Славянская кормчая . Правило 8е. Аще сирота или вдовица, в коей напасти нуждею страждуще, и помолятся епископу помощи им, да дерзнет епископ, и приступит к цареви и молится, елико может, да помилует их: но да не изветом тоя вины пребудет долго время в воех, но паче диакона да посылает. Правило 9е. Епископи должни, суть помогати сиротам и вдовицам. Прибегающим в церковь да помогают. Толкование . Иже убо заступати сироты и вдовицы, и печальные утешати, и в напастех нужду приемлющих, помогати епископи должни суть. Такоже и в церковь прибегающим, своих ради прегрешений, и требующим милости, приходити их ради к цареви, и молитися о них ему, да мстит обидимыя, и да простит осужденныя, неких ради вин и прегрешении, се правило тако повелевает епископом. Таковых же ради вин, не оставляти им надолзе своих церквей, и не ходити в воех долго время, или инде, идеже царь есть, и стужати ему о них, яко наводящу сего ради епископом порок и оклеветание, непращает тому быти правило, но своим диаконом мольбы посылати цареви повелевает. Правило 10е. Брату к брату посылающу, митрополит посолника да укрепит, и да пишет епископом, к ним же есть мольба посолнику помогати. Толкование . Епископ хотя послати некоея ради мольбы к цареви, и о том грамоту пишет к брату своему, рекше епископу, иже есть в стану цареве, его же царь позва, да пребывает и да ходит с ним: и аще хощет к тому послати, должен есть, да приидет прежде к своему митрополиту, и написанное к царю моление покажет, и диакона его же хощет послати, да сам митрополит писание моления истяжет, еда неправедно некое прошение имать: и тако испытав, и грамоту свою напишет, и составительное писание вдав, тем посылаемого укрепит, и помолит сущыя у царя епископы, да хранят и помогают диакону. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 13  чел. Всего просмотров 550 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК

http://azbyka.ru/pravo/sardikijskiy-sobo...

Когда исполнилось Ей 3 года, родители привели Ее в храм, где Она жила до 14 лет и занималась чтением Священного Писания, молитвою и рукоделием. На 15м году Ее нужно было, по обычаю, отдавать замуж, но Она не желала этого, потому что обещалась пребывать всегда Девой. Тогда священники, по внушению Божию, обручили (поручили) Ее дальнему ее родственнику, жившему в Назарете, старцу Иосифу, чтобы он питал и хранил Ее. Здесь, в Назарете, Пресв.Дева получила небесную весть от Архангела о рождении от Нее по плоти Сына Божия, Который и родился от Нее в Вифлеемской пещере. По смерти Иисуса Христа, Она жила в доме Иоанна Богослова и была для него вместо матери. Успение (смерть) Ее последовала через 15 лет по вознесении Христа на небо. Кончина Ее, по преданию, была чудесная: Она скончалась в присутствии апостолов, чудесно принесенных к месту кончины Ее на облаках из разных стран. Сам Господь со святыми ангелами явился и мирно взял Ее душу. На третий день после успения и тело Ее было взято на небо. Греческое слово: Параклит , применяемое в церковных книгах для наименования Св.Духа, означает не только Утешитель, но и Ходатай, Защитник наш перед Отцом Небесным. В церковнославянском языке нет звука “ё”, поэтому следует читать “твое”, а не “твоё”, “зовем”, а не “зовём.” и т.д. 3. Утренние молитвы Молитва Иисусу Христу Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.  Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.  По-русски: Приидите, поклонимся Царю, нашему Богу. Приидите, поклонимся и повергнемся на землю пред Христом Царем, нашим Богом. Приидите, поклонимся и повергнемся на землю пред Самим Христом, Царем и Богом нашим.   Цареви – царю. Припадем – повергнемся на землю. К кому эта молитва? Молитва эта к Иисусу Христу. О чем говорится в этой молитве? В ней мы приглашаем все свои телесные и душевные силы, приглашаем и других верующих поклониться Иисусу Христу, Царю нашему и Богу. Псалом 50 – покаянный псалом Давида Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tolkovyj-pr...

В час блаженной кончины св. Иоасафа игумен Хотмыжского монастыря Исаия, во время послеобеденного отдыха видел следующее знаменательное сновидение. Будто он находился у архипастыря Иоасафа в Белгороде, причем святитель, стоя у окна, указывал ему на восток и на ярко восходившее солнце, сиявшее ослепительным светом, и сказал: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию».15 декабря после заупокойной Литургии в домашней церкви грайворонского архиерейского дома, тело почившего св. Иоасафа было отправлено в г. Белгород для погребения. Два с половиной месяца после блаженной кончины св. Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек. Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя. Спустя 2 года по погребении св. Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и его одежд, покрова и самого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о преставившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по своей вере получали исцеления. Так жил, так трудился на ниве Христовой, подвизался подвигом добрым и почил в Господе Белгородский святитель Иоасаф, великий светоч православно-христианской веры.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203605...

После торжественной канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду изучить дела, связанные с канонизацией святителя Иоасафа. Император воочию убедился в 100-процентном нетлении его мощей, проезжая через Белгород в 1904 году. В 1910 году была создана комиссия, прибывшая в Белгород для освидетельствования мощей. Врачи проверили достоверность более ста исцелений и подтвердили, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя. Святейший Синод направил Николаю II доклад и ходатайство о назначении дня канонизации святителя Иоасафа. 10 декабря (в день кончины святителя Иоасафа) 1910 года по старому стилю на докладе Царь написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Св. Синода с искренним умилением и полным сочувствием. Николай». Когда гроб со святыми мощами святителя был поставлен в раку, возле нее уже горели самые красивые лампады, подаренные Императрицей Александрой Федоровной и Великой княгиней Елизаветой Федоровной от всей Царской семьи. Лампады были украшены рубинами, изумрудами, жемчугами. Рака с мощами святителя Иоасафа Белгородского В Казанском соборе, который был в свое время освящен спрятанными там мощами святителя Иоасафа, в настоящее время есть огромная икона святых Царственных великомучеников и икона поменьше, на которой Император Николай II изображен с Цесаревичем Алексием. Именно светлый отрок и его святая семья и привели Марию в город на Неве – к Казанской иконе Божией Матери и ко многим другим святыням Санкт-Петербурга. А начался этот долгий и тернистый путь воцерковления Марии по молитвам святителя Иоасафа. Он родился на Украине в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, любил посещать Харьков, обрел недалеко от Изюма чудотворную Песчанскую икону Божией Матери, был настоятелем Мгарского монастыря, наместником Троице-Сергиевой Лавры, где при нем была выстроена самая большая колокольня.

http://radonezh.ru/2022/12/23/pro-muzey-...

Герлах знал, что в Константинополе считали Иоасафа симонистом, пускавшим в продажу епископские места. Но важнее свидетельства Герлаха в этом отношении определение собора, бывшего в Константинополе. Сам Иоасаф собрал этот собор, имея в виду сделать на нем постановления, грозные для непослушных клириков. Но собор обратил свою деятельность против самого Иоасафа. Ободряемые тогдашним временщиком, Михаилом Кантакузином, члены собора подняли дело о симонии патриарха и присудили его к лишению кафедры, к возвращению незаконно собранных им денег и к ссылке на Афон. Собор состоял из очень большого числа членов: на нем были 51 митрополит и епископ.  Положим, что собор действовал, может быть, и не совсем самостоятельно, так как он находился под влиянием Кантакузина, но во всяком случае мы не вправе сомневаться в честности его действования, как иногда это делается. Такой многочисленный собор ведь нельзя же было склонить к несправедливости даже и сильному временщику. Некоторые из современников Иоасафа старались обелить патриарха и выставить его невинной жертвой деспотизма Кантакузина. Так, на защиту Иоасафа выступали в свое время Иоанн и Феодосий Зигомала (отец и сын), двое константинопольских ученых XVI в. Феодосий Зигомала именовал его мужем превосходным и указывал, что патриарх только по ненависти лишен кафедры; причем давал знать, что деяние собора Константинопольского 1565 г. против Иоасафа внесено в «Historia Patriarchica» (Малаксом) вопреки справедливости.  Другой Зигомала, Иоанн, в беседе с Герлахом рекомендовал Иоасафа как человека доброго, невинного и святого, который низвержен с кафедры несправедливо.  Но эта защита Иоасафа со стороны обоих Зигомала едва ли значительна. Прежде всего, свидетельство двух таких лиц, как отец и сын, будет справедливо считать за одно свидетельство; а одно свидетельство едва ли может поколебать те авторитетные сообщения, которые приведены выше и которые служат не к чести патриарха. Затем, Иоанн Зигомала мог любить Иоасафа как своего бывшего ученика (Иоасаф учился у Иоанна),  а оба Зигомала могли ценить этого иерарха и как любителя и покровителя науки (каким и был Иоасаф), и как такое лицо, которое помнило заслуги Иоанна в качестве наставника, — и сообразно с этим платило какими-либо милостями обоим Зигомала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Это был смиренный, молчаливый, всегда невозмутимый, приветливый и ласковый инок. Родная тетка Св. Иоасафа (сестра Пахомия) под именем Анастасии постриглась в монахини в Ладинском монастыре, – недалеко от г. Прилук, на берегу р. Удая. Следовательно, трое Горленков – дед, сын и внук (Димитрий, Андрей Димитриевич и Андрей Андреевич) «громко заявили о своем существовании в летописях Малороссии первой половины XVIIbeka», а трое других 6 – родной дядя Святителя Иоасафа – смиренный инок Киево-Печерской Лавры – Пахомий, брат Святителя – архимандрит Митрофан (настоятель Киево-Братского монастыря, затем Киево-Выдубицкого), окончивший жизнь в Святогорской пустыни на покое 7 , и сам Святитель Иоасаф удалились под своды монастырских храмов, которыми была усеяна Малороссия, и соделывали спасение свое подвигами иноческого жития. Приведенные данные касательно предков Святителя Иоасафа, склада домашней жизни в семье Горленков и поступления некоторых членов из фамилии Горленков в монашество в некоторой степени объясняют нам возникновение в душе отрока Иоакима того благочестивого настроения, вследствие которого он преклонился не пред широким поприщем шумной светской жизни, а пред незримою жизнью верующего сердца, пред молитвою и подвигами монастырской жизни. В доме родителей Святителя Иоасафа витала та благодатная атмосфера, под согревающим влиянием которой произрастала и получила свое развитие юность Иоакима. В этой благодатной атмосфере слагалась и образовалась та крепкая сила духа Святителя Иоасафа, которая покорила в себе человеческую природу и пересоздала ее потом в духе истинно-христианской настроенности. Опираясь на это, мы смеем подтвердить, что родители Святителя Иоасафа, отличавшиеся, помимо внешних преимуществ, благодатною настроенностью, своим примером и наставлениями посеяли в восприимчивой и впечатлительной душе первенца своего Иоакима первые семена веры и благочестия. Тихий, ласковый, добрый, кроткий, незлобивый, смиренный родитель Святителя Иоасафа своею жизнью и наставлениями внедрял и укоренял в душе ребенка Иоакима высокие правила благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Предстоятель указал на особую актуальность примера святителя Иоасафа, удивительным образом совмещавшего «в своей личности высокий духовный авторитет, духовную молитвенную жизнь с прекрасным талантом администратора», в современных условиях, когда «священство несет большую ответственность не только за состояние дел в Церкви, на приходах», но и «за духовное состояние всего народа, а значит, за благополучие нашей страны». «Священник должен оценивать свою работу не только в соответствии с техническим состоянием храма — отремонтирован храм или нет, восстановлен или не восстановлен; не только по количеству людей, приходящих в храм; не только по числу причастников. Священник должен оценивать свою работу по нравственному состоянию народа, которому он служит», — отметил Святейший Патриарх, выступая на торжественном вечере. 17 сентября, в праздник обретения мощей и 100-летия прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение Божественной литургии на Соборной площади Белгорода. Из крипты часовни святителя Иоасафа Белгородского на площадь были принесены его честные мощи. После чтения Евангелия Патриарх Кирилл произнес проповедь о значении духовного подвига святителя Иоасафа для нашего времени. «Пример святителя Иоасафа подтверждает замечательные слова, сказанные великим отцом Церкви Григорием Нисским. Святитель Григорий говорил, что каждому слову должно сопутствовать дело, а слово без дела суетно и неплодотворно. Эти слова должны быть запечатлены в сознании каждого священнослужителя. Мы можем говорить, обращаясь к людям, но если наши слова не сопровождаются делами, то эти слова суетны и несостоятельны», — сказал, в частности, Патриарх. По словам Предстоятеля, пример святителя Иоасафа «есть пример обжигающий, который свидетельствует о том, что каждое слово святительское, слово священническое должно сопровождаться делом — делом жизни, духовным подвигом, подвигом любви к людям, пастырской заботой о каждом». По окончании Литургии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнес Святейшему Патриарху набор богослужебной утвари, сделанной украинскими мастерами по образцам богослужебных сосудов, которые были изготовлены 100 лет назад специально к канонизации святителя Иоасафа.

http://e-vestnik.ru/news/na_rodine_svyat...

Однако, Епископ Феоктист скоро был вразумлен дивным явлением Святителя. В одно время епископ Феоктист очень рано утром до звона к заутрени видит сон, что он в этом соборе служит литургию и вместе с ним находится в алтаре на горнем месте Святитель Иоасаф, и когда епископ Феоктист с кадилом обратился к горнему месту, в то время Святитель Иоасаф взявши свой омофор, коснулся лица Феоктиста, говоря: «что ты меня гонишь!» Прикосновение было так сильно, что епископ Феоктист проснулся в испуге, тотчас послал за ключарем и приказал звонить к заутрени; сам служил и по совершении литургии открыл ход в пещеру, служил панихиду, что и доныне совершается и ход остается открытым. Один из Харьковских епископов посетил пещеру, где покоятся мощи Святителя Иоасафа, и смутившись тем, что крышка гроба Святителя открыта при служениях панихид и народ беспрепятственно прикладывается к мощам, еще церковью не причисленным к лику святых, отдал распоряжение, чтобы крышку гроба закрыли навсегда. Не успел он отъехать от города и версты, как был поражен параличом. Язык, руки и ноги отнялись у него. Кое-как знаками показал он, чтобы повернули лошадей назад, к монастырю. Там, по указанию Владыки, его внесли в пещеру, и он слезно умолял святителя Иоасафа простить ему его тяжкий грех пред ним и возвратить здравие. Господь, по молитвам Святителя Иоасафа, внял мольбе и подал исцеление. Уезжая, Епископ сказал: «Не я открывал крышку, не мне грешному и закрывать ее. Пусть все останется по-прежнему». (Сообщ. иеромонах Александро-Невской лавры о. Гавриил Стефановский). В 1824 году, во время приезда своего в Белгород, Государь Император Александр I спускался в пещеру, где покоятся мощи Святителя Иоасафа, и служил панихиду, но на представление Преосвященного причислить Св. Иоасафа к лику святых не изъявил согласие. Надобно, чтобы ровно через год Император скончался 19 ноября, в день Преподобного Иоасафа, царевича Индийского, в который празднуется в Белгороде и тезоименитство Свят. Иоасафа Горленка (Русск. арх. 1880 г., III, стр. 289–290. Воспоминания Н. И. Шенига).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Идентифицировать их с его телом помог Н-образный разрез в районе печени. В декабре 1920 года его сделал скальпелем приглашенный из Харькова профессор, известный патологоанатом, который бальзамировал Ленина. Дело в том, что при мумификации печень удаляется, а была попытка доказать, что это искусственная мумия. Но при вскрытии мощей печень и все внутренние органы оказались на месте. Разрез не зашили, а прикрыли. Были обнаружены и другие совпадения, известные по описанию мощей святителя Иоасафа, умершего в 1754 году. Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей святителя Иоасафа Неся послушание у Казанской иконы Божией Матери, Мария удивлялась тому, что она жила во всех трех городах, тесно связанных с именем святителя Иоасафа: в Белгороде, где находятся его мощи и где сейчас живут ее родные, в Санкт-Петербурге, где мощи были спрятаны на чердаке Казанского собора, и в Харькове, где в 2009 году были обнаружены подлинники документов 1908-1913 годов об обследовании множества чудес от мощей святителя Иоасафа (Горленко). Фотокопии оригиналов архивных документов Святейшего Синода впервые были опубликованы в книге «Прославление святителя Иоасафа Белгородского. Документы». Эту уникальную книгу Мария получила в подарок в год 100-летия со дня канонизации святителя от настоятеля Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерея Олега Кобеца, награжденного медалью святителя Иоасафа, епископа Белгородского II степени. На обложке книги воспроизведен текст клятвы, которую впервые за всю историю освидетельствования мощей разных святых люди принимали на Кресте и Евангелии: «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, пред святым Его Евангелием и животворящим Крестом в том, что не увлекаясь ни дружбою, ни родством, ниже ожиданием выгод или иными какими-либо видами, я по совести покажу в сем деле сущую о всем правду и не утаю ничего мне известного, помятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ пред законом и пред Богом на страшном суде Его. В удостоверение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь».

http://radonezh.ru/2022/12/23/pro-muzey-...

По ходатайству епископа Курского и Обоянского Питирима (Окнова, † 1919) через 156 лет после кончины святитель Иоасаф был причислен к лику святых. Прославление святителя состоялось 4 сентября 1911 года. Труды : Путешествие в мире грешника Иоасафа Горленко. Краткая автобиография. Фамильные записки. Брань 9 добродетелей с 7 грехами (стихотворный диалог). (Все произведения изданы в 1892 году в Киеве В. Горленко.) Литература: Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда архипастырской деятельности. – Харьков. 1902. – С. 79–115. Квитка Г. Ф. Краткое описание жизни преосвященного Иоасафа Горленко. Платонов И., протоиерей. Кафедральный собор, как священный памятник молитв святителя Иоасафа (Горленко). Белгородского чудотворца. – Курск. 1911. Большаков Н. И. Житие и чудеса святителя Иоасафа. епископа Белгородского. – СПб., 1909. Борисов В. А., священник. Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский. Его жизнь и деятельность. – Сергиев Посад. 1911. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 86–101. Поселянин Е. Святитель Иоасаф Белгородский //Русский паломник. – 1909. 18. – 280–282: 19. – С. 297–299. Никодим (Кононов), епископ. Иоасаф святитель и чудотворец епископ Белгородский (его жизнь, прославление и чудеса). – Курск, 1914. Жевахов Н. Д., князь. Памяти нового чудотворца. – Киев. 1907–1911. Борис (Плотников) , архимандрит. Прощальная речь профессорам и студентам Санкт-Петербургской духовной академии, сказанная при последнем служении в академической церкви (11/11–1901 г.). – СПб. Булгаков Г. И. Облачения святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского. – Курск. 1910. Булгаков Г. И. Об иконном изображении святителя Иоасафа. Белгородского чудотворца. – Курск. 1911. Булгаков С. Благодатная личность святителя-молитвенника Иоасафа и назидательное значение ее для нашего времени. – Курск, 1913. Булгаков С. Д. Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский. – Курск. 1911. Булгаков С. Д. Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский и Обоянский и его отношения к виновному духовенству. – Курск. 1911.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010