Со времен Ивана Грозного в нашей стране действовала уникальная система земской монархии. Главным ее принципом являлась " соборность " . От слова " собор " - сбор, коллегиальное начало. Как сформулировал О.А. Платонова, соборность - это " полное самоуправление в условиях сильной централизованной власти " . То есть жесткая " вертикаль власти " сочеталась с очень развитой демократией на всех " горизонталях " . Власть царя была огромной, но ограничивалась нравственными и религиозными нормами. Он, как Помазанник Божий, отвечал за каждый свой шаг перед самим Господом! Важнейшие решения принимал не единолично, а лишь после совета со " всей землей " , созывая Земские Соборы. Некоторые историки именуют их " зачатками парламентаризма " . Помилуйте, да уж какие " зачатки " , если только в России они обладали учредительными правами - выбирать и утверждать монархов! Ни британскому парламенту, ни французским Генеральным Штатам такие права и не снились! Судите сами: в 1582 г. Собор избирает на царство Федора Иоанновича. Из двух кандидатур - были и сторонники Дмитрия Иоанновича. В 1598 г. Собор избирает на трон Бориса Годунова (вопреки Боярской Думе), в 1599 утверждает его династию. Известно, что в 1604 г. патриарх Иов рассылал по городам решение Собора об избрании сына Годунова. Василий Шуйский созывом Земского Собора пренебрег, за что и поплатился восстанием. А низложили его Собором, хоть и импровизированным. Потом Собором выбирали польского Владислава - и в приглашении на царство оговаривалось, что изменять русские законы он может только по решению " всей земли " . В 1613 г. Земский Собор избирает Михаила. Даже последующих царей, занимавших престол по праву наследства, утверждала " вся земля " - в 1645 г. Алексея Михайловича, в 1676 г. Федора Алексеевича. А в 1682 г. Собор принимал решение, кому править, Петру, Ивану или Софье? Делегаты на Собор избирались от разных городов и сословий: от бояр, духовенства, дворян, стрельцов, казаков, купцов, посадских (горожан). От крестьян выборных приглашали не всегда. Но уезды с селами входили в земские структуры городов, а значит, делегаты от них представляли и крестьянство. Открывалось первое заседание речью государя, сообщавшего, какие вопросы надо решить. Далее совещались " по фракциям " - по сословиям или местностям, подавали " скаски " с обобщенными предложениями. Хотя каждый мог подать и собственное особое мнение. Общее решение должно было быть единогласным. Независимо от причины созыва Собора, делегаты везли в Москву наказы выборщиков, сообщая о местных проблемах и нуждах. Эти вопросы тоже поднимались на заседаниях.

http://ruskline.ru/opp/2013/06/12/pravda...

Если в 747 г. 8 чреда кончила служение 25 октября, то в 748 г. её служение кончилось 26, но не 23 сентября. Наконец, есть мнение, что христианское летосчисление совершенно правильно, т. е. что Иисус Христос родился через 753 года после основания Рима, в половине первого года 195 олимпиады. Это мнение может найти единственную, и то весьма условную, опору в повествовании Евангелиста Луки о том, что в пятнадцатый год царствования Тиверия Кесаря был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, призвавший его проповедовать народу о приближении царствия Божия, убеждать народ покаяться и креститься, и что весь народ действительно крестился от Иоанна, а также крестился от него и Иисус, когда ему было лет тридцать (3 глава). Определить, в каком году нашей эры шёл пятнадцатый год царствования Тиверия легко. Предшественник его Октавий Август умер 19 августа 767 года от основания Рима. Поэтому пятнадцатый год Тиверия падает или на конец 781, или на начало 782 года от основания Рима. Вычитая из этих чисел 753 года, протёкшие от основания Рима до христианской эры, получаем, что глагол Божий к Иоанну был или в конце 28, или в начале 29 года по P. X. Так будет, если под пятнадцатым годом Тиверия разуметь пятнадцатый год единоличного и самодержавного его управления Римской империей, начавшегося по смерти Августа. Но в настоящее время стало известно, что Тиверий, с согласия Августа, по определению Сената, был уполномочен управлять империей вместе с Августом в январе 765 года, т. е. за год и семь месяцев до смерти своего отчима. Если предположить, что Евангелист Лука в годы правления Тиверия включил и это время соцарствования его Августу, то пятнадцатый год Тиверия придётся в 780 году от основания Рима и в 27 году христианской эры. Таким образом, Иоанн стал проповедовать и крестить народ в 27, или в 28, или даже в начале 29 года христианской эры. Невозможность определить время начала проповедования Иоаннова в точности происходит от того, что мы, с одной стороны, не знаем, говорит ли Евангелист о начале, средине, или конце пятнадцатого года правления Тиверия, а с другой, не знаем, считает ли он годы правления Тиверия с января 765 года от основания Рима, или с августа 767 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Однажды он пересматривал верхнее богослужебное архиерейское облачение, называемое саккос, и заметил, что «Верую во единого», вышитое жемчугом на древнем саккосе Московского митрополита Фотия, читается не так, как читается в книгах, напечатанных при патриархе Иосифе. В книгах иосифовских читалось: «и в Духа Святого Господа истинного животворящего», а на саккосе: «и в Духа Святого Господа животворящего». Саккосу Фотия в то время, при патриархе Никоне , было более двухсот лет. Архиерейское облачение это и теперь хранится в Москве, в кремле, в патриаршей ризнице и показывается желающим видеть его. С тех пор Никон стал еще усерднее изучать древность. Он отыскал в патриаршем книгохранилище грамоту, составленную в 1592 году и собственноручно подписанную Константинопольским патриархом Иеремиею, другими вселенскими патриархами, а также множеством прочих греческих архипастырей. Грамота была прислана царю Феодору Иоанновичу и первому патриарху Московскому Иову, посвященному Иеремиею. И по этой грамоте в Символе Веры читалось: «и в Духа Святого Господа животворящего.» К тому же в грамоте этой указывалось, «яко да во всем великая Россия православная со вселенскими патриархи согласна будет». Грамота цела и хранится в Московской патриаршей библиотеке под 198. Тогда Никон сличил книги, изданные при патриархе Иосифе, по которым священник совершает обедню, с таковыми же древними книгами и в иосифовских книгах нашел разности против древних. 17. Московский Собор 1654 года и соборное решение об исправлении богослужебных книг Патриарх Никон видел разности между богослужебными книгами, напечатанными при Иосифе, с таковыми же книгами древними и даже разности иосифовских книг с такими же прежних патриархов всероссийских. Что же надлежало предпринять? Какое положить решение по этому делу? Никон не взялся один давать решения. Он соображал, что предшественники его патриархи потому не могли более успешно исправлять книги, что заправляли этим единолично. Он созвал в 1654 году собор. На собор приглашены пять митрополитов, четыре архиепископа, один епископ, одиннадцать архимандритов и игуменов и тринадцать протоиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Изображение М. М. есть и среди образов святых на Кийском кресте - частица его мощей была вложена в этот реликварий, созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. (находится в приделе Всех святых, в земле Русской просиявших, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва). Над мощевиком закреплена пластина с изображением полуфигуры преподобного, гравированной рус. мастером; у М. М. нетипичная округлая средней длины борода, условно разделенная на 2 части, правой рукой у груди двуперстно благословляет, в покровенной мантией левой держит свиток. Из московской ц. свт. Алексия, митр. Московского, на Глинищах (впервые упом. в 1625, каменный храм - 1657) происходит подписная икона работы иконописца Тихона Филатьева, датированная 1689 г. (ГТГ; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. Кат. 928. С. 426). Судя по размерам (174×72 см), очевидно, находилась вместе с др. иконами святых, соименных рус. государям (сохр. иконы: Спасителя на престоле с припадающими св. Иоанном Предтечей и ап. Петром - тезоименитыми святыми царей Иоанна и Петра Алексеевичей; св. Иоанна Предтечи - здесь, очевидно, святого Иоанна IV Грозного,- все письма Филатьева, ГТГ). Фронтальный ростовой образ преподобного помещен на пейзажном фоне с изображением холма с редкими деревьями, обозначающего гору, на которой подвизался святой. М. М.- седовласый старец с недлинной бородой, разделенной на конце надвое, правой рукой именословно благословляет, в левой - свиток с текстом в 13 строк. При возобновлении утраченного в пожаре иконного убранства ц. во имя М. М. в Вознесенском монастыре имп. Анна Иоанновна пожертвовала деньги на создание новой храмовой иконы преподобного, написанной в 1739 г., о чем сообщалось во вкладной надписи ( Скворцов. 1913. С. 151); в кон. XIX в. икона с такой надписью не была обнаружена ( Пшеничников. 1894. С. 83). Клевцова, опираясь на описи Вознесенского монастыря нач. XX в., уточняет, что в этот период храмовой считалась икона «греческих писем» (72×62,3 см), на к-рой М. М. был представлен молящимся перед иконой Божией Матери, «у коей на руке Превечный Младенец» ( Клевцова. 2006. С. 79); 2 иконы М. М. с единоличным изображением, обе в окладах, упоминаются как находившиеся в алтаре и в иконостасе (Там же).

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Если в 747 г. 8-я чреда кончила служение 25 октября, то в 748 г. – ее служение кончилось 26, но не 23 сентября. Наконец, есть мнение, что христианское летосчисление совершенно правильно, т. е., что Иисус Христос родился через 753 года после основания Рима, в половине первого года 195-й олимпиады. Это мнение может найти единственную, и то весьма условную, опору в повествовании Евангелиста Луки о том, что в пятнадцатый год царствования Тиверия Цесаря был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, призвавший его проповедовать народу о приближении царствия Божия, убеждать народ покаяться и креститься, и что весь народ действительно крестился от Иоанна, а также крестился от него и Иисус, когда ему было лет тридцать ( Лк. 3 ). Определить, в каком году нашей эры шел пятнадцатый год царствования Тиверия – легко. Предшественник его, Октавий Август, умер 19 августа 767 года от основания Рима. Поэтому, пятнадцатый год Тиверия падает или на конец 781, или на начало 782 года от основания Рима. Вычитая из этих чисел 753 года, протекшие от основания Рима до христианской эры, получаем, что глагол Божий к Иоанну был или в конце 28-го, или в начале 29-го года по Р. X. Так будет, если под пятнадцатым годом Тиверия разуметь пятнадцатый год единоличного и самодержавного его управления Римской империей, начавшегося по смерти Августа. Но в настоящее время стало известно, что Тиверий, с согласия Августа, по определению Сената, был уполномочен управлять империей вместе с Августом в январе 765 года, т. е., за год и семь месяцев до смерти своего отчима. Если предположить, что Евангелист Лука в годы правления Тиверия включил и это время соцарствования его Августу, то пятнадцатый год Тиверия придется в 780 году от основания Рима и в 27-м году христианской эры. Таким образом, Иоанн стал проповедовать и крестить народ в 27, или в 28, или даже в начале 29 года христианской эры. Невозможность определить время начала проповедования Иоаннова в точности, происходит от того, что мы, с одной стороны, не знаем, говорит ли Евангелист о начале, середине, или конце пятнадцатого года правления Тиверия, а с другой, не знаем, считает ли он годы правления Тиверия с января 765-го года от основания Рима, или с августа 767 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Государь Петр Алексеевич патриаршество на Руси отменил .— Патриаршество в России было учреждено при царе Федоре Иоанновиче в 1589 г., когда ослабела зависимость русской Церкви от Византии. В разные периоды истории значение патриаршей власти было различно — это зависело от условий, в которых патриарху выпадало действовать. Бывали периоды, когда патриархи не играли крупной роли и только стремились сохранить привилегии духовенства. Случалось же и так, что патриархи правили независимо и наравне с царями. Так было при Филарете (Романове) (см. коммент.), носившем титул «великого государя»; при Никоне (см. коммент.), принявшем такой же титул. Но патриаршая власть в России стала слабеть. В 1700 г., после смерти патриарха Адриана, царь Петр I, не решаясь сразу отменить патриаршество, назначил местоблюстителя патриаршего престола, а в 1718 г., заменяя приказы коллегиями в государственном управлении, заменил и единоличную власть патриарха коллегией: постоянным сбором духовного правительства,— ибо на церковь Петр Алексеевич смотрел не с духовной точки зрения, как на общество верующих, а с государственной, как на учреждение правительственное. Таким образом духовная коллегия (впоследствии Св. Синод) стала высшим духовным и правительственным учреждением в России. (Восстановлено патриаршество в России на поместном Соборе русской Православной Церкви 5 (18) ноября 1917 г.) Потемкин-Таврический — Потемкин Григорий Александрович (1739—1791), русский государственньлй и военный деятель, генерал-фельдмаршал (с 1784 г.), организатор дворцового переворота 1762 г., фаворит и ближайший помощник императрицы Екатерины II. Способствовал освоению Северного Причерноморья, руководил строительством Черноморского флота. После присоединения Крыма получил титул светлейшего князя Таврического. … ибо служил еще Августу Кесарю, от которого перешел к византийским императорам, а от них попал к Владимиру Мономаху .— Август Кесарь — Гай Юлий Цезарь Октавиан, римский император в 27 г. до н.э.— 14 г. н.э. Владимир II Мономах (1053—1125), с 1113 г. великий князь киевский, сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Для думающих о существовании в Древней России соборного начала не мешает напомнить, что и само создание патриаршества вовсе не произошло, как бы следовало при таких условиях, соборным образом и по внутренним нуждам самой Русской Церкви. В то время Москву считали наследницей Византии, третьим Римом, а в Византии был при царе патриарх, и вот в подражание этому он понадобился и для Москвы, «для полноты православного христианского царства», по выражен проф. Н. Ф. Каптерева , и для внешнего блеска Церкви. Во время пребывания в Москве в 1586 году антиохийского патриарха Иоакима Феодор Иоаннович, посоветовавшись с царицей и боярами, поднял вопрос об учреждении в Москве патриаршества и поручил Борису Годунову вести об этом переговоры с Иоакимом. При неожиданном же появлении в Москве в 1588 году Константинопольского патриарха Иеремии за милостынею, царь по совещании опять лишь с царицею и боярами, решился воспользоваться пребыванием Иеремии для постановления в Москве патриарха. Переговоры об этом, а также о самом избрании патриарха вели Годунов и дьяк Андрей Щелкалов. Только уже после согласия Иеремии поставить патриархом намеченное государем лицо были собраны русские иерархи для совещания по делу о введении патриаршества, при чем иерархи, посоветовавшись между собой ответили царю, что они во всем «полагаются на волю его – благочестивого государя». По вопросу о введении в России патриаршества профессор московской духовной академии Н. Ф. Каптерев справедливо заключает, что все это дело велось исключительно светскою властью и светскими лицами, без всякого участия в нем лиц духовных. 16 И только уже по окончательном его решении и указании царем лица для патриарха созвали собор из духовных лиц, которые однако отказались от деятельного участия в разрешении важного церковного вопроса, касающегося прежде всего церковных интересов. Как странно после всего этого указание Записки, что патриаршество, рассматриваемое Духовным Регламентом, как помеха соборному управлению отнюдь не нарушало принципа соборности, что патриарх являлся не единоличным управителем, а только председателем постоянного собора! Да, в этом отношении Духовный Регламент был прав, так как для своего суждения почерпал данных из недавних обстоятельств самой церковной жизни, которые, по-видимому, неизвестны автору Записки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Это отношение к себе чувствует Борис и отвечает на него злобой. Возможно, желание Годунова в начале своего единоличного правления продолжать традиции Феодорова царствования искренне, но, тем не менее, в нем живы и иные воспоминания; не случайно Шуйский говорит о нем: «Зять Малюты, зять палача и сам в душе палач». Боярин Афанасий Пушкин так определяет правление Годунова: «Он правит нами/Как царь Иван (не к ночи будь помянут)», хотя и оговаривается, что «явных казней нет». Эта характеристика имеет несколько мотиваций. Первая – недовольство родовитого боярина, чьи сословные интересы ущемляет верховная власть: «Вот, Юрьев день задумал уничтожить». Второй слой – отвращение порядочного человека к наушничеству и доносительству: Мы дома, как Литвой, Осаждены неверными рабами; Все языки, готовые продать, Правительством подкупленные воры. И, возможно, на самом глубинном уровне – отвращение к детоубийце. Сам Борис Годунов обращается к наследию Грозного. Не случайно он грозит Шуйскому: Клянусь, тебя постигнет злая казнь – Такая казнь, что царь Иван Васильич От ужаса во гробе содрогнется. После вторжения Самозванца от угроз царь переходит к делу: Кому язык отрежут, а кому И голову – такая, право, притча! Что день, то казнь. Тюрьмы битком набиты. На площади, где человека три Сойдутся – глядь – лазутчик уж и вьется, А государь досужною порой Доносчиков допрашивает сам. Эта картина напоминает худшие времена Грозного – те, которые вспоминал боярин Афанасий Пушкин. В конце концов Борис Годунов прямо ссылается на пример Иоанна Грозного: Лишь строгостью мы можем неусыпной Сдержать народ. Так думал Иоанн… Так думал и его свирепый внук. Нет, милости не чувствует народ: Твори добро – не скажет он спасибо. Грабь и казни – тебе не будет хуже. Таким образом, царь, начавший с обета «щадить жизнь и кровь и самих преступников» , стремившийся быть «благим и праведным, как Феодор Иоаннович», кончает террором в духе Иоанна Грозного. Но если на стороне Иоанна было народное доверие и желание народа терпеть все от законного «природного царя», то Борис был лишен всего этого: «мнение народное» было не за него.

http://azbyka.ru/fiction/o-poeme-a-s-pus...

По Иерусалимским Типиконам и Минеям вплоть до используемого ныне в РПЦ, на память В. совершается будничная служба без тропаря. Служба не отмечается праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Корпус песнопений В. включает кондак 2-го гласа, под. «Вышних ища» «        » (отсутствует в греч. Минее); канон 8-го гласа (согласно греч. Минее и Евергетидскому Типикону - творение Феофана), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξηρν» (        ), нач:. «Τ φραστος φς σοι κα τριλαμπς, ν τ σαλετ, βασιλε τν ορανν, ντειλε Πτερ» (                      ) и 3 стихиры. Канон и стихиры зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. В совр. греч. Минее указан тропарь «    », стихиры - иные. А. А. Лукашевич Иконография Единоличный образ В., в святительском облачении (фелонь, омофор) в рост, представлен: в миниатюрах Минологиев (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 35v, 1327-1340 гг.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 109 об., XV в.); в настенных минологиях церквей Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334-1343 гг. (погрудно), Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в притворе нартекса ц. архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г. (погрудно); на минейных иконах на апрель (напр., XVI в., ВГИАХМЗ; на годовой Минее нач. XIX в., Устюженский краеведческий музей). Образ В. (?) как небесного покровителя вел. кн. Василия III Иоанновича представлен на правой створке трехстворчатого складня с изображением Деисуса (1490, ГТГ); на нижней кайме шитой пелены «Богоматерь Владимирская, с избранными святыми», вложенной П. С. Строгановым в сольвычегодский собор Благовещения Пресв. Богородицы (1626, СИХМ). Прп. Василий, еп. Парийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. 0.I.58.Л. 109 об.) Прп. Василий, еп. Парийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. 0.I.58.Л. 109 об.) В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в., об облике В. сказано: «Сед изжелта, брада Евфимиева или аки Власиева, подвоилася, ризы кресты черны, белилы прописаны, кудряв, амфор (омофор) и Евангелие» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 88). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, добавлено: «типа схожаго с сирийским... в руках икона Спасителя и хартия с надписью» (С. 246).

http://pravenc.ru/text/150497.html

Надо сказать, что единоличность и наследственность монаршей власти столь высоко котируется в определенных кругах, что с их наличием или отсутствием связывают уже не только вопросы легитимности монаршей власти, но даже оценивается эффективность правления. Известный теоретик монархизма Л.А. Тихомиров (1852-1923) некогда посвятил немало страниц своего объемного труда «Монархическая государственность» доказательству того, что преимущества Российской монархии над Византийской, в частности, обусловлены наличием у нас и отсутствием у греков наследования царского престола по крови. Главное, по его мнению, заключалось в том, что «по условиям нашего социального строя государственная власть явилась сразу династичной», т.е. наследственной . Однако в таких случаях правильно прислушаться к мнению тех, кто не склонен преувеличивать значения единичных статичных фактов, а стремится изучать явление в процессе его исторического развития . В этом контексте станет очевидно, что утверждение о преимуществах Российской монархии в сравнении с другими, как минимум, спорно и по сути, и по форме. Трудно усмотреть «законную наследственную преемственность» в актах Синода, Сената и армии об избрании, например, царицей вдовы Петра Великого (1682-1725) Екатерины I (1725-1727). Когда наследовавший ей по завещанию Петр II (1727-1730) скончался бездетным, опять же Верховный тайный совет выбрал на царство Анну Иоанновну (1730-1740), дочь покойного царя Иоанна Алексеевича (1682-1696), брата Петра Великого. Елизавета Петровна (1741-1761), ставшая во главе заговора гвардейских офицеров, получила верховную власть хотя как дочь Петра Великого, но в обход законного на тот момент наследника Иоанна VI (1740-1741), который закончил свои дни в темнице. Новый император Петр III (1761-1762) стал императором по воле Елизаветы. Екатерина II Великая (1762-1796) пришла, как известно, к власти путем заговора и отстранения мужа от власти. Лишь с императора Павла I (1796-1801) престолонаследование было приведено законом в четкую систему, да и то всего на период ста с небольшим лет. Согласно закону, наследник престола (им могли являться и женщины, хотя предпочтение отдавалось мужчинам) должен был принадлежать правящей династии Романовых (статьи 5, 6, 7 Основных законов Российской империи). При этом брак, от которого они появились на свет, должен был быть законным, т.е. разрешен правящим императором, и совершаться с лицом, равнородным по положению.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010