Но и эта причина нимало не извиняет незаконного и неправильного действия, тем более что она дает повод врагам нашей Церкви (напр., графу Л. Толстому) обвинять последнюю в том, что она содержит нелепое и грубое колдовство. Следуя ясной заповеди св. апостола, Церковь не дала полномочий священнику совершать елеосвящение единолично, а предоставила право совершения этого таинства только собору иереев. Поэтому всякий священник, намеренно и сознательно решающийся совершать елеосвящение без участия других священников, есть ослушник Церкви, расторгающий вместе с тем и тот священный союз любви, которым связывается, подобно апостолам, собор пресвитеров. Такому иерею можно дать тот же совет, который преподан был Самуилом царю Саулу, поторопившемуся принести Богу жертву: «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов, ибо непокорность есть такой же грех , как волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» ( 1Цар.15:22–23 ). Есть и такие священники, которые приступают к единоличному совершению сего таинства во имя любви к болящему, уступая его просьбам и не решаясь отказать ему в совершении над ним тайны елеосвящения. Но и такая любовь не должна побуждать священника к незаконным и неправильным действиям. Он должен прежде всего пояснить своим прихожанам, что единолично он не может совершить это таинство христианской любви и церковного общения, что необходимо присутствие еще нескольких пресвитеров, по меньшей мере, двух, чтобы был собор. Он должен расположить и самого болящего и его родственников, пригласить соседних священников. Если же невозможно таковых пригласить, то ни в каком случае не должно самонадеянно приписывать себе той силы и того духовного влияния, какое принадлежит только собору. Ибо если таковой священник, действительно, усердный молитвенник, если в его сердце есть, действительно, искра священной, сострадательной любви, то он должен быть вместе с тем и христиански смиренным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

17 и уставы, и учреждения ... старайтесь исполнять. См. ком. к ст. 13 и З Цар. 2,3. 17 Он избавит вас от руки всех врагов ваших. В прошлом Бог избавил Свой народ от египетского рабства; Он может избавить его и в будущем ( Исх. 20,1.2; 23,22 ; Втор. 20,1–4; 23,14 ). 17 до сего дня. См. ком. к 3Цар. 8,8 . Несколько столетий спустя потомки избежавших переселения израильтян и пришлых народов приняли монотеизм и стали подчиняться требованиям закона Моисеева. Глава 18 18 В третий год Осии. Т.е. в 729 г. до Р.Х. По-видимому, в течение некоторого времени Езекия являлся соправителем своего отца Ахаза (ср. 16,1; 17,1; см.: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы). 18 двадцать девять лет царствовал. Единоличное правление Езекии продолжалось с 715 по 686 г. до Р.Х. 18 И делал он угодное в очах Господних. Из всех царей Иудеи именно Езекия получает самую положительную оценку библейского автора (см. ком. к ст. 4–7). как делал Давид, отец его. О царствовании Давида как критерии оценки всех прочих царствований см. ком. к 3Цар. 11,4 . 18 он отменил высоты. В отличие от многих своих предшественников на иудейском престоле, Езекия проводит преобразование богослужебной практики народа и разрушает беззаконно воздвигнутые святилища (см. ком. к 3Цар. 3,2 ). разбил статуи, срубил дубраву. См. ком. к 3Цар. 14,23 . истребил медного змея. Изваяние медного змея хранилось израильтянами в память о милости, оказанной им Господом во время странствования в пустыне ( Чис. 21,6–9 ). Однако со временем оно превратилось в объект поклонения, т.е. в идол (см. Ин. 3,14.15 ). 18 отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Отец Езекии Ахаз был вассалом Ассирии. «Отложение» Езекии от ассирийцев заключалось видимо, в отказе платить им дань. 18 Он поразил Филистимлян. Ранее, в царствование Ахаза, филистимлянам удалось захватить часть территории Иудеи ( 2Пар. 28,18 ). до Газы и в пределах ее. Газа находилась практически у самого побережья Средиземного моря; Езекия, таким образом, вторгся глубоко на территорию филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

—185— необходимо было бы в том только случае, если бы устранялась возможность двух последовательных рукоположений, из коих одно совершено было Павлом и притом единолично, а другое всем пресвитерством с участием Павла или без него. Итак, возложение рук совершается в апостольский период при исцелении больных во имя Иисуса Христа, сообразно его обещанию, причем совершается не иначе как с молитвою, которая и одна в некоторых случаях вызывает такое же исцеление. Совершается оно и при отпуске и при поставлении на то или иное церковное служение и совершается опять не иначе, как с молитвою, которою оно сопровождается или которую оно сопровождает. Но оно же сопутствует также и крещению всех, кого Господь присоединяет к Церкви, так что всякий присоединяемый к ней есть уже и получивший рукоположение. И в этом случае, как и всегда оно сопровождает молитву. «Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услыхав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого: – ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; – тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян.8:14–17 ). На Корнилия сотника и весь дом его Дух Святой сошел без возложения рук со стороны апостола, сошел до крещения их, еще во время речи Петра, дабы убедить самого апостола и пришедших с ним, что и «необрезанных подобает крестить». И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и славящих Бога. Тогда Петр сказал: «кто может запретить креститься водою, тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» ( Деян.10:45–48 ). Передавая об этом событии бывшим в Иерусалиме, апостол Петр говорит: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас в начале (т. е. как на нас первоначально, в начале христианства и Церкви, в начале обещанного излияния Его на каждую плоть – (σπερ κα φ μς ν ρχ). Тогда вспомнил я слово Господа, как он гово-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

19. А когда император Юстин, потеряв рассудок, стал слабоумным и его империей единолично правила императрица София, народ, как мы рассказали в предшествующей книге, избрал кесарем Тиберия 760 , человека способного, энергичного и умного, милосердного и настоящего защитника бедных. Так как он много раздавал бедным из сокровищ, которые накопил Юстин, императрица часто порицала его за то, что он обрекает на бедность государство, говоря: «То, что я скопила в течение многих лет, ты за короткое время пустишь по ветру». Он отвечал: «Не оскудеет наша казна; лишь бы бедные получали милостыню и выкупались пленные. Ведь в этом великое богатство. Как говорит Господь: «Собирайте себе сокровища на небе, где ни ржа, ни моль не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» 761 . Ведь то, что нам дал Бог, мы соберем с помощью бедных на Небе, чтобы Господь удостоил нас милостынею навеки». И так как Тиберий был, как мы сказали, великим и истинным христианином 762 , то, когда он с радостью оказывая помощь, раздавал богатства бедным, Господь все больше и больше помогал ему. И в самом деле, гуляя по дворцу, он увидел на полу дома мраморную плиту, на которой был высечен крест Господний, и сказал: «Твоим крестом, о Господи, мы осеняем лицо свое и грудь, и вот мы попираем крест ногами!» И он приказал немедленно отнести ее [плиту]. После того как ее отрыли и подняли, под ней нашли другую плиту с таким же знаком. Когда ему сообщили об этом, он велел и эту унести. После того как ее подняли, обнаружили и третью. По его приказу и эту подняли. Отодвинув ее, они нашли огромное сокровище на сумму свыше ста тысяч золотых. Когда извлекли золото, то Тиберий стал помогать бедным еще более щедро, нежели ранее. И Господь за его благое намерение никогда его не оставлял. Не умолчу и о том, что Господь послал ему впоследствии. Так как у Нарсеса, наместника Италии, в каком-то городе был большой дом, он, выехав со значительными сокровищами из Италии, прибыл в упомянутый город и там в своем доме тайно вырыл большой тайник, в который положил много сотен тысяч золота и серебра.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

1, гл. VI)... «А вы, когда имеете житейския тяжбы, поставляете (-посаждаете= χαθζετε) своими судьями ничего не значущих в церкви. К стыду вашему говорю: не ужели нет между вами ни одного разумного («мудр ни един“= οδεις σοφς), который мог бы разсудить между братьями своими? Но брат с братом судится и при том пред неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы ( χρματα) между собою“. (ст. 4 – 7). Кажется сомнению подлежать не может, что в этом наставлении Апостола имеется в виду именно третейский суд – единоличный, как вполне заменяющий римско-гражданский, языческий трибунал. Апостол находит вполне возможным и законным, чтобы тяжебное между христианами дело решал один мудрый христианин, конечно, избранный на то обеими тяжущимися сторонами. Arbitrium – третейский суд – в различных его формах у римлян был весьма распространенным способом решения тяжеб, вполне дозволенным законом, особенно в простейшей его форме – форме простого соглашения между сторонами 1 . Так именно освещает пред нами это явление памятник быта христиан первых веков – Апостольския Постановления: «прекрасная похвала христианину – читаем здесь – ни с кем не иметь дел 2 , а если-бы почьему возбуждению или искушению случилось у кого дело; то пусть постарается прекратить его, хотя бы и надлежало понести от этого какой либо урон, и да не идет он на судилище языческое. И вы не терпите, чтобы о делах ваших судили начальники мирские: ибо чрез них диавол причиняет рабом Божиим хлопоты и возбуждает укоризну, будто, мы не имеем ни одного мудраго, который мог бы разсудить враждующих, или разрешать тяжбы 3 . Язычники не должны знать происходящих между вамп раздоров и вы не принимайте в свидетельство против себя неверующих и не судитесь у них и ничем не будьте должны им относительно подати или страха 4 ), но отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу, как то: подать пли кинсон, или дидрахму, как и Господь наш, дав статир, избавился от докуки. Итак избери лучше понести урон и старайся о том, что клонится к миру не только с братиями, но и с неверующими: ибо понесши какой либо урон в житейском, ты как богочестивый и живущий по заповеди Христовой, но потерпишь никакого вреда в божественном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

444 Духовный Регламент продолжает: «но дабы сие не подало вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставить духовное коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд духовного коллегиум учинили бы провокацию». 447 См. Правила благочиннических советов Смоленской епархии в «Календаре для духовенства» при Церковно-Общ. Вестнике на 1877 г. 448 Комитет был составлен под председательством архиепископа (впоследствии митрополита) Макария, из 16 членов как духовных (членов консисторий), так и мирян – юристов, практиков и теоретиков и проч. 449 По проекту духовно-судебная власть принадлежит духовным судьям, духовно-окружным судам, судебному отделению Св. Синода. Духовный судья есть власть единоличная, компетенция которого протирается на определенный участок епархии (следовательно, в епархии их должно быть несколько). Власть духовно-окружного суда, учреждения коллегиального, состоящего под председательством лица архиерейского сана, из членов белого и монашествующего духовенства простирается на несколько епархий (следовательно, в епархиальном городе не должно быть судебной инстанции, так что епархиальный архиерей совсем не участвует в отправлении суда, жалобы же на участковых духовных судей должны направляться в духовно-окружные суды, распространяющие свое действие на многие епархии). Власть судебного отделения Св. Синода. учреждения коллегиального же, состоящего из первоприсутствующего и членов архиерейского и пресвитерского сана (последних должно быть 1/3), равно как власть самого Св. Синода, простирается на всю русскую церковь (см. ч. II проекта, гл. гл. 1–4). 450 В учреждении канцелярии обер-прокурора Св. Синода (П. С. З. 12068) между предметами занятий канцелярии значатся: «дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения Св. Синода и подведомых оному мест и лиц». 451 Geib. Geschichte des röm. Criminalprocesses. Leipzig, 1844; Fessler; o. c. Kellner; o. c. Molitor. 452 Мф. 13:15–17 : «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

9 Вдовица должна быть избираема [ЕК: да вносится в список вдова] не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу (1 Тим. 5, 9-10). Пресвитеры В связи с пресвитерами апостол высказывает такое общее правило: Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах (1 Тим. 5, 22). Несколько замечаний по поводу приведенных цитат. Прежде всего, еще раз уточним, что стоит за самими терминами. «Епископ» (e)pi/skopoj — от e)pi-skope/w, где приставка e)pi– означает «над», а глагол skope/w — «смотреть») — буквально значит «надсмотрщик», «надзиратель», или избегая отрицательных ассоциаций, которые эти слова имеют в русском языке, «блюститель». «Пресвитер» (presbu/teroj, — прилагательное pre/sbuj?, «старый», в сравнительной степени) — «старейший», «старейшина». «Диакон» (dia/konoj) — буквально «служитель». Несомненно, четкое различение между этими степенями произошло не сразу — особенно это касается епископов и пресвитеров . «Термин «пресвитер», который ап. Павел употребляет в Тит. 1, 5, заменяется в ст. 7 термином «епископ». Отсюда и вытекает, что Павел употреблял эти два термина как синонимы» . Более того, из Пастырских посланий, не говоря уже о других новозаветных книгах, нельзя почерпнуть однозначные сведения об обязанностях и специфике перечисленных выше служений. Можно лишь говорить, что в Пастырских посланиях, возможно, более-менее четко осознается превосходство епископского служения над пресвитерским. Позднее, но очень скоро епископ станет единоличным (по образу единства Христа) предстоятелем церкви как конкретной христианской общины. Намек на столь высокое, но ответственное служение, скрыт в примечательном утверждении: Если кто епископства желает, доброго дела желает (1 Тим. 3, 1). Этому утверждению неизбежно суждено было приобрести и грустно-иронический оттенок, какого наверняка не имел в виду апостол. Ведь история церковного епископата есть история высшей церковной власти, что неизбежно включает в себя и многочисленные негативные примеры искушения властью, когда эта самая власть проявлялась в авторитарных, репрессивных методах начальствования и в удовлетворении тщеславных, карьерных или попросту меркантильных человеческих интересов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

IV. Совокупность всех совершенств образует жизнь бесконечно блаженную, какой и живет существо всесовершенное ( 1Тим. 1:11; 6:5 ). Ничто не может ни разрушить, ни даже нарушить такого блаженства, потому что ничто не может произойти без воли или против воли Божьей и внести в совершеннейший порядок жизни и деятельности Всесовершенного какое-либо беспорядочное движение. Бог вседоволен и всеблажен, потому что всесовершен. Впрочем, яснее открывается это для нас только в учении Веры Христовой о Пресвятой Троице, которое посвящает нас в сокровеннейшую тайну жизни Божией. Чтение четвертое. Учение о троичности Божией, как отличительный догмат христианской Веры Евангельское и апостольское учение о Боге Отце, Боге Сыне и Боге Духе Святом. Церковное определение догмата о Пресвятой Троице. Отступление от православия Западной Церкви в учении об исхождении Духа Святого. Попытки приблизить учение Веры о троичности Божией к разумению человека. Значение догмата о троичности Божией для нашей веры и жизни. Понятия о совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается боговедение христианина. Вера Христова посвящает нас в глубочайшую тайну жизни Божией, изображая единого по существу Бога троичным в лицах. Истина троичности Божьей составляет отличительный догмат христианского вероучения. Не только другие религии не знают этого таинства Веры Христовой, но и в богооткровенном учении ветхого завета нет прямого учения о Боге-троице. Что в нем должна содержаться истина троичности Божьей, в этом нельзя сомневаться, так как и ветхозаветное и новозаветное вероучение есть откровение одного и того же Бога и об одном и том же домостроительстве нашего спасения, но ясного изложения этой истины в ветхозаветном Писании мы не находим. До пришествия в мир Искупителя, она и не могла быть ясно открыта людям, потому что, недоступная разумению человека, она не могла сделаться общедоступной и вере, пока не явился на земле видимо Сам Сын Божий. Только при свете евангельского учения открываются и в ветхом завете несомненные указания на то, что Бог есть существо не единоличное, но триипостасное. Такого рода указания представляются главным образом в следующих местах ветхозаветного писания: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ), вот Адам стал как один из Нас ( Быт. 3:22 ), сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих ( Пс. 109:1 ). Словом Господним совершены небеса, и духом уст Его все воинство их ( Пс. 32:6 ), свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). Все учители православной Церкви согласно признают в этих местах прикровенное учение о троичности Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

presbyteros – букв. «старший») для возглавления этих общин. Служение епископов, пресвитеров и диаконов было служением предстоятельства, учительства и духовного руководства, обусловленное различием служений всех членов Церкви, составляющей единый организм: как в человеческом теле каждый член выполняет свою функцию, так и у членов Церкви различные служения. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех... И иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых пророками, в третьих учителями», – говорит апостол Павел ( 1Кор. 12:4–28 ). Иерархическое священство существует в Церкви именно благодаря всеобщему царственному священству всех христиан. Священник, имеющий рукоположение, но по каким-либо причинам отделившийся или отделенный от Церкви, оказавшийся вне ее организма, выпавший из царственного священства народа Божьего, теряет свои священнические права. Внутри Церкви иерархическое священство неразрывно связано с народом Божьим – и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник ни в каком случае не является единоличным совершителем таинств: все таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом и с согласия народа. Чин Литургии наглядно показывает, что предстоятель священнодействует от лица народа и участие народа в служении не является пассивным. Каждый возглас священника запечатлевается словом «аминь» (евр. «истинно»), произносимым народом (чин Литургии не знает понятия «хор», а только понятие «народ»; в нашей богослужебной практике хор как бы олицетворяет народ), каждое благословение священника сопровождается ответным благословением народа. Священник и народ равны: «Мир всем», – говорит священник; «И духови твоему», – отвечает народ; «Благодать со всеми вами», – говорит священник; «И со духом твоим», – отвечает народ. В некоторых случаях сам священник просит благословения у народа: «Благословите, отцы святые и братия, и простите мне, грешному...», на что народ отвечает: «Бог да простит тебя» (чин полунощницы).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

VI. ПОСТАВЛЕНИЕ СТАРЕЙШЕГО ПРЕСВИТЕРА. 1 . В новозаветных писаниях факт поставления епископов-пресвитеров выступает с полной очевидностью. «Рукоположив же им пресвитеров в каждой церкви (ceirotonhsantej de autoij kat» ekklhsian presbuterouj), они (т. е. Варнава и Павел) помолились с постом, и предали их Господу, в которого уверовали» ( Деян. 14,23 ). В связи с этим текстом надо поставить вопрос, каким образом было совершено поставление пресвитеров: поставили ли их лично апостолы, или апостолы поставили тех, кто были избраны местными церквами. Но нам нет необходимости ставить в связь с этим другой более общий вопрос, было ли первоначальное церковное управление аристократическим или демократическим. Этот последний вопрос является в лучшем случае недоразумением. Церковное управление не было ни аристократическим, ни демократическим, т. к. в Церкви действует не воля человеческая, в какой бы то ни было форме, а воля Божья через откровение Духа. Если Варнава и Павел поставляли пресвитеров в основанные ими церкви, то они поставляли не тех, кого они считали лично способными для этого служения, а тех, кто были предызбраны Богом к этому служению 385 . В другом месте Деяний о пресвитерах, которых поставлял Павел, говорится, что они поставлены Богом: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас епископами (en w umaj to Pneuma to " Agion eqeto episkopouj) пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею» (20,28). Поставление пресвитеров-епископов совершается Духом согласно воле Божьей. Что касается вопроса, участвовала ли местная церковь в поставлении пресвитеров, то ответ на него надо искать не в приведенных выше текстах, а в гл. 6-й Деяний, где рассказывается о поставлении «семи». Когда апостолы признали нужным передать «служение столам» семи, то они не поставили их лично, а созвали «множество учеников», которым они предложили выбрать из своей среды семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (6,2–3). Вероятно, так действовали Павел и Варнава в основанных ими церквах, но это не исключает того, что Павел мог действовать единолично в зависимости от местных условий. Если даже он так действовал, что мало вероятно, то не следует в этом усматривать выражение его авторитарного темперамента 386 . Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что автор Деяний упоминает о поставлении пресвитеров на обратном пути Павла и Варнавы во время их миссионерского путешествия. Следовательно, местные церкви уже существовали некоторое время, в течение которого число верующих должно было увеличиться. Указание Луки о поставлениях пресвитеров надо поставить в связь с поручением ап. Павла Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное (ina ta leiponta epidiorqwsh), и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (1,5). Поставление Павлом и Варнавой пресвитеров также было довершением или усовершествованнем недоконченного, т. е. того, что было сделано на первом их пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010