Голубой цвет символ Неба, знак глубокого постижения небесных тайн (хитон и гиматий голубого цвета у апостолов); небесно-голубые хитоны святых символизировали их причастность к небесному; лазоревый (цвет ясного неба, светло-синий) – символ соединения неба и земли; синий символ ночного неба; орарь синего цвета, ниспадающий с левого плеча – напоминание о небе, открывшемся апостолу, первомученику архидиакону Стефану. Зеленый цвет знак неумирающей, вечно-обновляющейся, новообретенной жизни в Боге; зеленый гиматий (плащ для мужчин и женщий, изготовленный из шерсти) – символ пустыннической жизни и ее обновления через подвижничество. Темно-коричневый цвет символизирует аскетизм, принадлежность к монашеству; коричнево-золотой Рождество Спасителя. Монашеская мантия фиолетово-коричневого цвета – символ покаяния с надеждой на воскресение. Черный цвет знак дьявола, конца, смерти, тьмы греховной жизни; черное или темное одеяние символизирует глубину греха и покаяния; черный фон – символ непостижимости божественной тайны; черные скачущие фигурки олицетворение бесов. Большой вклад в разработку христианской символики внесли Климент Александрийский , первым прокомментировавший Библию в символико-аллегорическом плане, Лактанций , Псевдо- Дионисий Ареопагит , Максим Исповедник , разработавший символику литургического действа, Николай Кавасила и другие богословы. Для Климента Александрийского символ являлся средством мобилизации духовных сил человека и выявления истины. Излагая концепцию христианского символизма, Лактанций утверждал, что «незначительные [предметы] могут служить образами и предзнаменованиями великих». Псевдо- Дионисий Ареопагит рассматривал символ как надежную защиту божественной истины от тех, кто недостоин ее познания. Николай Кавасила объяснял символические образы Священного писания божественной «неизреченностью и неизобразимостью». Симеон Метафраст («Пересказчик» от греч. «излагаю, пересказываю»; X в.) – уроженец Константинополя, выходец из знатной семьи, известный агиограф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белый цвет (он же – свет) – соединение всех цветов, символизирует чистоту, непорочность, причастность божественному миру. Ему противостоит черный как не имеющий цвета (света) и поглощающий все цвета. Черный цвет, так же как и белый, употребляется в иконописи редко. Он символизирует ад, максимальную удаленность от Бога, Источника света ( Блаженный Августин в «Исповеди» так обозначает свою оторванность от Бога: «И увидел Я себя делеко от Тебя, в месте неподобия»). Ад в иконе изображается обычно в виде черной зияющей пропасти, бездны. Но этот ад всегда побежден («Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», Ос.13:14 ; 1Кор.15:55 ). Бездна разверзается под ногами Воскресшего Христа, стоящего на поломанных вратах адовых (композиция «Воскресение»/«Сошествие во ад»). Из ада Христос выводит Адама и Еву, прародителей, чей грех вверг человечество во власть смерти и рабство греху. В композиции «Распятие» под Голгофским Крестом обнажается черная дыра, в которой видна голова Адама – первый человек, Адам, согрешил и умер, второй Адам – Христос, «смертью смерть поправ», безгрешный, воскрес, открывая всем выход из «тьмы в чудный свет» ( 1Петр.2:9 ). Черным цветом рисуется пещера, из которой выползает змий, поражаемый св. Георгием («Чудо Георгия о змие»). В остальных случаях употребление черного цвета исключено. Например, контур фигур, на расстоянии кажущийся черным, на самом деле пишется обычно темно-красным, коричневым, но не черным. В преображенном мире нет места тьме, ибо «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин.1:5 ). Красный и синий цвет составляют антиномическое единство. Как правило, они выступают вместе. Красный и синий символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют ( Пс.84:11 ). Красным и синим пишутся одежды Спасителя. Обычно это хитон красного (вишневого) цвета и синий гиматий. Через эти цвета выражена тайна Боговоплощения: красный символизирует земную, человеческую природу, кровь, жизнь, мученичество, страдание, но одновременно это и царский цвет (пурпур); синий цвет передает начало божественное, небесное, непостижимость тайны, глубину откровения. В Иисусе Христе эти противоположные миры соединяются, как соединены в Нем две природы, божественная и человеческая, ибо Он есть совершенный Бог и совершенный Человек.

http://azbyka.ru/bogoslovie-ikony

А. Г. Сергеев Иконография Об изображении Л. сведений в агиографической лит-ре и лицевых подлинниках нет, не упоминаются иконы Л. и в описях имущества Корнилиева Комельского мон-ря 1676 и 1775 гг. (Переписные книги. 2011. Стб. 317, 334). По этой причине трудно сказать что-то определенное о раннем сложении иконографии Л. после его кончины. Образ Л. отсутствует и в сонме вологодских святых, предстоящих Господу Вседержителю на многочисленных иконах подобной иконографии кон. XVII-XIX в. Л. представлен на 2 клеймах иконы «Прп. Корнилий Комельский, с 44 клеймами жития» из собора Рождества Пресв. Богородицы в Вологде, под записью кон. XVIII в. В 23-м клейме изображена сцена «Прп. Корнилий Комельский вручает монастырскую братию игумену Лаврентию». Л.- в центре композиции, повернувшись в 3/4-ом повороте влево, обращен к прп. Корнилию. В правой части клейма в арочном проеме видна братия мон-ря. Л.- средовек; у него большие выразительные глаза, прямые темные брови, темные усы, невьющаяся темно-коричневая борода без проседи, до груди. Его монашеское облачение составляют синяя ряса (под поздней красной записью), темно-синяя мантия и черный клобук. Именующая надпись, очевидно, скрыта под красочным слоем поновления. Слева на поле аннотирующий текст: «Видъ пр(е)п(о)добны//конечное съ//вое изнемо//женiе пору//чи монас//тырское//cmpoehie и//гумену Ла//врентию и//вручи бра//тiю». По-видимому, он же изображен в 24-м клейме «Успение прп. Корнилия Комельского» в изголовии почившего, в слегка согбенной позе, с закрытой книгой в левой руке (именующая надпись отсутствует, скрыта под записью?). В обоих случаях Л. представлен без нимба. Согласно Переписной книге Корнилиева Комельского мон-ря 1676 г., в соборной Введенской ц. обители у гроба прп. Корнилия Комельского находилась икона преподобного также с 44 клеймами Жития (создана до 1643). Образ «писан на золоте, в киоте, а киот писан красками» (Переписные книги. 2011. С. 317; см. также: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 315; Отписная книга. 1994. С. 143). Т. о., существование неск. житийных икон прп. Корнилия Комельского с одинаковым количеством клейм позволяет предполагать сходство их иконографической программы и соответственно включение в нее образа Л.

http://pravenc.ru/text/2462427.html

О. Иоанн, попросту - Ивана, с почтением слушал о. Иону, старшего; сам он был веселее - живой и деятельный. После чая я читал Евангелие, сидя на камнях, подставив спину солнцу - жарко у нас никогда не было. Помогал о. Ионе на огороде - маленьком клочке земли, прилепившемся к скалам, большими трудами отвоеванным у леса. Все грядки стояли наклонно. и земля перемешана с мелкими камушками. Там мы пололи траву, расставляли колья для бобов. Я смотрел на о. Иону - его склоненная фигура в черном колпачке и темно фиолетовом подряснике красиво выделялась сквозь строй воткнутых палок. Около 12 обедали - ели вареные бобы и тот же черный хлеб, иногда - овечий сыр, острый и маслянистый. Стало тепло. О. Иона задремал на бревнах, сложенных у церкви. О. Иоанн вышел на балкончик своей кельи и починяет свою выцветшую коричневую рясу. Я иду бродить по лесу: мне хочется пройти к скале, которую я видел по дороге сюда, возвышающуюся в стороне над лесом; она вся в каких-то пещерах: там должны быть орлы. Славно в лесу: палевые стволы буков гладко обтянуты крепкой корой, а внизу все устлано желтой листвой - как хороший паркет в зале с колоннами. По стволам тянутся длинные побеги плюща с кожистыми, как будто искусственными листьями. Далее, по склону оврага какие-то ярко красные цветы. Странное растение: мясистый прямой стебель фиолетового цвета вместо листьев покрыт тонкими фиолетовыми чешуйками, а на верхушке - огненный цветок. Впечатление ядовитости и тайны. Солнце повернуло к западу. Все подернулось дымкой - внизу должно быть жарко, но все же видно далеко. Мутным блеском сверкает Кура среди темных пятен леса. от нее уступами - горы. Внизу, прямо под нашей горой, под обрывом желтая стена и башни монастыря Святого Креста, в том самом месте, где Обнявшись будто две сестры Струи Арагвы и Куры. Возвращаюсь я, когда солнце уже низко. Лучи его, совсем желтые, и длинные теплые тени протягиваются по долине. В своей келье я убираю нишу плющом и ставлю плоскую чашку с цветами у иконы. К вечеру иду за водой. Родник далеко внизу, обделан тесанным камнем, и из него бьет холодная струя. Чуть жутковато-так тихо среди старых буков, так глуха тропинка, усыпанная желтыми листьями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/204/...

Год тому назад «настоятеля», о. Иону, разбойники при нападении на монастырь, сбросили со скалы на снег; при падении он повредил себе бок и схватил ревматизм, который согнул его в дугу. Сейчас о. Иона выглядит совсем стариком, его коричневое лицо покрыто сплошной сеткой морщин, он еле двигается и никак не может согреться. Он знает, что скоро умрет и равнодушно показывал мне место, где его похоронят. По отношению к «миру» он в самом раздраженном состоянии: «Разве теперь есть монахи! — говорил он, — наденут себе митру на голову, сядут в карету, живот — вот какой!» Зато он был самого высокого мнения о своем монастыре — «Сам видишь — мы живем как пустынники. Вода у нас вон где — под горой, верста будет. Как надо по правилам — монах трудиться должен». О. Иоанн, попросту — Ивана, с почтением слушал о. Иону, старшего; сам он был веселее — живой и деятельный. После чая я читал Евангелие, сидя на камнях, подставив спину солнцу — жарко у нас никогда не было. Помогал о. Ионе на огороде — маленьком клочке земли, прилепившемся к скалам, большими трудами отвоеванным у леса. Все грядки стояли наклонно. и земля перемешана с мелкими камушками. Там мы пололи траву, расставляли колья для бобов. Я смотрел на о. Иону — его склоненная фигура в черном колпачке и темно фиолетовом подряснике красиво выделялась сквозь строй воткнутых палок. Около 12 обедали — ели вареные бобы и тот же черный хлеб, иногда — овечий сыр, острый и маслянистый. Стало тепло. О. Иона задремал на бревнах, сложенных у церкви. О. Иоанн вышел на балкончик своей кельи и починяет свою выцветшую коричневую рясу. Я иду бродить по лесу: мне хочется пройти к скале, которую я видел по дороге сюда, возвышающуюся в стороне над лесом; она вся в каких–то пещерах: там должны быть орлы. Славно в лесу: палевые стволы буков гладко обтянуты крепкой корой, а внизу все устлано желтой листвой — как хороший паркет в зале с колоннами. По стволам тянутся длинные побеги плюща с кожистыми, как будто искусственными листьями. Далее, по склону оврага какие–то ярко красные цветы. Странное растение: мясистый прямой стебель фиолетового цвета вместо листьев покрыт тонкими фиолетовыми чешуйками, а на верхушке — огненный цветок. Впечатление ядовитости и тайны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Обе миниатюры на золотом фоне, в орнаментальных рамках имеют красные шелковые прокладки; хорошо сохранилась 2-я (свт. Иоанн Златоуст). В колорите фигуры свт. Василия Великого преобладают темные тона; хитон коричневый, гиматий черный, омофор светло-розовый; на лике и фигуре сильные утраты краски. Миниатюра с изображением свт. Иоанна Златоуста более светлая; хитон голубой, с золотыми полосами, гиматий светло-сиреневый, омофор белый с темно-коричневыми крестами; вверху миниатюры обрамлены трехлопастной аркой, напоминающей о церковном интерьере. В целом, по словам О. С. Поповой, «миниатюры Хутынского Служебника принадлежат к одному из главных направлений византийского искусства XIII в., которое можно назвать «классическим» и в рамках которого выполнены фрески Студеницы» ( Попова. С. 114). На листах 1, 11, 20 имеются крупные заставки старовизант. стиля (заставки на листах 11 и 20 представляют собой композиции из 2 очень больших цветов); инициалы золотые и киноварные (того же типа, что и в Юрьевском Евангелии - ГИМ. Син. 1003, нач. XII в.) старовизант. типа. Полностью В. Х. С. не издан. Листы 1-7 были опубликованы А. И. Соболевским (Унив. изв. 1884. 12. С. 52-57); ряд молитв В. Х. С. был (не вполне точно) опубликован Ю. И. Рубаном. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 5-11; СКСРК, XI-XIII вв. С. 187-188; Рубан Ю. И. Служебник Варлаама Хутынского//Учен. зап. РПУ. М., 1996. Вып. 2. С. 99-129; Попова О. С. Миниатюры Хутынского Служебника раннего XIII в.// она же. Визант. и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 107-122. Рубрики: Ключевые слова: АССЕМАНИЕВО ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-апракос краткий, старослав. рукопись западноболг. происхождения, одна из древнейших слав. книг ГАНКЕНШТЕЙНА КОДЕКС богослужебный сборник сложного состава, древнерус. рукопись галицко-волынского происхождения раннего XIII в. ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации

http://pravenc.ru/text/154231.html

Денисовы ). Прямоугольный образ с погрудным изображением святого укреплен на темно-синем фоне центральной части 3-створчатого складня. Е. с округлой удлиненной бородой, одет в коричневую ризу и мантию, на голове - черный клобук; в левой руке держит жезл, правая - с двуперстным благословением - направлена вверх. По-видимому, бытовавший в XVII в. образец использовался и старообрядцами, что подтверждает надпись на обороте центральной створки: «...писалъ да строил образ сей преподобнаго и богоноснаго отца ншего Ефимея Оликсей Денисовъ. Сей убо стый ненавидимъ бысть отъ лютаго гонителя истинныя веры Oфohaciя. Понеже почивах мощи его с двуперстиемъ чеснымъ. Токмо наша вера сего… цтитъ и в веки цтить будем. Аминь». Имеется в виду архиеп. Афанасий, запретивший почитание Е. На створках складня изображены др. ревнители правосл. веры, мученики, особо чтимые в старообрядческой среде, обращены к Е. в среднике. Слева прп. Антоний Сийский (как напоминание о начале почитания нового святого в Сийском мон-ре) и мц. Параскева Пятница, справа - св. кн.-страстотерпец Борис и сщмч. Антипа. Изображение Е. включено в композицию «Собор русских святых» на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма мастера-старообрядца Петра Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (в наст. время в ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453) - в левой группе преподобных, в 4-м ряду 2-м или 3-м слева, погрудно, в черном клобуке округлой формы, с крестом, с немного седоватой бородой средней величины. На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) Е. представлен дважды: в правой группе князей, в 1-м ряду, в рост, в мантии и схиме с куколем на голове, с небольшой темной бородой, с левой рукой в молении, и в правой группе преподобных, тоже в 1-м ряду, в монашеской одежде и черной округлой шапке, в руке развернутый свиток с текстом: «Чту и пою и покланяюся Оцу и Сну...»; в обоих случаях на нимбе надпись: «п Eфuмiu apxahreльckiu». Лит.: Маркелов.

http://pravenc.ru/text/187655.html

Выписал иконы и хочу сделать для них деревянные рамки со стеклом. Можно ли стекло ставить? В какой цвет можно окрашивать рамки? Стекло вставлять можно, а рамки красят в темный цвет (черный, темно-коричневый) или же оставляют некрашеными, сохраняя естественный цвет дерева, покрывая лаком. В детстве я видел у своего деда, что икона стояла на треугольной полочке в углу. Я хочу сделать так же. Правильно ли это? Можно ли в одном углу ставить две иконы? Делайте, как вам удобно. Все, о чем вы спрашиваете, разрешено. Лампаду можно зажигать каждый день или в праздничные? Сколько я не зажигаю, она тухнет. Если нет лампадного масла, то чем можно заменить, и какой фитиль – длинный или короткий и из чего? Зажигать лампаду лучше каждый день, хотя бы во время молитвенного правила, а если есть возможность, то хорошо бы, чтобы ваша лампада горела перед образом как можно больше времени. Огонек лампады настраивает вашу душу на молитву и символизирует ее. Фитиль обычно делают из марли или ниток без примеси синтетики. Фитиль может быть и длинным и коротким. Лампадным маслом может быть вазелиновое, репейное (цветочное), оливковое или любое другое, которое долго не гаснет. Бывает ли, что вменяется в грех человеку крестное знамение? Есть люди, которые злоупотребляют крестным знамением тогда, когда желают заверить нас в обмане, лжи, мошенничестве и других нечистых делах; они навлекают на себя осуждение. Правда ли, что надо крестить кровать перед сном? Да, действительно, когда ложишься спать, кровать и комнату крести с молитвой: «Да воскреснет Бог…» Почему происходят чудеса от икон? Чудеса от икон бывают для утверждения иконопочитания и прославления имени Божия или угодников Его. Иконы почитаемы не ради красок и письма, не ради древности или новости их, но ради того, кто на иконах написан. Кто икону не почитает, тот не чтит самого святого, на ней написанного. Некоторые носят на теле пояс, на которой написан 90-й псалом. Полезно ли это? Многие примеры показывают, что чтение с верою псалма «Живый в помощи» ограждает читающих от многих опасностей, а если кто ради забвения с верою на помощь Божию носит на себе написанный этот псалом, в этом нет ничего противного. У одного офицера была на шее икона святителя Николая, с написанным этим псалмом: пуля пробила платье, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки не повредила.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

ПОДРЯСНИК – нижнее одеяние православного духовенства, алтарников и иподиаконов. Это длинное до пят одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами. У монахов он обязательно черного цвета, у других он может быть темно-синим, коричневым, серым или белым для лета. РЯСА – верхнее одеяние православного духовенства. Церковнослужители, не имеющие священного сана, ее не носят. Ряса шире подрясника, с широкими рукавами, чаще всего черного цвета. Все богослужения, кроме литургии, священник совершает в подряснике и рясе, поверх которых одеваются еще и богослужебные одеяния – ризы . (О ризах мы расскажем далее.) Когда священник готовится служить литургию, он снимает рясу и на подрясник надевает подризник и ризы. Диакон служит в подряснике, поверх которого надет стихарь . Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеты особые святительские ризы. Впрочем, некоторые молебны, литии, келейные священнослужения епископ может служить в рясе или рясе и мантии , поверх которых надета епитрахиль . Все церковные одежды имеют свою историю и глубоко символичны, поэтому в основе своей неизменны. Подрясник и ряса напоминают одежду Спасителя. Слово “ряса” в переводе с греческого языка значит вытертая, поношенная одежда. Именно такую одежду носил наш Господь, такую же полагалось носить и монахам в древней Церкви. Из монастырей она пришла ко всему православному духовенству. Символическое значение подрясника и рясы – свидетельство отрешенности от земной суеты, обретения духовного покоя. Эти одежды как образ одеяния, которое носил Христос, означают, что духовенство и монашество подражают Его жизни. Длинное одеяние духовенства является также знаком Божией благодати, как бы окутывающей священнослужителя сверху до низу, покрывающей все человеческие слабости. Подрясник монаха, подпоясанный кожаным поясом, – это еще и образ власяницы и пояса, какие носили в пустыне Иоанн Креститель и подражавшие ему отцы пустынники. Черный цвет – это, в сущности, отсутствие света, ибо лежит за пределами спектра. Одежды духовенства потому черного цвета, что означают покаяние и совершенный покой, царящий в их душах, отсутствие движений страсти, отрешенность от всего суетного и сосредоточенность на внутренней жизни. Эти одеяния свидетельствуют, к какому состоянию мы должны стремиться. Отличия диаконов, священников и епископов

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е. черными; колья у подножия, которыми укреплён крест в земле, сделаны бирюзовыми, а череп не белым, но желто-коричневым, для согласия с фоном. Затем, тело Распятого (и ангелов) отличается прекрасным темно-оливковым цветом, который еще усиливается от того, что эта эмаль полупрозрачна, просвечивает и пропускает отблески золотого матового дна на лоточке. Повязка на чреслах ярко белая и ярко красная кровь, текущая из бока, белые буквы и бирюзовый нимб, при черных волосах, сообщают живую пестроту и яркость фигур, которая иначе была бы мрачною. Но предстоящие и ангелы драпированы с такою яркостью сочных красок, которая позволяет нам назвать все эти тона веселыми, декоративными. Таковы цвета крыльев у ангелов: глубоки синий и белый в контрасте; цвета их одежд: тёмно-синий, почти черный, и полосами бирюзовый, почти пепельно-голубой. Одежда Богоматери: тёмно-голубая фелонь и бледно-голубой хитон, но их драпировку трудно разобрать, вследствие схематизма и уродливости складок. Гиматий и хитон Иоанна также представляют сочетание контрастов: тёмно-лилового и светло-бирюзового. Нимбы голубые, буквы синего цвета, Евангелие хром, золотое. Мелкие гнёзда теперь все порожние; весу в образке 4золотника. Далее, по поводу самой скани на медальоне Распятия следует отметить разницу с прочими медальонами, как эмальированными, так и украшенными только камнями. Мы уже указывали, что скань во всех этих медальонах не только наложена на листе и припаяна к фону, но также положена и сверху нижней скани, иногда всего в три пояса. Правда, эта ажурная скань зависит от рисунка, а именно разводы усиков, крутящихся от главной ветки, исполнены поверх нижележащих веток, и в концах усиков вкраплены зерна, как бы завязавшиеся грозди. Но затем важно, что все разводы и усики положены как две ленточки, спаянные рядом, и особенно тонко сплющенные из крученой нити, и только в концах ленточки разделяются, а одна более тонкая, в виде усика, ленточка перегибается поверх ажурных разводов. В медальоне Распятия та же фактура, но здесь всегда только одна сканная и сплю­щенная нить, которая приподнимается, выкладывается одна поверх другой, припаивается в местах соединения, и собственно потому кажется тонкою и трудной работою, что сделана именно из одной двойной нити.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010