«Лучше согрешить любовью, чем строгостью» Памяти схиархимандрита Тихона (Муртазова) Схиархимандрит Тихон (Муртазов) На день обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского приходится 40-й день преставления ко Господу схиархимандрита Тихона (Муртазова; † 9.06.2018). Еще в юности, в татарской деревушке на реке Шешме, где не было уже церкви (ее разрушили в 1935 году при появлении на свет будущего схиархимандрита), а монастырей там не было и подавно, как-то вечером, когда вся молодежь бежала на танцы, увлекаемый веселой гурьбой тогда еще Александр Муртазов на мостке вдруг увидел старца… Это был монах; как потом уже узнал созерцавший, его странное одеяние было схимой. Время остановилось. «И ты, Александр, туда же?!» – с укоризной вдруг произнес явившийся. Будущий схиархимандрит остановился… И больше на танцы – ни ногой. А потом рассказывал: «Когда я приехал поступать в Московскую духовную академию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, я увидел этого монаха на иконе! Это был преподобный Сергий Радонежский!» Всю жизнь батюшка неустанно читал ему Акафист в благодарность за вразумление на жизненном пути. Публикуем новые воспоминания о почившем старце. «Что из этого мальчика будет?..» Иеродиакон Никон (Муртазов) Иеродиакон Никон (Муртазов) , брат схиархимандрита Тихона, клирик Иоанновского монастыря на Карповке, Санкт-Петербург: – Отец Тихон родился в 1935 году в крестьянской семье в Татарии. Наш отец Иван Федорович был трактористом. Мама Дарья Матвеевна, пока отец был жив, занималась домашним хозяйством. Оба наших родителя – глубоко верующие люди. Как только началась война, отца тут же, как единоличника, не вступавшего в колхоз, призвали на фронт. «Какой я вояка? – урезонивал их папа, у которого после перенесенной в детстве оспы сохранилось менее 30% зрения. – Меня же убью, и всё!» Так оно и вышло. В первый же год он был убит. Когда уходил на фронт, взял маленького семилетнего Сашу за ручку и так и дошел с ним до самой околицы – прощался. Потом уже в наши дни батюшка часто с отцом Адрианом (Кирсановым) из Печор говорили о том, что та война была попущена народу за богоотступничество. «Молиться надо, иначе снова война будет», – предупреждали они. Даже точно говорили, что если та в июне началась, то следующая месяц спустя – в июле – нагрянет, – а в каком году, это зависит от нашего покаяния.

http://pravoslavie.ru/114479.html

«Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив ее молитвенно большим крестом, воззвал: “Радуйся, благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!”» Ирина выступила с ответной речью – «прекрасной и складной», по отзыву епископа Арсения. Его поразил и великолепный наряд русской царицы: «Малейшей части этого великолепия хватило бы для украшения десятка царей». Благоверная царица регулярно посещала службы в храмах и практически каждую неделю вместе с венценосным супругом ездила на богомолье в один из близлежащих монастырей. Каждый год в сопровождении четырех тысяч телохранителей она шла пешком из Москвы в Троице-Сергиеву лавру поклониться прп. Сергию. Она делала щедрые пожертвования на храмовые нужды и жертвовала в монастыри немалые средства. Царь Фёдор Иоаннович, парсуна Царь самозабвенно любил и ценил свою супругу. Он много времени проводил в ее обществе. Каждое утро посылал к царице спросить, хорошо ли она почивала, а через некоторое время сам шел здороваться с ней; затем они вместе шли в церковь к заутрене. До обеда Федор Иванович занимался государственными делами. Отдохнув после обеда, царь до ужина проводил время с женой, развлекаясь представлениями скоморохов и шутов. Супруги были неразлучны. Так, например, в царском походе на Нарву в ходе русско-шведской войны 1590–93 годов Ирина сопровождала мужа до Новгорода и там ждала его возвращения из «Немецкой земли». Царь прислушивался к ее советам, а потому влияние Ирины на государственную жизнь было велико. В русской исторической традиции укрепилось мнение, что государыня Ирина была мудрой, образованной и благочестивой. По словам историка Н.В. Татищева, Ирина «была человек острого ума и великих добродетелей». Современники именовали ее «великой государыней», «всечестной и предоброй», «христолюбивой» царицей. Единственное, что печалило молодых супругов, – отсутствие детей. Это была подлинная трагедия в жизни царской четы, ибо от чадородия царицы зависела не только судьба династии, но и само существование Московского царства. Еще при жизни Иван Грозный требовал, чтобы царевич Федор после трех лет бесплодного брака заключил Ирину в монастырь и взял себе другую жену. Но кроткий Федор, рискуя навлечь на себя гнев деспотичного отца, твердо ответил царю: «Оставь ее со мною, а не то так лиши меня жизни, ибо я не желаю ее покинуть». «Слабовольный» Федор проявил мужество и защитил свой брак.

http://pravoslavie.ru/156161.html

Свт. Симеон Солунский - авторитетнейший византийский богослов-литургист, новооткрытую точку зрения, как уже было сказано выше, никогда не формулировал. Проф. Карабинов, несмотря на свои симпатии к новооткрытому толкованию, подтверждает, что понимание ЛПД в Греции в его время (1915 г.) принципиально не отличалось от русского: «В современной Греческой Церкви господствующее мнение о св. Чаше на Преждеосвященной службе обнаруживает стремление приблизиться к воззрению на этот предмет Русской Церкви. Когда и при каких условиях начал распространяться у греков этот взгляд, проследить трудно» . «В действительности же, греческие священнослужители причащаются за Преждеосвященной службой почти так же, как и русские: единственная разница греческой практики от русской та, что в Греческой Церкви и иерей, единолично совершающий литургию, и диакон непременно вкушают от Чаши после причащения от св. Хлеба, причем говорится: " Молитвами свв. отец наших " » . Современный греческий исследователь прот. Стефан Алексопулос в своей книге «Преждеосвященная литургия в Византийском обряде» признает, что в известных древних греческих Евхологиях не содержится подробного описания способа причащения на ЛПД, но встречаются лишь общие фразы - «и он совершает причащение» или же предлагается следовать чину причащения на полной литургии, иногда конкретно упоминается чин литургии св. Иоанна . В приложении к своей монографии С. Алексопулос опубликовал традиционный текст ЛПД, по которому служат греческие священники сейчас, и там способ причащения священнослужителей описан одной фразой: «И они причащаются как на литургии Златоуста или Василия Великого» . Необходимо отметить, что за прошедшие века в грекоязычных Поместных Церквях так и не появилось официального церковного постановления, признающего новооткрытую литургическую идею правильной. 5. В отношении старообрядческих Служебников, где говорится о причащении священнослужителей на ЛПД «по последованию службы Иоанновы», необходимо отметить, что в них нет ни слова о преложении или претворении вина в Кровь Христову от соприкосновения с Телом Христовым.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/21/sode...

Наследники и потомки Великого Князя Рюрика образовали Род, который единолично владел Русью вплоть до 1610 года — до свержения Царя и Великого Князя Василия Иоанновича Шуйского. Да и предки Династии Царей и Императоров Романовых по женской линии неоднократно роднились с Рюриковичами. Августейшие Романовы с 1613 года стали не только духовными, юридическими наследниками Рюрикова Рода, но были его генетическими потомками. В таком смысле династическая и государственная история новозаветной Руси-России духовно во многом схожа с библейской историей ветхозаветного Израиля и потом ветхозаветной Иудеи, где на протяжении 420 лет царствовала Династия потомков Царя Давида. Но на Руси Династия Рюриковичей была у власти более семисот тридцати лет. Таким образом, в исторической ретроспективе духовно-политическим устройством Отечества строго монархическое правосознание у наших предков воспитывалось вплоть до Марта 1917 года на протяжении 1050 лет. Срок, вполне сопоставимый с более чем тысячелетним существованием сугубо монархической Ромейской Империи. Учреждение Царем Петром Алексеевичем в 1711 году Российского Правительствующего Сената ничего собственно «республиканского» в жизнь Российского Царства не привнесло. То было продолжение древней традиции Великокняжеских Дружин и затем Государевых Дум, начиная с Думы при Великом Князе Иоанне Васильевиче Старшем. При Царе Иоанне Васильевиче Грозном Государева Дума по примеру Ромейской Империи стала именоваться Царским Синклитом. Так что Петровская реформа была связана в первую очередь с заменой державного греческого термина «Синклит» более древним латинским словом «Сенат», а также с уставным оформлением процедурных аспектов деятельности Сената. Совершенно определенно тут виден шаг Царя Петра Великого к провозглашению России Империей. В честь празднования Ништадтского мира Сенат и преподнес Государю 22 Октября 1721 года титулы Императора Российского и Отца Отечества. Император Петр Великий Хотя фактически императорское достоинство Русского Царя Восточные Патриархи признали ещё в Великом Князе Иоанне Грозном в 1550-е годы, когда в своих постановлениях стали именовать его Православным Самодержцем, то есть Автократором по подобию Монархов Ромейской Империи.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Решение о замене единоличной власти патриарха коллегиальной властью Синода созревало у Петра на протяжении многих лет, и главной причиной этого решения было нежелание императора видеть в патриархе возможный параллельный центр власти (как это было при Патриархах Филарете и Никоне). Император решил сам возглавить Церковь и максимально приблизить систему церковного управления к той, что существовала в протестантских странах. Идеологическая основа реформы была разработана фаворитом Петра архиепископом Псковским Феофаном (Прокоповичем ; 1681–1736), автором «Духовного регламента», в котором прямо говорилось об опасности патриаршей власти для государства: «Велико и се: что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной, но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть то вторый Государь, самодержцу равносилный или и болший его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство» 164 . В другом произведении Феофан так характеризовал царскую власть: «Государь, власть высочайшая, есть надсмотритель совершенный, крайний, верховный и вседействительный, то есть имущий силу и повеления, и крайнего суда, и наказания, над всеми себе подданными чинами и властьми, как мирскими, так и духовными. И понеже и над духовным чином государское надсмотрительство от Бога уставлено есть, того ради всяк законный Государь в Государстве своем есть воистину епископ епископов» 165 . После смерти Стефана (Яворского) Феофан (Прокопович) фактически возглавил Синод (с 1726 года в звании первого вице-президента). Феофан был одной из самых мрачных фигур в истории русского православия. Мстительный и жестокий, он безжалостно расправлялся со своими идейными противниками, которых у него было немало. В период его единовластия в Синоде несколько архиереев, которых Прокопович считал своими врагами или которые выступали против петровской реформы, были лишены сана и сосланы в заточение в монастыри. Расправы над непокорными архиереями продолжились и после смерти Прокоповича, что к концу правления Анны Иоанновны (1730–1740) практически положило конец сопротивлению высшего духовенства петровской реформе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В нач. XX в. в ризнице сохранялись 3 вкладных царских покрова на раку Н. (один из них - дар имп. Анны Иоанновны). Прп. Никон Радонежский. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в.(?) (ЦАК МДА) Прп. Никон Радонежский. Фрагмент минейной иконы. Нач. XVII в.(?) (ЦАК МДА) Новым этапом развития единоличной иконографии Н. стали произведения письма выдающегося мастера Симона Ушакова: поясная икона-пядница «на кипарисе» 1673 г. и ростовой образ на крышку раки 1675 г. из ц. прп. Никона Радонежского в лавре (обе иконы вложены в обитель боярином Б. М. Хитрово и его семьей, СПГИАХМЗ). Образы исполнены в традициях «живоподобия», Н.- старец с тонзурой на темени, схимнический куколь лежит на плечах, перстосложение правой руки именословное, в левой - развернутый свиток, тексты варьируются: «Не скорбите оубо братие о нем же изыдосте о том и подвизати» (на пяднице); «Терпите братие правды ради скорби и беды да вечныя муки убежите…» (на ростовой иконе). Очевидно, эти памятники служили образцами для художников последующего времени. Ведущий царский изограф обращался к образу Н. также в произведении «Похвала Владимирской иконе Божией Матери (Древо государства Московского)» из местного ряда иконостаса московской ц. Св. Троицы в Никитниках (1663, ГТГ). Н.- один из преподобных в медальоне в цветке «древа» в правой части композиции (надпись на свитке: «Радуися, кореню веры православныя и плоде безсмертны[й]»). На иконе «Господь Вседержитель на престоле, с припадающими преподобными Сергием и Никоном Радонежскими» 1684 г. из местного ряда иконостаса Троицкого собора лавры, вложенной в обитель «памяти ради себе» и своих родственников самим Ушаковым, Н. припадает к подножию Спасителя в земном поклоне. В монастырской ризнице хранился поясной образ Н. кон. XVII в. под басменным окладом (СПГИАХМЗ). В 1783 г. создана ростовая икона Н. (под записью в академической манере), закрытая чеканным позолоченным окладом московского мастера, входящая в комплекс аналогичных произведений (образы Господа Вседержителя и Богоматери с Младенцем на престоле, прп. Сергия Радонежского; все - СПГИАХМЗ), предназначавшихся для местного ряда иконостаса лаврской ц. прп. Никона Радонежского. Облик Н. напоминает внешность прп. Сергия, его правая рука - на груди, в левой держит свиток. В кон. XVIII в. образ Н. был написан на сев. двери иконостаса Троицкого собора. В местном ряду иконостаса ц. Сошествия Св. Духа помещен единоличный образ Н. в схимническом куколе, с образом Св. Троицы в руках (1866-1868, иером. Симеон (Смирнов)). Ростовое прямоличное изображение Н. есть на запрестольном семисвечнике 1883 г. в алтаре Успенского собора лавры (святой в полной схиме, надетой поверх мантии, голова не покрыта, борода раздвоена на конце, в левой руке - свиток). Пример мстерской поясной иконы-пядницы с изображением Н.- образ кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова), на котором святой держит свиток обеими руками. Поясные и ростовые изображения Н. известны также на прорисях с икон XVI-XVI II вв.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Коронация русских государей с конца XVI в. и в особенности при Романовых стала наиболее важной, торжественной и пышной церемонией среди множества красочных действ, разыгрывавшихся соединенными усилиями Русской православной церкви и Государева двора (при безусловном участии тысяч чрезвычайно падких на подобные зрелища москвичей и гостей столицы). Над смыслом ее размышляли (в основном теоретически) еще Иваны III и IV (оба Грозные, хотя читатель под этим прозвищем знает в основном последнего). Значение чинов венчания старались развить и подчеркнуть царь Федор Иоаннович, Борис Годунов и патриарх Иов, Лжедмитрий I и Василий Шуйский, Михаил Федорович и патриарх Филарет (не успевший на коронацию сына, но оставивший важные заветы внуку). К венчанию на царство Алексея Михайловича в 1646 г. «всемирное» действо достигло, казалось, высшей точки своего развития, вобрав в себя все накапливавшиеся полтора века идейные основания власти российских самодержцев. Иначе и не могло быть: ведь во время церемонии в Успенском соборе Церковь подтверждала наиболее общие санкции царской власти, освящая своим авторитетом правомочность государей и значение для мира Русского государства. Я говорю подтверждала, поскольку инициатива царского венчания неизменно, с его замысла Иваном III, принадлежала великим князьям и царям: они всецело распоряжались на церемонии и, обращаясь к митрополитам и патриархам, высказывали по ходу действа идеи, которые высшие духовные лица одобряли и развивали в ответных речах и молитвах. Сорок лет спустя, при венчании Федора Алексеевича, картина кардинально переменилась. Теперь всем действом от начала до конца единолично распоряжался патриарх Иоаким, и именно от его лица давались указания каждому светскому и духовному участнику церемонии. Паче того, священные основы царской власти (а значит, духовные устои державы) выдвинулись на первый план, решительно затмив, как выразился бы автор государственной теории С. М. Соловьев, древний родовой, наследственный принцип. В чине венчания Федора, развитом затем при коронации Ивана и Петра Алексеевичей (в 1682 г.), отразилась подлинная революция представлений россиян о своем Отечестве. Ее смысл не только в популярных, но и в научных трудах до сих пор не был раскрыт  , как не замеченной осталась и роль патриарха Иоакима в том, что сейчас называют формированием новой русской государственной идеологии и державного (или имперского, что по сути одно и то же  ) сознания. Между тем источники обозначают эту роль весьма выпукло — и да не заподозрят меня в модернизации, ежели отраженные в рукописях взгляды людей последней четверти XVII в. и сегодня не выглядят устаревшими  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

За трехвековую историю собора в нем служили многие священнослужители, но не о многих осталась память. Среди тех, кого пощадило время - протоиерей Платон Иоаннович Куртеев. В 1848 году он был рукоположен в сан иерея к Слободскому Вознесенскому собору. Кроме того, он был духовником двух благочиний: Слободского - градского и 1-го округа. В 1898 году он отметил юбилей 50-летнего служе­ния в священном сане. В день юбилея ему было 75 лет. Небезынтересным представляется и родосло­вие Куртиевых, поистине «благословенное Богом». Его дед - Василий Дмитриевич Куртиев - с 1803 года служил протоиереем в Вознесенском соборе. В 1807 году переведен в Преображенский собор, где служил до выхода за штат в 1842 году. Отец Платона Иоанновича - Иоанн Васильевич - служил протоие­реем в Слободском Преображенском соборе с 1842 года до самой смерти в 1869 году. 22 декабря 1868 года он тоже праздновал свой 50-летний юбилей в священном сане и был награжден палицею. Прадед и прапрадед Платона Иоанновича также служили в церквях Вятской епархии. В 1930 году была закрыта, а затем и разрушена Вознесенская церковь. Екатерининская церковь была закрыта по решению Президиума Верховного Совета от 17 февраля 1940 года. Во времена сталинских репрессий за нее пострадали настоятель церкви священник Александр Свешников и староста Степан Анфилатов. Они были отправлены в ГУЛАГ и, по слухам, впоследствии утоплены в Волге в районе Самары. В годы Великой Отечественной войны в храме находилась военная база, правый придел был занят радиоузлом. Вновь Екатерининский собор был открыт в 1945 году. Первым старостой, выдвинутым из общины верующих, стал крестьянин-единоличник Егор Николаевич Минчаков из деревни Старые Минчаки. А первым настоятелем храма, после его открытия, стал протоиерей Владимир Емельянов. Ему при­шлось положить много сил, стараний, здоровья, чтобы возродить одну из самых красивых в области церквей. Старики и старушки несли последние рубли и копейки, а порой и иконы, лишь бы воскре­сить Божий храм. Иконостасы для маленьких приделов перевезены из села Анкушино.

http://sobory.ru/article/?object=03202

55 Публикация представляет собой речь В.О. Ключевского , прочитанную в пользу пострадавших от неурожая в Поволжье. Впервые опубликована в Богословском Вестнике в 1892 г. I (Сергиев Посад). Публикуется по последнему изданию: Ключевский В, Очерки и речи. Второй сборник статей. М., 1913. С. 140–162. 56 Годунов Борис Федорович (ок. 1552–1606) – впервые упомянут в 1567 г. как член Опричного двора; около 1570 г. женился на дочери Малюты Скуратова; около 1574 г. сестра Годунова Ирина Федоровна – жена царевича Федора (будущего царя Федора Иоанновича); с 1580 г. – боярин. При царе Федоре с 1587 г. – фактически единоличный правитель государства. После смерти Федора Земским собором в 1598 г. избран царем. В 1598 г. добился от константинопольского патриарха Иеремии согласия на учреждение патриаршества в России (первый патриарх – Иов). 58 Лжедмитрий II (ум. 1610) – самозванец, происхождение неизвестно. Появился в 1607 г. в Стародубе-Северском, выдавал себя за царя Дмитрия Ивановича, якобы спасшегося во время московского восстания 1606 г. (т. е. за Лжедмитрия I). Поддержанный поляками и частью русского боярства, в том числе Романовыми, в мае 1608 г. разбил под Волховом войска Василия Шуйского и встал лагерем в с. Тушино под Москвой. Тайно обвенчался с вдовой Лжедмитрия I Мариной Мнишек, «признавшей» его своим спасшимся супругом. После начала открытой интервенции Польши в 1609 г. потерял поддержку поляков. Бежал в Калугу, где был убит. 59 Шуйский Василий Иванович (1552–1612) – князь, с 1584 г. боярин; в 1591 г. возглавлял следственную комиссию по делу о смерти царевича Дмитрия Ивановича. В июне 1605 г. перешел на сторону Лжедмитрия I, в мае 1606 г. возглавил заговор против него; после восстания в Москве н гибели Лжедмитрия I занял царский престол; дал «крестоцеловальную запись», ограничивавшую его власть; 17 июля 1610 г. свергнут, пострижен в монахи; вывезен поляками в Польшу, где умер. 60 Гермоген (ок. 1530–1612) – церковный деятель, патриарх. В 1578 г. постригся и стал архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. С 1589 г. – митрополит Казанский. В 1605–1612 гг. патриарх. Требовал принятия православия Мариной Мнишек, польским королевичем Владиславом, претендовавшим на русский престол. В 1610 г. выступил против присяги бояр польскому королю Сигизмунду III и призывал к восстанию против польских оккупантов. Польские власти в Москве содержали его под домашним арестом, затем в темнице Чудова монастыря в Кремле, где он умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Иконописный подлинник. С. 44; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 68; РНБ. Погод. 1931. Л. 101 об.). Иногда в ранних рукописях есть указание на характер седины - с проседью, а не убеленный сединами - «не добре седа» (посл. четв. XVII в.- ИРЛИ. ПД. Бобк. 4. Л. 70). Среди наиболее ранних образов М.- пластина (дробница) килевидной формы 1-й пол. XVII в. новгородской работы с резным изображением святителя в рост, в паре со свт. Василием Великим (вклад ключаря московского Успенского собора Иакова Иоаннова в новгородский Духов мон-рь «по своих родителех» - НГОМЗ; см.: Декоративно-прикладное искусство. 2008. С. 351. Кат. 71). М. обращен к центру в молении, облачен в фелонь, омофор, клобук, борода короткая. Резная фигура М. помещена на лицевой стороне фигурной дробницы в нижней части серебряного золоченого напрестольного креста, изготовленного для новгородского Деревяницкого мон-ря (ок. 1660; НГОМЗ; см.: Там же. С. 294-295. Кат. 33). М.- в святительских одеждах (без крестов, видны омофор и палица), на голове - клобук (с крестом на лобной части), на левой руке держит Евангелие. Величественный образ М. представлен на храмовой по размерам иконе кон. XVII - нач. XVIII в. из Шимского р-на Новгородской обл. (НГОМЗ). Тип изображения восходит к ростовым иконам святителей Петра и Алексия, митрополитов Московских, письма Дионисия из Успенского собора Московского Кремля (80-е гг. XV в., ГММК, ГТГ). М.- в полном облачении, благословляет отведенной в сторону правой рукой, на вытянутой левой держит Евангелие. Борода, в отличие от древнего т. н. портрета, широкая, округлой формы, русая с проседью, одежды - зеленая риза с круглыми медальонами (золотые кресты на коричневом фоне), белый клобук, золотистый омофор, узорчатый красноватый подризник, епитрахиль, палица и поручи. К немногочисленным единоличным образам М. относится также небольшая «раздаточная» икона посл. трети XIX в., вероятно написанная в Холуе (собрание Ф. Р. Комарова; см.: Русские святые: Избр. иконы из колл. Ф. Комарова.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010