Храм Рождества Христова в Измайлово (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Рождества Христова в Измайлово — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово. Содержание История [ править править код ] Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Главный бесстолпный четверик снаружи увенчан тремя ярусами кокошников и пятью главами. Западная (трапезная) часть храма построена как двухстолпная палата в конце XVII в.; в начале XVIII в. пристроена паперть с колокольней в стиле раннего барокко. Первые иконы трех иконостасов храма написаны костромским иконописцем Сергием Рожковым и датированы 1678 г. В 1735 г. по распоряжению императрицы Анны Иоанновны было осуществлено первое поновление икон XVII в. и написаны новые образа цеховым иконописцем Петром Пискулиным. В сер. XIX в. все три иконостаса и пристенные киоты в трапезной части храма были украшены резьбой. В храме находится (с 1804 по 1854 гг., а затем с 1927 г. постоянно) чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского (храм разрушен молнией в 1780 г., затем восстановлен в первой половине XIX в. , а впоследствии окончательно уничтожен в конце 1920-х гг. ). Образ прославился многими исцелениями во время моровых поветрий в 1771 и 1866 гг. В XIX в. икона была украшена уникальным чеканным окладом работы знаменитой фирмы Сазиковых. В храме Рождества Христова 25 октября 1945 г., в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, был рукоположен в сан иерея и начал свое священническое служение архим. Иоанн (Крестьянкин) .

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Рождества...

В неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Измайлове 9 января 2011 г. 12:22 9 января 2011 года, в неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова в Измайлове . Перед началом Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился чудотворной Иерусалимской иконе Божией Матери, написанной в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр ; председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; настоятель храма Рождества Христова в Измайлове, благочинный Преображенского округа г. Москвы протоиерей Леонид Ролдугин ; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк) , клирики храма и московское духовенство. На богослужении присутствовал префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Ломакин. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Максима Боброва, учащегося Московской духовной семинарии, клирика Покровского храма МДАиС . По окончании Божественной литургии Святейшего Патриарха приветствовал протоиерей Леонид Ролдугин. Отец настоятель, в частности, отметил, что храм Рождества Христова в Измайлове не был закрыт в годы гонений на Церковь и «по его святыням можно изучать историю и культуру России». В память о богослужении отец Леонид преподнес Его Святейшеству список главной святыни храма — Иерусалимской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к богомольцам с Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1382096.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в неделю 33-ю по Пятидесятнице 9 января 2011 г. 16:07 9 января 2011 года, в неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, день памяти праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  храме Рождества Христова в Измайлове . Перед началом Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился чудотворной Иерусалимской иконе Божией Матери, написанной в 1649 г. в Оружейной палате Кремля при царе Алексее Михайловиче Романове для дворцового усадебного храма царевича Иоасафа Индийского. За Божественной литургией Его Святейшеству сослужили:  епископ Дмитровский Александр ; председатель  Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению   епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве  протоиерей Владимир Диваков ; настоятель храма Рождества Христова в Измайлове, благочинный Преображенского округа г. Москвы  протоиерей Леонид Ролдугин ; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси  иеромонах Антоний (Севрюк) , клирики храма и московское духовенство. На богослужении присутствовал префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Ломакин. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Максима Боброва, учащегося Московской духовной семинарии, клирика Покровского храма  МДАиС . По окончании Божественной литургии Святейшего Патриарха приветствовал протоиерей Леонид Ролдугин. Отец настоятель, в частности, отметил, что храм Рождества Христова в Измайлове не был закрыт в годы гонений на Церковь и «по его святыням можно изучать историю и культуру России». В память о богослужении отец Леонид преподнес Его Святейшеству список главной святыни храма — Иерусалимской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к богомольцам с  Первосвятительским словом . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1382818.ht...

Измайловское кладбище (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Измайловское кладбище (Москва) находится в Восточном административном округе города Москвы. Содержание История [ править править код ] Основано в 1672 году. Находилось около села Измайлово, известного с середины XVI века как вотчина шурина Ивана IV Никиты Романовича Юрьева. В 1676 году на месте старой деревянной церкви возведён каменный храм Рождества Христова, выдержанный в стиле позднего узорочья. В 1761 году к нему была пристроена колокольня в стиле барокко. В церкви хранятся икона Иерусалимской Божьей Матери, иконы великомученика и целителя Пантелеймона, Алексия Человека Божия, Марии Египетской (все — XVII—XVIII вв.), частица мощей Иоасафа Белгородского. Храм окружает кирпичная ограда со Святыми воротами, сооружённая в стиле барокко во второй половине XVIII века. Измайловское кладбище вошло в состав московских кладбищ в 1935 году. В начале 1960-х годов северная часть кладбища была уничтожена при прокладке трассы Сиреневого бульвара. Площадь кладбища: 3 га На кладбище находятся почитаемые места погребения христианских подвижников благочестия: Храмы [ править править код ] Храм Рождества Христова в Измайлово (Москва) — православный храм Рождественского благочиния Московской епархии, памятник архитектуры. Церковь освящена в 1676 году патриархом Иоакимом, являлась (наряду с Покровской церковью и ныне разрушенной церковью царевича Иоасафа) храмом царской резиденции Измайлово. Деревянный шатровый храм в Новой слободе Измайлова был построен царскими стрельцами летом 1664 г., каменный храм в стиле «русского узорочья» воздвигнут артелью костромских зодчих (подрядчик Спиридон Харламов) взамен деревянного попечением царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, освящен Великим чином в 1676 г. Патриархом Иоакимом. Святыни Адрес: 105122, Россия, город Москва, проезд Измайловский, 28 Телефон: +7 (915) 177-01-20 , +7 (915) 109-59-56 Электронная почта: info@hrhi.ru Сайт: http://hrhi.ru/ Проезд на общественном транспорте: от станции метро «Преображенская площадь» автобус 230 до остановки «Школа»; от ст. метро «Измайловская» автобус 34 до остановки «Измайловский проезд». Подробнее... Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Измайловское_к...

«В 168-м году», – читаем в одном документе, – «великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич… указал по именному своему… указу сделать в Оружейной Палате в церковь преподобного царевича Иоасафа, что в Московском уезде, в его государеве дворцовом селе Измайлове иконостас флемованный с дорожники со святым иконам к деисусом, праздником и пророком и позолотить и посеребрить листовым сусальным золотом и серебром и разными цветными красками да в тое же церковь написать три иконы местные – образ Всех Святых, образ святого великомученика Феодора Стратилата, образ царевича Иоасафа. Сей именной указ приказал записать Алексей Тимофеевич Лихачев. И те три иконы местные образы Всех Святых» (конечно, в церковь этого имени), «святого великомученика Феодора Стратилата и преподобного царевича Иоасафа написали добрым мастерством ярославские иконописцы Дмитрий Семёнов со товарищи, а за письмо от тех икон – за золото, серебро и разные краски всякие – денег 13 рублей» 37 . Доски для иконостаса приготовляли в Москве в набережных хоромах 38 . Иконостас гладкий с дорожниками флемованными делали резного дела мастера Клим Михайлов 39 , Евтихий Семёнов, дворцовые плотники Калинка Иванов, деревянного дела токарь Евсютка Антонов 40 , станочные мастера Гришка Ермолин и Ивашка Терентьев 41 , резчики – Степан Зиновьев 42 , и Герасим Окулов 43 , последний точил базы, капители и тумбы 44 . Живописцы Дорофей Ермолаев и Андрей Павлов и живописного письма Ивана Салтыкова кормовые ученики первой статьи – Лазарь Иванов, второй Матюшка Рыткин, Афонька Филиппов, третей – Алёшка Иванов 45 и живописного же письма Ивана Безмина кормовые ученики второй статьи – Ивашка Чубаров и третьей – Микитка Полсухин с товарищами 46 серебрили, золотили и расписывали резными красками иконостас флемованный 47 . Жалованный иконописец Василий Колмогор олифил северные и южные двери 48 , с обеих сторон которых, красками «по черепашному» писал живописного письма ученик Сава Яковлев Арап 49 с товарищами. У торгового человека иконного ряда Симона Фёдорова куплены были царские двери прорезные золоченые, расписанные разными красками, с сенью и столпцами резными 50 . Живописного письма ученики – Матюшка Фёдоров 51 и Сава Яковлев Арап 52 писали по серебру разными красками восемь херувимов. Ярославский кормовой иконописец Семён Иванов на кресте «писал образ – Снятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» 53 . Живописного письма ученик Сава Яковлев Арап с товарищами клеил и писал по черепашному аспидом перегородку, что между церковью и трапезою 54 . Железного прорезного дела мастер Павел Горбун лудил восемь помочей железных больших к лампадам перед иконами 55 . В церкви ставят паникадило 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Измайловская Иерусалимская икона особо прославилась исцелениями во время страшной чумной эпидемии в Москве в 1771 году. После этого ее стали почитать чудотворной. А в сентябре 1866 года она помогла остановить холерную эпидемию, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители южных окраин Москвы попросили отпустить к ним эту икону для совершения молебнов и вознесения общей молитвы перед ней. В особом ковчеге на руках чудотворный образ пронесли с крестным ходом из Измайлова через Коломенское, Нагатино, Новинки и Дьяково, где перед ней беспрестанно совершались молебны, после чего эпидемия остановилась. Более того, в селе Дьякове близ Коломенского в день пребывания святыни чудесно исцелилась от слепоты семилетняя крестьянская девочка, из семьи старообрядцев, которую мать втайне от родных привела поклониться православной чудотворной иконе и сама усердно помолилась перед ней. На глазах у девочки появились слезы, а потом она прозрела. После этого многие старообрядцы поклонились иконе, дав обещание вернуться в Православную Церковь. Престольный праздник собора Измайлова приходится на осеннюю пору, считавшуюся лучшим временем для совершения свадеб. Осенью сюда всегда приезжали царевны и по традиции молились в Покровском соборе о счастливом замужестве. По старинному поверью, такая девичья молитва будет услышана Пресвятой Богородицей, если молитвенница вознесет ее именно в Покровской церкви и затеплит свечу перед храмовым образом. А ведь царевны были обыкновенными девушками. Измайловская летопись Царь Федор Алексеевич, имевший великую охоту к строительству, принялся сооружать в Измайлове обширный новый государев двор с хоромами. Тогда был построен, еще более причудливый деревянный дворец с резными крыльцами и резными гребнями, украсившими его кровли. В 1678 году царь основал при этом дворце деревянную домовую церковь святого Иоасафа, царевича Индийского. По одной из версий, этот святой был небесным покровителем недавно почившего патриарха Иоасафа II, в честь чего и появились в Москве два посвященных ему храма – в Измайлове и в Новодевичьем монастыре.

http://pravoslavie.ru/3688.html

Рождественская седмиглавая церковь 17 века, с пределами во имя явления Казанской иконы Богоматери и св. Николая, менее известна в архелогической литературе, чем Покровский храм, а также церкви Иоасафа Царевича Индийского и Всех Святых. Так, покойный археолог И.М. Снегирев в своей статье «Дворцовое царское село Измайлово» (помещена в «Русских достопамятностях» изд. А. Мартынова , т.2. М.1877. см. стр. 18), сообщает о Рождественской церкви лишь небольшую выписку из расходной книги Тайного Приказа о плотничных работах в 1665г. в этой церкви и о покупке для последней колоколов. За любезное содействие нам в осмотре древностей храма, со стороны местного батюшки, усердно помогавшего нам рассматривать иконы, особенно находящиеся в верхних ярусах иконостаса, – считаем приятным долгом принести ему нашу искреннюю благодарность. 7 мая 1733-го года управитель села Измайлова Яков Нармоцкий доносил в Дворцовую Канцелярию, что «в дворцовом селе Измайлове приходская каменная церковь во имя Рождества Христова да два предела, – предел Пресвятой Богородицы Казанской да чудотворца Николая, и во оной церкви и в пределах иконы праздников, пророков и праотцов весьма обветшали, и краски полиняли». Дворцовая канцелярия поручила архитектору Ивану Мордвинову осмотреть церковь и составить смету на ее исправление. Мордвинов, однако, заявил, что «хотя оное осмотреть он может, токмо помянутое к их должности не касается, а надлежит для того осмотру послать иконописцев и живописцев». Смета на реставрацию икон была сделана 30 августа 1734г. иконописцем Яковом Поспеловым. Для починки и письма икон потребовалось: золото красное, серебро, бакан виницейский, голубец, киноварь, крутик, белила, шижгель, умра, черлень псковская, сажа, вохра светлая, толстуха, аспид, левкас, вино, рыбий клей, раковины, 10 пар зубков, хвощ, мездринный клей, ветошки, холст и проч. Реставрацию икон производил за 200 руб. в 1735 году цеховой иконописец Петр Ив. Пискулин. Следующий перечень икон, составленный Поспеловым, указывает, какие из них были починены и какие переписаны вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Сейчас икона находится в местном ряду иконостаса Казанского придела. Во второй половине XVIII в. были проведены и другие работы в Рождественском храме: вложены новые антиминсы (1762), исправлены престолы в центральном храме Рождества Христова и левом приделе святителя Николая Чудотворца (1782-1783). Последний был освящен чином Малого освящения 3 декабря 1783 г. священником Василием Ивановым с диаконом Иваном Афанасьевым, а Рождественский - «чредным» священником Архангельского собора Московского Кремля Дмитрием Ильиным с протодиаконом Василием Гавриловым. В 1771 г. произошло чудесное прославление Измайловского списка с Иерусалимской иконы Божией Матери. Образ, с которого был сделан этот список, находился в Успенском соборе московского Кремля. Он был утрачен во время наполеоновского нашествия. Два его списка, Измайловский и Бронницкий, прославились многочисленными чудесами в Московской губернии и далеко за ее приделами. Измайловский список был создан в 1679 г. для собора Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове. Когда в 1771 г. началось сильное моровое поветрие, унесшее жизнь многих москвичей, перед этим образом стали совершать ежедневные молебны, после которых икону поднимали и обносили вокруг села. Благодаря заступничеству Божией Матери и попечением управителя села Ивана Савича Брыкина (1706-1821), расставившего вокруг села карантины и принявшего строгие меры в борьбе с эпидемией, чума миновала село Измайлово. В то же время многие измайловские крестьяне, находившиеся на заработках в Москве и подмосковных фабриках, умерли от чумы. С этого времени отмечается особое почитание чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской в селе Измайлове и Московском уезде. Ежегодно на день ее памяти образ ставили в специальный ковчег, который поднимали 8 человек, и обносили его крестным ходом вокруг села. Возможно, в связи с явлением чудес от Иерусалимского образа Богородицы прихожане храма Рождества Христова заказали список с нее. Тогда еще никто не предполагал, что вскоре сам чудотворный образ будет перенесен в Рождественский храм. Это произошло благодаря тому, что оба храма на Измайловском острове оказались в аварийном состоянии. Церковь преподобного Иоасафа царевича Индийского была закрыта уже к концу XVIII в., после удара молнии в главу храма. В Покровском соборе прекратилось регулярное совершение богослужений. Поэтому в 1804 г. чудотворный образ Иерусалимской иконы Божией Матери был перенесен из Покровского собора в церковь Рождества Христова и установлен перед правым клиросом центрального храма.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Это было первое за 200 лет служение в церкви Московского митрополита.  Революционные события 1917 г. далеко не сразу затронули приходскую жизнь храма Рождества Христова в Измайлове. На основании Декрета об отделении церкви от государства (1918 г.), приход лишился церковно-приходской школы, а духовенство перестало вести занятия: по Закону Божию в Измайловском земском начальном училище. Тем не менее, дети продолжали приходить в храм и даже пели в церковном хоре. В храме сохранялся крепкий приход, члены которого летом 1922 г. просили о передаче в их пользование закрытых еще в 1918-1919 г.г. Покровского собора и церкви преподобного царевича Иоасафа Индийского на Измайловском острове и даже «ручались в достойном их содержании». Настоятель Рождественского храма протоиерей Михаил Волков вместе с прихожанами в 1918 г. перенес чудотворный Иерусалимский образ Богородицы из Покровского собора в церковь Рождества Христова и поставил икону рядом с ее списком в центральном храме. 4 мая 1922 г. в храме Рождества Христова было проведено изъятие ценностей. Ее осуществили Шокин и Филиппов при участии трех представителей ячейки большевистской партии 5-го Инженерного батальона, стоявшего в корпусах богадельни на Измайловском острове. К этому времени измайловские жители были осведомлены, что никакое сопротивление прихожан не может остановить членов комиссий по изъятию церковных ценностей, руководствовавшихся призывом В.И.Ленина «дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий». В храм Рождества были допущены настоятель протоиерей Михаил Волков и двое членов общины Павел Михайлович Таразанов и Сергей Федорович Тюрин. Всего было изъято 196 предметов: 51 серебряная риза, 80 венцов с икон, дарохранительница, два комплекта богослужебных сосудов, серебряные углы с Евангелий, 3 кадила, напрестольные и нательные кресты, 18 лампад и другие предметы. Присутствовавший при этом эксперт Музейного отдела Главнауки Ф.Ф.

http://sobory.ru/article/?object=03247

Над тремя воротами башни видны еще места для образов, коими они осенялись. Здание это составляет собственно три яруса, коих аттик опоясан разноцветными кахелями; над третьим по углам выступают четыре печные трубы. В нижнем жилье прежде помещались священно- и церковнослужители собора; в среднем находится под коробовыми сводами палата, где по три окна с провесами, на восточной и северной сторонах и по одному на южной и западной. Палата эта слывет в предании думною и сенатскою, поэтому что, во время пребывания здесь Царей, собиралась в ней боярская дума, а при Императорах Петре I и II, при Императрицах Анне и Елисаветы бывало присутствие Сената. Если верить местному преданию, то здесь будто Царь Алексий Михайлович писал Уложение. В верхнем этаже башни висят колокола, по большей части, времен Императрицы Елисаветы Петровны. Над ним шатер, увенчанный Российским гербом. От этой башни к собору и дворцу прежде вел каменный мост с парапетами, украшенный узорочными кахелями и резными камнями. Другой башни давно уже не существует; из ее материалов сооружена церковь в соседнем селе Ивановском. Остатки обширного Царского дворца на острову еще и доныне уцелели; он обнесен был каменной оградой, в коей устроены жилые покои под сводами для придворных служителей, поварни, приспешни, медоварни, пивоварни, винный завод и запасные погреба, где хранились Фряжские вина и разные напитки. На большой двор, длиною и шириною около ста сажен, ведут семь каменных ворот, из коих над восточными и западными, как главными, возвышаются палатки с каменными перилами и шатровыми верхами, где прежде были Голландские часы с курантами. Около ворот стояли каменные гауптвахты на столбах. Башня в селе Измайлове На южной стороне двора сооружена каменная двухъярусная церковь , о трех главах: верхняя во имя Св. Иоасафа Царевича, а исподняя в честь Всех Святых. О времени их сооружения свидетельствуют две медные доски, найденные под престолами, с следующими надписями: 1) «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа основася сия церковь в честь и память Преподобнаго Отца Царя Иоасафа Индийскаго, при державе Великаго Государя Царя и великаго Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца, и при Святейшем Иоакиме Патриархе Московском и всея Росии, и положены суть мощи Святых Мучеников: Священномученика Игнатия Богоносца , Святаго мученика Мины, Святаго Мученика Гавриила Египтянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010