Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске. Кон. XIX — нач. XX в. Фотография. 10-е гг XXI в. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске. Кон. XIX — нач. XX в. Фотография. 10-е гг XXI в. 2. 19 марта 1924 г. Никольским викарным архиереем Великоустюжской и Усть-Вымской епархии был назначен еп. Иерофей (Афонин) . Он прибыл в Никольск в кон. марта, 25 апр. официально вступил в управление викариатством. Архиерей жил в сторожке при кафедральном Сретенском соборе Никольска, активно объезжал приходы Никольского р-на (районное деление Северо-Двинской губ. введено 10 апр. 1924), рукополагал для них священников и диаконов из числа крестьян, принимал в клир епархии освобожденных из-под стражи священнослужителей, боролся с обновленчеством, создал сестричество. В июле 1924 г. еп. Иерофей обратился в Никольский райисполком с просьбой зарегистрировать Никольскую епископскую кафедру. В регистрации было отказано. Вскоре Никольского архиерея обвинили в «присвоении административных, публично-правовых функций и прав юридического лица по управлению епархии без регистрации этого управления в надлежащих органах власти», в окт. 1924 г. началось следствие по этому обвинению. С осени 1924 г. еп. Иерофей временно управлял Великоустюжской епархией в связи с уходом на покой еп. сщмч. Алексия (Бельковского) . Никольский викарий также окормлял приходы Коми (Зырян) автономной обл. В связи с разногласиями с клиром Сретенского собора в кон. 1924 г. архиерей стал служить в никольской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, при которой поселился. Состоявшийся 27 дек. суд над еп. Иерофеем приговорил его к 6 месяцам принудительных работ, замененных штрафом; Никольская кафедра как религиозное объединение решением суда объявлена ликвидированной. Еп. Иерофей обжаловал это решение, 25 февр. 1925 г. оно было отменено Северо-Двинским губ. судом; уголовное дело в отношении архиерея прекращено. Но 1 апр. Северо-Двинский губотдел ОГПУ возобновил следствие в связи с подозрениями в «самовольном» управлении еп.

http://pravenc.ru/text/2566212.html

На заседании Ученой Архивной Комиссии 23 июня 1897 г. был заслушан вопрос о возможности разборки деревянного храма в с. Хламово Пронского уезда. Для обследования храма был приглашен член РУАК С. Д. Яхонтов, который отметил, что «в случае, если храм будет сломан, ни архитектура, ни археология в тесном смысле ничего не утратили бы», так как храм похож стал на простой молитвенный дом, с заурядной архитектурой, где колокольня совсем накренилась и грозила обвалом. Внутри храма не осталось никакой старины, а живопись в иконостасе «невысокого достоинства» (ТРУАК, т. XII, вып. 3,1898 г. с. XLII-XLV). В 1898 г. строительной комиссии церкви с. Хламова, Пронского уезда, было разрешено заложить трапезную нового каменного храма на месте деревянного с употреблением на это «по мере надобности из капитала, хранящегося в Рязанском отделении Государственного Банка» (РЕВ, 11, 1897 г., с. 222). В Донесении благочинного 3 Пронского округа за 1916-1917 г.г. указывалось, что в с. Хламове церковь строится с 1897 г., где окончательно отстроены и освящены колокольня и трапезная. Из всего вышеуказанного следует, что церковь в с. Хламове отстроена была к 1917 году не полностью. Был освящен только придел в честь Казанской иконы Божией Матери, а настоящая с центральным алтарем в честь Ильи пророка не была построена. Упоминание о деревянном храме Казанской Божией Матери, на месте которого была поставлена часовня, говорит о том, что там был некогда храм в честь иконы Божией Матери Казанской, привезенной, скорее всего, из упраздненной церкви, но освященной в честь Ильи Пророка. Документальных свидетельств о том не сохранилось, кроме записи в клировой ведомости. В 1923-1926 г.г. храм был передан группе верующих, о чём имел место договор о сдаче церковного имущества обществу верующих Ильинского храма Троице Пеленицкой волости Спасского уезда. В августе 1926 г. (число отсутствует) был составлен акт Троицкой волмилицией Спасского уезда, где предлагалось «поправить часть крыши, поврежденной бурей и покрасить купол колокольни. Не исправление обязательства взятого по договору, будет возбуждено ходатайство о расторжении такового».

http://sobory.ru/article/?object=17953

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года. Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением. Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий. Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий... Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии». В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

http://sobory.ru/article/?object=12137

В настоящее время уже не существует престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы, даже в приделах и ни в одной из Коротоякских церквей нет престольного праздника в честь Рождества Пресвятой Богородицы, и таким образом «Богомолие царя Алексея Михайловича»», указавшего построить храм Рождества Пресвятой Богородицы, уничтожено. Рождество-Богородицким собором назывался Коротоякский собор до конца XVIII ст. В г. Коротояке существовала отдельная от Рождественского собора церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, вероятно, как исторический памятник основания этого города на этот праздник. О ней известия встречаются под 1738 г. Так в росписи Коротоякских церквей за этот год сказано: «В г. Коротояке собор Богородицкий, при нем был протопоп Иосиф,; поповский староста; Казанская церковь; Покровская церковь, при ней были священники Антоний и Гавриил; Успенская, при ней был поп Данила; Архангельская, поп Федор; Никольская, поп Косьма и Димитриевская, при ней священники Андрей и Михаил». В росписи 1759 г. также упоминается Покровская церковь. В позднейшее время уже не встречается сведений о Покровской приходской церкви, а упоминается в документах Покровский собор в 1798 г. и при нем был священник Петр Алексеев. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Существовавшая церковь Казанской иконы Божией Матери в г. Коротояке Казанская церковь в пригородной г. Коротояка Дмитриевой слободе каменная, с приделом св. Дмитрия, построена была в 1795 г. На месте, занимаемом прихожанами Казанской церкви, первоначально жили черкасы, поселенные здесь царем Алексеем Михайловичем – они были причислены к полку Острогожских черкас и зависели от их полковника. Роль черкас как охранителей безопасности края окончилась, и правительство сочло переселить черкас в село Урын, а на их место перевести русских людей на черкасские усадьбы. Русских переселенцев сначала было 15 семейств… В г. Коротояке было две приходских церкви: Казанская и Дмитриевская, первая сгорела от грозы в 1786 г., а вторая, упоминаемая в 1721 г., сгорела от пожара в 1789 г. Тогда жители Дмитриевской и Казанской (или Успенской слободы) решились сообща построить взамен сгоревших двух деревянных одну каменную в честь Казанской Божией Матери с приделом св. Дмитрия. Эта церковь была построена в 1795 г.

http://sobory.ru/article/?object=38565

В начале XVII века, когда Саратов как крепость располагался на левом берегу Волги, на правом - на месте современной саратовской Музейной площади - существовало поселение с мужским Богородицким (при Казанской церкви) монастырем и женской Крестовоздвиженской обителью. Первое упоминание о Казанской деревянной церкви Богородицкого монастыря относится к 1657 году. С переводом Саратова на современное место в 1674 году мужскому монастырю было отведено новое место у подножия Соколовой горы, куда он и был перемещен в 1691-1692 годах. Казанская церковь еще несколько лет числилась за монастырем, но в 1704 году она стала приходской. В 1831 году Казанская церковь была перестроена в камне на средства купца Александра Рыбакина. Им же в 1848 году построена часовня перед храмом, которую в 1866 году перестроили на двухэтажную с помещением для клира. Храм был разрушен в тридцатые годы двадцатого века, а недействующая часовня с небольшим куполом на углу улиц Лермонтова и Челюскинцев напоминает о древней церкви. По материалам сайта  храма в честь Казанской Божией Матери Самым первым храмом в правобережном Саратове, как, впрочем, и в левобережном, была церковь во имя Казанской Божией Матери,  которую… нет, не построили,  а перевезли в разобранном виде с левого берега на правый в 1674 году. После известного указа царя Алексея Михайловича Саратов стал под началом полковника Александра Шеля обустраиваться на «нагорной» стороне. Правила возведения городов в XVI-XVIII предписывали возведение в любом городе сначала церкви, а затем всех остальных построек. Очевидно, что церквушки были деревянные и для их постройки выбирались ближайший праздничный день или Воскресенье. В этот день закладывался первый венец, который тут же освящался (своеобразная «закладка первого камня») с прочтением молитвы и традиционным русским «обмыванием» этого события в белых праздничных рубахах. После этого все работы заканчивались и возобновлялись только на следующий день. По такому же сценарию, надо полагать, возводилась и Казанская церковь и в правобережном (и левобережном тоже) Саратове.

http://sobory.ru/article/?object=20742

Храм был передан Калужской епархии 28 июля 1992 г. 30 августа 1992 г. в храме была совершена первая Божественная Литургия. Были приобретены колокола, построена звонница, проведено отопление в Покровский придел. С января 1995 г. в газете «Юхновские вести» стало выходить приложение к Юхновским вестям «Светильник». При храме действует воскресная школа. На приходе почитаются иконы: Божией Матери «Казанская»; святителя Николая Чудотворца и исповедника Георгия (Лаврова, †21 июня/4 июля) с частицей мощей. Престольные праздники приход отмечает: 22 октября/4 ноября , 8/21 июля –– празднование Казанской иконе Божией Матери; 6 декабря/19 декабря, 9 мая/22 мая –– дни памяти святителя Николая; 1/14 октября –– Покров Пресвятой Богородицы. Источник: Впервые собор упоминается в указе Павла 1 от 8 января 1797 года. Начал строительство нового церковного здания в центре города протоиерей Илия Войташевский, служивший в Юхнове с 1794 года. Затем строительство было перепоручено купцу Рябову и в 1804 было завершено. Главный престол был освящен в 1815 году. По окончании строительства церковным старостой был избран купец Ольховский. Каменная соборная пятиглавая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была устроена с двумя приделами: южный в честь Покрова Божией Матери, северный в честь святителя Николая. Первоначально храм и колокольня стояли отдельно, впоследствии, к 100-летнему юбилею храма они были соединены каменным притвором. Тогда же на колокольне были устроены часы. По окончании войны с Наполеоном предводитель юхновского дворянства Симеон Яковлевич Храповицкий пожертвовал в храм Казанскую икону Божией Матери в серебряном,вызолоченном окладе, которая сопутствовала Юхновскому народному ополчению 1812 года. Эта икона была поставлена за правым клиросом под нею привешено древко с штандарта с вышитою золотом надписью: “Сей трофей дан за ваграмское сражение Наполеоном, 28 французскому драгунскому полку, и взят 1813 г. января 19 дня полковником, дворянским предводителем и кавалером Семеном Храповицким; настоящий штандарт поверг к стопам его императорского величества, чрез г-на сенатора Каверина; а древко оного в Юхновский Казанский собор к образу Божией Матери, за избавление оного города и округа 1812 г. октября 18 дня”.

http://sobory.ru/article/?object=09859

В 1990 году здание храма возвращено верующим. На территории города Катав-Ивановска находились часовни: св. Александра Невского, свт. Николая Мир Ликийских Чудотворца, иконы Божией Матери Казанской, св. пророка Илии. До настоящего времени сохранилась только часовня св. пророка Илии. До 1990 года верующие г. Катав-Ивановска и близлежащих городов имели возможность молиться в деревянном храме в честь Казанской иконы Божией Матери (бывшем старообрядческом храме), располагавшемся в г. Катав-Ивановске по ул. Красноуральской. До сегодняшнего дня храм не сохранился. http://katav.prihod.ru/history Казанско-Предтеченский храм — одна из главных достопримечательностей Катав-Ивановска, церковь с богатой историей и уникальной архитектурой. Храм находится в центре города, по соседству с особняком Белосельских-Белозерских, в котором расположен Катав-Ивановский краеведческий музей. Основатели Катав-Ивановска промышленники Иван Твердышев и Иван Мясников поставили в поселке при железоделательном заводе первую деревянную церковь. Храм был освящен в честь Иоанна Предтечи — небесного покровителя двух Иванов. Вот и получилось, что имена основателей закрепились не только в названии города, но и в имени главной церкви Катав-Ивановска. В 1824 году на месте деревянной церкви был построен большой каменный двухэтажный храм необычной для православных храмов архитектуры. Средства на постройку новой церкви выделила княгиня Анна Белосельская-Белозерская, ставшая владелицей Катав-Ивановского завода. Верхний (летний) храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний — в честь Иоанна Предтечи. Поэтому храм стали называть Казанско-Предтеченским. Величественная церковь сразу стала украшением небольшого поселка. В 1929 году храм закрыли и устроили в нем рабочий клуб. За годы советской власти облик здания был изменен кардинально. После клуба здесь размещались кинотеатр и краеведческий музей. В 1990 году здание храма вернули верующим, а музей переехал в особняк Белосельских-Белозерских. До 1990 года верующие Катав-Ивановска молились в старообрядческом деревянном храме Казанской иконы Божией Матери, который до наших дней не дошел.

http://sobory.ru/article/?object=20695

в Курской десятине, входившей в Патриаршую область, имелось 13 городских церквей, 41 уездная и часовня. В окт. 1657 г. Собор в Москве принял решение об учреждении в Белгороде митрополичьей кафедры. Царь Алексей Михайлович повелел перевести в Белгород Крутицкого митр. Питирима , однако тот отказался уехать из столицы. В 1665 г. на Белгородскую кафедру претендовал Мстиславский и Оршанский еп. Мефодий (Филимонович) , местоблюститель Киевской митрополии. В 1667 г. по повелению царя была учреждена Белгородская и Обоянская митрополия на территории современных Курской, Белгородской, части Орловской и Воронежской областей России, Харьковской и Сумской областей Украины. В 1682 г. решался вопрос об учреждении Курской кафедры, но оно не состоялось. В Белгородской епархии тогда насчитывалось 532 церкви и более 20 мон-рей. С 1722 г. Белгородские архипастыри имели сан епископа или архиепископа. В 1775-1779 гг. в результате губ. реформы Белгородская губ. (создана в 1727) была разделена между новообразованными губерниями (наместничествами), Белгород стал уездным городом Курской губ. (учреждена в 1779). Количество церквей в губернии к 1797 г. достигло 875. В 1799 г. от Белгородской епархии была отделена Слободско-Украинская (см. Харьковская и Богодуховская епархия ), Белгородская кафедра была переименована в Курскую и Белгородскую, но органы епархиального управления до 1833 г. оставались в Белгороде. Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Кафедральный собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский) в Курске. Фотография. 1858 г. (ЦАК МДА Во время Отечественной войны 1812 г. Белгородский и Курский архиеп. Феоктист (Мочульский) организовал сбор средств в помощь армии. Из Курской Коренной в честь Рождества Пресв. Богородицы пустыни в войска был послан список Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» . Нек-рые клирики Белгородско-Курской епархии решили защищать родину с оружием в руках, на что они получили благословение архимандрита курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Аполлоса (Терешкевича), к-рый отслужил в Курске напутственный молебен.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

Стараниями благочестивого генерал-губернатора началось благоустройство не только дворянской усадьбы по дворцовому типу, но и домовой церкви, которая приобретает новый, «псевдоготический имидж». Будто подчиняясь правилам игры, храм обзавелся ротондами на южных и северных фасадах четверика, пышной аркадой, огибающей алтарную часть. К западному фасаду были пристроены две башни, вторившие веяниям готических соборов. Одна была обустроена под колокольню, во второй находились часы. Изящные капители высоких колонн между башнями придавали постройке дворцовый шарм и изысканность. Новый торжественный облик отвечал вкусам высокопоставленного заказчика и его именитых гостей. Уверенной рукой мастера были прорезаны круглые окна квадратными филенками над проемами алтаря и трапезной, фасады исправлены плоскими пилястрами. Имя архитектора перестройки Казанской церкви в Карабихе осталось неизвестно, но в том облике, какой она приобрела в начале XIX века, ясно прослеживаются черты, характерные для творчества выдающегося русского архитектора В.И. Баженова. Возможно, автор проекта перестройки был хорошо знаком с работами великого Мастера и в чем-то даже копировал его. В этом, впрочем, нет ничего удивительного. “Знаменитые архитекторы русского классицизма в годы интенсивного строительства усадеб были буквально “нарасхват”. Так что вполне возможно, что автор, стремясь угодить желанию знатного заказчика или показать свою “образованность”, мог выполнить проект в стиле известного зодчего. В 1828 году вдова князя Голицына, Наталья Ивановна Толстая, продолжает перестройку, начатую мужем. К главному храму она пристраивает придел в честь Зосимы и Савватия. В зимней церкви особо почитались икона Божьей Матери «Взыскание погибших», в память о погибшем в 1812 году под Бородином сыне М.Н. Голицыне от второго брака Николае, и дверное изображение Михаила Архангела, в память о муже. Дворяне Некрасовы, купившие усадьбу Карабиха в 1861 году у потомков Голицыных, совсем не занимались благоустройством Казанской церкви, ибо своей домовой они считали церковь в селе Абакумцево, где находилось их родовое кладбище, а в 1860-е годы была устроена и семейная усыпальница дворян Некрасовых. Изысканная красавица, церковь Казанской иконы Божьей Матери, постепенно ветшала и требовала заботы и внимания.

http://sobory.ru/article/?object=39167

Один из них был солёным и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, там стали молится ей. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Иоанну Грозному. Вскоре Вознесенская пустынь была сожжена и новоявленная икона переносится в Уфимский острог и поставляется в соборном храме, который в 1579 году освящён в честь Казанской иконы Божией Матери и был построен на средства царя Иоанна Грозного. В Уфе явленная икона пробыла недолго. После 1593 года Казанская церковь сгорела от грозы, и чудотворная икона вновь явилась на прежнем месте. Второе явление Табынской иконы произошло в 1593-97 годах. История исчезновения и явления чудотворной иконы глубоко поразила современников. По древним актам известно, что в Табынском крае вблизи места явления иконы в период 1593-98 года возрождается Вознесенская пустынь и строится новый монастырь в честь «Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанския» в ближайшей крепости Солеварного городка. Однако в 1660-х годах в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз. Третье явление Табынской иконы вероятно произошло в 1692 году в районе Соловарного городка, поскольку значительно активизируется церковная деятельность. Строится новая церковь появляются планы возрождения монастыря учреждается содержание храму. Однако в 1708 году согласно предания при разрушении Соловарного городка на р. Усолке у солёных ключей Табынская икона снова пропала. Четвёртое явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1740-41 году: три башкира-пастуха у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, заметили, что вдруг коровы стали мычать и бить ногами. Подойдя ближе, они увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. Икона не давалась им в руки, и тогда они её стали рубить и колоть, однако она долго осталась невредимой. В конце концов, кровь потекла по щеке, икона раскололась и в этот момент пастухи ослепли. Был уже поздний вечер и поэтому жители отправились на поиски стада, тогда-то и обнаружилось явление Табынской иконы Божией Матери. Но только когда пришёл священник, икона поддалась людям.

http://azbyka.ru/palomnik/Табынская_икон...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010