Далее, по нижней части оклада виден обрез, который показывает, что в первоначальном виде басменная обложка была больше и с большой иконы перешла на меньшую, почему и срезана. Стиль басменного оклада очень грубый, отличается неправильными фигурами, в которых нет и следа настоящего византийского рисунка. Орнаментальные фоны в промежутках между отдельными тяблами исполнены в позднем арабо-византийском вкусе, утвердившемся в народном производстве Балканского полуострова: рисунок состоит из ромбов, наполненных арабесками. Порядок сюжетов перебит: сверху имеется Рождество, Сретение, Крещение (с крестом, утвержденным в воде), слева два сюжета: Успение и Пятидесятница, справа: Преображение и Вход в Иерусалим, по визу: Благовещение (вместо Распятия), Сошествие во ад, Мироносицы у гроба, Вознесение. Мозаическая икона Распятия имеет внутри оклада 19 на 16 сант., исполнена на особой тонкой дощечке, которая вставлена внутрь теперешней доски и, очевидно, происходит с моленной иконы, некогда драгоценной, но доставшейся Ватопеду уже после разорения ее прежнего вида. Мозаика исполнена гораздо более мелкими кубиками, чем даже образок св. Анны и Спасителя и по своему художественному выполнению, скажем фигурально, по манере декоративной и по живописи, напр. по лепке тела, превосходит все, что мы видели доселе в этом причудливо-утонченном роде. К сожалению, большая часть серебряных кубиков, которыми были выложены все оживки или блики, от времени разложились, и потому в контурах драпировок не достает большинства складок, и через это фигуры ныне представляются разрушенными, особенно на снимке. Но рассматривая самый оригинал, видишь, с каким техническим искусством, известным только в подобных мелких образках, выполнил мастер требования художественного оригинала. Так напр. для передачи плата, препоясывающего тело Распятого, мастер употребил кубики белой, серой, голубой и изумрудной эмали и потому не просто набирал свето- и теневые места полотна, но, так сказать, вылеплен весь плат в полутонах. Столь же совершенно выполнено тело Распятого, также в полутонах, с характером подернутого смертельною бледностью и истощенного тела: рисунок столь анатомически правилен и поза так натуральна для образа, что вновь нам напоминает о том, как мало византийские мастера боялись в своих иконах натурализма. Должно прибавить, что видные около бока, рук и ног потоки крови намазаны краскою и вряд ли даже были выполнены в мозаике, так как в древнейших изображениях Распятия отсутствуют, как деталь натурализма грубого и излишнего для религиозного настроения. Напротив, даже земля разделана со тщанием из мельчайших камушков всяких цветов: серых, желтых, зеленых и пр., а между ними вкраплены темно-синие пятна, образующие траву. Место под крестом или Голгофа сделана из красно-коричневых кубиков, крест из желтых и красных, одежды из темно-синих и голубых или темно-красных и лиловых, попеременно. Левая сторона фигуры Богоматери разрушена и заполнена воском и по воску накрашены красные башмаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

На среднике вышито поясное в трехчетвертном повороте изображение Богоматери с Младенцем на левой руке. Младенец изображен прямолично с благословляющей правой рукой. В левой руке он держит у пояса свиток. По сторонам нимба Богоматери – два поясных ангела с мерилами и зерцалами в руках. Фоном изображению служит гладкий вишневый бархат. Личное шито по тонкому льняному холсту плотно, тонким крученым шелком песочного цвета «в раскол», «по форме», с оттенениями светло-коричневым шелком. Радужки глаз – коричневые, губы – красные, черты лица прошиты темно-коричневой нитью. Волосы Младенца шиты сканым серебром с коричневым шелком, в коричневых волосах ангелов – красные тороки. В подкрыльях ангелов – более толстые крученые шелковые желтые и зеленые нити. Одежды, нимбы и крылья шиты прядеными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы – «клетчатый городок», «рядки», «черенок», «городок», «ягодка», «ягодка двойная»). Складки одежд прочерчены темно-коричневой нитью. Звезды на очелье и плече Богоматери, «бахрома» на мафории и цветы в растительном орнаменте на ее нимбе, окружающие нимбы шнуры и жезлы ангелов шиты рельефно золото-серебряной нитью. Орнамент на нимбе Богоматери, перекрестье и монограмма на нимбе Христа обнизаны жемчугом. Также были обнизаны и надписи на фоне: аг(г)лъ г(с)нь (дважды), хс, мр у, диги(т)ри. На среднике под изображением пряденым серебром вязью шита вкладная надпись в две строки: лта зрли=1630] (г) сию пелену приложила по бещанию ко бра(з) пре(ч)то(и) бцы ч(с)тнаго и сла(в)на(г) еа (ди)гитреа//во(з)нс(и)кго деви(ч) м(с)тр борина кнз едора ивановича мстисло(в)ско(г) кнгини до(м)ника миха(и)ор(в)на. На каймах, обрамленных с двух сторон шитыми пряденым серебром полосами, по гладкому синему бархату шито золотными нитями вязью с элементами узорочья песнопение: тро(п) гла(с) д к(ъ) бцы прил(ж)но ни притеце(м) и и глубины дшевни влдчце помози милосердовавши на ны по(д)щи(с) ко и(ъ)гибае(и) т мноства грхо(в) не твра(ти)//ра(б) свои(х) т(щ)о теб (б) едину помо(щ)и нщу раби тво(и) ко(д) гла(с) з не имамы ина помо(щи) не наде(ди) ра(з)в тебе вл(д)чце//ты на(м) помози на тебе с наде(м) и тобою (с) хвали(м) твои (б)ес мира да не постыди(м). Надпись (тропарь и кондак Богородице) начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух каймах буквы направлены внутрь, на других – наружу произведения. Подкладка из малиновой тафты. На подкладке сверху пришито три кольца.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

А лица пиши так: возьми темной охры, немного черной краски и очень мало белил, и этим составом проклади весь облик, обрисуй черты лица темно-коричневым колером, а на ресницы глаз и на зрачки наведи чисто черную краску. Потом возьми белил, мало охры, да киновари по расчету, дабы цвет тела был не желтый, а бело-красноватый, и наводи телесный колер; но смотри, отделывай им не все лицо до самых краев его, а только одну середину его, да и ту тонко. После сего наведи телесный колер побелее на выпуклости и придай силу теням тонким освещением этих выпуклостей посредством белил. Таким же способом наводи телесный колер на руки и ноги. А волосы святых, которые не стары, рисуй так: проклади их темно-коричневым колером, вырисуй черною краскою и освети составом прокладки, потом подбавь к этому составу немного телесного колера и пройди им по освещенным местам. Волосы же и бороды старцев на прокладке вырисуй сероватым колером и потом освети их тонко белилами. 51. Показание размеров человеческого тела Ученик мой! Знай, что естественный рост человека от чела до подошвы измеряется девятью яйцами, или мерами. Сперва размерь голову, разделив ее на три части: в первой из них помести чело, во второй нос, а в третьей остальную часть лица, волосы же пиши за чертою сего лица, на меру носа; кроме сего от носа до конца бородки отмеряй три ровные части, из которых две составят бородку, а одна рот. Что касается до шеи, то она имеет меру носа. Потом от подбородка до средины тела отмеряй три ровные части, и до колен две, отбавив на колена часть, равную носу. Далее еще две части отмеряй до лодыжек, и от них часть равную носу до подошвы, да до ногтей одну часть. Опять от горла до плеча отмеряй одну часть и столько же до другого плеча; на округление каждого плеча отбавь часть, равную носу; до локтя же, с внутренней стороны, отмеряй одну часть, а отсюда до ручной кисти – одну часть, и отсюда до оконечностей пальцев – одну часть. Что касается до глаз, то размер их одинаков, и расстояние между ними столько же длинно, сколько длинен глаз.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Костяк умершего находился в слое темно-коричневого средней плотности грунта, мощностью до 0,86–0,90 м. Этот нижний горизонт заполнения «колодца» содержал прослойки золы, мелкие угольки, раковины виноградных улиток и брахиопод, отдельные амфорные стенки, кости животных (нескольких мышей, четырех зайцев и лисенка 19 , попавших сюда, скорее всего, случайно). Здесь была найдена ножка остродонной античной амфоры коричневой глины первых веков после Р.Х. (рис. 73.9). По центру ямы располагались друг на друге несколько грубо околотых плиты известняка, на верхнем из них на высоте 0,80 м от дна обнаружен вниз рогами череп 25-летнего крупного быка, ориентированный по оси юго-запад-северо-восток. Около камней найдены в беспорядочном состоянии кости хвоста и плюсневые кости ног. Данные остеологические остатки свидетельствует о захоронении шкуры быка, снятой вместе с этими частями скелета. Положение человеческих останков, вплотную придвинутых к борту облицовки, предполагает большие размеры шкуры, – заместительной ритуальной жертвы – шкура вместо целого животного. Выше этого горизонта засыпи каменный «колодец» заполнял однородный, очень рыхлый и сыпучий, светло-серый щебенистый грунт с прослойками темно-коричневого суглинка. Его мощность достигала 1,60 м. Он почти не содержал находок, за исключением нескольких стенок античных амфор и реберчатой ручки средневековой корчажки красно-коричневой глины. Горловину каменного сооружения перекрывала массивная четырехугольная поилка (размером: 1,10/1,20х0,70х50/0,60 м, глубиной – 0,30 м), вырезанная из известнякового блока. Она была сброшена в наполовину засыпанный «колодец» боком и полностью не закрыла его горловину. Внутрь попадала вода, смывался и надувался ветром грунт, который и образовал верхний естественный ярус заполнения. Диагональное расположение поилки превратило незасыпанный «колодец» в своеобразную ловушку для случайно попавших туда животных, так как выбраться из него без посторонней помощи они не могли. Расположение данного сооружения на самом высоком месте городища гораздо выше водоносного горизонта исключает использование его в качестве обычного колодца.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Полустаканом молока развести дрожжи, подсыпать в них стакан муки и дать подняться. Опару развести двумя стаканами молока, положить в нее стакан сахара, истолченного с ванилью и растертого со стаканом распущенного сливочного масла. Бить тесто надо, подсыпая понемногу муку. Под конец положить один стакан изюма, после чего тесто поставить в теплое место подходить. Утром побить его еще, выложить в формы и печь. КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА Крашеные яйца В наше время хозяйки красят яйца, в основном, луковой шелухой, заранее собранной впрок. При крашении шелухой можно получить окраску нескольких оттенков – от светло-рыжего до темно-коричневого. Нельзя варить яйца, только что извлеченные из холодильника. Их надо хотя бы полчаса подержать при комнатной температуре или опустить на некоторое время (минут на 10 — 15) в теплую воду. Иначе при варке они непременно лопнут. Можно яйца красить и обычными анилиновыми красками для материи, но при этом яйцо в краске должно находиться не более 30 секунд. Этого времени вполне достаточно, чтобы окрасился только верхний слой скорлупы и краска не достигла белка. Яйца, крашенные чернилами Яйца вымыть, вытереть, обернуть ветошью, перевязать ниткой, сверху в некоторых местах накапать чернил с помощью пипетки или деревянной палочки, опустить в кастрюлю с теплой водой, варить после закипания в течение 10 минут, вынуть, остудить, снять ветошь. Яйца, крашенные в лоскутках Лоскутки шелковой линючей материи разных цветов расщипать, смешать. Яйца вымыть, вытереть досуха, смочить, обернуть шелком, при желании можно предварительно наложить на яйца вырезанную узорами тонкую, но плотную бумагу. Сверху обернуть ветошью, обвязать ниткой, опустить в теплую воду, дать закипеть и варить еще 10 минут. Затем вынуть, остудить, снять ветошь и шелк. Яйца, крашенные в луковой шелухе Приготовить отвар из луковой шелухи, дать ему настояться. Опустить в настой чисто вымытые яйца, довести до кипения и варить в течение 10 минут, вынуть, остудить. Можно протереть скорлупу растительным маслом, тогда яйца приобретут красивый блеск. В зависимости от количества взятой шелухи яйца окрасятся в цвета от желтого до темно-коричневого.

http://pravoslavie.ru/2240.html

Доминируют скульптурность, осязательность пластики – они, как и поза, композиционное решение, восходят к стилю милешевского типа. Тот же источник угадывается за снижением пространственных характеристик, они станут вновь актуальными гораздо позднее. Однако сходство не устраняет отличий: линия, обрисовывающая формы, лишена конкретности, узор складок плаща, завязанного узлом на груди, воинской перевязи слишком округлый и схематизированный, а в силуэте слишком много обобщения и отвлеченности. Структурность выглядит резкой, симметрия лика – нарочитой, а моделировка – чересчур контрастной. Объем личного строится типичным для Милешева способом: эффектным сопоставлением интенсивных зеленых санкирей с розовато-белыми охрами. Но цвет санкиря – очень яркий и плотный, он не нежно-бирюзовый, как в Милешеве, а густой, напряженный, темно-зеленый. Верхние слои охрения, напротив, сильно разбелены, а подрумянка лишена нежности. Темно-вишневые и темно-красные описи, коричневый рисунок и тени контрастируют с тоном охрений и поэтому кажутся особенно четкими и геометрически правильными. В отличие от чисто живописного способа моделировки легкими лессировками, принятого в Милешеве, здесь доминируют крупные сопоставления густых плоскостей и пятен цвета. Такой способ, кажется, еще больше подчеркивает монументальность, но одновременно придает схематичность. Открытый свет практически не участвует в моделировке личного, а в одеждах обводит тонко вычерченными контурами рельеф складок плаща, заставляя зрителя завороженно следить глазами за их красивым геометрически правильным узором. Все стилистические приемы, использованные в иконе, широко распространены в этот период в византийском мире. Разница в том, что в русском произведении они приобрели известную академичность: кажется, здесь все доведено до максимального выражения и потому выглядит застылым. Благодаря этому возникает специфический смысл: художественное укрупнение и контраст создают впечатление предельной внутренней концентрации, цельности и даже чуть угрожающей энергии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда же цвет блестящий смешивается с красным и белым, то становится желтым (xanthon). Что касается самих пропорций этого смешения, то толковать о них было бы нерационально даже тому, кто понимает толк в этих вещах: потому что никто не в состоянии показать тут ни необходимых, ни даже только вероятных оснований. Красный цвет, смешанный с черным и белым, обращается в пурпуровый (haloyrgon), когда же эти цвета [красный и белый], будучи смешаны и обожжены, принимают в себя еще большую примесь черного цвета, тогда выходит цвет орфниновый [темный вообще, темно-синий, темно-бурый] (orphninon). Коричневый (pyrron) цвет образуется из смеси желтого (xanthoy) и серого (phaion), серый (phaion) из белого и черного, охровый (ochron) из смеси желтого и белого. Когда же белый цвет соединяется с блестящим и ложится на глубоко-черном [фоне], тогда происходит цвет синий (cyanoys) [темно-лазоревый], от смешения же синего с белым бывает цвет голубой (glaycos), a от смеси коричневого (pyrros) с черным - зеленый (prasios). Что же касается других цветов, образующихся из этих, то из приведенных примеров легко понять, какими смешениями можно с вероятностью изъяснить их. Но кто захотел бы на самом деле подвергнуть этот вопрос строгому исследованию, тот показал бы, что не знает различия между человеческой и божественной природой, потому что божество обладает вполне и ведением и силой для того, чтоб многие вещи соединять в одну и опять эту одну разрешать на многие, между тем как из людей никто ни на то, ни на другое и ныне не способен и не будет способным " . Факт стягивания и растягивания цвета с описательной точки зрения вполне элементарен и говорит сам за себя. Белый цвет представлялся древним как наиболее растянутый, распущенный, как наиболее разреженный; все же другие цвета мыслились в той или другой степени стянутыми или уплотненными. С наивно-описательной точки зрения иначе и быть не может. Белый цвет - это наиболее разреженный и наименее уплотненный цвет. Он разрежен до того, что даже перестал быть цветом и превратился в нечто бесцветное.

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

Губы Христа, а также раны и сосцы на его теле – малиновые. Черты ликов отмечены темно-коричневой нитью. У Христа, Богоматери и Иосифа лики тонко вычерченные, выразительные, с раскосым разрезом глаз и треугольными тенями под ними; у остальных – менее выразительные, с маленькими глазами. У ангелов по абрисам ликов, на шеях, вокруг глаз и бровей, на подбородке – широкие малиновые тени. Красной нитью отмечены не только губы, но и веки Богоматери. Белки глаз – белой. Слезы, падающие из глаз Богоматери налицо Христа, выполнены голубой нитью. Волосы Христа разделены на светло- и темно-коричневые пряди, по краю небольшой бородки с двумя завитками внизу вышиты отдельные волоски. Волосы Иоанна и Никодима – темно-коричневые, у Иосифа – белые, у ангелов – малиновые с золотыми кудрями. В одеждах преобладают цветные шелка. Препоясанье у Христа шито темно-песочными нитями со светло-коричневыми оттенениями, малиновыми в узле и бахроме. В хитоне Богоматери голубой цвет в тенях переходит в темно-голубой и в белый на освещенных местах, складки отмечены темно-коричневым и темно-зеленым. На зарукавье – малиновый шелк с золотой прикрепой и двумя толстыми жгутами. Коричневый мафорий в складках – темно-коричневый и малиновый; на плече и очелье – рельефные золотные звезды с красной описью; по краю мафория идет толстая зологная косичка. Обувь малиновая, подошва серебряная. Одежды апостолов шиты кручеными шелками гладьевыми швами; Иоанн в ярко-синем хитоне и красном гиматии с широкой золотой перевязью на рукаве; Никодим в одеждах светло-коричневого цвета; Иосиф – в желтом гиматии с голубыми и зелеными складками. Одежды ангелов шиты прядеными серебряными нитями по настилу и прочерчены коричневыми, зелеными и песочными нитями. По золотому фону их оплечий вышиты разноцветные камни. Крылья ангелов малиновые с золотыми перьями. Ложе и все нимбы шиты по настилу золотной пряденой нитью (у Христа – крупными петлями). Нимб Христа окружен шнуром, перекрестье шито толстыми золотыми косичками. Такими лее косичками окружен нимб Богоматери с серебряными рельефными звездами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

39 Слово 4, 3–6 (Mosq. 232. F. 185 v –186 v ). О Господских праздниках в армянской Церкви подробнее см.: Магакия Орманян, архиеп. 2006. С. 177. См. также: Esbroeck 1968. P. 370. 48 «И Моисей сказал, позовите Рагуила» (ср. Исх. 2:20 !) (Слово 5, 12//Hergenröther 1869. P. 151). По поводу данной ошибки Арсений оставил на поле грузинской рукописи следующую схолию: «Рагуил сказал про Моисея, как это написано в книге Исхода: «Позовите его, пусть он ест хлеб». Но в греческом подлиннике этой книги было сказано так, как мною здесь написано, не по той причине, что я несведущ в греческом или слов Священного Писания не помнил. Простите за самооправдание, Арсений». Рус. пер. с груз. цит. по: Рапава 2007. С. 358. 50 О грузинском переводе пяти антиармянских слов Стифата см. текст доклада М. А. Рапава на ежегодной конференции ПСТГУ 2006 г., опубликованный, к сожалению, со множеством опечаток: Рапава 2007. М. А. Рапава подготовила также критическое издание всех следующих обличительных слов Стифата, включая пятое. 51 Более подробное описание всего греческого полемического сборника, в котором содержатся первые 4 антиармянские слова, выполненное при помощи Э. Н. Добрыниной, таково: ГИМ, Син. гр. 443 (Вл. 232). Сборник полемического содержания. Пергамен, минускул. 204 лл., 190Х141, площадь текста 139–186, 28–30 строк, интервал 4 мм. Текст написан светло-коричневыми чернилами, знаки ударения и придыхания проставлены регулярно, iota subscriptum и adscriptum не употребляется. Буквы подвешены к строке или пронизаны ею. Рубрики и малые инициалы писаны розовым цветом. Сигнатуры писаны светло-коричневыми чернилами в середине нижнего поля на обороте последнего листа тетради и темно-коричневыми чернилами в середине нижнего поля последнего листа тетради. Пагинация арабскими цифрами темно-коричневыми чернилами в правом верхнем углу листа. Линовка: тип – Leroy P421 C1b, система – 2. Рукопись состоит из 25 тетрадей: тетради 10 (71–76), 16 (116–121) – по шесть листов, 14 (101–107), 22 (167–173) – по семь листов, 23 (174–182) – девять листов, 20 (147–158), 25 (191–203) – по двенадцать листов, остальные тетради – кватернионы. Лист 204 – бумажный. Иллюминация: л. 1 – заставка в виде «П». Орнамент «плетенка» рисован пером красным цветом и чернилами текста. Л. 4, 11 об., 21, 24 об., 27 об., 33 об., 35, 35 об., 39, 56, 59 об., 88 об., 112 об., 117 об., 119 об., 177, 183 об., 190 об. – заставки простейшего геометрического орнамента, выполненные пером красным цветом. Записи и пометы: л. 1 На верхнем поле темно-коричневыми чернилами помета библиотекаря Иверского монастыря: τν βρ(ων). Помета «Арсений» и номер, поставленный Арсением Сухановым в Протате, не сохранились (см.: Фонкич 1977. С. 87–93). Переплет: картон с покрытием из темнокоричневой кожи (конец XVIII в.), вставки из черной кожи на корешке XIX в. (см.: Владимир, архим. 1894. С. 301; Фонкич 1977. С. 87–93; Фонкич Б. Л., Поляков Ф. Б. Греческие рукописи синодальной библиотеки. М., 1993. С. 84, где указана библиография).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Кат. 76. Деталь: Снятие со креста Фрагмент представляет собой часть омофора из белой камки, составляющую одну третьего общей длины. На одном конце пришит двойной круг, в котором на голубой камке вышита сцена «Преображение». На горе Фавор стоит Христос со свитком в одной руке и благословляющей другой. Ему предстоят – пророк Илья с одной рукой у груди и другой, простертой к Христу (слева), справа, в той же позе, – пророк Моисей со скрижалями в руках. Личное шито плотно «по форме» «в раскол» тонким крученым шелком песочного цвета с более темными оттенениями по абрису ликов, под глазами, по носу и векам. Черты ликов, контуры и детали рисунка прошиты темно-коричневой нитью, в изображении глаз использован белый шелк, губ – розовый. Волосы Христа с завитком на лбу и двумя завитками в короткой бородке шиты темно-коричневой и золотной нитями. Волосы у Моисея темно-коричневые, у Ильи – седые. Одежды, нимбы и горки шиты прядеными золотом и серебром с цветными прикрепами (швы – «городок», «ягодка с крестом», «двойная ягодка», «клопчик», «черенок»). На фоне мелким жемчугом вышиты надписи: преображе//н, в перекрестье на нимбе Христа – он. Контуры фигур, складки одежд и нимбы по белому пастилу низаны мелким жемчугом. Такой настил под жемчуг обрамляет оба круга. Между этим обрамлением по той же голубой камке мелким жемчугом по пастилу вышита надпись: преобразившыс на гор хе бе показа оученикомъ своимъ… твою ко мажаху да во… то…… На другом конце фрагмента омофора пришит равноконечный крест. В нем по голубой камке вышито Снятие со креста: в центре с семиконечного креста Иосиф снимает сильно изогнутое тело Христа. Его принимает Богоматерь, прижавшаяся щекой к голове Сына. Руку Христа держит одна из жен-мироносиц. Две жены стоят сзади. Справа от креста другую руку Христа поддерживает Иоанн. Перед ним Никодим вынимает гвозди из ног Христа. Справа от апостола стоят, наклонив головы, еще две жены-мироносицы. Первая скорбно подпирает щеку, раскрытая ладонь ее другой руки – перед грудью; у второй жены обе руки сложены на груди.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010