2) Таинство причащения совершается грешными священниками, а разве можно допуститъ, чтобы грешный священник мог претворить хлеб и вино в тело и кровь Христовы? Отв. Претворение хлеба и вина в тело и кровь Христовы совершается не Священником, а силой и действием Св. Духа; священник только молится, чтобы Господь ниспослал Духа Своего Святого на предлежащие дары, а затем, трижды знаменуя крестом эти дары, говорит: «сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего, а еже в чаше сей чествую кровь Христа Твоего, преложив (т. е. претворив) Духом Твоим Святым»; сила же и действие благодати Св. Духа не зависит от святости или греховности церковных пастырей. 3) Не о вашем ли причастии, замечают наиболее дерзкие и лукавые из сектантов, и не о вашей ли церкви в Откровении сказано: «И повел меня (ангел) в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камянми и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр. 17:3–5). – Отв. Нет. Из 18 ст. 17-й гл. Откровения видно, что в приведенных словах под женою разумеется «великий город, царствующий над земными царями». Таким великим городом был древний Рим, построенный на семи холмах (семь голов), владычествовший над 10 царствами (10 рогов), предавшийся роскоши (багряница и драгоценные камни) и распутству (мать блудницам) и упивавшийся кровью христиан в течение почти 3ОО лет, начиная с императора Домициана и кончая Дюклитианом. 588 10. О таинстве елеосвящения Православная Церковь признает елеосвящение таинством, так как в нем, по молитвам законопоставленных пресвитеров, через помазанье елеем подается больному христианину благодать Божия, врачующая душевные и телесные его немощи. Это таинство совершается над тяжко больными в силу той же власти, какую Иисус Христос даровал апостолам при отправлении на проповедь (Мф. 10:1,8) и, пользуясь которой, апостолы «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). От апостолов эта власть перешла к пресвитерам, почему ап. Иаков и говорит: «болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне,– и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

2 . Что нам беседовать? Мы всё равно не послушаем вас, а в какой вере были, в такой и останемся. Св. апостол Павел писал Коринфянам: «испытывайте самих себя, в вере ли вы?» ( 2Кор.13:5 ст.). Как же нам не побеседовать, как не испытать себя в истинной ли мы вере, – той вере, которую проповедал Сам Христос и Его святые апостолы. „Вера есть... дар Божий... ею же человек освящается и всею силою хранит вся, яже Господь подаде ему Церковию своею разумети, яже во Святем Евангелии писанное и не писанное», учит старая книга Филаретовский великий катехизис, на 11 листе. А на обороте 12 листа он же говорит: «Вера есть дар Божий, иже понуждает нас к Божественных словес послушанию... вера есть, егда Пречистых... Христовых Таин причащаемся и приемлем; тогда хлеб в самое тело и вино в самую Кровь... Христовы приемлем». «Веры иные не суть православные, говорит он далее на 21 листе, понеже не во словеси Божии утверждаются, ниже по преданию святых апостол... жительствуют... и бесы веруют, говорит он, и трепещут…» «Познати бо имут истинное учение о вере от Церкове Христовы и от учителей церковных», учит тот же катехизис на обор. 18 листа. «Кто от Бога, тот слушает слова Божии», говорит Спаситель в Евангелии ( Ин.8:47 ); мы же проповедуем не своё учение, а слово Божие. «Знающий Бога, слушает нас, кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему мы узнаём духа истины и духа заблуждения», говорит св. Иоанн Богослов ( 1Ин.4:6 ). «Непокорный непокорен не человеку, но Богу», говорит и св. апостол Павел к Фессалоникийцам ( 1Фес.5:12 ). Напротив, Господь заповедал в Евангелии слушать даже фарисеев: «всё, что велят вам соблюдать, соблюдайте, по делам же их не поступайте» ( Мф.23:8 ст.). 3 . Нам беседовать теперь некогда: мы заняты, надобно идти на работы. «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих», сказал Саситель, показывая преимущество духовного хлеба перед телесным ( Мф.4:4 ). «Марфа, Марфа... заботишься о многом; Мария же избрала благую часть...» ( Лк.10:41–42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

50. Не съедать в оклеветании брата своего Преподобный Иперехий сказал: " Хорошо есть мясо и пить вино и не съедать в оклеветании брата своего " . Конечно, пост нужен, но если человек постится и при этом предается злословию и клевете, то он постится не на пользу себе. Это не значит, что не нужно поститься, а значит, что не нужно клеветать и злословить. Блюди своих овец, а не чужих козлищ - не осуждай ближнего, иначе все внешние подвиги идут нам во вред. 51. Как поститься в гостях В Мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте (1 Кор. 10,27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: " Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного разочек пост нарушить " . И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее " идоложертвенным " , про которое апостол Павел сказал: " Не ешьте " . Зато, приходя к людям вовсе нецерковным, которые от души угощают нас, не имея намерения соблазнить нас, а просто не зная о наших правилах, мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим людей, которые, может быть, если бы услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

6.2. Второй вопрос: почему для отмщения избран народ лукавый? Второе вопрошание пророка (также имеющее целью обличить помышления современников) заключается в том, что халдеи, которые должны исполнить волю Божию, совершить наказание, более грешны, чем те, кого они придут наказывать за грехи. То, что делают они, гораздо более требует наказания, чем дела тех, кого они придут наказывать. Господь указывает на то, что каждый понесет ответственность за свои дела. То обстоятельство, что халдеи будут призваны для совершения суда над Израилем, еще их самих от этого суда не уводит. Ответ пророк должен записать, чтобы не только его современники его услышали, но и те, кого будут одолевать сомнения в последующих родах. « Отвечал мне Господь и сказал: “Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жить будет. Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою, как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь...” » (Авв. 2:2-6). Здесь звучат слова: праведный верою жив будет. Это еще одна ступень к новозаветному откровению. Это пророчество апостол Павел цитирует дословно в трех своих посланиях: к Римлянам, Галатам и к Евреям, указывая на них как на основу жизни новозаветной Церкви. Напротив, надменность, которая приводит человека к тому, что он отвергает веру в Бога и начинает жить по своим собственным законам, свою силу поставляет себе богом, не дает успокоения, не дает жизни, сводит во ад. «Кто оказывает сомнения предвещаниям, от Меня исходящим, тот недостоин Моего о нем попечения. А кто верует изрекаемому Мною, и сообразно с сею верою проходит жизнь, тот пожнет плоды жизни. Посему, зная это, с верою прими предвозвещаемое тебе о царе Вавилонском» т.30, с. 28]: « Как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы... » (Авв. 2:8) Непреложный закон, о котором говорили все пророки, остается в силе.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

6:5). Отращивание волос у современных православных священников и монахов имеет в себе точно ту же самую идею назорейства, то есть посвящения себя Богу (ст. 14-16). С 17 по 34 стих св. апостол обличает непорядки, происходившие у коринфян на вечерях любви. Как в первой христианской общине в Иерусалиме было все общее и все верующие сходились вместе, чтобы вкушать пищу за общим столом, так обычай этот долгое время еще сохранялся и поддерживался во всех древних христианских общинах. По окончании Богослужения и причащения Св. Христовых Тайн устраивалась для всех общая трапеза, причем богатые приносили яства, а бедные, ничего не имевшие, приглашались ими, и таким образом вкушали пищу все вместе. Это и были так называемые " вечери любви " . Апостол обличает коринфян прежде всего в том, что, когда они собираются в церковь, " между ними бывают разделения " , то есть что они делятся на группы, или по семьям, или по знакомствам, забывая бедных, чем разрушается самая цель установления этих " вечерь любви " . Располагая к благоговейному участию в вечерях любви, св. апостол говорит в стихах 23-32 об учреждении таинства Евхаристии, совершение которого обычно предшествовало вечерям любви. Это место положено по уставу читать на литургии Великого Четверга. Тут для нас особенно важны слова: " кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней " . Эти слова примечательны по их догматической важности: хлеб есть истинное Тело Христово, а вино — истинная Кровь Христова, а не только символы, как нечестиво учат крайние протестанты и сектанты. Поэтому и говорит дальше апостол: " да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей " — то есть желающий причаститься должен подготовить себя к этому испытанием совести и устранением препятствий к достойному причащению. Для этого в Православной Церкви и установлено перед причащением говение и исповедь. Это совершенно необходимо, ибо " кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем " (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/430622/

    Народ: «Аминь».    Поются стихиры на стиховне с припевами стихов: в субботу — 1 стих: «Господь царствует; Он облечен величием».    2. «Потому вселенная тверда, не подвигнется».    3. «Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни». (Пс. 92:1, 5).     В будни же — 1 стих: «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах. Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши к Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас».    2. «Помилуй нас, Господи, помилуй нас; ибо довольно мы насыщены презрением. Довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых» (Пс. 122:1-4).    «Слава и ныне»; богородичен и поется молитва Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил пред лицем всех народов, Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лук. 2:29-32). Трисвятое, «Пресвятая Троица…» и «Отче наш…».     Священник: «Ибо Твое есть царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь» и «Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего, ибо Ты родила Спасителя душ наших» (трижды).     В праздник тропарь, т. е. песнь, уясняющая ею сущность. При пении тропаря диакон или священник трижды кадит приготовленные для освящения хлебы.     Диакон: «Господу помолимся».     Народ: «Господи, помилуй».     Священник: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивший пять хлебов и насытивший пять тысяч, Сам, благослови эти хлебы, пшеницу, вино и елей, и умножь все это в нашем городе (селе, обители), в стране и во всем мире Твоем, и верующих, вкушающих от них и помазующихся им (елеем,) освяти. Ибо Ты, благословляющий и освящающий весь мир, Христе Боже наш, и Тебе воссылаем славу с Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков».     Народ: «Аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   «Один еврей шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.    Случайно тою дорогою шел еврейский священник. Он посмотрел на несчастного и прошел мимо.    Также и левит (еврейский церковный служитель) был на том месте; подошел, посмотрел и прошел мимо.    Затем, по той же дороге ехал самарянин. (Евреи презирали самарян так, что не садились с ними вместе за стол, даже старались не разговаривать с ними). Самарянин, увидев израненного еврея, сжалился над ним. Он подошел к нему, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино. Потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он дал хозяину гостиницы два динария (динарий — римская серебряная монета) и сказал: «позаботься о нем и, если издержишь больше этого, то я, когда возвращусь, отдам тебе».    После этого Иисус Христос спросил законника: «как думаешь ты, кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?»    Законник ответил: «оказавший ему милость, (то есть самарянин)».    Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай так же».    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки (Лк.10:29-37). о милосердном самарянине, кроме прямого и ясного смысла — о любви ко всякому ближнему, — имеет еще, как учат святые отцы, и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл.    Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, есть никто иной, как наш праотец Адам, а в лице его и все человечество. Не устояв в добре, лишившись райского блаженства, Адам и Ева вынуждены были покинуть «Иерусалим небесный» (рай) и удалиться на землю, где их сейчас же встретили бедствия и всевозможные невзгоды. Разбойники — это силы бесовские, которые позавидовали невинному состоянию человека и толкнули его на путь греха, лишив наших прародителей верности заповеди Божией (райской жизни). Раны — это язвы греховные, обессиливающие нас. Священник и левит, это закон, данный нам чрез Моисея и священство в лице Аарона, которые сами по себе не могли спасти человека. Под образом же милосердного самарянина следует разуметь Самого Иисуса Христа, Который для исцеления наших немощей, под видом масла и вина, дал нам новозаветный закон и благодать. Гостиница — это Церковь Божия, где есть все необходимое для нашего лечения, а гостинник — это пастыри и учители церковные, которым Господь поручил заботу о пасомых. Утренний выход самарянина — это явление Иисуса Христа после воскресения и Его вознесение, а два динария, данные гостиннику, — это Божественное Откровение, сохраняемое посредством Писания и Священного Предания. Наконец, обещание самарянина на обратном пути зайти опять в гостиницу для окончательного расчета, есть указание на второе пришествие Иисуса Христа на землю, когда Он «воздаст каждому по делам его» (Мф.16:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   Рассказана Христом в ответ на вопрос одного иудейского законника “кто мой ближний?” Законник знал ветхозаветную заповедь, повелевавшую любить ближних. Но поскольку он эту заповедь не исполнял, то хотел оправдаться тем, что он, дескать, не знал, кого следует считать ближним. Господь в ответ рассказал притчу, показав на примере милосердного самарянина, что не о том надо заботиться, чтобы уметь отличать своих от чужих, но о том, чтобы заставить себя быть ближним для тех, кто нуждается в помощи.     “Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою, и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих трех, думаешь ты, был ближним попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же” (Лк.10:30—37).    Опасаясь оказать помощь иноплеменнику, иудейские священник и левит прошли мимо своего соотечественника, попавшего в беду. Самарянин же, не размышляя о том, кто перед ним лежит — свой или чужой, помог несчастному и спас ему жизнь. Доброта самарянина проявилась и в том, что он не ограничился оказанием первой помощи, но позаботился и о дальнейшей судьбе несчастного и взял на себя, как расходы, так и хлопоты, связанные с его выздоровлением.    На примере доброго самарянина Господь учит нас на деле любить своих ближних, а не ограничиваться одними добрыми пожеланиями или выражением сочувствия. Не тот любит ближних, кто спокойно сидя дома, мечтает о широкой благотворительной деятельности, но тот, кто не жалея своего времени, сил и средств на деле помогает людям. Для помощи ближним нет необходимости составлять себе целую программу гуманитарной деятельности: большие планы не всегда удается осуществить. Ведь сама жизнь ежедневно дает нам возможность проявить любовь к людям в том, чтобы посетить больного; утешить скорбящего; помочь больному сходить к врачу, или оформить деловые бумаги; пожертвовать на бедных; принять участие в церковной или благотворительной деятельности; подать добрый совет; предотвратить ссору и так далее. Многие из этих добрых дел кажутся незначительными, но в течение жизни их может набраться много, целый духовный клад . Добрые дела — все равно, что регулярное откладывание малых сумм на сберегательный счет. На небе, как говорит Спаситель, они составят сокровище, которое моль не ест, ни воры не подкапывают и не украдут.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Андрей Кесарийский). Некоторые под этим " Ангелом " понимают проповедников Евангелия вообще. Другой Ангел возвещал падение Вавилона, под которым понимается обычно царство зла и греха в мире. Некоторые толкователи понимали под этим " Вавилоном " древний языческий Рим, напоявший все народы " вином блуда " , или идолопоклонства. Другие видят под этим символом лжехристианскую империю, а под " вином блуда " — ложное учение религии (ср. Иер. 51:7). Третий Ангел угрожал вечными муками всем тем, кто служит зверю и поклоняется ему и образу его, и примет начертание его на челе или руке. Под " вином ярости Божией " надо понимать тяжкие суды Божий, которые приводят людей в исступление и, подобно опьянелым, возмущают дух. В Палестине вино никогда не употребляется цельное, нерастворенное водой. Поэтому гнев Божий по своему сильному действию уподобляется здесь нерастворенному вину. Нечестивые будут подвергнуты вечным мучениям, а святые спасутся своим терпением. В то же время св. апостол услышал голос с неба, говоривший: " напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними " . " Небесный глас, — объясняет это св. Андрей, — не всех ублажает, но тех только, которые, умертвя себя для мира, умирают в Господе, носят в теле своем мертвость Иисусову и состраждут со Христом. Для сих исход из тела, воистину, есть успокоение от трудов " . Тут мы находим также еще лишнее свидетельство о значении добрых дел для спасения, отрицаемых протестантами (ст. 6-13). Взглянув на небо, св. апостол увидел сидящего на облаке Сына Божия в золотом венце и с серпом в руке. Ангелы возвестили Ему, что жатва готова и созрел уже виноград. Тогда " поверг сидящий на облаке серп Свой на землю, и земля была пожата " . Под этой " жатвой " надо разуметь кончину мира (ср. Мф. 13:39). В то же время Ангел поверг серп свой на землю и обрезал грозды винограда, " и бросил в великое точило гнева Божия " . Под " точилом гнева Божия " разумеется место наказания, уготованное диаволу и его ангелам.

http://sedmitza.ru/lib/text/430703/

Апостол Павел в послании к Коринфянам писал о Церкви, что «как тело одно, но имеет многие члены, так и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос. Ибо все мы одним духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12:12-13). А перед этим он описывает функции членов этого тела: «Каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается слово мудрости; другому слово знания тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7-11). И в послании к Ефесянам он формулирует отношение Церкви к Христу – она «есть Тело Его, полнота наполняющего все во всем» (Еф. 1:23). Поэтому вполне можно сделать вывод, что Гоббс сознательно писал о создании искусственного всечеловеческого тела как своего рода антицеркви. Характерно, что церковным таинствам философ уделяет внимание в той части «Левиафана», которая называется «О царстве тьмы». О Евхаристии же, которой строится Церковь как Тело Христово, он писал: «В своем указанном выше ежедневном акте священники делают то же самое, превращая святые слова в известный вид колдовства, которое не создает ничего нового для внешних чувств, и тем не менее они нагло настаивают на том, будто произнесенные ими слова обратили хлеб в человека, мало того – в Бога, и требуют, чтобы люди поклонялись этому хлебу, как если бы он был самим Христом, объединяющим в своем лице Бога и человека, что является вульгарным идолопоклонством» . В свое время в Советском Союзе были большие кампании по «разоблачению» таинства причащения. Имеющие ученые степени атеисты проводили анализ того, что представляет из себя вещество, которое верующие принимают в этом таинстве, и на основании этих опытов заявляли, что это не Тело и Кровь Христовы, а вино с водой и хлеб, то есть «церковники верующих обманывали». Здесь налицо полное непонимание таинства Евхаристии (причащения), установленного Господом Иисусом Христом, попытки увидеть в нем какой-то магический акт. А в этом таинстве осуществляется соединение христиан в Церковь, называемую Телом Христовым, единение причащающихся со Христом. И частицы Хлеба и Вина таинства становятся человеческими телом и кровью – в тех христианах, которые причастились, а те, в свою очередь, становятся членами Тела Христова. Бог во Христе соединился с материей, поэтому для установленного Им таинства Христос использовал ту материю, которая необходима человеку, чтобы жить, – не пить и не есть человек не может. Он соединяется таинственным образом с Хлебом и Вином Литургии, соединяя затем причастников в Единую Церковь.

http://bogoslov.ru/article/6024719

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010