Она постоянно жила в Измайлове вместе с дочерьми, собрала вокруг себя много приживалок, нищих и богомольцев, которые постоянно молились за помин душе царя Ивана. Ее дочь царица Анна Ивановна также любила Измайлово. Последним из русских государей, кто бывал в Измайлове, была Елизавета Петровна. В XVIII веке село постепенно приходит в упадок. Комиссия, осматривавшая его строения еще в 1737 г., отмечала, что в церкви Иоасафа служба не ведется из-за множества протечек в крыше. В 1765 г. царский измайловский дворец за ветхостью был разобран, остались только каменные постройки. В верхний храм Иоасафа царевича 2 мая 1780 г. попала молния, и после пожара там пришлось делать весь новый интерьер. В 1812 г. Измайлово сильно пострадало от отрядов французов, обследовавших окрестности Москвы в поисках провианта. Только спустя несколько лет село смогли отстроить, но здания в царской усадьбе остались заброшенными. В 1828 г. Покровский собор и церковь Иоасафа были закрыты. В 1848 г. император Николай I, надеясь остановить разрушение Измайлова, передал здания в Департамент военных поселений и поручил архитектору К.А. Тону провести работы по восстановлению зданий и приспособлению их под богадельню для ветеранов Отечественной войны. В 1849 г. по случаю приезда императорской семьи в Измайлово по проекту К.А. Тона в трапезной нижней церкви были устроены парадные покои. Тогда же церковь Всех Святых переосвятили во имя святой царицы Александры, небесной покровительницы жены Николая I. По проекту Тона были сделаны новые иконостасы как в нижнюю Александровскую церковь, так и в верхнюю. С 1883 по 1894 гг. на посту архитектора Измайловской богадельни был С.К. Родионов, крупный архитектор и реставратор. Он провел ряд работ по поновленню храма Иоасафа. В 1919 г. Измайловскую богадельню закрыли, инвалидов выселили, а помещения заняли под казармы инженерных частей Московского военного округа. Этим частям присвоили имя Н.Э. Баумана, поэтому территория бывшей усадьбы стала называться городком Баумана. В 1922 г. Измайлово осматривали представители комиссии «Старая Москва», которые констатировали ужасное состояние древних памятников. Из отчета видно, что в Иоасафовской церкви был сломан парапет, упала главка колокольни, в алтаре храма был сложен овес, в нижнем храме сырость от почвенных вод, проступающих в подвал, и так далее… В общем, полное запустение. В 1925 г. казармы были упразднены, а в опустевшие помещения вселили семьи рабочих. В церкви Иоасафа царевича был сделан «Красный уголок», а в нижнем храме устроили общежитие казарменного типа. В 1937 г. церковь святого Иоасафа, царевича Индийского, сломали как ветхую, а из оставшихся материалов построили склад. В 1970-х гг. часть зданий на Измайловском острове была передана архитектурным реставрационным мастерским Спецпроектреставрация. Сотрудники этих мастерских разработали проект восстановления церкви святого Иоасафа, но пока он не осуществлен. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. |
Их нетленные мощи были перенесены в Индию. Этот сюжет часто встречается в XVII веке в церковной живописи. Повесть послужила основой для создания одной из первых пьес древнерусского театра. Наставник царских детей ученый монах Симеон Полоцкий написал стихи на этот сюжет и читал их в Измайлове царю Федору Алексеевиче в церкви святого Иоасафа в 1680 г. Сохранился текст этих стихов, на котором сам Симеон Полоцкий сделал соответствующую запись. Симеон Полоцкий мыслил, что он является для своего любимого ученика таким же наставником, как Варлаам царевичу Иоасафу, и хотел воспитать из царевича Федора идеального просвещенного правителя, готового посвятить свою жизнь на благо подданных. По-видимому, молодой царь Федор Алексеевич мыслил себя таким государем и именно поэтому посвятил первую из построенных им церквей святому Иоасафу. Как и при царе Алексее Михайловиче, царский двор Федора Алексеевича часто проводил летнее время в Измайлове. Туда начинали ездить в мае и находились почти все время до 19 ноября – праздника святого Иоасафа. В декабре 1689 г. золотописец Карп Золотарев начал делать иконостас и писать иконы для новой церкви. Архитектурные формы верхнего храма после перестройки стали совсем иными. Нижний храм с четырехъярусной колокольней были построены в традициях русской архитектуры XVII века, своеобразие первому ярусу придавала открытая арочная галерея, обхватывавшая храм с трех сторон и имевшая наверху гульбище. Верхняя церковь была совсем иных форм. Это был один из первых ярусных храмов типа восьмерик на четверике. С восточной и западной сторон к главному объему были присоединены небольшие кубические алтарь и трапезная, завершенные маленькими главками. Все здание храма было очень гармонично по объемам и плавно поднималось вверх. Эта архитектурная композиция было взята русскими зодчими с Украины и Польши, но несколько переработана на русский манер. Царевна Софья к этому времени была уже свергнута пришедшим к власти в сентябре 1689 г. Петром I. Петр в молодости также часто бывал в Измайлове, а позднее отдал его вдове своего брата царя Ивана – Прасковье Федоровне. |
Использование раковин в верхней части четверика Преображенской церкви говорит о том, что при формировании нового стиля используются не только те западноевропейские формы, с которыми мастера могли познакомиться в этот период, но и формы, привнесенные двумя веками раньше и заимствованные как бы уже из собственного архитектурного наследия. Важно понять, кто был автором идейного замысла и семантической программы храма. Сама царевна Софья была, по словам С.М. Соловьева, «больше мужеского ума исполненная дева». Среди лиц, оказавших большое влияние на взгляды царевны Софьи, следует упомянуть князя Василия Васильевича Голицына. «Царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель» являлся наиболее влиятельным и образованным человеком в Москве: в его доме «все устроено было не хуже, чем при дворе какого-нибудь итальянского князя», он выстроил себе прекрасный дом и церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду (1686). При строительстве в Новом Иерусалиме мастерами были взяты из библиотеки В.В. Голицына «две книги мастерские к резному делу в лицах». Возможно, что эти же книги могли быть использованы и при строительстве Новодевичьего монастыря, так как отдельные декоративные детали обладают большим сходством с керамическим декором Нового Иерусалима. Прежде всего, это гермовидные пилястры, фланкирующие окна надвратных храмов. Подобная форма, не получившая в дальнейшем широкого распространения, впервые встречается в керамическом исполнении в Новом Иерусалиме. Известно также, что Василий Васильевич непосредственно возглавлял строительство в 1687–1688 гг. в Измайлове, а также сам мог разработать новый архитектурный проект церкви царевича Иоасафа. Сходство композиции и архитектурного декора этого измайловского храма с постройками в Новодевичьем монастыре позволяет предположить, что в замысле последних также принимал участие Голицын. По сути, храм царевича Иоасафа в Измайлове и Преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыря, выстроенные одновременно, являются первыми примерами развитого нарышкинского стиля. Один из этих памятников представлял новаторскую линию с композицией восьмерик на четверике, а второй – традиционную, с бесстолпным пятиглавым храмом, ставшим ядром принципиально новой ярусной центрической композиции. Две линии будут существовать параллельно на протяжении всего нарышкинского стиля. До возведения этих памятников мы не знаем примеров украшения храмов развитым белокаменным декором, хотя отсчет нового стиля принято вести от церкви Воскресения на Пресне (1681). В 1682–1687 гг. было выстроено несколько храмов, представлявших центрическую ярусную, трехчастную и многобашенную композиции, но все они имеют очень скупой декор. Лишь храм преподобного Сергия при трапезной Симонова монастыря (1683–1685), перестроенного также по поручению царевны Софьи, и храмы Новодевичьего монастыря украшаются развитым белокаменным узором. В Преображенской церкви мы встречаем уже окончательно сложившую декоративную систему. |
Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 г.г., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в., окончательно уничтожен в конце 1920-х г.г. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 г.г. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. Храм не закрывался. Престолы: главный - Рождества Христова; приделы - Казанской иконы Божией Матери (южный), свт. Николая (северный), Иерусалимской иконы Божией Матери (приставной). Святыни: чудотворные иконы Божией Матери Иерусалимская и Владимирская (с частицей мощей ап. Фомы) ; чтимые храмовые святыни: иконы «Благодатное Небо», «Спас Нерукотворный», «Спас Смоленский», вмч. Пантелеимон (афонского письма), икона XVII в. свв. прпп. Алексия,человека Божия и Марии Египетской, икона Девяти свв. мчч. Кизических (XIX в.), икона свт. Иоасафа Белгородского с частицей мощей, икона мч. Трифона с частицами мощей. |
1985. С. 67); писал иконы в ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове ( Токмаков. 1889. С. 21-22); «починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 16. 26079). На рубеже 1688 и 1689 гг. З. «погорел и разорился без остатку»; на восстановление из Оружейной палаты ему было выдано 10 р. (Там же. 26441). В 1691 г. З. написал диаконские врата для Высокопетровского мон-ря; в 1697 г.- для придела св. Иоанна Предтечи в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в имении Узкое писал иконы, к-рые сохранялись там вплоть до нач. XX в. ( Гурьянов. 1904); в 1698 г. для деисусного ряда Спасо-Преображенской ц. в Вязёмах исполнил икону апостолов Петра и Павла ( Шереметев. 1916). Последней известной работой З. в 1700 г. стала сохранившаяся до настоящего времени 2-сторонняя икона «Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном» с изображением на обороте Голгофского креста (ГММК). Образ кон. XIV - нач. XV в. был поновлен З. (икона, согласно сведениям реставрации 1980 г., была полностью переписана, расчищена), о чем сообщала надпись: «...поновлен сей святый чудотворный образ Спасителев греческаго письма во вторые изографом Георгием Терентьевым сыном Зиновьевым» (цит. по: РИБ. М., 1876. Т. 3. С. 587). Последние упоминания о З. датированы 1701 и 1702 гг. в связи с его поручительством об иконописцах Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 123 об., 156; Ед. хр. 1031. Л. 332 об.). Ист.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 100, 102, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 115, 122; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверческого мон-ря в Москве. М., 1904; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 81-85; Шереметев П. С. Вязёмы. Пг., 1916. С. 49, 193, 198. Лит.: Токмаков И. Ф. Сборник мат-лов для VIII Археол. съезда в Москве. М., 1889. Вып. 2: Моск. губерния и ее святыни: История, археология, статистика; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 381-384; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 49, 54; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря//ВМУ: Ист. 1985. 2. С. 66-67; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. 1988. Кат. 151, 152; Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в г. Суздале. Владимир, 1996. С. 5, 19, 22-27, 29, 31-34, 57, 62, 108, 121, 138; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 229-234 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова: |
Апостолы Петр и Павел. Икона. Кон. XVII в. (ЦМиАР) Апостолы Петр и Павел. Икона. Кон. XVII в. (ЦМиАР) С дек. 1687 г. под руководством и по рисунку З. изготовлялся резной золоченый иконостас для ц. Иоасафа, царевича Индийского, в дворцовом с. Измайлове (храм разобран, иконостас не сохр.), там же З. вызолотил 3 креста на главах (1688). В те же годы при его активном участии были выполнены в резной и иконописной части иконостасы верхнего храма в ц. Покрова Пресв. Богородицы в Медведкове (сохр. полностью) и в ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Чёрная Грязь (1686, не сохр.) - подмосковных вотчинах Голицына. При царевне Софии З. постоянно выполнял чертежи для изготовления дворцовой мебели на европ. манер. В 1689 г. для «царской потехи» им было также сделано «мартышкино место» - клетка для обезьянки в дворцовых покоях. Жил З. в приходе Вознесенской ц. у Никитских ворот. Летом 1688 г. его двор сгорел. На пожарное разорение художнику было выдано значительно больше денег, чем полагалось в таких случаях,- 30 р. В том же году он получил задание на выполнение резьбы и икон иконостаса новопостроенного Большого собора Донского монастыря. После авг. 1689 г. (попытка захвата власти царевной Софией, падение Голицына) эти работы были прерваны, а 1 сент. 1689 г. З. был уволен из Посольского приказа. Однако уже в июне 1690 г. он вернулся на прежнее место с жалованьем 50 р. По-видимому, тогда под его рук. был создан последний из иконостасов для Новодевичьего мон-ря - в ц. Варлаама и Иоасафа под колокольней (отдельные иконы в филиале ГИМ «Новодевичий монастырь»). В 1691 г. художник украсил рукопись «Книги о мельничном строении». Тогда же вместе с Иваном Рефусицким работал над иконостасом домашней церкви стольника П. М. Долгорукова. З. работал по заказу Патриаршего приказа: в нояб. 1692 г. расписывал «золотом и красками» печатный антиминс «в соборную Успенскую церковь», а год спустя написал миниатюры с образами евангелистов, заставки и буквицы в новом печатном Евангелии для Успенского собора в Кремле. |
Точно неизвестно, когда было начато и окончено строительство деревянной церкви. Вероятно, она была завершена к 1664 г., так как первые сведения о совершении богослужения в ней относятся к лету этого года. Нельзя ничего сказать об архитектуре и внутреннем убранстве деревянного храма. Известно лишь, что часть храмовых икон в 1665 г. писали костромские мастера Сергей Васильев Рошков, Петр Аверкиев Дунаев, Дмитрий Емельянов Пушкарев и Фрол Леонтьев. Ими были написаны образы Рождества Пресвятой Богородицы, святого великомученика Никиты и Всемилостивого Спаса с припадающими святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Последняя икона сохранилась и стоит справа от царских врат в центральном храме. К этому кругу принадлежат и другие образы современного центрального иконостаса: храмовая икона Рождества Христова на правом клиросе, икона Введения Пресвятой Богородицы на левом клиросе и святых мучеников Флора и Лавра. Первыми в церкви Рождества Христова служили священники Василий и Димитрий, на смену которым пришли священники Александр и Феодор, прослужившие в храме до конца XVII в. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. на царский престол взошел его сын Федор Алексеевич. Он отличался благочестием и большой любовью к церковному каменному зодчеству. В Измайлове в его царствование завершилось строительство Покровского собора на Измайловском острове и были воздвигнуты каменные церкви Иоасафа царевича Индийского и Рождества Христова. На строительство каменного Рождественского храма Святейший Патриарх Иоаким 16 сентября 1676 г. выдал благословенную грамоту. В Российском государственном архиве древних актов хранится фрагмент столбца грамоты. К ней приложена красновосковая печать Патриарха Иоакима с изображением благословляющей руки. Согласно грамоте, каменный храм сохранил посвящения престолов: главный престол новой каменной церкви посвящался Рождеству Христову, а престолы приделов - иконе Пресвятой Богородицы Казанской и святителю Николаю Чудотворцу. На востоке церковь завершалась тройными алтарными апсидами. |
Москва. Церковь Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове. Начало разборки кровель. Госкаталог Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева " Олег Щёлоков .. - .. Карта и ближайшие объекты Иоасафа, преподобного, в Измайлове церковь Измайлово – район на востоке Москвы, название которого происходит от села Измайлово, известного еще в XVI веке. Это село принадлежало царю Ивану IV Грозному, было им подарено брату царицы Анастасии – Никите Романовичу Юрьеву. От него Измайлово перешло его сыну Ивану Никитичу Романову, потом с 1640 г. владельцем стал боярин Никита Иванович, от которого село уже перешло к царю Алексею Михайловичу. При царе Алексее Михаловиче начинается бурное развитие Измайлова как пышной царской загородной усадьбы, там были созданы знаменитые государевы сады, образцовое хозяйство, промышленные предприятия. В центре территории в 1660-1670-е гг. благодаря запрудам на речке Серебрянке был создан Измайловский остров. Там при царе Алексее Михайловиче начали строить Государев двор с Покровским собором. Царские деревянные хоромы стали возводить уже при царе Федоре Алексеевиче в 1676 г. Одновременно с ними строилась к юго-западу от них каменная домовая церковь, в нижнем ярусе которой был престол в честь Всех Святых, а в верхнем ярусе – во имя преподобного Иоасафа, царевича Индийского. Под престолами храма хранились медные закладные доски, где указывалось, что здание было заложено в 1678 г., а освящены – верхний храм 19 октября 1679 г., нижний на год позднее. Храм был соединен с царскими хоромами и составлял с ним единый ансамбль. Посвящение церкви святому царевичу Иоасафу было связано с популярной в XVII веке «Повестью о Варлааме и Иоасафе». В ней пересказывается житие индийского царевича, который под влиянием своего наставника монаха Варлаама принял христианство и стал отшельником, живя со своим учителем в пещере, а после его смерти прожил еще тридцать пять лет в одиночестве. |
В неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Измайлове 9 января 2011 г. 12:22 9 января 2011 года, в неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Измайлове . Перед началом Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился чудотворной Иерусалимской иконе Божией Матери, написанной в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр ; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; настоятель храма Рождества Христова в Измайлове, благочинный Преображенского округа г. Москвы протоиерей Леонид Ролдугин ; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк) , клирики храма и московское духовенство. На богослужении присутствовал префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Ломакин. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Максима Боброва, учащегося Московской духовной семинарии, клирика Покровского храма МДАиС . По окончании Божественной литургии Святейшего Патриарха приветствовал протоиерей Леонид Ролдугин. Отец настоятель, в частности, отметил, что храм Рождества Христова в Измайлове не был закрыт в годы гонений на Церковь и «по его святыням можно изучать историю и культуру России». В память о богослужении отец Леонид преподнес Его Святейшеству список главной святыни храма — Иерусалимской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к богомольцам с Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. |
Измайловское кладбище (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " " text " : " " , " title " : " " , " link " : " " , " lat " " lon " " icon " : " " " imageoverlays " Измайловское кладбище (Москва) находится в Восточном административном округе города Москвы. Содержание История [ править править код ] Основано в 1672 году. Находилось около села Измайлово, известного с середины XVI века как вотчина шурина Ивана IV Никиты Романовича Юрьева. В 1676 году на месте старой деревянной церкви возведён каменный храм Рождества Христова, выдержанный в стиле позднего узорочья. В 1761 году к нему была пристроена колокольня в стиле барокко. В церкви хранятся икона Иерусалимской Божьей Матери, иконы великомученика и целителя Пантелеймона, Алексия Человека Божия, Марии Египетской (все — XVII—XVIII вв.), частица мощей Иоасафа Белгородского. Храм окружает кирпичная ограда со Святыми воротами, сооружённая в стиле барокко во второй половине XVIII века. Измайловское кладбище вошло в состав московских кладбищ в 1935 году. В начале 1960-х годов северная часть кладбища была уничтожена при прокладке трассы Сиреневого бульвара. Площадь кладбища: 3 га На кладбище находятся почитаемые места погребения христианских подвижников благочестия: Храмы [ править править код ] Храм Рождества Христова в Измайлово (Москва) — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово. Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Святыни Адрес: 105122, Россия, город Москва, проезд Измайловский, 28 Телефон: +7 (915) 177-01-20 , +7 (915) 109-59-56 Электронная почта: info@hrhi.ru Сайт: http://hrhi.ru/ Проезд на общественном транспорте: от станции метро «Преображенская площадь» автобус 230 до остановки «Школа»; от ст. метро «Измайловская» автобус 34 до остановки «Измайловский проезд». Подробнее... Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты |
| |