XVII-XVIII в. нередко настоятельниц обители выбирали из числа выходцев из Белоруссии («из смолянок»). Нек-рые из них активно поддерживали царевну Софию Алексеевну и ее родных сестер, а в 1698 г., в период настоятельства Памфилии Потёмкиной (1693-1701), оказались замешаны в последнем стрелецком бунте. «Кутьянам» удалось избежать репрессий, однако в 1702 г. Новодевичий мон-рь был подчинен Преображенскому приказу ( Шведова. 1986. С. 88). За годы пребывания кутеинских сестер в Новодевичьей обители монастырская б-ка пополнилась 82 принадлежавшими им книгами кирилловской печати (в т. ч. Кутеинской типографии). Об этом свидетельствуют встречающиеся в книгах многочисленные маргиналии последних, включая автографы игумений (Там же. С. 86-88). Благодаря им можно уточнить происхождение выехавших в Москву кутеинских монахинь. Пребывая в Москве, они продолжали активно поддерживать связи и осуществлять прямые контакты со своей малой родиной. В 1674 г. сестры О. У. м. получили от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту, позволявшую им приезд из Орши в Москву 2 раза в год ( Чистякова. 2000. С. 42-87). Из-за переселения в Россию и притеснения в Орше от поляков-католиков, о чем жаловалась в 1674 г. в Москву игум. Трифиллия, число монашествующих в О. У. м. снизилось. В кон. XVII в. О. У. м. на некоторое время стал униатским, сохранив свои владения и имущество. Пользуясь им, сестры, как и братья Кутеинского муж. мон-ря, продолжали поддерживать связи с местной шляхтой (АВАК. Т. 11. 113. С. 358-360). К 1718 г. в обители проживали всего 46 стариц ( Чистович. 1884. С. 222; Чистякова. 2000. С. 44, 55). В XVIII - нач. XX в. 8 июля, в день чествования Казанской иконы Божией Матери, в О. У. м. собирались многочисленные богомольцы, в основном жители Могилёвской и Смоленской губерний. Их число доходило до 8 тыс. чел., что вызывало «зависть» католиков, стремившихся похитить чудотворную икону ( Ржевусский. 1891. С. 4-8). В 1842 г. О. У. м. был определен к необщежительным обителям 1-го класса. В 1864-1867 гг.

http://pravenc.ru/text/2581589.html

В 2014 году при храме в честь Казанской иконы Божией Матери они вместе со священником Львом Аршакяном и основали «Дом», в который сегодня хотят попасть слепоглухие люди со всей России. К сожалению, в 2021 году Сироткин скончался, сейчас о «Доме» заботится его вдова и президент основанного им общества поддержки слепоглухих «Эльвира» Надежда Голован. Надежда Николаевна – один из самых харизматичных ораторов, которых я видела в жизни. На жестовом языке она говорит очень быстро и очень четко, будто ставит точку после каждого слова, помогая себе всем телом. Кажется, что, глядя на нее, даже не зная языка, можно различить все эмоции и интонации. «Наша задача – обучать слепоглухих самостоятельной жизни: решение проблем, самостоятельное мышление. Им нужно помогать в сопровождении и в переводе. Без общения с людьми можно деградировать. Обязательно нужно общаться, чтобы они могли развиваться. Даже если поздно ослепли, люди попадают в депрессию, мы их вытаскиваем. Можем сказать, что у нас тут есть команда сотрудников, они друзья. Помогают в переводе, они зрячие и слышащие, могут подсказать, куда поступить на работу. В храме много помогают финансово», – передает переводчик слова Надежды Голован. Журналистка Главный редактор журнала « Ваш собеседник » для слепоглухих людей Наталья Кремнева – бывшая зрячая и слышащая, поэтому отлично говорит голосом, но наши вопросы ей передает переводчик – дактилирует и дает на ощупь разбирать знаки, которые показывает. «У нас журнал выходит 18 лет. За эти годы очень большой авторский актив появился. Из многих городов, регионов и даже ближнего зарубежья. Мы даем задание о чем-то или о ком-то сказать. Уникальность журнала именно в том, что пишут не профессиональные журналисты, а сами слепоглухие. Многие стали хорошо писать и даже участвовать в литературных конкурсах, побеждать в них», – рассказывает Наталья Кремнева. С каждым днем все чаще звучит принцип «Ничего для нас без нас». Он подразумевает, что только человек, обладающий опытом жизни с конкретным видом инвалидности, может по-настоящему понимать, с какими проблемами он сталкивается и каким образом их лучше решить. Пытаться помогать, не включая самих адресатов помощи в процесс принятия решений, сегодня кажется не только глупым, но и оскорбительным. В «Доме слепоглухих» большинство сотрудников имеют инвалидность и хорошо понимают, что это значит – отстаивать свои права.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Однако эти и прочие увещевания атамана И.М. Заруцкого не принесли никакого результата, зато помогли меры воздействия - уговоры и обещания, оказывавшиеся на его подельников. Благополучная развязка наступила весьма неожиданно для князя И.Н. Одоевского (Меньшого) и приданных ему воевод, ожидавших худшего. В связи с этими ожиданиями, по свидетельству Н.И. Костомарова: «В половине мая г.] сам [И.Н.] Одоевский спустился и стал в Самаре. К счастью все эти предосторожности оказались лишними против [И.М.] Заруцкого».(13) Решающую роль здесь сыграло то обстоятельство, что к частично контролируемой атаманом И.М. Заруцким г. Астрахани, где недовольство астраханцев его бесчинствами переросло в открытое противостояние с мятежниками (по причине чего им пришлось укрыться в Кремле - «Каменном городе»), стремительно подошёл посланный воеводой Терка (Терского города) П.П. Головиным (Меньшим) (ум. 1627) отряд ратных людей («Терских волных атаманов, и казаков, и детей боярских, и сотников, и Терских служилых людей, и стрелцов и казаков»)(14) численностью семьсот человек под командованием «Терского головы стрелецкого» В.Д. Хохлова. Незадолго до этого ранее поддерживавшие атамана И.М. Заруцкого «терские люди» отложились от «воров» и «целовали крест» царю Михаилу Фёдоровичу. Причём, И.М. Покровский подчёркивал, что руководитель рати - В.Д. Хохлов, которого сам Терский воевода П.П. Головин (Меньшой) именовал «Терским головой стрелецким»(15) - был «казанец»(16) (видимо, для большего обоснования его «подотчётности» князю И.Н. Одоевскому/Меньшому/). Как отмечал С.М. Соловьёв, прибыв под Астрахань, В.Д. Хохлов «привёл к присяге ногайских Татар».(17) При этом, по его словам: «[В.Д.] Хохлов нашёл Астраханцев в явной войне с [И.М.] Заруцким; но война эта была невыгодна для первых, потому что на них с кремля обращены были пушки. 2,000 мужчин, 6,000 женщин и детей выбежали в стан к [В.Д.] Хохлову. Но и [И.М.] Заруцкий, видя, что ему нельзя в астраханском кремле дожидаться царских воевод, 12 мая г.], ночью, бежал из Астрахани и поднялся немного вверх по Волге. [В.Д.] Хохлов бросился за ним, нагнал и нанёс сильное поражение; [И.М.] Заруцкому с Мариною и сыном её удалось уйти на море: но [В.Д.] Хохлов отправил за ним новые погони. Между тем царские воеводы, узнав, что [И.М.] Заруцкий стеснён в Астрахани, поспешно двинулись к этому городу; на дороге узнали они, что Астрахань уже очищена от воров: это известие, как видно, было неприятно князю [И.Н.] Одоевскому, потому что вся честь подвига принадлежала теперь не ему, а [В.Д.] Хохлову. Он писал к последнему, чтоб тот не извещал царя об астраханских событиях до его приходу, а если уж послал гонца, то воротил бы его с дороги, " потому что им, воеводам, надобно писать государю о многих государевых делах " . Не участвовавши нисколько в освобождении Астрахани, воевода требовал от [В.Д.] Хохлова, чтобы тот заставил Астраханцев торжественно встретить его [...]».(18)

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/20/...

Она постоянно при нас, как сердобольная мать при детях своих. Она невидимо отирает слезы плачущих, утешает скорбящих, облегчает тяжкую участь бедных, питает сирых, вразумляет заблудших. Сколько мы знаем примеров помощи и покровительства от Божией Матери. Примеры эти касаются городов, селений и всего нашего отечества. Кому неизвестна судьба Москвы, этого первопрестольного города Русской земли, освобожденного заступлением Божией Матери? То было смутное время для всей России. Сама Москва была в осаде от врагов внешних и внутренних; престол царский переходил от одного к другому и обещан был иноземцам, самая вера православная со своими обрядами находилась в опасности быть измененной. И вот, когда Москва была уже в руках поляков и всей России грозила опасность, тогда верные сыны ее восстали на защиту своего отечества. Они, предводимые князем Пожарским, поспешили освободить его от врагов, но, не надеясь на свои силы, они прежде всего прибегли с молитвами о помощи к Господу Богу и Его Пречистой и Преблагословенной Матери. Пред битвой христолюбивому воинству и всему православному русскому народу заповедан был трехдневный пост. Во время всенародного поста, в одну ночь преподобный Сергий Радонежский является жившему тогда в Москве греческому Архиепископу Арсению и говорит ему, что Господь, по молитвам Богоматери, ради Ее Казанской иконы, истребить врагов. Явление это вскоре сделалось всем известно и воодушевило народ. У ополчения, шедшего с князем Пожарским к Москве, был список с Казанской иконы Божией Матери, присланный по его просьбе из Казани – и вот воины-ратники, ободренные и воодушевленные чудотворным ликом Казанской иконы Важней Матери, смело вступили в сражение и наголову победили врагов. Это было 22 октября 1612 года. Этой победой Москва была освобождена от поляков и тогда же, в память этого освобождения, установлено было праздновать в честь Казанской иконы Божией Матери два раза в год, именно в день обретения иконы 8 июля и в день очищения от поляков Москвы 22 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Иверского женского монастыря в г. Енисейске, Красноярского края для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Утвердить настоятельницей Свято-Иверского женского монастыря г. Енисейска монахиню Варвару (Бортникову) с освобождением ее от обязанностей настоятельницы Свято-Благовещенского женского монастыря г. Красноярска. 3 Утвердить монахиню Екатерину (Бальва) настоятельницей Свято-Благовещенского женского монастыря г. Красноярска с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия о преобразовании прихода в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево Рыльского района, Курской области в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери и о назначении настоятельницы. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Большегнеушево Рыльского района, Курской области в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери. 2. Утвердить монахиню Николаю (Чуйченко) настоятельницей женского монастыря Казанской иконы Божией Матери с.Большегнеушево Рыльского района, Курской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Курского и Рыльского Ювеналия об утверждении монахини Серафимы (Коваленко) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Серафиму (Коваленко) настоятельницей Свято-Троицкого женского монастыря г. Курска с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: Ходатайство Преосвященного епископа Новосибирского и Бердского Сергия об открытии Михаило-Архангельского женского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района, Новосибирской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Михаило-Архангельского женского монастыря в селе Малоирменка Ордынского района, Новосибирской области. 2. Утвердить монахиню Марию (Серопян) настоятельницей Михаило- Архангельского женского монастыря села Малоирменка Ордынского района, Новосибирской области с возложением наперсного креста по должности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4970083...

Церковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 г Церковь в честь Вознесения Господня в Коломенском. 1532 г. Фотография. 2012 г В К. восстановлена церковная жизнь. В обоих храмах XVI в. (ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове и ц. в честь Вознесения Господня), закрытых в 20-х гг. XX в., но сохранявшихся в качестве памятников старины, возобновилось богослужение. РПЦ возвращена трапезная ц. вмч. Георгия Победоносца, в к-рой освящен алтарь (древнейшая часть сохр. музейные функции). Церковь в честь Вознесения Господня (с 1994 памятник архитектуры ЮНЕСКО) получила статус Патриаршего подворья. Богослужение в ц. Казанской иконы Божией Матери (1649-1653) в советское время не прекращалось. Колокольня была построена ок. сер. XVI в., возможно на месте звонницы перед юж. крыльцом ц. Вознесения Господня. В 1640 г. на нее был повешен благовестный колокол, отлитый мастером Даниилом Матвеевым. Ее переоборудование и освящение в ней престола во имя вмч. Георгия Победоносца произошли в 1678 г., в нач. 40-х гг. XIX в. нек-рые каменные и деревянные стены разобрали частично с фундаментами, с запада пристроили кирпичную трапезную, внутри нижнего яруса столпа был устроен свод. Под рук. Барановского с 20-х гг. XX в. были разобраны поздние пристройки, после реставрации 1966-1967 гг. храм приобрел древний облик. В плане колокольня представляет собой круглую 2-ярусную башню, перекрытую купольным сводом и увенчанную малой главкой, в декоре варьируются большой и малый ордеры, круглые формы кокошников разного размера. Дворцовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. 1666 г. Фотография. 2012 г. с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и свт. Аверкия Иерапольского была выстроена на месте обветшавшей деревянной церкви того же посвящения и соединялась с дворцовыми покоями переходом, разобранным, как и дворец, в 1767 г.

http://pravenc.ru/text/1841788.html

Недалеко от Калужских ворот Земляного города, на Якиманке, была построена деревянная церковь во имя святителя Николая. Заказчиками строительства были стрельцы, чьи слободы находились неподалеку. Улицу в то время называли «улица Большая к Калужским воротам», но чаще Якиманкой, по стоящей в начале ее церкви святых Иоакима и Анны. Деревянная Никольская церковь была построена в 1660 г. и часто называлась Казанской, так как в ней находился местночтимый список с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона после событий Смутного времени была очень почитаема москвичами, а стрельцами особенно. В 1686 г. к деревянной Никольской церкви пристроили придел Казанской иконы Божией Матери. В 1690-е гг. строится каменный храм с главным престолом Казанской иконы Божией Матери и приделами святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Антиминс на церковь был выдан 30 сентября 1694 г. Изображений здания храма того времени до нас не дошло. По-видимому, это была типичная посадская церковь, как и многие в Замоскворечье, – главный храм был кубический, трапезная с двумя приделами и шатровая колокольня на западном фасаде. Только стройная шатровая колокольня, выходившая на красную линию улицы Якиманки, достояла до 1929 г., когда и была снесена. В 1778 г. в Казанском храме устраивается еще один придел во имя святого Иоанна Воина, который в 1814 г. переосвятили в честь праздника Воздвижения Креста Господня. Церковь чаще всего называлась Казанской, что на Житном дворе. Это название появилось в начале XVIII века, когда на пустующие окрестности перевели из Московского Кремля Житный двор. В XVII веке царское хранилище жита (запасов зерна) находилось в Кремле между Троицкими и Никольскими воротами. В 1701 г. случился пожар, постройки кремлевского Житного двора сгорели. По приказу царя Петра I на этом месте начали строить арсенал. Для хранения зерна нашли пустующее место в Замоскворечье, рядом с городскими укреплениями между Калужскими и Серпуховскими воротами. Там построили двенадцать амбаров-житниц, по границе с которыми прошла Житная улица.

http://sobory.ru/article/?object=34814

В первой половине XIX века прихожанами было решено построить вместо обветшавшей церкви новую каменную, о чём иереем Иваном Бутеевым и крестьянином Семёном Савельевым было отправлено прошение во Владимирскую духовную консисторию. 26 июня 1815 года епископ Владимирский и Суздальский Ксенофонт подписал прошение на возведение каменной церкви, каковую взялся выстроить каменщик Герасим Никифоров из гороховецкого села Никулино. 8 июля 1816 года была заложена новая церковь, завершённая спустя два года (строительство обошлось в 4500 рублей). Однако, освящение храма об одной главе, с колокольней, увенчанной высоким шпилем (ярким примером веяний храмовой архитектуры первой половины XIX столетия), состоялось лишь в 1821 году – 29 июня. Главный престол остался в прежнее наименование – в честь Казанской иконы Божией Матери, а придельный в тёплой церкви освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Спустя десять лет акиншинскую церковь окружила каменная ограда, а в 1855 году её стены были украшены " священной живописью " . Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря находится в 5-ти километрах на юго-запад от посёлка Мстёра. Рядом несёт свои воды речка Тара. От бывшего когда-то здесь села Акиншино-Богородское (имение князей Ромодановских) до недавнего времени оставались лишь название да полуразрушенный храм в честь иконы Казанской Божией матери. В 2003 году на этой земле, овеянной древними традициями и легендами, открывается Свято-Казанский скит Богоявленского монастыря, первым скитоначальником назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук). Братией и трудниками скита построены жилые помещения, трапезная, мастерская, баня, смотровая площадка. Произведена реставрация и освящение храма. У подножия холма восстановлен источник Казанской Божией Матери и купальня. Материал из буклета: " Свято-Богоявленский мужской епархиальный монастырь " Церковь Казанской иконы Божией Матери Первая церковь в Акиншине была построена в первой четверти XVII века. При церкви было пашни «середние земли по 30 чети въ поле, перелогу 10 четей». К вотчине Ромодановского принадлежали деревни Яблонцы, Свиное болото, Медведева, Городок, Некрасова или Пятова, Макланова или Маначиха и пустоши: Семынино, Зубарево, Лосья, Пранушева, Олягина, Щукина, Ивакина, Кононова, Фролова, Борщова, Погоняйка и Мелново. Патриаршие окладные книги под 143 (1635) г. отмечают, что в Акиншине при церкви Пречистой Богородицы (здесь не сказано«Казанская») есть придел во имя св. Иоанна Богослова. В 1672 г. церковь из патриаршей области перешла в Суздальскую епархию. В 1729 году церковь эта оказалась ветхой и вместо неё, с благословения епископа Суздальского Иоакима, была построена новая деревянная церковь также в честь Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=28624

Над южными вратами (с изображением благоразумного разбойника) - Нерукотворный образ Спасителя, украшенный позолоченным венцом и серебряной ризой. Перед юж. дверями находились Владимирская икона Божией Матери с позолоченным серебряным венцом, а также Боголюбская, Толгская и Феодоровская иконы; образы свт. Николая Чудотворца (с серебряным позолоченным венцом), арх. Михаила с чудесами (в серебряном окладе) и др. 14 дек. 1752 г. игум. Евфросиния испросила благословение епархиального начальства на постройку при каменной Казанской ц. придела во имя вмч. Никиты. Сохранилось описание мон-ря, составленное в 1764 г. подпоручиком Житковым: «В том монастыре одна каменная церковь, в ней три престола. Оная церковь крыта была тесом, который в имевшиися в том городе Касимове в марте месяце сего 1764 году пожар обгорела, на церкви глава каменная с черепицею, крест железной». В 1764-1765 гг. была заменена кровля храма и отремонтирована ограда, пострадавшая от пожара. В 1773 г. обветшавший иконостас был «прикрыт зеленою краскою по серебру», заменены царские врата (Там же. С. 55, 60). В 1810 г., при игум. Евпраксии, иконостас был поновлен вторично. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Касимовский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В 1850 г., при игум. Олимпиаде, Казанская ц., считавшаяся «великолепною по своему зодчеству», была разобрана, и в 1854-1864 гг. возведена новая. 17 сент. 1864 г. в храме освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в 1859 г.- правый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя вмч. Никиты, 31 июля 1860 г.- левый во имя апостолов Петра и Павла. Пятиглавый соборный храм имел в плане форму удлиненного креста, снаружи украшен колоннами и пилястрами из белого камня, внутри расписан и отделан мрамором. Церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы с XVI в. была «ружной», т. е. находилась на содержании государства, дававшего ругу, что засвидетельствовано царскими грамотами 1595 и 1615 гг., где храм упоминается как монастырский ( Добролюбов.

http://pravenc.ru/text/1681219.html

В 1960-м г. Олюшка с сестрой переехали в г. Барнаул, забрав туда икону Казанской Божией Матери. Паломничество к иконе не прекратилось и на новом месте. После смерти сестры, будучи уже совсем немощной старицей, она поселилась в доме Варвары и Феодора Шилкиных, сообщив им, что проживет у них около 11 лет. Переехав на новое место, она указала, куда поставить икону, и продолжила там свое предстояние перед Богом. В новом доме старица оставалась простой, приветливой в общении с людьми. На Пасху 1972 г., в ночь с 8 на 9 апреля, икона Казанской Божией Матери полностью обновилась, поверхность стала гладкой, от большой трещины не осталось следа, краски сияли чистым, насыщенным цветом. Хозяева дома, Варвара и Феодор, убоялись показывать икону, отказывая в посещении малознакомым людям. В 1977-м г. Олюшка умерла, и икона осталась в доме Шилкиных, так что молитвенный непрестанный подвиг длиной в полвека перед святым образом прекратился. В 1992-м г. Федор, оставшись вдовцом, будучи уже совсем немощным, решил передать икону в храм, но на время ее в свой дом приняла Галина Любицкая (схимонахиня Евлогия, ум. в 1996-м г.). Поток верующих, которые шли поклониться образу Божией Матери, не иссякал, так что было ясно, что икону необходимо передать в храм, почитание образа получало все большее распространение. Оставалось найти образу достойное место. Галина узнала, что в селе Коробейниково стали восстанавливать храм, и приняла решение возвратить чудотворный образ на родину. Возвращение иконы Божией Матери в родной храм состоялось 8 сентября, в день Сретения Владимирской Божией матери. В этот день, в 1977-м г., скончалась хранительница иконы Олюшка Темная. Большой крестный ход из г. Барнаула шел по землям Алтая почти 500 километров до с. Коробейниково. Это был первый крестный ход в честь Коробейниковской (Казанской) иконы Божией Матери, который положил начало традиции недельного ежегодного всесибирского крестного хода в с. Коробейниково. Так, наконец, история скитания иконы, когда-то поруганной, но сохраненной праведницами и чудесно обновившейся, получила завершение. 22 июля 1994 г. было принято решение о преобразовании приходского храма в мужской Коробейниковский Казанский монастырь, главной святыней которого стала чудотворная икона Казанской Божией Матери. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был установлен особый день празднования Коробейниковской Казанской иконе Божией Матери – первое воскресенье июля. 8 августа 2005 г. Коробейниковская Казанская икона Божией Матери была внесена в список святынь Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

http://pravoslavie.ru/107793.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010