Крестный ход начинался от Свято-Троицкого собора и проходил по улице Соборной (ныне Свято-Троицкий бульвар) и императора Николая II (ныне Гражданский проспект) в сторону вокзала. Перед вокзалом процессия поворачивала направо, переходила железную дорогу и выходила к Песчанскому мосту. Перейдя мост, попадала на Волчанскую дорогу и по ней двигалась в село Устинка. Другой высокочтимой святыней монастыря были нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Святитель Иоасаф был погребен в приготовленном по его указу в юго-западной стороне Свято-Троицкого собора небольшом склепе-пещере, над которым находился придельный престол во имя Страшного суда. Настоятель монастыря епископ Белгородский Иоанникий собрал средства на изготовление драгоценной раки для мощей свт. Иоасафа и сделал заказ на разработку ее проекта академику архитектуры В. Покровскому. Эскиз раки и сени были представлены Императрице Александре Федоровне. Рассмотрев чертежи и рисунки, она написала на проекте: «Одобряю. Александра. 5 мая 1910 года». По составленному проекту фирма Хлебникова в Москве изготовила раку для мощей свт. Иоасафа и сень к ней. На изготовление раки пошло 8 пудов, 2 фунта серебра (131,86 кг) На ней возвышалась изящной художественной работы сень. Мощи свт. Иоасафа находились в кипарисовом гробу, в раке, в левой стороне храма. Важнейшим событием как в истории Свято-Троицкого монастыря, так и во всероссийской церковной жизни является свершившееся 4 сентября 1911 года торжественное прославление святителя Иоасафа, причисление его к лику святых православной церкви и открытие покоящихся в монастыре мощей для всенародного поклонения. На докладе, к которому был приложен и акт освидетельствования мощей, Николай II написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепятся в державе Российской преданность праотеческому Православию к благу всего народа Русского. Приемлю предложения Свт. Синода с искренним умилением и полным сочувствием». Св. Синод постановил поручить митрополиту Киевскому вместе с архимандритом Курским и его викариями совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа.

http://sobory.ru/article/?object=34516

688. (1870.) Жития свв. Варлаама и Иоасафа индийских и Иоанна Дамаскина с прибавлением, полууст., XV века, в четверть, 327 листов. л. 3. Заглавие: Житие и жизнь преподобных отець наших Варлаама и Иоасафа, душевныя ради ползы списано от препод. отца нашего Иоана Дамаскина. См. предыд. 687. Впереди отрывок: Златоустово еже от Матфеа еуангелиа, слово 11. л. 271 об. Житие и жизнь препод. отца нашего Иоанна Дамаскина , списано Иоанном патриярхом антиохийскым. Нач. Иже по образу Божию схранившиим и сблюдшимь нетленно и неврежденно. л. 315 об. Препод. и богоносн. отца нашего Ефрема Сурина Слово о Отцех скончавшихся, иже в посте просиавших, в суботу сыропустную. Нач. В сий день прьвый и благознаменитый таинства Сына единороднаго славне поюще, взпиим песньми в церкви невесте Христове. 689. (1871.) Жития свв. Варлаама и ИоасаФа индийских и Иоанна Дамаскина с прибавлением, XVII века, в четверть, 314 листов. Три статьи те же, что выше под 688, писаны скорописью бойкою, но неразборчивою и без надписей. По листам внизу: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначалные Троицы в Сергиев монастырь сию книгу царевича Иоасафа келарь старец Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. 690. (1849.) Житие св. Варлаама и ИоасаФа индийских, полууст., XVI века, в лист, 321 лист, заглавная заставка с красками. Заглавие. Се писание душеполезно от внутреннее ефиопьскые страны, глаголемые Ендиа, в святый град пренесеном Иоанном мнихом, мужем честном и добродетелным монастыря св. Савы, в немже житие Варлаама (и) Иоасафа приснопамятною и божественою. Редакция другая. На верхней доске: Сия книга препод. отец наших Варлаама (и) Иоасафа царевича индийских Живоначалныа Троицы Сергиева Киржатцкаго монастыря. 691. (1887.) Житие св. Паисия Великаго, полууст., XVII века, в четверть, 85 листов. Заглавие: Мес. августа в 10 день (сверху: июня 19), житие препод. отца нашего Паисея Великаго. Списано препод. отцем нашим Иоанном Коловом. См. 685 л. 347. 692. (1619.) Жития Святых русских и Апокалипсис толковый, полууст. тщательный, исх. XVI века, в лист, 728 листов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В этот же день Преосвященный Арсений соединился по телефону с Архиепископом Курским и Белгородским Ювеналием для обнаружения подтверждений того, что найденные мощи являются именно мощами святителя Иоасафа Белгородского . После дальнейших разысканий факт этот был установлен. И вот в солнечный день праздника Смоленской Иконы Божией Матери при огромном стечении народа, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, мощи Святителя Иоасафа были торжественно переданы Митрополитом Минским и Гродненским Филаретом для вечного упокоения их в родных пределах. Мощи святого Иоасафа вернулись к своей пастве именно в то время, когда вернулось в Русскую Землю строительство Церкви Христовой. Новое обретение явилось как бы благословением великого строителя церковного здания новым подвижникам – строителям дня сегодняшнего. Такой смысл придал этому явлению Владыка Филарет, и слова его истинны. Много потрудился для дела строительства Церкви Христовой святитель Иоасаф Белгородский . Труды великого подвижника и послушника Божия не оставлены Господом нашим Иисусом Христом без внимания, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор. 15, 53 ). Нетленные мощи святителя Иоасафа, пребывая с нами, возрождают в нас нетленную радость и ревность к домостроительству Божию, ибо говорит Господь: «кто остался между вами, который видел этот Дом в прежней славе его, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как-бы ничто? Но ободритесь ныне... и производите работы, ибо Я с вами» ( Агг. 2, 3–4 ). Молитва святителя Иоасафа Белгородского «Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! В час смерти моея приими дух раба Твоего в странствии суща, молитвами Пресвятыя Твоея Матери и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.» 1 Житие новоявленного угодника Божия святителя Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского. М., 1911, с. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Как же смогли разместить 200 тысяч паломников? Около 100 тысяч человек расположились в «стане» богомольцев своеобразном городе паломников, в котором на возвышении раскинулось 2000 палаток, шесть деревянных бараков, столовые, чайные. Было проведено много водопроводных кранов, устроено пять амбулаторных пунктов. Часть паломников спала прямо на открытом воздухе. Несмотря на огромное стечение народа, торжества прошли образцово благодаря усердию и трудам духовенства, дворянства и земства. Днем 3 сентября лагерь богомольцев посетила великая княгиня Елисавета Феодоровна. 4 сентября, накануне дня ее тезоименитства, всенощное бдение было совершено торжественным архиерейским служением, а 5 сентября в надпещерной монастырской церкви была совершена Литургия, за которой ее императорское высочество приобщилась Святых Таин. Крестный ход 4 сентября 1911 г. в день открытия мощей свт. Иоасафа Белгородского С 1 по 10 сентября паломникам было бесплатно роздано до миллиона листков и книжек о святителе Иоасафе, а в церквах Белгорода ежедневно с ними проводились беседы о нем. Известно, что жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, почившего в Бозе 10 декабря 1754 года, еще в 1815 году, а прославили его лишь спустя 96 лет. Действительно, этот процесс длился почти век. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода. Синод постановил совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа и объявил о признании епископа Белгородского Иоасафа в лике святых, а его нетленного тела святыми мощами. Было предложено память епископа Иоасафа праздновать два раза в год: в день его смерти 10 (23 по новому стилю) декабря и в день открытия мощей 4 (17) сентября. 100-летие прославления святителя Иоасафа является значимым событием для всей России, но для вашей епархии, полагаю, оно имеет особое значение.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624593...

Это замечание также не было принято. 4) По просьбе Иоасафа в главе 52-ой сделано исключение из монастырского устава для Троице-Сергиевского монастыря, относительно гостей, беспрерывного бывающих в этом монастыре, а также старых и больных монахов. 5) Собор вполне одобрил (гл. 43-я) предложение Иоасафа о запрещении неискусным мастерам писать иконы. 6) Точно также принято собором предложение Иоасафа об освобождении запустевших церквей от пошлин (гл. 70-я). 7) В главе 72-ой собор установил новую подать с сошных людей для выкупа пленных. Иоасаф не согласился с этим и предложил брать деньги для этой цели из казны митрополита, архиереев и монастырей, соразмерно с их достатком, а не установлять новый подати, так как тягловые люди и без того страдают от множества податей. Предложение Иоасафа не было принято, по крайней мере в Стоглаве определение собора о выкупе пленных осталось неизменным. Такое холодное отношение отцов Стоглавого собора к общественным и государственным нуждам конечно не делает им чести. В предложении Иоасафа Стоглавый собор вероятно усмотрел не только выражение крайне либерального образа мыслей бывшего митрополита, но даже явное желание посягнуть на церковное и монастырское достояние. По этой-то причине, как нам кажется, предложение Иоасафа и было отвергнуто безусловно. 8) Иоасаф предложил наблюдать за тем, чтобы молодые и здоровые люди не ходили по миру. Было ли принято это предложение неизвестно. В Стоглаве об этом ничего не сказано. 9) Вполне одобрено Иоасафом постановление относительно скоморохов (гл. 41, вопр. 19-й). 10) Собором было принято предложение Иоасафа сносить мелкие пустыни в одну (гл. 85). 11) Иоасаф жалуется на то, что собор в своих постановлениях о вдовых священнослужителях 1503 года относительно последних, говорит только об одном игумене Иосифе Волоколамском (гл. 79-я), и не упоминает о других архимандритах, игуменах и честных старцах, также бывших на том соборе и известных своей богоугодной жизнью и знанием св. Писания. Иоасаф умоляет государя сделать об этом справку у своих старых бояр, которые помнят, кто был на соборе 1503 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О чудо! дивное чудо неожидаемое! Не успела я, поплакавши горько, подняться с полу и сесть, как вдруг вбегают ко мне с поздравлением, что дело мое совсем окончено. Поблагодаря Спасителя моего, Божию Матерь и Святого Угодника Божия Иоасафа, спросила, как это окончание сделалось, и услышала, что сей судья, споря очень о сем деле, после долго стоял, держа дело в руках и думал, но вдруг взял перо, подписал и отдал секретарю для совершенного окончания. Вот милость Божия и Угодника Его Святителя Иоасафа надо мною! Я сейчас же и выехала в Белгород, отслужила панихиду, со слезами благодарила Угодника Божия Иоасафа с горячностью и благодарным сердцем лобызала его Святыя мощи и своего рукою прописываю сие чудо дивное, ибо кто, кроме Бога и Угодника Божия Иоасафа, мог помочь вдове беззащитной против сильнейшего соперника. 1818 года 14-го июля. Путивльская помещица, коллежская ассесорша. Мария по отце Гамалеева, а по мужу Константинова с сердечною благодарностью сие чудо записала своеручно. 16 июля 1889 года Белгородский монастырь посетила почтенная старица монахиня Московского Алексеевского монастыря Евдокия Пантелеймоновна Смирнова и принята была настоятелем преосвященным Ефремом. Старица привезла в дар обители от своего усердия небольшой покров в гроб Святителя Иоасафа и воздухи из белого глазета, вышитые голубой синелью. Эти скромные подарки, как она говорила Владыке, привезены ею от чистого сердца в благодарность за чудо милости Божией, оказанное ее больной дочери чрез Угодника Божия Святителя Иоасафа Горленка. Было это следующим образом: «Дочь моя, рассказывала монахиня Евдокия, ныне монахиня Нина, в мире Дария Степановна Смирнова, заболела горловою чахоткой, так сильно развившейся, что нельзя было не только петь на клиросе, но даже говорить. Знаменитый в то время в Москве доктор Сергей Языков, долго лечивший ее, решительно объявил, что дочь моя к выздоровлению безнадежна, и просил сделать последнее испытание – отправить ее куда-либо в южную губернию для лечения чистым воздухом, и там пить козье молоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Понятно, что собрания христиан на всенощные молитвы и песнопения были преимущественно накануне великих праздников. Так, с самых первых времен Церкви Христовой был встречаем величайший и светлейший из праздников – Пасха. Вечер и всю ночь великой субботы христиане, так сказать, стояли на священной страже, и проводили их в чтении св. писания, в пении псалмов и слушании назидательных поучений, и в этих святых занятиях встречали утро воскресения Христова. Мало по малу, такой порядок богослужения был отнесен Церковью и к другим великим праздникам, а отсюда окончательно утвердилось обыкновение начинать церковный день накануне, с вечера, и продолжать его до вечера следующего дня. Когда церковные богослужения были приведены в настоящий, определенный состав, тогда положено всенощные бдения совершать во все двунадесятые праздники, во дни особенно славных святых Божиих (например, ап. Петра и Павла, Иоанна Предтечи, трех святителей 30-го января и т. п.) и в воскресные дни. Впрочем, нужно заметить, что в воскресные дни могут быть и не быть всенощные бдения, о чем будет сказано дальше. С течением времени ревность христиан ко всенощным молитвословиям и песнопениям ослабевала. Поэтому Церковь , всегда милосердая и снисходительная к немощам чад своих, значительно сократила всенощные бдения, но древний состав его оставила в неприкосновенной целости. Главные части его доселе остаются те же, именно: великая вечерня, лития с благословением хлебов, утреня и первый час. Здесь для подробного рассмотрения всенощного бдения я возьму службы воскресные первого и шестого гласов. О бдениях накануне великих праздников говорить особенно нет никакой нужды, потому что ход и состав их такой же, как и воскресных; есть небольшие отличия, на которые и буду указывать, где нужно. Состав бдения Всенощное бдение начинается всегда с особенною торжественностью. Усиленный звон, освещение церкви предшествуют ему, затем отверзаются царские двери, и иерей с кадилом в руке возглашает славословие пресвятой Троицы: «Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков (клир отвечает – аминь). Потом иерей, также в алтаре призывает всех прийти поклониться и припасть ко Христу – Царю и Богу нашему, пением следующих стихов: «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу, приидите поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу, приидите поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему, приидите поклонимся и припадем Ему». Вслед за этим при каждении всей церкви поют псалом 103: «Благослови душе моя Господа», с припевом после каждого стиха «Благословен еси Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Быть может, повсеместный отход от веры и на бытовом, и на идейном уровне объясняется прежде всего тем, что радость перестала быть основной тональностью веры самих христиан. Выйдя из Иерусалима на проповедь Христа, апостолы назвали свою веру Евангелием, т.е. благой, или доброй, а значит, и радостной вестью. И сами они наполнены были радостью, ликованием, светом. И именно эта радость, а не доводы и доказательства победили мир, приведя его к новой вере. И в сгущающейся вокруг нас мгле не подействует, пожалуй, никакой другой ответ, кроме нашей радости. мир устал, смертельно устал от споров и доказательств. Люди веками спорят и даже льют кровь, и все равно нет выхода из их разногласий. Мы не переспорим мир никакими доказательствами, и если победим его, то только той радостью, какую дает нам наша вера и особенность которой в том, что ни люди, ни страдания, ни сама смерть не могут ее отнять. Но тогда по-прежнему остается вопрос: о чем она, эта радость, как достичь ее и как жить в ней? Ответ снова дается в Евангелии : «И возрадовались ученики, – говорит оно, – увидев Господа» (ср.: Ин. 20:20 ). Радость веры – не от выкладок и доказательств, а от Того, о Ком наше сердце говорит нам, что Он есть Сама Радость, Сам Свет, Само Добро , Сама Истина, от возможности видеть и узнавать Его. И возрадовались ученики, увидевши Господа. И что же вся наша вера, вся наша Церковь с небесной красотой ее обрядов, с ее иконами, этим просветом, прорывом в небо, как не сплошное видение радости, как не общение с радостью, подобной которой нет на земле? Но если все это не отнесено к таинственному присутствию Христа, если все это не средство видеть, слышать, любить Его, тогда оно страшный и бессмысленный обман. Вот в полутёмной церкви начинается служба. Вслушаемся в тихое, берущее за душу пение. К чему призывает оно? «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему» 258 – это призыв приблизиться, увидеть Того, Кто здесь, с нами. Не думать и размышлять о Нем, а приблизиться и припасть к Нему. Это призыв к радостной встрече. И как ответ на эту встречу, на это видение несется радостное: Благослови, душе моя, Господа... 259 ( Пс. 103:1 ). И вот тогда входит в душу и наполняет ее та радость, о которой мы говорим. Не мутное веселье мира, после которого неизменно наступает похмелье и разочарование, не мимолетные радости, после которых тьма жизни становится ещё гуще, не забвение и даже не утешение, а твердое, спокойное и радостное знание: «Господь защитник моей жизни, кого убоюся?» (Ср.: Пс. 26:1 .) Не бойтесь, – говорит Христос, – Я победил мир (ср.: Ин. 16:33 ), и мы верим Ему. Да не смущается сердце ваше ( Ин. 14:1, 27 ), – говорит Он, и наше сердце перестает смущаться. Радуйтесь ( Мф. 28:9 ), – говорит он, и радость входит в нас, и нет силы, способной ее уничтожить. Изгоняющая страх

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Господи, помилуй – 12 раз – по числу часов дня, чтобы Господь простер к нам милости Свои во все часы дня и ночи. Молитва благодарственная Пресвятой Троице – Отцу и Сыну и Святому Духу – за подкрепление и возобновление сил телесных и душевных сном. От сна востав, благодарю Тя (Тебя), Святая Троице (то есть Отец, Сын и Святой Дух), яко (потому что) многия ради Твоея благости и долготерпения (то есть из-за великой Твоей любви, благости и долготерпения к нам грешным) не прогневался ecu (Ты) на мя (на меня), лениваго и грешного, и не погубил мя ecu со беззаконьми (с беззакониями, неправдами) моими; но человеколюбствовал как обычно (но по обычаю Своему быв человеколюбив ко мне) и в нечаянии лежащаго (в неизвестности будущего лежащего) воздвигл мя ecu (поднял меня), во еже утреневати и славословити державу Твою (чтоб, встав рано, славить Твою державу, Твое промышление о всем мире). И ныне просвети моя очи мысленныя (мои сердечные, душевные очи), отверзи моя уста (открой мои уста и язык) поучатися словесем Твоим (для поучения в слове или в законе твоем), разумети заповеди Твоя (для разумения заповедей Твоих), и творити волю Твою (для исполнения воли Твоей), и пети Тя во исповедании сердечнем (для того, чтобы сердечно исповедывать Тебя), и воспевати всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно (всегда, и во веки веков. Аминь. Объяснение псалма: Помилуй мя, Боже [ Пс. 50 ], применительно к новозаветному состоянию человека-христианина. Приидите, поклонимся Цареви (Царю) нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Помилуй мя, Боже, по велицей (по великой) милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих (потому что Ты милуешь нас щедро, прощая многие и тяжкие грехи) очисти беззаконие мое. Наипаче (много раз) омый мя от беззакония моего, и от греха моего (здесь надо сознавать и живо чувствовать свой грех) очисти мя. Яко (ибо) беззаконие мое аз (я) знаю, и грех мой предо мною есть выну («выну» значит всегда).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Первоначальная молитва священника положила предел всему мирскому и суетному. «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу…» Чинно, своим, порядком потекла служба Христу. «Приидите поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу…» Виктор осторожно подул на плоский уголек в кадиле. «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему…» Уголь ровно отозвался на дуновение таинственными всполохами алого и желтого каления по всей поверхности. Осталось положить на уголек несколько зернышек ароматного афонского ладана, и кадило готово. Мистический дым этой малой жертвы Господу устремился через крестообразные отверстия кадильного куполка вверх, к сводам Казанского собора. Батюшка, не глядя на Виктора, благословил кадило, уверенный, что бравый «афганец» в нужном месте, и принял его в свою руку, ловко вдев указательный палец в кадильные кольца. Как и положено по чину, алтарник приложился к руке священника, которая уже раскачивала кадило, источавшее обильные клубы христианского фимиама и издававшее глуховатые металлические звуки медными цепочками. И дым духовного сражения наполнил весь алтарь, когда отец Александр обошел Престол, с четырех сторон кадя первейшей храмовой святыне. Духи зла в виде остатков суетных мыслей и малодушных вздрагиваний чувств о мирском, житейском стремительно бежали прочь — в окна, двери, в подпол храма. И духи злобы поднебесной бежали дальше — в несчастные души десятков тысяч людей, которые жили в этой округе. И там в их сердцах, не огражденных крестом и верою, они присоединялись к уже угнездившемуся там прежде злу. И души томились недоумением: от чего же жизнь такая унылая, беспросветная, тягостная — дом и работа, дом и работа, дом и работа, и пьянка: одна радость, от которой тошно? «Миром Господу помолимся!..» Матери и бабушки, и дети окрестных жителей уже облачались в латы православной мольбы. Христово воинство выравнивало свои грозные ряды, собиралось духом и возглавляемое Пастырем присоединялось к могучим отрядам Небесных Сил. И шла, и шла молитва друг о друге, о близких и сродниках, о храме, о веси и граде, о Державе Российской, о всем мире.

http://azbyka.ru/fiction/zhivyj-v-pomosh...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010