В Византии епископы награждались жезлами из рук императора. И в России в XVI-XVII вв. патриархи получали свои жезлы от царей, а епископы - от патриархов. С 1725 года Святейший Синод вменил в обязанность старшему по хиротонии архиерею вручать жезл новопоставленному епископу. Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриарший, принято было украшать драгоценными камнями, рисунками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок - два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины-рукояти. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний - от внешнего холода. Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании Богодарованной властью над ней. Повседневные облачения Повседневные одеяния, отличающие служителей Церкви от мирских людей и свидетельствующие их сан и звание, когда-то произошли от одеяний, употреблявшихся в миру, и быстро, уже в древние времена, приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви, как о царстве не от мира сего, которое, хотя и проходит свое странствие и служение в миру, тем не менее глубоко отлично от него по природе своей. В сознании древних священный сан или монашеское звание обязывали носителей таковых быть всегда и везде теми, кем они являются пред Богом и Церковью. Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса. Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Это одеяние бывает двух видов. Первый вид подрясников: ушитое в талии одеяние, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе. Второй вид этого одеяния: однорядка, ушитая в талии или прямая одежда, разрезная по центру, от шеи до груди, или донизу, имеющая от середины ворота до нижнего края по центру ряд пуговиц (обычно 33). Такой покрой имели древние русские однорядки духовенства и знати и католические духовные одежды. Подрясник - нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Имеющиеся в распоряжении аварийной группы медицинские средства следует расходовать экономно. При лечении легких телесных повреждений надо стараться обходиться подручными материалами, сберегая основные медикаменты для более тяжелых случаев. Желательно широко использовать лекарственные растения. В качестве антисептической жидкости могут служить отвары различных растений, прокипяченные в течение 10—15 мин, и настои из этих же растений. Для приготовления настоя лекарственное сырье заливают на 30—40 мин холодной водой. Все отвары в таких случаях делаются по единой методике: листья, ветки, кору или корни (желательно молодые побеги) измельчают ножом, топором, в конце концов дробят или разминают и кладут в воду в соотношении объемов 1:1, то есть поровну (например, полведра измельченного растительного сырья заливают водой так, чтобы всплывшее лекарственное сырье дошло до верха ведра, и часто перемешивают). Экстрагирование лечебных веществ из сырья происходит тем быстрее, чем мельче сырье и выше температура раствора. Когда раствор достаточно настоялся, вкус его стал терпким, вяжущим, цвет темно-коричневым, оставляющим на руках коричневые нестирающиеся пятна, начинают обработку природного перевязочного материала. В качестве такого материала можно применить мох, сухую траву, мелко надранное тонкое лыко березы или другого дерева, причем примерно так, как делают из лыка мочалки, только волокна должны быть еще тоньше. Наиболее сильным кровоостанавливающим, антисептическим и способствующим быстрому заживлению ран действием обладает сок (настой, отвар, порошок и т. д.) следующих растений: мох исландский (цетрария), каланхое перистое (детка, живородок), тысячелистник, го-реи змеиный, бадан толстолистный, лапчатка (калган), лагохилус (зайцегуб опьяняющий), сумах дубильный, кровохлебка лекарственная, тополь черный (осокорь), ольха клейкая и серая, дуб черешчатый, скумпия кожевенная, перец водяной (все виды). В северных областях, кроме вышеперечисленных растений, можно использовать олений мох, сабельник болотный, осоку широколистную (парвскую и другие виды), гравилат городской, бруснику, голубику, костянику, клюкву, чернику, первоцвет весенний (примула лесная), лен обыкновенный, бальзамин лесной, мох болотный (сфагнум), ложечницу арктическую, вахту трилистную (трифоль), кипрей узколистный, череду, пижму.

http://azbyka.ru/zdorovie/shkola-vyzhiva...

Ибо в конечном итоге в данном случае речь идет не о всего лишь суеверии, а о некой истине, которая лишь потому долгое время не получала признания, что имеет дело не столько с материальным аспектом событий, сколько с их психической стороной. Именно современная психология и парапсихология убедительно доказывают нам, что причинность не в состоянии объяснить известных событийных рядов и что в качестве принципа объяснения в этом случае речь может идти о формальном факторе, а именно о синхронности. Среди них она различает тонкие слои синевато-серого хризотила. В одном из этих слоев различимы черные, концентрически расположенные квадраты. Черный цвет не нанесен краской, но, очевидно, является измененным цветом камня, наподобие рисунка агата. Подобные же рисунки видны и в двух или трех иных слоях, и их присваивает себе (поверхностно знакомый ей) г-н А.» 1314 Другой мотив сна подобного же рода выглядит следующим образом: «Сновидец в дикой, безлюдной и скалистой местности видит выходящие на поверхность слои синевато-серых триасовых пород. Он отделяет слои друг от друга и, к своему неописуемому удивлению, обнаруживает внутри открывшиеся рельефные изображения человеческих голов в натуральную величину». Этот сон повторялся множество раз через долгие промежутки времени 1315 . В другом сне сновидец, «путешествуя по сибирской тундре, находит, в конце концов, на своем пути живое существо: это петух больше натуральной величины, состоящий из чего-то вроде тонкого, безцветного стекла. Он, однако, действительно живой и как раз только что образовался из микроскопического одноклеточного существа, обладающего способностью внезапно представлять животных (какие совсем не водятся в тундре) или даже предметы человеческого быта довольно значительной величины. Всякий раз мгновение спустя такая случайно образованная форма бесследно исчезает». Следующий сон подобного рода таков: «сновидец совершает прогулку в лесистой горной местности. Здесь он наталкивается на выступающую из крутого склона складку дырчатого нагельфлю и видит там маленького смуглого человечка, с кожей цвета потемневшего от оксида железа камня 1316 . Он занят тем, что выдалбливает в скале небольшую пещеру, в глубине которой, в каменных складках, виден готический составной столб. На каждой части колонны сверху водружена кропотливо вытесанная из очень твердого, похожего на бурый уголь, камня, темно-коричневая человеческая голова с большими глазами. Карлик освобождает эти скульптуры от прилегающих аморфных наслоений. Сновидец сперва не верит своим глазам, однако затем он вынужден признать, что скульптурная группа действительно продолжается в скальной породе, и, по всей видимости, она возникла в ней без человеческого участия. Сновидцу приходит мысль о том, что возраст нагельфлю должен быть не менее 500 000 лет, и что артефакт поэтому не может быть произведен человеческими руками 1317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

С одной стороны эти листы гладкие, и глянцевитые, а с другой – в мелких морщинах. Гладкая сторона желтого цвета, а вторая – белого. На гладкой желтой стороне листов чернила сохранились большею частию хорошо (лишь первоначальный черный цвет их изменился в темно–коричневый), а на морщинистой стороне чернила ссыхались и обсыпались, и только на немногих местах письмо удержалось вполне. Но контуры букв везде очерчены резко. Кроме того, пергаментные листы попорчены сыростью или кровью, но все одинаковы по размеру. Кроме пергаментных листов, на месте недостающих, т. е. растерянных или вырванных, вставлены 69 бумажных, одинаковых по размеру с пергаментными. Бумага этих листов хлопчатая, толстая, мягкая и по виду напоминает пергамент. Этой же бумагой подклеены порванные и истлевшие места, а также, доклеены оборванные края и углы 131 . На всех таких подклейках текст возобновлен и по виду напоминает основное письмо манускрипта 132 . Описываемый манускрипт был собран в тетради по 10 листов каждый, причем парные листы и сами тетради были соединены и сшиты в беспорядке: некоторые листы были поставлены низом вверх, а иные – наружным краем были обращены к корешку и т. д. Самою же замечательною особенностью этого манускрипта служат кровяные пятна, которые указывают на древность его и придают ему в глазах мусульман особую священную важность, так как эти пятна составляют будто бы остатки крови халифа Османа, убитого во время чтения Корана. Кровь находится почти на всех корешках тетрадей и с корешков протекла на середину листов и притом не сплошь на каждых двух соседних листах, что дает основание предполагать намеренное облитие кровью описываемого списка, может быть, уже долго спустя после того, как первоначальный кровяные пятна от времени поблекли. Почерк, каким написан этот Коран, куфический, крупный, прямой, пропорциональный в частях, не угловатый и не на всех листах одинаковый по размеру, хотя разница в размере почерка делается заметною только через 10 – 15 листов, почему и нельзя утверждать, что весь этот список изготовлен разными лицами, а не одним 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Означенный экземпляр Корана написан на 353 толстых пергаментных листах, размером 68х53 сантиметра. С одной стороны эти листы гладкие и глянцевитые, а с другой – в мелких морщинах. Гладкая сторона желтого цвета, а другая – белая. На гладкой желтой стороне листов чернила сохранились большею частью хорошо (лишь первоначальный черный цвет их изменился в темно-коричневый), а на морщинистой стороне чернила ссыхались и обсыпались, и только на немногих местах письмо удержалось вполне. Но контуры букв везде очерчены резко. Кроме того, пергаментные листы попорчены сыростью или кровью, не все одинакового размера. Кроме пергаментных листов, на месте недостающих, т. е. растерянных или вырванных, вставлены 69 бумажных, одинаковых по размеру с пергаментными. Бумага этих листов хлопчатая, толстая, мягкая и по виду напоминает пергамент. Такою же бумагой подклеены порванные и истлевшие места, а также доклеены оборванные края и углы 138 . На всех таких подклейках текст возобновлен, но по виду напоминает основное письмо манускрипта 139 . Почерк, каким написан этот Коран, – куфический, крупный, прямой, пропорциональный в частях, не угловатый и не на всех листах одинаковый по размеру, хотя разница в размере почерка делается заметной только через 10–15 листов, почему и можно предполагать, что весь этот список изготовлен разными лицами, а не одним. На всех страницах число строк одно и тоже – 12. Образец письма этого экземпляра прилагается 140 . Конец 19-й и начало 20-й главы Корана по так называемому Османовскому списку (хран. в Импер. Публ. Библиотеке). Те же слова, напечатанные современным шрифтом. Описываемый манускрипт был собран в тетради по 8–10 листов каждая, причем парные листы и сами тетради были соединены и сшиты в беспорядке: некоторые листы были поставлены низом вверх, а иные – наружным краем были обращены к корешку и т. д. Самой же замечательной особенностью этого манускрипта служат кровяные пятна, которые придают ему в глазах мусульман особую священную важность, так как эти пятна составляют будто бы остатки крови халифа Османа, убитого во время чтения Корана. Кровь находится почти на всех корешках тетрадей и с корешков протекла на середину листов, притом не сплошь на каждых двух соседних листах, что дает основание предполагать намеренное облитие кровью описываемого списка, для подтверждения предполагаемой подлинности списка.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Только самый наибессовестнейший человек мог сказать, что Белочка любит черный виноград, потому что он похож на мясо. Нет, просто Белочка была умнейшая собака и знала толк во вкусных вещах. На ее необыкновенную сообразительность Чик и надеялся, беря ее на охоту. В эти теплые осенние дни охотники возвращались из-за города с перепелками, до того аппетитно телепавшимися вокруг пояса, что Чик прямо замирал от неведомой прежде охотничьей страсти. И Чик решил во что бы то ни стало сходить с Белкой на охоту. Раньше они никогда не бывали на охоте, и Белочка была дворняжкой. Она была дворняжкой среднего роста, вся белая, особенно после купания, с темно-коричневым пятном на левом ухе и левом боку. Как будто кто-то лил сверху коричневую краску, а Белочка пробежала внизу. Кап! кап! – и два коричневых пятна. В отличие от охотничьих собак, которые бывали или очень лохматые, или неприлично голые, у Белочки была ровная, приятная шерстка. Чик давно приучил Белочку искать еду или какую-нибудь спрятанную вещь. Сначала приучил искать еду, а потом уже, дав понюхать палку, спичечный коробок, карандаш или учебник, вообще любой предмет, достаточно удобный для зубов, он прятал его, а потом говорил: – Белочка, ищи! Белочка искала и находила. Еду можно было и не давать нюхать, она ее и так находила. Белочка была умнейшая собака. Если ей сказать: «Белочка, ищи!» – и ничего не давать нюхать, она искала особенно азартно, она уже знала, что ее ждет еда. Нюх у нее был исключительной силы. Котлету, например, она вынюхивала за тридцать шагов. На этот нюх Чик и надеялся, беря ее на охоту. Правда, Чик слыхал, что охотничьи собаки при виде перепелки делают какую-то стойку. Чик думал, что охотничьи собаки, как цирковые, делая стойку, подымаются на задние, а то и передние лапы. Нет, Белочка этого не умела. Чик ее никогда не приучал стоять на задних лапах. Чику почему-то всегда было не по себе, когда собака стоит на задних лапах. Собака, становясь на задние лапы, делалась похожей на униженного человека. Возвышаясь до двуногого существа, она каким-то образом становилась жалкой и униженной. Может быть, эти передние лапки, опущенные как тряпочки, может, неустойчивость всей ее позы вызывала в Чике ощущение униженности? Чику было ужасно неприятно, когда кого-нибудь унижали. Особенно ему было неприятно, когда унижали животное. Поэтому Чик никогда не учил Белочку стоять на задних лапах и выклянчивать сахар! Ищи! И тогда ты его сама заработала!

http://azbyka.ru/fiction/detstvo-chika-f...

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5–6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3–4 лет рисует 1–2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение : От теории к практике Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос?

http://azbyka.ru/deti/tajny-j-yazy-k-det...

СМА – достаточно редкое генетическое заболевание нервной системы, при котором страдают мышцы. Они не получают сигналы от нервных клеток в спинном мозге и перестают функционировать. Его еще называют болезнью мотонейронов. Сейчас Кате девять. Катя не может ни вставать, ни ходить. Играть с младшей сестренкой Ирой она может только сидя в кресле. Вместо кукол обе любят машинки и паровозики. Любят мультфильмы про роботов-спасателей. «Девочки у меня какие-то «непринцессные»! Игры у них мальчишеские, – говорит Ольга. – Вообще характер у Кати твердый, командирский. Особенно она любит командовать младшей сестрой: «Ира, туда не ходи! Ира, это не трогай!» Она ее все время контролирует. И мне кричит: «Мама, Ира там краски взяла, сейчас она все испачкает!» Или: «Мама, Ира пластилин достала». Или: «Мама, Ира пытается куда-то забраться!» И вот мама носится по квартире туда-обратно. У Кати в этом плане не забалуешь». Когда Ира только родилась, лежала и постоянно требовала маму, Катя очень ревновала. Сейчас они играют с удовольствием. Хорошо ладят. С Ирой Катя повеселела. Убрать страхи и познакомиться с Бабой-ягой Узнав о выездной детской паллиативной службе «Милосердие», Ольга решила обратиться за помощью. Катю поставили на учет. На дом стали приезжать специалисты. Бесплатно. Любые изменения в состоянии Кати отслеживает педиатр службы, который специализируется на таких заболеваниях. Медсестра учит ухаживать за ребенком. «Игровой терапевт «сняла» много психологических проблем. Например, у ребенка были необоснованные страхи, что мама уйдет и не вернется, что Катю куда-то заберут от нас, – рассказывает Ольга. – Помню, игровой терапевт привезла огромные листы бумаги и они рисовали руками и красками. Сначала Катя выбирала коричневый, черный и темно-синий цвета, а уже через несколько занятий на листе появились яркие кляксы всех цветов радуги. Меня поразило то, что страхи можно убрать с помощью рисунка!» Но больше всего Кате нравятся занятия ЛФК. Инструктор сначала делает легкий массаж на разогревание всех мышц – 5-10 минут. А дальше в игровой форме они с Катей выполняют различные упражнения. Разрабатывают руки, ноги, вытягивают спину. «Катя весь день сидит в инвалидном кресле, – говорит Ольга. – Это приводит к тому, что все тазобедренные суставы «едут» – это и вывихи, и подвывихи. Все движения становятся очень болезненными. Колени почти не разгибаются. Ребенок скручен, зажат. Заниматься нужно регулярно».

http://pravmir.ru/kak-sup-iz-poganok-dly...

Дверь квартиры слева на четвертом этаже была приоткрыта. Грегсон отворил ее. Внутри было темно и очень тихо. Я чиркнул спичкой и зажег фонарь сыщика. Когда огонь разгорелся, все мы ахнули в изумлении. На сосновых досках голого пола виднелись свежие следы крови. Красные отпечатки сапог вели в нашу сторону из внутренней комнаты, дверь в которую была закрыта. Грегсон широко распахнул ее и поднял фонарь, горевший теперь ярким пламенем, а мы нетерпеливо глядели из-за его спины. На полу посредине пустой комнаты распростерся человек геркулесовского сложения. Черты его смуглого, гладко выбритого лица были страшно искажены, голова с жутким венчиком алой крови лежала на светлом паркете в растекшейся кровяной луже. Колени его были подняты, руки раскинуты, а в могучей коричневой шее торчала рукоятка ножа. Хоть он и был гигантом, сокрушительный удар, видимо, свалил его, как мясник валит быка. Возле его правой руки на полу лежал внушительный обоюдоострый кинжал с роговой рукоятью, а рядом черная лайковая перчатка. — Боже мой! Ведь это и есть Черный Джорджано! — вскричал американский сыщик. — На этот раз кто-то нас опередил. — А вот и свеча на окошке, мистер Холмс, — сказал Грегсон. — Но что это вы делаете? Холмс подошел к окну, зажег свечу и принялся размахивать ею перед оконным переплетом. Потом вгляделся в темноту, погасил свечу и бросил на пол. — Пожалуй, это нам поможет. Он вернулся к обоим профессионалам, осматривавшим тело, и в глубокой задумчивости стал рядом. — Вы говорите, что пока ждали внизу, из дома вышли трое, — произнес он наконец. — Вы разглядели их? — Да, разглядел. — Был ли среди них человек лет тридцати, смуглый, чернобородый, среднего роста? — Да, он прошел мимо меня последним. — Думаю, что это тот, кто вам нужен. Я могу его описать вам, и у нас есть великолепный отпечаток его ноги. По-моему, этого вам хватит. — Не очень-то много, мистер Холмс, чтобы найти его среди миллионов лондонцев. — Возможно. Потому я и подумал, что нелишне призвать на помощь даму. При этих словах мы все обернулись. В прямоугольнике двери стояла высокая красивая женщина — таинственная квартирантка миссис Уоррен. Она медленно приблизилась, ее бледное лицо было полно тревоги, напряженный, испуганный взгляд прикован к темной фигуре, лежавшей на полу.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-sherl...

Поэтому, вернемся-ка мы к ее истокам. Когда Русь действительно внушала почтение окрестным странам и весям. А иной раз – страх, что тоже иной раз не худо. Лучшим эпиграфом ко всем многочисленным высказываниям о наших предках могут послужить слова папы римского Григория I Двоеслова (590-604), сказанные им в письме к некоему епископу Максиму: Папа Григорий I, художник Ф. Сурбаран «Славянский народ, так сильно угрожающий вам, смущает меня и огорчает…. Ибо славяне … уже стали проникать в Италию…. Но не впадайте в отчаяние: тем, кто будет жить после нас, суждено увидеть еще худшее» . Одним словом: «Не теряйте мужества – худшее еще впереди!». А Прокопий Кесарийский, известный историк из Византии, примерно в те же годы писал: « Эти племена, славяне и анты − очень высокого роста и огромной силы …. Носят одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами…. Живут в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. У всех [племен] один язык, достаточно варварский… Цвет кожи и волос белый и золотистый, но не совсем черный, но все они темно-красные. [Автор, вероятно, хотел сказать: красно-коричневые]. Образ жизни … без всяких удобств, вечно покрытые грязью, но, по существу они неплохие и совсем не злобные…. Живут рассеяно, отдельными поселками…. Поэтому-то им и земли надо занимать так много…» . К мнению историка Прокопия византийский император и военный теоретик Маврикий Стратег добавляет в своем “Стратегиконе” следующее: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в собственной стране… Легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище…. К иноземцам относятся ласково». На взгляд автора – чересчур. Эту дурную привычку мы, к сожалению, сохранили поныне. «Пленных долго в рабстве не держат…. У них большое количество разнообразного скота и всяких плодов земных, лежащих в кучах… . Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу…». Не иначе как по фейсу от какой-нибудь славянки схлопотал. На прощанье.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/09/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010