6 . Монахиня Павла (Федорова) из Москвы, живет в своем доме, в котором две комнаты и кладовая; имеет послушницу Татьяну Стефанову Вилкову, Владимирской губ 2 7 . Монахиня Евпраксия (Стройкова), Самарской губ., живет в своем доме, в котором одна комната, коридор и кухня 1 8 . Монахиня Митрофания, Волынской губ., живет в своем доме, в котором две комнаты, коридор и кухня. Одну комнату нанимает Анна Петрова Фомина, Самарской губ 2 9 . Феодосия Васильева Безмогоричная, Воронежской губ., и Матрона Маркова Дубянская, Херсонской губернии – имеют вместе один дом, в котором две комнаты, коридор и кухня 2 10 . Анна Стефанова Попова, Воронежской губ., и Евдокия Панфиловна Микульчина, Тамбовской губ., имеют вместе один дом, в котором одна комната 2 11 . Монахиня Флавиана, Воронежской губ., живет в своем доме, в котором четыре комнаты, коридор и кухня; имеет послушницу Наталию Акиндиеву, Кубанской области, и одну квартирующую – Александру 3 12 . Параскева Андреева Миханова, Самарской губ., и Евдокия Николаева Квасникова, Московской губ., имеют вместе один дом, в котором четыре комнаты и две кухни. Евдокия Квасникова имеет послушницу Дарию, Рязанской губ 3 13 . Надежда Кузьмина Пажитнова, Тамбовской губ., и Евдокия Стефанова Натаева, Тульской губ., имеют вместе один дом, в котором четыре комнаты и две кухни. Евдокия Натаева имеет послушницу Пелагию 3 14 . Казенный дом, в котором четыре комнаты, кухня и три кладовые. В доме живут клирошанки: монахиня Серафима и послушницы Александра, Евфимия, Параскева и Евдокия 5 15 . Евдокия Федорова Куникова, Херсонской губ., живет в своем доме, в котором две комнаты и коридор. Имеет одну квартирующую – Евдокию 2 16 . Ирина Стефанова Медведева, Ставропольской губ., живет в своем доме, в котором одна комната и коридор 1 17 . Анна Терентиева Кутерева, Тамбовской губ., и Анастасия Тимофеева Яковлева, Харьковской губ., живут в казенном доме, в котором четыре комнаты и кладовая 2 18 . Харитина Стефанова Лосева, Курской губ., живет в своем доме, в котором две комнаты и коридор 1

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

12. Параскева Андреева Миханова, Самарской губ., и Евдокия Николаева Квасникова, Московской губ., имеют вместе один дом, в котором четыре комнаты и две кухни. Евдокия Квасникова имеет послушницу Дарию, Рязанской губернии 13. Надежда Кузьмина Пажитнова, Тамбовской губ., и Евдокия Стефанова Натаева, Тульской губ., имеют вместе один дом, в котором четыре комнаты и две кухни. Евдокия Натаева имеет послушницу Пелагию 14. Казённый дом, в котором четыре комнаты, кухня и три кладовые. В доме живут клирошанки: монахиня Серафима и послушницы Александра, Евфимия, Параскева и Евдокия 15. Евдокия Феодоровна Куникова, Херсонской губ., живёт в своём доме, в котором две комнаты и коридор. Имеет одну квартирующую – Евдокию 16. Ирина Стефанова Медведева, Ставропольской губ., живёт в своём доме, в котором одна комната и коридор 17. Анна Терентиева Кутерева, Тамбовской губ., и Анастасия Тимофеева Яковлева, Харьковской губ., живут в казённом доме, в котором четыре комнаты и кладовая 18. Харитина Стефанова Лосева, Курской губ., живёт в своём доме, в котором две комнаты и коридор 20. Дом, в котором нижний этаж казённый, имеет три комнаты, в которых живёт монахиня Валерия, Волынской губ., а верхний этаж – иеродиакон Миссии Виссарион, имеет шесть комнат, кухню и коридор; всех живущих во всем доме 21. Анастасия Ильина Силина, Ставропольской губ., живёт в своём доме, в котором две комнаты, коридор и кухня. Другая половина этого дома казённая, имеет три комнаты, в которых живут: Екатерина Селиванова, Новгородской губ., Евдокия Антипова Липанка, Пензенской губ., и Ксения Иванова Минакова, всех живущих во всем доме 22. Дом умершего Архимандрита Антонина занимает гречанка София Константинова, в доме четыре комнаты, кухня и 23. Мария Александрова Фомичёва, Полтавской губ., и Пелагия Фёдорова, Астраханской губ., имеют вместе один дом, в котором две комнаты и две кухни. Мария Фомичёва имеет послушницу Параскеву, Полтавской губ., и одну квартирующую – Татьяну Миронову Козлищеву, Каменец-Подольской губ

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

19 . Александра Иванова Тарелкина, Области Войска Донского, живет в своем доме, в котором две комнаты и кухня 1 20 . Дом, в котором нижний этаж казенный, имеет три комнаты, в которых живет монахиня Валерия, Волынской губ., а верхний этаж – иеродиакон Миссии Виссарион, имеют шесть комнат, кухню и коридор, всех живущих во всем доме 4 21 . Анастасия Ильина Силина, Ставропольской губ., живет в своем доме, в котором две комнаты, коридор и кухня. Другая половина этого дома казенная, имеет три комнаты, в которых живут: Екатерина Селиванова, Новгородской губ., Евдокия Антипова Липанка, Пензенской губ., и Ксения Иванова Минакова, всех живущих во всем доме 4 22 . Дом умершего архимандрита Антонина занимает гречанка София Константинова , в доме четыре комнаты, кухня и баня 1 23 . Мария Александрова Фомичева, Полтавской губ., и Пелагия Федорова, Астраханской губ., имеют вместе один дом, в котором две комнаты и две кухни. Мария Фомичева имеет послушницу Параскеву, Полтавской губ., и одну квартирующую – Татьяну Миронову Козлищеву, Каменец-Подольской губ. 4 24 . Монахиня Иннокентия (Лимарева) из Киевского Фроловского монастыря, живет в своем доме, в котором четыре комнаты 1 25 . Монахиня Антонина (Шатилова), Уфимской губ., и монахиня Захария (Тимонова), Томской губ., имеют вместе один дом, в котором пять комнат, кухня, коридор и кладовая; при них живут две послушницы Мария и Елисавета 4 26 . Ксения Василиева Макарова, Самарской губ., живет в своем доме, в котором четыре комнаты, коридор и кухня. Имеет послушницу Александру, Самарской губ., и двух квартирующих: Параскеву, Тамбовской губ., и монахиню Евуллу, Самарской губ. 4 27 . Феврония Андреева Черемисинова, живет в своем доме, в котором четыре комнаты, коридор и кухня 1 28 . Иулиана Иванова Когачева, Черниговской губ., и Мария Симонова имеют вместе один дом, в котором две комнаты и кухня 2 29 . Агафия Афанасиева Раковская, Самарской губ., и Параскева и Татьяна Дмитриевы Пегалевы, имеют вместе один дом, в котором четыре комнаты и кухня. У них квартирует Татьяна Алексеева Лискова, Рязанской губернии 4

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Апостолов Петра и Павла, устроена в 1858 году. 4) В Екатерининском институте, во имя Св. Великомученицы Екатерины, устроена в 1805 году. 5) В Институте слепых, во имя Всемилостив. Спаса, исцелившего слепорожденного, устроена в 1833 году. 6) В Мариинской больнице для бедных, во имя св. Апостола Павла, устроена в 1805 году. 7) В глазной лечебнице, что в Моховой улице, во имя Святителя Николая, устроена в 1829 году. б) в домах правительственных и частных лиц, где служение совершается священниками, особо при сих церквах состоящими: 8) В доме министра двора Его Императорского Величества, во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, устроена в 1812 году. 9) В доме графини Кушелевой, во имя Святителя Николая, устроена в 1856 году. в) в домах, где служение совершается сторонними священниками: 10) в доме Министерства Юстиции во имя Всемилостив. Спаса, устроена в 1819 году. 11) В доме графа Шереметева, во имя Св. Великомученицы Варвары, устроена в 1733 году. 12) В доме графа Апраксина, во имя Казанской Божьей Матери, устроена в 1819 году. 13) В доме княгини Васильчиковой, во имя Спаса Нерукотворного образа, устроена в 1835 году. 14) В доме графини Протасовой, во имя Собора Пресвятой Богородицы, устроена в 1856 году. 15) В доме графини Де-Шево, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, устроена в 1861 году. Кроме домовых церквей в Симеоновском приходе на Моховой улице близ Пантелеймоновой, находится часовня Череменецкого Иоанна-Богословского монастыря, которая построена с разрешения Его Высокопреосвященства в 1864 г. на сборы от доброхотных дателей, и освящена 3-го января 1865 года, а земля для построения оной дана бывшим соседним домовладельцем, купцом Турановым. XI. Благотворительные учреждения при церкви Вместе с построением церкви в 1734 г. на основании Сенатского Указа от 19 мая 1733 г. о построении из Канцелярии строений С.-Петербурге при церквах богаделен на 20 человек в каждой, была устроена и при Симеоновской церкви такая богадельня, то есть, деревянная изба с сенями, и первая была помещена в нее, как видно из указа от Конторы ново-учрежденной Государственной Камер-Коллегии от 13 марта 1734 года на имя священника Симеоновской церкви Иоанна Абрамова, солдатская жена Ирина Кузьмина, которую велено было определить в ново-построенную при церкви богадельню, как только она в совершенство построена будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В период между двумя мировыми войнами жизнь потсдамской общины оставалась неопределенной. Однако, в 1945 году она снова обрела священника в лице Николая Маркевича. Духовный попечитель получил дом рядом с церковью и руководил духовной общиной на протяжении 20 лет. После его смерти место священника общины оставалось свободным. Николай Маркевич (1889–1968) и его супруга Мария (1901-1976) похоронены на церковном кладбище. В последующие годы время от времени божественную службу проводил приезжающий священник, однако с 1986 года уже на постоянной основе исполняет эти обязанности Анатолий Коляда. Сегодня потсдамская православная община состоит из русских, сербов, румын, немцев. Здание церкви считается наиболее старой в Западной Европе русской церковной постройкой. http://www.hrono.info/proekty/romanov/2rc20.php Политические и родственные связи между русским и прусским двором начинаются в XVIII веке, при Петре Великом, которому в 1716 Король Фридрих-Вильгельм I подарил знаменитую янтарную комнату. В ответ царь прислал 55 рослых русских гренадер вместе с их семьями для гвардейского батальона Короля. И позднее в прусскую гвардию присылали великанов из России. Они квартировали под Берлином, в Потсдаме, летней королевской резиденции. Для богослужений к этим солдатам приезжал русский священник из Берлина, а весной 1734 из Александро-Невского монастыря был командирован о. Василий Щербацкий, который 31 марта 1734, в присутствии королевской семьи, освятил в двухэтажном деревянном доме, у канала, православную церковь свв. Симеона и Анны. Но через шесть лет этот настоятель умер, и служить снова стал священник из Берлина. Так как в 1746–1763 из-за войн богослужений не было, то в 1765 здание церкви король отдал под театр. После этого оставшиеся русские, служа мирским чином, собирались для молитвы в доме купца Люттиха на Линденштрасе. В 1790 их было всего 20 человек, но в 1805 остался только инвалид Стефан, хранивший церковную утварь, которую три года спустя пришлось передать в магистрат.

http://sobory.ru/article/?object=11358

Преподавание шло хорошо, несмотря на то что у нас не было никаких учебников, мы просто записывали лекции. В библиотеке было несколько учебников по катехизису - только и всего. Библиотекарем был мой однокурсник Владимир Киреев, выпускник Ташкентского востоковедческого университета. Он был инвалид войны, потому не стал священником. Несколько раз я встречал его после выпуска на Московской - вроде бы он чинил велосипеды. Семинарское здание стояло на Посадской (бывшая Кирпичная) и Университетской, а общежитие располагалось в доме на Мичурина и Валовой. Там одно время жил епископ Борис, и нижний этаж был Крестовым храмом в честь святителя Феодосия Черниговского, где владыка служил по определенным дням. А когда семинарию открыли, Владыка отдал этот дом под общежитие, а сам переехал к своей маме, которая жила на Михайловской улице, сейчас Вавилова. Я бывал у него, маму его знал... Некоторые воспитанники жили в старом доме в районе Глебучева оврага, на улице Октябрьской - дом этот был куплен у священника Владимира Спиридонова. Ректор СПДС был протоиерей Иоанн Сокаль, впоследствии епископ Смоленский и Дорогобужский. Он остался вдовцом, принял монашество. Однако до него еще пост ректора занимал протоиерей Николай Черников. Помню, я ему достал академический значок у одной знакомой старушки, которая на Шевченко жила. Она была нашей соседкой по коммунальной квартире и однажды спросила меня: «Вы, я вижу, в церковь ходите... А я вдова священника, он в ссылке погиб. От него остался значок Духовной Академии, а я знаю, что отец Николай тоже Академию оканчивал - вы ему отдайте». Преподаватели у нас были старые, с солидным академическим образованием. Больше всего нравились нам лекции протоиерея Серафима Казновецкого - он преподавал церковный устав. Дали мне однажды тему для сочинения: «Устройство православного храма». Написал я на шести листах, получил пять баллов - но с комментарием отца Серафима: «В многоглаголании несть спасения». Преподаватель Яковлев был регентом правого хора в семинарском Серафимовском храме. Хор был необычайный... Певчих было два десятка человек, а звучали они как нынешние восемьдесят... Солировала там моя тетя, сестра отчима, Нина Федоровна Дьяконова.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Утро сегодня такое чудесное, сад полон цветами и туманом. Это от нашей реки такой туман поднялся. Днем будет жарко, можно будет свозить Танечку и Настеньку на речку и выкупать: они это любят. Для веселья и охраны возьмем с собой нашу собаку, французского бульдога Данилу. Его мы с Сашенькой в Москве на вокзале подобрали, когда возвращались из Мюнхена. Правило ко Святому Причастию я закончила, но в церковь идти рано. Девочки еще спят. Поэтому я достала тетрадь и решила именно сегодня дописать свою историю, пока в доме тишина: проснутся Татьянка с Настенькой, и бабушке покоя не будет. Если и сегодня, в десятую годовщину моей первой смерти, я эти записки не закончу, то когда же? Итак, на чем мы остановились… Я поехала в Россию сразу же, как только смогла ходить без костылей. В «Истории кино» Жоржа Салуля я нашла не только все документы Сашеньки, но и письмо от него к отцу, в конверте с обратным адресом. Приехала сюда и застала всех в страшном горе. Два года назад скончался отец Татьяны, священник нашей церкви. В один год умерла от лейкемии сама Татьяна и погиб в авиакатастрофе Сашин отец и мой муж Георгий. Двенадцатилетний мальчик-сирота остался в доме с бабушкой, вдовой попадьей, которая сама едва ходила. Соседи поговаривали уже о том, что надо бы пацана сдать в детский дом, а бабушку определить в дом престарелых. Деревенские кумушки разъяснили мне, что им, соседям, давно приглянулся разведенный покойным батюшкой прекрасный плодовый сад, а дом бабушка была готова продать за любые деньги, поскольку денег у нее совсем не было: какая могла быть пенсия у сельской попадьи в девяностом году? Кормились садом и огородом, но их надо обрабатывать. А кто это мог делать? Двенадцатилетний парнишка, бабушка-инвалид? Тут появляется неведомая родственница из Германии и все ставит вверх дном. Сашеньку я усыновила, ему даже фамилию менять не пришлось. Мы с ним сразу полюбили друг друга. Я его потому, что он был копия Георгия, такой же лопоухий. А он меня потому, что надо же было ему, мальчишке, растерявшемуся от горя, на кого-нибудь опереться. Вот он ко мне и прижался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В апреле 1936 г. владыка Афанасий был арестован в третий раз. Хотя официальные обвинения против него строились вокруг якобы существующих его контактов с Ватиканом и украинскими белогвардейцами, он сам пишет, что «на допросах речь велась исключительно о том, почему я, вернувшись из Туруханска, уклонился от участия в группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием». В 1945 г., сразу после избрания Алексия (Симанского) патриархом Московским и всея Руси, владыкой Афанасием и находящимися с ним в ссылке клириками было подписано призвание к возношению его имени как законного первоиерарха за богослужением, фактически означающему завершение «катакомбного» периода для признающих его авторитет непоминающих» 12 . Упоминает о нем он сам в письме патриарху, написанному через десять лет после этого 13 . Нельзя сказать, однако, что отношение владыки к церковным властям стало положительным: он не видел только более канонического основания уклоняться от вознесения имени Патриарха. В своем письме к «неустановленным лицам», то есть фактически к общине непоминающих, владыка Афанасий пишет: «Не дерзаю я сказать: “Не ходите в церковь ”, – хотя не осуждаю и тех, кто не ходит в храмы. Может быть, некоторые из современных священнослужителей грешнее обновленцев, но они ни ереси не проповедуют, ни раскола не создают. И потому у нас нет законных оснований резко отделяться от них. И я думаю: учение их, когда они учат доброму, надо слушать, благословение их, которое они преподают именем Божиим, надо принимать. А по делам их неправым не надо поступать. Будите убо мудри, яко змия, и цели, яко голуби ( Мф 10:16 )» 14 . Последний приговор владыки истекал в 1951 г., однако он оставался в Дубравлаге до 1954 г., а потом еще целый год пребывал в Зубово-Полянском доме инвалидов. Это было сделано под издевательской причиной, как пишет сам владыка, что «правительство в гуманной заботе о том, чтобы я, старик-инвалид, по выходе из лагеря не оказался бесприютным и беспризорным, берет меня под свое полное обеспечение и помещает в дом инвалидов. Какая нужда непроизводительно тратить народные средства на мое содержание в инвалидном доме, когда мои близкие берут меня на иждивение?» 15 . Возвращение из ссылок. Тутаев, Владимир и Петушки

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Роман Шапошников, г. Нижний Новгород На протяжении нескольких месяцев у меня очень болела рука, плечевой сустав, мышцы и кости. Мы живем вдвоем с мужем в своем доме, без коммунальных удобств. Муж – инвалид войны с черепным ранением, поэтому вся домашняя работа лежит на мне. Больная рука изматывала меня, особенно ночью, но я безропотно переносила все испытания. Да вот еще одна напасть: во время зимнего снегопада, поскользнувшись, упала, ушибла мышцы и кость больной руки, болезнь сильно обострилась, жизнь стала еще тяжелее. А в начале апреля, вернувшись из однодневной поездки в Симферополь, пришла внучка и совершенно неожиданно для меня подарила мне иконочку с частицей гроба святителя Луки. До этого я читала о нем в «Тавриде Православной», читала его книгу «Дух, душа, тело» и другие, прониклась к нему любовью и поклонением за его церковное и врачебное служение. Зная, что его мощи хранятся здесь, в Крыму, в Симферополе, собиралась поехать помолиться, да все было недосуг. В порыве радости от встречи с иконкой, которая мне представилась явно живой, такой родной, такой нужной, я обратилась к святителю Луке с теплой, искренней, сердечной молитвой. От всей души искренне радовалась, благодарила за то, что он будет теперь пребывать в моем доме и с его благодатью мне будет легче. Прочитала тропарь (на иконке), своими словами пожаловалась и попросила его исцелить мою болезнь, прижимая иконку к себе. Потом поставила иконочку в удобное место и ушла по своим делам, продолжать свою обычную домашнюю жизнь. Через несколько часов управилась, расслабилась и совсем неожиданно почувствовала, что моя рука исцелилась и совершенно не болит. Сразу я боялась об этом сказать своим близким (до такой степени была потрясена). Но вот прошло около месяца, я в полном здравии, безболезненно все делаю именно этой рукой. Постоянно, сердечно, искренне, СО слезами молюсь святителю Луке и благодарю его. Считаю грехом не сообщить о моем исцелении. Р. Б. Александра, прихожанка храма св. вмч. Екатерины, г. Феодосия

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Ведь по благословению матушки в житомирском доме престарелых был создан храм, и я там, в доме, также несла послушание, ухаживая за стариками и духовно их поддерживая. Их там причащали и исповедовали. А некоторых даже венчали. И такое было. Вот так матушка, сама инвалид с детства, помогала старикам, детям, юным». О прозорливости «Примеры прозорливости? Да их много, только матушка очень скрывала это. Как-то приехала к нам родственница, мужа моего родная сестра Капитолина. Вот матушка и спрашивает: " А что, Таня, Капитолина молится Богу? " - " Да, и очень хорошо молится. Псалтирь, акафисты читает, Евангелие, Апостол - все читает " . А матушка и говорит: " Терпи от нее все - ради спасения ее души " . Думаю, что мне от нее терпеть, она ж так хорошо ко мне относится. А позже я узнала, что Капитолина оказалась душевнобольной. Сначала это было едва заметно, потом ей стало хуже, и дошло до того, что однажды она кинула в меня топором и вообще возненавидела меня, не пускала в дом, чтобы я за ней ухаживала. А потом поленом так в меня швырнула, что оно в двух сантиметрах от виска пролетело. Ведь могла запросто меня убить. Но по молитвам матушки все обошлось. Сейчас она выздоровела душевно, но болеет физически: прикована к постели и требует ухода. Смотрю за ней, как матушка заповедовала; ради спасения ее души регулярно привожу батюшку, который соборует и причащает ее. Вот так матушка и ее вымолила». Откровение о монастыре «Вы спрашиваете, как она монастырь создавала? Мы ее как-то спросили, а она и говорит: " А у нас будет свой монастырь " . Откуда вы знаете, спрашиваем. А она и рассказала, как стояла на службе в церкви на Русском кладбище. Матушка задремала в колясочке и слышит ектению: " И об обители сей помолимся… " И так несколько раз. Хотя храм был кладбищенский, и никакой обители там не было. Вот и поняла она это как указание Божие. А потом начались многолетние ходатайства перед житомирскими властями. И был нам передан за городом, в лесу, в 1999 году заброшенный детский противотуберкулезный санаторий».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010