). Годы строительства пришлись на период нескольких русских государей, включая двадцатилетнее правление дочери Петра I - Елизаветы Петровны, воцарившейся на российском престоле в 1741 году. Почему же так затянулось строительство? На этот вопрос нет однозначного ответа. Возможно, размах его был таков, что у Салтыковых не всегда находились деньги для продолжения.

http://sobory.ru/article/?object=06748

Из этой отметки окладных книг не видно, деревянная или каменная церковь была в Александрове. Между тем, там к концу XIX столетия существовала старинная - судя по архитектуре и массивному кирпичу - каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом во имя Святого Николая Чудотворца. Если принять во внимание, что в 1676 году церковь в Александрове именовалась Николаевской, то можно думать, что каменный храм построен после 1676 года, в противном случае церковь именовалась бы Казанскою. Но это предположение может быть и неверным, так как в окладных книгах церковь продолжала именоваться по прежним записям, хотя на самом деле была уже построена в данной местности новая церковь с главным престолом другого имени. Таким образом, время построения каменного храма в Александрове остается неизвестным даже приблизительно. Сведения, приведенные ниже, взяты из " Описания церквей и приходов Муромского уезда " (Губернский город Владимир. Типо - Литография В.Паркова, 1896 г.). Храм обширный двуглавый, толстые стены сложены из старинного крупного кирпича, окна мало пропускают света. Первая глава - над главным храмом, а вторая - над приделом, который пристроен с северной стороны. Главный престол - в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе же - во имя Святого Николая Чудотворца. Антиминсы на обоих престолах выданы Преосвященнейшим Виктором, епископом Владимирским в 1790 году Можно думать, что в это время производилось обновление храма, после коего выданы новые антиминсы. Колокольня при храме построена в 1810 году. Иконостасы в церкви - нового устройства; в них хотя и есть древние иконы, но они неудачно реставрированы. Современной утварью и ризницей церковной церковь снабжена достаточно. В числе богослужебных книг, сохраняется Типикон с надписью:  " сию премудрою книгу приложил устав стольник царский Василий Иванов сын Чертков по обещанию своему в церковь Пресвятой Богородицы Казанской, Николаю Чудотворцу, Филиппу Митрополиту, а приложена кормчая... года февраля 1 день. "  В окладных книгах 1676 года упомянут вотчинник Иван Чертков, следовательно, книга приложена его сыном после 1676 года.

http://sobory.ru/article/?object=09882

Первое упоминание о Завалине имеется в " Писцовых книгах " за 1637-1643 гг, где оно тогда числилось за Лаврентием Алексеевичем Кологривовым. Имеются также сведения и о выстроенной здесь церкви Святителя Николая в 1635 году. В 1713 году, взамен обветшавшей церкви, строится новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Святителя Николая и мучеников Флора и Лавра. Освящение Казанской церкви состоялось в 1715 году. Ровно через 100 лет на средства владелицы поместья Елизаветы Фёдоровны Акинфовой (урождённой Грибоедовой) в селе Завалино, чуть в стороне от деревянного обветшавшего храма, строится каменный храм с колокольней. В церкви было также три престола: в холодном находился главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, в тёплой трапезной - во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и во имя Святой праведной Елисаветы. Храм был возведён в честь победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Пять небольших валунов, привезённых с Бородинского поля, по замыслу Елизаветы Фёдоровны должны были дополнительно подчеркнуть связь храма Божьего с подвигами русских воинов, в том числе двух её сыновей, благополучно вернувшихся с той войны. Четыре камня сохранились до наших дней и лежат перед церковью посреди разбитого прихожанами и батюшкой цветника. Как можно заметить, что эта кирпичная церковь в стиле зрелого классицизма, прекрасно сохранилась до наших дней. Здесь мы можем видеть, что храм состоит из однокупольного четверика с боковыми портиками, полукруглой апсиды, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольни. Центральный вход украшает классический треугольный фронтон на четырёх массивных каменных колоннах. Луковичная глава возвышается на сферическом куполе, установленном на большом центрическом световом барабане. Колокольня представляет собой композицию " ротонда на четверике " , где первый ярус звонницы в совокупе с углом трапезной, украшен рустовкой. Третий же ярус звонницы украшен полуколоннами. Стены оштукатурены и выкрашены в нежный бело-желтоватый цвет. Кровля и купола покрыты оцинкованным железом. Внутренняя отделка также проста и лаконична, как и наружная. Старинных росписей не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=02829

Се гряду скоро и мзда Моя со Мною, воздати комуеждо по делом его» ( Апок. ХХ, 11–12 ). Вот последнее слово нашего Господа в откровении Его Иоанну! Но для нас, братии мои, особенно важно в этом случае то, что Господь попускал нечестивым поругаться над самою святынею Своею или совершенно сокрывал ее тогда, когда оскудевала вера и благочестие и умножались грехи и беззакония в среде самого избраннаго народа Божия. Ныне возвещу вам, говорил Господь устами пророка, что Аз сотворю винограду Моему: отъиму ограждение его и будет в разграбление: разорю страну его и будет в попрание, занеже ждах да сотворитъ гроздие, сотворих же терние... Поищем вины постигшей нас скорби в себе самих. Нет ли чего в нас самих недостойного благоволения пречистой Матери Божией, а напротив достойного гнева Ея и отвращения 7 . И конечно, трудно предположить, чтобы кто-нибудь из слушателей арх. херсонского и наших современников ответил на этот вопрос отрицательно. Но как ни тяжело допустить мысль, навеваемую довольно настойчиво утешительным словом казанскаго архипастыря, что «дикий изверг человечества» «повидимому святую икону сжег», что это «бесценное сокровище, быть может, навсегда для нас потеряно», с печальным фактом исчезновения казанской святыни приходиться считаться, затаив в глубине души слабую искру надежды на повторение счастливого конца истории святотатственного похищения иконы Касперовской Божией Матери в 1872 году. При этом, однако-же, православному русскому человеку, горячему патриоту, любящему свою Родину и глубоко верующему, что в самые тяжелые, критические моменты жизни нашего отечества, по молитвам лучших сынов его, Заступница рода христианского – Матерь Божия всегда простирала свой милостивый покров над ним и посылала свыше неожиданную помошь и избавление, следует ли приходить в то скорбное тяжелое уныние, какое овладело всею казанскою Церковью и тою в частности обителью, которой вверено было Провидением хранение этой святыни? Можно ли и в праве ли мы согласиться с сетующими, что похищенная «святыня Казани» есть «историческая святыня всей России» в собственном смысле этого слова, потому что якобы «пресвятая Дева чрез свою икону казанскую явила покров свой над всей русской землей»? И если бы мы согласились на время с тем преувеличенным представлением об исчезнувшей ныне иконе Казанской Вожией Матери, какое не чуждо, очевидно, казанцам и какое они выскавывают в порыве скорбного чувства, под влиянием невознаградимой для них утраты, то сохраняет ли свой практический жизненный смысл настоящий праздник 22 октября в честь Казанской Божией Матери, установленный «в царствующем граду Москве, избавления ради ог Ляхов в лето 7121»? Имеет ли и теперь практическое значение «Служба явлению иконы пресвятыя Владычицы нашея Богородицы Казанския», положенная в нашей Минее на этот праздник, или же и ей суждено теперь стать достоянием лишь церковного архива? Само собою разумеется, что утрата чудотворной явленной иконы для Церкви казанской – утрата незаменимая.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Николая Тульского. По совершении в этом храме молебствия, икона с торжеством перенесена была в собор и на пути явила первое чудо, исцелив одного слепца, который три года ничего не видел. Другой слепец тоже получил зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери, которые и до сих пор подаются всем, с верой притекающим к Ее чудотворному Образу. На другой день после обретения, в соборном храме совершена была литургия; Архиепископ, повелев снять список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса, от него бывшие, отправил все это в Москву к царю Иоанну Васильевичу IV. Царь на месте обретения приказал соорудить деревянный храм и устроить при нем во имя Казанской иконы Божией Матери женский монастырь для сорока инокинь. Храм был сооружен, монастырь открыт и в нем первою инокиней, а затем и первой настоятельницей была обретшая чудотворную икону Богоматери девица Матрона, а по пострижении в монашество инокиня Мавра. Вот как явилась в Казани чудотворная икона Божией Матери, имени который посвящен ваш храм. Но не в одном вашем селе и не один ваш только храм освящен в честь Казанской иконы Божией Матери; нет св. храмы в честь Ее, чудотворные иконы размножены по всей России; есть они в других многочисленных селах, есть они и во многих городах, есть и в столицах. Всюду русские православные люди усердно прибегают под державный покров Владычицы Богородицы, прося Ее молитв пред Ее пречудным Казанским Образом со слезами. И как нам не прибегать с молитвами к Царице Владычице Богородице. Невелика, кратковременна наша жизнь, но эти краткие дни исполнены постоянных трудов, забот, болезней, печалей, лишений, оскорблений, всяких потерь, опасностей и иных многих бедствий. Да, други мои, немного ясных дней в жизни нашей выпадает на долю нашу. Одна скорбь сменяется другой. После одной заботы или печали наступает другая и сменяется третьей. Кто же ободрит, укрепит и утешит нас в этих скорбях? Одна у нас Мать утешительница – это Матерь Божия и Матерь всего рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

На месте монастыря в подмонастырской слободе Солотча осталась лишь деревянная церковь, которая с XVII века была известна под названием Зачатьевской. В 1771 году было начато, а в 1783 году закончено строительство очередного Зачатьевского деревянного храма с Никольским приделом и колокольней. Со временем и этот храм пришёл в ветхость, и на его месте, в 1843 году вместо деревянного приходского храма принялись строить новый - каменный, в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что возводился он из камней пришедшей в большую ветхость разобранной Алексеевской церкви Солотчинского монастыря. Строили новую церковь целых пятнадцать лет. Колокольня была воздвигнута только в 1858 году. В храме устроили два придела - Никольский и Алексеевский. Все три иконостаса вызолотили, были позолочены и раскрашены даже наружные каменные кокошники. Стены храма расписывал талантливый рязанский иконописец Николай Васильевич Шумов, работы которого находились в сотнях рязанских церквей, во многих столичных храмах, в обителях Святой горы Афон. Великое освящение церкви в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось на престольный праздник в 1859 году. Здание солотчинской Казанской церкви было отстроено в формах, переходных от позднего классицизма к эклектике. После революции 1917 года храм постигла трагическая судьба. В 1920-1930-е годы солотчинская церковь ещё действовала, но в 1937 году богоборческая власть всё же закрыла её. Погиб большой церковный архив (чудом сохранилась лишь единственная фотография храма), саму церковь варварски уничтожили. Первым делом сбросили со звонницы колокола, затем взялись и за саму колокольню. Её основание подрубали топорами, обкладывали брёвнами, обливали горючим и долго жгли. В конце концов, колокольня рухнула в сторону реки. Как свидетельствуют старожилы, её падение сопровождалось страшным грохотом и сотрясением земли. Случилось это всего за две недели до начала Великой Отечественной войны... Очевидцы того богоборческого поступка, также говорили, что когда один из бесчинствующих бросил камень в переносицу лика святого Иоанна Богослова, из этого места долго текла кровь.

http://sobory.ru/article/?object=09606

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука, 1998 Казанская церковь расположена в центре села Новосёлки Брянского района на возвышенном берегу реки Судость. Храм в селе Новосёлки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени (1604-1613 г.г.), указывается и деревянный храм в Новосёлках. К 1760 г. храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика Василия Александровича Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и поныне. Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских. В документах XVIII в. храм упоминается как освященный во имя свт. Николая Чудотворца с приделом во имя мчч. Флора и Лавра, но с XIX в. храм неизменно именуется Казанским. В XIX в. к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В 1885 г. была открыта церковно-приходская школа. В 1930-е г.г. в храме служил священник Василий Голенков. В 1937 г. он был арестован и вскоре умер в заключении. После его ареста в 1937 г. храм был закрыт. В летней его части устроили склад зерна, а в зимней - конюшню. В 1851 г. рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на средства помещика Петра Павловича Небольсина был построен каменный храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в цоколе которого была устроена усыпальница Небольсиных. В 1920-е г.г. этот храм был полностью разрушен, на его месте построили клуб. Все надгробия погоста вокруг храма были уничтожены, а в 1990-е г.г., при устройстве дороги, могилы были разрыты экскаваторами. Старанием прихожан останки погребенных были перезахоронены в братской могиле в северо-восточной части двора храма. Церковь во имя Казанской Божией Матери является памятником истории и культуры народов Российской Федерации. Код памятника 3200187000, решение облисполкома 406 от 10 июля 1979 г. В 1998 г. была возрождена приходская община. Первоначально богослужения совершались в здании крещальни. К началу 2010-х г.г. был восстановлен зимний придел храма, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, в котором совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=10825

В 1792-96 гг. теплый храм был перестроен, а в 1801 г. был перестроен и холодный храм. Теперь в храме два престола: в холодном восточном – во имя святителя и чудотворца Николая и в теплом западном – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Церковной земли 177 ½ дес. в Ставропольском уезде Самарской губернии; доходы с неё делятся, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом. Причт состоит из священника и псаломщика. У священника собственный дом, псаломщик живет на квартире. Капитал причта 3150 руб. 14 коп. Прихожан в г. Симбирске в 43 дворах 114 душ муж. пола и 125 жен. пола. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Около губернаторского дома находится Николаевская (Казанская) церковь. Она иногда называется «дворцовою», потому что состоит, как бы при губернаторском доме, который называется «дворцом», ибо в нем во время своего пребывания в Симбирске останавливались Государи Александр I (1824 г.), Николай I (1836 г.), Александр II, будучи наследником (1837 г.), цесаревич Николай Александрович (1863 г.). По клировым ведомостям церкви она считается построенною первоначально с посвящением в честь Казанской иконы Божией Матери, с наименованием «Казанской церкви» она прежде и значилась в Симбирске; когда она стала называться «Николаевской» - неизвестно. В настоящее время церковь существует в двух видах, как холодная и теплая. Обе церкви самостоятельные, отдельные. Их нельзя назвать приделами, они существуют одна рядом с другой, на одной линии к востоку, но между ними нет соединительного входа. Теплая, западная посвящена Казанской иконы Божией Матери; холодная, восточная – во имя св. и чуд. Николая Мирликийского. Время построения последней, за неизвестностью, в церковных документах не обозначается. Построение же теплой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, по клировым ведомостям, относится к 1792 г. В подтверждение этого предположения в тех же клировых ведомостях делается ссылка на «купчие крепости прихожан, около храма живущих и имеющих дома».

http://sobory.ru/article/?object=35405

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010